Девять символов блокадного Ленинграда, которые помогали выжить. АЭРОСТАТ. Молодежные колонны с макетами аэростатов противовоздушной обороны, небольшими копиями тех, что использовались в системе ПВО блокадного Ленинграда, встретились на Дворцовой площади, где все аэростаты поднялись в воздух.
Зачем в блокадном ленинграде запускали дирижабли
Как была снята блокада Ленинграда — в материале Впервые аэростаты взмыли в небо над Ленинградом ночью практически с первого дня войны – поздним вечером 23 июня 1941 года. Блокада Ленинграда. Всю блокаду в Ленинграде работала служба скорой помощи — восемь подстанций, на которых ежедневно дежурили 25 врачей и более 350 фельдшеров и медсестер. Главная» Новости» 15 апреля 1942 года в блокадном ленинграде произошло важное событие заработал общественный транспорт.
«Таинственный остров» Бориса Шелища. Водородный двигатель в блокадном Ленинграде.
Одним из элементов воздушной обороны Блокадного Ленинграда служили аэростаты заграждения. Впервые аэростаты взмыли в небо над Ленинградом ночью практически с первого дня войны – поздним вечером 23 июня 1941 года. Примечательно, что таким же методом получали водород для аэростатов в блокадном Ленинграде. 9 мая 2020 [ новость ] Росгидрометцентр рассказал о подвиге метеорологов в блокадном Ленинграде Сотрудники Главной геофизической обсерватории одними из первых получили медали «За оборону Ленинграда», сообщила пресс-служба Росгидрометцентра 9 мая. Водородные автомобили в блокадном Ленинграде — пост пикабушника KO3JIODOEB. В голодную, трагическую, тяжелейшую блокадную зиму 1941/42 года, получая 125 граммов хлеба и 75 граммов сухарей, бойцы постов и отрядов аэростатного заграждения обеспечивали подъем аэростатов, доставку водорода, охрану постов».
На Дворцовой площади запустили аэростаты в честь годовщины снятия блокады Ленинграда
Жители блокадного Ленинграда: женщина везет ослабевшего от голода мужа на санках, 1942 год. Дирижабль в блокаду Ленинграда. Блокада Ленинграда аэростаты заграждения. Аэростаты в блокадном Ленинграде. Дирижабль над Ленинградом в годы войны 1941. Блокада Ленинграда является одной из самых трагических и в то же время героических страниц истории Великой Отечественной войны. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Аэростаты над Ленинградом. Аэростаты охраняли небо над блокадным Ленинградом, не давая ни малейшей возможности вражеским самолетам пикировать и ограждая горожан от прицельного бомбометания.
Куда пойти с ребенком?
В голодную, трагическую, тяжелейшую блокадную зиму 1941/42 года, получая 125 граммов хлеба и 75 граммов сухарей, бойцы постов и отрядов аэростатного заграждения обеспечивали подъем аэростатов, доставку водорода, охрану постов». Источник информации о фото: Категория: Блокада Ленинграда, Аэростаты и дирижабли. Re: Аэростаты ПВО в блокадном Ленинграде [сообщение #101789 является ответом на сообщение #101787]. Как в блокадном Ленинграде техник-самородок создал первый водородный двигатель для автомобиля. Блокадный Ленинград был одной из самых сложных точек на карте боевых действий Восточного фронта.
Дирижабли противовоздушной обороны Ленинграда поднимутся в небо над Петербургом
Поступающий газ как бы «пробулькивался» через воду, и тем самым устранялась опасность взрыва. Чертеж изобретения был представлен руководству, и техник-лейтенант получил разрешение на новый эксперимент. Спасительные огнетушители В назначенный день все руководство Ленинградской службы ПВО прибыло на испытательный полигон. Лейтенант Шелищ на глазах у командования подключил через сосуд, наполовину заполненный водой, шланг с поступающим водородом к двигателю. Несмотря на 30-градусный мороз, после включения зажигания двигатель, питаемый водородом, легко завелся и устойчиво работал. Многократные испытания гидрозатвора оказались успешными. Командование приказало за 10 дней перевести все аэростатные лебедки на новый вид горючего. Уложиться в эти сроки можно было только используя готовый уже готовый материал. Что делать?! В поисках решения Шелищ прибыл на Балтийский завод. Безрезультатно обошел все цеха и, уже практически отчаявшись, заглянул на склад, где и обнаружил гору списанных огнетушителей.
