i_070 Кшесинская Матильда(1872-1971) Российская артистка балета Артистка балета и педагог, прима-балерина Мариинского театра.
Матильда Феликсовна Кшесинская
После спектакля влиятельные гости остались поужинать вместе с воспитанницами. Николай II сел за стол к Матильде. Именно в этот момент, согласно мемуарам балерины, между ними с цесаревичем возникло первое чувство. Среди историков существует мнение, что их рассадка была неслучайной. Вполне возможно, что к этому приложил руку сам император Александр III. У него были свои представления о формировании личности наследника престола. Николай II Фото: wikipedia. Девушка отметила удивительную красоту и некоторую стеснительность Николая II. Однако цесаревич упомянул о своей симпатии к ней лишь позднее.
Это произошло 6 июля 1890 года, спустя два дня после выступления Кшесинской в театре. Балерина приложила все усилия, чтобы вскружить голову будущему императору. План сработал. Николай несколько раз бросал на неё взгляд в театре, а в дневнике отметил, что его очень интересует Кшесинская. В тот месяц они виделись ещё несколько раз во время представлений и коротких встреч. По записям Матильды, она старалась чаще попадаться на глаза цесаревичу. Симпатия между ними постепенно нарастала. Во время антрактов наследник любил заходить за кулисы.
Там они обменивались застенчивыми улыбками.
Они пронизаны щемящей нежностью и благодарностью к Сонечке и ее «драгоценному супругу». При всем этом письма можно назвать своеобразной хроникой финансового краха двух не приспособленных к тяготам людей. И судя по интенсивности и драматическому накалу переписки, Софья и ее муж были спасительной соломинкой для их стремительно тонущего судна под названием «Беззаботная жизнь на Лазурном берегу». Тревогой о финансовом состоянии и долгах наполнена вся обнаруженная переписка. Неудивительно, ведь Кшесинская, по ее собственному признанию, приехала в Монако «без гроша» и была вынуждена сразу же заложить виллу — «чтобы расплатиться с прислугой и старым садовником Ботэн, которые шесть лет терпеливо ждали моего возвращения и берегли дом и сад».
Финансовые мытарства титулованной четы в эмиграции пара смогла получить благословение на брак от великого князя Кирилла Владимировича, брата князя Андрея, и Кшесинская официально приобрела высокие регалии вскрывают пикантные подробности. В том числе намеки на интриги и тайные увлечения. Так, письма проливают некоторый свет на обстоятельства, скрытые Кшесинской в мемуарах. А именно — ее увлечение казино. Хотя она и признавалась в воспоминаниях, что «всю жизнь любила играть», но речь не шла о миллионах и проигрыше состояний. Кстати, вилла «Алам» сейчас выставлена на продажу.
В описании, предоставленном агентством недвижимости, упоминается, что балерина вынуждена была продать ее, проигравшись в казино Монте-Карло. Кшесинская лично опровергала это популярное при ее жизни мнение. Впрочем, письмо князя из найденного архива, в котором он, тщательно прописывая все свои регалии, милостиво просит предоставить ему ссуду еще в миллион франков, возможно, говорит об обратном. Казино часто упоминается в письмах середины 1920-х годов. Например, балерина обстоятельно излагает проблему проигрыша грузинской княжной Тамарой Эристави крупной суммы и обсуждает вопрос немедленной пересылки ей 2275 франков для покрытия проигрыша. Речь о той самой Тамаре Эристави, которая получила в наследство драгоценное ожерелье из бриллиантов и изумрудов, принадлежавшее в свое время ее предкам — царям Имеретии.
Эти драгоценности Тамара сумела удачно вложить в Париже и жила относительно безбедно. Он мне ничего не запрещает, но в душе ему будет неприятно, теперь, когда наши дела не блестящие. Ты понимаешь меня, дорогая». И приписка в конце, как оправдание нервности письма: «Мой stylo сегодня шалит и потому пишу так скверно и неровно». Внимательное прочтение писем наводит на мысль о том, что именно проигрыши Кшесинской стали причиной охлаждения Сонечки и ее мужа к балерине. Мы видим только письма, отправленные самой Кшесинской.
Но почти в каждом она жалуется, что Сонечка ей не отвечает или что в последний момент ее не оказывается там, куда собирается приехать Кшесинская. При этом и она, и князь Андрей постоянно выражают в письмах признательность, почтение и даже любовь к этой неизвестной чете — кем был супруг Сонечки, которому в каждом письме передается наинежнейший привет, неизвестно. Лишь пару раз называется его имя — «Вася». Но извинения за пропущенную выплату процентов и часто поднимаемый вопрос нехватки денег и жалобы на трудную жизнь наводят на мысль о том, что семьи связывали неприятные денежные обязательства, а попросту долги. Отсюда — подобострастие с одной стороны и явная холодность с другой. В феврале 1927 года истекал срок закладной на виллу «Алам».
И все надежды четы были связаны с неким Ферраном, который, по словам балерины, взял на себя заботы о продаже виллы. Как это свойственно творческим людям, беспокоиться о своем положении они начали, судя по всему, с приближением срока расплаты. Однако, как следует из письма от 13 июня 1926 года, Ферран успокоил их своими обещаниями помочь в критический момент, коль скоро такой наступит. Верить и надеяться ей было свойственно. Оттого так любила она праздники и даже в кровавые годы революции и скитаний умела устраивать дружеские посиделки. В своих воспоминаниях Кшесинская описала немало таких моментов — когда коньяк находился даже в момент бегства на телегах от очередного налета красных на Кисловодск.
Бесхитростность описаний подобных эпизодов, бесспорно, подкупает. Хотя многие могли бы упрекнуть ее в поверхностности, ведь с таким же простодушием балерина описывает изобилие роскошных подарков, которые некуда было ставить в Петербурге, или то, как просила поменять подарок от директора Гранд-Опера на более дорогой. И все же, упав с высот и оказавшись хоть и при титуле, но перед проблемой банального выживания, она не утратила чувства жизни, нигде в своих воспоминаниях не сокрушалась об утраченном, хотя утрачено было все, кроме монакской виллы, оказавшейся, правда, в залоге из-за огромных долгов. Ферран предлагал Кшесинской даже переехать в его только что приобретенный замок в окрестностях Гренобля. Зато можно будет меньше проживать», — выдает Кшесинская. Впрочем, переезжать в скучный Гренобль не понадобилось — вскоре Ферран магическим образом исчезает из списка благотворителей, превращаясь в нежелательную фигуру, обозначаемую в письмах как Ф.
