12 апреля 1861 г. в село Бездна были введены войска, которые открыли огонь по толпе крестьян.
День в истории. Бездна
Многие крестьяне были наказаны розгами, приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократической интеллигенции в России и за границей. Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную Куртинскую панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил русский этнограф и антрополог, публицист, историк освоения Сибири А. Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол» А. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862.
Крестьянское восстание 1918 года Пенза. Восставшие крестьяне Крестьянская война в Германии. Крестьянская война в Германии картины. Крестьянское восстание.
Продразверстка художник Владимиров. Продразверстка картина. Продразверстка в Сибири. Выступления крестьян против продразверстки. Разгром помещичьей усадьбы Курдюмов в. Разгром помещичьей усадьбы картина в. Крестьянские волнения 1861. Крестьянские Восстания в 1861 году.
Волнения крестьян села бездна Казанской губернии. Картофельные бунты в России в 19 веке. Бунт крестьян. Бунты крестьян в 19 веке. Крестьянские Восстания 19 век. Ишимское восстание 1921. Западно-Сибирское Крестьянское восстание 1921 года. Герасимов клятва сибирских Партизан.
Картофельный бунт 1842. Восстания крестьян 1861 года. Крестьянское восстание 1905 года. Революция 1905 в деревне. Крестьянские волнения 1905-1907. Восстания крестьян 1905 год. Крестьянские Восстания 17 века. Крепостные бунт.
Антоновское восстание 1921. Тамбовское восстание Антонова 1920- 1921г. Крестьянские Восстания 1920-1921. Крестьянское восстание 1920-1922 в Тамбове. Крестьянские Восстания в России. Трезвеннические бунты в России в 1858-1860. Крестьянские бунты 19 века. Дмитрий Шмарин расказачивание.
Картина Дмитрия Шмарина. Дмитрий Шмарин - расстрел Казаков. Раскулачивание 1919 Шмарин. Крестьянское восстание в Германии 1525. Флориан Гайер Крестьянская война. Крестьянской войне 1525 года Флориан Гайер. Восстание крестьян в селе бездна. Кандиевское восстание 1861.
Крестьяне 1920-е годы СССР. Крестьяне 1920е. Малевич на сенокосе 1929. Крестьяне СССР 1920. Бунт крестьян 1905. Крестьянское восстание 1902. Крестьянские волнения 19 века. Крестьянские волнения в начале 20 века в России.
Степан Разин и казаки. Емельян Разин. Крестьянская война Степана Разина. Степан Тимофеевич Разин восстание. Восстание крестьян в Тамбовской губернии живопись. Крестьянские Восстания 19 века.
Перейти к содержимому Обзор игрового слота «Продуктовая лотерея СССР» В советский период граждане часто сталкивались с необходимостью стоять в очередях за основными продуктами. Игровой слот «Продуктовая лотерея СССР» предлагает пользователям окунуться в те времена, предоставляя возможность выиграть призы, воссоздавая атмосферу и символику эпохи. В этой статье мы подробно рассмотрим каждый аспект слота.
Одна из форм т. Длящегося преступления. Большая Советская энциклопедия Бездымный порох метательное взрывчатое вещество См. Взрывчатые вещества , основным компонентом которого является пластифицированная тем или иным органическим растворителем нитроцеллюлоза см. Нитраты целлюлозы. Изготовляется в виде так называемых пороховых элементов — пластинок, лент, зёрен, трубок и др. Спускается от вершин Шхара 5058 м и Джангитау 5049 м до высоты 2000 м. Площадь фирнового бассейна 33,4 км2, языка 7,2 км2.
Язык ледника длиной до 9 км почти сплошь покрыт мореной. Берёт начало р. Черек-Хуламский бассейн р. Советская историческая энциклопедия Бездненское Выступление 1861 Выступление крестьян Казанской губ. В ответ на крест. Реформу 1861.
"Узнав про Бездну, Щапов говорил студентам: "Ну вот вам и деятельность!"
По приговору военно-полевого суда, учрежденного по распоряжению императора, Антон Петров был 19 апреля 1861 г. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки. Большое количество крестьян было наказано розгами и сослано. Крестьянские волнения в 1861 -- 1863 гг. Студенты Казани в 1861 г. Он выразил уверенность, что кровавая жертва в селе Бездна «воззовет народ к восстанию и свободе» и высказал мысль о введении в России конституционного строя. Первые уличные демонстрации студентов отмечались в Петербурге и Москве. В это же время усилилась деятельность оппозиционного царскому правительству дворянства, ядро которого составляли революционные демократы во главе с Н.
С июля 1861 г. В них выставлялось требование освобождения крестьян с землей, введения в стране демократического строя и предоставления полной свободы и независимости народам России. В сентябре того же года в России появилась напечатанная в лондонской типографии Герцена прокламация Шелгунова и Михайлова «К молодому поколению». Она призывала молодежь к организации революционных кружков и выдвигала широкую программу борьбы за свержение самодержавного строя и установление демократических порядков. В первой половине 1862 г. В конце 1861 г. Общество «Земля и воля» было связано с эмигрантами Герценом и Огаревым.
