В школах изменится преподавание истории: В 11 классе выпускники будут подробно осваивать блок, посвященный событиям второй половины 20 века. + читать дальше на Поступи онлайн. «Критика показала, насколько велик разброс мнений и точек зрения, — отметил Председатель Госдумы, — именно поэтому так важно придерживаться профессионального и научного подхода в изучении и преподавании истории в школе». Образование - 21 апреля 2022 - Новости Тюмени - Преподавание истории уже с 1-го класса может потребовать переформатирования школьной программы, изменения учебников и переквалификации педагогов, отметили опрошенные «Известиями» эксперты. Преподавание истории в школах нужно сделать интересным и неформальным, уйти от "зазубривания", тогда молодежь будет хорошо разбираться в истории и сумеет отличать фейки от правды.
Минобразования приняло новую концепцию преподавания истории: что изменилось
Сейчас школьники начинают изучать этот предмет с пятого класса. Министр просвещения Сергей Кравцов уточнил, что с первого класса в школах будут проходить уроки об историческом просвещении в рамках предмета «Окружающий мир». Что еще известно: В конце марта помощник президента России Владимир Мединский предложил ввести в российских школах обязательную утреннюю молитву.
Телефон Обращение Документ Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.
Она добавила, что Южный федеральный университет уже начал работу над учебником по истории казачества. Это, пояснила ректор, федеральный проект.
В рамках конференции пленарные заседания, сессии и круглые столы прошли сразу на нескольких площадках университета. На них обсудили методики преподавания истории в школе, историю родного края и популяризацию исторического знания.
Гродекова состоялась презентация тематического номера журнала «Преподавание истории в школе», входящего в перечень ВАК РФ. Актуальная тема номера — «Хабаровский процесс 1949 г. Он стал вкладом хабаровских учёных, преподавателей и учителей истории, сотрудников архива и музеев в решение одноименного международного форума, состоявшегося в Хабаровске в сентябре 2021 года о «разработке учебной и учебно-методической литературы, посвященной Хабаровскому процессу и его итогам, преступлениям против человечности и преступным планам японских милитаристов в годы Второй мировой войны» и «использованию этих материалов в учебной и воспитательной работе образовательных организаций высшего, среднего профессионального и среднего образования».
Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- О проблемах преподавания истории в школе - 9 Августа 2022 - "Агинская правда"
- Минпросвещения России введет уроки в школах истории с первого класса
- Принята новая концепция преподавания истории России в школах
- Учитель года Дмитрий Лутовинов рассказал об интересных способах преподавания истории в школе
- Ребенок опух от дат, а историю не знает. Учитель Леонид Кацва — о том, как учить ее по-другому
Преподаванием истории в российских школах недовольны во всем мире
С 2014 года основные методологические и содержательные подходы к преподаванию истории России определяются созданной по поручению Президента РФ Владимира Путина Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории Концепция УМК 2014 года и входящим в её состав Историко-культурным стандартом. Их разработка и внедрение стали важным шагом в развитии системы образования России. При этом анализ реализации Концепции УМК 2014 года за период с 2014 по 2019 год, проведённый рабочей группой РИО с использованием результатов Национального исследования качества образования 2016 года, продемонстрировал сохранение ряда проблем, решение которых позволит существенно улучшить качество преподавания истории России в школах. Работа над совершенствованием Концепции длилась больше года, активное участие в ней принимали как Министерство просвещения РФ, Рособрнадзор, Российское историческое общество, ФИПИ, так и сами педагоги — Ассоциация учителей истории и обществознания провела специальный опрос учителей. В результате ведущим отечественным историкам удалось сформировать новый документ, ядром которого является доказавший свою эффективность Историко-культурный стандарт. В число ключевых нововведений вошли, в частности: Распространение линейного принципа преподавания истории применяемого согласно Концепции УМК 2014 года в 6—10-х классах на всю старшую школу. Распределение сложного и объёмного материала по истории XX века на 10—11 классы позволит логично выстроить преподавание, распределить объём дидактических единиц и синхронизировать отечественную историю со всемирной. Авторы документа считают необходимым исключить из обязательной части учебных планов 10—11-го классов курс «Россия в мире» и рекомендовать его в качестве курса по выбору образовательных организаций при углублённом изучении гуманитарных и общественно-научных предметов. Осуществление согласования и гармонизации курсов региональной истории с обязательным курсом «История России», а также совершенствование механизмов экспертизы пособий по региональной истории.
Конечно, это пойдет и дальше, но главная цель — это дети. Им нужно залезть в головы маленьких детей. Это вряд ли выйдет, но они этого хотят», — выразил надежду Сванидзе. Мнение профессора кафедры истории и политологии Донского государственного технического университета Владимира Трута «Это непростой вопрос [о преподавании истории в первых классах], потому что это касается не столько целесообразности, сколько подачи. При грамотной постановке его можно решить, если подать это в художественно-исторической форме, что-то вроде сказаний, но методически продуманных. Чтобы детям было интересно, но при этом они усвоили, пусть на самом примитивном уровне», — сказал Трут RTVI. Далее сложность материала и подачи можно увеличивать, чтобы дети сами научились задавать вопросы и делать выводы, добавил он. Уроки истории должны быть одним из «главных рычагов формирования подлинного научного и гражданского мировоззрения» у детей, считает преподаватель. Чтобы избежать «перекосов» в преподавании истории для младших классов, нужно подавать их не только в доступной форме, но и, желательно, без оценки, пояснил Трут. По его мнению, критический подход должен быть сформирован уже к средней школе. Если вы сомневаетесь, стремитесь к самостоятельному анализу, для этого есть все условия. Но есть и другая, большая проблема — это когда педагоги сами не знают историю, а преподают ее. И если это думающий ученик, он сразу поймет это», — заметил Трут.
Два замечания. Первое — что подразумевает наше конкретное государство под историей? Второе — ситуация, в которой решение о преподавании истории принимается. Государству в принципе не нужна история как предмет, чтобы гнуть свою линию в школах. Школы и учителя — максимально лояльная и управляемая категория бюджетников. И от того, что появится «история» в начальной школе в «патриотическом» воспитании детей ничего принципиально не изменится, — считает журналист, историк по образованию Екатерина Петрова. Сомнения высказывают и школьные учителя истории. Пока нет какой-то конкретики — рано говорить. Мне кажется, у нас и так полно предметов, которые плохо усваиваются. Та же история для учеников 9-х классов не нужна, пока они не решаются сдавать экзамен для поступления. Хотя в 1-м классе мотивация у детей, возможно, выше, но зачем это нужно и стоит ли тратить на это время — я не знаю. Если это будет какой-то курс, посвященный истории семьи и исследованиям, которые они могут провести, то возможно сделать это в рамках какого-то предмета. И то один-два урока, — говорит учитель истории Герман Хайдуков. Нужно ли изучать историю с первого класса?
Казалось бы, более широкое изучение мировой истории — это хорошее дело. Но такое изменение вряд ли приведет к тому, что уроков, отводимых на историю, станет больше. А это значит, что ученики просто будут меньше знать об истории России, которую надо знать обязательно, и истории Европы, с которой Россия связана множеством цивилизационных связей, от общей культуры до общей религии — христианства. Безусловно, изучение истории Индии, Китая или Мезоамерики — дело полезное и расширяющее кругозор. Но какой в этом прок, если школьники не будут знать, как образовалось национальное русское государство или какие реформы проводили Петр I и Александр II. Не кажется ли, что русская история несколько важнее истории стран Азии и Африки? Непонятным остается и вопрос: в какую сторону будет расширено преподавание всеобщей истории. Если в сторону Европы, то это одно. Если школьникам придется изучать прошлое далеких континентов — это совсем иное. Ведь различные мировые регионы оказывали на ход исторического процесса абсолютно разное воздействие. Если, например, Древняя Греция и Древний Рим — это основополагающие цивилизации мировой истории, то знания о Большом Зимбабве не дадут ученикам никакой полезной информации.
Путин призвал внимательнее выстраивать преподавание истории России в школах и вузах
Это не значит: «сфальсифицировано» хотя и такое встречается сплошь и рядом в мемориальных конструктах , но это значит: упрощено и схематизировано. История же как наука ставит перед собой совершенно иные задачи. Она отвечает на этически нейтральные вопросы: «Что было? Школьный курс истории представляет собой микст из истории как беспристрастной науки и исторической памяти как пристрастного «воспитательного нарратива». Но вот вузовский курс истории должен быть, на мой взгляд, сугубо научным, а не «идейно-воспитательным». Однако, как мы прекрасно знаем, преподаватели истории в вузах, согласно гос.
Просто идейные установки везде разные. Но стремление заставить преподавателя непременно «промыть студенту мозг» возникает у государства, независимо от того, как оно себя именует или как его аттестуют политологи. В США тоже есть нечто подобное нашим Федеральным государственным образовательным стандартам. Правда, на уровне штатов, а не США в целом. Впрочем, принципиально это мало чем отличается от российской модели, если вспомнить, что state штат — в переводе означает «государство».
И вот что, например, там предписывается «вставлять» в головы студентам: «Студенты будут изучать Русскую революцию и развитие Советской идеологии, а также национализм при Ленине и Сталине». Что такое «национализм» при Ленине, главной целью которого, как известно, была скорейшая мировая революция, и почему авторы данного пассажа решили именно национализм сделать ключевым элементом советской идеологии эпохи Ленина, для меня остаётся загадкой. Ясно, что добросовестный университетский профессор истории должен будет по возможности просто проигнорировать этот «стандарт». А вот и «ненавязчивый евро-атлантический патриотизм» как ещё одна стандартизированная директива: «Студенты будут изучать роль ООН, НАТО, Евросоюза, негосударственных организаций и усилия по созданию коалиций, развивающих международное сотрудничество для разрешения конфликтов и иных проблем. Студенты также будут изучать степень, до которой эти усилия были успешными».
Обратите внимание — вариант рассмотрения мотивов действий указанных структур не как априори ориентированных на мир и международное сотрудничество, «стандартом» не предусмотрен. Допускается лишь обсудить вопрос о том, удалась та или иная «мирная инициатива» или нет. И далее: «Студенты будут изучать одну организацию и одну международную акцию, которые стремились решить проблемы окружающей среды, включая Киотский протокол». Вопрос о целесообразности и эффективности Киотского протокола, как мы видим, не ставится. Ну, и само собой, куда же без «глобальной безопасности»: «Студенты будут изучать угрозы глобальной безопасности, такие, как международная торговля оружием например, химическим, биологическим и ядерным , распространение ядерного оружия, кибернетические войны и терроризм, включая дискуссию о событиях 11 сентября 2001 г.
А вот еще одна цитата, которую вполне можно охарактеризовать как державно-патриотическую: «В ответ на Вторую мировую войну и Холокост США сыграли главную роль major role в усилиях по предотвращению таких человеческих страданий в будущем». Сомнение в этой исторической заведомо небесспорной гипотезе, как мы видим, нью-йоркскими образовательными стандартами не предусматривается. Одним словом, проблема попыток идейно-воспитательного диктата государства по отношению к историческому образованию в вузах актуальна сегодня не только для России. В результате были народные герои — Болотников, Пугачев, Радищев, декабристы, парижские коммунары и т. И разнообразные враги прогресса.
Это сильно исказило представления советских людей об истории страны и мира? И что в университетах решающую роль даже в эпоху СССР играли не учебники, а преподаватели. Но если брать школьное образование, то, конечно, здесь вред идеологизации истории был очень значителен.
Она отметила, что ни у педагогов, ни в обществе нет удовлетворения от проделанной работы по созданию единой линейки школьных учебников. До этого глава верхней палаты предлагала подумать об увеличении количества часов уроков истории в школах , отметив, что резервы в программе для этого есть. Это интересно.
Учителя это поддержали. Мы с этим стандартом живем уже 6 лет. Фактически во всех школах история преподается с учетом этого историко-культурного стандарта.
Но официального утверждения его не было», — подчеркнул Чубарьян. Руководитель Института всеобщей истории также отметил, что преподавание предмета перешло от концентрического принципа к линейному, что означает отказ от повторения ранее пройденных тем в 10 и 11 классах. История 20 века будет изучаться теперь не только в 11 классе, но и в 10.
Опасность такого решения присутствует и в России. Уже давно известно о стремлении некоторых идеологов регионального национализма переписать историю России ради смягчения, как они полагают, слишком острых углов. Например, объявить золотоордынское иго несуществующим.
Или хотя бы просто умолчать об этой продолжавшейся 300 лет части нашего прошлого, оставившей в национальной памяти русского народа самые неприятные воспоминания. Ничуть не меньше попыток «удлинить» собственную историю, когда без каких бы то ни было исторических и тем более археологических доказательств у некоторых народов обнаруживается внезапное увеличение возраста. Ведь чем древнее — тем престижнее. Например, попытки приписать Казани несколько сотен лишних лет были еще в советское время. Но тогда, несмотря на господство одной идеологической доктрины, историческая наука обладала куда большим весом. Ученые смогли объяснить властям, что уже в 1970-х годах были попытки подлога археологических источников, из-за чего даже 800 лет Казани было сочтено сомнительной датой.
В 1990-е годы стесняться перестали, контроль со стороны Москвы ослаб, и Казани просто взяли и «нарисовали» тысячу лет, хотя убедительных оснований для такого вывода не существовало. В той же Казани звучат рассуждения, что вхождение в состав России носило характер колониального завоевания и привело к национальному угнетению татарского народа.
Общественники подготовили доклад о недочетах в учебниках истории
Преподавание истории уже с 1-го класса может потребовать переформатирования школьной программы, изменения учебников и переквалификации педагогов, отметили опрошенные «Известиями» эксперты. Минпросвещения намерено отказаться от европоцентричного подхода в преподавании истории России школах. — В английском опыте преподавания истории есть свои достоинства и недостатки. Участники большого педагогического совещания в этом году начали работу, как было сказано, с самого важного — преподавания в школах истории родной страны и его составной части — краеведения. «Критика показала, насколько велик разброс мнений и точек зрения, — отметил Председатель Госдумы, — именно поэтому так важно придерживаться профессионального и научного подхода в изучении и преподавании истории в школе». Минобрнауки утвердило новую концепцию преподавания российской истории.
Принята новая концепция преподавания истории России в школах
Родители спрашивали, когда планируется разработать единые учебники по другим предметам, кроме истории. Сергей Кравцов подчеркнул, что по шести учебным предметам утверждены федеральные основные общеобразовательные программы, которые обязательны для всех российских школ. Кроме того, прорабатываем вопрос об увеличении количества часов на преподавание истории в основной школе», — отметил он. В ходе мероприятия учителям истории вручили ведомственные награды.
Новый единый учебник по истории для старших классов был подготовлен в 2023 году и с началом учебного года внедрен в образовательный процесс.
В российских школах с 2024-2025 учебного года станут массово использовать новый учебник по истории с разделом про специальную военную операцию на Украине, сообщает 31 января пресс-служба Минпросвещения. Иван Шилов ИА REGNUM Настоящая история В ведомстве добавили, что данный учебник пройдет обязательную апробацию уже в этом учебном году, затем посмотрят на результаты, при необходимости проведут доработку.
Школьная программа должна отвечать вызовам времени и давать актуальные знания, в том числе исторические, отметили представители министерства.
Впрочем, примерно так же быстро происходили перемены и на других ступенях образования. Ранее аналогичные курсы по истории государственности уже ввели в российских колледжах. По словам Марины Лейбы, преподавателя Екатеринбургского колледжа транспортного строительства, вышел соответствующий приказ Минпросвещения. Студентам на базе 9 классов требуется прочитать курс «Россия — моя история», состоящий из 32 часов.
Дисциплина является элективом, который введен сверх 78 часов, выделенных на историю на ее направлении. В Минпросвещения рекомендовали запустить электив уже с первого семестра 2022-2023 учебного года. Притом заранее преподавателям средних специальных учебных учреждений материалов никто не дал. Согласно пояснению ведомства, их начали размещать еженедельно только с 20 сентября на специальном сайте «Института развития дополнительного образования». По словам Марины Лейбы, курс стал возвращением часов на историю.
Затем часы на гуманитарные дисциплины планомерно сокращали в пользу профессионального блока и практик. Дошло до того, что в конце 2021-2022 учебного года под историю оставили только 78 часов и только XX век. Педагог сетовала, что порой выпускники школ или учащиеся 10-11 классов толком не знали и основных эпизодов родной истории. И здесь очень многое зависело и будет зависеть от преподавателей. Она добавила, что нынешнее новшество перекликается с существовавшим два года назад курсом «Россия и мир», а также проектной деятельностью по истории российской государственности.
Его отменили, а потом снова ввели. А в смысле идеологическом какие-то основы никогда не поздно вводить», - поделилась педагог. С ней не согласен преподаватель одного из уральских вузов. По его словам, время для внедрения подобной инициативы, во всяком случае в вузах, уже ушло. Это из разряда «хотелось бы лучше, но получилось, как всегда».
Во-первых, нужны люди, которым бы студенты поверили. И нужно ли это? Государству это полезно, а для университета? В той или иной форме, наверное, полезно.
Причем, общество придерживается мнения, что история региона должна изучаться наравне с отечественной и всеобщей. И добавил, что вопрос учебников краеведения сейчас прорабатывается в Минпросвещения.
Есть новости и о вузовской истории. По мнению председателя правления РИО, вызывает вопросы качество исторического образования в непрофильных вузах. С началу сентября это решение вступит в силу по всем специальностям, включая будущих инженеров, медиков, аграриев. А на исторических факультетах эти дополнительные часы будут использовать для углубления подготовки", - объяснил он.
«Читают по слогам — какая история?» Тюменские преподаватели — о новом предмете для первоклассников
Цель реализации программы: совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области преподавания истории Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральной рабочей программой по учебному предмету «История» (среднее общее образование). Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин заявил, что в последние годы поднимается уровень преподавания истории в школе, информирует пресс-служба РИО. Спикер Совфеда Валентина Матвиенко предложила подумать об увеличении количества часов уроков истории в школах на фоне событий на Украине.
Преподавание истории в школе
И все же новый учебник истории следует признать важной вехой в борьбе за суверенное гуманитарное образование и науку. Новости дополнительного образования. 24.08.2023 Летняя онлайн-школа "Современные подходы к преподаванию сложных вопросов отечественной истории в школе" 3282. История в школе всегда была тесно связана с политикой, поэтому смена режима неизменно накладывала отпечаток на преподавание этого важного предмета.
Преподавание истории в школах и вузах скоро изменится
Путин заявил о повышении качества преподавания истории в школах России | Главная • Новости • Общество • Преподавание истории в школе: важные изменения в 2022/2023 учебном году. |
Преподавание истории в школе: важные изменения в 2022/2023 учебном году | На заседании Экспертного совета по развитию исторического образования под председательством главы Минобрнауки России Валерия Фалькова обсудили и утвердили Концепцию преподавания истории России для неисторических специальностей и. |
В школах вводится новый курс «Россия — моя история» для старших классов | О планах увеличить количество часов на преподавание истории в основной школе рассказал глава Минпросвещения России Сергей Кравцов на встрече с учителями истории в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. |
Принята новая концепция преподавания истории России в школах | Главная • Новости • Общество • Преподавание истории в школе: важные изменения в 2022/2023 учебном году. |
Принята новая концепция преподавания истории России в школах
Российское историческое общество (РИО) представило концепцию единого вузовского курса истории для тех, кто учится в непрофильных вузах, сообщает Минобрнауки. Россия является уникальной цивилизацией, поэтому необходимо самым тщательным образом выстраивать преподавание истории страны в школах и вузах. Преподавание истории в школе: вопросы совершенствования программ и учебных пособий (09.10.2023).