Их емкости идеально подходили для изготовления гидрозатворов. Это была блестящая идея: чего-чего, а недостатка в использованных огнетушителях в блокадном Ленинграде не было. В круглосуточном режиме заработали смены бригад слесарей и сварщиков. Они изготовили несколько сотен комплектов аппаратуры. Ровно через 10 дней все аэростаты вновь поднялись в воздух на нужную высоту и стали непреодолимым препятствием для фашистских самолетов. Орден Красной Звезды В декабре 1941 г. Комитет по обороне Ленинграда для поднятия боевого духа защитников города организовал выставку изобретений военных рационализаторов. Она разместилась в штабе ПВО в Басковом переулке, 16. Лейтенанту Шелищу было предписано представлять на выставке свое детище. Прямо в актовом зале была установлена «полуторка», работающая на водородном топливе.
Выхлопные газы от работающего двигателя не загрязняли воздух благодаря тому, что на выходе образовывался пар. Хотя двигатель несколько часов работал в закрытом помещении, посетители выставки не почувствовали ни дыма, ни гари, ни необычных запахов. Позднее эту машину демонстрировали командующему Ленинградским фронтом генерал-полковнику Л. Тот одобрил идею. За эту работу Б. Шелища в декабре 1941 г. Наградной лист Бориса Шелища Само изобретение выдвинули на соискание Сталинской премии 1942 г. Но оно не прошло по конкурсу, поскольку тогда еще не было официального решения о принятии его на вооружение в масштабах страны.
АО «Ленгидропроект» представил уникальные экспонаты на выставке «Герои энергетики блокадного Ленинграда» 25 апреля 2024 24 апреля на церемонии открытия XII Российского международного энергетического форума участникам и гостям была представлена выставка «Герои энергетики блокадного Ленинграда». Значительную часть экспозиции составили архивные документы, фотографии и другие предметы, предоставленные АО «Ленгидропроект» входит в Группу РусГидро. Выражая благодарность АО «Ленгидропроект» и другим организациям, принявшим участие в выставке, Председатель Архивного комитета Петр Тищенко напомнил о том, что город никогда полностью не оставался без энергоснабжения. В самые тяжелые месяцы освещались только важнейшие военные, административные и хозяйственные объекты. Однако уже 15 апреля 1942 года, после самой страшной блокадной зимы в городе был запущен трамвай.
Учить было некого. Например, в Московском районе к ноябрю 41-го осталось всего 4 школы на 800 учеников. Всего же в городе той зимой работали 39 школ. Каждый день приходилось спускаться в бомбоубежища. Чтобы не прерывать занятия, их тоже оборудовали под классы. Тетрадей не было, ребята писали на старых газетах между строк. Ручки заменили на карандаши, потому что замерзали чернила. Дети сидели на уроках полностью одетыми, но все равно мерзли. Учили по сокращенному плану - только основным предметам. До занятий добирались окольными путями, пешком. Случалось, что добирались не все. Смерть настигала детей везде: на пороге школы, у себя дома. Тела многих обнаруживали их же одноклассники. Погибали и педагоги. Ф Футбол. Ленинград - город мертвых». Это текст листовок, которые весной 42-го разбрасывали над блокадным городом с немецких самолетов. Тогда было принято решение: показать, как эти «мертвые» играют в футбол. Знаменитый блокадный матч прошел 31 мая 1942 года. В нем приняли участие команды ленинградского «Динамо» и Ленинградского металлического завода в сводках - команда Н-ского завода. На полноценную игру сил не было. Шутка ли - футболистов собирали по всему городу. Истощенные, измученные, на поле в рытвинах от мин они творили свою историю, совершали свой подвиг. Матч закончился со счетом 6:0 в пользу «Динамо». Но это была не победа одной команды, это была общая победа города. И уже на следующий день у самой линии фронта из срочно установленных громкоговорителей передавали репортаж об этом блокадном матче. Х Хлеб. Уже к 12 сентября в городе оставалось хлебного зерна и муки на 35 суток. Хлебную суточную норму снижали пять раз. Холод и голод наступали. Минимальную норму - те самые 125 граммов - ввели 20 ноября 1941 года. Маленький брусочек порой было тем единственным, что спасало от смерти. А если его намазать