Переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом. Переносное жилище на Севере. Переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом. Чум – незаменимое переносное жилище тундровых кочевников. город Свободный Амурской области Новости, события, блоги, фотоальбомы, панорамы, киносеансы, карта, встречи, расписание авто и жд вокзалов, организации. ЧУМ — ЧУМ — переносное жилище народов Севера России.
Традиционное жилье народов Крайнего Севера стало предметом роскоши
переносное жилище народов Севера называется ЧУМ, в этом слове три буквы, как и требуется, значит ответ верный, ставятся деревянные прутья -стволы и сверху накрываются шкурами оленя, становится тепло и прямо там разжигают огонь. Это переносное жилье, которое можно соорудить практически везде, причем в минимальное время. Многие северные народы с древних времен живут в чумах. Это традиционное жилье кочевых народов Севера, основными занятиями которых является животноводство. Переносное жилище саамов (малочисленный финно-угорский народ Северной Европы, в России большинство из них проживают на территории Мурманской области) в период весенне-летних кочёвок. Яранга – совсем иной вид северного жилища, который используют народы Чукотки. Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла.
Устройство яранги: жизнь и секс в яранге
Народы Севера называют традиционное жилище по-разному. город Свободный Амурской области Новости, события, блоги, фотоальбомы, панорамы, киносеансы, карта, встречи, расписание авто и жд вокзалов, организации. Как рассказала «Красному Северу» представительница общины коренных малочисленных народов Севера «Илебц» из Сеяхи Ямальского района Мария Окотэтто, на один нюк требуется не менее 50 оленьих шкур, в зависимости от их размера. переносное жилище у народов севера — ответ на кроссворд / сканворд, слово из 6 (шести) букв. Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла. Народы Севера любят принимать много гостей, и все они должны уместиться в теплом доме.
Переносное жилище народов Севера России
ЯРАНГА, -и, ж. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. ЯРАНГА, -и, ж. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей.
Национальные дома народов севера: чум, яранга и иглу
ЯРАНГА Яранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России на протяжении многих веков. город Свободный Амурской области Новости, события, блоги, фотоальбомы, панорамы, киносеансы, карта, встречи, расписание авто и жд вокзалов, организации. Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга и иглу.
Переносной домик у народов Севера
Нганасаны, эвенки, долганы зимой жили в голомо — стационарных постройках из плах, крытых корой и обложенных землей или дерном. Обогревается голомо чувалом — камином из жердей, обмазанных глиной. В таких землянках жили коренные народы Севера, занимающиеся охотой. В древности вепсы жили в полуземлянках. Со временем их сменили рубленые дома, похожие на дома карел и северных русских — с хозяйственными помещениями и двором. Охота и другие искусства Охоту различают мясную и пушную. На первую в прежние времена ходили за пропитанием, а пушнину добывали для торговли и обмена.
Образ жизни обитателей тайги связан со сменой охотничьих и рыболовных сезонов. Охотятся на снежных баранов, диких северных оленей, медведей, лосей, птицу, кабанов. Важный источник пропитания а для некоторых народов — например, ительменов, хантов — основной — рыболовство. Рыбу сушат, вялят, варят, квасят в ямах, делают юколу и строганину. Коренные жители тайги — ханты, манси, ительмены, селькупы и другие народы — не только охотятся и рыбачат, но также собирают коренья и травы, ягоды, грибы, птичьи яйца, кедровые орехи, дикий лук.
От числа шестов и их длины зависят размеры жилища: чем больше шестов, тем вместительнее чум. После установки чума, женщины застилали постели внутри. Поверх циновок клали оленьи шкуры. У самого основания шестов складывали малицы и другие мягкие вещи. Оленеводы часто возили с собой перины и подушки, а также специальные теплые спальные мешки, сшитые из овчины.
Днем всё это сворачивалось, а на ночь хозяйка раскладывала постель. Установка чума - дело всей семьи, даже дети принимают в нем участие. При этом сохраняется определенная последовательность установки чума. Яранга — переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров. Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом, сооруженным из шестов. Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами. Яранга состоит из двух половин: чоттагина и полога. Чоттагин представляет собой подобие сеней. Это холодная часть жилища. Полог - теплый шатер, сшитый из оленьих шкур, отапливается и освещается жировой лампой.
