Наталия Дмитриевна Касаткина (7 июня 1934, Москва — 13 марта 2024, Москва) — советская и российская артистка балета и балетмейстер, солистка Большого театра (1954—1976). Артистка балета, солистка Большого театра, балетмейстер, руководитель Государственного академического театра классического балета, народная артистка РСФСР Наталия Касаткина рассказала «Вечерней Москве» о своей жизни, творчестве и планах.
Ушла из жизни Наталия Дмитриевна Касаткина
Художественный руководитель Государственного академического театра классического балета Наталия Касаткина ушла из жизни сегодня, 14 марта. Работы Натальи Дмитриевны Касаткиной завораживали зрителей, поражали чувственностью и мастерством. На 90-м году жизни умерла народная артистка России, знаменитый балетмейстер-шестидесятник Наталия Дмитриевна Касаткина. Наталия Дмитриевна Касаткина – российский хореограф, бессменный художественный руководитель и главный балетмейстер Московского классического балета – была удивительно талантливой, многогранной и деятельной личностью.
Сын рассказал о последних днях балетмейстера Наталии Касаткиной
Почти до последних дней жизни народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина посещала репетиции и усиленно готовила балетную программу к своему 90-летию в Большом театре. Читайте последние новости культуры «Умерла хореограф и руководитель Театра классического балета Наталия Касаткина» без рекламы на актуальные темы в ленте новостей. Возглавляя на протяжении долгих лет состав жюри номинации «Классический танец» Дельфийских игр, Наталия Дмитриевна была наставником и учителем для многих поколений талантливой молодежи, внесла неоценимый вклад в развитие классического искусства. Наталия Дмитриевна Касаткина родилась в 1934 году в Москве. Читайте последние новости культуры «Умерла хореограф и руководитель Театра классического балета Наталия Касаткина» без рекламы на актуальные темы в ленте новостей.
Содержание
- Церемония прощания с балериной Наталией Касаткиной
- Последние события
- Скончалась в больнице народная артистка России Наталия Касаткина, вдова Владимира Василева
- Особая атмосфера
- Народная артистка России Наталия Касаткина отпразднует юбилей на гастролях в Китае
Наталия Касаткина: «Мы видели себя изнутри»
Размещение Контента на Rutube не является предоставлением пользователям Rutube или иным лицам, получающим доступ к Контентному содержимому канала РИА Новости, права использования контента канала РИА Новости каким-либо способом лицензии. Условия открытых лицензий не применяются к контенту канала РИА Новости.
Это стало возможным благодаря победе Театра в конкурсе гастрольных грантов «Культурная афиша» Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» и при поддержке компании «Металлоинвест». Нас принимают не только большие города, такие, как Москва, Санкт-Петербург, Уфа, и другие, но и малые города.
Мы рады, что балет, как вид искусства стал общедоступным для жителей небольших городов, за это мы и благодарим Фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Для нас очень важно, чтобы зритель тепло принял наш спектакль «Дон Кихот», — отметила художественный руководитель театра, народная артистка России Наталия Касаткина. Уже 45 лет Наталия Касаткина руководит одним из трёх в России авторских театров классического балета.
Каждый новый спектакль — это эксперимент, поиск новых путей в искусстве хореографии. Мы обратились снова к Сервантесу и у нас появились новые комические персонажи: бакалавр Карраско и племянница Дон Кихота — Антония, которые сопровождают благородного рыцаря в странствиях и разыгрывают роль его верного коня Росинанта.
Вдохновляет меня само искусство и любовь к нему.
И желание все еще до сих пор, несмотря ни на что, делать что-то новое, сочинять необычные вещи. Я надеюсь, что «Буря» — это такая загадочная вещь, что я там смогу сочинить интересный для всех балет. Но прежде всего меня вдохновляют артисты.
Вы не представляете, как они сейчас соскучились по сцене, когда нам нельзя было даже репетировать. А потом репетировать можно было, но нельзя было нигде выступать. Cейчас еще эти сложности и ограничения все еще существуют.