Петипа и Л. Ивановым по случаю бракосочетания представителей дома Романовых. Дриго в кратчайшие сроки написал музыку, а балетмейстеры набросали либретто на тему греческой мифологии. Декорации писал М. Бочаров, что гарантировало роскошь и величие, подобающее случаю. Боги и богини в легких туниках легко взлетали и, опускаясь на сцену, принимали грациозные позы. Впрочем, хореография была привычна для танцовщиков, ведь балетмейстеры использовали наработки прошлых лет.
Балет был создан композитором Р. Дриго и балетмейстером М. Петипа по случаю коронационных торжеств. Вероятно, чтобы пощадить чувства супруги Николая II, поначалу решили обойтись без Матильды. Кшесинская посчитала это оскорблением и в итоге добилась того, чтобы был дописан лишний музыкальный фрагмент для партии Желтой Жемчужины, которую она и станцевала. В балете было много танцев, экзотики, за что его любили и зрители, и актеры. Как правило, многие из них начинали с исполнения небольших ролей, а потом, совершенствуясь, получали сольные партии.
Так произошло и с Матильдой, которая перетанцевала достаточное количество небольших вариаций, прежде чем получить главную роль, ставшую одной из ее любимых. Экспрессивный балет на музыку П. Чайковского и с либретто на основе сказки «Ангел из Фьезоле» В.
Казалось, что жизнь налаживается. Семья поехала отдохнуть на Женевское озеро, где и узнала о начале Второй мировой войны.
Природное чутьё не подсказало Матильде остаться в Швейцарии. Париж казался надёжным местом, а бросать школу - было жаль. Однако уже летом 1940-го Франция была захвачена фашистами. Во-первых, учеников почти не стало, а во-вторых, с началом войны против СССР был арестован любимый сын Вова. Его освобождения Матильда какими-то немыслимыми способами всё же добилась, но душевного равновесия было уже не вернуть.
Муж и после войны не оправился от этого потрясения, начав в каждом незнакомом человеке видеть фашиста, который приходит за его сыном. В 1956-м Андрей Владимирович умер. Матильда продолжала преподавать до глубокой старости, а в 1960 году издала свои мемуары. Жила она вместе с сыном, который обеспечивал их, торгуя вином. Сам Владимир никогда не вступал в брак и детей не имел.
Светлейшая княгиня умерла в 1971-ом, меньше года не дожив до своего столетия, и похоронена вместе с мужем на Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины.
Но отношения двух легендарных балерин – Кшесинской и Карсавиной – стали счастливым исключением из жестокого правила. Праправнучка Матильды Кшесинской, балерина Элеонора Севенард поступила в труппу Большого театра, сообщило РИА «Новости». Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье танцовщика Феликса Кшесинского и балерины Юлии Доминской. Кшесинская всячески противодействовала приглашению в труппу иностранных балерин, интриговала против Леньяни, которая, тем не менее, протанцевала в театре 8 лет, до 1901 года. Роль молодого Николая Второго исполнит Данила Козловский, а Матильду Кшесинскую сыграет, скорее всего, известная балерина Диана Вишнева. Так, не без его помощи в 1896 Кшесинская стала прима-балериной (хотя главный балетмейстер Петипа не поддерживал её кандидатуру).
«Ее танец разнообразен, как блеск бриллианта»
- «Этот экзамен решил мою судьбу»: встреча Матильды Кшесинской и Николая
- Матильда Кшесинская - балетная звезда со скандальной репутацией (19 фото)
- Балерина Романовых • Arzamas
- История жизни и смерти Матильды Кшесинской
- Ранние годы и семья
Сокровища Матильды Кшесинской: Где спрятан клад легендарной балерины
Преподаватели отмечали незаурядный талант и огромный творческий потенциал юной балерины. Даже на занятиях классные дамы зорко следили за тем, чтобы их подопечные не обменивались условными жестами или многозначительными взглядами. Но дома Матильда давала волю своему бедовому характеру: еще будучи подростком, она умела сводить мужчин с ума. Никакой любви к нему она не испытывала — Мале просто нравилось флиртовать с красивым и элегантным юношей.
Однако, когда на ее день рождения он приехал с невестой, Матильда почувствовала себя уязвленной. Во время ужина она завела разговор о том, что каждое утро ходит за грибами. Маля начала расписывать прелести тихой охоты, и англичанин попался на крючок: попросил разрешения сопровождать девочку на прогулке.
Матильда позволила, но при условии, что невеста Макферсона даст ему разрешение. Сказано это было в присутствии всех гостей, и девушке не оставалось ничего другого, как согласиться. Никаких подберезовиков парочка не собрала: к концу прогулки англичанин забыл и про грибы, и про свою невесту.
Свадьба была расстроена. И когда познакомилась с цесаревичем Николаем Александровичем, окрутила его так же легко, как и Макферсона. После спектакля государь вместе со свитой явился в репетиционный зал, с порога спросив: «Где Кшесинская?
На праздничном ужине Матильду усадили рядом с наследником престола Николаем. Матильда была очаровательна, умна и красива, но в его окружении таких женщин хватало. Никакой инициативы по сближению юноша не проявлял, и Кшесинская взяла всё в свои руки: начала прогуливаться в местах, где могла встретиться с цесаревичем.
Уже летом ей удалось привлечь его внимание: в дневнике наследника появляются записи о том, что Матильда ему «положительно, очень нравится». В октябре Николай отправляется в продолжительное путешествие и просит сестру сообщать ему новости о «своем друге». Лишь к концу осени 1891 года царское семейство переехало в Гатчину, а в 1892 году между Николаем и Матильдой завязался роман.