Назовите основные реформы в 1860-1879-х годов и дайте им характеристику К середине XIX в. Центральная проблема крестьянской реформы -- это новое положение помещичьих крепостных крестьян. Они получили личную свободу. Формально крестьяне не платили выкупа за свою свободу. В основу реформы был положен принцип, по которому вся земля в дворянских поместьях считалась собственностью помещиков. Вместе с другими реформами 60--70-х гг. Была проведена земская реформа.
В уездах и губерниях создавались выборные органы местного самоуправления земские собрания, земские управы. Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В пределах этой компетенции земства находились под контролем местной и центральной власти. Вслед за земской реформой последовала реформа городская 1870. В соответствии с ней в 509 городах России вводились новые органы самоуправления -- городские думы. Деятельность Думы ограничивалась вопросами здравоохранения, народного образования, хозяйственными проблемами. Одной из наиболее последовательных буржуазных реформ была судебная реформа 1864.
Новые судебные уставы утвердили относительную независимость судов, ввели гласность судопроизводства и состязательность судебного процесса, несменяемость судей и судебных следователей. Наивысшим достижением судебной реформы было введение суда присяжных. Университетская реформа 1863 расширила административную и хозяйственную самостоятельность, утвердила право преподавателей и студентов решать академические проблемы. Реформа печати 1865 отменила предварительную цензуру для значительной части книг и "толстых" журналов и сохранила ее для малой периодики. Школьная реформа 1864 предусматривала строительство земских школ, народных училищ, увеличение контингента учащихся, доступность получения начальных знаний для широких слоев населения. В 1861 г. В 1874 г.
Дайте определение экономическим терминам: промышленный переворот напишите, когда он завершился в России ; пореформенный период ; модернизация, концессия; иностранный капитал Дайте определение экономическим терминам: промышленный переворот напишите, когда он завершился в России ; пореформенный период; модернизация, концессия; иностранный капитал. Промышленный переворот- качественные изменения в технике производства, состоящие в переходе от мануфактурной стадии капитализма к фабричной системе капиталистического производства, опирающейся на машинную технику. Промышленный переворот завершился в 60-80-е годы 19 века. Пореформенный период- Эволюция социальной структуры российского общества после отмены крепостного права.
Станут вас стращать войском, не бойтесь, никто не смеет бить народ православный без царского приказа. А если дворяне подкупят и будут в вас стрелять, то и вы рубите топорами тех царских ослушников… На сходке решили на другой день на барщину не выходить; слышал несколько выходок такого рода, что по бревнам нужно растащить барские усадьбы, потому что Антон говорит, что все вольные с десятой ревизии 1858 г. Дом Антона, двор, крыш вся улица перед домов шагов на пятьдесят были наполнены народом. Стали народ усовещать, просить, чтобы разошлись и выдали Антона, долго их просили, но, кроме крику и грубых выходок, ничего от толпы не добились.
Стал поп речь держать; он их умолял сперва разойтись, его обругали. Переменил поп речь, объявил им, что их будут расстреливать за неповиновение, что кто не хочет, пусть тот отойдет… Попа обругали опять… «Командуйте, капитан! Снова усо- вещевание и опять безуспешно. Число ружей увеличили, после залпов падало по 15 человек и больше, и на толпу не производило заметного влияния… Велели стрелять целой ротой, человек 40 от залпа упало — толпа осталась непокорна. Еще зал ротой, все засуетились, побежали, а кому от давки нельзя было бежать, завопил: «Выдадим, выдадим!
В своем показании на следствии Антон признает, что сама мысль об избрании новых начальников принадлежала ему, но «сотские назначены были» не им самим, а «миром», следовательно, начальниками избирали тех, кого желали сами крестьяне. Много ли было избрано миром «новых начальников»? Сказать точно нельзя, но не менее двух десятков. В чем же должна была состоять их основная функция? Антон Петров достаточно четко представлял себе это. Позже, в военно-полевом суде, он показал: «Чтобы больше привлечь крестьян к себе, я предложил миру избрать новых сотских и посылал их с другими крестьянами по разным деревням собирать крестьян слушать свободу… и чтобы не давать им [приходящим крестьянам] расходиться». С теми обязанностями, которые были возложены на «новых начальников», они успешно справлялись.
Граф навещал свое имение редко: будучи сенатором, он большую часть времени проводил в Петербурге. Но когда уж вырывался в Бездну, то закатывал пир на весь мир. Как-то, проезжая мимо, заглянул к Мусину-Пушкину, бывшему к тому же и попечителем Казанского учебного округа, знаменитый уже в ту пору математик Лобачевский. И застрял тут на неделю. Хлебосольный хозяин ни за что не хотел отпускать, устроив настоящее гулянье с лошадиными бегами и хоровым пением. Правда, цыган не было, они могли отдыхать, когда за дело брался крепостной хор из Кутырки, что в 30 верстах от Бездны. Жители этой деревушки — староверы — отличались необычайно певучими голосами. Они и поныне такие. Реформа 1861 г. Недовольство крестьян обнаружилось почти повсеместно. Резкое противоречие между характером реформы и представлениями крестьянских масс о действительной «воле» привело к тому, что крестьяне часто не верили даже в подлинность «Положений 19 февраля» или по крайней мере решительно отвергали то истолкование «Положений», которое давалось начальством. Крестьяне искали и находили своих толкователей, которые «вычитывали» из «Положений» именно то, что отвечало крестьянским чаяниям и требованиям. Поскольку жестокая действительность убеждала в реальности крепостнической реформы, среди крестьян стало широчайшим образом распространяться мнение, что реформа не является окончательной, что надобно ожидать «второй воли», «настоящей воли» по истечении двухгодичного срока, установленного для введения в дествие «Положений 19 февраля». Этим в значительной степени была обусловлена такая массовая форма крестьянского протеста, как отказ от подписания «уставных грамот». Распространено было убеждение, что соглашение с помещиком ведёт к лишению права на ту новую, «истинную» волю, которая ожидалась к 1863 г. С самого же начала осуществления реформы крестьяне во многих местах стали проводить полный либо частичный отказ от исполнения повинностей в пользу помещиков. Случалось, что крестьяне принимали решения выходить на барщину не более одного или двух дней в неделю. Нарочито нерадивое выполнение барщинных работ сделалось бытовым явлением. Положение в этом отношении являлось одно время настолько напряжённым, что Чернышевский в «Письмах без адреса» мог утверждать в начале 1862 г. В ряде случаев крестьянский протест принимал форму открытых возмущений. Это преимущественно относится к первым месяцам после издания «Положений 19 февраля». Власти своими грубейшими насилиями над «освобождённым» народом увеличивали раздражение и негодование масс. К моменту объявления «воли» на места были командированы генерал-майоры и флигель-адъютанты царской свиты с самыми широкими полномочиями по части прекращения всяких «беспокойств, неповиновения или ослушания». Розгами, штыками и пулями царские посланцы подавляли все попытки уклонения крестьян от выполнения «Положений 19 февраля». Наиболее крупные столкновения произошли в Пензенской и Казанской губерниях. В Пензенской губернии волнения охватили главным образом уезды Керенский и Чембарскии, откуда движение распространилось также на соседние уезды Тамбовской губернии - Кирсановский и Моршанский. Центрами волнений были селения Кандеевка и Черногай. Из окружающих сёл в Кандеевку собралось до 10 тыс. С красным знаменем, с криками «Воля, воля! На оброк не хотим и работать на помещика не станем». Видную роль в этих волнениях сыграл крестьянин Леонтий Егорцев, «разъяснявший» в духе крестьянских требований манифест 19 февраля, призывавший не верить начальству и грозивший смертью как усмирителям, так и «ослушникам» из крестьян. Когда в Черногай была введена рота солдат, крестьяне, вооружённые кольями, напали на войска. При столкновении 10 апреля 1861 г. Исключительные упорство и неустрашимость проявили крестьяне в Кандеевке. Сюда были направлены войска, которые 18 апреля открыли огонь по крестьянам. Несмотря на это, крестьяне продолжали стоять на своём: «Все до одного умрём, но не покоримся». Только после ареста более 400 человек и наказания многих шпицрутенами сопротивление было сломлено, хотя отдельные лица из наказанных всё же продолжали твердить: «Хоть убей, но на работу не пойдём и на оброк не хотим». В Кандеевке было убито 8 и ранено 27 человек. Одновременно с событиями в Пензенской губернии разыгралась известная безднинская трагедия. Село Бездна, Спасского уезда, Казанской губернии, сделалось центром крестьянских волнений, охвативших три уезда этой губернии Спасский, Чистопольский и Лаишевский и смежные местности Самарской и Симбирской губерний. Здесь особенно ярким выразителем народных стремлений оказался безднинский крестьянин Антон Петров. Убеждённый в том, что свобода была объявлена царём ещё при десятой ревизии переписи населения, в 1858 г. По сообщению одного из наблюдателей событий, Петров в своих толкованиях «Положений» шёл и ещё дальше, говоря крестьянам: «Помещичьи земли - горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг с своей земли - гони добрым словом , не послушался - секи ему голову, получишь от царя награду». Со всех сторон к Петрову стекались толпы, чтобы послушать «истинную волю». Послушный исполнитель указаний не только царя, но и непосредственно казанского дворянства, чрезвычайно напуганного волнениями крестьян и требовавшего скорейшего их подавления, Апраксин приказал крестьянам немедленно выдать Антона Петрова, а после отказа крестьян распорядился открыть по толпе огонь. По официальным данным, при расстреле в Бездне был убит с умершими от ранений 91 человек, ранено - 87. Согласно подсчёту лечившего крестьян врача, всего пострадало более 350 человек. Александр II