В 1863 году Островский был награждён Уваровской премией (за пьесу «Гроза») и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук. Пьеса обладает напряженной интригой и вместе с тем характерной для Островского неторопливостью развертывания событий. Юные омичи участвовали в викторине, отвечая на вопросы о личности и творчестве Островского, разыгрывали сцены из его пьес, писали рецензии на спектакли по. Островский называл эту пьесу в числе трех своих лучших произведений.
Променял свою мечту на планы отца
- В Петербурге оцифровали рукописи пьес Островского в честь 200-летия драматурга
- Выставка «Волжские пьесы А.Н. Островского»
- Непопулярный гений
- ГЛАВА XVI. ПОСЛЕДНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОСТРОВСКОГО
- Пресса о спектакле
Пьесы Островского - пьесы жизни
С горячим интересом слушать бесполезные советы дальнего родственника Нила Мамаева, притворяться отвечающим взаимностью на страстные чувства его жены Клеопатры, искать хитро закрученные пути в дом богатой вдовы Турусиной, на чьей племяннице Машеньке он планирует жениться, — все это вполне в порядке вещей для амбициозного Глумова. Вот только самоуверенный Егор Дмитрич, закручивая одну интригу за другой, забыл, что не он один такой находчивый — оказывается, все общество живет по похожим правилам, и противопоставляя себя всем этим людям, Глумов на самом деле уподоблялся им… 10 лучших книг Джейн Остин: писательница, которую отказывались печатать, прославилась только после смерти Талантливая писательница 19 столетия, одна из основоположниц реализма в английской литературе, не понятая и недооцененная современниками. Ее произведениями зачитывались и зачитываются миллионы девушек по всему миру. Фильмы по романам Джейн Остин входят в число самых популярных и любимых у представительниц прекрасного пола всех возрастов. Выбрать книгу Интересный факт: Островский начал писать пьесу в конце августа 1868 года и обещал своему другу — актеру Александринского театра Федору Бурдину — закончить ее в течение месяца.
Однако срок работы оказался чуть большим, чем предполагалось. В итоге 7 октября пьеса была дописана, а уже 1 ноября состоялась премьера. Бурдин исполнил роль Мамаева. Цитата: «Всю желчь, которая будет накипать в душе, я буду сбывать в этот дневник, а на устах останется только мед.
Один, в ночной тиши, я буду вести летопись людской пошлости. Эта рукопись не предназначается для публики, я один буду и автором, и читателем. Разве со временем, когда укреплюсь на прочном фундаменте, сделаю из нее извлечение». Издательство Московский рабочий Действие пьесы разворачивается в 70-е годы XIX столетия в небольшом губернском городке.
Там живет вдова Купавина — молодая, красивая и богатая. Ее состояние многим не дает покоя. Одной из таких «беспокойных» является Мурзавецкая, мечтающая женить на Купавиной своего беспутного племянника Аполлона, а денежки будущей родственницы прибрать к своим рукам. Для этого Меропия Давыдовна не без помощи «надежных людей», конечно же распускает слухи и подделывает документы, согласно которым покойный муж Купавиной якобы остался должен ее покойному отцу крупную сумму.
Честная и по-детски доверчивая Евлампия Николаевна готова расплатиться со всеми долгами, будь они вымышленные или настоящие. Так и удалось бы изворотливой Мурзавецкой и ее «компании» путем мошенничества прижать к стене скромную, деликатную Купавину и выдать ее замуж за пьяницу Аполлона, однако в пьесе появляется новое действующее лицо — Василий Иванович Беркутов, сосед Евлампии Николаевны. Будучи сообразительным и предприимчивым, он распутывает все ходы Мурзавецкой. И ему есть что сказать в ответ строящей козни помещице… Все книги Бориса Акунина про Эраста Фандорина за 20 лет: От «Азазель» до «Не прощаюсь» Борис Акунин подарил литературному детективному миру удивительного героя — Эраста Фандорина.
Произведения принесли автору известность и любовь читателей всего мира. Это самый масштабный цикл писателя к данному моменту и каждая книга, каждое новое расследование не похоже на предыдущее. Будучи настоятельницей Введенского Владычного монастыря в Серпухове, она занимала высокое положение в кругах московского духовенства, но в 1874 году попала под суд за попытки мошенническим путем завладеть чужим имуществом и была признана виновной. Любопытно, что эти «трофеи» не должны были предназначаться ей лично — она планировала направить их на поддержку монастыря.
Цитата: «Женщины любят думать, что они свободны и могут располагать собой, как им хочется. А на деле-то они никак и никогда не располагают собой, а располагают ими ловкие люди». Издательский союз «Андронум» Действие происходит в Москве, в доме бедной дворянки Шабловой. Младший из ее сыновей — Дормедонт — служит писарем у адвоката Маргаритова, который вместе с дочерью Людмилой снимает комнату в этом доме.
Дормедонт влюблен в Людмилу, но девушка не отвечает ему взаимностью, так как неравнодушна к его старшему брату Николаю — игроку и гуляке. Чтобы помочь ему расплатиться с карточными долгами, она готова отдать последние деньги. Из-под пера писательницы вышли более 60 детективных романов, 19 сборников рассказов, 6 психологических романов правда, их она писала под другим псевдонимом — Мэри Уэстмакотт , пьесы, автобиографические произведения. Представляем рейтинг лучших книг популярного автора.
Список книг В свою очередь, отучившийся на адвоката, но не желающий работать «за копейки» Николай волочится за хитрой и богатой вдовой Лебедкиной. Много лет назад она задолжала крупную сумму одному купцу, и сейчас он хочет вернуть свои деньги — это дело ведет как раз адвокат Марагритов, и у него под замком хранится давняя долговая расписка Лебедкиной, доступ к которой есть лишь у Людмилы. Варвара Харитоновна решает воспользоваться увлеченным ею Николаем и влюбленной в него Людмилой, чтобы выкрасть бумагу… Удастся ли это ей? Поверит ли Николай щедрым обещаниям изобретательной вдовы?
Сможет ли Людмила предать отца ради любимого? Добавим только, что финал пьесы весьма неожиданный. Интересный факт: В 1983 году вышла экранизация пьесы. Режиссером выступил Леонид Пчелкин.
Цитата: «Как хочется жить, так нельзя; а как можно, так не хочется». Издательство Нобель Пресс Бальзаминов — мелкий чиновник и очень простодушный, мечтательный, наивный как ребенок молодой человек. Его материальное положение оставляет желать лучшего, и единственным способом его поправить Михайло Дмитриевич видит выгодный брак. Согласна с ним и его мать Павла Петровна.
Чтобы подыскать вечно витающему в грезах стеснительному сыну подходящую партию, она обращается за помощью к свахе, и та предлагает подходящий вариант — флегматичную вдову Домну Евстигнеевну Белотелову, надеющуюся найти в новом муже средство от скуки. Скрытые смыслы романа «Мастер и Маргарита» Булгакова: почему вдова писателя считала роман пророческим, откуда взялся Воланд и причем тут Данте В 2021 году Россия отметила 130-летие со дня рождения Михаила Булгакова. Наш обозреватель Денис Корсаков по этому поводу вспоминает его самый знаменитый роман «Мастер и Маргарита».
Он красочно, ярко и в то же время предельно правдиво показывал те стороны национального характера, которые прежде не хотели или не решались демонстрировать другие. Жадность и мещанство состоятельных дельцов, страсть к обману и мотовству, а вместе с тем — простота и честность бедняков, которые на поверку оказываются лучше, чище и порядочнее богатеев. Гений словесности, он решительно занял в становлении русского национального театра не менее существенную роль, чем Мольер для французского, а Шекспир для английского. Он не просто сочинял пьесы, а создавал национальный репертуар, который требует разнообразия. Он оставил нам корпус из полусотни пьес всех жанров: комедии, мелодрамы, высокие драмы, исторические сочинения. А главное — сотни блестящих ролей, в которых отразил черты русского национального характера». Алла Шевелёва, театральный критик, театровед Интересно, что, выбрав довольно острую тему для своего творчества — обличение купечества и чиновников, Александр Островский вовсе не был революционером.
Ему не было интересно свержение строя — напротив, он с любопытством исследовал его, выдергивая на всеобщее обозрение комичные, нелепые, самые неприглядные и мерзкие детали. Вспомните старуху Кабанову из «Грозы», Липочку из «Свои люди — сочтемся! И во всем этом читается насмешка над жадными купцами и помещиками, не знающими ни любви, ни милосердия. Все ужасы жизненных взглядов богачей — самодурство и деспотизм, мотовство и жадность — Александр Островский показывал в повседневных конфликтах, противопоставляя им честность, моральную стойкость и чистоту, внутреннее благородство интересов и побуждений. Алла Шевелёва, театральный критик, театровед Три секрета самых известных пьес У Катерины из «Грозы» был прототип «Все лучшие произведения мои писаны мною для какого-нибудь сильного таланта и под влиянием этого таланта», — писал Александр Островский в одной из своих статей. И пьеса «Гроза» в этом отношении не стала исключением. Считается, будто автора знаменитых пьес связывали с талантливой красавицей не только платонические отношения. Островский сделал Косицкую настоящей звездой Малого театра, она была задействована во всех спектаклях по его произведениям и в большинстве из них исполняла главную роль. Любовь была замужем за артистом того же Малого театра, который, к слову, терпеть не мог Островского еще задолго до адюльтера жены. Не был свободен и сам классик.
Так что актрису он решил увековечить в пьесе.
Учащиеся вспомнили произведения русского драматурга и остановились на пьесе «Гроза». Ответив на вопросы викторины по произведению, собрали рассыпавшиеся фразеологизмы Островского, отгадали филворд. Читатели Усть-Заостровской библиотеки и участники творческого объединения «Дети Солнца» посетили спектакль театра «Галёрка» «Не всё коту масленица», поставленный в рамках регионального театрального фестиваля «Дни А.
Островского в Омске», приуроченного к 200-летнему юбилею драматурга. Перед спектаклем была проведена беседа, в ходе которой ребята узнали об основных вехах жизни автора, который навсегда изменил русский театр: о превосходном домашнем образовании и ранней страстной любви к литературе, о работе в суде, где он был свидетелем невероятных жизненных драм и наблюдал, как раскрываются удивительные человеческие типажи, о цензурных ограничениях и преследованиях, вызванных жалобами главных героев Островского — влиятельных московских купцов, о путешествии по Волге для того, чтобы изучить, как живёт родная страна, о собственной концепции театра, об одном из наиболее совершенных воплощений интереса XIX века к славянскому фольклору — стихотворной пьесе «Снегурочка», для которой написали музыку сразу два выдающихся композитора своего времени — Петр Чайковский и Николай Римский-Корсаков. В фойе театра участники мероприятия ознакомились с выставкой, посвящённой постановке пьес Александра Островского в «Галёрке». Обсуждение спектакля также вышло оживлённым.
Ребята с большим интересом отзывались об образах главных героев. Судьба матери и дочери Кругловых вызвала искреннее сопереживание и стала поводом поговорить о положении женщин в Российской империи и важности экономических прав и свобод для каждого человека и гражданина.
Но именно им, а точнее Геннадию Несчастливцеву, свойственны высокие душевные порывы, сострадание, чувство справедливости. В пьесе, казалось бы, резко нарушается единство времени.
Но первое действие пьесы имеет подзаголовок — «Вместо пролога». История о том, как Кручинина нашла своего сына, рассказанная в трёх последних актах, охватывает менее двух дней. В драматургии Островского вместилась вся Россия: её быт, её нравы, её история, её сказки, её поэзия. Источник: Островский Александр Николаевич.
К 200-летию со дня рождения Александра Островского Национальная детская библиотека Республики Коми им. Маршака проводит литературное расследование по популярной и всеми любимой пьесе писателя «Снегурочка». Пьеса-сказка «Снегурочка» — поэтичное произведение русской драматургии, основанное на русских народных сказках. А правда ли, что сюжет для своей пьесы Островский взял из русской народной сказки «Снегурочка»?
Другие биографии
- Выставка «Волжские пьесы А.Н. Островского»
- Читайте также
- Анализ пьесы «Гроза»: тема и жанр, критические статьи о произведении, споры вокруг драмы
- Глава XVI. Последние произведения островского
- Александр Островский: «Я и есть русский театр»
В Петербурге оцифровали рукописи пьес Островского в честь 200-летия драматурга
Посетители зала познакомились с творчеством Островского, прониклись его произведениями. Посетители зала познакомились с творчеством Островского, прониклись его произведениями. Пьеса Островского воспринималась как новаторская, ведь её действие разрывалось на 17 лет. Да и правильно делают, ведь Островский, как любой хороший автор, изображает героев, чьи поступки нельзя истолковать однозначно. Другие новости рубрики. 11:02 В Иванове откроется выставка "Мы — художники-реалисты ". Островский основал Артистический кружок в 1866 году, благодаря которому появилось много талантливых людей в театральном кругу.
ГЛАВА XVI. ПОСЛЕДНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОСТРОВСКОГО
Островского из собрания Музея-заповедника «Щелыково». Среди экспонатов — три работы художника Бориса Кустодиева сценография, эскизы костюмов к спектаклю «Гроза».
Ее устраивает позиция жертвы. Главная идея пьесы в том, что большинство людей считают: все в мире продается и покупается. Судьба и счастье человека зависят от количества денег. Волки и овцы Пьеса вышла в 1875 году в журнале «Отечественные заметки».
Евлампия Купавина — обеспеченная вдова. Красивейшее имение, огромные угодья, деньги — все это не дает покоя многим знакомым Купавиной. Она же мечтает о простом женском счастье — любви… «Волки и овцы» разоблачает общественные пороки. Деньги — не всегда благо, очень часто они разрушают судьбы людей. В этом произведении показана охота за богатством.
Каждый герой пытается добиться своей цели различными методами. Через три года пьеса отпразднует свое 150-летие, но она до сих пор не устарела. Островскому приписывают дар провидца. История словно написана о наших современниках. Бедность не порок Создана в 1853 году.
Тема все та же, что и во многих других произведениях Островского — влияние богатства на судьбы людей. В центре сюжета влюбленные. Люба — дочь купца, ее отец планирует выгодно выдать дочку замуж. Она же давно любит приказчика Митю. Сможет ли девушка противостоять воле отца?
Для него высокое материальное положение ничего не значит. Деньги не сделают человека лучше. Гораздо важнее чистая душа и совесть. Женитьба Бальзаминова Пьеса написана в 1861 году. Главный герой Михайло Бальзаминов — бедный чиновник.
Об этом сообщил вице-губернатор Петербурга Станислав Казарин в своем Telegram-канале. Как он уточнил, речь идет о произведениях, изданных в 20-30 годы XX века. Особую ценность представляют первые пьесы драматурга, заметил Казарин.
По его словам, оригиналы оцифровывали на профессиональном российском оборудовании — планетарных сканерах.
Что такое русский провинциальный театр 19 века? Островский, чьи пьесы ставились в двух столицах, это хорошо знал. В труппах провинциальных театров были настоящие звёзды, чья слава гремела по всей России. По разным причинам они не стремились на сцены Москвы и Петербурга, предпочитали гастрольные туры. Такова героиня Островского Кручинина.
Из пьесы мы узнаём, что она играет в основном «на юге». Что ж, на юге Российской империи были знаменитые театральные столицы: Одесса, Ростов, Киев. Блеснуть там можно было ярче, чем в Москве и Петербурге, да и заработать больше: бенефисы, ярмарки, богатые меценаты, а уж слава и успех летели впереди них. Сегодня, чтоб попасть в гильдию актёров, достаточно окончить один из многочисленных театральных вузов или прийти из другой профессии в какой-либо медийный проект. Профессия актёра весьма соблазнительна и привлекательна для многих, это вполне уважаемое и достойное занятие. А как становились актёрами и актрисами в России 150-200 лет назад?
Опустим время крепостных театров и заглянем сразу во вторую половину 19 века. Самый «бескровный» — путь из актёрской династии, это когда мать и отец — артисты императорского театра, и у их чада нет выбора: его с пелёнок обучают сценическому ремеслу, «греют» ему место, подбирают репертуар, постепенно вводят в спектакли. Конечно, существовали некоторые социальные ограничения, например, если актриса выходила замуж не в своей среде, а за кого-то «из публики», она должна была оставить профессию. Офицерам гвардии и вовсе запрещено было жениться на актрисах. На сцену попадали и незаконнорожденные дети. Если у них не было высокопоставленных родителей или покровителей, но было образование, актерская профессия — один из немногих доступных для них путей в общество.
Таков герой пьесы Островского Григорий Незнамов. У него говорящая фамилия часто, в том числе в этой пьесе, Островский использует этот приём. Он не знает своих настоящих родителей. В детстве его взяли на воспитание в купеческую семью и постоянно попрекали незаконным рождением. Он получил кое-какое образование, достаточное, чтоб стать актёром. После того, как умер его приёмный отец, а приёмная мать вторично вышла замуж, пятнадцатилетнего Григория выгнали из дома.
Он бродяжничал, озлобился, «кусался как зверь», прибился к театральной труппе, но поскольку у него не было паспорта, его по этапу отправили в Сибирь на постоянное место жительства. Григорий об этом не забыл: «Я уж ходил по этапу чуть не ребенком, и без всякой вины с моей стороны». У него по-прежнему нет документов, и его в любой момент могут снова забрать в полицию. Театр — его убежище.
Экранизации А.Островского
Предлагаем вашему вниманию самые известные произведения Александра Николаевича Островского из фондов Центральной библиотеки. Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским. «Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году. Фестиваль «Островский в доме Островского» показывает, что традиционный аутентичный подход к его произведениям нисколько не устарел. Вот поэтому произведения Островского актуальны сегодня и наверняка не утратят своей значимости и в будущем. Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Замысел произведения появился у писателя в середине лета, а 9 октября 1859 года работа уже была окончена.
От Островского – к пониманию мира
Центральная городская библиотека предлагает вашему вниманию видеообзор «Женские судьбы в пьесах А.Н. Островского». В 1879 году Островский написал одно из самых известных своих произведений – пьесу "Бесприданница", фабулу которой позаимствовал из уголовной хроники. Читайте последние новости на тему пьесы островского в ленте новостей на сайте Аргументы недели. В этом году отмечается не только 200 лет со дня рождения драматурга А. Н. Островского, юбилярами являются и несколько его произведений.
В помощь школьнику. 10 класс. А. Н. Островский. «Гроза» (1859)
Самсон Силыч прошел большой трудный путь из крестьян в купцы. Он упрям, эгоистичен, молчалив, когда выпьет ведет себя агрессивно. Он решает провернуть аферу: не желая выплачивать долги, решает объявить себя банкротом и чтобы власти не арестовали дом и лавки — переписывает все на своего приказчика Подхалюзина. Обожает свою единственную 18-летнюю дочь Липочку и боится мужа-самодура. Малообразованная, мягкая, терпеливая женщина. Она хочет казаться строгой матерью, но на самом деле, не имеет на дочь никакого влияния.
Избалованная Липочка неуважительно относится к своей матери, хамит и не прислушивается к ее просьбам. Частые ссоры с дочерью заканчиваются слезами и Аграфена Кондратьевна готова купить ей любые украшения, лишь бы та не плакала. Иллюстрация П. Молодой самовлюбленный человек купеческого звания, мечтающий зажить «по-господски», с размахом. Стремясь подражать аристократам, он окружил себя роскошью, во всем ревностно следует моде, пытается учиться петь и писать стихи.
Не зная иностранного языка, он все же выписал журнал на французском. Но такой образ жизни с большим трудом дается глупому бездельнику... Брачные услуги Устиньи Наумовны востребованы в городе: целыми днями они ищет женихов и невест. Она гордо называет себя чиновницей 14-го ранга, имя в виду, что она жена коллежского регистратора —низшего гражданского чина в России. Хитра, умет польстить, войти в доверие.
Ради выгоды она готова обмануть клиентов и не сдержать обещание. Мелкий чиновник, большой мечтатель и романтик, по-детски добр, наивен и простодушен. Единственным талантом этого «никчемного», казалось бы, человека — это его замечательная способность улетать далеко от реалий и грезить. Белобрысый, худенький и невысокий Миша, в своих фантазиях видит себя полным, высокого роста брюнетом. Робкий по натуре, он при любом строгом взгляде «вздрагивает и конфузится», но легко может представить себя бравым офицером и даже царем.
Одна из его грез — женитьба на богатой невесте. Трижды он оказывается близок к исполнению желаний, и трижды судьба смеется над ним. Дородная, флегматичная, Домна Евстигнеевна представляет собой идеал купчихи. Она окружена прихлебательницами и прибывая в состоянии безмятежной лени и скуки и даже говорит медленно, с расстановкой. Единственное развлечение — вкусно поесть, выпить и послушать местные сплетни.
Она добродушна, наивна, неумна. Мечтая выйти вновь замуж, Белотелова обращается к свахе. Долгожданным женихом оказывается Мишенька Бальзаминов, уже почти потерявший надежды на богатую женитьбу, и вот, наконец-то, сватовство состоялось! Из фондов ГЦТМ им. Иллюстрация В.
На выезде из города находится главная площадь, налево — дом городничего Серапиона Мардарьича Градобоева, направо — арестантская с железными решетками на окнах. Недалеко — дом именитого купца Павлина Павлиныча Курослепова. Вдоль набережной Волги разбит городской сад с бульваром, для прогулок жителей после воскресной службы в церкви. Торговые ряды гостиного двора и рынок — самые посещаемые места города. На окраине Калинова находятся постройки заброшенного, начинающего разрушаться монастыря, на стенах которого сохранились еще старинные фрески.
Вид с крутого берега на широкую реку открывается необыкновенно красивый, но жизнь калиновцев проходит «за запорами и засовами, да за глухими заборами». Город не зря назван Калинов — белые цветы кустарника очень красивы, а красные ягоды, хоть и привлекательны на вид, но обладают горьким вкусом... В Калинове происходит действие пьес «Гроза» и «Горячее сердце». В нескольких верстах от города расположены усадьбы Гурмыжской «Лес» и Купавиной «Волки и овцы». Городской бульвар.
Эскиз декорации к спектаклю «Гроза» Александринского театра. Художник А.
Ребята узнали о пьесе, которая первой попала на театральные подмостки, хотя до неё писателем было написано достаточно много, и наоборот, которую из пьес разрешили поставить в театре лишь десять лет спустя после её написания. При этом учащимся не только рассказывали об этом, но и показывали фрагменты пьес, которые были подготовлены библиотекарями и участниками клуба «В гостях у муз». В общем, скучать ребятам не пришлось. А в конце, фотографировались рядом с героями пьес Александра Николаевича Островского.
Впервые поставить спектакль по мотивам пьесы «Свои люди — сочтемся» удалось лишь 12 лет спустя, но в сокращенном виде. И только за пять лет до смерти, в 1881 году, Островский смог в полном объеме увидеть свой шедевр на сцене частного театра. О пьесе, ставшей первой в творчестве Островского, не забывают и сегодня. Спектакль, поставленный по произведению «Свои люди — сочтемся», идет на сцене Малого театра в Москве с 1996 года, а также на сценах Российского академического молодежного театра и театра «ФЭСТ». Драматургия Островского, изменившая театр Александр Островский с самого начала хотел изменить театр, сделать его ближе к народу. В своих постановках он решительно отказывался от эффектных сценических приемов, которые тогда пользовались популярность у публики. Впервые героями стали не исторические деятели и дворяне, а самые обыкновенные люди с невысокими страстями и проблемами, о которых было не принято говорить в приличном обществе. Имя этого драматурга много значит для меня лично и для Губернского театра. Десять лет назад первой премьерой нашего молодого театра стала моя постановка «Нашла коса на камень» по произведениям Островского. То есть, наш театр впервые заговорил со зрителем словами этого великого драматурга. Затем в репертуаре появился спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» — восстановленная версия легендарной постановки Олега Табакова. Островский — великий автор, он писал о нас с вами, его пьесы — вне времени», — сообщил художественный руководитель Московского Губернского театра Сергей Безруков. Драматург первым разглядел и сумел показать другим, что любить, страдать, совершать подвиги, ошибки могут не только представители высшего сословия, но и люди низкого происхождения. Так проявилась основная тема произведений Островского — повседневная жизнь, складывающаяся из незаметных, непримечательных событий и фактов. Именно этот принцип много лет спустя продолжит развивать Антон Павлович Чехов, который также стремился раскрыть жизнь обычных людей. Вы не найдете ни одного отечественного театра, в репертуаре которого всегда не было бы хотя бы одной пьесы Островского. Именно с Александра Николаевича начался современный русский театр. Именно он обратил взор россиян на повседневную жизнь нации, на жизнь простолюдина и обывателя, на жизнь столицы и провинции, на нравы, устои и законы русского социума», — поделился художественный руководитель Московского Нового драматического театра Вячеслав Долгачев. Александру Островскому удалось изменить эстетику театрального зрелища, которая постепенно прижилась в сознании зрителей, привыкших к поверхностным текстам и напыщенным костюмированным постановкам. Зрители ошеломленно и восторженно воспринимали звучание родной речи, живой и узнаваемой. Его героини вместо пышных платьев носили ситцевые, а герои ели селедку и причмокивали во время застольных бесед. Несмотря на явный успех постановок театральному начальству в лице цензоров и критиков не нравились пьесы Островского. В его адрес звучали такие высказывания, как: «российская сцена просто провоняла от полушубков Островского». Однако его пьесы охотно ставили, ведь они приносили театрам хороший доход.
Действие 4 события разворачиваются спустя 10 дней после третьего действия. Тихон уже вернулся. Жители города гуляют по галерее с видом на Волгу. Видно, что надвигается гроза. На стенах разрушенной галереи можно различить очертания картины геенны огненной, изображение битвы под Литвой. Кулигин и Дикой разговаривают на повышенных тонах. Кулигин воодушевлённо рассказывает о благом деле для всех, просит Савела Прокофьевича помочь ему. Дикой отказывает достаточно грубо: «так знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Он не понимает ценности изобретения Кулигина, а именно громоотвода, с помощью которого можно будет получать электричество. Все уходят, сцена пуста. Вновь слышен раскат грома. Катерина всё больше предчувствует, что скоро умрёт. Кабанов, замечая странное поведение жены, недоумевает. Под напором матери шутя просит Катерину покаяться во всех грехах, но этот разговор быстро заканчивает Варвара. Из толпы выходит Борис, здоровается с Тихоном. Катерина бледнеет ещё больше. Кабаниха может что-то заподозрить, поэтому Варвара подаёт сигнал Борису, чтобы тот ушёл. Кулигин призывает не бояться стихии, ведь убивает не она, а благодать. Тем не менее жители продолжают обсуждать надвигающуюся бурю, которая «даром не пройдёт». Катя говорит мужу, что сегодня её убьёт гроза. Ни Варвара, ни Тихон не понимают внутренних мучений Катерины. Варвара советует успокоиться и помолиться, а Тихон предлагает пойти домой. Появляется Барыня, обращается к Кате со словами: «Куда прячешься, глупая? От Бога не уйдёшь! Да скорей! Говорит, что все те десять дней, когда мужа не было дома, Катя тайно встречалась с Борисом. Не могу я больше терпеть! Грешна я перед богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь? А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому…» Действие 5 Кабанов и Кулигин обсуждают признание Катерины. Тихон обвиняет мать, которая хочет закопать Катю живьём. Кабанов мог бы простить жену, но боится гнева матери. Семья Кабановых рассыпалась окончательно: даже Варвара сбежала с Кудряшом. Мечется тоже, плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали,— молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите, делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет. Хороший он человек, сударь. Все отправляются на поиски Катерины. Катерина на сцене одна. Она думает, что погубила и себя, и Бориса. Катя не видит причин жить дальше, просит прощения и зовёт возлюбленного. Борис пришёл на зов девушки, он нежен и ласков с ней. Но Борису нужно уезжать в Сибирь, а Катю он взять с собой не может. Девушка просит его подавать милостыню нуждающимся и молиться за свою душу, убеждая, что не задумала ничего плохого. Ну, вот и поплакали вместе, привел бог. Ты не забыл меня?
10 лучших книг Александра Островского: «Гроза», «Бесприданница» и «Свои люди — сочтемся»
Данное творение произвело на слушателей большое впечатление, а сам профессор предрек начинающему писателю славу. Правда вот цензор дал отрицательный отзыв о пьесе, и на этом основании ее запретили к постановке. Лишь спустя 8 лет, после некоторых цензурных изъятий, пьесу разрешили ставить. А спустя год автор вторично напечатал ее в журнале «Современник», внеся ряд поправок и изменив название пьесы на «Семейную картину». В 1849 году Островский написал комедию в четырех действиях «Свои люди — сочтемся». Впервые пьесу прочитали публично в доме историка М. Погодина, где среди приглашенных был Н. Тогда вся московская интеллигенция заговорила о данном произведении как о чем-то невероятном. Но вот многие влиятельные московские купцы не были в восторге от прочитанного. Пьеса «Свои люди — сочтемся» доставила драматургу немало хлопот Обидевшись на писателя за реалистичность и остроту его произведения, они пожаловались самому Николаю I. В 1850 году императором была запрещена постановка пьесы, а также ее переиздание.
Помимо этого, государь установил за автором полицейский надзор, а в начале 1851 года Островского уволили со службы. Но драматург нашел работу по душе в одном из московских журналов — «Москвитянин». Театральные постановки В 1852 году Александр Николаевич сочинил пьесу «Не в свои сани не садись». Именно это произведение Островского впервые поставили на сцене Малого театра. Причем Александр Николаевич не только отдал текст даром, но и помогал артистам понять их персонажей. К слову, во время этих репетиций драматург подружился с актером Провом Садовским, которому позже посвятил пьесу «Бедность не порок» 1853. Эта пьеса стала последней опубликованной в «Москвитянине». По причине малых заработков и неурядиц с редакторами Островский уволился из издания и перешел в петербургский журнал «Современник». Александр Николаевич на репетиции с актерами Малого театра Летом 1856 года Островский отправился в этнографическую экспедицию по Волге, побывав во многих русских городах. Там писатель описывал быт и обычаи местных жителей.
Во время этой поездки драматург записывал интересные истории местных купцов, одна из которых стала основой пьесы «Не сошлись характерами». В 1859 году драматург написал пьесу «Гроза», которая принесла ему широкую известность. В данном произведении автор выразил свое разочарование в патриархальной России и славянофильских утопиях.
Она давно уже скучает в глухом лесу, поэтом родители решают отправить дочь к людям, в слободу Берендеевку. Девушка настолько красива, что ее великолепие сводит с ума всех юношей. Сможет ли кто-то растопить холодное сердце Снегурочки, и чем закончится эта романтическая история? Пьеса резко выделяется из произведений Островского. Тема необычна для его творчества — личная драма и любовные переживания. Бесприданница На создание пьесы Островский потратил четыре года 1874—1878. Она обрела популярность после смерти автора.
Это история девушки Ларисы, бесприданницы. Она красива и умна. Мать надеется, что сумеет выдать ее замуж за богатого, но все портит один только факт — бедность. Она отпугивает потенциальных женихов. В этой пьесе Александр Николаевич затрагивает не только социальные, но и психологические проблемы. Критики и обычные читатели восприняли ее довольно резко. Люди не были готовы к смелым идеям Островского. Он явно продемонстрировал, что миром правят деньги, и богатые вольны распоряжаться судьбами менее удачливых, зависимых от них людей. Гроза Островский написал пьесу в 1859 году, после путешествия по России. Его поразила удушающая атмосфера маленьких городов, где противились всему новому.
Главная героиня Катерина замужем за маменькиным сынком. Тихон — неплохой человек, но характер у него очень слабый. Его мать купчиха Марфа Кабанова плохо относится к Катерине, тиранит ее. Девушка пытается найти выход из сложившейся ситуации… «Гроза» — это мир жестокости и страха. Большинство его обитателей необразованные. Они расчетливые и жестокие, не готовы к переменам. Здесь нет места личностям искренним и одухотворенным, но выбор есть в любой ситуации.
Ребята не только узнали интересные биографические факты, но и расширили свои знания об А. Островском как драматурге. Учащиеся вспомнили произведения русского драматурга и остановились на пьесе «Гроза». Ответив на вопросы викторины по произведению, собрали рассыпавшиеся фразеологизмы Островского, отгадали филворд. Читатели Усть-Заостровской библиотеки и участники творческого объединения «Дети Солнца» посетили спектакль театра «Галёрка» «Не всё коту масленица», поставленный в рамках регионального театрального фестиваля «Дни А. Островского в Омске», приуроченного к 200-летнему юбилею драматурга. Перед спектаклем была проведена беседа, в ходе которой ребята узнали об основных вехах жизни автора, который навсегда изменил русский театр: о превосходном домашнем образовании и ранней страстной любви к литературе, о работе в суде, где он был свидетелем невероятных жизненных драм и наблюдал, как раскрываются удивительные человеческие типажи, о цензурных ограничениях и преследованиях, вызванных жалобами главных героев Островского — влиятельных московских купцов, о путешествии по Волге для того, чтобы изучить, как живёт родная страна, о собственной концепции театра, об одном из наиболее совершенных воплощений интереса XIX века к славянскому фольклору — стихотворной пьесе «Снегурочка», для которой написали музыку сразу два выдающихся композитора своего времени — Петр Чайковский и Николай Римский-Корсаков. В фойе театра участники мероприятия ознакомились с выставкой, посвящённой постановке пьес Александра Островского в «Галёрке». Обсуждение спектакля также вышло оживлённым.
В 1859 году драматург написал пьесу «Гроза», которая принесла ему широкую известность. В данном произведении автор выразил свое разочарование в патриархальной России и славянофильских утопиях. К слову, в 1863 году за эту пьесу Александр Николаевич был награжден Уваровской премией, которую вручали за сочинения по русской истории. Он был председателем «Общества драматических русских писателей» и создателем его устава. Он помогал советами актерам, защищал авторские права своих коллег и требовал наказания для театров, ставящих пьесы без разрешения авторов. Невзирая на занятость, Островский всегда изучал произведения, которые ему присылали начинающие авторы, и каждому он писал ответ, иногда растягивая его на десяток и более страниц. В ответном письме он давал не только свою оценку, но и указывал на достоинства творения и его недостатки, которые требуют устранения. Он был настоящим авторитетом в сценическом искусстве. В 1919 году у входа в Малый театр был установлен памятник великому драматургу Александру Островскому Александр Островский написал 47 пьес, и все они были поставлены на сцене Малого театра. Самые известные его произведения — «Гроза», «Бесприданница», «Лес» и «Снегурочка». С 1853 года и по сей день пьесы этого великого драматурга являются основой репертуаров многих русских театров. А Малый театр получил неофициальное название «Дом Островского». Уже посмертно, в 1919 году, у входа в этот театр был установлен памятник А. Личная жизнь По мнению современников драматурга, его отношение к противоположному полу было лишено всякой романтики. Первой любовью писателя стала Агафья Ивановна, с которой он познакомился в 1846 году. Она жила неподалеку от дома Александра Николаевича, и он ходил к ней в гости. Агафья не умела ни читать, ни писать, поэтому в свое свободное время драматург обучал ее грамоте. Но, несмотря на отсутствие грамотности у девушки, Островский всегда читал ей свои творения, прислушивался к ее мнению и всегда вносил правки, которые она советовала. Вопреки воле отца и без венчания в церкви, драматург женился на мещанке Агафье Ивановне и прожил с ней около 20 лет Когда отец узнал про «дружбу» сына с этой девушкой, он пригрозил лишить его наследства, если отношения зайдут далеко. И хоть Александр Николаевич не хотел жениться на девушке, но вскоре они начали жить вместе, так как Агафья оказалась беременной. Пара не венчалась, так как драматург рассчитывал найти женщину своего круга. Через год у них родился сын Алексей, а со временем еще трое детей. Но все, кроме старшего, умерли в раннем детстве. Во время репетиций в театре драматург всерьез увлекся актрисой Любовью Никулиной-Косицкой Во время работы над постановкой «Не в свои сани не садись» драматург всерьез увлекся театральной актрисой Любовью Никулиной-Косицкой.
Драматургия вне времени: как Александр Островский изменил русский театр
Первой любовью писателя стала Агафья Ивановна, с которой он познакомился в 1846 году. Она жила неподалеку от дома Александра Николаевича, и он ходил к ней в гости. Агафья не умела ни читать, ни писать, поэтому в свое свободное время драматург обучал ее грамоте. Но, несмотря на отсутствие грамотности у девушки, Островский всегда читал ей свои творения, прислушивался к ее мнению и всегда вносил правки, которые она советовала. Вопреки воле отца и без венчания в церкви, драматург женился на мещанке Агафье Ивановне и прожил с ней около 20 лет Когда отец узнал про «дружбу» сына с этой девушкой, он пригрозил лишить его наследства, если отношения зайдут далеко. И хоть Александр Николаевич не хотел жениться на девушке, но вскоре они начали жить вместе, так как Агафья оказалась беременной. Пара не венчалась, так как драматург рассчитывал найти женщину своего круга. Через год у них родился сын Алексей, а со временем еще трое детей. Но все, кроме старшего, умерли в раннем детстве. Во время репетиций в театре драматург всерьез увлекся актрисой Любовью Никулиной-Косицкой Во время работы над постановкой «Не в свои сани не садись» драматург всерьез увлекся театральной актрисой Любовью Никулиной-Косицкой. И хотя она не ответила Островскому взаимностью, их связала крепкая дружба, которая длилась до самой кончины артистки.
Любовь Павловна играла в 9 постановках Островского. К слову, именно с нее драматург писал образ Катерины из драмы «Гроза». Агафья знала об увлечении Островского актрисой, но достойно справилась с этим. Впрочем, драматург сохранил нежное отношение к супруге до конца ее дней. Агафья и Любовь ушли из жизни с разницей в год. С Марией Васильевой Бахметьевой Александр Островский обвенчался спустя 2 года после кончины первой супруги После смерти супруги писатель вновь сочетался узами брака, на этот раз уже обвенчавшись в церкви. Его избранницей стала еще одна актриса Малого Театра — Мария Васильева Бахметьева , с которой Александр Николаевич познакомился в 1862 году. Они часто пересекались в театре, а летом уезжали в поместье Щелыково, где принимали гостей и устраивали для них творческие вечера. Говорят, что Агафья знала и об этом увлечении мужа. В браке Марии и Александра родилось 6 детей.
А в продолжении темы предлагаем узнать, какие 10 культовых пьес нужно знать, чтобы выглядеть культурным человеком и бывалым театралом. Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:.
Островского литературная гостиная «По страницам пьес А. Александр Николаевич Островский — великий русский писатель и драматург, автор сорока семи оригинальных пьес, создатель русского национального театра. Он мастер всех драматических жанров: комедии, драмы, трагедии.
Островский считал, что с этим произведением он выходит на новую дорогу в русской драматургии. Поэтому он высоко ценил свою весеннюю сказку и ревниво относился к отзывам о ней.
Стихи весенней сказки долго бродили в душе писателя. Духовное обращение А. Островского к стране мудрых и добрых берендеев началось ещё в юности, когда в апреле 1848 г. Путь лежал через древние русские города Переяславль-Залесский, Ростов, Ярославль, который продолжался целую неделю. Будущий драматург свои впечатления описал в путевом дневнике, который стал своеобразной прелюдией к сказке. Записи свидетельствуют, что Островский внимательно прислушивался и присматривался к народному миру. Возможно, что именно здесь он услышал легенду о берендеях. Недалеко от Переславль-Залесского находилось знаменитое Берендеево болото, в центре которого на острове, сохранились остатки какого-то древнего городища.
В народном предании рассказывалось о том, что на месте болота существовало царство счастливых берендеев, управляемое умным и добрым царем. А живописная природа родовой усадьбы Щелыково, которую впоследствии посещал драматург каждый год, в мифологическом облике в полной мере предстанет в весенней сказке Снегурочка. Островский здесь совершал частые прогулки по окрестностям. И естественно, пройдя через творческую фантазию писателя, они стали средой его произведения. Весеннюю сказку А. Островский растил в своей душе более двадцати лет. Сестра драматурга вспоминала, что писатель был влюблен в щелыковскую весну. Лучшие замыслы его создавались во время деревенского отдыха, среди русской природы.
Весна боится ссориться с Морозом ради дочери и вынуждена терпеть все. Рассержено и само «ревнивое» Солнце. Поэтому и зовёт Весна всех птиц согреться пляской, как поступают и сами люди в холода. Но только начинается веселье — хоры птиц и их пляски, — как поднимается вьюга. Весна прячет птиц в кусты до нового утра и обещает их согреть.
Тем временем из лесу выходит Мороз и напоминает Весне, что у них есть общее дитя. Каждый из родителей по-своему заботится о Снегурочке. Мороз хочет спрятать её в лесу, чтобы жила она среди послушных зверей в лесном терему. Весна хочет другого будущего для дочки: чтобы жила она среди людей, среди весёлых подруг и ребят, играющих и пляшущих до полуночи. Мирная встреча переходит в cпop.
Мороз знает, что бог Солнца берендеев, горячий Ярило, поклялся погубить Снегурочку. Как только в её сердце зажжётся огонь любви, он растопит её. Весна не верит. После ссоры Мороз предлагает отдать их дочь на воспитание к бездетному Бобылю в слободку, там и парни вряд ли будут обращать внимание на их Снегурочку. Весна соглашается.
Снегурочка Островский А. Мороз вызывает из лесу Снегурочку и спрашивает, не хочет ли она жить с людьми. Снегурочка признается, что давно тоскует по девичьим песням и хороводам, что нравятся ей песни молоденького пастуха Леля. Это особенно пугает отца, и он наказывает Снегурочке больше всего на свете остерегаться Леля, в котором живут «палящие лучи» Солнца. Расставаясь с дочкой, Мороз поручает заботу о ней своим «лешуткам» лесным.
И, наконец, уступает место Весне. Начинаются народные гулянья — проводы Масленицы. Берендеи песнями встречают приход Весны. Пошёл Бобыль в лес за дровами и видит Снегурочку, одетую, как боярышня.
Выставка «Волжские пьесы А.Н. Островского»
Читать онлайн бесплатно и без регистрации полностью (целиком) все книги автора Александр Николаевич Островский на сайте электронной библиотеки «LibCat». Предлагаем вашему вниманию самые известные произведения Александра Николаевича Островского из фондов Центральной библиотеки. Лучшие произведения Александра Островского: топ-10 по версии КП. Островский называл эту пьесу в числе трех своих лучших произведений.
Пьесы Островского - пьесы жизни
Александр Николаевич Островский (1823-1886) — русский драматург, член-корреспондент Петербургской АН (1863). Наиболее известные произведения: «Гроза» (1859). Громкое чтение отрывков из пьесы «Гроза» «Читаем А.Н. Островского». Произведения Островского привлекают не только театральных и кинорежиссеров, но и художников-иллюстраторов, стремящихся воплотить сюжеты Островского на страницах книг. что он пишет саму жизнь! Александр Николаевич Островский – великий русский писатель и драматург, автор сорока семи оригинальных пьес, создатель русского национального театра.