Весной наследник регулярно наносил балерине визиты, писал в дневнике, что Матильда вскружила ему голову. Отец Николая раздраженно замечал, что цесаревич «неизвестно где находится» и «неизвестно чем занимается». Впрочем, на самом деле все знали и о том, и о другом.
Но классические балеты показались англичанам скучноватыми после новаторских балетов Фокина и основной успех был все-таки у Нижинского и Карсавиной. Иллюстратор и коллекционер искусства Чарльз Риккетс писал об этом вечере: «В свой последний вечер они танцевали так, как танцуют только в раю, — Карсавина затмила все бриллианты, которые царь подарил ее сопернице забыл ее имя , а Нижинский почти не касался земли». Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский в балете Михаила Фокина «Шопепиана» «Сильфиды» 1908 Последующие события войны и революции 1917 года привели к тому, что особняк Кшесинской был захвачен, а сама она была вынуждена скитаться по квартирам, пытаясь сохранить хоть какие-то драгоценности.
В воспоминаниях Г. Римский-Корсаков приводит слова журналиста Фрида, который весной 1917 года получил разрешение на доступ в брошенный Кшесинской особняк и смог изучить её корреспонденцию и документы. Костюм С.
Человеку на чай — 10 коп. Борная кислота — 15 коп. Вове — 5 коп».
В 1921 году Кшесинская вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем и перешла из католичества в православие с именем Мария. В 1929 году Матильда Кшесинская открыла балетную студию в Париже. Да и питомцы, питомицы этих школ в большинстве своем носили русские имена и фамилии, подчас весьма знатные.
Они представляли собою первое поколение русской эмиграции, появившееся на свет уже вдали от России, в изгнании, в бегах. Одну из этих студий вела Матильда Кшесинская, легенда Мариинского театра. Матильда Кшесинская на уроке с ученицей Т.
Рябушинской, Париж, 1930-е гг. По слухам, которые мало кто ставил под сомнение, она была любовницей последнего российского императора Николая Второго. Своих учеников и учениц Матильда Кшесинская набирала, в основном, из аристократических семейств, что, соответственно, и стоило больших денег.
Впрочем, Николай никогда не обманывал свою театральную пассию, признавался, что любит принцессу и говорил, что только до своей собственной свадьбы может оставаться и ничего не обещал. А Матильда ревновала его жутко, и в одно из писем написала: «Я все думаю о Твоей свадьбе. Ты сам сказал, что до свадьбы Ты мой, а потом… Ники, Ты думаешь мне легко это было услышать? Если бы Ты знал, Ники, как я Тебя ревную к А.
Я готова была разрыдаться, Ники меня поразил. Передо мною сидел не влюбленный в меня, а какой-то нерешительный, не понимающий блаженства любви. Летом он сам неоднократно в письмах и в разговоре напоминал насчет более близкого знакомства, а теперь вдруг говорил совершенно обратное, что не может быть у меня первым, что это будет его мучить всю жизнь, что если бы я уже была не невинна, тогда бы он, не задумываясь, со мной сошелся». Cудя по эмоциональным записям цесаревича в этот период, Матильда своего всё же добилась.
Но в силу разных обстоятельств — обостряется болезнь императора Александра, появляется надежда на свадьбу с Алисой Гессен — отношения скоро сошли на нет. Последняя из встреча состоялась в конце 1893 года, после чего они прекратили общение и наедине больше не встречались. Сегодня доподлинно неизвестно, часто ли балерина пользовалась этой возможностью, но одно обращение было точно. Причем помощь Николая закончилась для балерины весьма плачевно — скандал разразился на весь Петербург.
Прима Мариинского театра Матильда Кшесинская. Как-то директор императорских театров князь Сергей Волконский выписал балерине штраф в 50 рублей за то, что на балет был мотивам судьбы знаменитой балерины эпохи Людовика XV Мари Камарго она надела короткую балетную пачку вместо положенных по сюжету фижм XVIII века. Кшесинская написала письмо своему венценосному покровителю с просьбой от штрафа её избавить. Николай II приказал министру двора барону Фредериксу просьбу балерины исполнить.
Но тот сказал, что такой шаг «умножит на нуль» директора театров.
Кшесинская же была заинтересована в гастролях в Ковент Гарден. Вот как это кратковременное сотрудничество отразилось в переписке современников: Валентин Серов — Вальтеру Нувелю «Да, да, по всей вероятности, Сергей Павлович решил-таки по-своему, как мы с Нижинским ни отговаривали — пригласить Кшесинскую. Как-никак, на мой взгляд, это — позор. Во-первых, при всех гимнастических достоинствах она не артистка. Во-вторых, она—Кшесинская, а это тоже кое-что…» Владимир Теляковский делает запись в дневнике: «Час от часу не легче. Кшесинская снюхалась теперь с Дягилевым». В этот сезон единственный раз три самые известные балерины своего времени Анна Павлова, Тамара Карсавина и Матильда Кшесинская танцевали в одной программе.
И не одна. Она привезла с собой сына Вову, доктора Милька, своего верного оруженосца барона Готша, горничную, театральную портниху и великого князя Андрея Владимировича». Кшесинская хранила свои драгоценности в лондонском магазине Фаберже и каждый вечер специальный агент-детектив привозил ей те, которые она просила из списка и оставался у дверей уборной до конца спектакля. После спектакля агент отвозил драгоценности обратно в магазин. Чуть позже, 30 ноября, Кшесинская танцевала в «Лебедином озере», сокращенном по настоянию Дягилева до двух актов. Она включила в сцену бала свою вариацию на музыку Кадлеца, и сама наняла Мишу Эльмана, чтобы он исполнил соло на скрипке. Но классические балеты показались англичанам скучноватыми после новаторских балетов Фокина и основной успех был все-таки у Нижинского и Карсавиной. Иллюстратор и коллекционер искусства Чарльз Риккетс писал об этом вечере: «В свой последний вечер они танцевали так, как танцуют только в раю, — Карсавина затмила все бриллианты, которые царь подарил ее сопернице забыл ее имя , а Нижинский почти не касался земли».
Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский в балете Михаила Фокина «Шопепиана» «Сильфиды» 1908 Последующие события войны и революции 1917 года привели к тому, что особняк Кшесинской был захвачен, а сама она была вынуждена скитаться по квартирам, пытаясь сохранить хоть какие-то драгоценности. В воспоминаниях Г. Римский-Корсаков приводит слова журналиста Фрида, который весной 1917 года получил разрешение на доступ в брошенный Кшесинской особняк и смог изучить её корреспонденцию и документы.
Биография Кшесинской Матильды
Как и выдающаяся прапрабабушка, Элеонора Севенард выступала в Мариинском театре. Кстати,сегодня у Элеоноры День Рождения. Добавила немного фотографий из ее инстаграма и странички вконтакте,по-моему очень милая и приятная девушка,не без таланта.
Мария Феликсовна с мужем и любимым сыном Вовой в Париже. Здесь же в октябре 1956 года скончался Великий Князь Андрей Владимирович, что стало страшным ударом для Марии Феликсовны.
В последние десять лет своей жизни некогда прославленной балерине было нечем платить за аренду жилья. Но хозяева виллы, войдя в тяжёлое материальное положение Кшесинской, не требовали с неё никаких денег, любезно предоставив право спокойно дожить свой век в тишине и покое. Изредка небольшую сумму денег присылал князь Владимир Кириллович, племянник мужа Марии Феликсовны и претендент на российский престол. Похороны Великого Князя Андрея Владимировича.
Рядом с убитой горем Кшесинской Великий Князь Владимир Кириллович Она довольно редко покидала свою комнату, лишь для того, чтобы подышать свежим воздухом в саду, куда её на инвалидном кресле обычно вывозил сын. Дом её представляла собой мини-музей русского балета и одновременно Императорского Дома. Повсюду стояли многочисленные фотографии родственников, друзей и учеников, а письменный стол был завален открытками, книгами о балете, дореволюционными газетами и журналами, где на первых страницах красовалась совсем молодая и юная балерина Матильда, первоначально выступавшая под именем Кшесинской 2-й Кшесинской 1-й официально именовалась её старшая сестра Юлия. Незадолго до смерти Кшесинскую посетила балерина Наталья Макарова.
Она только-только сбежала из Советского Союза и перед тем как отправиться покорять американскую сцену, решила побывать в гостях у легенды императорской сцены. Я необычайно волновалась, когда впервые отправлялась в дом к великой Матильде. Нас встретила миниатюрная элегантная старушечка 99 лет, но в ней чувствовалось великолепие. Стол был сервирован по-царски.
Наверно, именно такой задумывал Аврору М. Петипа — юной, прелестной, изящной, как фарфоровая статуэтка. Талант балерины оценил даже П. Чайковский, после одного из спектаклей лично пообещавший написать для нее балет. Балет поставлен М.
Петипа и Л. Ивановым по случаю бракосочетания представителей дома Романовых. Дриго в кратчайшие сроки написал музыку, а балетмейстеры набросали либретто на тему греческой мифологии. Декорации писал М. Бочаров, что гарантировало роскошь и величие, подобающее случаю.
Боги и богини в легких туниках легко взлетали и, опускаясь на сцену, принимали грациозные позы. Впрочем, хореография была привычна для танцовщиков, ведь балетмейстеры использовали наработки прошлых лет. Балет был создан композитором Р. Дриго и балетмейстером М. Петипа по случаю коронационных торжеств.
Вероятно, чтобы пощадить чувства супруги Николая II, поначалу решили обойтись без Матильды. Кшесинская посчитала это оскорблением и в итоге добилась того, чтобы был дописан лишний музыкальный фрагмент для партии Желтой Жемчужины, которую она и станцевала.
Считалось, что так великие князья могли ходить в гости к балерине незамеченными. Но ни одного доказательства того, что подземный коридор существовал - нет. В особняк можно попасть с улицы, но не из-под земли. Но кому нужны были такие слухи. И почему Матильда — даже после того, как Николай 2 женился, никак не хотела оставлять Романовых в покое. Ей приписывают связь с великим князем Сергеем Михайловичем, а за князя Андрея Владимировича она позже выйдет замуж. Антон Вуйма, политтехнолог, политолог: «Была черная пиар-кампания против императора.
Она была очень активная и проводилась британской разведкой. Там были разные слухи — в том числе, пускали слух, что Николай 2 имеет роман с Кшесинской. Распускали различные негативные слухи. Это делалось для того, чтобы раскачать ситуацию в стране, организовать Майдан, революции всевозможные». Британская разведка до этого уже засветилась в убийстве Павла 1. А в начале 20 века именно балерины были — главной находкой для вербовки. Если верить этой версии, то образ светской львицы Матильды — это работа политтехнологов. И он такой же рукотворный, как и проект маркетологов века 21-го. Сама Матильда Кшесинская была бы плохим маркетологом - все острые моменты в своих воспоминаниях обходила стороной.
И даже если бы Матильды не было, ее обязательно бы придумали. И тогда, и сейчас. Но уже, возможно, с другим именем.
Дама в пуантах: как Матильда Кшесинская свела с ума сразу троих мужчин из дома Романовых
После революции с матерью и братом Борисом жил в Кисловодске туда же приехала Кшесинская с сыном Вовой. Кшесинская в итоге оказалась с сыном, семьей сестры и балериной Зинаидой Рашевской будущей женой Бориса Владимировича и другими беженцами, которых было около сотни, в Баталпашинской с 2 до 19 октября , откуда караван под охраной двинулся в Анапу, где решила обосноваться ехавшая под конвоем великая княгиня Мария Павловна. В Туапсе все сели на пароход «Тайфун», который доставил всех в Анапу. Там Вова заболел испанкой, но его выходили. В мае 1919 года все вернулись в Кисловодск, который посчитали освобожденным, где оставались до конца 1919 года, отбыв оттуда после тревожных новостей в Новороссийск. Беженцы ехали на поезде из 2-х вагонов, причем великая княгиня Мария Павловна ехала в вагоне 1-го класса со своими знакомыми и окружениями, а Кшесинская с сыном — в вагоне 3-го класса. В Новороссийске прожили 6 недель прямо в вагонах, причем кругом свирепствовал сыпной тиф.
