Новости святитель филипп митрополит московский

Святитель ФИЛИПП, митрополит Московский и Всея Руси, чудотворец (†1569). Царь захотел, чтобы святой Филипп стал митрополитом Московским и был его сподвижником, духовником и советником. Митрополит Московский Филипп, которого в понедельник вспоминают в Русской церкви, согласно житию, был убит главой опричников Малютой Скуратовым, но прямо говорить, что это было сделано по указанию Ивана Грозного, невозможно, рассказал РИА Новости.

Митрополит Филипп не побоялся сказать правду сильным мира сего

Так же митрополита Московского можно увидеть среди других святителей на иконах соборов святых. Сегодня Русская православная церковь празднует память святителя Филиппа, митрополита Московского. Однако жизнь и деяния святителя не ограничиваются только этим значимым эпизодом, хотя именно он выявил в митрополите Филиппе невероятную нравственную стойкость, подобную стойкости и вере первых христиан во время гонений. 21 и 22 января в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли воскресные богослужения, на которых молитвенно почтили святителя Филиппа, митрополита Московского. Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, родился в 1507 году и происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе. Перенесение мощей святителя Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву совершил Новгородский митрополит Никон, будущий Патриарх Московский и всея России.

22 января — Память святителя Филиппа, митрополита Московского (1569)

После этого Филиппа сослали в Отрочь-монастырь в Твери. Спустя год сюда приехал Малюта Скуратов, любимый царский опричник, и задушил святителя подушкой, а царю поведал, что тот погиб от угара. Так, в 1569 году святитель Филипп принял мученическую смерть. Сам же святой старец предвидел свою кончину еще за три дня до этого происшествия и успел отдаться молитвам и причаститься Святых Таин. Захоронение и обретение мощей святителя Тело подвижника было предано земле в монастырских окрестностях. В 1591 году по ходатайству игумена Иакова произошло перенесение гроба с нетленным телом в Соловецкий монастырь, где святыню стали почитать. Мощи положили в могилу, которую святитель ранее приготовил для себя. В 1646 году тело переложили с почестями в другую гробницу и расположили ее в Преображенском соборе обители.

В 1652 году было решено царем Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом осуществить перенесение святых мощей в Москву. С этой целью в Соловецкий монастырь отправили посольство. По возвращении с гробом в Москву духовенство с местным народом воздвигли крест на месте встречи святыни. Это место получило название Крестовской заставы. Сейчас крест находится в алтаре Знаменского храма. Мощи поместили в серебряную раку в Успенском соборе, где они пребывают и сейчас. День памяти митрополита Московского Филиппа II с 1591 года русская церковь празднует 23 декабря дата мученической смерти.

В 1660 году памятный день митрополита Московского был перенесен на 9 января. Назидательная сила жития В судьбе святителя Филиппа раскрывается Промысел Божий. Это сказание о твердом противостоянии малодушию, страху, безмолвию.

Храмы Церкви, часовни и престолы, посвященные Филиппу, митрополиту Московскому есть по всей России: Валдайский Иверский Святоозерский монастырь;.

Были среди них и просто убийцы, очерствевшие в безнаказанном кровопролитии, и мздоимцы-грабители, закоренелые в грехе и преступлении. Попущением Божиим история часто делается руками нечестивцев, и как бы ни желал Грозный обелить пред Богом свое черное братство, кровь, пролитая его именем насильниками и изуверами, взывала к небу. Святитель Филипп решился противостать Грозному. Это было связано с новой волной казней в 1567 - 1568 годах. Осенью 1567 года, едва царь выступил в поход на Ливонию, как ему стало известно о боярском заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе. Иоанн Грозный сурово расправился с заговорщиками и вновь пролил много крови. Грустно было святому Филиппу, но сознание святительского долга понуждало его смело выступить в защиту казненных. Окончательный разрыв наступил весной 1568 года. В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, святитель Филипп отказался благословить его, но стал открыто порицать беззакония, творимые опричниками. Обличение Владыки прервало благолепие церковной службы. Грозный в гневе сказал: "Нам ли противишься? Увидим твердость твою! Царь стал проявлять еще большую жестокость в преследовании всех противившихся ему. Казни следовали одна за другой. Участь святителя-исповедника была решена. Но Грозный хотел соблюсти канонический порядок. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над Главой Русской Церкви. Над Митрополитом Филиппом был устроен соборный суд в присутствии поредевшей Боярской думы. Нашлись лжесвидетели: к глубокой скорби святителя, это были иноки из возлюбленной им Соловецкой обители, его бывшие ученики и постриженики. Святого Филиппа обвиняли во множестве мнимых преступлений, до колдовства включительно. Отвергнув все обвинения, святой страдалец пытался прекратить суд, объявив о добровольном сложении митрополичьего сана.

Святой Филипп в миру Феодор происходил из знатного рода бояр Колычевых. Феодор был первенец боярина и его богобоязненной супруги Варвары. С ранних лет Феодор, по выражению жизнеописателя, с сердечной любовью прилепился к богодухновенным книгам, отличался кротостью и степенностью и чуждался забав. По высокому своему происхождению он часто бывал в царском дворце. Его кротость и благочестие оставили сильное впечатление в душе его сверстника, царя Иоанна. Будущий митрополит Филипп происходил из знатного рода бояр Колычевых. Его отец Степан Иванович был любимым воеводой Василия III; мать Варвара наследовала богатые новгородские земли, отличалась набожностью и состраданием к бедным. Их сын Феодор, родившийся в 1507 году, получил хорошее образование. Великий князь Василий взял Феодора во дворец, и юный Иван полюбил его. Колычевы пострадали в правление княгини Елены за участие в заговоре на стороне князя Андрея Старицкого, дяди Ивана. По примеру своего отца, Феодор начал военную службу, и его ожидало блестящее будущее, но сердце его не лежало к благам мира. Против обычая времени он медлил жениться до 30-летнего возраста. Один раз в церкви, в воскресный день, сильно подействовали на него слова Спасителя: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» Мф. Услышав в них свое призвание к иночеству, он тайно от всех, в одежде простолюдина, оставил Москву и направился в Соловецкую обитель. Здесь в течении девяти лет он безропотно нес тяжкие труды послушника, работал, как простой селянин, то на огороде, то в кузнице и пекарне. Наконец, по общему желанию братии, был поставлен в пресвитера и игумена. В этом сане он ревностно заботился о благосостоянии обители в материальном, а больше — в нравственном отношении. Он соединил озера каналами и осушил болотные места для сенокосов, провел дороги в местах прежде непроходимых, завел скотный двор, улучшил соляные варницы, воздвиг два величественных собора — Успенский и Преображенский и другие храмы, устроил больницу, учредил скиты и пустыни для желающих безмолвия и сам по временам удалялся в одно уединенное место, известное в дореволюционное время под именем Филипповой пустыни. Он написал для братии новый устав, в котором начертал образ трудолюбивой жизни, запрещающий праздность. Игумена Филиппа вызвали в Москву для духовного совета, где при первом же свидании с царем, он узнал, что для него назначена кафедра митрополита. Со слезами он умолял Иоанна: «Не разлучай меня с моей пустыней; не вручай малой ладье бремени великого». Иоанн был непреклонен и поручил архиереям и боярам убедить Филиппа к принятию митрополии. Филипп согласился, но требовал уничтожения опричнины.

ФИЛИПП МОСКОВСКИЙ

Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского В 1875 году святитель Иннокентий, митрополит Московский, предложил включить святого Филиппа в список других святых.
Церковь празднует перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России Тропарь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца глас 5.
Святитель Филипп митрополит Московский и всея России чудотворец — Храм Вмч. и Целителя Пантелеимона вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас.
Главное меню По отпусте Литургии был совершен молебен святителю Филиппу, митрополиту Московскому, по окончании которого настоятель храма протоиерей Иоанн приветствовал Преосвященного епископа Иоанна и вручил ему букет цветов.
Кого Церковь может и должна поддерживать? В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена.

Почитание и канонизация митрополита Филиппа

  • Деревня Сертякино
  • Святитель Филипп II Московский и всея Руси (Колычев)
  • Святитель Филипп II, митрополит Московский и всея Руси - житие и молитвы | Записки Елицы
  • (Фил.4,4–9; Ин.12,1–18).

16июля-память свт. Филиппа Московского и всея Руси

День памяти святителя Филиппа Настоятель храма святителя Филиппа митрополит Зарайский Константин, Патриарший экзарх Африки, совершил чтение Великого покаянного канона преп.
Неделя 6-я по Пятидесятнице. Святителя Филиппа, митрополита Московского По благословению Патриарха Иосифа митрополит Никон отправился в 1652 году в Соловки за мощами святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву.
Память святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России | Бузулукская епархия Так же митрополита Московского можно увидеть среди других святителей на иконах соборов святых.

Неделя 32-я по Пятидесятнице. День памяти свт. Филиппа митрополита Московского и всея Руси

Николая Чудотворца. А после того, как митрополит Филипп был причислен к лику святых, то во время очередного обновления храма в конце XVII века С. Нарышкин, чтя память святителя, устроил в церкви придел в честь соловецких святых Зосимы и Савватия. Годом раньше поставления Филиппа московским митрополитом, в 1565 году вышел царский указ об учреждении опричнины, и митрополит Московский решил противостоять царю в его многочисленных казнях, пытках, и прочих злодеяниях, вредивших и людям, и государству Российскому. В 1568 году на богослужении в Успенском соборе Филипп открыто отказался благословить Ивана Грозного, смиренно подошедшего к нему. И уже в ноябре того же года по решению струсившей Боярской думы святитель был арестован.

Во время службы в Успенский собор ворвались опричники в черных одеяниях, сорвали с митрополита церковные облачения, и своими метлами вытолкали из храма, посадили на простые дровни и увезли. Поначалу митрополит был заточен в соборе московского Богоявленского монастыря. По указу Ивана Грозного к нему пустили туда голодного медведя, но зверь не тронул святителя. А потом под строжайшей охраной опального митрополита отвезли в Тверской Отроч монастырь, где в декабре 1569 года он погиб от руки Малюты Скуратова - главный опричник задушил его подушкой. И в Отроче-монастыре 8 августа 1584 года были обретены мощи святителя - всего через пять месяцев после смерти Иоанна Грозного.

Оттуда благоговейно перенесли в его любимый Соловецкий монастырь. А уже в 1652 году святые мощи мученика покаянно встречал царь Алексей Михайлович вместе со всем свои двором, и духовенством и москвичами. А провожал мощи в Москву из Соловецкого монастыря "собинный друг" царя, Никон, будущий патриарх. С Троицкой мощи св. Филиппа были перенесены на Лобное место, где были выставлены на поклонение и там, на Красной площади, по преданию, от них исцелилась одна девица.

Потом они были перенесены на Соборную площадь, где произошло еще одно исцеление, а затем в Успенский собор, где они стояли еще 10 дней для поклонения, и опять было множество исцелений. Все эти десять дней в Москве звонили в колокола с утра до вечера, как на Святой Неделе. А в память о покаянной встрече у Троицкой дороги на том месте был большой дубовый крест - поначалу в древней каменной часовне, которая потом стала называться "часовня у Креста". Говорили, что эта часовня была древнее креста и стояла там с незапамятных времен. По преданию, в ней когда-то отдыхал еще сам преподобный Сергий, часто ходивший из своей обители в Москву и обратно пешком.

А потом там останавливались цари, ехавшие на богомолье в Лавру. Вскоре другой деревянный крест был поставлен отдельно и на самой заставе, получившей от него свое знаменитое старомосковское имя Крестовская в советское время Рижская. Под этим именем она и вошла в состав Камер-Коллежского вала - таможенной границы Москвы 1742 года. И в старину считалось обязательным идущим на богомолье прежде помолиться у московской святыни на Крестовской заставе, а потом уже идти в Лавру. А уже в 1677 году здесь, в Мещанской слободе, появилась и первая церковь во имя святителя Филиппа, митрополита Московского.

Первое время она была деревянной, но в 1691 году была перестроена в камне. Во второй половине того же XVIII столетия было выстроена новая, ныне существующая Филипповская церковь в стиле московского классицизма, с красивой, можно даже сказать, знаменитой ротондой, дожившая до наших дней. Традиционно считается, что строил ее Матвей Казаков в 1777-1788 г. Иногда, впрочем, называют имена архитектора М. Карпова и Семена Карина - того самого, который потом руководил работами по обустройству в Москве первого бульвара на месте снесенной стены Белого города, Тверского.

А по мнению академика И. Грабаря, автором проекта Филипповской церкви был сам Василий Баженов. Дело в том, что во второй половине XVIII столетия там, в Мещанской слободе, предполагалось устроить московское подворье митрополита Платона. И Филипповская церковь строилась красивой и долговечной как будущий домовый храм при этом подворье. Однако этот проект не был осуществлен, и церковь осталась обычной приходской.

В советское время церковь была закрыта, и в ней устроили склад. После революции крест с Крестовской заставы убрали, и по свидетельству знатока московской истории А. Козаржевского, передали в соседнюю Знаменскую церковь в Переяславской слободе, где он и хранился в алтаре. Тогда же на Крестовской заставе были сломаны две знаменитые водонапорные башни Мытищинского водопровода, построенные еще в 1893 году. После строительства канала "Москва-Волга" этот водопровод стал не нужен.

А сама Крестовская застава к атеистическому празднованию 800-летия Москвы в 1947 году была переименована в Рижскую - по стоявшему на ней с 1899 года вокзалу, с которого отправлялись в тот прибалтийский город. До революции он назывался Виндовским. К тому же соседний Протопоповский переулок еще в 1924 году переименовали в Безбожный, - по находившейся там редакции популярного журнала "Безбожник". Очень долгое время Филипповская церковь имела именно этот адрес. Еще в 90-х годах в ней находился архив одного государственного учреждения, хотя само здание храма стояло на государственной охране как памятник истории и культуры.

И только с 1991 года в ней начались богослужения.

Церковь — это мать, и двери храма открыты для всех. Именно как таковая Церковь и представляет особое значение для жизни народа, а в определенном смысле — и для жизни государства. Вот и сегодня хорошо известно, как с разных сторон — и из-за рубежа, и из самой России — стараются повлиять на Церковь, чтобы она заняла ту или иную политическую позицию, кого-то осудила, кого-то поддержала. Чаще всего эти требования связаны с политическими симпатиями и антипатиями тех, кто обращается к Церкви с подобными предложениями.

Всем тем, кто поступает так, мы вновь и вновь скажем: Церковь старше, чем государство, и Церковь всегда со своим народом. Главная миссия Церкви заключается в спасении человека. А что происходит в сердце спасающегося? Оттуда исторгаются грех, злоба, коварство — все то, что, преломляясь в политике, наносит колоссальный вред государству и народу. Поэтому, не входя в политический процесс, не участвуя в политической борьбе, Церковь через воспитание народа оказывает самое благоприятное воздействие на формирование народного тела, просвещенного благодатью Божией и стремящегося к созиданию Отечества, а не к его разрушению.

Все эти мысли приходят в голову здесь, на этом месте, где митрополит Филипп не дал благословение грозному царю. Еще раз: не потому, что он был в оппозиции, как наверняка подумал Иван Грозный, — в оппозиции к нему было боярство, — а потому что царь в то время чинил беззаконие, умерщвляя через опричнину многих и многих людей, можно сказать, терроризуя свой собственный народ. И вот, стоя на том же месте, где я стою сейчас, святитель Филипп не дал благословения царю, за что и был умерщвлен, а память его хранится в Церкви, он причислен к лику святых. Меняются политические вкусы, симпатии, антипатии, формируются различные политические группы, коалиции, партии, у каждого своя цель, каждый идет своим путем.

Митрополит Филипп уговаривал царя отказаться от опричнины: «…я начал просить государя, чтобы он отступил от такого неугодного начинания. Не добившись своего, митрополит обличает опричников прилюдно: «Мы приносим жертву Господу чистую и бескровную за спасение людей, а за алтарем неповинно кровь льется христианская и люди напрасно умирают! Оклеветан и убит «Митрополит Филипп 1507-1569 и Малюта Скуратов».

Неврев, 1898 Царь не ожидал от митрополита Филиппа столь твердого и публичного противостояния. Прилюдное осуждение невинных убийств, призыв к милосердию вызвали ярость. Царь отдает приказ схватить митрополита и отдать главу Русской церкви под суд. Архиерейские одежды были сорваны с митрополита Филиппа прямо в храме, во время богослужения, и заменены на рваную рясу. Некоторые иерархи противилось суду, а когда, под давлением царя, первоиерарха Русской Церкви митрополита Филиппа на основе клеветнических показаний все-таки признали виновным в «порочной жизни», они не позволили его сжечь, как было положено по канонам за такое преступление. Смертная казнь была заменена ссылкой в тверской Отроч монастырь. Но месть Ивана Грозного, не сумевшего добиться прилюдной казни для Филиппа, не замедлила.

В монастырь тайно приехал опричник Малюта Скуратов-Бельский, личный убийца Ивана Грозного, и умертвил святителя. Мученика-митрополита сразу после его кончины народ почитал святым. В 1590 году мощи святителя Филиппа были перенесены из Тверского Отроча монастыря в Соловецкий, уже тогда было засвидетельствовано множество исцелений. А в 1652 году, приказом патриарха Никона и с большими торжествами, мощи прославленного Церковью митрополита Филиппа перенесли в Успенский собор Московского кремля. Царь Алексей Михайлович зачитал свою царскую грамоту, где каялся за родственника своего царя Ивана Грозного перед невинно пострадавшим митрополитом и испрашивал для него прощения и отпущения грехов. Себе же просил благословения на годы царствия и разной помощи. Сегодня мощи святителя Филиппа пребывают в раке у южного входа в Успенский храм Кремля, перед самым иконостасом.

В начале 1550-х гг. После ухода с кафедры митрополита Московского и всея Руси Афанасия 19 мая 1566 , Филипп 20 июля согласился возглавить Русскую Церковь, приняв условия не вмешиваться «в опришнину и царский домовой обиход» и самовольно не оставлять кафедру. Филипп II вместе с епископами поставил пребывавшего на покое архиепископа Афанасия Палецкого на Полоцкую и Великолуцкую архиепископию, учреждённую после того, как в ходе Ливонской войны 1558—1583 гг. На созванном в 1567 г. Покров на гроб митрополита Филиппа. Ткани — Италия, 17 в. Весной и летом 1568 г.

Филипп II публично осудил опричные казни. Заочный суд 4 ноября отстранил его от кафедры, но митрополит этого решения не признал.

