Благочестивая традиция требует, однако, все же брать освященную воду именно в храме, после соответствующего чина.
Крещенская вода: как ее набрать, хранить и использовать
Поэтому священнослужители просят не набирать святую воду в церкви канистрами, достаточно и 1 литра. Традиционно запасы святой воды делаются в сочельник — 18 января, а также во время Крещения 19 января. Впрочем, святая вода может оказаться в храме и в другие дни — Иоанн Авдюшин рассказал нам, что иногда в церковной лавке можно найти оставшуюся после праздника Крещения святую воду. Вода в источниках и церквах набирается весь день. Отвечаем на 9 самых главных вопросов о святой воде: зачем в Церкви освящают воду, в чем заключается особенность крещенской воды, как правильно брать, хранить и использовать святую воду в повседневной жизни.
20 вопросов о святой воде
Святая вода из-под крана на крещение — правда или миф? Время начала водосвятия варьируется в зависимости от церкви или храма, обычно это около 17:00 или 18:00. Впрочем, святая вода может оказаться в храме и в другие дни — Иоанн Авдюшин рассказал нам, что иногда в церковной лавке можно найти оставшуюся после праздника Крещения святую воду.
Что такое крещенская вода? Ответы игумена Тихона (Барсукова)
А оставление грехов возможно только во время исповеди в храме, в Таинстве покаяния. Таким образом, можно считать, что вода в водоеме сохраняет свои свойства в течение всего праздничного дня, то есть до 20 января. Так ли это? Но при этом нужно очень четко уяснить, что вода освящается не сама собой, но благодаря тому, что есть Церковь. Важно понимать, что освящение воды — не магическое действо. Благодать действует не механически, а по вере христианина. Поэтому христианин должен участвовать в церковной молитве и брать воду в церкви. Если же он, ссылаясь на то, что вся вода в праздник Крещения — святая, ленится пойти в храм, пренебрегает Чином освящения, таким образом он пренебрегает Божественной благодатью и согрешает пред Господом. Но если у человека нет физической возможности посетить храм он болен, храм находится крайне далеко, иные объективные обстоятельства , он может набрать воду в ближайшем водоеме или даже из-под крана и вода будет иметь те же свойства , но делать это надо с верой и молитвой. В истории Церкви можно найти множество примеров помощи Господа, поданной по молитвам христиан посредством воды, не освященной церковным чином. Нельзя сравнивать Божественную силу святынь.
В церковной практике существует два вида водоосвящения: малое и великое. Малое совершается в течение всего года неоднократно на следующие праздники: Происхождение Дерев Честнаго и Животворящаго Креста, Преполовения Пятидесятницы, в пятницу Светлой Седмицы в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник", в храмовые праздники, как частная треба по просьбе прихожан. Великое же — только в праздник Крещения Господня. Само название подчеркивает особую торжественность обряда. Но малое и Великое освящение отличаются не только временем проведения, но и молитвенными прошениями. Во время Великого освящения возносятся особые прошения, мы молимся о спасении, великую агиасму благословляется пить не только натощак, но и весь день, этой водой освящается все, а во время малой агиасмы прошения направлены на удовлетворение повседневных потреб для исцеления телесных недугов, для духовного укрепления и т. Поэтому в этом случае мы говорим о различных дарах Благодати. Сохраняет ли она свои свойства?
Чин Великого освящения содержит особые иерейские молитвы, самая торжественная из которых начинается словами: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих…». Начало и конец ее полностью совпадают с молитвой освящения воды из Таинства Крещения. Современные церковные историки полагают: возможно, молитва могла быть действительно отчасти заимствована из этого чина, так как Крещение новых членов Церкви принято было приурочивать к празднику. Кроме того, читаются особые паремии — отрывки из Ветхого завета, поются песнопения Крещения. Водосвятный молебен в разрушенном храме Успения, город Калач Малое же водосвятие, с несколько другими песнопениями, молитвами, происходит: в Светлую Пятницу, когда празднуется память образа Богородицы «Живоносный Источник» ; на Преполовение Пятидесятницы на 25 день по Пасхе ; при начале Успенского Поста, когда отмечается праздник «происхождения» Креста Господня ; накануне или на дни престольного праздника храма; вообще в любые дни года, согласно желанию духовенства, верующих. Следует подчеркнуть, что Великая и Малая Агиасма — так называют воду, освященную по Великому или Малому чину — не отличаются. Однако вода Крещения традиционно считается особой: именно ее можно пить, если существуют какие-то препятствия к Причастию например, епитимия, наложенная за какой-либо грех. Зачем освящают? Ради освящения мира Божией Благодатью, которая подается верующим через святыню. В чем сила крещенской воды? Ее дает Благодать Божия. Патриарх Кирилл обращаясь к верующим 19 января 2021 г. Почему она не портится и сколько хранится? Потому, что, внешне сохраняя вид обычной воды, она, под воздействием Благодати, изменила физические свойства. Уже от первых веков христианства сохранились свидетельства, например, свт. Иоанна Златоуста об особых свойствах агиасмы, которую верующие хранили даже до нескольких лет. О том, что святая вода действительно может храниться годы, знают также современные христиане. Кандия и крест Во время гонений на Церковь советских лет предпринимались попытки изучения ее состава, дабы выяснить причину того, что она может не портиться столь долгое время. Так, делались предположения о наличии в ней ионов серебра, обеспечивающих консервацию — якобы они появлялись из-за освящения серебряным крестом, а затем последующего хранения в сосудах из того же металла. Однако, в абсолютном большинстве случаев эти условия не соблюдались: освящение часто происходит при помощи деревянного креста, почти никто из верующих не имеет серебряных сосудов для хранения воды. К настоящему времени научного объяснения свойств воды не существует. Где лучше взять, в церкви или на источнике? Существует мнение, что накануне или на самый день праздника Крещения освященную воду можно набрать из колодца, реки, даже чуть ли не из-под крана, так как происходит невидимое освящение всего естества вод. Мнение это многие относят к числу суеверий, однако, это не совсем так. По мнению многих историков, чин Великого освящения воды возник не ранее V—VI вв. Он ввел в богослужебную практику несколько новых чинов, включая призывание Имени Божия над водой вечером кануна праздника Богоявления. Однако еще довольно долгое время специального чина не было: христиане просто набирали воду на день праздника из любых источников. Именно о свойствах этой воды пишет свт. Иоанн Златоуст: «В полночь на этот праздник все, начерпав воды, приносят её домой и хранят её целый год, так как сегодня освящены воды. И происходит явное знамение: качество этой воды не портится с течением времени; напротив, начерпанная сегодня вода остается неиспорченной и свежей целый год, а часто и два или три».
А ведрами не надо, ведро нести тяжело. Так ли это? Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на богослужение или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в Крещенскую ночь. Неужели там, где лекарства не помогают, может помочь крещенская вода? Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку: каждый час по ложечке, с верой, конечно. А без веры хоть полканистры выпей — бесполезно. Ею и умывать больного можно, и кропить его постель. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь! А дети? Сколько раз освященная Великим иорданским освящением вода «прогоняла» детские хвори, и температура у малышей снижалась, и кашель утихал. Да что там кашель. Люди без сознания приходят в себя после принятия великой агиасмы. Всё, абсолютно всё, надо предварять приемом святой воды. Я уже говорил: встань, перекрестись, умойся, помолись и прими водичку. А дальше живи по своему расписанию. Лучше — в красном, Божьем углу, рядом с иконами, в бутылке или баночке. Хорошо на банку приклеить кусочек пластыря и подписать «святая вода».
Как правильно хранить святую воду Хранить крещенскую воду, по словам батюшки, надо в темном месте, желательно поближе к иконам. Лучше не пить из бутылки или банки, а отливать в отдельную чашку. Они в течении всего года ее пьют и укрепляются духовно и телесно», — отметил священник. Бывает, что святая вода портится. В этом случае ее разрешается вылить, однако в особое место, куда не наступает нога человека. Например, это может быть проточная река или горшок с цветком на подоконнике. По правилам, святую воду надо обязательно выпивать или использовать к следующему Крещению. А затем набирать свежей воды в храме. И так каждый год.
Святая вода на Крещение: когда набирать в 2024 году? Как использовать воду
Уральцам рассказали, когда в храме в Крещение можно набрать святую воду и как ей пользоваться. По рекомендациям служителей церкви, для освещения лучше всего брать родниковую воду, но если такой возможности нет, можно набрать воду из-под крана, главное сделать это в интервале 00.10 до 01.30 в ночь на 19 января. 1 Когда можно взять святую воду в церкви? В этот день принято набирать святую воду и окунаться в купель, чтобы очиститься от всех грехов. Вода становится святой потому, что по молитве церкви с ней соединяется божия благодать.
Крещение Господне: когда и как набирать крещенскую воду - все правила
Наиболее правильное время, чтобы заполнить сосуды целебной жидкостью — с 00:10 и до 01:30 ночи. Где набирать святую воду Набирать воду можно из-под крана, а также в водоемах: отлично подойдут озеро, пруд, река и родники. Если не получается выбраться к источникам, можно просто купить воду в ближайшем магазине, а затем освятить ее в храме. Сколько набирать и как хранить святую воду Огромные запасы воды делать не стоит, достаточно будет и одного литра. Идеальная посуда для хранения — стеклянная, хранить воду стоит не более года, до следующего сочельника.
Конечно нет. Господь показал: недостоин такой человек великой святыни. Ведь крещенскую водичку принимают по ложечке, по чуть-чуть. Отцы Церкви говорят: капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, не освященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится. А ведрами не надо, ведро нести тяжело. Так ли это? Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на богослужение или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в Крещенскую ночь. Неужели там, где лекарства не помогают, может помочь крещенская вода? Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку: каждый час по ложечке, с верой, конечно. А без веры хоть полканистры выпей — бесполезно. Ею и умывать больного можно, и кропить его постель. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь! А дети? Сколько раз освященная Великим иорданским освящением вода «прогоняла» детские хвори, и температура у малышей снижалась, и кашель утихал. Да что там кашель. Люди без сознания приходят в себя после принятия великой агиасмы.
Если святая вода протухла или в ней появились хлопья, сливать в канализацию ее не рекомендуется, подыщите для утилизации испорченной жидкости места вдали от мест, по которым ходят люди и животные. Можно полить дерево или комнатное растение. Как и где освящать воду Обычно верующие приносят бутылки в храм, где вода освящается или набирается во время богослужения. Кроме того, таинство водоосвящения может совершить и самостоятельно, для этого достаточно прочитать молитву. Однако стоит помнить, что даже освященную воду из-под крана или из водоема категорически нельзя пить — велик риск кишечных расстройств, подойдет она лишь для наружного применения и, например, окропления жилища.
Там делаются проруби в форме креста и вода тоже освящается. Это называется действо великое освящение воды и в проруби можно купаться: вода считается священной, а также можно набирать эту воду. Потому что, она считается чистой. В некоторых регионах нашей страны проруби не просто вырезаются во льду. Если мороз есть, а в праздник Крещение именно так и происходит, то изо льда делаются различные праздничные декорации. Некоторые вырезают изо льда часовни, купола и даже настоящие храмы. Открыть водопроводный кран, чтобы набрать святой воды, можно уже с 18. Священнослужители говорят, что уже с этого момента можно и в церкви взять воду. В этот период набранный объем воды уже считается освященным и действует это до вечера 19 января. Утром в Крещение проводится второй обряд, когда вода крестится и освящается. Набранный 18 числа после 6 вечера запас воды тоже считается освященным. Даже если воду набирали просто из-под крана. Главное это делать с чистой душой и открытым сердцем.
Можно ли брать крещенскую воду 20 января?
Несколько принятых капель могли изменить ход болезни. Серафим Вырицкий вообще считал, что лучше всех лекарств помогают освященные масло и вода. Как хранить святую воду Не стоит надрываться и тащить целые бидоны святой воды на себе. Достаточно набрать ее в небольшом количестве, чтобы хватило до следующего праздника. Так как эта вода имеет особенное свойство: добавленная к обычной, она освящает ее всю. Посуду, в которой она будет храниться, желательно подписать и поставить к домашним иконостасам. Некоторые люди считают, что в день Крещения и из-под крана течет святая вода. Вообще, любое чудо зависит от веры человека. Если он подходит к таинству Крещения неподготовленным и неверующим, то ничего хорошего у него не получится. Бог входит в человека только тогда, когда тот желает и готов его принять. Церковь утверждает, что вся водная стихия на земле освящается и очищается 18 и 19 января.
Поэтому глубоко верующий человек может и из-под крана получить воду со всеми ее уникальными свойствами. Она не испортится и будет храниться целый год. Но так как вера у людей часто не очень сильная, надо брать богоявленскую воду в Церкви. Необходимо также знать, что в храме всегда есть возможность набрать воду малого освящения. Только перед принятием ее читается молитва на святую воду. Потом ее можно пить и необязательно натощак. Крещенские купания в проруби Традиция купаться в проруби на праздник Крещения уже укрепилась в нашей стране. Многие ошибочно считают, что если окунуться с головой в прорубь три раза, то можно таким образом искупить все грехи, но это неправда.
Также ее можно пить с молитвой. Святой Лука был не только священником, но и врачом-хирургом, он рекомендовал принимать эту воду внутрь, чтобы исцелиться. Он знал о силе и пользе, которую она приносит человеку. И на Руси ее прописывали как лекарство. Тем, кто болеет, можно пить ее три раза в день: утром, днем и вечером, — рассказал собеседник «ВМ».
Считается, что вода, собранная в крещенскую полночь из любого источника даже из-под крана , обладает целительными свойствами. Говоря современным языком, крещенская вода структурируется. Исследователи считают, что ежегодно, начиная с пятнадцати минут первого ночи 19 января человек в течение суток в любое время можно набрать из крана воды для последующего хранения и использования ее, как биоактивной в течение года. Подготовьте стеклянную посуду с крышками, например 3-литровые банки или бутылки. Тщательно простерилизуйте их. В Храме святую воду набирают тоже в очень чистую посуду. После 0 часов 10 минут наполните эту посуду водой из колодца, родника или другого чистого источника. Можно и просто из под крана. Желательно пропустить ее через очистительный фильтр, но это не обязательное условие. Наберите воду и закройте банки крышками. Крещенской водой, сохраняемой в стеклянной посуде, можно пользоваться в течение года и даже дольше.
Это тайнодействие имело высокий духовный, нравственный и церковный смысл. Люди, совершившие грехи, отлученные от причастия Тела и Крови Христовой и находящиеся под епитимией, наложенной духовным отцом, тем не менее не выпадали из церковного общения. В течение месяцев или лет отлучения от причастия они получали в качестве духовного утешения святую Богоявленскую воду. При этом кающиеся грешники регулярно исповедывались духовному отцу, совершенствовали свою жизнь и, осознавая свое неполноценное положение, стремились к полноценному церковному общению во Христе — через причастие святых Таин. Отцы Церкви, установившие это спасительное священнодействие, понимали, что лишение кающегося грешника любой святыни приведет его к отчаянию, унынию и даже отпадению от Церкви. О необходимости приобщения св. Богоявленской водой говорил один из великих церковных учителей св. Иоанн Златоуст. Ему принадлежит одна из редакций Чина причащения святой водой великого Богоявленского освящения. Молитвы Иоанна Златоуста дошли до наших дней. Русская церковь имеет их в соответствующих последованиях, помещенных в дораскольных и старообрядческих изданиях. Приобщение кающихся святой Богоявленской водой имело большое распространение в древней русской церкви. Сведения об этом мы можем найти в древних монастырских рукописях, богослужебных уставах, в дополнительных частях старинных Служебников XII—XVI веков и других письменных источниках. Подробная информация о приобщении св. Богоявленской водой содержится в сборнике преп. Кирилла Белозерского, так называемой «Энциклопедии русского игумена». Этот документ достаточно ясно и недвусмысленно рассказывает о бытовавших в древней Руси канонических нормах и церковных правилах. В главе, посвященной причащению, говорится: Якоже прежде проречеся о гресех каковых-либо — да отлучен будет или едино лето, или 2 лета, или 3, или 4, или 5, или 6, или 7, или по осьмих — пращати его противу силы коеждого… А на Рожество Христово, и на Богоявление, и в Великий четверг и в Велия суботу, и на Пасхе — да вкушает агиасму, еже есть святая вода, и на Петров День, и на Успение Пресвятыя Богородицы…» [ 4 ]. Таким образом, христиане, находящиеся под епитимией, могли приобщаться св. Богоявленской водой не только от случая к случаю, но и регулярно — каждый двунадесятый праздник, подобно остальным, удостаивавшимся св. Наличие этой информации в личном сборнике преп. Кирилла Белозерскаго имеет для нас особое значение. Известно, что преподобный игумен духовно окормлял не только иноков, но и многих видных мирян тогдашней Руси. Потому его свидетельства, несомненно, указывают на общую церковную практику. Традиция приобщения Богоявленской водой сохранялась в обители преподобного Кирилла вплоть до церковного раскола. В келарском обиходнике монастыря, датированном 1655 годом, мы находим: Аще кто по совету духовного отца недостоин причастия тела и крови Христа Бога нашего, и он причащается святые воды богоявленския и на святую Пасху, и на Петров день, и на Успение Богородицы, и на Рожество Христово, и на Богоявление Господне [ 5 ]. После церковного раскола XVII века большинство древлеправославных христиан сохранило обычай приобщения святой Богоявленской водой. Как ни странно, но еще большему распространению потребления Богоявленской воды способствовали лютые гонения, воздвигнутые на старообрядцев. Многие церкви и монастыри были разорены и осквернены. Из-за отсутствия освященных престолов и антиминсов древлеправославные священники в некоторых местах не могли в течение многих лет служить святую Литургию. Однако даже в самых тяжелых условиях они каждый год совершали Великое освящение воды. Водосвятие в день Крещения на Рогожском Благочестивые люди хранили Великую Агиасму в течении всей жизни, и в случае невозможности принять тело и кровь Христову приобщались водой по великим праздникам, в случаях болезни и даже перед смертью. Использование Богоявленской воды было предметом деяний некоторых старообрядческих Соборов. В деяниях Ирюмского Собора 1723 года указано: Во святое Богоявление великую воду в навечерие, аще будет священник, совершать по уставу церковному.
20 вопросов о святой воде
Каждый христианин стремится набрать святую воду в храме в те дни, когда происходит чин освящения. По рекомендациям служителей церкви, для освещения лучше всего брать родниковую воду, но если такой возможности нет, можно набрать воду из-под крана, главное сделать это в интервале 00.10 до 01.30 в ночь на 19 января. Люди набирают ее в церкви или берут в других источниках. Уральцам рассказали, когда в храме в Крещение можно набрать святую воду и как ей пользоваться.