Новости советские солдаты в афганистане

Сегодня 15 февраля отмечается 23-я годовщина вывода советских войск из Афганистана.

Подвиг под грифом «секретно»

«Людей там растирали в пыль». Истории алтайских ветеранов Афгана Среди советских солдат, воевавших в Афганистане, история восстания в Бадабере передавалась из уст в уста.
Солдаты, которые отказались возвращаться из Афганистана (25 фото) Большинство солдат Афганской войны были выходцами из среды рабочих и крестьян.
Великая миссия или страшная ошибка? Чем была афганская война для СССР чтобы привлечь к проблеме внимание.
Родные погибшего в Афганистане солдата из РТ через 37 лет узнали подробности его последнего боя После вывода советских войск из Афганистана прошло более 30 лет, но пропавшими без вести до сих пор числятся 264 участника этой кампании.

«Навсегда в плену»: истории советских воинов, оставшихся в Афганистане

Во время нахождения контингента советских войск в Афганистане немало наших солдат по разным причинам оказалось в лагере моджахедов. К моменту амнистии в местах лишения свободы отбывали различные сроки около 420 бывших солдат и офицеров Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Афганская война 1979—1989 (пушту په افغانستان کې شوروی جګړه‎‎, перс. جنگ شوروی در افغانستان‎‎ — Советско-афганская война; Афганский конфликт 1979—1989). Сотни советских военнослужащих, пропавших без вести в войне, продолжавшейся без малого десятилетие. Вторжение в Афганистан привело к гибели около 15 тысяч советских солдат и специалистов между 1979 и 1989 годами. Последний советский солдат покинул Афганистан 15 февраля 1989 года.

История участия СССР в афганском конфликте

«Вши только на живых, значит, я живой»: Афганская война глазами 18-летнего солдата Всего через горнило Афганистана прошло около 620 тыс. советских военнослужащих и 21 тыс. гражданского персонала.
Откройте свой Мир! Война в Афганистане с участием солдат Советской армии длилась уже полтора года.
10 лет войны в Афганистане в 10 фотографиях - Новости - Они развернулись зимой 1979–1980 годов: советские войска вошли в Афганистан, подразделения военнослужащих рассредоточились по стратегически важным объектам инфраструктуры и гарнизонам.
Память возвращает в Афганистан... Большинство солдат Афганской войны были выходцами из среды рабочих и крестьян.

«Мы вас туда не посылали»: истории брошенных после Афганской войны советских солдат

Советские солдаты в Афганистане. Едва советские солдаты покинули территорию Афганистана, как моджахеды одержали безоговорочную победу. Они развернулись зимой 1979–1980 годов: советские войска вошли в Афганистан, подразделения военнослужащих рассредоточились по стратегически важным объектам инфраструктуры и гарнизонам. Книга Памяти: Военнослужащие органов и войск КГБ СССР, погибшие в Республике Афганистан (1979-1989)/Ред. колл. К моменту амнистии в местах лишения свободы отбывали различные сроки около 420 бывших солдат и офицеров Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. И только советские солдаты ушли отсюда сами с высоко поднятой головой.

Кургинян: советские солдаты в Афганистане спасли СССР от терроризма

Экс-президент СССР Михаил Горбачев впоследствии называл присутствие СССР в Афганистане политической ошибкой и подчеркивал, что решение о выводе советских войск из Афганистана принималось после многочисленных обсуждений. Вылитый в бронзе советский солдат в руке держит спасённую им немецкую девочку. Они развернулись зимой 1979–1980 годов: советские войска вошли в Афганистан, подразделения военнослужащих рассредоточились по стратегически важным объектам инфраструктуры и гарнизонам.

25 лет назад закончилась Афганская война

Ошибкой партийного и советского руководства СССР в отношении войны в Афганистане было то, что велась глухая информационная блокада событий войны. По оценкам Минобороны СССР, в разные годы численность боевиков, противостоявших в Афганистане советским и афганским правительственным войскам, варьировалась от 47 тыс. до 173 тыс. человек. Юридическим правом для ввода войск стал советско-афганский договор 1978 года, согласно которому страны могли вмешиваться в военные конфликты на территории друг друга. Во время нахождения контингента советских войск в Афганистане немало наших солдат по разным причинам оказалось в лагере моджахедов.

Афганское наследие в правах военнослужащих. Памятные даты РАПСИ

Взывая к нам! После возвращения из плена Сергея Фатеева его мама заметила: «Все матери должны дождаться своих сыновей! И видимо, главное здесь — в роли государства, чтобы именно государством не был забыт ни одни из её несчастных сыновей! Целью данного обзора прессы является попытка проанализировать работу до розыску и освобождению военнопленных ВП и пропавших без вести ПБВ , установить наиболее точное их количество и уяснить: кто же они? Кто занимается их освобождением? Каковы подходы?

Так кто же они: герои, предатели? Проходит время, меняются и оценки «афганской» войны, меняются подходы к проблемам военнослужащих и пропавших без вести. Так, накануне вывода войск и первые 2 — 3 года после вывода в оценках ВП и ПВБ преобладали два термина: предатели и герои. Под первым подразумевались те, кто сам, добровольно перешел на сторону моджахедов. А под вторым имелись в виду те, кто попал в плен в бессознательном состоянии или в ходе боевых действий.

Здесь все «понятно»: черное и белое. И в этих тонах выдержаны и публикации этих лет. Например, нередки были в первые годы газетные публикации типа: «Предатели в тогах героев». В этих статьях2 подчеркивается, что «о войне в Афганистане, мужестве и стойкости наших военнослужащих, их массовом героизме написано много. Есть публикации и другие — откровенно злопыхательские.

Но нигде пока не удалось прочесть о... У этих людей-преступников появилась новая Родина, семья, дети. И, естественно, у них нет никакого желания возвращаться на Родину, даже невзирая на всепрощающую амнистию имеется в виду Указ Президиума Верховного Совета СССР — декабрь 1989 г. Абдул Касим — узбек. Родился в 1966 году, служил в Кабуле водителем.

В плен сдался добровольно. Останусь со своими братьями до полного освобождения Афганистана. Затем уеду домой…» Еще пример. В конце декабря 1991 года в Москве побывал Михаил Шемякин. Он рассказал о своей недавней поездке в Афганистан и Пакистан.

Он заявил: «Многие из наших военнослужащих давно служат в повстанческих армиях. При мне один из них, ныне командир роты, праздновал свадьбу. Родителям этот парень сообщил, что убит, дабы у них не было проблем. Личный телохранитель Ахмад-Шаха Масуда — Исламуддин — тоже советский паренек, принявший ислам. Оба они не собираются возвращаться…» Это — одна точка зрения.

Есть и другие. Например, малоизвестное восстание советских военнопленных 12 человек , захвативших крепость Бадабер 35 км южнее г. Пешавар в Пакистане 26 апреля 1985 г. Несмотря на тщательно скрываемое пакистанской стороной и мажахедами, это восстание стало широко известно. Хекматьяра: «В плен русских впредь не брать, а уничтожать на месте захвата».

Из этих примеров видно, что в нашей прессе, естественно, предпочтение отдавалось последним. Здесь использовалось для доказательства и творчество поэтов Востока: Если сердцу отчизна Если сердце любовь к ней Не грела, не жгла, — киньте В землю его, А не то оно станет орудием Зла Сулейман Лаек, афганский поэт. При анализе материалов средств массовой информации обращают на себя внимание и такие оценки: «... Большинство из уцелевших и все еще живущих в Афганистане советских солдат — это не захваченные в ходе боевых действий, а добровольно перешедшие на сторону противника. Причем переходили они к моджахедам, как правило, не потому, что осознали преступный характер войны, а потому, что не в силах были терпеть порядки, царившие в родном «ограниченном контингенте».

Сослуживцы-интернационалисты били и унижали их так, что в какой-то момент каждый думал: хуже, чем в Советской Армии, нигде быть не может, И уходили в горы... Естественно, все эти три причины имели место. Вывод: не все, попавшие к моджахедам, проявили образцы стойкости, верности военной присяге. Были у нас и сломленные духом, и те, кто судьбу военнопленного выбрал по своей воле. Но ничтожно мало их, предателей, в сравнении с теми, кто, попав в плен по различным причинам, ничем себя не запятнал, кто честно на чужбине сложил голову.

Среди них и наш земляк — Володя Каширов, стойко и мужественно сражавшийся в плену и погибший при попытке к бегству см. А как сегодня их делить? Как к ним относиться? Удивительно, что при наличии целого списка организаций, занимающихся освобождением пленных см. Она колеблется от 254 до 400 см.

Если в первые годы преобладало стремление — освободить, вытащить всех, то в последние 1992 — 1994 гг.

В ходе боевых действий за кишлак Альчин отличились ефрейторы братья Бузаевы. На мой вопрос, страшно ли было вам, ответили: — Нет, не страшно. Мы были молодыми, не осознавали всей опасности.

Позднее, когда на наших глазах стали погибать сослуживцы, стали осторожнее, — делится Евгений. Знал наш старший брат Александр, но он никому не сказал, — продолжил Владимир. Письма шли долго, они были единственной связующей нитью с малой родиной. Пару раз братья посылали домой фотографии.

Мы выполняли приказ, и для нас это было делом чести, — рассказывает Владимир. По ночам несли дозор. Котловые повара по очереди готовили еду в большом казане. В баню ездили в расположение части.

Жили достаточно комфортно: в палатках, с буржуйками. Даже на войне случаются интересные встречи… Однажды на взлетной полосе Владимир услышал, как его громко окликнул вертолетчик: «Бузай! Пригласил в вертолет, поговорили. Дорога домой показалась долгой: сначала до аэропорта г.

Душанбе, затем — г.

На протяжении всего пути по рации слышим: «Только без провокации! Ни в коем случае не стрелять! Одно подозрительное движение — и такое бы началось. Прошли… Но на транспортной мине все же подорвался. Хорошо на броне был, вынесло волной, о камушки ободрался и живым остался. А вот Андрей, мой заменщик, по дороге в Кабул под прицел снайпера попал, и было-то всего три выстрела, но одна пуля оказалась смертельной. Затянется жадно сигаретой молодой солдатик ночью, а огонек становится отличной мишенью для опытного снайпера.

Поэтому у меня во взводе с этим строго: курить, пить своим не позволял. Случилась со мной там одна поучительная история, которая навсегда определила моё негативное отношение к алкоголю. Отмечали «День танкиста» с размахом, один из местных офицеров пригласил нашу компанию в свой кишлак, а изрядно выпив, стал хвастаться своими тремя женами. Даже вытащил их к гостям с женской половины, и давай паранджу с одной сдирать. Нас предупреждали, что женская половина для посторонних — «харам» с арабского — «запретные действия». Говорю ребятам: «Дело пахнет керосином». В общем, мы, не прощаясь, прыгнули в БТР и по газам. И очень своевременно, потому что местные жители уже начали собираться с намерением забить дерзких русских батогами.

По прейскуранту Кстати, паранджу активно использовали душманы для маскировки. Вот фотография: переодетый душман попал в оцепление, и ему пришлось сдаться. Ребята собрались посмотреть на красавчика-вояку. К таким операциям привлекали местных женщин из церондоя милиции. Вообще, без регулярной армии Афганистана мы не могли приступать ни к каким военным действиям. Но обычно получалось так: мы воюем, а афганские вояки сарбозы сзади лежат. После боя увозят уже связанных бандитов в участок, подержат и отпустят в соответствии с гуманным законом молодой демократической страны, а они снова за БУРы. Для них война — доходное дело, все по прейскуранту за каждую голову неверного.

Каждый день война — такое может любого свести с ума, сделать циничным. Может поэтому, а может вопреки, на войне было место и празднику: в каждом подразделении своя баня, а после бани чай и песни под гитару до утра, и театрализованные представления. А самыми радостными событиями были шефские концерты звезд советской эстрады. В то время многие из знаменитостей приезжали поддержать боевой дух воинов-интернационалистов. Некоторые встречи оказались незабываемыми. С концертом прилетела в часть Роза Рымбаева в те годы ее называли поющим соловьем Азии , я должен был ее на своей «рябухе» встретить в Кандагаре. Ей показалось романтичным прокатиться на открытой броне, я отказать не смог. В итоге по прибытии командир бригады при всех объявил мне 7 суток ареста, но моя именитая пассажирка, спрыгивая с БТР, решительно объявила: «Если вы его накажете, петь не буду!

Спустя 20 лет мы встретились после концерта на Родине. Подарив букет, спросил: «Может, вспомните меня: Афганистан, 1983 год? А я назвала тебя тогда Колокольчиком». Вспомнили, как Людмила Георгиевна пыталась выбить песок из концертных платьев, а я отправил ей на помощь солдата. Тогда, подозвав меня, она сказала: «Запомни, Колокольчик, я простая русская баба и всё привыкла делать сама». Встреча с Людмилой Зыкиной За каждого из нас Бог горой стоял С теплотой вспоминаю наше боевое братство. А библейская фраза: «Нет больше той любви, чем положить жизнь за други своя», — для нас была не пустым набором слов. Умирать никому не хотелось, но установка у всех была одна: сам погибай, но товарища выручай.

На войне атеистов я не встречал, за каждого из нас Бог горой стоял, а иначе невозможно понять и объяснить многие передряги, из которых мы выходили живыми. Что еще хорошего можно вспомнить из пережитого… Наверное, доброжелательное отношение местного населения. Шурави рафик — так обращались они к нам, что значит: русский друг. При встрече старались угостить домашними лепешками. Люди понимали: мы воюем не против них, а за них, за мир, за справедливость.

Впрочем, и жена такая же. Вот сейчас документы собрал, отвез в Кабул, чтобы получить паспорт. Вначале получу его, а там посмотрим — если будут деньги, то съезжу домой — РП. Мать у меня уже совсем состарилась, я ей иногда звоню, а один раз она даже приезжала. Был брат, но его убили в пьяной драке — толкнули, и он ударился головой об асфальт. Здесь мстят кровь за кровь, а в России таких законов нет». Сергей Красноперов: «После того, как американцы совсем уйдут, станет лучше. Литовцы нас, правда, не очень любят... Я ведь считаю себя русским, а как раньше в СССР было? Все равны! А американцы считают, что кроме них все второго сорта. Даже негры для них лучше, чем афганцы. Я бы никому не пожелал оказаться на моем месте». Сергей Красноперов: «Хочу купить участок в городке. Мне губернатор и мой начальник обещали помочь, стою в очереди. Государственная цена небольшая — тысяча долларов, а продать потом можно тысяч за шесть. Выгодно, если все-таки захочу уехать.

Афганская война: приказы Родины не обсуждаются

Особенно это заметно, когда боевые действия идут в чужой стране, а солдаты не знают, за что они сражаются. Война в Афганистане, длившаяся долгих десять лет, оставила незаживающие раны на душах ее участников и их родных и близких. В СССР появился даже специальный термин «афганский синдром». Повальное пьянство Говорят что любая армия держится на дисциплине. Но боевые действия всегда вносят свои коррективы. Постоянный страх смерти и окружающие ужасы войны заставляют людей искать утешение в алкоголе и наркотиках.

Личный состав советской армии, выполнявший интернациональный долг в Афганистане, постоянно испытывал дефицит спиртного. Военнослужащих, да еще и в военное время, не принято баловать выпивкой. Тем не менее какое-то количество горячительных напитков в войска попадало. Его было очень мало и чаще всего фабричный алкоголь оказывался в распоряжении офицеров. Но бойцы не терялись и решали проблему самыми разными способами.

Как вы уже догадались, выручал их самогон. Гнать его советские солдаты научились из чего угодно, а использовались при этом примитивные самогонные аппараты. В качестве сырья использовались любые сладкие продукты, в том числе низкосортный трофейный сахар моджахедов. Если сахар раздобыть не удавалось, то в ход шел афганский мед. Он сильно отличался от привычного нам и выглядел как куски непонятного грязно-желтого вещества.

Вкус его, по описаниям очевидцев, был отвратительным.

Я должен был идти, как у нас говорили, «на войну», но попал на три месяца в госпиталь с брюшным тифом и гепатитом. Даже и не знал, что уже был болен. Из старших не было земляков. Были хорошие друзья из Украины, Грузии.

Очень жаль, что нет с ними связи. Многие привозили домой дембельские альбомы. А было ли такое в Афганистане? Это было и до нас. И я не раз "убаюкивал" "деда".

Но наш призыв к молодому пополнению относился уже по-другому. Дедовщины, можно сказать, не было. Альбомы делали редко, не до этого было, да и фотографий было мало. А вот традиционным был «дембельский дипломат» с подарками родным. Я тоже его собирал.

Как ты встретил его? Наверное, я под Богом ходил, не знаю. Стояла середина осени 1987 года. Мне оставалось служить чуть больше недели. Это было очень неожиданно, даже попрощаться ни с кем не успел.

Из нашей роты я самый первый уволился. Пришел человек из штаба и сказал, чтобы я собирал вещи, что скоро вертолет в Кабул и оттуда полечу в Союз. Сначала принял это за шутку и не поверил, а потом быстро чемодан собрал и вперед. Улетали ночью, так было безопасней, хотя все равно страшновато было.

Рядом с ним размещался и военный лагерь боевиков, носивший название «Центр подготовки боевиков Святого Халида ибн Валида», принадлежавший «Исламскому обществу Афганистана», которое возглавлял Бурхануддин Раббани. В центре подготовки под руководством 65 инструкторов из разных стран тренировались несколько сотен будущих боевиков. Кроме того, здесь же размещался большой склад вооружений и боеприпасов, а также находилась тюрьма, в которой содержали пленных советских солдат и военнослужащих афганской правительственной армии. К концу апреля 1985 года в Бадабере содержались ориентировочно около 40 афганских и 13—14 советских военнопленных.

Эти данные, однако, нельзя считать окончательными. Известны имена более двадцати советских солдат, прошедших через Бадабер, однако нет точной информации, все ли они находились в лагере именно весной 1985 года. Многие из советских солдат, находившихся в Бадабере, к тому времени пребывали в плену более двух лет и были сыты по горло «пакистанским гостеприимством». Среди них нашлись те, кто сумел объединить вокруг себя остальных, чтобы предпринять отчаянную попытку вырваться из неволи. Герои и предатель Когда говорят о руководителях восстания в Бадабере, чаще всего упоминают имена военнослужащего сверхсрочной службы, служившего мотористом на военном складе в Баграме и пропавшего 1 мая 1985 года в провинции Парван, а также вольнонаёмного водителя Николая Шевченко, исчезнувшего 10 сентября 1982 года в провинции Герат. В отношении последнего даже бытует версия, что Шевченко, которого в Бадабере звали «Абдурахмон», на самом деле лишь выдавал себя за вольнонаёмного водителя — во всяком случае, решительность его действий и умелая организация единомышленников заставляет думать, что он мог быть офицером разведки. Каков именно был замысел восстания, тоже до конца не ясно. По одной версии, военнопленные собирались завладеть оружием и техникой и попытаться прорваться в Афганистан, в расположение советских войск.

По другой, восставшие изначально планировали захватить склад вооружений и потребовать от командования моджахедов встречи с представителями советского посольства в Пакистане. Есть версия, что о планах военнопленных стало известно моджахедам, в результате чего полностью использовать эффект внезапности не удалось. Дело в том, что в восстании приняли участие не все советские военнопленные, находившиеся в лагере. Среди тех, кто не участвовал, нашёлся провокатор, выдавший намерения «Абдурахмона» и его товарищей. Согласно рассказам немногих свидетелей, непосредственным поводом к выступлению стало изнасилование одного из военнопленных по имени Абдулло выпускниками центра подготовки боевиков. После этого пленные решили, что пора действовать.

В смутное время развала страны Вячеслав Климов получил медицинское образование, выучился на массажиста. Сейчас он работает в поликлинике, а в свободное время занимается йогой, поет и пишет книги. Это успешный, состоявшийся в жизни человек, добившийся всего сам. Вячеслав Климов: «Идут годы, десятилетия, ребята умирают, так ничего и не дождавшись — это есть. Этот принцип, что тебе никто ничего не должен, надейся только на себя, срабатывает, колоссально срабатывает». Вячеслав Климов и сейчас называет Афганистан своей второй родиной, самой яркой частью жизни. Летчик Владимир Симанин попал в Афганистан в 1987 году — в авиационный полк, за год потерявший от огня противника 25 самолетов и вертолетов. В таких условиях Симанин начинал летать на разведку, эвакуацию раненых, в любую погоду и даже ночью, что в то время было редкостью. Ветеран вспоминает, как сажал машину в нулевой видимости на афганский аэродром без ночных очков, полагаясь только на приборы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий