Восстания в лагерях смерти в принципе были не частыми, а тут удалось бежать трём с лишним сотням узников. В преддверии Дня Победы на российские экраны вышел фильм «Собибор», посвященный восстанию и побегу заключенных во главе с пленным лейтенантом Красной Армии Александром Печерским из нацистского лагеря смерти Собибор 14 октября 1943 года.
Побег из Лагеря смерти HD Северная Корея
один из шести лагерей смерти нацисткой Германии, созданный специально для уничтожения людей. Собибор. Он появился в рамках операции "Рейнхард", целью которой было массовое уничтожение еврейского населения. В нацистском лагере смерти Собибор произошло восстание и побег заключенных. Был закрыт по личному распоряжению рейхсфюрера СС Гиммлера после того, как в нем произошел самый массовый в истории лагерей смерти побег заключенных, решивших оказать сопротивление нацистскому 'порядку'. Побег из лагеря смерти" бесплатно в хорошем HD 1080, 720, 480 качестве с хорошим звуком и переводом. В создании документального фильма "Собибор: побег из лагеря смерти" принимали непосредственное участие родственики Александра Печерского: согласовывали факты, делились архивами семьи.
Документальные фильмы про побеги из лагерей
Миллионы работали в качестве рабов в лагерях ГУЛАГа, системах шахт, заводов и строек, лежавших в основе великого советского индустриального рывка. К 80-летию восстания в нацистском лагере смерти Собибор Ростовский филиал ВГИКа, проект «Цифровая история» и телеканал «Звезда» представят премьеру нового документального фильма Фонда Александра Печерского – «Собибор, побег из лагеря смерти». Лагерь смерти Собибор был создан на юго-востоке Польши в рамках операции «Рейнхард», целью которой было массовое уничтожение еврейского населения. Смотрите онлайн видео «Собибор: история побега из лагеря смерти» на канале «Радио Sputnik» в хорошем качестве, опубликованное 14 октября 2023 г. 8:55 длительностью 00:53:40 на видеохостинге RUTUBE.
Фильм «Собибор» (рецензия Евгения Киселева)
Главного героя — советского еврея Александра Печерского, попавшего в Собибор из Минска и ставшего инициатором восстания, — играет сам Хабенский. Зачем смотреть «Собибор» — лента страшная. Невыносимые сцены — газовая камера, расстрел на площади, поезд, груженый трупами, — следуют друг за другом, не давая аудитории передышки. Слоган ленты — «Подвиг, который мы забыли»; Хабенский определенно хочет, чтобы забывшие или не знавшие зрители впредь не смогли бы стереть из памяти увиденное, и своей цели он добивается.
Так нацисты уничтожили 250 тысяч человек с мая 1942-го по ноябрь 1943 года. Побег из «Собибора» 22 сентября 1943 года в лагерь привезли группу советских военнопленных. Среди них был советский лейтенант Александр Аронович Печерский, который всего за три недели сумел организовать один из самых массовых побегов из концлагерей за всю историю Второй мировой войны. Побег стал настоящим потрясением для Рейха.
По личному распоряжению рейхсфюрера СС Генриха Гимлера, лагерь смерти был закрыт. Фашисты вывезли все, даже фундамент газовой камеры, чтобы ничто не напоминало об их зверствах. За этим лично следил Френцель. Лучшие документальные фильмы всех времен «Будущее планеты: Жизнь после людей», «Качая железо», «Человек на проволоке» и другие лучшие документалки.
Фильм будет сниматься в Литве, под Вильнюсом. Есть какая-то заинтересованность со стороны Израиля", — добавил режиссер. В основу сценария положена история советского офицера Александра Печерского, организовавшего побег из нацистского лагеря смерти Собибор в 1943 году. Ранее история бегства была экранизирована в 1987 году в США, главную роль в фильме исполнил известный актер Рутгер Хауэр.
Опасный шаг оправдался — Печерского и ещё одного координатора восстания Лейтмана перевели в мастерские на работы. План подпольщиков состоял из трех этапов. На первом предполагалось позвать ключевых эсэсовцев лагеря в мастерские, где их якобы ждала примерка одежды или сапог. Так 14 октября 1943 года были убиты 11 человек, в том числе начальник лагеря Иоганн Ниман. Заключённые перерезали телефонные и электрические провода, а также вывели из строя автотранспорт. Также удалось незаметно с помощью водосточных труб вынести из караульного помещения шесть винтовок. На начальном этапе восстания всё прошло по плану подпольщиков. Макет лагеря смерти Собибор Дальше восставшие собирались построиться в организованные шеренги и идти к наружным воротам, по дороге они должны были завладеть оружейным складом. Однако сделать этого они не успели. К штабу СС неожиданно подъехал грузовик, за рулём которого находился надзиратель. Повстанцы убили его, но было уже поздно: охранники на вышках поняли, что в лагере что-то не так. Александр Печерский и другие координаторы подпольщиков больше не контролировали ситуацию. С криками «ура! Одна группа прорвалась на юго-западе и скрылась в роще. Другая покинула Собибор через брешь на севере. Эти беглецы попали на минное поле. Здесь было больше всего погибших. Группа Печерского нашла выход за жилыми домами эсэсовцев.
Премьера фильма «Собибор. Побег из лагеря смерти» состоялась в Музее Победы -пишет vm.ru
IMDb: 7,6. Кадр из фильма «Фальшивомонетчики» Узник концлагеря, фальшивомонетчик Соломон Соровиц, получает задание подделать нужные рейху доллары и фунты. Отныне герой вместе со своими помощниками живёт намного лучше остальных заключённых. Но прекрасно понимает, что в конце войны он и его товарищи станут ненужными и их просто уничтожат. Говоря об ужасах концлагерей, драму австрийского режиссёра Штефана Рузовицки вспоминают незаслуженно редко, и зря.
Фильм 8. Кузница Победы В ночь на 23 июня 1941 года в устье Финского залива подорвался на вражеской мине эсминец «Гневный». В ту же ночь неподалеку пострадал крейсер «Максим Горький», а утром, при переходе с рейда Вермейсаар в Таллин, погиб базовый тральщик БТЩ-208. Все они попали в ловушку фашистских мин, которые накануне были тайно выставлены на Балтике, а затем и в бухтах Севастополя. Это были магнитные мины, для взрыва которых не требуется непосредственное соприкосновение с корпусом судна. Взрыватель реагирует на магнитное поле корабля. С помощью нового минного оружия гитлеровцы планировали парализовать советский флот. Однако ученые Ленинградского физико-технического института к тому времени разработали систему защиты. В основе лежала идея размагничивания кораблей. За одну ночь 28 июня 1941 года крейсер «Киров» оснастили специальными металлическими обмотками, через которые подавался постоянный ток. Именно это и защищало корабль от воздействия магнитного взрывателя. Какое отношение отец атомной бомбы Игорь Курчатов имел к защите кораблей? Какими средствами советские ученые во время войны боролись с трещинами в танковой броне? И как эти технологии повлияли на исход Курской битвы? Но были еще тысячи небольших лагерей и гетто, историю которых не проходят в школах, о существовании которых часто не знают даже местные жители. Каждый фильм нового документального цикла «Освободители» рассказывает о том, каков был вклад Красной Армии в освобождение узников концентрационных лагерей и почему его трудно переоценить. От первого до последнего 3. В сердцевине ада 4. Накануне 5. На подступах к Ленинграду 6. Северный рубеж 8. Они не пропали без вести Все фильмы: Фильм 1. Конец Великой Румынии В августе 1944 года заключенные в лагере для военнопленных в румынском городе Слобозия подняли восстание. Разоружили охрану, захватили склад с оружием. Вырвавшись на волю, они начали захват города. Заняли железнодорожный вокзал, аэродром. И удерживали город до самого подхода частей Красной Армии. Один из руководителей восстания Алексей Рындин попал в плен в Севастополе в 1942 году. И в следующие два года прошел через десяток лагерей для военнопленных. Он выжил, несмотря на голод, тяжелую работу, издевательства охраны. И во всех лагерях у него были единомышленники - они стремились на волю, чтобы вновь вернуться в строй и сражаться. Об участии Румынии во Второй Мировой войне у нас до сих пор известно довольно мало. Об этом долго молчали, чтобы не дискредитировать союзника СССР по социалистическому блоку. О том, как вели себя румынские оккупанты на юге нашей страны - в этом документальном фильме. От первого до последнего Александр Гельман — известный советский и российский драматург. И никто не догадывался, что в детстве Гельман был узником еврейского гетто, в котором погибли 10 из 12-ти членов его семьи. Многие знают о Минском, Варшавском, Пражском гетто. А о том, что во время войны гетто были разбросаны по всей оккупированной территории Советского Союза, известно только специалистам. Между тем, на территории нашей страны погибли 3 миллиона человек — половина всех жертв Холокоста. Всего в 60 с небольшим километрах от Москвы, в Калуге, нацисты в 1941 году согнали всех евреев в гетто, а при наступлении Красной Армии подожгли их дома. Это было первое гетто, освобожденное советскими солдатами. А последним было Будапештское. О том, как выживали узники гетто, как боролись за свою жизнь в ожидании свободы, смотрите в этом документальном фильме.
Побег из лагеря смерти». Двухсерийную ленту подготовил Фонд Александра Печерского. Выход картины приурочен к 80-й годовщине восстания в Собиборе. Переоценить вклад Музея Победы в увековечение памяти Александра Печерского и в популяризацию истории Собибора невозможно. Именно в Музее Победы прошла первая выставка, посвященная Александру Печерскому.
ДОН24 - 80-летие подвига в Собиборе 80-летие подвига в Собиборе 13. Телеканал «ДОН 24». Премьера документального фильма «Собибор. Побег из лагеря смерти» прошла в донской столице. Мероприятие приурочили к 80-летию одного из немногих успешных восстаний в фашистских лагерях.
О чем повествует документальный фильм «Собибор. Побег из лагеря смерти»?
Очевидно, из-за напряженных отношений России с Украиной создатели фильма решили этого не показывать и не подливать масла в огонь. Но правдивость картины при этом серьезно пострадала. Кстати, последнему факту Арон Шнеер посвятил целую книгу. Она называется «Профессия — смерть» и будет опубликована одним из московских издательств в ближайшие месяцы.
Кадр из фильма «Собибор» 2018 Другие ошибки в фильме В начале картины в Собибор прибывает поезд с будущими жертвами лагеря. Он привез голландских евреев, которые выглядят так, как будто собрались на дачу. Встречают их к тому же с оркестром, чего на самом деле не было.
Между евреем Печерским из Советского Союза и евреями из Польши создатели фильма поначалу возвели некую стену, которую ему надо было преодолеть, чтобы доказать, что он ничем от них не отличается. Вызывает вопросы и странный эпизод с яблочком. Печерский по требованию Карла Френцеля, коменданта 1 сектора лагеря, должен расколоть огромный пень, и если бы он не справился, то комендант приказал бы расстрелять каждого десятого из присутствующих там узников.
Александр задачу выполнил, и Френцель в награду протягивает ему яблоко. На самом деле в своих воспоминаниях Печерский упоминал, что Френцель предложил ему пачку сигарет. Очень странным показался многим тот момент, когда накануне восстания Печерский добровольно решил заменить узника, которого заставили вместо лошади впрячься в телегу и катать по двору пирующих немцев.
Героизма Печерскому, конечно, добавили, но настоящий участник этой трагедии вряд ли мог так поступить, поставив под удар все восстание. Покидающие лагерь евреи, проходя мимо раненого Френцеля, снимают шапки, будто следуя условному инстинкту. Настоящие узники в такой ситуации вряд ли обратили бы на него внимание.
В конце фильма на экране появляется странный текст, о том, что «Печерский перешел линию фронта... Они пробились к партизанам и только к лету 1944 года соединились с частями Красной армии, воевали в составе партизанского отряда, а затем в рядах регулярной Красной армии. Там же в финальных титрах можно прочитать о 18-ти нацистах, убитых в послевоенные годы в Бразилии тем самым еврейским юношей, который дрожал от страха во время восстания.
Да, один из нацистов, служивших в Собиборе, действительно умер в Бразилии при странных обстоятельствах. Но обстоятельства его гибели так и остались тайной, и уж явным враньем является заявление о том, что убитых нацистов было 18.
Накануне Хабенский побывал в Варшаве — на мировой премьере этой киноленты, а на следующий день уже был в Ростове — городе, который стал родным для ее главного героя Александра Печерского здесь он жил с пяти лет.
Человека, возглавившего собиборское восстание. Режиссер картины и исполнитель главной роли тогда подчеркивал, что в его «Собиборе» это не реальный человек — Александр Печерский, а образ собирательный. Лента была в связи с этим не бесспорной.
В документальном фильме, телепремьера которого состоится 16 октября на канале «Звезда», использованы недавно обнаруженные в российских, белорусских и других архивах документы о нацистском лагере уничтожения Собибор, а также материалы из частных собраний и из коллекции Фонда Александра Печерского.
Здесь ему не светило ничего, кроме скорой смерти от голода, пули надзирателя или в газовой камере. Но судьба распорядилась иначе: скучающие надзиратели решили использовать Тадеуша как гладиатора для собственного развлечения. Так жаждущему боя Петшиковскому предоставилась возможность бороться с захватчиками — пусть и не на поле боя, а на ринге.
Уникальность «Чемпиона» в первую очередь в том, что здесь концлагерь показан жестко и натуралистично, но сам сюжет оказывается вовсе не о страдании, а о героизме и подвиге.
Но с 8 мая 1939 года он был преобразован в трудовой лагерь для политических заключенных, многих из которых до смерти затравливали в каменоломнях. Маутхаузен был далеко не единственным концлагерем на территории Австрии: в его подчинении находились 52 второстепенных лагеря, крупнейшие из них — Гузен и Мельк. III категория означала «уничтожение посредством труда». В 1938 — 45 годах в Маутхаузене в заключении находилось около 335 тысяч человек по другим источникам — 200 тысяч более 30 национальностей. В июне 1942 года по приказу Гиммлера в Маутхаузене был создан первый из десяти «борделей заключенных», в котором узниц заставляли заниматься проституцией. Большинство этих несчастных женщин поступило сюда из женского концлагеря Равенсбрюк. Забеременевшим насильно делали аборты, а на женщинах и девушках, заболевших венерическими заболеваниями, ставили медицинские опыты. Последний заключенный под номером 139317 прибыл в лагерь 3 мая 1945 года. Незадолго до окончания войны фашисты планировали установить в лагере дополнительные печи для сжигания заключенных.
До сих пор до конца не ясно, по чьей вине затянулась реализация этого плана: то ли сами заключенные не спешили претворять его в жизнь, то ли медлил назначенный СС старший прораб. В лагерной «книге смерти» было зарегистрировано 36 тысяч 318 казненных; по другим данным в Маутхаузене погибло более 122 тысяч человек. Учет советских военнопленных, убитых в результате «акции-К» Aktion «K» или Aktion «Kugel», то есть «акция-пуля» — сокращенное иносказательное обозначение расстрела не велся. После прибытия пленников с пометкой «K» им не присваивали номера, имена их были известны лишь спецсотрудникам. Пленников «K» сразу же заводили в тюрьму, раздевали и направляли в «душевые помещения», размещавшиеся в подвале тюрьмы рядом с крематорием, где убивали. Во время Нюрнбергского процесса среди прочих был допрошен узник Маутхаузена — испанский фоторепортер Франсуа Буа, который рассказал о жизни русских пленных в концлагере: «Первые военнопленные прибыли в 1941 году. Было объявлено о прибытии двух тысяч русских военнопленных. По отношению к ним были приняты такие же меры предосторожности, как и по прибытии военнопленных испанцев-республиканцев. Везде вокруг бараков были поставлены пулеметы, так как от новоприбывших ожидали самого худшего. Как только русские военнопленные вошли в лагерь, стало ясно, что они находятся в ужасном состоянии.
Они даже ничего не могли понять. Они были так обессилены, что не держались на ногах. Их тогда поместили в бараки по 1600 человек в каждом. Следует отметить, что эти бараки имели 7 метров в ширину и 50 метров в длину. У пленных была отобрана вся одежда, которой и без того было очень мало. Им было разрешено сохранить только брюки и рубаху, а дело было в ноябре, и в Маутхаузене было более 10 градусов мороза. По прибытии оказалось, что 24 человека из них умерло в то время, как они шли 4 километра, отделявшие лагерь Маутхаузен от станции. Сначала к ним была применена та же система обращения, как к нам, испанцам-республиканцам: нам сначала не дали никакой работы, но почти ничего не давали есть. Через несколько недель они были совершенно без сил, и тогда к ним начали применять систему истребления. Их заставляли работать в самых ужасных условиях, били палками, над ними издевались.
Через три месяца из 7000 русских военнопленных в живых остались только 30... Был один так называемый 20-й барак. Этот барак находился внутри лагеря, и несмотря на электрифицированные проволочные заграждения вокруг всего лагеря, вокруг этого барака была дополнительная стена, по которой проходила проволока с электрическим током. В этом бараке находились русские военнопленные — офицеры и комиссары, несколько славян, французов и даже, как мне говорили, несколько англичан. Никто не мог входить в этот барак, кроме двух начальников: коменданта внутреннего лагеря и комендантов внешних лагерей. Эти заключенные были одеты как каторжники, но они не имели никаких номеров... Я знаю подробно, что происходило в этом бараке. Это был как внутренний лагерь. В нем находились 1800 человек, которые получали менее одной четверти того рациона пищи, который получали мы. У них не было ни ложек, ни тарелок.
Из котлов им выбрасывали испорченную пищу прямо на снег и выжидали, когда она начнет леденеть. Тогда русским приказывали бросаться на пищу. Русские были так голодны, что дрались, чтобы поесть, а эсэсовцы этим пользовались как предлогом, чтобы избивать их резиновыми палками... В январе 1945 года, когда русские узнали, что Советская Армия приближается к Югославии, они испробовали последнюю возможность: они взяли огнетушители, перебили солдат охранного поста, захватили ручные пулеметы и все, что они могли использовать в качестве оружия. Из 700 человек только 62 смогли убежать в Югославию. В тот день Франц Цирайс, комендант лагеря, дал по радио приказ всем гражданам, чтобы они помогли «ликвидировать русских преступников», убежавших из лагеря. Он объявил, что тот, кто докажет, что он убил хоть кого-нибудь из этих людей, получит крупную сумму в марках. Поэтому все сочувствующие нацистам в Маутхаузене занялись этой поимкой, и им удалось убить более 600 убежавших, что было, между прочим, нетрудно, так как некоторые из русских не могли проползти более десяти метров». Это был лагерь в лагере, отделенный от общей территории забором высотой 2,5 метра, по верху которого шла проволока, находящаяся под током. По периметру стояли три вышки с пулеметами.
Очень скоро 20-й блок получил мрачную славу «блока смерти». Регулярно туда отправлялись новые партии узников, а оттуда вывозили только трупы в крематорий. Ложек, тарелок им не полагалось. Блок никогда не отапливался. В оконных проемах не было ни рам, ни стекол.
Премьера фильма «Собибор. Побег из лагеря смерти» прошла в Музее Победы
Однако пробег превращается в непредсказуемую гонку с опасными приключениями. Лишь благодаря безупречным техническим и боевым качествам новых танков, героям удается одержать верх над преследователями и доказать превосходство своего Т-34. От создателя «28 панфиловцев». Собибор Фильм рассказывает о восстании заключенных в нацистском лагере уничтожения «Собибор» 14 декабря 1943 года. Восстание возглавил советский офицер Александр Печерский.
IMDb: 7,8.
Немецкий мальчик Бруно ещё слишком мал и не знает ничего об ужасах Второй мировой войны. Однажды его отец получает повышение по службе, и вся семья вынуждена переехать из Берлина в глухую провинцию. Исследуя от скуки окрестности, Бруно находит странную ферму с людьми, которые ходят в полосатых пронумерованных пижамах. Фильм Марка Хермана снят очень просто, без операторских изысков.
В лагере у него была кличка Политрук В этом лагере, как и в любом другом, заключенных безо всякой причины пытали и избивали, а расстрелять еврея для нацистов было проще, чем высморкаться.
И «Собибор» проводит львиную долю экранного времени, изображая испытания, которым подвергаются несчастные. Хабенский не смакует боль и кровь, но смотреть картину все равно тяжело, потому что она громоздит один кошмар на другой, почти не давая зрителям передышки. При этом самым пугающим оказывается безумие эсэсовцев, опьяненных абсолютной властью и мнящих себя высшими существами за границами нравственности и морали. Нацисты в фильме как бешеные собаки — они в любой момент могут взвиться и вцепиться в горло, хотя заключенные изо всех сил стараются их не провоцировать. Даже те, кто, как Печерский, попал в лагерь с фронта, а не из гетто, не решаются прямо противостоять фашистам, поскольку знают, что за неповиновение будут расстреляны не только виноватые, но и невиновные.
Поэтому подполье готовит общий побег — это единственный шанс на выживание. Когда план восстания складывается, кино становится более авантюрным, но Хабенский не перестает гнуть свою линию. Изобразив бесчеловечность нацистов, он затем показывает жестокость доведенных до отчаяния заключенных, которые с остервенением расправляются с офицерами, чтобы ослабить охрану перед открытым началом бунта. Лента подчеркивает, что в кадре в основном мирные люди, впервые берущие в руки оружие и не уверенные, что способны убить. И хотя в том, что они совершают, можно увидеть триумф, Хабенский скорее видит трагедию.
Насилие порождает насилие и разрушает души всех, кого затрагивает. Конечно, герои остаются куда более человечными, чем злодеи, и движут ими высокие, а не низменные соображения. Но даже когда в кульминации ленты заключенные сносят ограду и в томительно долгой замедленной съемке несутся к свободе, фильм изображает это так, что зрители не могут просто смотреть и радоваться. Да, побег состоялся, но выжившие унесли с собой душевные и физические травмы, которые остались с ними вплоть до самой смерти.
Ранним утром 18 сентября 1943 года его отвели на вокзал, сказав, что он едет работать в Германию, но следующей остановкой поезда оказался лагерь смерти Собибор. Сам Печерский и еще несколько евреев, чей дух нацистам сломить не удалось, начали готовить план восстания. План был рискованным, но давал людям шанс на спасение. Александр и его товарищи решили под разными предлогами завлечь в закрытые места всех офицеров, убить их по одному, завладеть оружием, уничтожить охранников, а затем вырваться с территории лагеря.
Реализовать задуманное удалось 14 октября. Кто-то погиб при взрыве мин на поле вокруг лагеря, кого-то поймали и сдали немцам польские крестьяне, кого-то немцы нашли в лесах. Но 53 узника тем не менее выжили и дошли до конца войны. Александр с восемью товарищами после побега смог добраться до брестских партизан. Он был подрывником, освобождал Белоруссию. Затем угодил в штрафбат, где «искупил кровью вину перед Родиной» и был демобилизован. В госпитале познакомился со своей второй женой Ольгой, но сразу после окончания войны зажить счастливой жизнью у них не получилось, потому что Печерского арестовали и обвинили в предательстве. Но он и тут не сломался: выжил и дождался освобождения.
Умер Александр Аронович в Ростове-на-Дону в 1990 году. Алесандр Печерский, руководитель восстания узников Собибора. Источник: wikimedia. Арон Ильич участвовал в обсуждении фильма после его совместной премьеры, которая прошла одновременно в израильском Кнессете и российском Совете Федерации, где присутствовала в том числе председатель Совфеда Валентина Матвиенко. Тогда он не стал омрачать сам факт премьеры и не сказал всего, что думает. Но фильм его как историка глубоко разочаровал. Кристофер Ламберт в роли Карла Френцеля. Кадр из фильма «Собибор» «Фильм Хабенского чрезвычайно фрагментарен, сюжетные линии обрываются.
Но я смотрю на него в первую очередь с точки зрения историка и вижу грубые исторические ошибки.
News: Монголия может выступить на Олимпиаде под нейтральным флагом
Первый игровой фильм о концентрационных лагерях в истории кино, снятый в польско-советской копродукции (режиссером была Ванда Якубовска, а оператором-постановщиком — Бенцион Монастырский. Фильм рассказывает о восстании заключенных в нацистском лагере уничтожения «Собибор» 14 декабря 1943 года. Они знали, что их ждет в лагере неминуемая смерть, поняли, что терять им нечего, организовали бунт, восстание и совершили побег из ада. В основе фильма лежит реальная история единственного успешного восстания в нацистском лагере смерти, во время которого удалось сбежать многим узникам. Побег из лагеря смерти» состоялась в Музее Победы |. Побег из лагеря смерти», сообщили в пресс-службе музея.