Сегодня 15 февраля отмечается 23-я годовщина вывода советских войск из Афганистана.
Подвиг под грифом «секретно»
«Людей там растирали в пыль». Истории алтайских ветеранов Афгана | Среди советских солдат, воевавших в Афганистане, история восстания в Бадабере передавалась из уст в уста. |
Солдаты, которые отказались возвращаться из Афганистана (25 фото) | Большинство солдат Афганской войны были выходцами из среды рабочих и крестьян. |
Великая миссия или страшная ошибка? Чем была афганская война для СССР | чтобы привлечь к проблеме внимание. |
Родные погибшего в Афганистане солдата из РТ через 37 лет узнали подробности его последнего боя | После вывода советских войск из Афганистана прошло более 30 лет, но пропавшими без вести до сих пор числятся 264 участника этой кампании. |
«Навсегда в плену»: истории советских воинов, оставшихся в Афганистане
Во время нахождения контингента советских войск в Афганистане немало наших солдат по разным причинам оказалось в лагере моджахедов. К моменту амнистии в местах лишения свободы отбывали различные сроки около 420 бывших солдат и офицеров Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Афганская война 1979—1989 (пушту په افغانستان کې شوروی جګړه, перс. جنگ شوروی در افغانستان — Советско-афганская война; Афганский конфликт 1979—1989). Сотни советских военнослужащих, пропавших без вести в войне, продолжавшейся без малого десятилетие. Вторжение в Афганистан привело к гибели около 15 тысяч советских солдат и специалистов между 1979 и 1989 годами. Последний советский солдат покинул Афганистан 15 февраля 1989 года.
История участия СССР в афганском конфликте
«Вши только на живых, значит, я живой»: Афганская война глазами 18-летнего солдата | Всего через горнило Афганистана прошло около 620 тыс. советских военнослужащих и 21 тыс. гражданского персонала. |
Откройте свой Мир! | Война в Афганистане с участием солдат Советской армии длилась уже полтора года. |
10 лет войны в Афганистане в 10 фотографиях - Новости - | Они развернулись зимой 1979–1980 годов: советские войска вошли в Афганистан, подразделения военнослужащих рассредоточились по стратегически важным объектам инфраструктуры и гарнизонам. |
Память возвращает в Афганистан... | Большинство солдат Афганской войны были выходцами из среды рабочих и крестьян. |
«Мы вас туда не посылали»: истории брошенных после Афганской войны советских солдат
Советские солдаты в Афганистане. Едва советские солдаты покинули территорию Афганистана, как моджахеды одержали безоговорочную победу. Они развернулись зимой 1979–1980 годов: советские войска вошли в Афганистан, подразделения военнослужащих рассредоточились по стратегически важным объектам инфраструктуры и гарнизонам. Книга Памяти: Военнослужащие органов и войск КГБ СССР, погибшие в Республике Афганистан (1979-1989)/Ред. колл. К моменту амнистии в местах лишения свободы отбывали различные сроки около 420 бывших солдат и офицеров Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. И только советские солдаты ушли отсюда сами с высоко поднятой головой.
Кургинян: советские солдаты в Афганистане спасли СССР от терроризма
Экс-президент СССР Михаил Горбачев впоследствии называл присутствие СССР в Афганистане политической ошибкой и подчеркивал, что решение о выводе советских войск из Афганистана принималось после многочисленных обсуждений. Вылитый в бронзе советский солдат в руке держит спасённую им немецкую девочку. Они развернулись зимой 1979–1980 годов: советские войска вошли в Афганистан, подразделения военнослужащих рассредоточились по стратегически важным объектам инфраструктуры и гарнизонам.
25 лет назад закончилась Афганская война
Ошибкой партийного и советского руководства СССР в отношении войны в Афганистане было то, что велась глухая информационная блокада событий войны. По оценкам Минобороны СССР, в разные годы численность боевиков, противостоявших в Афганистане советским и афганским правительственным войскам, варьировалась от 47 тыс. до 173 тыс. человек. Юридическим правом для ввода войск стал советско-афганский договор 1978 года, согласно которому страны могли вмешиваться в военные конфликты на территории друг друга. Во время нахождения контингента советских войск в Афганистане немало наших солдат по разным причинам оказалось в лагере моджахедов.
Афганское наследие в правах военнослужащих. Памятные даты РАПСИ
Взывая к нам! После возвращения из плена Сергея Фатеева его мама заметила: «Все матери должны дождаться своих сыновей! И видимо, главное здесь — в роли государства, чтобы именно государством не был забыт ни одни из её несчастных сыновей! Целью данного обзора прессы является попытка проанализировать работу до розыску и освобождению военнопленных ВП и пропавших без вести ПБВ , установить наиболее точное их количество и уяснить: кто же они? Кто занимается их освобождением? Каковы подходы?
Так кто же они: герои, предатели? Проходит время, меняются и оценки «афганской» войны, меняются подходы к проблемам военнослужащих и пропавших без вести. Так, накануне вывода войск и первые 2 — 3 года после вывода в оценках ВП и ПВБ преобладали два термина: предатели и герои. Под первым подразумевались те, кто сам, добровольно перешел на сторону моджахедов. А под вторым имелись в виду те, кто попал в плен в бессознательном состоянии или в ходе боевых действий.
Здесь все «понятно»: черное и белое. И в этих тонах выдержаны и публикации этих лет. Например, нередки были в первые годы газетные публикации типа: «Предатели в тогах героев». В этих статьях2 подчеркивается, что «о войне в Афганистане, мужестве и стойкости наших военнослужащих, их массовом героизме написано много. Есть публикации и другие — откровенно злопыхательские.
Но нигде пока не удалось прочесть о... У этих людей-преступников появилась новая Родина, семья, дети. И, естественно, у них нет никакого желания возвращаться на Родину, даже невзирая на всепрощающую амнистию имеется в виду Указ Президиума Верховного Совета СССР — декабрь 1989 г. Абдул Касим — узбек. Родился в 1966 году, служил в Кабуле водителем.
В плен сдался добровольно. Останусь со своими братьями до полного освобождения Афганистана. Затем уеду домой…» Еще пример. В конце декабря 1991 года в Москве побывал Михаил Шемякин. Он рассказал о своей недавней поездке в Афганистан и Пакистан.
Он заявил: «Многие из наших военнослужащих давно служат в повстанческих армиях. При мне один из них, ныне командир роты, праздновал свадьбу. Родителям этот парень сообщил, что убит, дабы у них не было проблем. Личный телохранитель Ахмад-Шаха Масуда — Исламуддин — тоже советский паренек, принявший ислам. Оба они не собираются возвращаться…» Это — одна точка зрения.
Есть и другие. Например, малоизвестное восстание советских военнопленных 12 человек , захвативших крепость Бадабер 35 км южнее г. Пешавар в Пакистане 26 апреля 1985 г. Несмотря на тщательно скрываемое пакистанской стороной и мажахедами, это восстание стало широко известно. Хекматьяра: «В плен русских впредь не брать, а уничтожать на месте захвата».
Из этих примеров видно, что в нашей прессе, естественно, предпочтение отдавалось последним. Здесь использовалось для доказательства и творчество поэтов Востока: Если сердцу отчизна Если сердце любовь к ней Не грела, не жгла, — киньте В землю его, А не то оно станет орудием Зла Сулейман Лаек, афганский поэт. При анализе материалов средств массовой информации обращают на себя внимание и такие оценки: «... Большинство из уцелевших и все еще живущих в Афганистане советских солдат — это не захваченные в ходе боевых действий, а добровольно перешедшие на сторону противника. Причем переходили они к моджахедам, как правило, не потому, что осознали преступный характер войны, а потому, что не в силах были терпеть порядки, царившие в родном «ограниченном контингенте».
Сослуживцы-интернационалисты били и унижали их так, что в какой-то момент каждый думал: хуже, чем в Советской Армии, нигде быть не может, И уходили в горы... Естественно, все эти три причины имели место. Вывод: не все, попавшие к моджахедам, проявили образцы стойкости, верности военной присяге. Были у нас и сломленные духом, и те, кто судьбу военнопленного выбрал по своей воле. Но ничтожно мало их, предателей, в сравнении с теми, кто, попав в плен по различным причинам, ничем себя не запятнал, кто честно на чужбине сложил голову.
Среди них и наш земляк — Володя Каширов, стойко и мужественно сражавшийся в плену и погибший при попытке к бегству см. А как сегодня их делить? Как к ним относиться? Удивительно, что при наличии целого списка организаций, занимающихся освобождением пленных см. Она колеблется от 254 до 400 см.
Если в первые годы преобладало стремление — освободить, вытащить всех, то в последние 1992 — 1994 гг.
В ходе боевых действий за кишлак Альчин отличились ефрейторы братья Бузаевы. На мой вопрос, страшно ли было вам, ответили: — Нет, не страшно. Мы были молодыми, не осознавали всей опасности.
Позднее, когда на наших глазах стали погибать сослуживцы, стали осторожнее, — делится Евгений. Знал наш старший брат Александр, но он никому не сказал, — продолжил Владимир. Письма шли долго, они были единственной связующей нитью с малой родиной. Пару раз братья посылали домой фотографии.
Мы выполняли приказ, и для нас это было делом чести, — рассказывает Владимир. По ночам несли дозор. Котловые повара по очереди готовили еду в большом казане. В баню ездили в расположение части.
Жили достаточно комфортно: в палатках, с буржуйками. Даже на войне случаются интересные встречи… Однажды на взлетной полосе Владимир услышал, как его громко окликнул вертолетчик: «Бузай! Пригласил в вертолет, поговорили. Дорога домой показалась долгой: сначала до аэропорта г.
Душанбе, затем — г.
На протяжении всего пути по рации слышим: «Только без провокации! Ни в коем случае не стрелять! Одно подозрительное движение — и такое бы началось. Прошли… Но на транспортной мине все же подорвался. Хорошо на броне был, вынесло волной, о камушки ободрался и живым остался. А вот Андрей, мой заменщик, по дороге в Кабул под прицел снайпера попал, и было-то всего три выстрела, но одна пуля оказалась смертельной. Затянется жадно сигаретой молодой солдатик ночью, а огонек становится отличной мишенью для опытного снайпера.
Поэтому у меня во взводе с этим строго: курить, пить своим не позволял. Случилась со мной там одна поучительная история, которая навсегда определила моё негативное отношение к алкоголю. Отмечали «День танкиста» с размахом, один из местных офицеров пригласил нашу компанию в свой кишлак, а изрядно выпив, стал хвастаться своими тремя женами. Даже вытащил их к гостям с женской половины, и давай паранджу с одной сдирать. Нас предупреждали, что женская половина для посторонних — «харам» с арабского — «запретные действия». Говорю ребятам: «Дело пахнет керосином». В общем, мы, не прощаясь, прыгнули в БТР и по газам. И очень своевременно, потому что местные жители уже начали собираться с намерением забить дерзких русских батогами.
По прейскуранту Кстати, паранджу активно использовали душманы для маскировки. Вот фотография: переодетый душман попал в оцепление, и ему пришлось сдаться. Ребята собрались посмотреть на красавчика-вояку. К таким операциям привлекали местных женщин из церондоя милиции. Вообще, без регулярной армии Афганистана мы не могли приступать ни к каким военным действиям. Но обычно получалось так: мы воюем, а афганские вояки сарбозы сзади лежат. После боя увозят уже связанных бандитов в участок, подержат и отпустят в соответствии с гуманным законом молодой демократической страны, а они снова за БУРы. Для них война — доходное дело, все по прейскуранту за каждую голову неверного.
Каждый день война — такое может любого свести с ума, сделать циничным. Может поэтому, а может вопреки, на войне было место и празднику: в каждом подразделении своя баня, а после бани чай и песни под гитару до утра, и театрализованные представления. А самыми радостными событиями были шефские концерты звезд советской эстрады. В то время многие из знаменитостей приезжали поддержать боевой дух воинов-интернационалистов. Некоторые встречи оказались незабываемыми. С концертом прилетела в часть Роза Рымбаева в те годы ее называли поющим соловьем Азии , я должен был ее на своей «рябухе» встретить в Кандагаре. Ей показалось романтичным прокатиться на открытой броне, я отказать не смог. В итоге по прибытии командир бригады при всех объявил мне 7 суток ареста, но моя именитая пассажирка, спрыгивая с БТР, решительно объявила: «Если вы его накажете, петь не буду!
Спустя 20 лет мы встретились после концерта на Родине. Подарив букет, спросил: «Может, вспомните меня: Афганистан, 1983 год? А я назвала тебя тогда Колокольчиком». Вспомнили, как Людмила Георгиевна пыталась выбить песок из концертных платьев, а я отправил ей на помощь солдата. Тогда, подозвав меня, она сказала: «Запомни, Колокольчик, я простая русская баба и всё привыкла делать сама». Встреча с Людмилой Зыкиной За каждого из нас Бог горой стоял С теплотой вспоминаю наше боевое братство. А библейская фраза: «Нет больше той любви, чем положить жизнь за други своя», — для нас была не пустым набором слов. Умирать никому не хотелось, но установка у всех была одна: сам погибай, но товарища выручай.
На войне атеистов я не встречал, за каждого из нас Бог горой стоял, а иначе невозможно понять и объяснить многие передряги, из которых мы выходили живыми. Что еще хорошего можно вспомнить из пережитого… Наверное, доброжелательное отношение местного населения. Шурави рафик — так обращались они к нам, что значит: русский друг. При встрече старались угостить домашними лепешками. Люди понимали: мы воюем не против них, а за них, за мир, за справедливость.
Впрочем, и жена такая же. Вот сейчас документы собрал, отвез в Кабул, чтобы получить паспорт. Вначале получу его, а там посмотрим — если будут деньги, то съезжу домой — РП. Мать у меня уже совсем состарилась, я ей иногда звоню, а один раз она даже приезжала. Был брат, но его убили в пьяной драке — толкнули, и он ударился головой об асфальт. Здесь мстят кровь за кровь, а в России таких законов нет». Сергей Красноперов: «После того, как американцы совсем уйдут, станет лучше. Литовцы нас, правда, не очень любят... Я ведь считаю себя русским, а как раньше в СССР было? Все равны! А американцы считают, что кроме них все второго сорта. Даже негры для них лучше, чем афганцы. Я бы никому не пожелал оказаться на моем месте». Сергей Красноперов: «Хочу купить участок в городке. Мне губернатор и мой начальник обещали помочь, стою в очереди. Государственная цена небольшая — тысяча долларов, а продать потом можно тысяч за шесть. Выгодно, если все-таки захочу уехать.
Афганская война: приказы Родины не обсуждаются
Особенно это заметно, когда боевые действия идут в чужой стране, а солдаты не знают, за что они сражаются. Война в Афганистане, длившаяся долгих десять лет, оставила незаживающие раны на душах ее участников и их родных и близких. В СССР появился даже специальный термин «афганский синдром». Повальное пьянство Говорят что любая армия держится на дисциплине. Но боевые действия всегда вносят свои коррективы. Постоянный страх смерти и окружающие ужасы войны заставляют людей искать утешение в алкоголе и наркотиках.
Личный состав советской армии, выполнявший интернациональный долг в Афганистане, постоянно испытывал дефицит спиртного. Военнослужащих, да еще и в военное время, не принято баловать выпивкой. Тем не менее какое-то количество горячительных напитков в войска попадало. Его было очень мало и чаще всего фабричный алкоголь оказывался в распоряжении офицеров. Но бойцы не терялись и решали проблему самыми разными способами.
Как вы уже догадались, выручал их самогон. Гнать его советские солдаты научились из чего угодно, а использовались при этом примитивные самогонные аппараты. В качестве сырья использовались любые сладкие продукты, в том числе низкосортный трофейный сахар моджахедов. Если сахар раздобыть не удавалось, то в ход шел афганский мед. Он сильно отличался от привычного нам и выглядел как куски непонятного грязно-желтого вещества.
Вкус его, по описаниям очевидцев, был отвратительным.
Я должен был идти, как у нас говорили, «на войну», но попал на три месяца в госпиталь с брюшным тифом и гепатитом. Даже и не знал, что уже был болен. Из старших не было земляков. Были хорошие друзья из Украины, Грузии.
Очень жаль, что нет с ними связи. Многие привозили домой дембельские альбомы. А было ли такое в Афганистане? Это было и до нас. И я не раз "убаюкивал" "деда".
Но наш призыв к молодому пополнению относился уже по-другому. Дедовщины, можно сказать, не было. Альбомы делали редко, не до этого было, да и фотографий было мало. А вот традиционным был «дембельский дипломат» с подарками родным. Я тоже его собирал.
Как ты встретил его? Наверное, я под Богом ходил, не знаю. Стояла середина осени 1987 года. Мне оставалось служить чуть больше недели. Это было очень неожиданно, даже попрощаться ни с кем не успел.
Из нашей роты я самый первый уволился. Пришел человек из штаба и сказал, чтобы я собирал вещи, что скоро вертолет в Кабул и оттуда полечу в Союз. Сначала принял это за шутку и не поверил, а потом быстро чемодан собрал и вперед. Улетали ночью, так было безопасней, хотя все равно страшновато было.
Рядом с ним размещался и военный лагерь боевиков, носивший название «Центр подготовки боевиков Святого Халида ибн Валида», принадлежавший «Исламскому обществу Афганистана», которое возглавлял Бурхануддин Раббани. В центре подготовки под руководством 65 инструкторов из разных стран тренировались несколько сотен будущих боевиков. Кроме того, здесь же размещался большой склад вооружений и боеприпасов, а также находилась тюрьма, в которой содержали пленных советских солдат и военнослужащих афганской правительственной армии. К концу апреля 1985 года в Бадабере содержались ориентировочно около 40 афганских и 13—14 советских военнопленных.
Эти данные, однако, нельзя считать окончательными. Известны имена более двадцати советских солдат, прошедших через Бадабер, однако нет точной информации, все ли они находились в лагере именно весной 1985 года. Многие из советских солдат, находившихся в Бадабере, к тому времени пребывали в плену более двух лет и были сыты по горло «пакистанским гостеприимством». Среди них нашлись те, кто сумел объединить вокруг себя остальных, чтобы предпринять отчаянную попытку вырваться из неволи. Герои и предатель Когда говорят о руководителях восстания в Бадабере, чаще всего упоминают имена военнослужащего сверхсрочной службы, служившего мотористом на военном складе в Баграме и пропавшего 1 мая 1985 года в провинции Парван, а также вольнонаёмного водителя Николая Шевченко, исчезнувшего 10 сентября 1982 года в провинции Герат. В отношении последнего даже бытует версия, что Шевченко, которого в Бадабере звали «Абдурахмон», на самом деле лишь выдавал себя за вольнонаёмного водителя — во всяком случае, решительность его действий и умелая организация единомышленников заставляет думать, что он мог быть офицером разведки. Каков именно был замысел восстания, тоже до конца не ясно. По одной версии, военнопленные собирались завладеть оружием и техникой и попытаться прорваться в Афганистан, в расположение советских войск.
По другой, восставшие изначально планировали захватить склад вооружений и потребовать от командования моджахедов встречи с представителями советского посольства в Пакистане. Есть версия, что о планах военнопленных стало известно моджахедам, в результате чего полностью использовать эффект внезапности не удалось. Дело в том, что в восстании приняли участие не все советские военнопленные, находившиеся в лагере. Среди тех, кто не участвовал, нашёлся провокатор, выдавший намерения «Абдурахмона» и его товарищей. Согласно рассказам немногих свидетелей, непосредственным поводом к выступлению стало изнасилование одного из военнопленных по имени Абдулло выпускниками центра подготовки боевиков. После этого пленные решили, что пора действовать.
В смутное время развала страны Вячеслав Климов получил медицинское образование, выучился на массажиста. Сейчас он работает в поликлинике, а в свободное время занимается йогой, поет и пишет книги. Это успешный, состоявшийся в жизни человек, добившийся всего сам. Вячеслав Климов: «Идут годы, десятилетия, ребята умирают, так ничего и не дождавшись — это есть. Этот принцип, что тебе никто ничего не должен, надейся только на себя, срабатывает, колоссально срабатывает». Вячеслав Климов и сейчас называет Афганистан своей второй родиной, самой яркой частью жизни. Летчик Владимир Симанин попал в Афганистан в 1987 году — в авиационный полк, за год потерявший от огня противника 25 самолетов и вертолетов. В таких условиях Симанин начинал летать на разведку, эвакуацию раненых, в любую погоду и даже ночью, что в то время было редкостью. Ветеран вспоминает, как сажал машину в нулевой видимости на афганский аэродром без ночных очков, полагаясь только на приборы.