В Константинополе они получили французские визы. В 1929 году открыла собственную балетную студию в Париже. Среди учениц Кшесинской была «бэби-балерина» Татьяна Рябушинская. Во время уроков Кшесинская была тактична, она никогда не повышала голоса на своих учеников. Старший брат Матильды Феликсовны Иосиф Кшесинский остался в России танцевал в Кировском театре и умер во время блокады Ленинграда в 1942 году. В эмиграции при участии своего супруга написала мемуары, первоначально изданные в 1960 году в Париже на французском языке.
Первое российское издание на русском языке осуществилось лишь в 1992 году. Матильда Феликсовна прожила долгую жизнь и скончалась 5 декабря 1971 года за несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская». Рост Матильды Кшесинской: 153 сантиметра. Их первая встреча состоялась 23 марта 1890 года во время выпускного экзамена.
Все произошло при одобрении членов царской семьи, начиная от императора Александра III, организовавшего это знакомство и заканчивая императрицей Марией Федоровной, которая все же хотела, чтобы ее сын стал мужчиной. После экзамена был ужин, взаимный флирт двух молодых людей и спустя годы запись в мемуарах Кшесинской: "Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу".
Официальное право собственности на участок перешло к прима-балерине Мариинского театра Матильде Кшесинской — одной из самых состоятельных женщин Российской империи. По неизвестным причинам она "не желала огласить себя покупщиком этого имущества" сразу же после сделки. Газета "Петроградский листок" в 1917 году отмечала: "Уже несколько лет, как столичные обыватели любовались на изящный домик-особняк на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы, принадлежащий балетной артистке М. Место, которое выбрала эта балетная премьерша для своего палаццо, является в настоящее время лучшим в Петрограде, так как с постройкой Троицкой площади, Каменноостровский проспект в этой начальной своей части превратился в одну из аллей Булонского леса в Париже". В десятилетие, предшествовавшее революционному 1917-му, дом Кшесинской стал одним из центров культурной жизни.
Петроградская публика часто называла роскошный особняк дворцом. Здесь бывали актеры Александринского и Мариинского театров, звезды балета, в том числе Тамара Карсавина и Айседора Дункан, а также представители династии Романовых, с которой у Кшесинской были особые отношения. Ни для кого не являлась секретом ее близость к императорской семье: давний роман с наследником цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II, потом еще один — с великим князем Сергеем Михайловичем, и еще один — она фактически была гражданской женой великого князя Андрея Владимировича, двоюродного брата Николая II, и даже родила от него сына Володю. Но Кшесинская признавалась в мемуарах, что принимала в этом живейшее участие. Зал должен был быть выдержан в стиле русского ампира, маленький угловой салон — в стиле Людовика XVI, а остальные комнаты я предоставила вкусу архитектора и выбрала то, что мне более всего понравилось". Для прислуги был отведен небольшой флигель. Во дворе находилась прачечная, а также сараи для экипажа и двух автомобилей.
Сын Кшесинской не отличался крепким здоровьем, поэтому во дворе построили хлев для коровы, благодаря которой у мальчика на столе всегда было парное молоко. Штаб большевиков в особняке Кшесинской Новая история особняка началась 28 февраля 13 марта 1917 года, когда в него ворвалась толпа демонстрантов. Незадолго до этого Матильда и ее сын смогли убежать из дома, с собой балерина взяла только саквояж с драгоценностями. Большевики, которые нуждались в помещении для своего партийного аппарата, быстро нашли общий язык с солдатами. С этого времени, как писала петроградская пресса, дом стал "главным штабом ленинцев".
За несколько лет до дебюта она еще совсем маленькой девочкой выступала в "Пахите" знаменитого исполнителя мазурки, и уже тогда ареопаг знатоков балета предсказал ей блестящее будущее". Судя по всему, Кшесинская была и невероятно трудолюбивой — согласно "Ежегоднику Императорских театров" за 1890—1891 годы она танцевала в 22 балетах и 21 опере. За ней закрепилась слава интриганки. Считалось, что Матильда подстраивала весь репертуар под себя. Например, в балете "Жемчужина", который шел во время коронационных торжеств, специально для нее ввели партию Желтой жемчужины. Якобы именно она вынудила уйти со своего поста директора Императорских театров Сергея Волконского. Причиной стало ее "недопустимое поведение": Кшесинская заменила предоставленный дирекцией неудобный костюм на свой собственный. Администрация оштрафовала балерину, а та обжаловала решение. В результате скандала директор театра ушел в отставку. Увлеченная кокетка "От природы я была кокеткой", — признавалась Матильда и подробно вспоминала, что, например, в хореографическом училище девочки и мальчики обучались отдельно и "нужна была определенная сноровка и хитрость, чтобы перебрасываться записочками". Однако для нее, судя по всему, преград не было. Однажды она отказалась отвечать урок по географии: ей было стыдно перед молодым учителем, который ей нравился, выходить к доске в клетчатых чулках и теплых ботинках. Или вот история с англичанином Макферсоном. Ей было 14 лет, а он, чуть постарше, приехал в загородное имение Кшесинских с невестой. Маля была в ярости и решила отомстить. Добилась того, что он пошел гулять с ней, а после стал присылать цветы и писать любовные письма. Кончилось это тем, что свадьба Макферсона расстроилась. Она и правда писала, что в смутные дни 1917-го свой золотой венец сдала на хранение в Кредитное товарищество, 11 ящиков поместила в Азовско-Донской банк, квитанции от которого потом хранила до последнего. Лучшие ее украшения до переворота находились в сейфе у Фаберже, но потом их пришлось забрать — сам Фаберже опасался обысков и конфискации.
Наследник посмотрел на нее и, повернувшись ко мне, спросил: — Вы, наверное, из таких кружек дома не пьете? Этот простой вопрос, такой пустячный, остался у меня в памяти. Так завязался мой разговор с Наследником. Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника. Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, все было как сон. По поводу этого вечера в Дневнике Государя Императора Николая Второго под датой 23 марта 1890 года было записано: «Поехали на спектакль в Театральное училище. Была небольшая пьеса и балет. Очень хорошо. Ужинали с воспитанниками». Так я узнала через много лет об его впечатлении от нашей первой встречи. Встречаться у родителей становилось просто немыслимым. Хотя Наследник, с присущей ему деликатностью, никогда об этом открыто не заговаривал, я чувствовала, что наши желания совпадают. Но как сказать об этом родителям? Я знала, что причиню им огромное горе, когда скажу, что покидаю родительский дом, и это меня бесконечно мучило, ибо родителей своих, от которых я видала лишь заботу, ласку и любовь, я обожала. Мать, говорила я себе, еще поймет меня как женщина, я даже была в этом уверена, и не ошиблась, но как сказать отцу? Он был воспитан в строгих принципах, и я знала, что наношу ему страшнейший удар, принимая во внимание те обстоятельства, при которых я покидала семью. Я сознавала, что совершаю что-то, чего я не имею права делать из-за родителей. Говорили, что Великий Князь боялся покушений и потому в его кабинете первого этажа были железные ставни, а в стену был вделан несгораемый шкаф для драгоценностей и бумаг. Подарки были хорошие, но не крупные. Первым его подарком был золотой браслет с крупным сапфиром и двумя большими бриллиантами. Я выгравировала на нем две мне особенно дорогие и памятные даты — нашей первой встречи в училище и его первого приезда ко мне: 1890—1892. Все гости принесли мне подарки к новоселью, а Наследник подарил восемь золотых, украшенных драгоценными камнями чарок для водки. Я даже подыскала себе премиленькую дачку на берегу Дудергофского озера, очень удобную во всех отношениях. Наследник не возражал против этого плана, но мне дали понять, что это может вызвать излишние и нежелательные толки, если я так близко поселюсь от Наследника. Тогда я решила нанять дачу в Коерове, это был большой дом, построенный в эпоху Императрицы Екатерины II и имевший довольно оригинальную форму треугольника. Хотя я знала уже давно, что это неизбежно, что рано или поздно Наследник должен будет жениться на какой-либо иностранной принцессе, тем не менее моему горю не было границ. Последняя моя просьба к нему была позволить писать ему по-прежнему на «ты» и обращаться к нему в случае необходимости. На это письмо Наследник мне ответил замечательно трогательными строками, которые я так хорошо запомнила: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости». Великий Князь Сергей Михайлович, с которым я подружилась с того дня, когда Наследник его впервые привез ко мне, остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила. Тем верным другом, каким он показал себя в эти дни, он остался на всю жизнь, и в счастливые годы, и в дни революции и испытаний. Много спустя я узнала, что Ники просил Сергея следить за мной, оберегать меня и всегда обращаться к нему, когда мне будет нужна его помощь и поддержка. Он купил и подарил мне этот дом. Нельзя сказать, что он был бесхарактерен. Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле. Первый его импульс был почти что всегда правильным, но он не умел настаивать на своем и очень часто уступал. Я не раз ему говорила, что он не сделан ни для царствования, ни для той роли, которую волею судеб он должен будет играть. Но никогда, конечно, я не убеждала его отказаться от Престола. Такая мысль мне и в голову никогда не приходила. Повсюду шла лихорадочная подготовка. В Императорском театре распределялись роли для предстоящего парадного спектакля в Москве. Обе труппы должны были быть объединены для этого исключительного случая. Хотя Москва располагала своей балетной труппой, но туда командировались в дополнение артисты Петербургской труппы, и я была в их числе. Я должна была там танцевать в обыкновенных спектаклях балет «Пробуждение Флоры». Однако мне не дали роли в парадном спектакле, для которого ставили новый балет, «Жемчужина», на музыку Дриго. Репетиции к этому балету уже начались, главная роль была дана Леньяни, а остальные роли распределены между другими артистками. Таким образом, оказалось, что я не должна была участвовать в парадном спектакле, хотя я уже имела звание балерины и несла ответственный репертуар. Я сочла это оскорблением для себя перед всей труппой, которого я перенести, само собою разумеется, не могла. В полном отчаянии я бросилась к Великому Князю Владимиру Александровичу за помощью, так как я не видела никого вокруг себя, к кому могла бы обратиться, а он всегда сердечно ко мне относился. Я чувствовала, что только он один сможет заступиться за меня и поймет, как я незаслуженно и глубоко была оскорблена этим исключением из парадного спектакля. Как и что, собственно, сделал Великий Князь, я не знаю, но результат получился быстрый. Дирекция Императорских театров получила приказ свыше, чтобы я участвовала в парадном спектакле на коронации в Москве. Моя честь была восстановлена, и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал, без его ведома и согласия Дирекция своего прежнего решения не переменила бы. Ко времени получения приказа от Двора балет «Жемчужина» был полностью срепетирован и все роли были распределены. Для того чтобы включить меня в этот балет, Дриго пришлось написать добавочную музыку, а М. Петипа поставить для меня специальное па-де-де, в котором я была названа «желтая жемчужина»: так как были уже белые, черные и розовые жемчужины. Сперва я думала, что это происходит случайно, но потом я заметила, что это делается намеренно. Мне это показалось несправедливым и крайне обидным. Так прошло несколько воскресений. Наконец Дирекция дала мне воскресный спектакль; я должна была танцевать «Спящую красавицу». Я была вполне уверена, что Государь будет на моем спектакле, но узнала — а в театре все узнается очень быстро, — что Директор театров уговорил Государя поехать в это воскресенье в Михайловский театр посмотреть французскую пьесу, которую он не видел в предыдущую субботу.
Роман императора и Матильды Кшесинской — историческая выдумка
О судьбе балерины Матильды КШЕСИНСКОЙ и её романе с цесаревичем Николаем расскажет фильм Алексея УЧИТЕЛЯ «Матильда», который ещё до премьеры оказался в центре скандала. На Главной сцене состоялся фестиваль уличных театров «Театральный бульвар», где были представлены постановки о балерине Матильде Кшесинской. До Февральской революции дом прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской являлся популярным салоном. Несмотря на то что Кшесинская не просто почивала на лаврах, а постоянно совершенствовала свое балетное мастерство (она первая из русских балерин исполнила 32 фуэте подряд). Император Александр III заметил талантливую балерину и пригласил её участвовать в торжественном обеде в честь выпуска.