толстым слоем горчицы, да еще и посолить, поперчить, получится «блокадное пирожное». Рецепт, который создали в Центральной лаборатории и по которому пекли на всех заводах Ленинграда, менялся в зависимости то того, что было в городе в тот момент. В ход пошли вытряски из мешков, мучной смет, собранный в цехах и складах со стен и из-под половиц, обойная - самая грубая - мука. С пивоварен выбрали весь солод, с конных ферм - весь овес. Лузга, жмых, сосновый луб, пищевая целлюлоза, березовые почки - блокада включила все это в состав хлеба. Ц Церкви. К началу войны в Ленинграде уцелела 21 православная церковь. Монастырей и семинарий не осталось. Но когда Ленинград окружили и стали морить голодом и холодом, к религии обратились массово. Храмы - их всю блокаду проработало 10 - стали заполняться народом уже в конце июня 1941 года. Несмотря ни на что, ленинградцы продолжали ходить в храмы. Фото: Александр ГЛУЗ Когда пришла ранняя необычно суровая зима, температура в храмах упала до нуля, в лампадках стало замерзать масло. Тем не менее на службы приходило все больше ленинградцев. Ч Чтение. В осажденном городе продолжали работать библиотеки. Ленинградцы брали книги на дом, в госпиталях и заводских цехах открывались передвижные отделы. Библиотекари - истощенные, голодные - на равном со всеми положении умудрялись устраивать патриотические выставки, призванные укрепить дух блокадников. Всю блокаду проработала Публичная библиотека имени Салтыкова-Щедрина. Разве что эвакуировали наиболее ценные фонды. Особым интересом пользовалась у ленинградцев художественная и военная литература. Ш Шпили. В мирное время блестящие доминанты были гордостью Петербурга. В блокадное - идеальными круглосуточными ориентирами для прицельных бомбежек. Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Инженерный замок, купол Исаакиевского собора, маковки Никольской церкви - все это нужно было спрятать. Первая мысль - разобрать. Но нет ни рабочих рук, ни мест для хранения. Строительные леса тоже не подходят: одна искра - и возгорится пламя, которое уничтожит шедевры архитектуры. В итоге выбор пал на альпинистов. Работали и по ночам, и во время бомбежек», - вспоминал «хранитель Ленинграда» Михаил Бобров. Щ Щей-Безвырезовская Дистрофия Шротовна. Наум Синдаловский в своем «Словаре петербуржца» объясняет, что так называли голодающих в блокадном Ленинграде. Шроты - измельченные и обезжиренные семена масличных растений. Обычно они шли на корм животным, но во время блокады считались одним из деликатесов. Безвырезовская - намек на высший сорт мяса, вырезку.
Перейти в Дзен Следите за нашими новостями в удобном формате Важная дата в истории Петербурга — 80 лет назад по дну Ладожского озера проложили кабель от Волховской ГЭС в осажденный Ленинград. Это событие вошло в историю как «Прорыв энергетической блокады». Памятник с таким названием открыли на территории мемориального комплекса «Разорванное кольцо» в Ленинградской области. Так компания «Россети Ленэнерго» отдала дань памяти энергетикам, инженерам и водолазам, спасшим десятки тысяч жителей города и обеспечившим в тяжелейшее время электричеством хлебозаводы, оборонные предприятия, больницы и госпитали.
Аэростат над Невским. Петербург меняет свое убранство перед памятной датой
Аэростаты в блокадном | Международный фестиваль аэростатов в Ленинграде. Проходил с 23 по 27 мая 1990 года. |
Петербуржцы запустят аэростаты в память о блокаде | Место съемки: Ленинград Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/ on line 1635. |
Чтобы помнить... Блокадный Ленинград
Пытались использовать и ручной привод, но с таким механизмом не могли справиться даже десять здоровых мужчин. К тому же большую часть рядовых и сержантов из аэростатных частей направили в пехоту, и на действующих постах вместо 12 человек осталось всего 4-5, в основном девушки. Инженер-самородок день и ночь напряженно думал, как разрешить ситуацию. Смутная идея не давала покоя. Отпросившись в увольнение, дома на Шпалерной Шелищ достал томик Жюль Верна с романом «Таинственный остров» и быстро перелистал потрепанные страницы. Вот оно! В 11-й главе Борис наткнулся на полемику главных героев о топливе будущего.
Инженер Сайрес Смит предрекал, что, когда кончится уголь, его заменит вода. И не просто вода, а разложенная на составные части - водород и кислород. Захлопнув книгу любимого писателя-фантаста, Борис Шелищ уже знал, что будет делать. То, что водород опасен, техник-лейтенант хорошо знал: он помнил катастрофу водородного «летающего Титаника 30-х годов» - дирижабля нацистской Германии «Гинденбург». Весь мир обошли снимки горящего трансатлантического гиганта, перевозившего из Германии в Америку богатых особ. Трагедия над Нью-Йорком и гибель 100 человек широко освещалась в советской прессе.
После того случая опыты по использованию водорода были прекращены. Изобретатели опасались, что при соединении водорода с воздухом образуется «гремучая смесь» и грянет взрыв. Борис Шелиш осознавал весь риск эксперимента, но другого способа поднять аэростаты в воздух в блокадном Ленинграде не видел. Он вставил шланг от спущенного на землю аэростата во всасывающую трубу двигателя «полуторки» и пустил через него отработанный водород. Двигатель мгновенно завелся, но, когда экспериментатор добавил обороты, в выхлопной трубе раздался резкий хлопок. Взрывной волной Бориса выбросило из открытой кабины, что и спасло ему жизнь.
К счастью, никто не погиб, но сам Шелищ получил серьезную контузию. Придя в себя, упрямый лейтенант продолжил работу над проблемой. Решением стал сконструированный им гидрозатвор. Это простейшее приспособление отсекало пламя от двигателя автомобиля. Поступающий газ как бы «пробулькивался» через воду, и тем самым устранялась опасность взрыва. Чертеж изобретения был представлен руководству, и техник-лейтенант получил разрешение на новый эксперимент.
Спасительные огнетушители В назначенный день все руководство Ленинградской службы ПВО прибыло на испытательный полигон. Лейтенант Шелищ на глазах у командования подключил через сосуд, наполовину заполненный водой, шланг с поступающим водородом к двигателю. Несмотря на 30-градусный мороз, после включения зажигания двигатель, питаемый водородом, легко завелся и устойчиво работал. Многократные испытания гидрозатвора оказались успешными.
Михаил Меланед — диктор, прозванный ленинградским Левитаном, в прямом радиоэфире объявлял тревогу. Радиотрансляции метронома имели свое психологическое значение. Работающее радио означало, что город жив и борется, что еще есть надежда. Для людей звук работающего метронома был как биение сердца страны: раз оно еще не утихло, то нужно и дальше бороться. Техническое значение — сигнал метронома подтверждал, что радиоточка включена и радиосеть исправна. Он предупреждал об артиллерийских обстрелах и воздушных налетах. Такт в 50 ударов в минуту означал, что можно не волноваться, все спокойно. Летом переправляли баржи, зимой по льду гнали машины. Везли продовольствие и корреспонденцию, из Ленинграда — эвакуируемых жителей. За время работы с сентября 1941-го по март 1943-го по "Дороге жизни" переправили более 1,6 миллиона тонн грузов и эвакуировали свыше 1,3 миллионов человек. Помимо всем известной трассы по Ладожскому озеру, была еще одна, через Финский залив, начиналась от Лисьего Носа до Кронштадта и Ораниенбаума и далее в сторону островов. Позже ее назвали "Малой дорогой жизни". Однако центральное отопление еще некоторое время продолжало работать: в жилых домах поддерживали температуру двенадцать градусов, в учреждениях — десять, на предприятиях — восемь градусов выше нуля. Зимой 1941-1942 года одним из главных врагов ленинградцев стал холод. Приходилось греться у печей и буржуек. Печи эти, или как их тогда называли, печи-времянки быстро нагревались и легко отдавали тепло окружающему пространству. Однако быстро остывали, как только прогорали дрова.
Наталья Романова, пресс-секретарь городского центра размещения рекламы: «Их располагали в шахматном порядке, между ними натягивали трос, на который вешались мины. При столкновении с ними вражеские самолеты взрывались». Ровно в 9 часов утра на стрелке Васильевского острова зажгли факелы на Ростральных колоннах. Таким образом был дан старт официальным торжествам по случаю 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
За время войны полки аэростатного заграждения Ленинграда поднимали аэростаты около 500 раз. Несложные подсчеты показали, что аэростаты в ленинградском небе проработали более миллиона аэростато-часов, большинство из которых благодаря изобретению Шелища. Командование Ленинградского фронта, осознавая значимость изобретения Шелища, 20 декабря 1941 года наградило его орденом Красной Звезды. В представлении к награждению было отмечено, что его техническая новинка позволила сэкономить только в масштабах 2-го корпуса ПВО 502 тысячи рублей, и имела огромное оборонное и народно-хозяйственное значение. Первый лист наградного листа Шелища. Уже в январе 1942 года двигатель, работающий на водороде, демонстрировался на выставке работ военных изобретателей и рационализаторов. Там двигатель оставили работать в закрытом помещении, так как вместо выхлопных газов выделялся водяной пар. Само изобретение выдвинули на соискание Сталинской премии 1942 г. Но оно не прошло по конкурсу, поскольку тогда еще не было официального решения о принятии его на вооружение в масштабах страны. Позднее, когда такое решение приняли, к этому вопросу уже не вернулись. В том же 1942 году Шелища командируют в Москву для внедрения своей технологии в московские части ПВО. В Москве на водородное топливо было переведено триста двигателей. Летом 1943 года Борис Исаакович подаёт заявку об изобретении, зимой 1945 публикуется описание изобретения к авторскому свидетельству СССР с заголовком: «Способ эксплуатации установок с аэростатами заграждения». К 1943 году Шелищ получает звание техника-лейтенанта, а к 1945 году — звание старшего техника-лейтенанта. После Победы аэростаты заграждения быстро расформировали: не стало «бросового» водорода, который служил топливом для двигателя. Но еще долгие годы списанные двигатели, которые во время войны питались водородом, работали в колхозах и совхозах. Газгольдеры для заправки аэростатов воздушного заграждения на Большой Ордынке. По окончании войны Борис Исаакович сначала возвращается на трикотажную фабрику, а с 1948 года работает на автотранспортных предприятиях. Он наконец-то получает высшее образование на факультете экономики университета марксизма-ленинизма. В середине 1970-х годов, когда водородная энергетика переживала бурный рост, изобретателя приглашают читать лекции в АН СССР. Как участника обороны Ленинграда Шелища наградили медалью «За оборону Ленинграда», а по окончанию войны — медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Струминский писал: «Даже если в мире исчезнут уголь и нефть, СССР энергетическая катастрофа не грозит, поскольку советские ученые, опередив американскую науку, нашли альтернативный источник энергии — водород. В Сибирском отделении Академии наук СССР в 1968 году, на год раньше, чем американцы нашли способ использовать водород в качестве автомобильного топлива». Неожиданно после публикации статьи в редакцию пришло опровержение от группы ветеранов ПВО Ленинградского фронта. В ней они сообщали, что водород в качестве автомобильного топлива был применен еще в 1941 году в блокадном Ленинграде. Причем не в качестве эксперимента, а массово, как единственное топливо к двигателям внутреннего сгорания. После поступившего опровержения приоритет Б. Однако партийная газета опровержения не опубликовала.
Борьба за умы
- Читайте также
- Первые автомобили на водородном топливе появились в блокадном Ленинграде
- «Водородный лейтенант» Борис Шелищ
- Исполнилось 75 лет с установления мирового рекорда на советском аэростате - Родина
- Исполнилось 75 лет с установления мирового рекорда на советском аэростате - Родина
- Форма обратной связи
Материалы рубрики
- Удивительную по красоте коллекцию фарфора показали жителям Ямала
- Водородное топливо в блокадном Ленинграде
- Бернштейн А.И. Аэростаты воздушного заграждения в обороне Ленинграда
- История файла