Митрополит Филипп не побоялся сказать правду сильным мира сего

Поминовение святителя Филиппа связано с тем, что он был истинным пастырем, стоявшим за веру, не боясь ни поношений, ни самой смерти. «Святой Филипп, митрополит Московский» — замечательная работа великого философа и историка Федотова о святителе Филиппе (Колычеве), отстаивавшего христианские идеалы в кровавую эпоху Ивана Грозного. Home Святые и Праздники Святитель Филипп митрополит Московский и всея России чудотворец. Игумена Филиппа вызвали в Москву для духовного совета, где при первом же свидании с царем, он узнал, что для него назначена кафедра митрополита. Перенесение мощей святителя Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву совершил Новгородский митрополит Никон, будущий Патриарх Московский и всея России. В 1912 г. святителя назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода.

Жития святых. Филипп, митрополит Московский

Святитель построил в Москве храм во имя святых Зосимы и Савватия Соловецких, что помогло с развитием книгопечатания в столице. По отпусте Литургии был совершен молебен святителю Филиппу, митрополиту Московскому, по окончании которого настоятель храма протоиерей Иоанн приветствовал Преосвященного епископа Иоанна и вручил ему букет цветов. Сегодня Православная Церковь празднует память перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, всея России чудотворца. Сегодня Православная Церковь празднует память перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, всея России чудотворца. В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена.

Неделя 32-я по Пятидесятнице. День памяти свт. Филиппа митрополита Московского и всея Руси

Отказ в благословении Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного. Турлыгин, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. Врубеля В 1567 году, расследуя дело конюшего И. Федорова, одного из первых лиц в государстве, царь применил массовые казни. Репрессиям подверглось множество людей невинных — вельмож, их слуг, членов семей, крестьян. Московская Русь такой крови не знала, жестокий террор не был ее политической традицией.

Митрополит Филипп уговаривал царя отказаться от опричнины: «…я начал просить государя, чтобы он отступил от такого неугодного начинания. Не добившись своего, митрополит обличает опричников прилюдно: «Мы приносим жертву Господу чистую и бескровную за спасение людей, а за алтарем неповинно кровь льется христианская и люди напрасно умирают! Оклеветан и убит «Митрополит Филипп 1507-1569 и Малюта Скуратов». Неврев, 1898 Царь не ожидал от митрополита Филиппа столь твердого и публичного противостояния. Прилюдное осуждение невинных убийств, призыв к милосердию вызвали ярость.

Царь отдает приказ схватить митрополита и отдать главу Русской церкви под суд. Архиерейские одежды были сорваны с митрополита Филиппа прямо в храме, во время богослужения, и заменены на рваную рясу. Некоторые иерархи противилось суду, а когда, под давлением царя, первоиерарха Русской Церкви митрополита Филиппа на основе клеветнических показаний все-таки признали виновным в «порочной жизни», они не позволили его сжечь, как было положено по канонам за такое преступление. Смертная казнь была заменена ссылкой в тверской Отроч монастырь. Но месть Ивана Грозного, не сумевшего добиться прилюдной казни для Филиппа, не замедлила.

В монастырь тайно приехал опричник Малюта Скуратов-Бельский, личный убийца Ивана Грозного, и умертвил святителя. Мученика-митрополита сразу после его кончины народ почитал святым.

Решением собора Филипп был избран игуменом и возведён в сан новгородским архиепископом Феодосием [16]. При нём монастырь следовал общежительному уставу. Филипп проявил себя как грамотный хозяйственный администратор: устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на острове, поставил на них мельницы, на островах и в поморских вотчинах возвёл новые хозяйственные и промышленные сооружения, ввёл механические усовершенствования в монастырские промыслы [9].

При нём Соловецкий монастырь стал промышленным и культурным центром Северного Поморья. Активно развивалось и церковное строительство: были построены Успенский и Преображенский соборы, Филипп завёл в монастыре колокола вместо бил и клепал , воздвиг для братии двух- и трёхэтажные кельи и больницу [17]. Филиппова пустынь Соловецкий монастырь. Фотография Сергея Прокудина-Горского Много было сделано Филиппом по увековечиванию памяти основателей монастыря преподобных Зосимы и Савватия [5]. Были обновлены их деревянные надгробные часовни, заказаны большие житийные иконы каждого из святых, а царь Иван IV прислал «два покрова атласа лазорева» на раки чудотворцев [18].

Он перенёс в Преображенский собор монастыря мощи этих святых. Также Филипп начал собирать реликвии, связанные с преподобными: им был найден образ Божией Матери Одигитрии , принесённый на остров Савватием, а также каменный крест, стоявший перед его кельей. Из реликвий Зосимы он нашёл его Псалтырь и ризы , в которые соловецкие игумены с тех пор облачаются за богослужением в дни памяти этого святого [19]. В период игуменства Филипп часто удалялся в пустынь впоследствии она получила название Филипповской в двух верстах от монастыря, где проводил время в молитвах. По преданию, там ему явился Иисус в терновом венце и со следами истязаний [20].

