Правительство Норвегии присоединилось к пакету санкций, ранее введенных Евросоюзом в отношении России.
Политолог рассказал, как РФ может ответить Норвегии за блокаду российских грузов
Россия внесла Норвегию в список государств, совершающих недружественные действия против российских дипломатов. Ранее премьер-министр Норвегии Йонас Гар Стере заявил, что приоритетом политики его правительства в отношении России должно быть поддержание крепких добрососедских отношений и сотрудничества с Москвой. Показать еще новости по вашему запросу. В норвежском Стурскуге обсудили вопросы сотрудничества России и Норвегии в 2023 году. Норвегия не сможет заместить Россию на европейском газовом рынке, заявил посол России в Осло Теймураз Рамишвили в беседе с РИА Новости. последние известия. И поэтому Норвегия, дружественная России, Америку не устраивает при сегодняшнем геополитическом раскладе вовсе.
Одной из причин объявления Норвегии недругом России сочли посягательство на Шпицберген
Правительство России включило Норвегию в список государств, совершающих недружественные действия против российских дипломатических и консульских представительств за рубежом, говорится в сообщении пресс-службы кабмина. самые актуальные и последние новости сегодня. Ранее премьер-министр Норвегии Йонас Гар Стере заявил, что приоритетом политики его правительства в отношении России должно быть поддержание крепких добрососедских отношений и сотрудничества с Москвой.
Правила въезда в Норвегию для россиян в 2024 году
Норвегия отклонила российскую заявку на пропуск грузов для поселков на Шпицбергене через единственный пропускной пункт на российско-норвежской границе Стурскуг, сообщил телеканал NRK со ссылкой на МИД страны. Норвегия продолжает портить отношения с Россией, демонстративно пригласив на 80-летие освобождения страны от нацистов Украину. Россия внесла Норвегию в список государств, совершающих недружественные действия против российских дипломатов. Статья Министра иностранных дел Российской Федерации а «Отношения России и Норвегии: общее прошлое и прагматичное будущее» для норвежской газеты «Афтенпостен», 23 октября 2019 года. В российский МИД сегодня вызвали двух европейских послов.
В МИД Норвегии сообщили, что страна заинтересована в дипсвязях с Россией
Ранее премьер-министр Норвегии Йонас Гар Стере заявил, что приоритетом политики его правительства в отношении России должно быть поддержание крепких добрососедских отношений и сотрудничества с Москвой. Россия и Норвегия на очередной 53-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству (СРНК, в российской делегации работал член Совета Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Сергей Сенников). Договор с Норвегией в России ратифицирован федеральным законом «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане» от 5 апреля. Между Норвегией и Россией существует давнее и широкое исследовательское сотрудничество в области живых морских ресурсов и экосистемы Баренцева моря, и стороны договорились о совместной норвежско-российской программе исследований на 2024 год. Российское правительство включило Норвегию в перечень государств, совершающих по отношению к РФ недружественные действия. Противостояние Норвегии против России началось осенью 2022 года, когда норвежские власти разрешили русским судам останавливаться лишь в портах Тромсё.
Добыча Мойвы в Баренцевом море вышла на рекордный уровень
Российским кинотеатрам порекомендовали отказаться. В Норвегии призвали готовиться к возможной войне с Россией. Российским кинотеатрам порекомендовали отказаться. В Норвегии призвали готовиться к возможной войне с Россией. самые актуальные и последние новости сегодня. Двухсторонние отношения России и Норвегии в настоящее время сведены к минимуму. Норвегия сегодня: важнейшие события, происшествия, новости политики и экономики.
Правительство России включило Норвегию в список недружественных государств
Несмотря на то, что трактат подписали 39 стран, по факту деятельность на острове вели только СССР потом — Россия и Норвегия. Карта архипелага Шпицберген Экономическим освоением островов в настоящее время занимается преимущественно Россия: подразделения компании «Арктикуголь» ведут добычу угля. Если раньше уголь вывозился, то по мере исчерпания запасов его добывается ровно столько, сколько нужно для поддержания жизнедеятельности поселений; у России на острове есть поселок Баренцбург; в советские времена СССР вел рыбный промысел у берегов Шпицбергена, но со временем он прекратился из-за усилий экологов. Впрочем, сейчас остров осваивает преимущественно норвежская сторона — например, с 1920-х годов острова стали базой полярной авиации, у Норвегии на Западном Шпицбергене есть несколько поселков, администрация, местная полиция, угольная компания, аэропорт, и даже международный университет на 350 студентов. Скандал 2022 года Шпицберген — демилитаризованная зона, к тому же на остров открыт доступ любому гражданину любой из 39 стран, подписавших Шпицбергенский трактат. Но все же фактический контроль над архипелагом и главное — островом Западный Шпицберген имеет Норвегия. У России на острове есть один поселок — Баренцбург, который с точки зрения экономики глубоко убыточный а Арктикуголь добывает лишь столько угля, сколько нужно поселку.
Еще есть поселок Пирамида, но там живет лишь до 10 человек. Развивать туризм на острове у российской стороны не получается зато это получается у Норвегии , и даже для доставки людей и грузов в Баренцбург российская сторона вынуждена пользоваться аэропортом Лонгийра. Но основной путь поставок грузов — морской. Грузы для российского Баренцбурга и для Арктикугля доставляются через сухопутную границу с Норвегией, затем через материковую территорию едут в порт на севере Норвегии. С этим маршрутом в июне возникли проблемы — компании Арктикуголь запретили перевозить грузы через КПП «Стурскуг» и материковую часть Норвегии.
Каждый десятый житель — либо с российским паспортом, либо с российскими корнями. Директор местного арт-пространства показала съемочной группе RTVI выставку к юбилею освобождения.
Любовь говорит, что хорошие отношения с россиянами здесь важнее геополитики. Любовь Кузовникова, директор арт-пространства Terminal B: «Когда в 2014 году начался процесс похолодания отношений между Россией и Западом в целом, и Норвегией в частности по причине принадлежности к разным военным альянсам, здесь продолжался business as usual, как мы говорим». Мэр Киркенеса поделился своими планами, как именно развивать бизнес за Полярным кругом. Норвегия должна сотрудничать с Россией и Китаем, чтобы развивать Северный морской путь. Он может стать самым популярным маршрутом между Азией и Европой». Но есть темы, которых мэр предпочитает не касаться. Например, интерес российских спецслужб к норвежцам, не только Фруде Бергу.
Независимый журналист Томас Нильсен ездил в Россию 25 лет, но теперь его не пускают. Томас Нильсен, редактор издания The Barents Observer: «В 2017 году неожиданно, когда я переходил границу, меня остановили сотрудники ФСБ и сказали с очень серьезными лицами, что я представляю угрозу для национальной безопасности и что поэтому мне запрещен въезд в Россию. Так что я был вынужден вернуться в Норвегию, и с тех пор, к сожалению, я не могу попасть ни в Мурманск, ни в другие города». Министр иностранных дел Норвегии на встрече с Сергеем Лавровым дала понять, что разногласия между двумя странами пока не исчерпаны. Ине Эриксен Сёрейде, министр иностранных дел Норвегии: «Норвежские военные проводят учения с представителями союзников с 1949 года. Это отнюдь не сюрприз для России, и Норвегия будет продолжать эту традицию. Мы не рассматриваем Россию как военную угрозу, но следим за развитием ее военного потенциала».
Как ожидается, Фруде Берг должен вернуться в Киркенес в результате трехстороннего обмена между Россией, Литвой и Норвегией. Политики заявляют, что дело Берга никак не влияет на отношения двух стран. Однако в приграничном регионе убеждены, что последствия будут.
Путина и Премьер-министра Норвегии Э. Сульберг, придавшая импульс связям на различных направлениях. Возобновляются контакты по линии профильных ведомств. К докризисному уровню возвращается товарооборот, расширяются приграничные и межрегиональные обмены. Рассчитываю, что совместными усилиями мы сможем вернуть отношения на поступательную траекторию. От этого выиграют как наши государства и граждане, так и евроарктический регион в целом.
Приобретенный в ходе Второй мировой войны бесценный опыт союзничества и сотрудничества в борьбе с преступной идеологией человеконенавистничества особенно востребован сегодня, когда мировое сообщество сталкивается с многочисленными опасными вызовами и угрозами, эффективно противодействовать которым можно только сообща. Россия давно и настойчиво призывает приступить к совместной работе по формированию в Евроатлантике и Евразии архитектуры равной и неделимой безопасности на прочной основе международного права, прежде всего, Устава ООН.
Решение об отнесении дна и недр в центральной части Баренцева моря за пределами 200 миль от побережья России до линии разграничения с Норвегией к национальному континентальному шельфу России принято Комиссией по внешней границе континентального шельфа при ООН далее — Комиссия 8 еще в 2002 году. При этом «передаваемые» Норвегией права и юрисдикция на самом деле имеют очень ограниченную сферу объекты применения. То есть объем прав и юрисдикции, а также сфера применения, «передаваемые» России, значительно меньше предписанных Конвенцией ООН 1982 года и Законом об ИЭЗ для исключительной экономической зоны и по этой причине не соответствуют ее «особому правовому режиму». Пункт 3 статьи 311 Конвенции ООН 1982 года гласит: «Два и более государств-участников могут заключать соглашения, изменяющие или приостанавливающие действие положений настоящей Конвенции и распространяющиеся только на отношения между ними, при условии, что такие соглашения не касаются тех положений, отступление от которых несовместимо с эффективным осуществлением объекта и цели настоящей Конвенции, и при условии также, что такие соглашения не затрагивают применения основных принципов, закрепленных в ней, и что положения таких соглашений не затрагивают осуществления другими государствами-участниками своих прав и выполнения ими своих обязательств по настоящей Конвенции».
Из этой юридической нормы следует, что права и юрисдикция России в отношении отдельных видов деятельности в «Специальном районе» в частности, на рыболовство и морские исследования в водной толще могут распространяться только на суда под норвежским флагом. Все остальные государства — участники Конвенции ООН 1982 года в «Специальном районе» имеют все права, предоставленные им этой конвенцией за пределами 200 морских миль от побережья России. Таким образом, «переданные» Норвегией права и юрисдикция имеют строгие ограничения и сильно отличаются от того объема прав и юрисдикции, которые предоставляются Конвенцией ООН 1982 года прибрежным государствам в их национальной исключительной экономической зоне до предела в 200 миль. Отсюда следует, что в «Специальном районе» должен действовать, соответственно, «специальный режим», который позволяет России применять часть суверенных прав или юрисдикции из исключительной экономической зоны к норвежским и только к ним юридическим и физическим лицам. Вполне понятно, что такой «специальный режим» не предусмотрен федеральным законодательством. Именно поэтому Россия в соответствии с п. То есть в федеральное законодательство, например в Закон об ИЭЗ, необходимо внести изменения, дав определение «Специального района», описав объем конкретных прав и юрисдикции России в этом районе указав по отношению к кому , права и обязательства отдельно Норвегии и отдельно других государств — участников Конвенции ООН 1982 года, а также определив прочие правила и обстоятельства, включая такие нюансы, как охрана и защита национальных интересов в этом районе уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.
Вполне очевидно, что такие изменения необходимо было бы внести как минимум одновременно с ратификацией Договора с Норвегией. Иначе получается, что Договор с Норвегией как бы «вступил в силу» с 7 июля 2011 года , но то, как исполнять положения о «Специальном районе» — в национальном законодательстве не прописано. И соответственно в этой части Договор с Норвегией не подлежит исполнению и применению. Не означает ли это, что такое заведомо предсказуемое неисполнение положений договора представляет собой ясно выраженный отказ России от соблюдения Договора с Норвегией? В соответствии с положениями федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. Это российское министерство организует переговорный процесс, руководит переговорами и готовит проекты международных соглашений. Договор с Норвегией подлежит обязательной ратификации пп.
И МИД России в соответствии со ст. При соответствующем представлении в Федеральное Собрание Российской Федерации МИД России был обязан в сопроводительных документах дать оценку возможных последствий его ратификации. Например, потребует ли ратификация данного международного договора дополнительного финансирования или внесения изменений в российское законодательство. В сопроводительных документах МИД России, касающихся ратификации Договора с Норвегией, говорится, что он «не потребует внесения изменений в законодательство Российской Федерации». А такая формулировка и представление МИДа о том, как должны исполняться положения этого международного договора, как было рассмотрено выше, противоречат положениям самого Договора с Норвегией. Предложения о заключении международных договоров Российской Федерации, устанавливающих иные правила по сравнению с теми, что предусмотрены законодательством Российской Федерации в данном случае «правила» для «Специального района» иные, чем предусмотренные законодательством для исключительной экономической зоны , представляются президенту Российской Федерации по согласованию с Минюстом России ст. Этого, видимо, сделано не было, и тем самым нарушен порядок представления и процедура ратификации Договора с Норвегией.
В свою очередь, это повлекло за собой нарушение положений ст. А как же быть с исполнением Договора с Норвегией в «Специальном районе»? Если использовать весь спектр суверенных прав и юрисдикции, предусмотренных для исключительной экономической зоны Российской Федерации в соответствии с п. А иные нормы и правила в нашем законодательстве до сих пор не прописаны. То есть здесь употреблено сослагательное наклонение, предусматривающее ситуацию, которая не существует в реальном мире и которая имеет гипотетическое значение. Автор полагает, что для договора, затрагивающего вопросы юрисдикции государства в прилегающих морских пространствах, сослагательные наклонения не могут применяться. В предыдущей статье 2 Договора с Норвегией говорится: «Каждая Сторона соблюдает линию разграничения морских пространств, установленную в статье 1, и не претендует, и не осуществляет какие-либо суверенные права или юрисдикцию прибрежного государства в морских пространствах за пределами этой линии».
Автор — не юрист, и потому ответ на вопрос, каким образом Норвегия умудрилась «передать» России «свои» суверенные права и юрисдикцию на российской стороне от линии разграничения, которые она не осуществляла и на которые не претендует, остается для него загадкой. Возможно, это некий юридический «задел на будущее», для грядущего очередного «компромисса» по аналогичной передаче уже самой Норвегии прав, которые Россия «иначе была бы вправе» осуществлять на норвежской стороне от линии разграничения в соответствии с положениями Договора о Шпицбергене 1920 года. Как бы то ни было, Закон о ратификации мало того что был принят с нарушением предусмотренной процедуры, так еще и содержит существенное нарушение императивной нормы международного права предел исключительной экономической зоны в 200 миль и уже тем самым ставит под сомнение «юридическую силу» Договора с Норвегией. Допущенные и неисправленные ошибки имеют «склонность» к расширению и размножению. Вот и в поданной 3 августа 2015 года генеральному секретарю ООН заявке России «Частичное пересмотренное представление Российской Федерации в Комиссию по границам континентального шельфа в отношении континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане»9, на подготовку которой государство потратило десятки миллиардов рублей, содержится существенное нарушение положений Договора с Норвегией, но обоснование этого нарушения — тема для другой статьи. Более того, в заявке содержится явное противоречие. Заявка является официальным представлением в ООН претензии государства на национальный континентальный шельф за пределами 200 миль от побережья.
Комиссия должна будет рассмотреть материалы, обосновывающие эту претензию России, и либо признать наличие такого шельфа в определенных границах, либо отклонить заявку. То есть шельф России за пределами 200 миль от ее побережья Комиссией еще не признан, но, согласно заявке России участок I , уже «разграничен» Договором с Норвегией. Однако вернемся к самому Договору с Норвегией. Континентальный шельф Согласно статьям 15, 74 и 83 Конвенции ООН 1982 года, государства могут разграничивать морские зоны, прилегающие к их побережью и находящиеся под их юрисдикцией в соответствии с положениями Конвенции ООН 1982 года и национального законодательства. Иными словами, государство может разграничить с соседним государством только то, чем оно реально и правомерно обладает и что подтверждается нормами международного общего и морского права. Это еще одна императивная норма международного права. В соответствии с положениями частей II и V Конвенции ООН 1982 года Россия априори правомочно обладает суверенитетом или суверенными правами в отношении четырех морских зон национальной юрисдикции внутренние морские воды, территориальное море, прилежащая зона и исключительная экономическая зона.
Все эти зоны декларированы также национальным законодательством. Самая обширная из этих зон — исключительная экономическая зона. Прибрежное государство имеет право установить ее внешнюю границу в одностороннем порядке на основании положений и норм Конвенции ООН 1982 года, но не имеет права распространить исключительную экономическую зону на расстояние, превышающее 200 морских миль от ближайших точек своего побережья. Национальная юрисдикция прибрежного государства на морскую зону за пределами 200 миль регламентируется положениями части VI Конвенции ООН 1982 года континентальный шельф. В соответствии с международным правом при определенных обстоятельствах, а именно при наличии, а главное — соответствующим образом признанных доказательств, что подводное продолжение сухопутной территории, так сказать, конвенционный континентальный шельф, простирается за пределы 200 миль, прибрежное государство может установить свою юрисдикцию на его продолжение до границ, определенных в соответствии с положениями Конвенции ООН 1982 года и признанных Комиссией. Согласно пункту 8 статьи 76 Конвенции ООН 1982 года, прибрежное государство, желающее определить внешние границы своего континентального шельфа за пределами 200 морских миль, представляет данные о таких границах, включая все необходимые результаты морских исследований и иные материалы, доказывающие наличие предполагаемого шельфа, в Комиссию, которая рассматривает поданную заявку и дает рекомендации прибрежному государству по вопросам установления такой границы. Только наличие признанного континентального шельфа за пределами 200 миль, границы которого установлены прибрежным государством на основе рекомендаций указанной Комиссии, дает государству право на его разграничение с установленным в аналогичном порядке континентальным шельфом соседнего государства.
Поданная Россией 20 декабря 2001 года в Комиссию заявка на континентальный шельф Российской Федерации за пределами 200 морских миль, в части, касающейся Северного Ледовитого океана, была, по сути дела, отклонена. Комиссия сочла недостаточными доказательства, представленные Россией в заявке, того, что ее шельф простирается за пределы 200-мильной зоны, и в своих рекомендациях предложила подготовить новую заявку с дополнительными объемными морскими исследованиями. Таким образом, у России в акватории Северного Ледовитого океана ни на момент заключения Договора с Норвегией, ни по сегодняшний день за пределами 200 морских миль от побережья не имеется общепризнанных, легитимных морских пространств под национальной юрисдикцией, которые можно было бы разграничить с соседними государствами в соответствии со статьей 83 Конвенции ООН 1982 года. Ввиду отсутствия действующей национальной юрисдикции морское дно и его недра в Северном Ледовитом океане за пределами 200 морских миль от побережья России равно как и США, Канады, Дании на сегодняшний день определяются в соответствии с частью XI Конвенции ООН 1982 года как «Район», который с его ресурсами «является общим наследием человечества» статья 136. Это составляет также официальную позицию МИД России, отраженную в ряде документов. Следует отметить, что никакие, даже ясно выраженные претензии прибрежных государств на морские пространства за пределами 200 миль от их побережья не изменяют статус морского дна и его недр в этих пространствах как «Района — общего наследия человечества» до тех пор, пока Комиссия не признает и не вынесет решения о наличии там национального континентального шельфа того или иного государства в определенных границах.
Норвегии – последние новости
Но в решении российской стороны "нет ничего удивительного", добавила руководитель внешнеполитического ведомства. В то же время Норвегия и Россия заинтересованы в функционировании дипломатических связей и каналов для контактов.
А второй список появился в 2022 году после враждебной реакции Запада на начало СВО, в этот перечень Норвегия вошла ещё в марте прошлого года наряду с десятками других стран. Эксперт напомнила, что в апреле 2023 года МИД Норвегии выслал 15 российских дипломатов, а в начале июля Осло в одностороннем порядке активизировал добычу ресурсов вблизи архипелага Шпицберген, что противоречит договору между странами, заключённому в 1920 году. Поэтому ответный шаг Москвы стал вполне ожидаемым и нацеленным на обеспечение нашей безопасности, подчеркнула Вербицкая.
На его слова 23 января обратила внимание британская газета The Telegraph. Об этом 12 января пишет издание Euractiv с ссылкой на президента норвежской химической компании Yara Свейн Торе Холзетер. Соответствующая информация была опубликована 1 января на сайте кабмина. Ludwig Mowinckels Rederi.
Однако перечень может расширяться. Как сообщало EADaily , в апреле норвежские власти объявили о высылке 15 сотрудников посольства России и аппарата военного атташе для «сокращения нежелательной разведывательной деятельности». Москва в ответ объявила персонами нон грата 10 сотрудников посольства Норвегии.
Курсы валюты:
- Блокады не получится: зачем Эстония и Норвегия хотят закрыть границу с Россией
- Отношения России и Норвегии: общее прошлое и прагматичное будущее
- Что еще почитать
- Норвежский импорт из России резко сократился: “Мы возвращаемся во времена холодной войны”
Москве устраивают новую блокаду
- Финляндию и Норвегию предупредили о последствиях закрытия границы с Россией
- Правительство России включило Норвегию в список недружественных государств
- В Норвегии хотели бы возвращения «духа сотрудничества 90-х» с Россией
- Норвегия присоединилась к санкциям Евросоюза в отношении России
- Новости по теме: отношения России и Норвегии