Известно, что аппарат достиг скорости пяти Махов, в пять раз превышающей скорость звука, ― это примерно 6,2 тыс. км/ч. Гиперзвуковые ракеты, предназначенные для полетов в верхних слоях атмосферы, обладают поразительной маневренностью. Несмотря на то что ракета имеет мощную боевую часть, из-за гиперзвуковой скорости для поражения цели достаточно кинетической энергии удара. Гиперзвуковой летательный аппарат (ГЗЛА) 4202 предназначен для установки вместо традиционных боеголовок на перспективные межконтинентальные баллистические ракеты. Российские специалисты планируют увеличить максимальную скорость полета гиперзвуковых ракет «Кинжал» и «Циркон» до отметки свыше десяти Махов. Испытания американских гиперзвуковых ракет пока находятся на стадии неудачных прототипов.
Последние новости
- Ракета “Циркон”: история создания и тактические характеристики
- Гиперзвук: недостижимая мечта авиации
- Ракета «Циркон» и ее характеристики
- Гонка гиперзвука: «Острота» против американской X-51A Waverider — кто мощнее
- Более 10 махов: российские оружейники увеличат скорость ракет -
Три российские ракеты наводят ужас на мир
Полет по суборбитальной траектории — это значит, что ракета от точки старта до точки падения часть пути проходит по орбите Земли. Сама она не выходит на орбиту и не становится искусственным спутником планеты. Но с ее помощью можно будет не только запускать боеголовки, но и выводить на околоземную орбиту космические аппараты — спутники. То есть использовать «Сармат» можно не только в военных целях, но и в гражданских.
О дальности «Сармата» говорят, как о «глобальной»: ракета летит на 18 тысяч километров. По сути это позволяет контролировать едва ли не весь земной шар и выбирать неуязвимые траектории полета. У «Сармата» улучшенная двигательная установка и новые эффективные двигатели — запуск стал быстрее.
А это значит, что средства ПРО противника не смогут атаковать цель во время разгона — именно на этом участке ракета наиболее заметна и уязвима. Перехватить боеголовки «Сармата» — невозможно, куда они полетят, противник не сможет предугадать. Также десять боевых блоков ракеты сопровождают многочисленные ложные цели — имитаторы боеголовок.
На смену «Воеводе» «Сармат» сменит на боевом посту стратегический комплекс «Воевода» — эта межконтинентальная баллистическая ракета была разработана еще в советское время и до появления «Сармата» считалась самой мощной в мире. Для нового оружия не нужно строить новые шахты — будут использованы те же пусковые установки. Западные военные «Сармарт» называют «Сатаной-2».
В свое время они прозвали «Сатаной» «Воеводу», у которого под носовым обтекателем в специальных ячейках расположены разделяемые боевые блоки суммарной мощностью в 500 «хиросим». Но «Сармат» еще мощнее. И он выдерживает невероятные температуры и перегрузки.
Ракетный комплекс РС-28 разрабатывался Государственным ракетным центром им. Макеева с 2010-х годов.
Ранее ракеты этого типа можно было разместить только на кораблях, так как подобное оружие наземного базирования нарушило бы Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности ДРСМД , который был расторгнут в августе этого года из-за выхода США из соглашения. Но еще до расторжения договора российский президент поддержал инициативу главы Минобороны России Сергея Шойгу, который предложил начать разработку новых наземных комплексов в качестве зеркального ответа американцам. Как отмечал глава государства, гиперзвуковая ракета «Циркон» важна для сохранения стратегической стабильности. Путин добавил, что темпы роста боевых возможностей военно-морского флота зависят от того, насколько в соответствии с планом эти ракеты будут поступать на вооружение фрегатов ВМС и подводных лодок. В свою очередь глава Минобороны Сергей Шойгу в начале декабря сообщил, что планируется увеличить количество кораблей, входящих в состав Военно-морского флота России, которые будут оснащены гиперзвуковыми ракетами «Циркон». Кроме того, министр оборонного ведомства поручил увеличить количество кораблей, оборудованных крылатыми ракетами «Калибр».
По его словам, новые российские корабли «с точки зрения пусковых установок универсальны для целого семейства ракет». Вместе с тем он отметил, что переоснащение кораблей не должно быть слишком затратным процессом.
Исключительность «Циркона» заключается сразу в нескольких вещах. Во-первых, это первая настоящая серийная гиперзвуковая ракета. По официальным данным, на сегодняшний день было совершено уже два успешных запуска этой ракеты с подводных крейсеров. Во-вторых, «Циркон» летает заметно дальше разработок других стран. В-третьих, ракеты «Циркон» используют прямоточный двигатель.
До недавнего времени было принято считать, что установка таких агрегатов на крылатые ракеты просто невозможна. Так что да, аналогов на сегодняшний день российская гиперзвуковая ракета не имеет. Конструкторы утверждают, что как минимум на десятилетие смогли обогнать разработчиков из США. На что конкретно способны ракеты «Циркон»? Аналогов нет. Безусловно, подробные характеристики гиперзвуковых ракет находятся под грифом секретно, так же, как и описание любых технических тонкостей.
Благодаря этому и имеющимся аэродинамическим рулям появилась возможность более точно наводиться, в том числе на финишном участке траектории. Интересно, что об этом технологическом для Ирана прорыве командующий аэрокосмическими силами КСИР Амир Али Хаджизаде сообщал еще в ноябре прошлого года. Подчеркивалось, что эта ракета способна преодолевать все существующие системы ПРО", - напомнил Лямин.
Что известно о новой разработке?
- "Циркон" — гиперзвуковая ракета
- США получили гиперзвуковые ракеты
- Гиперзвуковая ракета «Кинжал» пробивает любую защиту
- Московские новости
- Крылатые ракеты
Ракета “Циркон”: история создания и тактические характеристики
Система перехвата гиперзвуковых ракет SkySonic способна устранять ракеты, которые летят со скоростью в 10 раз быстрее скорости звука. Испытания межконтинентальной баллистической ракеты с маневрирующими на гиперзвуковой скорости блоками. В-третьих, маневрирование летательного аппарата на гиперзвуковой скорости, позволяющее обходить системы ПРО противника, не должно приводить к потере точности ракеты. Зато — сверхзвуковой: максимальная скорость ожидалась в 2,8 Маха. В пятницу, 10 июля, президент США Дональд Трамп заявил, что разрабатываемая американскими военными гиперзвуковая ракета превзойдет все существующие в мире аналоги и сможет достигать скорости в 17 раз большей, чем они.
Быстрее звука: у кого есть гиперзвуковое оружие
Быстрее звука: у кого есть гиперзвуковое оружие | Перехватить гиперзвуковую ракету существующая система ПРО морского базирования АУГ ВМС США не в состоянии. |
От «Икса» до гиперзвука: какие ракеты есть у России и в чем их особенность | По информации источника РИА Новости, опытные образцы изделия Х-95 уже испытывались с воздушного еские характеристики новой авиационной ракеты не приводятся, однако известно, что гиперзвуковая ракета Х-47М "Кинжал" имеет скорость до 12 Махов и. |
США сочли преодолением границ физики пуск КНР ракеты с гиперзвукового аппарата | В США признали возможность применения ВСУ ракет ATACMS для ударов по Крыму. |
Летит глобально, перехватить нереально: российское оружие Судного дня
Первая американская гиперзвуковая ракета PrSM, Precision Strike Missile, предполагаемая дальность до 1000 км, дальность, собьет российская ЗРС С-500, последние новости. Испытания новейшей гиперзвуковой ракеты «Циркон» продолжатся в этом году на мишенях, имитирующих авианосцы и стратегические объекты. Несмотря на то что ракета имеет мощную боевую часть, из-за гиперзвуковой скорости для поражения цели достаточно кинетической энергии удара.
Ракета “Циркон”: история создания и тактические характеристики
Носятся со словом гиперзвук, как дурни с писаной торбой, хотя гиперзвуковыми считаются любые ракеты, со скоростью более 5М. Максимальная скорость ракеты в 12-13 раз превышает скорость звука, достигая 14-15 тысяч километров в час. «Путинские непобедимые гиперзвуковые ракеты вспоке могут быть перехвачены, — пишет британское издание The Telegraph. Обычные крылатые ракеты обычно летят со скоростью не более 1 000 км/ч. Но так называемые гиперзвуковые крылатые ракеты могут двигаться гораздо быстрее. Из подводного положения пуски гиперзвуковых ракет производились, и они признаны успешными.
МиГ-31 выпустили гиперзвуковые «Кинжалы», а крылатые ракеты постоянно меняют курс, неся хаос
Россия добавляет в военные силы «Остроту» | Первая американская гиперзвуковая ракета PrSM, Precision Strike Missile, предполагаемая дальность до 1000 км, дальность, собьет российская ЗРС С-500, последние новости. |
Ракета "Кинжал": ТТХ, применение, история создания | Испытания новейшей гиперзвуковой ракеты «Циркон» продолжатся в этом году на мишенях, имитирующих авианосцы и стратегические объекты. |
США провели первое успешное испытание гиперзвуковой ракеты «Стрела»
Скорость принятых на вооружение и перспективных гиперзвуковых ракет не превышает 3-5 Махов. О скорости «Авангарда» сообщил вице-премьер России Юрий Борисов. Около 27 Махов он набрал скорость», — рассказал Борисов в интервью телеканалу «Россия 24». Он также добавил, что на таких скоростях «Авангард» становится неуязвимым для противоракет. Запуск ракеты прошел в присутствии президента России Владимира Путина. Как сообщает Nation News , пуск был произведен из позиционного района Домбаровский Оренбургской области.
Так, научно-производственный концерн «Техмаш» входит в состав Ростеха приступил к макетным испытаниям новой высокоточной ракеты «Монолит». Одновременно в 2023 году корпорация «Тактическое ракетное вооружение» должна завершить испытания дальнобойной гиперзвуковой ракеты «Гремлин». А машиностроительное КБ «Радуга» имени А. Березняка на 2022 год уже запланировало начало летных испытаний гиперзвуковой ракеты воздушного базирования под условным шифром «Острота».
Что стоит за таким скачком в создании сразу нескольких новых систем авиационного оружия, «Армейскому стандарту» рассказал военный эксперт. Если говорить о высокоточной ракете «Монолит», то о ней пока мало что известно. По словам исполнительного директора «Техмаша» Александра Кочкина, эта новинка 122-миллиметрового калибра пока создается на предприятии в инициативном порядке. Этап ее разработки — эскизно-техническое проектирование и стендовые испытания.
На этом этапе работ конструкторская группа на макете уточняет и дорабатывает основные технические характеристики новой ракеты. Если результат окажется положительным, а в этом на предприятии никто не сомневается, следующим этапом станет проработка с государственным заказчиком вопросов финансирования проекта, а также определение сроков опытно-конструкторских работ. Другой по-настоящему прорывной проект, благодаря которому, как считают эксперты, российские ВВС серьезно повысят свой статус сил неядерного сдерживания, это дальняя гиперзвуковая ракета. Работы над ней ведутся под шифром «Гремлин».
Ее испытания должны завершиться в 2023 году. По информации специалистов, ракета имеет небольшие габариты, длина не превышает 4,5 метра. То есть она не больше самых крупных отечественных ракет «воздух-воздух». Одновременно это означает, что «Гремлин» существенно компактней известного всем знаменитого «Кинжала».
Носителем для ракеты «Гремлин» должен стать самолет 5-го поколения Су-57. Тестирование массогабаритных макетов новой ракеты проводилось именно на этом самолете. Во время испытаний бортовой электроники ракеты подвешивали как снаружи, так и внутри фюзеляжа. Что касается боевой части ракеты «Гремлин», то, исходя из ее габаритов, их малый размер вряд ли предполагает ядерное оснащение.
Скорее всего, это будет фугасный боезаряд с высокой проникающей способностью. Известно также, что ракета имеет самонаводящуюся головку с активным и пассивным режимом работы, по типу той, что используется в противокорабельных ракетах Х-35. Кроме того, Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «Союз» входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение», КТРВ изготовило для ракеты «Гремлин» опытный образец двигателя. Пока проект реализуется под шифром «изделие 70».
Предположительно, с этим двигателем максимальная скорость новой гиперзвуковой ракеты при дальности до 1500 км может достигать 5—6 Махов, то есть в 5 раз превзойдет скорость звука. Как очередное достижение отечественного ракетостроения ряд СМИ отмечает и другой новый прямоточный воздушно-реактивный двигатель с обозначением «изделие 71» того же Тураевского КБ «Союз». Он предназначен для еще одной российской новинки — малогабаритной гиперзвуковой ракеты «Острота». По словам экспертов, высокоточное оружие будет способно наносить неотразимые удары по наиболее важным и самым защищенным объектам противника.
Официального названия эта ракета пока не имеет. Отмечается, что боеприпас сможет применяться в качестве вооружения как дальних бомбардировщиков Ту-22М3, так и оперативно-тактических самолетов Су-34. Вот как ответил на этот вопрос один из ведущих российских военных экспертов, аналитик, редактор издания «Арсенал Отечества» Алексей Леонков: — Когда Россия освоила технологию управляемого гиперзвукового полета в атмосфере, а это произошло в 2018 году, сразу было понятно, что она на этом останавливаться не будет, — заявил эксперт. С использованием пороха появились новые виды вооружений.
Революционная технология создания пороха стала отправной точкой для эволюции развития военного дела в целом. Управляемый гиперзвуковой полет, который изначально был у нас только на нескольких комплексах, теперь будет переходить и на другие типы вооружений, так как главная задача, которую ставил Верховный главнокомандующий военно-промышленному комплексу, — встречать вероятного противника на дальних рубежах, бить его быстро, высокоточно. Вот для этого самого «быстро» как раз и предполагались гиперзвуковые комплексы, которые с высокой скоростью должны долетать до своих наземных и воздушных целей.
Пока что только США и Россия объявили о готовности принять на вооружение гиперзвуковые ракеты к 2020 году. Прорыв в американском гиперзвуковом строительстве наметился в 2006 году. При реализации инициативы «Быстрый глобальный удар» американские ученые получили 1,5 миллиона долларов на программу перспективного гиперзвукового оружия AHW, Advanced Hypersonic Weapon. Год спустя Конгресс одобрил вливания в размере 8,9 миллиона. После этого деньги потекли рекой: в 2008 году программа AHW получила 29 миллионов долларов, через год — еще 13,9 миллиона. Всего на программу выделили почти треть всех расходов по инициативе «Быстрый глобальный удар» — 69 из 239,9 миллиона долларов.
Первые испытания AHW прошли в 2011 году на Тихоокеанском ракетном полигоне. В ходе 30-минутного полета блок успешно отделился от ракеты и поразил точку прицеливания, находящуюся в 3 700 километрах от места запуска. Скорость блока в полете достигала 5-7 Махов в пять раз превышая скорость звука. Запуск повторили через три года в Аляске, однако в ходе испытаний блок пришлось уничтожить из-за системных проблем. Испытания боевого блока начались в 2010 году, однако прошли неудачно. Развив скорость в 20 чисел Маха, Falcon упал в океан. Причиной неудачи называют неверные расчеты и недоработку систем управления полетом боевого блока.
Путин добавил, что темпы роста боевых возможностей военно-морского флота зависят от того, насколько в соответствии с планом эти ракеты будут поступать на вооружение фрегатов ВМС и подводных лодок. В свою очередь глава Минобороны Сергей Шойгу в начале декабря сообщил, что планируется увеличить количество кораблей, входящих в состав Военно-морского флота России, которые будут оснащены гиперзвуковыми ракетами «Циркон». Кроме того, министр оборонного ведомства поручил увеличить количество кораблей, оборудованных крылатыми ракетами «Калибр». По его словам, новые российские корабли «с точки зрения пусковых установок универсальны для целого семейства ракет». Вместе с тем он отметил, что переоснащение кораблей не должно быть слишком затратным процессом. Рахманов добавил, что суда, срок службы которых истекает в ближайшее время, скорее всего в этой процедуре участвовать не будут. У российских военных помимо «Циркона» есть еще гиперзвуковой ракетный комплекс «Кинжал». Впервые его представил Владимир Путин в марте прошлого года.
От «Икса» до гиперзвука: какие ракеты есть у России и в чем их особенность
После испытаний новой российской ракеты на Западе предрекли конец света. Видео | Другим путём развития гиперзвука в текущий момент являются гиперзвуковые планирующие боевые блоки ракет. |
Топ-5 новинок российского оружия, которое вызывает трепет у Запада | Москва | ФедералПресс | Разработка гиперзвуковой ракеты с требуемым уровнем характеристик и приемлемой надежностью является весьма трудной задачей. |
Гиперзвуковая ракета “Фаттах”: КСИР представил высокоточное вооружение | Необходимо вспомнить, что обычно сверхзвуковые крылатые ракеты летят на скорости 2‒3 Маха. |
Сверхдальняя гиперзвуковая крылатая ракета ВВС даёт преимущества России перед США / ИА REX | В США сообщили о неудачных испытаниях гиперзвуковой ракеты Испытание гиперзвуковой ракеты AGM-183A прошло 13 марта, изначально ВВС не сообщали о неполадках в полете. |
Более 10 махов: российские оружейники увеличат скорость ракет | Первая информация о разработке крылатой ракеты "Циркон", способной развивать гиперзвуковую скорость, появилась ещё в 2011 году. |
Летит глобально, перехватить нереально: российское оружие Судного дня
В отличие от баллистических ракет, траектории которых после запуска не меняются, гиперзвуковые планеры могут менять направление полета на высоких скоростях. На ракете установлено 10 боевых блоков, каждый — по 750 килотонн в тротиловом эквиваленте (в сумме мощность заряда — больше полумиллиона «хиросим», 8 мегатонн). И у них минимальное подлетное время — они летят с гиперзвуковой скоростью. Американская гиперзвуковая ракета в ходе испытаний развила скорость в пять раз больше, чем скорость звука. В-третьих, маневрирование летательного аппарата на гиперзвуковой скорости, позволяющее обходить системы ПРО противника, не должно приводить к потере точности ракеты. Испытательные стрельбы гиперзвуковой крылатой ракеты "Циркон" в Белом море.
В США впервые продемонстрировали гиперзвуковую ракету Mako для взлома ПВО
Керосин не такое активное топливо, как водород и процессы по его контролируемому зажиганию прибавил учёным работы. Впрочем, полёт показал, что учёные со своей работой справились. Испытания позволили подтвердить «прорыв в некоторых критических технологиях, таких как регулировка теплового потока и высокоэффективное сгорание [топлива] в сверхшироком диапазоне скоростей». Это не первый успешный испытательный полёт китайского гиперзвукового аппарата. Об успешных запусках сообщалось ещё в 2019 году, а в 2021 году мир потрясённо узнал о запуске Китаем гиперзвукового «глайдера», к чему на Западе оказались не готовы. Испытания американских гиперзвуковых ракет пока находятся на стадии неудачных прототипов.
Ну и о чем шумите вы, народные витии? О каком гиперзвуке, о какой дальности? Боеголовка любой МБР перед возвращением в атмосферу имеет скорость порядка 20М и скорость приходится быстро сбрасывать, чтобы не сгореть подобно метеору. Носятся со словом гиперзвук, как дурни с писаной торбой, хотя гиперзвуковыми считаются любые ракеты, со скоростью более 5М. Американская ракета «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM имеет скорость 4M, а если добавить скорость 2M несущего ее истребителя, то вот вам и 6М - гиперзвуковое оружие, о котором столько кричат российские медиа и "военные эксперты" всех мастей. На самом деле термин "гиперзвук" является бессовестным пропагандистским штампом. Да потому что любая МБР гиперзвуковая. Так что ничего прорывного и принципиально нового в нашем АРК Кинжал нет - ракета АРК «Кинжал» это обычная баллистическая твердотопливная ракета, что и у прототипа. Разберемся с возможностью маневрирования ракеты "Кинжала", именно это ее делает "неуловимой". За счет чего? Смотрите картинки внешнего облика. Для маневрирования нужен аэродинамический профиль и крылья, но ничего этого нет! Вы когда-нибудь пробовали крутануть руль машины хотя бы на скорости в 150 км? Здесь такие же проблемы, только еще хуже. Элементарные расчеты показывают, что для изменения вектора скорости ЛА, летящего со скоростью в 6 М нужен громадный импульс силы за доли секунды, нужен мощный двигатель с управляемым вектором тяги американцы так и управляли своей второй ступенью , так что сказка про "газодинамические микродвигатели маневрирования" не выдерживает никакой критики. Нет никакого маневрирования, можно провести коррекцию газовыми рулями как у Фау-2 , если они есть. И не надо забывать, что при управлении по гироскопу будут большие накопленные ошибки при такого рода "маневрах". Как их компенсировать? Так что, увы, нет никаких маневров - ракете их нечем физически осуществлять, нет аэродинамических поверхностей, и нечем корректировать координаты для возвращения на траекторию. Осталось прояснить как обстоит дело с высокой точностью. Откуда бы ей взяться? Согласно ТТХ система управления ракеты инерциальная. Инерциальная система имеет много преимуществ и всего один недостаток: он всего один, но зато очень серьезный - инерциальная система накапливает ошибку. Ее точность не абсолютна, а с ростом расстояния будет расти и ошибка. Исторический пример. Первая в мире баллистическая ракета Фау-2, с которой началась мировая ракетная техника, имела инерциальную систему управления и обладала точностью достаточной чтобы попасть в город Лондон. Не в дом в городе, не в квартал, а куда-то в город. Ее точность находилась в пределах плюс-минус 10 км, а ведь ее дальность была всего 250 км. Современные системы используют очень точное оборудование — лазерные гироскопы и оптические акселерометры. Пусть так.
Так выглядят траектории баллистического полета в зависимости от точки старта, угла бросания и скорости. Координаты точки падения зависят от координат точки старта, вектора скорости и угла полета. Их надо знать по возможности точно. Плюс сопротивление среды Чтобы ракета, двигаясь по баллистической кривой, попала из точки А в точку B, нужно точно знать координаты точки А сброса ракеты, а также её вектор скорости V, чтобы четко рассчитать весь полёт. При сбросе с самолета эти начальные параметры будут даны с погрешностями, поэтому придется корректировать траекторию полета. В наше время можно определить координаты по GPS при наличии связи! Вопрос другой - чем корректировать, ведь ракета не самолет- проблема с аэро- и газодинамическими средствами управления. У прототипа при полете управление первой ступени осуществлялось аэродинамическими поверхностями, а на второй ступени - поворотным соплом двигателя. А в нашем случае чем? В общем я хочу сказать, что наведение баллистической ракеты после сброса с самолета — задача посерьезнее, чем прицеливание с наземной пусковой установки. Не случайно же американцы отказались от проекта «Скай-болт» в 59-ом. Сейчас всё проще, и мощнейшие компьютеры на борту есть, и GPS-связь, но задача все равно сложная из-за не вполне точных исходных данных и начальных условий координат, скорости и ускорения , из-за ограниченных возможностей в аэродинамическом управлении, хотя конечно же, решаемая. Что еще? Еще приплели "коррекцию по данным спутниковой навигации и экстремальную навигацию по данным радиолокационной карты местности, получаемой бортовой радиолокационной ГСН. Ракета оснащена всепогодной головкой самонаведения" источник. Что за источник? Как говорится, без комментариев. Еще пишут, что "ракета комплекса "Кинжал" управляется на всей траектории полета". Опять мимо, опять нестыковка. После возвращения в плотные слои атмосферы и торможения, ЛА из-за громадной температуры будет окружен облаком плазмы, а плазма - это электромагнитный экран. О какой корректировке со спутников идет речь, если все внешние ЭМ-сигналы блокируются плазмой? Феномен обрыва связи при входе в атмосферу известен еще со времен космических программ "Джемини" и "Аполлон". Без предварительного сброса скорости перед входом в плотные слои атмосферы ЛА сгорит, летя с громадной скоростью и тормозясь в плотных слоях, ибо температура поверхности ракеты в результате нагрева будет порядка 3 000K. Так что это никакая не аэробаллистическая, просто баллистическая ракета основной полет в верхних слоях атмосферы, где нет сопротивления, а затем спуск к цели - да это видно невооруженным взглядом по внешнему виду ракеты Кинжала. Что имеем? В лучшем случае, с корректировками от внешнего источника, получаем 50... В футбольное поле попадем, имеем все шансы, но в форточку не влетит. А теперь, некоторые общие соображения. Почему МиГ-31? Да потому что их наклепали еще в СССР более 500 штук, а куда пристроить в эпоху "невидимок" непонятно - в современных реалиях они не хищники, а жертвы, легкая добыча для невидимок и ЗРК.
Ракета ФАУ-2 летела по баллистической траектории на расстояние около 320 км. Максимальная высота 80—90 км. После 1945 года гиперзвуковой полет в течение нескольких минут на конечном участке совершали боевые части МБР и капсулы космических аппаратов. Реактивные самолеты в 1950-х годах преодолели сверхзвуковой барьер, но уже в 1960—1970-х годах уперлись в предел скорости 3 М и высоту 25 км. При больших скоростях резко возрастало сопротивление воздуха, и истребитель с турбореактивным двигателем на уровне моря мог лететь лишь со скоростью 1—1,5 М. Скорости же 3 М можно было достичь только на высотах свыше 14 км. На помощь конструкторам летательных аппаратов пришел прямоточный воздушно-реактивный двигатель ПВРД. Американский разведчик SR-71 первый полет 22 декабря 1964 года был снабжен гибридным двигателем J58-P4. Непревзойденный рекорд скорости у земли у поверхности моря поставила советская ракета 3М-80 «Москит», принятая на вооружение в 1983 году. Она летела над водой со скоростью 2 М. Двигатель прямоточный, но тип топлива до сих пор секретен: то ли жидкое, то ли твердое. И это при том что несколько ракет 3М-80 в начале 1990-х годов были поставлены в США. В те годы мне показали роскошный цветной альбом со схемами «Москита». Но почему секретный альбом был издан на английском языке? Проблемы связи и управления К началу XXI века появились качественно новые системы ПВО, а с другой стороны — более совершенные прямоточные и ракетные с «бортовым окислителем» двигатели. Так почему крылатой ракете и самолету не полетать на гиберзвуке? В гиперзвуковом полете аппарат летит в облаке плазмы, почти полностью поглощающей излучение радиолокаторов. Таким образом, аппарат становится «невидимым» для супостата. Но с другой стороны, аппарат в режиме гиперзвука лишен связи как с наземными станциями, так и с космическим аппаратом. И что еще хуже — аппарат не может использовать бортовую радиолокационную головку самонаведения. В СССР и США уже в начале 1960-х годов спускаемые модули космических аппаратов несколько минут находились без связи — при гиперзвуковом движении при входе в атмосферу. В этом случае ракета могла управляться лишь инерционной системой типа автопилота и поэтому давала большое круговое вероятное отклонение КВО до нескольких километров. Применять такие ракеты можно было лишь по площадным целям и со спецзарядом. Для обеспечения связью и самонаведением гиперзвуковых ракет ученые разных стран за последние четверть века разработали два метода. Первый заключается в использовании в качестве антенны самой плазмы кокона. Второй способ использует бортовой генератор, создающий большой отрицательный заряд на антеннах ракеты а то и на корпусе. Этот заряд отталкивает ионизированный поток плазмы отрицательные ионы и электроны. В результате в плазменном контуре открывается «окно», через которое возможны прием и передача радиосигналов. Это окно существует небольшое время порядка доли секунды. Тем не менее за сеанс или несколько сеансов можно получить нужную информацию.