Новости подводные беспилотные аппараты

это лодка или корабль, который работает на поверхности воды без экипажа. Объем мирового рынка беспилотных подводных аппаратов вырастет с $3,34 млрд в 2023 году до $8,14 млрд к 2030 году. DARPA объявило, что выбрало двух основных подрядчиков для разработки второй фазы программы Manta Ray, проекта, который направлен на разработку беспилотных подводных аппаратов с большой автономией и вдохновлен морскими животными (в частности. Рынок подводных аппаратов сейчас развивается в основном за счет предложения импортных телеуправляемых аппаратов, считает Вильнит.

Морские БПЛА

Стандартная глубина для робота аппарата составляет 350 м, а скорость движения составляет приблизительно 2,5 уз. Этот аппарат движется и маневрирует с помощью шести двигателей. По этому кабелю операторы получают телеметрические данные и изображение от системы расположенной на аппарате, а также от датчиков и камер. Интегрированное изображение выводится на дисплей , на него накладываются текущие параметры и местоположение дрона на морском участке.

Вручения свидетельства По данным РМРС, новое направление классификации создано и внедрено на апрель 2024 г. Развитие направления идет в тесном сотрудничестве с участниками рынка морской робототехники, что способствует совершенствованию нормативной базы, отвечающей запросам большинства клиентов РМРС. Предоставление клиентам РМРС обратной связи, будет способствовать динамичному развитию отрасли морской робототехники с 2024 г.

Tetis-pro АО « Тетис Про » 15 января 2024 г. По результатам освидетельствования установлено, что НПА соответствует требованиям «Правил классификации и постройки необитаемых подводных аппаратов» за 2023 г.

Рынок подводных аппаратов сейчас развивается в основном за счет предложения импортных телеуправляемых аппаратов, считает Вильнит. По его словам, преимуществом "Рубина" является то, что им предлагаются аппараты собственного производства, созданные в основном с использованием отечественных комплектующих и материалов. Глава предприятия называет еще одно важное преимущество ЦКБ МТ "Рубин" — проектирование и изготовление не просто автономных или телеуправляемых аппаратов, а создание морских робототехнических комплексов МРК , включающих в свой состав необитаемые аппараты, средства связи и управления, средства доставки и базирования, тренажеры и средства обучения для эксплуатирующего персонала. При создании морских робототехнических комплексов разрабатываются также различные способы и устройства взаимодействия аппаратов с различными типами носителей как подводного, так и надводного класса. Учитывая, что большинство работ по созданию комплексов противоминной борьбы ведется по заданию Министерства обороны, то, конечно, подробности данных ОКР не для широкого опубликования Игорь Вильнит генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" Однако известно, что ведется создание робота, способного имитировать любую субмарину. В "Рубине" разработан концепт-проект морского роботизированного комплекса "Суррогат".

Кадры сняты во время последних морских испытаний подлодки, пишет The Drive. Ролик длится всего 33 секунды. В нем показана верхняя часть корпуса Orca, выглядывающая из воды.

В докладе специалистов предприятия отмечалось, что этот класс беспилотников за счет сочетания свойств высокой маневренности и малой радиолокационной заметности будет способен действовать в условиях противодействия эшелонированной противовоздушной обороны и истребителей-перехватчиков. Кроме того, говорилось в докладе, он может эффективно выполнять функции, свойственные пилотируемой штурмовой, бомбардировочной и истребительной авиации и при этом обладать значительно меньшей, по сравнению с пилотируемыми самолетами и вертолетами, стоимостью изготовления и обслуживания. Для решения задачи по созданию БПЛА предлагалось взять за основу интегральную компоновку с подфюзеляжным расположением воздухозаборника, реализовать компоновку в минимальных габаритных размерах, что должно минимизировать массу и стоимость аппарата, а также оснастить беспилотник необходимым для эффективного выполнения задач оборудованием и вооружением.

Ядерный кораблик Сахарова

  • PowerVision PowerRay
  • Глобальная сеть морских беспилотников / Хабр
  • Российские ученые создали роботизированного окуня. 15 сентября 2023 г. Кубанские новости
  • ЧТО ПИШУТ О "ПОСЕЙДОНЕ" СМИ США?