Но как артисты работали после окончания карантина, и как работают сейчас! С такой отдачей, с таким вдохновением. Помогают друг другу, вспоминают что-то, вносят свои коррективы и предложения в новый спектакль.
Я очень люблю, чтобы сперва артисты все точно исполнили, как у меня задумано, а потом ты даешь им свободу. Это интересный творческий процесс, который развивает и артиста, и хореографа. Когда мы с артистами разговариваем о спектакле, то половину спектакля мы, хореографы-постановщики, хозяева.
А со второй половины спектакля артисты настолько вживаются в роль, что они могут сказать: «Вы знаете, Наталья Дмитриевна, мой герой так бы не поступил. Он поступил бы по-другому». И предлагают мне, как они это видят.
Тогда надо артисту дать шанс сделать так, как он считает правильным. Я иногда пускаю на самотек процесс репетиций, и артисты сами что-то придумывают. Например, Михаил Барышников на репетициях балета «Сотворении мира» всегда придумывал что-то невероятное.
Когда заканчивалась наша с ним основная репетиция, то он спрашивал: «Мы закончили»? И после этого они с В. Василёвым начинали придумывать что-то свое.
Василёв ставил хореографию, а Барышников это гениально исполнял. Эта хореография идет по всему миру, и даже прыжки называются «барышников», так как именно он их первый исполнил. Какие-то современные постановки, которые появляются, могли бы отметить?
Если балетмейстер хороший, то он не конкурент, потому что я с уважением к нему отношусь, восхищаюсь его работами. В работах балетмейстера самое главное это индивидуальность. Если ее нет, то это не балетмейстер.
А если есть даже если он профессионал, то знаете, как про писателей иногда говорят «графоман». Вот есть и балетмейстеры-графоманы. А есть балетмейстеры, которые имеют индивидуальность.
В начале и середине ХХ века было много выдающихся хореографов. В начале века, вы знаете, труппа Дягилева, кто работал на его «Русских сезонах». У него была масса прекрасных балетмейстеров.
В середине века тоже были чудесные и замечательные балетмейстеры — постановщики: Гойлезовский, Якобсон, Бурмейстер, Григорович. Следующее за ними поколение — Брянцев, мы с Василёвым, Виноградов. Григорович был принят в Большой театр, и сделал там свои великие постановки.
Сейчас у него есть свой собственный театр в Краснодаре. Дима Брянцев работал так же в известном московском театре Станиславского и Немировича-Данчекнко. Но большинство балетмейстеров, особенно старшего поколения, они не дожили до создания своих собственных театров, и это очень жаль.
В наши дни есть человек, профессионал, которого я безумно уважаю, восхищаюсь и очень за него рада — это Борис Эйфман. Потому что у него ярчайшая индивидуальность. Не зря его любят во многих странах мира, не только в России.
Он работает по-своему, он полностью состоявшийся как постановщик. Сейчас у него открылась школа, и не только школа, но и детский школьный театр танца. Чтобы можно было развивать искусство великого Ленинградского балета.
Когда-то он мне сказал, что через два года должны открыть и основной его театр. Ему сейчас 75 лет, и он выглядит очень счастливым. У него невероятная энергия.
Все его спектакли разные и в то же время в едином стиле. Они все очень интересные! Это все те, кого я бы хотела отметить из коллег.
Балетмейстеров в мире всегда было очень мало, а сейчас просто беда. Сейчас стало совсем мало именно самостоятельных и ярких индивидуальностей. Очень жаль.
Потому что для них не созданы условия, чтобы они могли развиваться.
Эксклюзивный комментарий танцовщица дала 5-tv. Бывшая прима Большого театра поделилась, что Наталия Дмитриевна и ее супруг и коллега Владимир Василев, руководя Государственным академическим театром классического балета, предоставляли ей артистов для сольных концертных программ, за что Волочкова ей очень благодарна. И единственное, что можно сказать: это большое счастье что мы жили в это время с такими легендами», — отметила Анастасия Волочкова. Она также упомянула интервью Касаткиной, в котором народная артистка РСФСР призналась, что намеренно «погубила советский балет», создав «симфонический». Было необходимо, чтобы появились новые таланты — старое поколение не было компетентно.
Умерла Народная артистка РСФСР Касаткина
Права на контент канала РИА Новости сохраняются за правообладателями в полном объеме. Размещение Контента на Rutube не является предоставлением пользователям Rutube или иным лицам, получающим доступ к Контентному содержимому канала РИА Новости, права использования контента канала РИА Новости каким-либо способом лицензии.
Лауреат Национальной балетной премии «Душа танца» 1996 и почетной премии Российского авторского общества 2003. Внучка Наталии Касаткиной и Владимира Василёва — известный оперный режиссер Екатерина Василёва, в 2014—2018 главный режиссер Челябинского театра оперы и балета, с 2017 — художественный руководитель лаборатории молодых композиторов и драматургов «КоОPЕRАция». Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету — это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово.
Верди 2001 , «Маугли» А.
Прайера 2007 , «Лисистрата» О. Петровой 2014 , «Гадкий утёнок» на музыку Э. Грига 2016 , «Кракатук» Э. Артемьева 2020.
Вырастив в своём коллективе сильных и техничных танцовщиков В. Малахов , С. Исаев, И. Мухамедов , Т.
Палий, В. Цой, Г. Степаненко , И. Галимуллин, Е.
Березина , Касаткина и Василёв обратились к классическим балетам и создали собственные редакции «Лебединого озера» 1988 и «Щелкунчика» 1994 П. Чайковского, «Жизели» А. Адана 1991 , «Дон Кихота» Минкуса 1990 , ставшие репертуарной основой театра. В то же время представляли своё прочтение классических сюжетов [ «Хрустальный башмачок» Прокофьева 1993 , «Дама с камелиями» на музыку Дж.
Верди 1996 , «Чудесный мандарин» Б. Бартока 1996 , «Жар-птица» Стравинского 2000 , «Спартак» А.
Подписаться Сын обнародовал подробности и причину кончины балерины Наталии Касаткиной Наталии Касаткиной не стало 13 марта. Сын выдающейся балерины обнародовал причину смерти матери. Наталия Касаткина, фото:iz.
Иван Василев поведал, что у Наталии Дмитриевны оторвался тромб. Эту информацию подтвердила и помощница Касаткиной.
Умерла народная артистка России Наталия Касаткина
Последние новости о персоне Наталия Касаткина новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Работы Натальи Дмитриевны Касаткиной завораживали зрителей, поражали чувственностью и мастерством. Народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета, артистка балета Наталия Касаткина ушла из жизни в возрасте 89 лет. Касаткина Наталия Дмитриевна. Художественный руководитель Государственного академического театра классического балета Наталия Касаткина ушла из жизни сегодня, 14 марта. Советская и российская артистка балета, балетмейстер, народная артистка РСФСР Наталия Дмитриевна Касаткина родилась 7 июня 1934 года в Москве.
Наталия Касаткина: «У артиста балета – особый склад ума»
Балетмейстер ушла из жизни 13 марта. О трагедии сообщила ее помощница. Наталия Касаткина родилась 7 июня 1934 года в Москве. В 1953-м окончила Московское хореографическое училище. В 1954-1976 годах танцевала в Большом театре.
Кружилась голова, она теряла равновесие и падала. Поэтому была вынуждена отказываться от главных ролей. Но зато в исполнении характерных танцев преуспела.
Наталья Касаткина с артистами балета, 1986 г. Это было необычно, интересно и триумфально. С этим балетом они объездили весь мир. Как много раз подчеркивала Наталья Касаткина, перед ними никогда не стояло дилеммы — уехать на Запад или остаться работать в России. Предложений работать за рубежом было много. Там было много поклонников.
В свою очередь, руководство театра в лице Валерия Леонидовича Клементьева и художественного руководителя Дмитрия Николаевича Банаева выразило глубокое почтение в связи с приездом Наталии Касаткиной в Чебоксары и поблагодарило за предоставленную возможность чебоксарской публике увидеть авторские спектакли знаменитого на весь мир московского театра. Отрадно, что из пяти городов, охватывающих гастрольный тур Государственного академического театра классического балета Н. Касаткиной и В.
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Регион Помощница Касаткиной рассказала о последних днях жизни народной артистки Наталия Касаткина в последние дни жизни готовила балетную программу к юбилею Наталия Касаткина. Об этом рассказала её помощница Валентина Бурьянова. Вся работа сейчас была посвящена именно этому", — поделилась помощница Касаткиной в беседе с телеканалом "Звезда". По её словам, великий русский поэт был родственной душой для Касаткиной, балетмейстер очень любила его творчество и даже назвала собаку Пушкин.
Помощница Касаткиной рассказала о последних днях жизни народной артистки
Умерла руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина - Новости | 13 марта ушла из жизни художественный руководитель Театра Классического балета Наталия Дмитриевна Касаткина. |
На 90-м году жизни скончалась народная артистка РСФСР Наталия Касаткина | Вечером 13 марта ушла из жизни народная артистка РСФСР, художественный руководитель Театра классического балета в Москве, танцовщица Наталия Касаткина. |
Спартаковцы: Наталия Касаткина - | — В нашей студии Наталия Дмитриевна Касаткина, народная артистка России, лауреат премии Советского Союза, художественный руководитель театра "Государственный академический театр "Классический балет". |
Telegram: Contact @rgrukg | Балерина Наталия Касаткина перед смертью поссорилась с сыном из-за недопонимания. |
Сын Наталии Касаткиной назвал причину ее смерти | Наталия Касаткина. Линия жизниПодписаться на канал Культура: ?sub_confirmation=1Все выпуски подря. |
Ушла из жизни Наталия Дмитриевна Касаткина
- Помощница Касаткиной рассказала о последних днях жизни народной артистки
- Наталия Касаткина - биография, новости, личная жизнь
- Помощница Касаткиной рассказала о последних днях жизни народной артистки
- Биография солистки балета и педагога Наталии Касаткиной
- Театръ • Умерла Наталия Касаткина
- фотографии >>
Умерла народная артистка России Наталия Касаткина
Наталия Касаткина - актриса, театральный деятель - биография - российские актрисы - Кино-Театр.Ру | — В нашей студии Наталия Дмитриевна Касаткина, народная артистка России, лауреат премии Советского Союза, художественный руководитель театра "Государственный академический театр "Классический балет". |
Линия жизни. Наталия Дмитриевна Касаткина (2020) | Вчера, в ночь на 14 марта, в возрасте 89 лет умерла балерина, народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина. |
Касаткина – последние новости | Касаткина Наталия Дмитриевна. |
Наталия Касаткина: «У артиста балета – особый склад ума» | Аргументы и Факты | Юбилейный вечер знаменитой балерины и хореографа Наталии Дмитриевны Касаткиной состоится 11 июля 2014 года. |
Балетмейстер Наталия Касаткина получила диплом воздухоплавателя | Народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина умерла в возрасте 89 лет, сообщила РБК ее помощница Валентина Бурьянова. |
Сегодня ночью не стало народной артистки РСФСР Наталии Касаткиной
Народная артистка РСФСР Наталия Касаткина в ожидании январской премьеры | Возглавляя на протяжении долгих лет состав жюри номинации «Классический танец» Дельфийских игр, Наталия Дмитриевна была наставником и учителем для многих поколений талантливой молодежи, внесла неоценимый вклад в развитие классического искусства. |
Касаткина, Наталия Дмитриевна — Википедия | 18-го Марта в атриуме "Большого театра" Москвы (Копьевский переулок 3) прошло прощание с Наталией Дмитриевной Касаткиной, народной артисткой РСФСР, художественным руководителем и главным балетмейстером "Государственного академического театра. |
Telegram: Contact @rgrukg | Народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина, умерла сегодня ночью, 14 марта, сообщила «РИА Новости» ее помощница Валентина Бурьянова. |
Наталия Касаткина - актриса, театральный деятель - биография - российские актрисы - Кино-Театр.Ру | Читайте последние новости культуры «Умерла хореограф и руководитель Театра классического балета Наталия Касаткина» без рекламы на актуальные темы в ленте новостей. |
Касаткина Наталия Дмитриевна
13 марта ушла из жизни художественный руководитель Театра Классического балета Наталия Дмитриевна Касаткина. Вечером 13 марта ушла из жизни народная артистка РСФСР, художественный руководитель Театра классического балета в Москве, танцовщица Наталия Касаткина. Руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина умерла на 90-м году жизни.
Скончалась в больнице народная артистка России Наталия Касаткина, вдова Владимира Василева
Выдающаяся балерина и хореограф, народная артистка РСФСР Наталия Дмитриевна Касаткина ушла из жизни в возрасте 89 лет. Печальную новость сообщила ее помощница Валентина Бурьянова. Театр играет уже 57 сезон, юбилейный, который приурочен к 90-летию художественного руководителя Наталии Дмитриевны Касаткиной. Руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина умерла на 90-м году жизни.
Наталия Касаткина: «У артиста балета – особый склад ума»
Образ незадачливого жениха Китри, дворянина Гамаша, стал более забавным и выразительным. Эти детали дополнили историю и добавили в нее новых красок. Спектакль стал более понятным и очень веселым, — рассказывает Наталия Дмитриевна. Балет состоит как из хореографии самих основателей театра, так и великих Мариуса Петипа и Александра Горского в их редакции: история здесь рассказывается через каскад зрелищных балетных номеров с невероятно сложными прыжками и фантастическими фуэте. Недаром критики называют хореографию в этом «Дон Кихоте» самой трюковой из всех существующих сценических воплощений произведения Минкуса. Предельные по затратности и показательные по мастерству танцовщиков дивертисменты с успехом работают на общую концепцию спектакля, жизненной энергией выводя его на недосягаемый уровень. В своих отзывах зрители балета неоднократно признавались, что с трудом могли усидеть на местах — настолько заразительными создала танцы в «Дон Кихоте» великая пара хореографов.
Касаткина, представителя известного московского купеческого рода, и детской писательницы Анны Кардашовой. В 1953 закончила Московское хореографическое училище педагог Суламифь Мессерер. В 1954—1976 годах — солистка балетной труппы Большого театра.
Бывшая прима подчеркнула, что Наталия Дмитриевна говорила о профессионализме неслучайно. Касаткина скончалась 13 марта в НИИ скорой помощи имени Склифосовского. Балерины не стало около 22:20 по московскому времени.
Она умерла скоропостижно, сообщила 5-tv. Балерине неожиданно стало плохо, после чего ее срочно госпитализировали в больницу.
Ее дразнили «Здесь возьми, а там отпусти». Потому что вот тут вот нужно взять, а тут отпустить. Мы плакали, если она нас не ругала: значит, неинтересно. Она абсолютно гениальная.
Она нас учила взмывать в небо. Она лепила из нас балерин. Была такая артистка кордебалета Нонна Чинкина, которая очень понимала Семенову, воспринимала ее приемы. И Семенова кричала во время класса: «Чинкина молодец! Когда мы начали делать свои спектакли, я помню, как она Нину Сорокину сделала гениальной. Первый наш спектакль с участием Нины был «Геологи».
Марина Тимофеевна заставляла ее как-то особенно поворачиваться. Ей нужно было пережить горе, она телом это делала. И плюс к этому были гениальные артисты, на которых можно было равняться. А Вы видели, как репетирует Уланова? У нее мама преподавала великолепно, поэтому она всеми приемами владела, но она репетировала театральный репертуар, и, в отличие от Марины Тимофеевны, она же не давала класс. Галина Сергеевна репетировала и делала так, чтобы ей не подражали.
Ее первой ученицей была Катюша Максимова. И Галина Сергеевна очень много в нее вложила. Потом Уланова репетировала с Наташей Бессмертновой. Я вошла в «Жизель», причем Батильдой. Плакала, потому что до меня Батильдами все были сорокалетние, здоровые, а Леонид Михайлович сказал: «А что ты хочешь? Ты же понимаешь, это две невесты Альберта».
Он вводил в спектакль Мишу с Наташей, а меня поставили Батильдой. Поэтому я наблюдала это все. Вот сейчас у нас в театре прошла «Жизель», и меня спрашивают: «Почему мы в первом акте вашей «Жизели» плачем, а в других театрах — нет? Мы во многие спектакли внесли что-то свое, но классические постановки никогда не меняем. И мы все это бережем. В репертуаре Вашего театра классические балеты идут в оригинальной драматургии?
Однако «Спящая красавица» у Петипа шла пять часов, сейчас такое невозможно. Мы сделали балет из двух сказок. У нас Аврора и Принц знакомятся через десять минут после начала спектакля. Он участвует в четверке кавалеров. Если вы внимательно посмотрите, у Петипа задумано, что один из кавалеров мог бы быть Принцем, и мы его сделали таким — обратите внимание, когда трое становятся на колено, а Аврора идет знакомиться с еще одним. Начинается спектакль с изумительной музыки Чайковского и декораций неба и двенадцати знаков зодиака.
В какой-то момент второго акта опять появляются знаки зодиака, и Фея Сирени ведет Принца через небо, он стареет и приходит к Авроре стариком. И все-таки заставляет себя ее поцеловать перед тем, как упасть почти замертво. Она оживает, оживает все царство, родители оттаскивают ее от Принца, но она чувствует, что это он к ней подходил. Аврора его целует, и он становится молодым, все заканчивается их свадьбой. Фея Карабос у нас тоже женщина, озорница такая. Мы открыли купюры в музыке, и после коды, престо, на сцену выбегают Аврора и Принц и танцуют, как писали в прессе, «адажио КасВас», то есть в нашем стиле.
При этом все танцы сохранены, и во всех остальных балетах все танцы соблюдены. Мы начинаем всегда с хореографии: сначала ставим спектакль, а потом пишем либретто. Так же я уже одна делала балет «Кракатук» на музыку Артемьева: сначала показала артистам хореографию, а потом записала. Как Вы воспринимали ситуацию за или против Григоровича, которая возникла в конце 1980-х? Дело в том, что у нас были очень хорошие отношения с Григоровичем, хотя нас изо всех сил старались поссорить. Я считала, что его жесткость необходима, иначе он бы не провел 30 лет в Большом театре.
Но главная претензия ведь была в том, что он сам не ставит и не приглашает других хореографов? Мы в это не вмешивались никаким образом. У нас уже был свой театр, и мы ставили все, что хотели. В Большом театре мы поставили «Ванину Ванини» с очень сложной музыкой Каретникова, потом были «Геологи». Хотя министр культуры Фурцева нас терпеть не могла, она не могла не выпустить «Геологов» — советская тема. Юрий Григорович с большей частью труппы уехал в Австрию, а мы поставили спектакль с теми, кто был: только что принятой в труппу молодежью и пенсионерами.
У нас были очень сложные перестановки именно потому, что нужно было молодых, активно двигающихся поставить вперед, поближе к зрителю. Когда Григорович вернулся, мы показали спектакль на верхней сцене, он вышел и сказал: «Ребята, я вас поздравляю с замечательным спектаклем». А Фурцева сказала: «Наденьте на девочку юбочку». Мы говорим: «Это же геологи».