На месте явления забил родник, над которым Филипп поставил часовню. В период игуменства Филиппа заметно увеличились пожертвования в Соловецкий монастырь от царя и частных лиц [21]. В 1548 году Иван IV пожаловал монастырю волость Колежму с солеварнями , угодьями и всеми оброками , остров на реке Суме с тремя дворами , в 1550 году реку Сороку рукав реки Выг со множеством островов с оброками [16]. Также в монастырь регулярно присылалась драгоценная церковная утварь. В 1548 году царской грамотой монастырю было разрешено вести беспошлинную торговлю солью на 10 тыс.

Взамен монастырь получил ряд деревень на реке Суме и многочисленные солеварни на морском берегу. Все они были обложены оброком в пользу царской казны, но в 1556 году по челобитной Филиппа царь освободил их от оброка. Игумен Филипп был участником Стоглавого собора 1551 года, стал вновь лично известен царю на момент, когда Филипп покинул Москву, Ивану IV было 8 лет , получил от него после Собора богатое церковное облачение и подтверждение монастырских налоговых льгот [22]. А при будущих его приездах в Москву царём было велено выдавать ему из казны «кормовые деньги» [23]. Под присмотр Филиппа в 1554 году на Соловки был сослан троицкий игумен Артемий , лидер партии нестяжателей [24].

Соборная грамота предписывала Филиппу «поучать еретика от Божественного Писания о всех полезных к его обращению» [25]. В 1560 году в монастырь Филиппа был заточён видный деятель « Избранной Рады » Сильвестр [26]. В период игуменства на Соловках у Филиппа произошёл конфликт с соловецким старцем Зосимой. Сам «обыскной список» на Филиппа не известен [27]. Сохранилась грамота митрополита Московского Макария новгородскому архиепископу Пимену , в которой сообщается, что церковным собором в 1555 году это дело было рассмотрено и установлено: «игумен Филипп прав, а старец Зосима виноват.

И ты б того игумена благословил и игуменити в Соловетцком монастыре велел по старине, и в монастырь его отпустил. А вперед бы еси в том Соловетцком монастыре тому старцу Зосиме жити не велел, а послал бы еси его в ыной в которой монастырь и велел его дати доброму старцу под начало» [27]. Успенский собор Московского Кремля — кафедральный храм московских митрополитов После того как кандидат [28] в московские митрополиты казанский архиепископ Герман , выразивший несогласие с политикой Ивана Грозного, попал в опалу, занять престол Московской митрополии предложили соловецкому игумену Филиппу [29]. Иван IV вызвал его в Москву, и на соборе епископов 20 июля 1566 года ему было предложено принять митрополичий сан [9]. Перед тем как дать согласие, Филипп поставил условием уничтожение опричнины [30] : Повинуюся твоей воле; но умири же совесть мою: да не будет опричнины!

Не могу благословлять тебя искренно, видя скорбь отечества [31]. История государства Российского Поставление Фёдора Колычева в митрополиты [32] Царь не согласился, доказывал необходимость опричнины. Филипп возразил, но, устав от спора, царь велел ему умолкнуть. Церковные иерархи по указанию Ивана смогли уговорить Филиппа уступить царю. Он перед собором дал своё согласие на избрание, был составлен соборный приговор, в котором Филипп «дал своё слово архиепископам и епископам, что он по царскому слову и по их благословлению соглашается стать на митрополию, что в опричину и в царский домовый обиход ему не вступаться, а по поставлении из-за опричины и царского домового обихода митрополии не оставлять» [17].

О первых полутора годах деятельности Филиппа в качестве митрополита известно мало, что объясняется гибелью документов о церковном управлении в пожарах 1571, 1611 и 1626 годов [35]. Житие сообщает только общие слова об этом периоде жизни Филиппа, но уточняет, что он был склонен подражать образу действий митрополита Макария [35]. Как митрополит он управлял не только Московской епархией, но всей Русской церковью, поставлял епископов во все епархии, наблюдал за их деятельностью, увещевал посланиями, но не имел права суда над ними, так как это была прерогатива церковного собора [12]. Георгий Федотов отмечает, что в этот период «мы не слышим о казнях в Москве. Конечно, разрушительное учреждение продолжало действовать… но наверху, в непосредственной близости к царю отдыхали от крови» [12].

По этой причине Филипп не требовал от царя отмены опричнины, однако был ходатаем перед Иваном за опальных печаловался , пытался своими наставлениями смягчить его свирепость [36].