Он служит спальным помещением. В ярангах двери закрываются только в пургу. Свет в чоттагин проходит через покрышку из кожи. В чоттагине стояли ящики с одеждой, выделанными шкурами, отрезами тканей. Рядом стояли бочки с квашениями. Над очагом висел котел. Полог освещался каменными жирниками горела, например, полоска меха, опущенная в жир и пропитанная им. Чукотская яранга как многовековой символ непременно участвует во всех современных праздниках, проводимых на Чукотке. Яранги устанавливают на площадях, даже клубных фойе, устанавливают зимой и летом.
Основание дома обычно присыпают снегом, дабы жилье не унесло первой же метелью или сильным ветром. Интересно, что в любом чуме центром является печь. Этот предмет быта служит сразу две функции - обогревает и является местом приготовления пищи. Каркас самого чума состоит из 20-40 шестов, их длина и становится определяющим параметром размеров помещения. Яранга Этот вид северного жилища представляет собой палатку из деревянного каркаса. Традиционно в ярангах проживают народы Чукотки. Покрытием для яранги становятся шкуры оленей, моржей или даже китов. Жилье состоит из двух частей - полога и чоттагина. Первым словом именуют само жилище, вторым - хозяйственную часть. То есть в пологе едят, отдыхают, спят, а в чоттагине всегда холодно, считай, что ты находишься на улице. Кстати, пологов в одном яранге может быть несколько, один на одну семью, но долго молодая семья родителей не смущает, они живут вместе только до тех пор, пока не будет готово новое собственное жилище. Каждая яранга включает верхние и боковые жерди, они необходимы для мяса и рыбы.
В этих же лодках и спали. Долганы и другие оленеводы Таймыра жили в балках — каркасных строениях, поставленных на полозья. Покрывали их оленьими шкурами, которые прятали под парусину или брезент. Интерьер был незамысловат: двухъярусные койки, столик и железная печка. Такой дом перевозили упряжкой из пяти — семи оленей, и был он зимним. Береста, шкуры и немного браги Деление на сезонные жилища тоже традиционно для Сибирского региона. При этом в зимнее время обычно жили несколькими семьями, до 100 человек в одном доме! Летом же предпочитали селиться обособленно. Семья ханты-рыбака в течение года могла располагаться в четырех разных домах: зимой в лесу — в полуземлянке или срубе, весной — в дощатом доме на сваях, летом — в доме из жердей, а осенью — в чуме. Чумы, кстати, были распространены почти у всех народов Сибири и в общих чертах походили друг на друга. Каркас их состоял в среднем из 25—50 наклонных шестов, которые, перекрещиваясь, принимали форму конуса. Несмотря на довольно внушительные размеры диаметр 3—8 м , чум собирали и разбирали всего за полчаса. Притом что традиционно это делали женщины! Летом чумы покрывали заготовленной с весны берестой, которую для большей гибкости варили в ухе. Тоджинцы-скотоводы покрывали чумы корой лиственницы, укладывая ее, как черепицу. На это уходило 30—40 кусков. Зимой чумы крыли оленьими шкурами, мехом внутрь и наружу. Мех могли подстригать, чтобы в него не забивался снег. Внутренние шкуры женщины выколачивали ежедневно. При бережном обращении верхнее покрытие служило лет 20, нижнее — 5. На чум средних размеров требовалось порядка 20 шкур. При переезде их брали с собой, оставляя остов на месте. Но там, где леса было мало, жилище перевозили полностью. Постройка эта на первый взгляд очень проста, но настолько же она и «умна». После розжига очага, который традиционно располагался в центре дома, дым и тепло по стенкам поднимались вверх, до дымового отверстия. Там создавалась зона повышенного давления, и холодный воздух не мог проникнуть внутрь. Летом такая «пробка» защищала от насекомых.
Национальные дома народов севера: чум, яранга и иглу
Переносное жилище у народов севера — 6 букв сканворд | Переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом. |
Традиционные жилища народов российской Арктики | Как устроено традиционное жилище у кочевых народов Чукотки? |
Переносной домик у народов Севера 6 букв | У некоторых народов северо-восточной сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв. |
Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв | Жилища народов севера. Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях. |
Яранга - жилище кочевников северо-востока Сибири | Ответ на вопрос "Переносной домик у народов Севера ", 6 (шесть) букв: яранга. |
Значение слова «яранга»
В них женщины готовят оленину и чай, и угощают традиционными блюдами гостей. В форме яранги теперь строят на Чукотке даже теплицы и другие сооружения. Так, в центре Анадыря стоит яранга, сделанная из прозрачного пластика. Это не что иное, как овощная палатка. Так что яранга, как и олень, давно стала символом Чукотки. О любви чукчей к яранге говорит тот факт, что она как символ изображается на многих плакатах, картинах, гравировках на моржовом клыке, эмблемах, значках, даже гербах. Иглу - жилище эскимосов из снега. Представляет собой куполообразную постройку диаметром 3—4 метра и высотой около 2 метров из снежных или ледяных блоков. При глубоком снеге вход обычно устраивается в полу, ко входу прорывается коридор.
При неглубоком снеге вход устраивается в стене, к которой достраивается дополнительный коридор из снежных блоков. Важно, чтобы вход в иглу был ниже уровня пола — это обеспечивает отток из постройки тяжёлого углекислого газа и приток взамен более лёгкого кислорода, а также не позволяет уходить более лёгкому тёплому воздуху. Свет в иглу проникает прямо через снежные стены, хотя иногда устраиваются окна из льда. Внутреннее помещение обычно застилается шкурами, иногда шкурами покрываются и стены. Для обогрева жилища и дополнительного его освещения используются плошки-жирники. В результате нагревания внутренние поверхности стен оплавляются, но стены не тают, так как снег легко выводит избыточное тепло наружу хижины. Поэтому в хижине может поддерживаться комфортная для жизни человека температура. Кроме того, снежная хижина впитывает изнутри излишнюю влагу, в результате чего в хижине достаточно сухо. Полярные путешественники долгое время не могли научиться строить хижину иглу.
Однако, обладая некоторым строительным опытом, иглу можно возвести за один-два часа. Секрет строительства хижины-иглу заключается в особой форме плит разные плиты в хижине имеют разную форму , позволяющей складывать хижину в виде «улитки», постепенно сужающейся к своду. Важным является способ установки плит с опорой на предыдущие в трёх точках. Для большей устойчивости конструкцию поливают водой с внешней стороны. В настоящее время хижины иглу применяются также в лыжном туризме как аварийное жилье на случай проблем с палаткой или долгого ожидания улучшения погоды. Большой вклад во внедрение хижин иглу в советский лыжный туризм внёс Александр Берман.
Лес на Чукотке тоже есть, но он сосредоточен в центральной и западной частях. В остальных местах его либо ничтожно мало, либо вообще, по сути, нет. Отапливать любое подобное жилье, кроме яранги, круглосуточно устраивая в них «пионерские костры» — непозволительная роскошь и расточительство. А в ряде случаев это попросту невозможно. Да и не нужно. В чукотском национальном жилище есть ключевая особенность — полог. Это сооружение из жердей и шкур оленя внутри самой яранги. Посреди яранги есть очаг, но он используется только для приготовления еды, да и то очень рационально. Дым отводится через отверстие в куполе яранги. Например, оленину варят так: в костровую посуду помещается мясо оленя на костях, разводится огонь и вода с мясом доводится до кипения, дальше дрова не подбрасывают.
Жилища народов севера
- Переносное жилище некоторых народов Севера.
- Комментарии
- Схема «чум-ТРАНСФОРМЕР »
- Чум | Кочевники арктики
- Устройство яранги: жизнь и секс в яранге
Чум — традиционное жилище ненцев
Смогли бы вы жить в чуме оленевода? (ФОТО) - Узнай Россию | Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга и иглу. |
Чум: гениальность в простоте | Переносной домик у народов Севера. Переносное жилище в Сибири. |
Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв | Традиционным жилищем какого из перечисленных народов является яранга, шесты которой покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами. |
Презентация, доклад Жилище народов Севера | Переносное жилище саамов (малочисленный финно-угорский народ Северной Европы, в России большинство из них проживают на территории Мурманской области) в период весенне-летних кочёвок. |
Яранга - жилище кочевников северо-востока Сибири | имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами (яранга). |