по телеграфу предписал: «Антона Петрова судить по полевому уголовному положению и привести приговор в исполнение немедленно», иными словами, смертный приговор был вполне предрешён. Антон Петров был расстрелян 19 апреля 1861 г. Характерно признание членов военно-полевого суда, что Антон Петров «перетолковывал смысл «Положений», сообразуясь с общим настроением крестьян, мечтавших о совершенной свободе». Зверское усмирение народных волнений в Кандеевке и Бездне вызвало глубокое возмущение в передовых общественных кругах и способствовало обострению настроений активной борьбы и протеста среди демократической интеллигенции. Волнениями в ответ на реформу 19 февраля были охвачены крестьяне как в великорусских губерниях, так и на Украине, в Белоруссии, Литве и других национальных районах. В одной из украинских губерний - Подольской - в течение апреля - мая 1861 г. В Черниговской губернии весною 1861 г. С большой остротой крестьянское движение, вызванное реформой, проявилось в Гродненской Белоруссия , Ковенской и Виленской Литва губерниях, в Латгалии и др. Наибольшее число волнений приходится на март - июль 1861 г. Всего за 1861 г. В 337 имениях вводились для усмирения крестьян воинские команды. В 1862-1863 гг. Всё же волна крестьянского движения в эти годы продолжает ещё держаться сравнительно высоко: в 1862 г. Именно с начала 1862 г. Поэтому «уставные грамоты» усиленно вводились в действие помимо согласия крестьян: к концу 1862 г. Крестьянское движение 1861-1863 гг. Этим была предопределена неудача крестьянской борьбы. Уже в 1864 г. Своеобразной струёй массового движения начала 60-х годов и составной частью этого главного из факторов, определивших революционную ситуацию недовольства и борьбы угнетённых масс , были волнения и стачки на промышленных предприятиях , ещё не особенно значительные по размерам, но важные по своему симптоматическому значению. Весной 1861 г. Сопоставление обманной «воли» с народными чаяниями играло и среди бывших крепостных рабочих роль стимула для массовых выступлений. Борьба за лучшие условия труда, против непомерно низкой заработной платы явно стала проявляться в ряде рабочих выступлений 60-х годов. Основные положения крестьянской реформы 1861 года. Восстание крестьян в селе Бездна Казанской губернии. Анализ промышленного переворота в России. Суть иностранного капитала и концессии. Народничество как революционное движение разночинной интеллигенции. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Каковы были основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне, ранее принадлежавшие помещикам, объявлялись свободными и наделялись гражданскими правами. При освобождении крестьяне получали землю, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.
100 лет в печати "Декабристы разбудили Герцена"
Волнения крестьян села Бездна (ныне Антоновка) Спасского уезда (ныне Спасский район) Казанской губернии (ныне Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права). Бездненское выступление 1861 Выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 (См. Крестьянская реформа 1861). Выступление крестьян в селе бездна. БЕЗДНЕНСКИЕ ВОЛНЕНИЯ, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 года (см. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА). Житель села Бездна Казанской губернии Антон Петров убеждал крестьян, что согласно царскому повелению барская земля бесплатно отдается крестьянам, и призывал их не платить оброк и не ходить на барщину. БЕЗДНЕНСКИЕ ВОЛНЕНИЯ, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 года (см. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА).
Бездненское выступление 1861
Волнение охватило св. Его арестовали только после шести залпов по безоружным крестьянам, когда толпа рассеялась. По офиц. По распоряжению Александра II Петров был предан воен. Наиболее активные крестьяне были наказаны розгами и приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократич. Студенты Казанского ун-та и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на к-рой с речью выступил А. Щапов распространялась в рукописных списках, впервые опубл.
Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февр.
Началось в апреле 1861 в с. Бездна Спасского уезда, где крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений 19 февраля» в интересах крестьян. В его толковании настоящая воля заключалась в том, что крестьяне не должны работать на помещика и что вся земля принадлежит крестьянам. Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тыс. Волнение охватило свыше 75 сёл и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний.
Бездне, Казанской губернии, 2 казанской панихиды по убитым в с. Бездне крестьянам и 3 А.
Щапова, общественного деятеля и преподавателя русской истории в Казанском университете. Силен в них и местный колорит; тем не менее это не лишает их значения общего, так как своим содержанием они обнимают явления всероссийского масштаба. Научная литература давно уже оценила события в с. Бездне как одно из самых ярких проявлений крестьянской борьбы в России в 60-х годах прошлого столетия; равным образом и личность А. Щапова, особенно в наше время, ставится на ряду с выдающимися деятелями России той эпохи. Это и дает нам полное основание объединить результаты наших архивных разысканий летом 1926 года под вышеуказанным заглавием. Богатое собрание исторических источников — архив III отделения канцелярии его величества заключает в себе и дело бакалавра казанской духовной Академии А. Это "дело" состоит из собственноручных бумаг Щапова и подлинных материалов тех учреждений и лиц, которые были творцами этого дела.
Материал рисует нам 1 ту социально-политическую обстановку, в которой находился Щапов в Казани, и ту классовую борьбу, в которой были слишком на виду "возмутительные" действия преподавателя Казанского университета; 2 эти же материалы рисуют нам вполне отчетливо и взгляды Щапова на злободневные вопросы социально-политической действительности. Материалы первой группы чрезвычайно удачно дополняют "Воспоминания" мирового посредника Крылова, которые положены в основу освещения событий в с. Бездне в исследовании Игнатович, и архивные материалы Государственного Совета, изученные Попельницким. Деятельность казанского губернского комитета об улучшении быта крестьян известна уже из "заключения" губернатора Козлянинова на проект, в котором устанавливается, что крестьяне попадут в условия "стеснительнее прежнего", которые могут только "расстроить, а не улучшить их быт", что крестьянин будет работать на помещика "более прежнего". Тот же Козлянинов в приводимом нами письме дает прекрасное обоснование этих тенденций дворянства: "совершенное отсутствие сочувствия к освобождению крестьян, так как большинство дворян, устроившее службой свое состояние", — "самые вредные и упорные поборники старины, упрочившей их состояние". Дворянство было "в неприязненном положении к ученому сословию, чиновничьему и купеческому", а вместе с тем и к крестьянству. Собещанский, чиновник особых поручений Мин. Между тем ожидания крестьянства простирались на помещичьи земли и леса, господские выпуски и выгоны и даже на хлеб в господских амбарах.
Столкновение казалось неизбежным. И оно началось прежде всего расправами, экзекуциями и ссылками крестьян, о чем красноречиво повествует приводимое нами "донесение полковника Ларионова". Интересные для историка детали в освещении безднинского расстрела и казанской панихиды вносят бумаги Козлянинова и Собещанского, противопоставляя и подчеркивая взглядам дворянства взгляды общества и крестьянства, даже с некоторой долей предпочтения последним перед первыми в целях охранения государственного правопорядка и общественного спокойствия.
Никакой барщины, никаких выплат которые в реальности продолжались ещё полвека. В Бездну стекались тысячи крестьян, воодушевлённых таким толкованием царского манифеста. Волнения охватили 75 сёл. Тысячи крестьян отказывались дальше гнуть спину на помещиков... И вот 12 апреля в село вошли войска под командованием графа Антона Апраксина. Дом Петрова окружила безоружная толпа числом до пяти тысяч человек. Крестьяне требовали, чтобы к ним приехал сам царь. Подойдя на расстояние 180 шагов, остановил команду и для первого увещевания послал 2 адъютантов губернатора, которых слова только старались заглушить криком «воля, воля». Адъютанты возвратились, предупредив крестьян, что если они не выдадут Антона Петрова и не разойдутся по своим домам, то по ним будут стрелять; тогда послал я священника, который с крестом в руках увещевал их долго и говорил, что если не повинуются, то чтобы расходились, иначе будут стрелять; они и после этого увещания священника продолжали свой крики. Тогда я сам, подъехав к толпе, объяснил им возложенное на меня поручение и приказывал выдать Антона Петрову или разойтись, но ничто не могло подействовать на ужасное упорство и убеждение этих людей; они кричали: «Нам не нужно посланного от царя, но самого царя давай нам; стреляйте, но стрелять вы будете не в нас, а в Александра Николаевича». Тогда заставил я их замолчать и сказал им: «Жаль мне вас, ребята, но я должен и буду стрелять; те, которые чувствуют себя невиновными, удалитесь». Но, видя, что никто не уходит, толпа продолжает кричать и упорствовать, я отъехал и приказал одной шеренге сделать залп, после которого снова было сделано увещание, но толпа всё то же кричала; тогда я вынужден был сделать несколько залпов; к этому побудило меня более то, что крестьяне, заметив значительный промежуток между залпами, начали в большом количестве выходить из дворов с криком за кольями и угрожали окружить и задавить малочисленную мою команду. Наконец, толпа рассеялась...
4 выступление крестьян в селе бездна. крестьянские волнения и восстания
выступления крестьян Казанской губернии в апреле 1861 в ответ на крестьянскую реформу 1861. Крестьяне из соседних сел приходили в Бездну, чтобы узнать о «воле». выступления крестьян Казанской губернии в апреле 1861 в ответ на крестьянскую реформу 1861. Волнения крестьян села бездна Казанской губернии.
21. Крестьянское движение весной 1861 года. Расстрел Кандиевского и Бездненского восстаний
По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 человек. Распоряжением императора Александра II Николаевича крестьянин Антон Петров был предан военному суду и 19 апреля 1861 года публично расстрелян. Многие крестьяне были наказаны розгами, приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократической интеллигенции в России и за границей. Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную Куртинскую панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил русский этнограф и антрополог, публицист, историк освоения Сибири А.
В результате было убито 51 человек и ранено 77 по другим сведениям общее число жертв превышало 350 человек. А Антона Петрова, вышедшего из дома, неся Положение о крестьянах над головою, арестовали, и 19 апреля 1861 г.
Но в 1935 году районный центр Спасск переименовали в Куйбышев, и «Красный котельщик» стал соответственно заводом имени Куйбышева, а посёлок на берегу залива — Куйбышевским Затоном. Пассажирские суда на заводе уже не строили. Здесь начали выпускать сухогрузные баржи, буксирные пароходы, плавучие краны, шаланды. В Куйбышевском Затоне было построено и отремонтировано более сотни судов различного назначения.
Кроме того, завод производил по заказам других предприятий паровые котлы, домкраты, культиваторы, запчасти к сельскохозяйственной технике, выполняя частично функции районной МТС. И ещё в затоне обосновалась крупная база нефтеналивного флота: здесь ремонтировались и зимовали баржи и буксиры, перевозящие нефть из Баку по Волге в северные города России. Во время Великой Отечественной войны завод по заказу военного ведомства производил детали корпусов для бомб и перестраивал пароходы в боевые канонерские лодки.
Свое бессилие уездный исправник должен признать в рапорте губернатору. Затем шум и крик без всякого воздержания, и я, при всей своей настойчивости, более не мог ничего сделать как о всем происшедшим тороплюсь донести вашему превосходительству». Крылов в письме Ермоловой в 1861 г писал: « Некоторые мужики представляли мне в лицах, как из Бездны прогнали исправника и предводителя, говорили что предводителя сожгут, царь велел дворян не миловать, а головы рубить» [ 6] Из приведенного свидетельства очевидца, записанного под свежим впечатлением, видно, видно крестьянское движение разрасталось и стало принимать боевой характер. Из просмотренных документов, я установила, что постоянным помощником Антона Петрова был из соседней деревни Кузнечиха Василий Михайлов, из сельца Катюшино Василия Павлова — Лохина Крестьяне называли во время допроса также Л. Титова, Н. Никитского, А.
Андреева, Л. Гаврилова… «Все более смущал нас, говорили крестьяне, Щербетский Николай: он был грамотный, выйдет, бывало к народу, что нам дана чистая воля» Не все крестьяне принимали участие в волнении. Те из крестьян, которые выступали против восставших, встречали решительный отпор со стороны масс. Староста с. Бездны Павел Михайлов показывал на суде, что «крестьяне прибили его за то, что не принимал участия в их деле, что избранные Антоном Петровым сотские ездили по деревням и запрещали ходить в церковь». Другой крестьянин Иван Исаев также заявлял суду, что крестьяне избили его за поддержку помещиков, и он болел до приезда Апраксина. Меня всегда волновал вопрос, почему же крестьяне нашего села тоже не принимали участия в волнении Антона Петрова. Ни в одних документах не встречается об их участии. В селе Иж - Борискино жили чуваши.
В нашем селе, никогда не было помещика. Жили общиной, общинное самоуправление, хотя и обязанностями были: рекрутские повинности, уплата налогов. Тяжело им жилось. Просто, что изучаемый период 1861-1866гг реформа не была распространена на государственных крестьян. Официальные данные относительно сел и деревень, якобы не участвовавших в движении, не заслуживают полного доверия. Половцев — адъютант казанского губернатора, входивший в состав следственной комиссии, в своих воспоминаниях сообщает интересную подробность, проливающую свет истинное положение вещей относительно того, как был составлен этот список сел и деревень « не участвовавших в движении». Половцев пишет: « Апраксин и в своем рапорте оговорил, что некоторые деревни участия в бунте не принимали вовсе. Думал ли Апраксин, что устранение некоторых деревень подкрепят его предположение о заранее задуманном бунте, или просто ничего не думал, а повторял болтовню Спасского исправника, но болтовня эта не прошла бесследно…, так как от министра внутренних дел губернатору последовало приказание о представлении именного списка деревень, не участвовавших в движении» [ Приложение 1 ] «Высочайшее повеление» было напечатано в «Казанских Губернских Ведомостях» 12 июня 1861 г. В нем, говорилось: « Крестьянам Спасского уезда, не принимавшим участия в беспорядках, объявить мое благоволение».
Дальше идет перечисление 24 населенных пунктов, вовсе, якобы не участвовавших в волнении и неповиновении в селе Бездна, и сюда включены два села по ошибке Муллино и Зеленовка. Губернатор поручил следственной комиссии собрать сельские сходы в перечисленных деревнях и « объявить, сколько можно торжественно высочайшую благодарность». В первой же деревне, - писал Половцев, вышел конфуз чрезвычайный. Только что вышли мы к собранному сходу, как вся толпа крестьян разом повалилась на колени. Перцов — председатель следственной комиссии, принявший на себя возможно торжественный, опешил, как, почему случилось? Многие из них бежали в Казань. Предводитель дворянства Молостов поспешно отправил свою семью в город. Весть о восстании в селе Бездне крайне встревожила всех казанских помещиков. Генерал Апраксин, присланный из Петербурга на время проведения реформы в Казанскую губернию, решил лично выехать в Бездну.
В своем донесении казанский губернатор Козлятинов П. Апраксин с отрядом расположился на площади против собравшейся многотысячной толпы крестьян. Из рапорта жандармского полковника Ларионова шефу жандармов Долгорукову от 13 апреля, что « убито до 60 крестьян, голова взят, раскаяния нет, кругом волнения, работать не хотят» [ 9] Говорил с восставшими священник и предводитель дворянства, но было напрасно. Апраксин приказал стрелять солдатам по восставшим. По толпе было дано несколько залпов. В промежутках между залпами крестьяне кричали: « Стойте крепко, пугают. Не выдадим Антона Петрова, мы одни за царя, будете стрелять в самого государя Александра Николаевича». Сделано было пять или шесть залпов шеренгами, первые выстрелы солдаты стреляли не целясь, так что на 300 шагах валились 3 или 4 человека, но раздраженные упорством крестьян при 4 залпе били каждый пулей; бедный народ стоял, как стена, не трогаясь, и продолжал кричать: « Не выдадим, царская кровь течет, в царя стреляли», по последнему залпу дрогнули и побежали, тогда явился перед ротами Антон Петров, держа на лбу Положение, и взят» [ 5] В настоящее время состоят под военным судом следующие крестьяне: Села Юркуль 1. Помещика Умова дворовый человек Николай Михайлов.
Государственный крестьянин — Матвей Павлов Сельца Фадеевки 4. Помещика г. Аристова — Петр Федоров. Села Саламан 5.
Как Александр II "Освободитель" крестьян расстреливал
Выступление крестьян в селе Кучки Пензенской губернии 5 августа 1918 г. вылилось в вооруженное нападение на продотряд, расправу с местным комбедом. выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 (См. Крестьянская реформа 1861). в Спасском уезде Казанской губернии. Оно охватило до 90 деревень с центром в селе Бездна.
Выступление крестьян в селе бездна. Бездненская трагедия
Крестьяне из соседних сел приходили в Бездну, чтобы узнать о «воле». выступления крестьян Казанской губернии в апреле 1861 в ответ на крестьянскую реформу 1861. волнения крестьян села Бездна (ныне - Антоновка) Спасского уезда (ныне - Спасский район) Казанской губернии (ныне - Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права).
Волнения в селе
Практика раздаривания поместий с крепостными за верную службу прекратилась в начале XIX века. За исключением гвардейских полков и части высшего офицерства остальная часть офицеров представляла собой служилое дворянство, рассчитывая лишь на жалованье и будущую пенсию от государства. А помещики, разбалованные «вольностями» времен императриц Елизаветы и Екатерины, хотели служить все реже. Их недовольство дальше салонных бесед с руганью правительственных реформ не шло. Да и оказалось, что обижаться на царя «белой кости» не за что: хотя бывшие крепостные получили личную свободу, земля осталась за прежними владельцами — дворянами! И даже та ее часть, которая отводилась под крестьянские наделы, покупалась государством по ценам, завышенным в 2-6 раз — для помещиков это было подарком судьбы.
Хотя для некоторых владельцев крепостных предоставление бывшим рабам личной свободы было, что называется, поперек горла. В поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо? Тогда изворотливые детки полюбовно договорились с отцовскими крестьянами, чтобы те и дальше изображали из себя крепостных, дабы помещик не выполнил свою угрозу...
Валуев в своей записке «О положении крестьянского дела в начале сентября 1861 года», «промежуток времени между обнародованием Положений и введением в действие мировых посредников т. Для того чтобы представить себе тот размах, который приняло движение в этот период, необходимо остановиться на вопросе о количестве войск, привлекавшихся к подавлению крестьянских волнений, на основе обработки нами данных Департамента Генерального штаба, состоящих из донесений в Военное министерство как командиров частей и соединений, так и местной администраций. Несмотря на эту весьма внушительную цифру, составлявшую существенную часть общего количества полевых войск, она является далеко не полной.
По-видимому, часть донесений либо вовсе не сохранилась, либо она отложилась в других фондах, так как они писались на имя разных лиц: императора, военного министра, генерал-квартирмейстера1. Наибольший размах весной 1861 г. В первой половине апреля крупное выступление крестьян произошло в селе Бездне Спасского уезда Казанской губернии. В этом выступлении чрезвычайно ярко обнаруживаются стремления и чаяния крестьянства — жажда подлинной воли, которая в их сознании неразрывно связывалась с правом на землю. В начале апреля в селе Бездна один из местных жителей, Антон Петров, начал толковать «Положения» в духе крестьянских чаяний. Как утверждал Петров, крестьяне согласно «Положениям» получали немедленно волю и не должны были выполнять по отношению к помещикам никаких повинностей. Почти вся помещичья земля должна также принадлежать крестьянству,— «помещику земли — горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута.
Переступит он шаг со своей земли — гони добрым словом, не послушался — секи ему голову, получишь от царя награду»2. Агитация Антона Петрова имела огромный успех и получила широкое распространение. Крестьяне различных деревень стекались в Бездну, чтобы услышать о «настоящей воле». В бездненских волнениях принимали участие крестьяне 75 населенных пунктов Спасского уезда. Среди крестьян наблюдались массовые отказы от выполнения барщины, распространялись разговоры о необходимости расправиться с дворянами. События в Бездне вызвали огромное беспокойство и растерянность местных властей. В Бездну направился свитский генерал-майор граф Апраксин с войсками для подавления волнения.
Как сообщал казанский военный губернатор Козля-нинов в своем донесении министру внутренних дел, по приказанию Апраксина к Бездне было двинуто 12 рот пехоты с двумя трехфунтовыми орудиями1. Однако и его увещевания не принесли никаких результатов. На другой день, 12 апреля, граф Апраксин снова вернулся в Бездну с двумя ротами резервного батальона Тарутинского пехотного полка и повторил свое требование. Как указывал Апраксин в своем рапорте царю, к этому времени в Бездне собралось около 4 тыс. Не достигнув своей цели, Апраксин отдал приказ о расстреле безоружной толпы. Крестьяне держались стойко, и только после нескольких залпов толпа дрогнула, а Антон Петров вышел к войску, неся на своей голове «Положения». По сообщению спасского исправника, общее количество убитых составляло 61 человек, умерших от ран — 41 и раненых — 71 человек.
Как рассказывает в своих воспоминаниях адъютант казанского военного губернатора поручик Половцов, «по счету доктора, приехавшего на другой день из Казани и лечившего пострадавших в течение с лишком двух месяцев, всех жертв было более 350 человек»3. Однако число жертв не могло быть определено точно и лечащим врачом, так как, разойдясь по домам, далеко не все крестьяне обращались к врачебной помощи, боясь обвинения их в причастности к бездненским событиям. Эта расправа, учиненная Апраксиным, была настолько дикой и к тому же лишенной каких-либо оснований, что встретила порицание даже со стороны губернатора Козлянинова. В своем донесении от 22 апреля министру внутренних дел Ланскому он, осуждая поступок Апраксина, писал: «... По приговору военного суда Антон Петров был расстрелян, а большое количество крестьян было наказано розгами и сослано. События в Бездне оказали большое влияние на рост крестьянских волнений не только в Казанской губернии, но и на всем Среднем Поволжье. Бездненские события характеризовали собой силу и слабость крестьянского движения.
Реакция на события[ править править код ] Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест в России. Даже казанский военный губернатор Козлянинов в своём донесении от 22 апреля министру внутренних дел писал: «Числом жертв он [Апраксин] вызвал здесь негодование многих, тем более, что, кроме непреклонного упорства в ложном толковании и невыдаче Петрова, крестьяне не буйствовали, ни вреда сделать никому не успели и были 12 числа совершенно безоружны». Студенты Казанского университета и Казанской духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. Несколько статей бездненским событиям посвятил « Колокол » А. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862. Казанское же дворянство выражало свой восторг действиями Апраксина.
Под руководством Петрова крестьяне отказывались от барщины, не вносили оброк помещикам, не подписывали «уставные грамоты», определяющие размеры наделов и повинностей, и изымали хлеб из помещичьих амбаров.
Более 75 селений были вовлечены в волнения. Крестьяне окружили его избу и не позволяли солдатам подойти. По приказу Апраксина солдаты открыли огонь по безоружной толпе, включая 91 убитого и более 350 раненых. На телеграфное распоряжение царя по донесению Апраксина Петрова приговорили к суду по полевому уголовному уложению, а приговор был исполнен 19 апреля 1861 года — Петрова расстреляли. Трагедия в Бездне вызвала широкий отклик в передовых кругах русского общества. Студенты Казанского университета и Духовной академии провели панихиду по убитым.
"Узнав про Бездну, Щапов говорил студентам: "Ну вот вам и деятельность!"
Расстрел безоружных крестьян в Бездне вызвала возмущение передовых людей как в России, так и за границей, а вот помещики, напротив, выражали бурную радость и жалели, что мало мужиков было убито. Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 тыс. чел. В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. в Спасском уезде Казанской губернии. Оно охватило до 90 деревень с центром в селе Бездна. Крестьяне из соседних сел приходили в Бездну, чтобы узнать о «воле». Выступление крестьян в селе бездна.