В знак протеста Филипп покинул свою резиденцию в Кремле, переехав в один из московских монастырей [49]. После крестного хода по стенам монастыря он остановился у Святых врат обители и должен был читать Евангелие [50]. Оглянувшись, он увидел одного из опричников в тафье , в то время как во время чтения Евангелия принято стоять с непокрытой головой. Митрополит сделал царю замечание: «так ли подобает благочестивому агарянский закон держать? Иван разгневался на святителя, назвал его лжецом, мятежником, злодеем [31]. После этого случая царь начал подготовку церковного суда над Филиппом, чтобы каноническим путём избавиться от неугодного ему иерарха [12]. Суд и изгнание[ править править код ] По указанию царя в Соловецкий монастырь была направлена следственная комиссия для сбора обвинительного материала против митрополита Филиппа [53]. В её состав вошли суздальский епископ Пафнутий , боярин Василий Темкин-Ростовский , архимандрит Андроникова монастыря Феодосий и дьяк Дмитрий Пивов [5].

Комиссия, чтобы добиться от монахов свидетельств против Филиппа, действовала угрозами и подкупом соловецкому игумену Паисию был обещан епископский сан ; однако составленное обвинение было столь сомнительным, что епископ Пафнутий даже отказался его подписать [49] [54]. В ноябре 1568 года в Успенском соборе Кремля состоялся церковный суд, главным обвинителем Филиппа стал новгородский архиепископ Пимен [55]. Неизвестно о чём свидетельствовали соловецкие монахи [12] , вероятно это были типичные для того времени обвинения в колдовстве [36] , а также проступки церковного характера в бытность его соловецким игуменом [56] [57] На суде Пимен вместе с другими обвинителями сказал Филиппу «Како царя утвержает, самому же неистовая творящу» и в ответ услышал: «И тщишися чужий престол восхитити, но и своего помале извержен будеши» [58] [59]. Во время собора Филипп, не дожидаясь приговора, обратился к архиереям со словами: «Лучше мне принять безвинно мучение и смерть, нежели быть митрополитом при таких мучительствах и беззакониях! Я творю тебе угодное. Вот мой жезл, белый клобук, мантия! Я более не митрополит» [36]. Однако царь не дал Филиппу уйти, повелев как митрополиту в день архангела Михаила возглавить богослужение в Успенском соборе. Святитель Филипп в заточении 8 ноября 1568 года опричник Фёдор Басманов во время службы в Успенском соборе Кремля объявил соборный приговор: Ноября 8-го, в день архистратига Михаила , когда святой Филипп священнодействовал в своей кафедральной церкви, вдруг явился туда любимец царский боярин Басманов, сопровождаемый опричниками.

Он приказал прочитать вслух всего народа соборный приговор о низложении митрополита [17]. Опричники сняли с Филиппа святительское облачение, одели в разодранную монашескую рясу и изгнали «из церкви яко злодея и посадиша на дровни, везуще вне града ругающеся… и метлами биюще» [49]. Филиппа поместили под арест в Богоявленский монастырь. Таубе и Э. Крузе сообщают, что царь «Через несколько дней вздумал убить его и сжечь, но духовенство упросило великого князя даровать ему жизнь и выдавать ему ежедневно 4 алтына» [47]. Намерение казнить Филиппа через сожжение свидетельствует, по мнению Г. Федотова , о факте обвинения митрополита в колдовстве, что установить затруднительно, так как приговор собора не сохранился [12]. Ходили слухи, что царь хотел затравить Филиппа медведем , и о его чудесном спасении от разъярённого зверя [5]. Спустя несколько дней Филиппа привезли слушать окончательный приговор, которым его осудили на вечное заключение.

По указанию царя ноги митрополита были забиты в деревянные колодки, руки заковали в железные кандалы. По сообщению жития, все оковы спали с Филиппа чудесным образом о чём было доложено царю, который более не решался предавать митрополита новым мучениям [61]. Его посадили в монастыре Николы Старого , затем морили голодом. Историк Н. Костомаров сообщает, что царь, казнив племянника святителя, прислал ему его голову, зашитую в кожаный мешок, со словами: «Вот твой сродник, не помогли ему твои чары» [36]. Николай Неврев. Фото 1910-1913 годов. Вскоре Филипп был сослан в отдалённый Отроч Успенский монастырь в Твери , а царь казнил ещё ряд Колычёвых. Во время новгородского похода в 1569 году царь направил в монастырь к Филиппу Малюту Скуратова попросить благословения на поход [62].

По сообщению жития, 23 декабря Малюта задушил святителя Филиппа: Вошедши в келью святого Филиппа, Малюта Скуратов с притворным благоговением припал к ногам святого и сказал: — Владыка святой, дай благословение царю идти в Великий Новгород. Но Святой отвечал Малюте: — Делай, что хочешь, но дара Божиего не получают обманом. Тогда бессердечный злодей задушил праведника подушкою. Состоялись спешные похороны, и Малюта покинул монастырь [64]. Александр Новоскольцев. Карамзин [31] , С. Соловьёв [65] , Н. Костомаров [36] , так и XX века: Г. Федотов , Р.