История жизни и смерти Матильды Кшесинской
Балерина Матильда Кшесинская в роли Эсмеральды в балете Цезаря Пуни Эсмеральда. Александр III попросил Кшесинскую сесть рядом с ним и представил балерину своему сыну Николаю. Подробности судьбы загадочной балерины Матильды Кшесинской и ее сына. Александр III попросил Кшесинскую сесть рядом с ним и представил балерину своему сыну Николаю.
Роман императора и Матильды Кшесинской — историческая выдумка
До Февральской революции дом прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской являлся популярным салоном. В 1896 году Кшесинскую возвели в статус примы-балерины императорских театров, несмотря на то, что главный балетмейстер Петип был категорически против этого. Неизвестные письма Матильды Кшесинской рассказывают о ее жизни в эмиграции. О судьбе балерины Матильды КШЕСИНСКОЙ и её романе с цесаревичем Николаем расскажет фильм Алексея УЧИТЕЛЯ «Матильда», который ещё до премьеры оказался в центре скандала.
Роковая Матильда: как на самом деле жила самая известная балерина имперской России
Да и о чем можно вести речь на прощание, если знаешь, что уже ничего нельзя изменить… Мне казалось, что жизнь кончилась и впереди не будет ничего, кроме боли и горечи». Но жизнь продолжилась более чем успешно. В театре Кшесинская быстро выдвинулась в примы-балерины. На личном фронте Матильде покровительствовали сразу два великих князя. Их поддержка сделала ее одной из самых богатых и влиятельных женщин столицы. Она рискованно, но всегда удачно вкладывала деньги в биржевые операции и даже — по неподтвержденным слухам — занималась поставками вооружения в действующую армию.
На дни рождения балерины в ее Стрельнинском дворце накрывались столы на тысячу с лишним персон и запускался спецпоезд из Санкт-Петербурга, чтобы все гости могли прибыть вовремя. Особняк, который Кшесинская построила на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы, слыл эталоном роскоши: его убранство от мебели до шпингалетов было выписано из Парижа. Коровник при немалом усадебном хозяйстве был свой, отечественный — Матильда Феликсовна была сторонницей здорового образа жизни, хотя любила кутить и веселиться. Чепрунов Перейдя на 14-м году службы на разовые контракты, она выступала только в разгар сезона, позволяя себе длительные перерывы, во время которых прекращала регулярные занятия и предавалась развлечениям. Она обладала удивительной жизнеспособностью и исключительной силой воли», — писала ее коллега по сцене Тамара Карсавина.
На Историческую сцену Большого театра вышли герои спектаклей великого хореографа Две части биографии 1917 год положил конец излишествам. После трехлетних скитаний Кшесинская прибыла в Европу, имея в багаже несколько платьев и альбом с дорогими сердцу фотографиями. Один из ее покровителей — великий князь Сергей Михайлович — погиб в шахте в Алапаевске. С другим великим князем — Андреем Владимировичем, отцом ее сына Владимира — 49-летняя Кшесинская обвенчалась в эмиграции и стала именоваться светлейшей княгиней Красинской-Романовской. Ее биография разделилась на две части: роскошная жизнь в России и относительно скромное существование в Европе, где ей приходилось зарабатывать уроками.
Но и в этих условиях она сохраняла царственный апломб.
Однако, когда на ее день рождения он приехал с невестой, Матильда почувствовала себя уязвленной. Во время ужина она завела разговор о том, что каждое утро ходит за грибами.
Маля начала расписывать прелести тихой охоты, и англичанин попался на крючок: попросил разрешения сопровождать девочку на прогулке. Матильда позволила, но при условии, что невеста Макферсона даст ему разрешение. Сказано это было в присутствии всех гостей, и девушке не оставалось ничего другого, как согласиться.
Никаких подберезовиков парочка не собрала: к концу прогулки англичанин забыл и про грибы, и про свою невесту. Свадьба была расстроена. И когда познакомилась с цесаревичем Николаем Александровичем, окрутила его так же легко, как и Макферсона.
После спектакля государь вместе со свитой явился в репетиционный зал, с порога спросив: «Где Кшесинская? На праздничном ужине Матильду усадили рядом с наследником престола Николаем. Матильда была очаровательна, умна и красива, но в его окружении таких женщин хватало.
Никакой инициативы по сближению юноша не проявлял, и Кшесинская взяла всё в свои руки: начала прогуливаться в местах, где могла встретиться с цесаревичем. Уже летом ей удалось привлечь его внимание: в дневнике наследника появляются записи о том, что Матильда ему «положительно, очень нравится». В октябре Николай отправляется в продолжительное путешествие и просит сестру сообщать ему новости о «своем друге».
Лишь к концу осени 1891 года царское семейство переехало в Гатчину, а в 1892 году между Николаем и Матильдой завязался роман. Весной наследник регулярно наносил балерине визиты, писал в дневнике, что Матильда вскружила ему голову. Отец Николая раздраженно замечал, что цесаревич «неизвестно где находится» и «неизвестно чем занимается».
Впрочем, на самом деле все знали и о том, и о другом. Говорят, как-то ночью к влюбленной парочке вломился петербургский градоначальник, получивший приказ доставить Николая к Александру III по срочному делу. Кшесинская в дневнике рассказывает, что летом Николай был готов перейти к более «близкому знакомству», но потом начал проявлять «раздражающую осторожность».
По ее словам, он не хотел быть у балерины первым, потому что это «будет его мучить всю жизнь», но не возражал сойтись с ней, если она утратит невинность. Но в январе Николай делает заметку: «Вечером полетел к моей М.
Уже в первом сезоне ей поручили небольшие роли в 22- балетах и 21-й опере. Фото Матильды Кшесинской в цвете Коллеги вспоминали о Матильде как о невероятно работоспособной танцовщице, унаследовавшей от отца талант к драматической выразительности. Она могла часами стоять у балетного станка, превозмогая боль. В 1898 году прима начала брать уроки у Энрико Чеккетти — выдающегося итальянского танцора.
С его помощью она стала первой русской балериной, виртуозно исполнившей 32 фуэте подряд. Ранее это удавалось лишь итальянке Пьерине Леньяни, соперничество которой с Матильдой продолжалось долгие годы. Матильда Кшесинская в балете «Дочь фараона» После шести лет работы в театре балерина была удостоена звания примы. Ее уникальный стиль сочетал безупречность итальянской и лиричность русской балетных школ. С ее именем и по сей день ассоциируется целая эпоха, великое время для русского балета. Наследник престола не на шутку увлекся воздушной и хрупкой балериной, причем с полного одобрения матери.
Молодой Николай II. Рисунок из дневника Матильды Кшесинской Императрицу Марию Федоровну не на шутку волновал тот факт, что сын до встречи с Кшесинской не проявлял никакого интереса к девушкам, поэтому всячески поощряла его роман с Матильдой. К примеру, деньги на подарки для возлюбленной Николай Александрович брал из специально созданного для этой цели фонда. Среди них был и дом на Английской набережной, ранее принадлежавший композитору Римскому-Корсакову. Перед каждым спектаклем Матильда подолгу смотрела в окошко в надежде увидеть поднимающегося по ступеням возлюбленного, и когда он приходил, танцевала с двойным воодушевлением.
Кшесинская снюхалась теперь с Дягилевым». В этот сезон единственный раз три самые известные балерины своего времени Анна Павлова, Тамара Карсавина и Матильда Кшесинская танцевали в одной программе. И не одна. Она привезла с собой сына Вову, доктора Милька, своего верного оруженосца барона Готша, горничную, театральную портниху и великого князя Андрея Владимировича». Кшесинская хранила свои драгоценности в лондонском магазине Фаберже и каждый вечер специальный агент-детектив привозил ей те, которые она просила из списка и оставался у дверей уборной до конца спектакля.
После спектакля агент отвозил драгоценности обратно в магазин. Чуть позже, 30 ноября, Кшесинская танцевала в «Лебедином озере», сокращенном по настоянию Дягилева до двух актов. Она включила в сцену бала свою вариацию на музыку Кадлеца, и сама наняла Мишу Эльмана, чтобы он исполнил соло на скрипке. Но классические балеты показались англичанам скучноватыми после новаторских балетов Фокина и основной успех был все-таки у Нижинского и Карсавиной. Иллюстратор и коллекционер искусства Чарльз Риккетс писал об этом вечере: «В свой последний вечер они танцевали так, как танцуют только в раю, — Карсавина затмила все бриллианты, которые царь подарил ее сопернице забыл ее имя , а Нижинский почти не касался земли». Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский в балете Михаила Фокина «Шопепиана» «Сильфиды» 1908 Последующие события войны и революции 1917 года привели к тому, что особняк Кшесинской был захвачен, а сама она была вынуждена скитаться по квартирам, пытаясь сохранить хоть какие-то драгоценности. В воспоминаниях Г. Римский-Корсаков приводит слова журналиста Фрида, который весной 1917 года получил разрешение на доступ в брошенный Кшесинской особняк и смог изучить её корреспонденцию и документы. Костюм С. Человеку на чай — 10 коп.
Борная кислота — 15 коп. Вове — 5 коп». В 1921 году Кшесинская вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем и перешла из католичества в православие с именем Мария.
Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины.
Матильда Кшесинская - балетная звезда со скандальной репутацией (19 фото) | Онлайн-дневник Матильды Кшесинской приурочен к 150-летию со дня рождения балерины. |
В Кисловодске особняк балерины Кшесинской пойдет «с молотка» | Как балерина Кшесинская оскандалилась из-за 50 рублей и получила оплеуху от императрицы-вдовы. |
Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины. ~ | Когда Кшесинская уже подумывала о смене карьеры, в ее жизни появилась знаменитая балерина Вирджиния Цукки. |
Матильда Кшесинская - биография, новости, личная жизнь, фото, видео - | В ноябре 1895 года Кшесинская получила давно заслуженное звание балерины, которое присуждалось лишь лучшим танцовщицам труппы. |
На «Театральном бульваре» в Кисловодске показали антрепризу в память о балерине Кшесинской | Незадолго до смерти Кшесинскую посетила балерина Наталья Макарова. |
Что стало после революции с той самой Матильдой, покорившей Николая II
Грешная Матильда. Как балерина Кшесинская свела с ума мужчин дома Романовых | все ее знают - 26 февраля 1917 года по старому стилю позвонили "сверху" и предупредили. |
Правнучка балерины Матильды Кшесинской закрутила роман со звездой Большого театра | Ровно 147 лет назад, 31 августа 1872 года, родилась одна из самых знаменитых, талантливых и скандальных балерин на свете – Матильда Кшесинская. |
Матильда Кшесинская фуэте судьбы. К 150-летию со дня рождения балерины.mp4 | В этот сезон единственный раз три самые известные балерины своего времени Анна Павлова, Тамара Карсавина и Матильда Кшесинская танцевали в одной программе. |
Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины. ~ | Прима-балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская была подругой наследника российского престола, последнего императора Николая II, до его помолвки с Алисой. |
Правнучка балерины Матильды Кшесинской закрутила роман со звездой Большого театра | Разгоревшаяся через некоторое время лавстори царевича и юной балерины длилась без малого 3 года и во многом определила образ жизни и поведение Кшесинской на десятилетия вперед. |
Балерина Романовых
до февраля, будучи на пятом месяце беременности. Рассказывает лектор Мария Александровна Сенина, старший научный сотрудник отдела научно-экспозиционного проектирования, кандидат исторических наук.31 августа. Сложно сказать, хорошей или плохой балериной была Маля Кшесинская: её современники во мнениях на сей счёт не сходились. Прима-балерина Мариинского театра пользовалась особым расположением членов царской семьи: Матильда Кшесинская была любовницей как минимум трех Романовых, в том числе. 19-летняя Элеонора Севенард, праправнучка балерины Матильды Кшесинской, чье имя еще несколько месяцев назад не сходило с заголовков СМИ, призналась, что влюблена и счастлива.