Развитие беспилотных систем подводного исполнения требует развития законодательства

Аппарат способен выполнять задачи на глубинах в пределах 2250 м. Подлодка может применяться в пресной и морской воде в неограниченных районах плавания. Ранее изделия такого рода в России не строились. По информации заказчика, «Ясон» необходим для обследования морского дна и «работ в широком диапазоне глубин, включая ремонтно-восстановительные и транспортные операции, научные изыскания и аварийно-спасательные мероприятия».

Как сообщается в материалах «Севмаша», комплекс получит прочный корпус сферичес кой формы и будет оснащён «уникальным по своим характеристикам погружным оборудованием, комплектом навесного оборудования, гидравлическим манипуляторным комплексом». Сейчас он находится на стадии эскизного проектирования. Данная машина предназначена для выполнения работ по обустройству и эксплуатации объектов системы подводной добычи на глубинах до 3 км.

Предполагается, что КТНПА будет состоять из телеуправляемого беспилотника, гидроакустической системы позиционирования, средств управления, устройства глубоководного погружения и другого оборудования. Комплекс был представлен на прошедшем в декабре в Санкт-Петербурге форуме «Арктика: настоящее и будущее». В России это прежде всего Киринское газоконденсатное месторождение Охотское море.

После спуска в воду изделие способно проработать 30 лет. Погружение в неизвестное Как считает Анатолий Сагалевич, российская глубоководная техника востребова на для широкого кр уга задач в науке и добывающем секторе. Так изучаются живые организмы, проводятся гидрофизические измерения, геохимические исследования, берутся геологические пробы.

Промышленности глубоководные аппараты нужны для разведки, освоения энергетических ресурсов, эксплуатации трубопроводов», — сказал Сагалевич. При этом, как отмечает учёный, в любом исследовании желательн о использовать как обитаемые, так и роботизированные подводные комплексы.

Вручения свидетельства По данным РМРС, новое направление классификации создано и внедрено на апрель 2024 г. Развитие направления идет в тесном сотрудничестве с участниками рынка морской робототехники, что способствует совершенствованию нормативной базы, отвечающей запросам большинства клиентов РМРС. Предоставление клиентам РМРС обратной связи, будет способствовать динамичному развитию отрасли морской робототехники с 2024 г. Tetis-pro АО « Тетис Про » 15 января 2024 г. По результатам освидетельствования установлено, что НПА соответствует требованиям «Правил классификации и постройки необитаемых подводных аппаратов» за 2023 г. НПА Водные транспортные средства , не требующие экипажа или бортового пилота, бывают самых разных форм и размеров, что определяется главным образом предполагаемым применением. От небольших и портативных аппаратов с дистанционным управлением до крупных беспилотных надводных кораблей — для любых нужд и бюджета найдется беспилотный надводный аппарат БПЛА или НПА. С 2000 г.

Эти аппараты на апрель 2024 г.

Для создания беспилотников в промышленных масштабах необходим спрос со стороны потребителей, требуются квалифицированные кадры и налаженное производство, утверждает Майстро. Кроме того, нужна государственная поддержка: она может быть предоставлена в виде заказа на оснащение службы навигации и океанографии современными гидрографическими робототехническими комплексами «Атлас», которые сейчас разрабатываются СПбПУ.

В условиях дефицита кадров практически каждого специалиста приходится проводить через внутреннюю школу СПбПУ, обучать всем технологическим и конструкторским приемам, так как в разработке беспилотников много специфики, сообщил Майстро. Однако, выразил сожаление эксперт, остаются работать в Центре технологических проектов СпбПУ не все. И здесь тоже помогла бы господдержка, в частности, в виде грантов, за счет которых можно финансировать практику для студентов и стажировки для молодых специалистов, например, в Центре технологических проектов, полагает он.

Важно готовить не только операторов беспилотников, но и инженеров-эксплуатантов, техников, материаловедов в области беспилотных технологий. В решении этой задачи могут посодействовать отечественные университеты, участники программы Минобрнауки «Приоритет-2030», где были созданы соответствующие центры компетенций. Форсировать развитие беспилотников поможет создание научно-производственных центров в стране, а также господдержка при вводе в эксплуатацию отечественных разработок, полагает эксперт.

Практическое применение беспилотного транспорта — уже реальность. Так, в мае 2023 года «Газпром нефть» запустила перевозки грузов в Арктике беспилотным автотранспортом. Первые беспилотные «Камазы» вышли на маршрут на Восточно-Мессояхском месторождении, расположенном на Гыданском полуострове в Ямало-Ненецком автономном округе.

В компании ожидают, что применение беспилотников повысит эффективность логистики северных месторождений «Газпром нефти» и увеличит объемы поставок необходимого оборудования и материалов. Развивается не только коммерческий беспилотный автотранспорт, но и гражданский. Курсирующие беспилотные автомобили SberAutoTech можно увидеть, например, в районе станции метро «Автозаводская» в Москве.

По проекту робота можно пилотировать дистанционно: оператор дает задание, в какую зону переместиться или как скорректировать текущий курс. В панели оператора отображается текущее состояние лодки уровень заряда батареи, работа солнечных панелей, глубина и кнопки задания маршрута С точки зрения навигации в районе действующих морских путей парус очень удобен: по правилам такие суда имеют один из самых высоких приоритетов в движении. Однако у команды нет расчета на то, что робота все будут пропускать. Для навигации в реальных условиях будут использовать систему машинного зрения — распознавание объектов на поверхности воды. Нейросеть будет обучаться на изображениях морских объектов из интернета, а также на фотографиях, снятых на Волге проектной командой. Примеры распознавания объектов Корпус и компоновка Ориентируясь на максимальную жизнеспособность, робота решили делать монокорпусным.

Помимо хорошей проработки яхтенным сообществом, такая конструкция обеспечивает максимальный угол атаки относительно ветра, то есть дает больше возможностей для выбора курса. Как и любая яхта, судно имеет киль с противовесом. Компоновку рассчитывали таким образом, чтобы центр тяжести оказался как можно ниже. По условиям задачи в случае опрокидывания робота для морских яхт это штатное явление он должен возвращаться в исходное состояние и продолжать движение, не нанося себе ущерба. В итоге корпус должен выдерживать шторм до 9—11 баллов по шкале Бофорта. Для сравнения: пилотируемые научно-исследовательские суда останавливают изыскания при шести баллах.

Схема корпуса морского робота Силовой набор корпуса Общая длина корпуса — 5,5 м. Композитные материалы обеспечивают минимальный вес, ведь вместе со всем оборудованием требовалось уложиться в 200 кг, чтобы судно не требовало регистрации в ГИМС. Помимо обязательного оборудования, в корпусе заложили технологический люк для привязного БПЛА. Его разрабатывают совместно с одним из подразделений РАН. Он сможет подниматься на высоту до 50—100 метров и выполнять роль ретрансляционной антенны, а заодно собирать данные над поверхностью моря. Аналогично в проекте появился крепеж для АНПА автономного необитаемого подводного аппарата.

У завода «Электроприбор» есть интересные наработки в этом направлении: АНПА с возможностью длительного нахождения под водой и достижения высоких скоростей перемещения за счет химических электрогенераторов. Возможно, эти наработки войдут в перечень штатного оборудования морского робота на следующих этапах. Компоновка морского робота На какой стадии проект Сейчас идет предсборочный этап. На нем отдельные узлы проверяют на совместимость. Для создания прототипа принципиально не планировали использовать разработанные в единственном экземпляре экспериментальные компоненты. Современная история знает слишком много примеров того, как отличный опытно-промышленный образец так и не вышел в серию, потому что никто не понимал, как перейти к тиражируемому проекту.

Чтобы не застрять на этой стадии, сразу подбирали серийно выпускаемые решения. К концу года все необходимое окажется на складе и начнется сборка первого опытно-промышленного образца. В команде многие надеются на старт испытаний уже в январе, поскольку в Астрахани в это время частенько не бывает льда на реках.

Откройте для себя подводный мир

Благодаря крупным инвестициям в ближайшее время беспилотники с дистанционным управлением должны стать полностью автономными. Пираты и морской терроризм. Пираты остаются серьезной проблемой для развития мирового судоходства. Беспилотники используют для контроля за передвижениями на воде и для улучшения морской безопасности. Государственные инвестиции. Подводные кабели связи передают много конфиденциальной информации, а страны заинтересованы в защите этих данных.

Стоит подчеркнуть, что такие БПЛА планируется использовать преимущественно не как замену, но в дополнение пилотируемой авиации. Так, исследование показало, что с точки зрения критерия «стоимость-эффективность» смешанная авиагруппа на боевых кораблях прибрежной зоны предпочтительнее авиагруппы, состоящей только из БПЛА или вертолетов. Дорогостоящие «стратегические» морские БПЛА дополняются существенно более дешевыми тяжелыми тактическими БПЛА вертолетного типа, которые способны стать рабочими лошадками морской авиации, дополняя вертолеты. В 2012 году корпорация получила контракт на строительство 30 MQ-8C. Испытательные полеты MQ-8C должны начаться в сентябре этого года, а боеготовности они достигнут в конце 2014 г.

H-6U является комбинированным летательным аппаратом, то есть может использоваться и как БПЛА, и как пилотируемый вертолет. Беспилотники по программе TERN должны будут выполнять как разведывательные, так и ударные функции. В 2012 г. К июлю 2011 года ScanEagle совершили общим счетом 56 тыс. Примечательно, что ВМС не закупают ScanEagle, а пользуются их услугами в рамках договоров подряда с производителем. Максимальный взлетный вес беспилотника составит около 60 кг. Первый полет с палубы корабля RQ-21A совершил 9 апреля 2013 г. И хотя принятие на вооружение «стратегических» беспилотников остается вопросом долгосрочной перспективы,разработка тактических БПЛА различной дальности уже активно идет. Фото: ruspotting. И хотя принятие на вооружение «стратегических» беспилотников остается вопросом долгосрочной перспективы, разработка тактических БПЛА различной дальности уже активно идет.

Открывая пленарное заседание, заместитель генерального директора по науке, д. Филимонов подчеркнул: в современных условиях стало понятно, что новые технологии за рубежом уже не купить, пришло время собственных идей и разработок. На мой взгляд, самый правильный девиз: наука будущего — это наука молодых. Пришло время молодых исследователей. Пришло ваше время активно работать, активно приносить пользу Родине», - с таким напутствием А. Филимонов обратился к слушателям. Адмирала С. Основная часть докладов по традиции была подготовлена представителями концерна «Гидроприбор».

Докладчики презентовали научные работы на актуальные темы, связанные с технологиями развития беспилотных летательных аппаратов для дальнейшего применения на флоте, перспективами внедрения аддитивных технологий в производство морского подводного оружия, способами применения подводных глайдеров на противолодочном рубеже. Анализировали мировое развитие подводных изделий, реализующих стайный интеллект, говорили об опыте использования полиуретановых эластомеров для герметизации обтекателей изделий МПО, оптимизации телевизионных систем технического зрения подводных аппаратов. Работа велась в секциях по двум основным направлениями: «Конструкторско-технологические вопросы создания подводной техники. Цифровое проектирование и моделирование» и «Информационные системы подводной техники».

Необитаемые подводные средства "Клавесин" могут изучать морское дно, делать снимки высокого разрешения и передавать их на наземные приемные станции. Россия неоднократно использовала их в целях исследования географии Северного полюса, определения границ высокоширотного арктического шельфа, геологической разведки для нефтегазовых компаний и мониторинга состояния подводных трубопроводов и коммуникационных линий. Тогда образец "Суррогата-В" выставили на том же стенде, что и атомный подводный крейсер "Арктур", оснащенный баллистическими ракетами.

В хвостовой части последнего расположен специальный отсек для перевозки и развертывания различных беспилотных подводных средств, в том числе крупногабаритных. По информации, опубликованной в то время российской стороной, выходило, что водоизмещение аппарата составляет 60 тонн, длина — 17 метров, запас хода — 520 морских миль, или пять узлов, а максимальная скорость достигает 24 узлов. Средство подзаряжается с помощью литий-ионного аккумулятора, обеспечивающего от 15 до 16 часов непрерывной работы. В то же время он способен выполнять некоторые разведывательные задачи. Он оснащен несколькими буксируемыми гидролокаторами, полезными при подготовке к противолодочному бою, а также при разработке и испытаниях новых сонарных систем, устройств обнаружения торпедных и других субмарин и комплексов вооружения. Благодаря этому риски при создании новых подводных лодок и их себестоимость снижаются. По сравнению со своими ранними версиями, "Суррогат-В" отличается меньшим водоизмещением — 40 тонн, длина осталась 17 метров.