Поэтому, не входя в политический процесс, не участвуя в политической борьбе, Церковь через воспитание народа оказывает самое благоприятное воздействие на формирование народного тела, просвещенного благодатью Божией и стремящегося к созиданию Отечества, а не к его разрушению », — отметил Святейший Патриарх. Такова история, и она учит нас прежде всего тому, что Церковь всегда должна провозглашать правду Божию. Меняются политические вкусы, симпатии, антипатии, формируются различные политические группы, коалиции, партии, у каждого своя цель, каждый идет своим путем. А Церковь вне всякой партии, потому что само слово «партия» означает часть, то есть часть целого. А Церковь не часть — она для всего народа, и потому никакие симпатии в отношении тех или иных политических сил не могут быть официально провозглашены как церковное учение и не могут официально провозглашаться в церковной проповеди. А что может провозглашаться? И кого Церковь может и должна поддерживать?

Всех тех политиков или общественных деятелей, которые ратуют за единство всего нашего народа, за единство нашей Церкви, за подлинную независимость страны от различных могущественных сил, будь то на Востоке, или на Западе, или в иных местах нашей планеты. Потому что Церковь опасается, что политическая зависимость может оказать отрицательное воздействие на духовную жизнь, как бывало в прошлом. Именно поэтому Церковь поддерживает подлинную независимость и все деяния власти, направленные на сохранение этой независимости от политических сил, находящихся вне нашей страны. И это не означает участия в политике — это означает заботу о благополучии людей, о сохранении нашей подлинности, о сохранении веры православной и тех ценностей, которыми живет еще по милости Божией наш народ.

22 января — Память святителя Филиппа, митрополита Московского (1569)

Филиппу угрожали расправой, но митрополит не благословлял царя, считая его жестокость нехристианской. Святитель стоял не против государя, а за веру. Его по ложным обвинениям свергли с митрополичьей кафедры, прилюдно сорвали с одежд знаки его сана и сослали в Тверской Отроч монастырь. В декабре 1569 года руководитель опричников Малюта Скуратов приехал к Филиппу в Отроч монастырь и вновь просил о благословении для царя на опричные дела. Филипп отказал.

Прозревая то, что должно свершиться, он сказал Малюте: «Делай то, зачем пришел». Опричник задушил старца. Филиппа погребли на земле обители. Филиппа, несмотря на царскую немилость, стали почитать как святого в Соловецком монастыре.

В 1652 году митрополит Новгородский Никон, будущий патриарх, отправился на Соловки. Там он прочитал монахам грамоту, где царь Алексей Михайлович за давно умершего царя Иоанна Грозного молил Филиппа о прощении. Мощи Филиппа доставили в Москву. Народ и духовенство встречали их с радостью.

Царь нес гроб вместе с архиереями. Мощи поместили в Успенском соборе Кремля. Филипп был прославлен как великий святой. Вот братья и сестры какой великий человек сегодня воспоминается — митрополит Филипп Московский, который жертвенной любовью к Богу и ближним смог очистить Русь Святую от злого начинания — опричнины Иоанна Грозного.

Кроме того, «Приход. Думаю, что и в дальнейшем мы будем развивать сотрудничество. У вас хороший подход: все разумно, эргономично и вместе с тем просто, ясно, так что этим удобно пользоваться. Это хорошая основа для плодотворной работы.

Сегодня, 16 июля, святая православная Церковь празднует перенесение мощей святителя Филиппа Колычева , митрополита Московского и всея России, чудотворца, из Соловецкого монастыря в Москву в 1652 году. Святитель Филипп Колычев до избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, проявив себя крепким хозяйственником и руководителем, при этом являя образец и в монашеском делании. В 1566 году он стал митрополитом Московским и всея России. Во время этого служения он открыто выступал против опричнины царя Ивана IV Грозного. За это он попал в опалу, был лишен сана в 1568 году и отправлен в тверской Отроч Успенский монастырь.

После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию. Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий пальмовых ветвей и верб называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением. Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает. Кондак, глас 6-й : «На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».

За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви со свечами в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках. Вход Господень в Иерусалим. Неделя ваий Красуйся и радуйся Церкве Божия: се бо Царь твой прииде в правде, на жребяти седя, от детей воспеваемый: осанна в вышних! Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи.

Церковь празднует перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России

Святителю Филиппу суждено было стать очередным митрополитом: царь Иоанн Грозный, зная о его плодотворной деятельности на Соловках, хотел видеть именно такого человека во главе Московской кафедры. Святитель построил в Москве храм во имя святых Зосимы и Савватия Соловецких, что помогло с развитием книгопечатания в столице. Перенесение мощей Святителя Филиппа (колычева), митрополита московского и всея россии, чудотворца.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий