Игумен Петр (Еремеев) также является главным редактором журнала «Православное образование», издаваемого Отделом религиозного образования Русской Православной Церкви совместно с РПУ. Богослужение возглавит ректор Российского православного университета, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы игумен Петр (Еремеев) в сослужении преподавателей университета в священном сане.
игумен Петр
Москвы Обокрав храм уехал за рубеж. Опять якобы украл икону или что-то древнее. Вот только недавно мы уже слышали про похожую версию в другом деле. Подозрительно, не так ли?
Но отношение и восприятие курсов стало меняться уже после успешного запуска первых площадок. Настоятели и игумении монастырей, на базе которых открывались курсы, стали отмечать важные перемены в жизни обители, вызванные появлением регулярных занятий по основам богословия. А именно — и это наблюдения самих игуменов и игумений, которыми они делятся, — жизнь обогатилась новыми и важными смыслами. В некоторых монастырях, например, настоятели и старшая братия взяли на себя роль преподавателей по тем или иным дисциплинам, благодаря чему возникла дополнительная форма общения насельников и совместное углубление в вероучительные темы. В некоторых обителях еще до появления нашей комиссии и базовых богословских курсов уже существовали такие аналоги: игумены и игумении составляли учебные планы и организовывали душеполезные беседы, но сейчас эта работа приобрела организованный и системный характер. Второй важный момент, который все отмечают, — обязательное появление в дневном графике насельников времени для размеренного образовательного процесса.
У многих святых отцов можно встретить мысль о том, что кроме участия в богослужении и труде, для монаха ценнейшее время — это моменты уединения, чтения, размышления. А преподобный Максим Исповедник писал: «Любовь и воздержание освобождают душу от страстей, чтение и созерцание освобождают ум от неведения, а состояние молитвы поставляет его перед Богом». Выделение времени для сосредоточения, для изучения вероучительных основ меняет качество пребывания в обители. Важно и то, что обучение на курсах — не то же, что самообразование. В рамках получения базового богословского образования у учащихся есть возможность вступать в диалог друг с другом и педагогами, узнавать и слышать разные точки зрения. Учеба в рамках системного курса выводит образование на другой уровень, повышается степень усвоения материала, и это тоже положительно влияет на обстановку и жизнь в монастыре. Конечно, когда игумены и игумении делятся своими впечатлениями, это служит популяризации самой идеи открытия курсов. Благодаря этому на сегодняшний день помимо тех обителей, где комиссия начинает свою работу по утвержденному Священным Синодом списку, мы ежегодно получаем по 4-5 дополнительных обращений от епархий, которые хотят сами включаться в работу вне плана, по собственной инициативе. Именно такого впечатления на местах от открытия курсов базового богословского образования требовал Святейший Патриарх от комиссии в начале нашей работы.
Можете рассказать, что это за площадки и что дал этот опыт? В Иоанновском монастыре матушка игумения и сестры сами поставили себе задачу создать в общине условия для непрерывного богословского образования. К моменту учреждения нашей комиссии у них эта работа уже была налажена. Поэтому в состав комиссии по образованию монашествующих и вошла монахиня Анувия Виноградова, казначея Иоанно-Предтеченского монастыря. В Новоспасском монастыре на тот момент действовали курсы дополнительного образования для духовенства, на которых в том числе получали образование монашествующие Московской епархии в священном сане. Поэтому Новоспасский монастырь, возглавляемый в то время епископом Саввой, ныне митрополитом Вологодским и Кирилловским, занимался подготовкой материалов, которые легли в основу положения и стандарта, регламентирующих деятельность комиссии. Последующий наместник Новоспасского монастыря, владыка Дионисий, ныне митрополит Воскресенский, почти на протяжении года возглавлял работу комиссии. Так что нынешние достижения во многом являются заслугой этих двух монастырей, которые подготовили почву для нашей деятельности.
С головой погружаешься в обычную городскую жизнь — общаешься с массой людей. Это очень трудно сочетать с монашеским выбором, и для преодоления возникающих противоречий приходилось мобилизовать все внутренние сипы. Поэтому, когда весной я получил назначение и переселился в Высоко-Петровский монастырь, я ощутил глубокое внутреннее облегчение, Мне именно этого не хватало. Для монаха важно жить в монастыре, какие бы послушания в Церкви он ни выполнял. Когда находишься в обители, ощущаешь ритм церковной жизни. И, конечно, много дает братская поддержка. Чем памятна для Москвы эта дата и будет ли она отмечаться? Будучи гостем князя Иоанна Калиты, Предстоятель Русской Церкви предпочел жить не в шумном поселении, а вблизи города. С именем митрополита Петра связано создание обители на возвышении у Неглинки. Тогда построенный здесь храм был освящен в честь святых апостолов Петра и Павла, а после смерти и канонизации основателя его переименовали в честь самого митрополита Петра. Фигура чудотворца Петра для истории Москвы и России имеет колоссальное значение. Именно митрополит Петр перенес престол митрополита всея Руси из Киева и Владимира в неприметную тогда Москву. Глава Церкви всех русских земель теперь пребывал в Москве, Именно это предопределило развитие нашего города как столицы Руси. Сейчас определяется программа празднования 700-летия обители, и очевидно, что это должен быть праздник для всей столицы. Чем привлекает монастырь туристов и паломников? Почти весь ансамбль монастыря создавался юным царем Петром и его матерью, царицей Натальей, урожденной Нарышкиной. Из допетровских построек в комплексе сегодня мы видим великолепный собор святителя Петра, творение Алевиза Фрязина, белокаменные ворота усадьбы Нарышкиных и первый этаж бывшего боярского дома.
Нас было 30 человек на курсе, а старшие курсы еще менее укомплектованы. То есть нас было во всей семинарии человек 80. Небольшой двор, кафедральный собор, семинария, книжка, люди, богослужения — все, что составляло тогда мой образ жизни. И это мне нравилось. Я вспоминаю то время, как очень живое, насыщенное настоящими духовными впечатлениями. И тут событие: постригают студентов старших курсов. На память пришли рассказы протоиерея Петра о монахах, которых он застал в 50-60-е годы. Да еще внезапно преподаватель по истории Церкви дал мне задание написать курсовое сочинение по монашеству. Все это вместе, плюс ощущение приближающего выпуска из семинарии было начало третьего курса дало вполне понятный эффект — я впервые задумался, что дальше. Надо решать: жениться, монашество принимать или в академию поступать. Потому что священный сан предполагает выбор образа жизни. Поводом для размышлений стал и постриг старшекурсников-студентов. Вопреки досужим разговорам, что монашество принимают люди отчаявшиеся, потерявшие смысл жизни, хочу сказать, что те, кто в семинарии стоял у истоков самых непредсказуемых, добрых решительных поступков и любых затей — почти все приняли монашеский постриг. Сегодня одни из них архиереи, другие служат монахами на приходах и в монастырях на Кавказе и в других местах. Эти яркие люди с живыми характерами, всецело открытые выбору священнического пути, вызывали во мне интерес: "Так можно? Монашество это необязательно затвор? Оказалось, что кроме кельи и молитвы, это еще и церковное служение. И оно равным образом доступно и женатому, и монашествующему священнику. Я посоветовался о возникшем желании пострижения в монашество с архимандритом Евгением сейчас он ректор Московской духовной академии и митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном, у которого я иподиаконствовал, — они принимали решение о постриге студентов. Может, в силу того, что я был "молод и зелен", владыка и отец ректор сказали: "Ну, брат, рано еще об этом говорить. Похвальное желание. Хорошо, что ты думаешь о будущем выборе. Но пока у тебя главное — учеба. Никогда не поздно принять монашеский постриг. Девушку упустить — опасно"… - Что правда. Если есть хорошая девушка — бойся потерять. А монашество можно принять и позже. Владыка еще сказал: "Ты, давай, заканчивай семинарию, потом мы тебя рекомендуем с другими студентами в Академию. Выбирай: Питер или Москва". Я хотел в Питер, да и мой отец Петр рекомендовал мне в Петербург поступать, у него были там друзья. Думал я, думал и сделал первый в своей жизни выбор, связанный не с призванием, а с осмысленным выбором. Действительно, надо закончить семинарию. Затем, даст Бог, поступить в Академию, а там уже можно принимать решение: женитьба или монашество. А к концу третьего курса Синод определил отцу Евгению быть в Москве, где ему поручили возглавить Учебный комитет. Тогда же ряд старшекурсников поступает в Московскую духовную академию. Наша семинария была объединена братским духом, мы все дружили, общались, знали родителей, родных и близких друг друга, ездили по всему региону в гости. И, конечно, знакомые из поступивших в академию подбивали меня перевестись в Московскую семинарию. Тем более казалось, что оттуда потом проще поступить в Академию — к тому времени здесь уже ввели вступительные экзамены. До того в Академию зачислялись на основании рекомендательного письма из региональной семинарии, а тут возник конкурс. Вот мне и говорили: "Данила, переводись в Московскую семинарию, присмотришься, подготовишься и поступишь сразу в Академию". Тогда я подошел к новому ректору, архиепископу Бакинскому Валентину. И он сказал: "Если ты твердо решил, мы напишем тебе рекомендацию. И последний учебный год я заканчивал в Москве. В Лавре нам преподавали преимущественно старшее и среднее поколение монахов, священников. В Ставропольской семинарии монахов вообще не было, только ректор. Остальные — протоиереи или миряне. А тут половина педагогов — монахи. Они десятилетиями живут в монастыре, в академии. И смысл их жизненной стези — преподавательская практика, священническое служение и монашество, келья. Потому что келью как колыбель спасения для монаха никто не отменял. Большое впечатление на меня произвел учебный курс Алексея Ильича Осипова. Я слушал его в семинарии лишь семестр, но Алексей Ильич буквально шокировал меня постановкой вопросов о смысле жизни, о смысле священнического служения, что мне позволило в каком-то смысле "отшелушивать зерна от шелухи". Он говорил: "Братья, вы учитесь четвертый год в семинарии, вы уже многое знаете, но все, что вы изучали, не имеет никакого значения. Все лишнее, пока вы не поймете, что ничто не имеет ценности в этой жизни — ни ваши проповеди, ни ваше знание Нового и Ветхого Завета, ни даже мое основное богословие. Все эти знания — пустота, пока вы не осознаете: только ваше личное спасение, только ваша собственная духовная жизнь имеет значение в глазах Божьих. А, значит, и для вас она должна стать мерилом. Можно изучить весь курс семинарии и академии, быть отличником, но стать сыном погибели". Меня, провинциала во всех смыслах этого слова, его лекции отрезвляли. Ведь я себя мнил образованным и очень воцерковленным старшекурсником. А тут тебе говорят, что учиться надо ради спасения собственной души. Алексей Ильич — богатый на образы педагог, тонкий и глубокий в подходах, он заставил меня многое переоценить, за что я ему очень благодарен. И диплом я получал с полной уверенностью, что мой жизненный выбор — монашество. Конечно, очень большое значение имело нахождение Московской семинарии в стенах древнего монастыря, где монашеские традиции возродились уже в конце 40-х: так мы могли видеть живую преемственность монашеской жизни. Все это в совокупности - прекрасные преподаватели, сама Лавра, Духовная академия и семинария, братские монастырские молебны, на которые мы бегали перед семинарским подъемом, - создавало правильную направленность духовной жизни. Все встало на свои места. Так что, поступив в Духовную академию, я понимал, что к третьему курсу буду подавать прошение на монашеский постриг. Тогда учеба в Академии длилась 4 года. На предпоследнем курсе Великим постом постриг, а летом, в кругу преподавателей и студентов, практика дьяконского служения. И по завершении обучения я планировал либо возвращение в Ставропольскую семинарию, либо дальнейшее обучение. Так и сложилось в итоге: после окончания Академии по приглашению моих академических друзей из Болгарии и благословению ректора я поехал на специализацию в докторантуру Софийского университета. Конечно, решение принять монашество объяснимо горячностью, эмоциями, присущими молодому неофиту. Но в дальнейшем вы не пожалели об этом? Понятно, что каждый из нас в какую-то секунду жалел о выборе… - Вопрос очень важный, потому что двое моих товарищей по Академии, о ком я вспоминаю с добрым чувством и молюсь, кто оказал на меня влияние в выборе монашеского пути, в утверждении на этом поприще, — оставили монашество. А ведь их ревность и неподдельная искренность в монашеской жизни очень меня впечатляла. Такова жизнь. Так об этом пишут опытные духовные авторы. В первую очередь появляется искушение нарушить обет целомудрия, в голове возникают мысли о возможности счастливой жизни с любимым человеком семейный очаг, дети и внуки , и от этого появляются мысли — не ошибся ли ты? Нарушение обета нестяжания, второго их трех, когда люди оказываются перед неограниченными внешними факторами, материальными возможностями, тоже возможно.
Православный календарь
- О смене Ректора РПУ: shchipkov_v_rpu — LiveJournal
- Бывший ректор православного университета игумен Петр (Еремеев) запрещен в служении и лишен сана
- Подать записку
- Игумен Петр (Еремеев)
В Башкирии православный иеромонах отрекся от церкви и обвинил ее в поборах
Он также добавил, что начало панихиды в 17. Адрес: Новая площадь, 12, площадка перед алтарной частью. Храм во имя святого апостола Иоанна Богослова на Новой площади был закрыт вскоре после революции 1917 года и передан в пользование Музею истории города Москвы. Внутренние пространства церкви и прилегающих строений были перестроены для удобства работы музея, купола снесены. В 1992 году власти Москвы приняли решение о передаче храма Русской Православной Церкви, однако богослужения в нем смогли начаться лишь в 2011 году, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал храм Российскому православному университету. Храмовый комплекс, использовавшийся не по назначению в течение многих десятилетий, пришел в ужасное состояние, и требует сейчас комплексной реставрации.
Как воспринимают эту необходимость насельники монастырей, чему учат на курсах, похоже ли базовое богословское образование на семинарское и какими знаниями должен обладать современный монах — в интервью председателя комиссии игумена Петра Еремеева порталу «Богослов. Отец Пётр, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Вы стали председателем Комиссии по вопросам образования монашествующих с момента её учреждения в 2016 году.
Расскажите, пожалуйста, как менялось восприятие и отношение к работе комиссии на местах, с какими проблемами пришлось столкнуться и какова ситуация сейчас? Вначале идея открытия курсов базового богословского образования для монашествующих потребовала подробного разъяснения. В первую очередь вопросы возникали из-за необходимости вместить в плотный график хозяйственных послушаний и богослужений время для систематических занятий. Второй вопрос — материальное обеспечение курсов. Монастырям нужно закупать обучающую литературу в количестве и по спискам учебного стандарта, подготовить аудиторный фонд, а в период пандемии необходимы были и условия для дистанционного образования. Но отношение и восприятие курсов стало меняться уже после успешного запуска первых площадок. Настоятели и игумении монастырей, на базе которых открывались курсы, стали отмечать важные перемены в жизни обители, вызванные появлением регулярных занятий по основам богословия.
А именно — и это наблюдения самих игуменов и игумений, которыми они делятся, — жизнь обогатилась новыми и важными смыслами. В некоторых монастырях, например, настоятели и старшая братия взяли на себя роль преподавателей по тем или иным дисциплинам, благодаря чему возникла дополнительная форма общения насельников и совместное углубление в вероучительные темы. В некоторых обителях ещё до появления нашей комиссии и базовых богословских курсов уже существовали такие аналоги: игумены и игумении составляли учебные планы и организовывали душеполезные беседы, но сейчас эта работа приобрела организованный и системный характер. Второй важный момент, который все отмечают, — обязательное появление в дневном графике насельников времени для размеренного образовательного процесса. У многих святых отцов можно встретить мысль о том, что кроме участия в богослужении и труде, для монаха ценнейшее время — это моменты уединения, чтения, размышления. А преподобный Максим Исповедник писал: «Любовь и воздержание освобождают душу от страстей, чтение и созерцание освобождают ум от неведения, а состояние молитвы поставляет его перед Богом». Выделение времени для сосредоточения, для изучения вероучительных основ меняет качество пребывания в обители.
Важно и то, что обучение на курсах — не то же, что самообразование. В рамках получения базового богословского образования у учащихся есть возможность вступать в диалог друг с другом и педагогами, узнавать и слышать разные точки зрения. Учёба в рамках системного курса выводит образование на другой уровень, повышается степень усвоения материала, и это тоже положительно влияет на обстановку и жизнь в монастыре. Конечно, когда игумены и игуменьи делятся своими впечатлениями, это служит популяризации самой идеи открытия курсов. Благодаря этому на сегодняшний день помимо тех обителей, где комиссия начинает свою работу по утверждённому Священным Синодом списку, мы ежегодно получаем по 4—5 дополнительных обращений от епархий, которые хотят сами включаться в работу вне плана, по собственной инициативе. Именно такого впечатления на местах от открытия курсов базового богословского образования требовал Святейший Патриарх от комиссии в начале нашей работы. В первый год работы комиссии были выделены пилотные площадки.
Можете рассказать, что это за площадки и что дал этот опыт? Родоначальниками, если так можно выразиться, базового богословского образования были два московских монастыря: Новоспасский и Иоанно-Предтеченский. В Иоанновском монастыре матушка игумения и сёстры сами поставили себе задачу создать в общине условия для непрерывного богословского образования. К моменту учреждения нашей комиссии у них эта работа уже была налажена. Поэтому в состав комиссии по образованию монашествующих и вошла монахиня Анувия Виноградова, казначея Иоанно-Предтеченского монастыря. В Новоспасском монастыре на тот момент действовали курсы дополнительного образования для духовенства, на которых в том числе получали образование монашествующие Московской епархии в священном сане.
Вот, например, приходит молодой человек после школы, хочет стать монахом. Ясно, что до пострижения у него будет период подготовки: трудничество, послушничество. А с точки зрения образования как обстоят дела? В принятом в 2011 году Архиерейским Собором документе «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» содержится рекомендация для всех монахов и монахинь получить духовное образование хотя бы на базовом уровне. Аналогичная рекомендация есть и в положении, регламентирующем деятельность нашей комиссии. Кроме того, в этом Положении о курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих есть указание на то, что каждый человек, готовящийся к принятию пострига, должен получить базовое богословское образование. Эта норма не распространяется только на христиан, принимающих монашество в пенсионном возрасте, и тех, у кого есть какие-то ограничения по здоровью. На мой взгляд, это очень правильно. История развития христианских монастырей вообще тесно связана с образованием. Монастыри зачастую были центрами книжности, просвещения. Если говорить о Русской Православной Церкви, после долгого периода гонений, упразднения монастырей, которое православные пережили в XX веке, последовал новый период возрождения жизни в обителях. Правда, порой оказывается, что восстановить архитектурный ансамбль монастыря может быть гораздо проще, чем создать условия для развития жизни общины, объединённой ради Господа. Для монастыря естественно обеспечивать насельников пищей и необходимыми бытовыми условиями, но также естественно заботиться и о постоянном изучении монашествующими основ христианского вероучения и Писания. В рамках работы комиссии был разработан образовательный стандарт. Он предполагает от двух до трёх лет обучения в зависимости от формы — очной, очно-заочной или дистанционной. Что в этом стандарте принципиально важного и чем курсы отличаются от семинарского образования? Стандарт курсов для монашествующих разрабатывался безотносительно к стандарту высшего духовного образования. Да, в разработке документов принимали участие в том числе преподаватели семинарий и академий, в этом смысле некоторое влияние существующих стандартов, наверное, было неизбежно. Но оно не носило определяющий характер. Выбор дисциплин и количество часов для их изучения обсуждались с игуменами и игумениями, с архиереями. Мы рассылали проект образовательного стандарта и предлагали все его части к изучению и оценке. Нам было важно, чтобы этот документ, регламентирующий образовательный процесс, сформировался с учётом всех мнений. Всё-таки важная задача курсов — не только дать образование тем, кто уже в ангельском чине, но и подготовить, дать базовое богословское образование тем, кто готовится к постригу. Поэтому в образовательном стандарте много пропедевтики. Опять же, те, кто уже давно живёт в монастыре, участвуя в богослужениях, читая и слушая жития святых, имеют возможность почерпнуть многие знания. Но для тех, у кого этого опыта нет, нужны основы. Список рекомендуемой по стандарту литературы выглядит очень взвешенным и ёмким. И все же мы планируем в ближайшее время обсудить возможные его коррективы, расширить рекомендации. Появляются новые издания, которые стоит иметь в виду.
Большинство моих товарищей по учёбе буквально преображались на глазах, готовясь к хиротонии. От репринта — к оригиналу — Может быть, потому, что их вера переходила в дело? Об этом святой апостол Павел сказал прекрасно: «Вера без дел мертва». Впрочем, сегодня впору уже обращать внимание христиан на то, что добрые дела без веры мертвы и тщетны. Иногда трудно преодолеть ощущение, что отдельные моменты нашей церковной жизни по характеру напоминают исторические реконструкции. Это как нетрудоёмкие, весьма доступные в исполнении репринтные переиздания дореволюционных книг и брошюр. Но ведь когда мы допускаем слепое безжизненное копирование прежде бывших форм, устоев, традиций, то ни о каком духовном возрождении речи идти не может. Такие реконструкции безжизненны. Мы должны переживать каждое слово Писания и Предания, только тогда наша церковная жизнь будет действительно спасительной. Но сколько рядом с нами настоящих христиан! Слава Богу! И именно их живой верой, настоящими делами веры, их примером назидаешься. Благодаря этим искренним последователям Христа, и возрождается наша Церковь. Сопоставима ли церковная жизнь в России и там? Передо мной стояла задача защиты докторской диссертации. И, конечно, приехав в Софию, я с головой окунулся в жизнь братской Болгарской Православной Церкви. Служил в других епархиях, часто жил и служил в монастырях. Это был удивительный период. Религиозная жизнь болгар уже потому отличается от нашей, что гонения на Церковь там не имели таких ужасных масштабов, как в России. Вера балканских христиан стала для меня чем-то удивительным — она пронизывает все слои населения, независимо от сословий и возраста. Это касается не только болгар, но и сербов, и греков. Конечно, и там есть свои и общие для христианских народов трудности. Но, благодаря четырём годам жизни на Балканах, я смог вживую увидеть, как много значит непрерывная духовная традиция. После защиты я вернулся в Россию и по благословению Святейшего Патриарха Алексия трудился в качестве проректора в Московской духовной академии и сотрудника Синодального Учебного комитета. Академия с момента поступления стала мне домом, после монашеского пострига это ощущение семейной принадлежности академическому братству закрепилось окончательно. Поэтому я был счастлив потрудиться во благо родной школы. Эти два года пролетели как один день. А потом был Дальний Восток… Путём дальневосточного послушания — Вы же там с нуля начинали? Это современный, красивый город, с вполне столичной динамикой и насыщенностью образовательной и культурной жизни. Хабаровская епархия давно уже была готова к открытию семинарии, и поэтому работать было легко и интересно. Ехал я не без страха перед новым и грандиозным по своим задачам служением. Святейшим Патриархом Алексием Хабаровская семинария замышлялась как центральное для дальневосточного региона духовное образовательное учреждение. Поэтому впервые в новооткрытую Синодом духовную школу была направлена целая команда администраторов и педагогов. Благодаря особому статусу семинарии, личному заинтересованному участию правящего архиерея и поддержке губернатора, этот проект состоялся. Был построен самый современный комплекс зданий, запущен учебный процесс по стандартам высшего образования, первым в стране духовный вуз получил лицензию на реализацию государственных стандартов. До сих пор не верится, что нам удалось всё это сделать за столь ограниченное время. Примечательно, что в работе принимали участие не только духовенство, администраторы и педагоги, большую лепту в становление семинарии внесли сами студенты. С самого начала это была настоящая духовная семья. Пять лет жизни и служения на Дальнем Востоке вместили так много качественно разного и в человеческом, и в духовном измерении! Даже сейчас, спустя почти два года, этот опыт и настрой дают мне силы, необходимые для выполнения сегодняшнего послушания. На период строительства новых зданий архиепископ Марк разместил семинарию при старом кафедральном соборе. Этот храм и его замечательная община и были мне вручены.
Еремеевщина все
Евфросинии Полоцкой» и общественной организации местной белорусской национально-культурной автономии «Крым-Беларусь» почтили память жертв страшной трагедии Хатыни. Мероприятие началось с панихиды об упокоении душ, сгоревших живыми в огне Хатыни и обо всех погибших и замученных, которую провел отец Пётр Дворников. В завершении мероприятия прозвучала премьера песни «Стали плакать березы» на слова Галины Барановой, музыка и исполнение Владимира Попова.
Игумен Петр Еремеев: - Необходимо правильно понимать назначение поста. Пост — это упражнение, когда мы ставим перед собой цель и постепенно, в течение времени, ее достигаем. И для этого устанавливается определенного рода периоды для этих духовных упражнений, ограничения себя в пище, в развлечениях. В том числе и в плотских связях. Хорошо, давайте посмотрим на ситуацию в конкретном случае: допустим, есть бедный человек и он не может определиться с мерой поста. Думаю, что по совести совершая пост в возможном для себя варианте, он не согрешит. Но в каждом случае желательно, чтобы христианин нашел возможность со священником, чтобы совесть потом его не обличала. Ведь цель начавшегося поста — прийти к встрече Рождества Христова с чистой совестью.
Челышев: - А если пост совершает и соблюдает все каноны преступник, казнокрад? Неужели сам факт соблюдения всех канонов поста делает его душу чистой? По мне, так нет. Игумен Петр Еремеев: - Пост — это не галочка в зачетке. Это настроение жизни, включающее в себя не только то, что человек не ест определенную пищу, но и то, как он себя ведет, чем занимается, сколько внимания в период поста он посвящает молитве. И механически подойти здесь невозможно, высчитать, прощаются грехи преступнику, грешнику или нет. Пост — это шаг к обнажению перед Богом своей души, когда мы наиболее ярко видим свои грехи. И за период поста мы со всем возможным рвением пытаемся себя исправить. Антон Челышев: - Во время поста, так я понимаю, во время воздержания с человеком происходят физически изменения, которые заставляют его больше думать… Звонок от радиослушателя Василия: - Я профессиональный фармаколог и диетолог. При переходе на пост, при резком переходе происходит интоксикация.
Организм не подготовлен к резкому переходу. Переход должен быть постепенным. Моя мама постилась постоянно. Ей 80 лет. И у нее проходили во время поста самые тяжелые болезни. Чинкова: - А надо заранее себя в чем-то ограничивать? Или можно одним махом? Игумен Петр Еремеев: - Многовековой опыт церкви в совершении поста выражается в духовной и физической подготовке верующих к посту. Рождественский пост — один из самых легких, потому что разрешается за исключением пятницы и среды употребление рыбы и морепродуктов. А вот Великий Пост самый строгий.
И перед его наступлением Церковь предлагает христианам недели подготовки. И постепенно человек подходит к совершению Великому Посту, подготовившись душой и телесно. Если мы постимся сегодня, мы думаем, с какими мыслями мы встречаем Рождественский пост, что у нас будет на столе, чтобы детишки радовались, как у нас в семье пройдет встреча Нового года и Рождества. Для православных семей Рождественский пост это замечательный период. Никто не ходит с постными лицами, не портит друг другу настроение. Все ждут Рождества, ждут Нового года. Это праздник души. Челышев: - Почему так случилось, что самые продолжительные посты приходятся на такие интересные времена года: конец осени — начало зимы и вся весна? И в странах, где снимают три и пять урожаев. Эти никак не связано с временами года применительно к российским условиям ведения сельского хозяйства.
Посты такие же и в Африке, и в Азии… Самое главное — смотреть, для чего совершается пост. Самое главное — открытое сердце, сердце встречающее праздник Рождества Христова. Цель поста — помочь духу освободиться от той рутины, которая бывает в обычные дни, не позволяет с чистым умом встречать праздник. Звонок от радиослушателя Андрея: - Я хочу вас успокоить. Это не из-за того, что скудность продуктов. Из-за того, что так сложена религия. Если вы почитаете Шмелева, то он вспоминает Великий Пост, как самое радостное и вкусное время. И так описываются продукты, которые продавались на постном рынке тогда, когда Россия соблюдала пост. И был звонок от фармаколога, что резкий переход… Ну, Россия соблюдала пост достаточно правильно в свое время. Но особых обострений не было.
А что касается личных ощущений… Я всегда вспоминаю свой первый Великий Пост, который я держал. Никаких особых усилий я над собой не делал в отказе от продуктов животного происхождения.
Александр Вознесенский Похоже, в Моспатриархии будут теперь активно продвигать сравнительно новый термин «нахождение под церковным судом». Переизбрать членов суда невозможно нужен собор. Переназначить тоже не по уставу. И это болото затягивает причастных все глубже и глубже.
Это первая Божественная литургия владыки после назначения его и. Епископу Никандру сослужили игумен Петр Еремеев , приглашенное духовенство и клирики храма. Диаконский чин возглавил диакон Петр Граматик. На сугубой ектинии были вознесены особые прошения, архиерей прочитал молитву о Святой Руси.
Протоиерей Петр: Эмира Кустурицу ждут и ценят в ивановском Сараево
В 2010 году его назначили ректором Российского православного института РПИ , спустя год — ректором Российского православного университета, в состав которого вошел РПИ. В 2013 году Еремеев стал наместником Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы. Он занимал эти должности до 2021 года.
Так в ходе реставрации нашли колодец Нарышкиных, часть белокаменной дороги к речке Неглинная и много надгробий. Одно из таких надгробий было найдено у нас у восточной стены собора в честь Святителя Петра. Некрополь засыпался неоднородным слоем земли, некоторые надгробия находились прямо на поверхности, но большая часть из присутствующих здесь была найдены в ходе реставрационных работ, которые проводились в монастыре в последние 5 лет». Кроме Высоко-Петровского монастыря, в списке храмов, которые отреставрируют в следующем году за счет городского бюджета, еще 6 объектов культурного наследия. Протоиерей Леонид Калинин, председатель экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации: «Постоянно происходят какие-то разрушения, подойти к их устранению нужно очень осторожно и деликатно, чтобы спасти то наследие, которое нам досталось, слава богу, от предков. Это нужно делать, это часть нашей истории, часть нашей исторической памяти».
Основная задача — создать живопись, которая будет соответствовать по своей цветовой гамме, по технике исполнения и манере письма той, которая дошла до нас с конца XIX века. В хаме Иконы Божьей Матери в усадьбе «Царицыно» реставрационные работы проходят без шума и строительной пыли. В северном приделе церкви профессиональные художники возвращают стенам и сводам исторический облик. Процесс долгий и трудоемкий, требующий особой подготовки. В 90 годы церковь тоже реставрировали, но тогда все делали на скорую руку, чтобы в буквальном смысле залатать дыры в кровле.
Учеба в рамках системного курса выводит образование на другой уровень, повышается степень усвоения материала, и это тоже положительно влияет на обстановку и жизнь в монастыре.
Конечно, когда игумены и игумении делятся своими впечатлениями, это служит популяризации самой идеи открытия курсов. Благодаря этому на сегодняшний день помимо тех обителей, где комиссия начинает свою работу по утвержденному Священным Синодом списку, мы ежегодно получаем по 4-5 дополнительных обращений от епархий, которые хотят сами включаться в работу вне плана, по собственной инициативе. Именно такого впечатления на местах от открытия курсов базового богословского образования требовал Святейший Патриарх от комиссии в начале нашей работы. Можете рассказать, что это за площадки и что дал этот опыт? В Иоанновском монастыре матушка игумения и сестры сами поставили себе задачу создать в общине условия для непрерывного богословского образования. К моменту учреждения нашей комиссии у них эта работа уже была налажена.
Поэтому в состав комиссии по образованию монашествующих и вошла монахиня Анувия Виноградова, казначея Иоанно-Предтеченского монастыря. В Новоспасском монастыре на тот момент действовали курсы дополнительного образования для духовенства, на которых в том числе получали образование монашествующие Московской епархии в священном сане. Поэтому Новоспасский монастырь, возглавляемый в то время епископом Саввой, ныне митрополитом Вологодским и Кирилловским, занимался подготовкой материалов, которые легли в основу положения и стандарта, регламентирующих деятельность комиссии. Последующий наместник Новоспасского монастыря, владыка Дионисий, ныне митрополит Воскресенский, почти на протяжении года возглавлял работу комиссии. Так что нынешние достижения во многом являются заслугой этих двух монастырей, которые подготовили почву для нашей деятельности. По какому принципу формируется этот план?
Этот список рассматривает Священный Синод на заседании в конце года, и в декабре мы имеем план работы на предстоящий год. В этом году, например, по решению Священного Синода в план по открытию курсов базового богословского образования для монашествующих вошли девять митрополий и епархий Бурятская, Кузбасская, Курганская, Ставропольская, Удмуртская и Челябинская митрополии, Владикавказская, Сыктывкарская и Якутская епархии. Также были перенесены в план этого года Оренбургская и Томская митрополии. А Донская и Архангельская митрополии сами изъявили желание открыть курсы для монашествующих вне плана. Таким образом, в 2023 году мы работаем над открытием богословских курсов в монастырях 13 митрополий и епархий Русской Православной Церкви. Или сейчас работа строится таким образом, чтобы охватить максимум епархий и митрополий и открыть везде хотя бы по одной площадке?
Именно она обеспечивает всю работу по подготовке, представлению курсов к открытию и последующей аккредитации. При этом члены комиссии посещают все места, где действуют курсы, везде проводят полноценную процедуру проверки, консультации. Например, в Великом Новгороде в рамках курса базового богословского образования для монашествующих действует несколько точек — в крупном монастыре и в удаленных обителях. Такая же ситуация в готовящихся к запуску курсах в Донской митрополии.
В 2020 и 2021 годах были открыты 23 Курса, обеспечивших доступ к базовому богословскому образованию монашествующим 42 епархий и одного ставропигиального монастыря. Также была проведена аккредитация двух Курсов. Все проверки прошли в очном формате.
Члены Комиссии выезжали на места и, согласно действующему Положению, обеспечивали необходимые нормативные процедуры, соблюдая, конечно, и все требуемые санитарные меры. Поэтому ограничения пандемии хотя и внесли некоторые коррективы в нашу работу, но нисколько не помешали решать стоящие перед нами задачи. Свою практическую пользу в этот период принес и статус нашей Комиссии. Являясь межведомственной, она включает в свой состав представителей Синодального отдела по монастырям и монашеству, Учебного комитета Русской Православной Церкви и Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Члены Комиссии обменивались опытом работы синодальных ведомств в новых условиях и это позволило нам сохранить динамику работы. По нашей статистике на данный момент трехлетний курс обучения на Курсах с получением Свидетельства об их прохождении прошли 721 насельник из 79 монастырей Русской Православной Церкви. А сейчас на Курсах обучаются 1813 насельников из 245 монастырей нашей Церкви.
Во многом такой охват достигается благодаря наличию у ряда Курсов филиальной сети в виде дополнительных учебных площадок в отдаленных монастырях. Всего же обучением на Курсах охвачены насельники 310 монастырей Русской Православной Церкви, как окончившие, так и продолжающие обучение. По нашим подсчетам доступ к базовому богословскому образованию в связи с открытием новых Курсов в текущем 2022 году получили 257 насельников из 39 монастырей. Мы с благодарностью прислушиваемся и к отзывам тех, кто обеспечивает конкретную работу на местах — руководителям, преподавателям и слушателям Курсов. Мы осуществляем нашу деятельность не жалея сил и надеемся, что полезны Церкви в той сфере, в которой несем наше послушание. Конечно, из общего числа членов Комиссии по объему выполняемой работы выделяются те, кто трудится в выездных группах.
Экс-ректора Российского православного университета игумена Петра (Еремеева) лишили сана
по радио сообщили | Как сообщает РНЛ, «игумен Пётр (Еремеев) освобождён от должности ректора Российского Православного Университета. |
Telegram: Contact @diak_kuraev | Размышления о современном монашестве Игумен Петр (Еремеев), председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования Монашествующих Русской Православной Церкви. |
Telegram: Contact @diak_kuraev | Покровитель иеромонаха Лаврентия (Полешкевича) — игумен Пётр (Еремеев), который в 2013 г. решением Священного синода РПЦ назначен на должность наместника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы. |
Игумен Пётр (Еремеев). Опять правило 25 | Как воспринимают эту необходимость насельники монастырей, чему учат на курсах, похоже ли базовое богословское образование на семинарское и какими знаниями должен обладать современный монах — в интервью председателя комиссии игумена Петра (Еремеева) порталу. |
И снова печально знаменитый (гомо)игумен Петр Еремеев... | | 14.02.2024 8 февраля 2024 года епархиальный суд г. Москвы Русской Православной Церкви принял решение об извержении из сана игумена Петра (Еремеева). |
Биография игумена Петра (Еремеева)
Игумен Петр (Еремеев), ректор Российского православного университета и Московского православного института святого Иоанна Богослова, рассказал о том, как он получил благословение возглавить вуз, с какими трудностями столкнулся в первые годы руководства. В 2010 отец Мартирий назначен настоятелем русского греко-католического храма в Мюнхене. Но сам отец Пётр предпочёл не являться на его заседания, по данным СМИ, покинул страну, и в результате был извержен из сана. 25 октября 2021 г. игумен Петр (Еремеев) ушел с поста ректора Российского православного института святого Иоанна Богослова (Тверской район Москвы). Мероприятие началось с панихиды об упокоении душ, сгоревших живыми в огне Хатыни и обо всех погибших и замученных, которую провел отец Пётр Дворников.
Суд РПЦ запретил служить экс-ректору православного университета Еремееву
На прошедшем вчера заседании Синода РПЦ был освобожден от должности наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря игумен Петр (Еремеев), вместо него назначен игумен Евфимий (Моисеев), клирик Московской епархии. Епархиальный суд Русской Православной Церкви в Москве запретил в служении и постановил извергнуть из сана игумена Петра (Еремеева) после троекратного вызова на заседания церковного суда, на которые он не явился. последние новости сегодня в Москве. игумен Петр - свежие новости дня в Москве, России и мире. Смотри Москва 24, держи новостную ленту в тонусе. Отец Петр, когда говорят о православных вузах, предполагается, что и наука в них какая-то «особенная», но разве возможна «православная физика» или «православная биология»? Петр Еремеев довольно молодой священник, он 1973 года рождения и в 1991 году поступил в Ставрапольскую Духовную Семинарию, потом перевёлся в Московскую Духовную Семинарию и продолжил образование в Московской Духовной Академии. считает гость программы "Прощеное воскресенье" ректор Российского православного института святого Иоанна Богослова игумен Петр (Еремеев).
Публикации
- Публикации
- Петру Еремееву оставили монашество
- Содержание
- В Евпатории почтили память жертв страшной трагедии Хатыни
- В Даниловом монастыре состоялось заседание Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству
- Надгробия московских монастырей открывают тайны истории
по радио сообщили
Отец Петр посвятил свое пастырское слово основной и самой важной теме воскресного дня перед Великим постом – прощению ближнего. последние новости сегодня в Москве. игумен Петр - свежие новости дня в Москве, России и мире. Смотри Москва 24, держи новостную ленту в тонусе. Игумен Пётр (Руслан Николаевич Еремеев). кандидат богословия, доктор теологии (PhD) Институт кино и телевидения ГИТР Москва, Россия e-mail: ierom@ Божественную литургию возглавил настоятель храма игумен Пётр (Еремеев) в сослужении духовенства. Религия - 14 февраля 2024 - Новости Уфы - Мероприятие началось с панихиды об упокоении душ, сгоревших живыми в огне Хатыни и обо всех погибших и замученных, которую провел отец Пётр Дворников.