Снаружи аппарат напоминает небольшую подлодку, его корпус — обтекаемой формы, выступают только несколько деталей, например, рулевая поверхность, в хвостовой части расположена кольцевая канавка для водометного движителя. Заявленный боевой радиус действия средства достигает 800 морских миль при анонсировании проекта в 2022 году он был на 200 морских миль меньше.

Комплекс Посейдон: на что способен российский подводный беспилотник?

НПО машиностроения оформило патент на беспилотный летательный аппарат БПЛА с турбореактивным двигателем, выполненный по аэродинамической схеме «утка». Как следует из документа, имеющегося в распоряжении ТАСС, новый аппарат отличается от аналогов улучшенными летными характеристиками. Целью заявляемого технического решения является улучшение летных характеристик БПЛА относительно аналогов», — говорится в тексте реферата к патенту. Согласно документу, беспилотник будет оснащен центральным фюзеляжным грузовым отсеком, у него также будет крыло сложной формы, цельноповоротное переднее оперение со стреловидными консолями, V-образное хвостовое вертикальное оперение с трапециевидными килями.

В 2019 году в своем послании к федеральному собранию президент РФ рассказал, что аппарат способен плыть на большой глубине и передвигаться на межконтинентальные расстояния. Причем скорость кратно выше всех существующих подводных и надводных кораблей, а также торпед. Название «Посейдон» дали беспилотнику путем всеобщего голосования Также в 2019 году появились первые характеристики подводного беспилотника.

Как стало известно, он обладает неограниченной дальностью хода. Характеристики поистине фантастические, так как скорость современных атомных подлодок вдвое меньше. Ее диаметр не превышает двух метров, длина составляет 20 метров а вес около 100 тонн.

Разумеется, не каждая подводная лодка способна запустить со своего борта такой гигантский аппарат. Посейдон — это самая крупная в мире торпеда. Ее вес в тридцать раз больше средней стандартной торпеды.

Посейдон — оружие судного дня Как было сказано выше, одним из поражающих факторов «Посейдона» является гигантское цунами, вызванное ядерным взрывом под водой.

Рабочей группе впервые были представлены разработки в области искусственного интеллекта на базе отечественного автономного подводного манипуляторного комплекса с когнитивным типом системы автоматического управления для установки на автономные, телеуправляемые и гибридные необитаемые подводные аппараты классического и резидентного исполнения. АНПА 24-25 апреля в пос. Практическую работу системы технического зрения участники семинара смогут увидеть на натурном робототехническом стенде, который также будет представлен на вставочной экспозиции. Особенностью ведущихся работ являются операции манипуляторного комплекса с КСТЗ без использования машиночитаемых знаков, а также обеспечение на втором этапе работ имитации подвижности НПА будет продемонстрировано на экспозиции OMR-2024 и на третьем этапе - недетерминированных воздействий на НПА будет продемонстрировано на форуме "Российский промышленник 2024".

Флаперон помогает добиваться максимальной тяги в заданном направлении. При разработке паруса основной задачей было научиться правильно реагировать на изменения ветра в акватории. Команда не ставила условие двигаться под парусом строго по заданной траектории. Поэтому в зависимости от текущей ветровой нагрузки робот сам выбирает оптимальный курс движения, находясь в оговоренном периметре. Она же помогает ювелирно настраивать работу паруса-крыла.

На экстренный случай у робота есть электромотор, который может зафиксировать судно в определенной точке на короткий промежуток времени — например, если нужно снять данные. Иного способа фиксации якоря не предусмотрено, равно как и длительного перемещения на электротяге. По проекту робота можно пилотировать дистанционно: оператор дает задание, в какую зону переместиться или как скорректировать текущий курс. В панели оператора отображается текущее состояние лодки уровень заряда батареи, работа солнечных панелей, глубина и кнопки задания маршрута С точки зрения навигации в районе действующих морских путей парус очень удобен: по правилам такие суда имеют один из самых высоких приоритетов в движении. Однако у команды нет расчета на то, что робота все будут пропускать. Для навигации в реальных условиях будут использовать систему машинного зрения — распознавание объектов на поверхности воды. Нейросеть будет обучаться на изображениях морских объектов из интернета, а также на фотографиях, снятых на Волге проектной командой. Примеры распознавания объектов Корпус и компоновка Ориентируясь на максимальную жизнеспособность, робота решили делать монокорпусным. Помимо хорошей проработки яхтенным сообществом, такая конструкция обеспечивает максимальный угол атаки относительно ветра, то есть дает больше возможностей для выбора курса. Как и любая яхта, судно имеет киль с противовесом.

Компоновку рассчитывали таким образом, чтобы центр тяжести оказался как можно ниже. По условиям задачи в случае опрокидывания робота для морских яхт это штатное явление он должен возвращаться в исходное состояние и продолжать движение, не нанося себе ущерба. В итоге корпус должен выдерживать шторм до 9—11 баллов по шкале Бофорта. Для сравнения: пилотируемые научно-исследовательские суда останавливают изыскания при шести баллах. Схема корпуса морского робота Силовой набор корпуса Общая длина корпуса — 5,5 м. Композитные материалы обеспечивают минимальный вес, ведь вместе со всем оборудованием требовалось уложиться в 200 кг, чтобы судно не требовало регистрации в ГИМС. Помимо обязательного оборудования, в корпусе заложили технологический люк для привязного БПЛА. Его разрабатывают совместно с одним из подразделений РАН. Он сможет подниматься на высоту до 50—100 метров и выполнять роль ретрансляционной антенны, а заодно собирать данные над поверхностью моря. Аналогично в проекте появился крепеж для АНПА автономного необитаемого подводного аппарата.

У завода «Электроприбор» есть интересные наработки в этом направлении: АНПА с возможностью длительного нахождения под водой и достижения высоких скоростей перемещения за счет химических электрогенераторов. Возможно, эти наработки войдут в перечень штатного оборудования морского робота на следующих этапах.

Зачем это нужно

  • The Paper: в Китае "Суррогат-В" назвали заменителем подводных лодок
  • Подводные беспилотные аппараты для безопасности Арктики
  • Особенности аппарата ГНОМ
  • Что надо знать о беспилотном военно-морском флоте | Новости Интернета вещей
  • Подводный дрон: специальное средство научных исследований

Чем уникальны российские глубоководные аппараты

Другие российские подводные беспилотные подводные аппараты используют несколько небольших двигателей, которые обеспечивают им отличную маневренность». НПО машиностроения оформило патент на беспилотный летательный аппарат (БПЛА) с турбореактивным двигателем, выполненный по аэродинамической схеме «утка». Разработка беспилотных подводных аппаратов, которые могут применяться в различных боевых операциях, не требующих присутствия человека, а также сетецентрических боевых действиях, является важной частью арктической стратегии России.

«Рособоронэкспорт» представит на МВМС-2023 подводный робот-беспилотник

Рынок подводных аппаратов сейчас развивается в основном за счет предложения импортных телеуправляемых аппаратов, считает Вильнит. Как было отмечено в ходе сессии, несмотря, что морские необитаемые аппараты отличаются от летательных беспилотников, обе отрасли имеют схожие проблемы и вызовы. Кроме того, будущие платформы будут содержать надводный и подводный многофункциональные испытательные стенды. Команды для управления «Марлин-КН» передаются на беспилотный подводный аппарат по специальному кабелю. Подводные беспилотные аппараты могут использоваться в гидрографии для целого ряда задач.

Российский «Каньон»

  • Какие данные можно собирать
  • Надводные и подводные беспилотные аппараты будут впервые состязаться в России
  • Морские войны будущего: французский новый подводный беспилотник XLUUV: specnaz777 — LiveJournal
  • Реальная угроза: что представляет собой украинский морской дрон Magura V5
  • Беспилотники большие и малые
  • Украинский дрон собственного производства атаковал БПЛ "Олинегорский горняк"

Подводные беспилотные аппараты для безопасности Арктики

б) подпункт "д" дополнить словами ", пресечению функционирования беспилотных аппаратов". Кроме того, будущие платформы будут содержать надводный и подводный многофункциональные испытательные стенды. «Самый наш известный аппарат — глубоководный «Витязь-Д», первый в мире беспилотник, который исследовал часть Марианской впадины, пройдя по заданному маршруту. «Роботизированный подводный аппарат «Клавесин-1РЭ» по своим характеристикам может эксплуатироваться как в жарких тропических условиях, так и в арктических районах, – добавил Александр Михеев. –.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий