Органы местного самоуправления в целом становятся так называемым фильтром, который принимает на себя буквально все проблемы, независимо от их уровня. Обзор изменений федерального законодательства, касающегося вопросов организации местного самоуправления, принятых и вступивших в силу в ноябре 2023 года. НОВОСТИ МСУ В РОССИИ Еженедельный электронный выпуск газеты «Местное самоуправление». пояснил секретарь регионального отделения «Единой России».
Реформа местной власти: вернуть забытое старое
«Внесенный законопроект посвящен организации местного самоуправления и является следующим этапом в выстраивании единой системы публичной власти в стране. Во властных коридорах федерального уровня вдруг вспомнили о существовании в России почти бесправного, но при этом и безответственного местного самоуправления (МСУ). «Сегодня мы подвели итоги работы органов местного самоуправления в период проведения специальной военной операции, оценили решение ими задач, поставленных Президентом и Губернатором. А по данным Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления, в ходе обсуждения инициативы было направлено около 30 000 разных предложений от муниципалитетов и представителей экспертного сообщества.
муниципального образования город-герой Новороссийск
Призванная исправить сложившуюся ситуацию реформа была поддержана и в восьми районах Струго-Красненском, Красногородском, Локнянском, Невельском, Новоржевском, Опочецком, Печорском и Пыталовском , которые стали первопроходцами, и областным Собранием депутатов. После того, как губернатор Михаил Ведерников выступил с законодательной инициативой по созданию муниципальных округов, в региональный парламент был внесен пакет проектов законов - и депутаты оперативно приняли соответствующие решения. Областные отделения всех ведущих политических партий либо поддержали изменения как это сделала «Единая Россия», члены которой выступали проводниками и популяризаторами изменений , либо, как минимум, не мешали проведению реформы. Против выступили только в КПРФ впрочем, не проявляя по теме большой активности , и в псковском «Яблоке», руководители которого пытались противостоять преобразованиям районов в муниципальные округа. Главным образом это происходило в Новоржевском районе - последней территории так называемой «яблочной аномалии», где до прошлого года кресло главы занимала представительница этой оппозиционной партии. Сопротивление было ожидаемо, ведь новая модель делает практически невозможным приход к власти в районах представителей оппозиции. Принципиальное отличие новой системы управления от ранее существовавшей заключается в том, что она становится более простой - упраздняется волостной уровень, главы избираются окружными собраниями депутатов и становятся еще более подконтрольны губернатору. Таким образом, все уровни власти встраиваются в единую вертикаль - от президента до самого близкого к населению уровня МСУ. Между первой и второй... Первый этап реформы в Псковской области, как и в некоторых других регионах, проходил опережающими темпами, еще до принятия федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в единой системе публичной власти» он не принят до сих пор , делающего такие изменения обязательными для всех.
Несмотря на попытки яблочников противостоять преобразованиям, они проходили, как говорится, без сучка и задоринки. Во всех восьми муниципалитетах процесс прошел ровно, в Струго-Красненском и Красногородском районах действующие главы даже не стали участвовать в выборах - при этом пролонгировали свои властные полномочия. Никакого серьезного противодействия инициаторы реформы не встретили, разве что в том самом Новоржевском районе Софья Пугачева и поддерживающие ее яблочники пытались противодействовать, однако потерпели неудачу. Донести до местного населения свою точку зрения и убедить народ в том, что стартовавшая реформа «убивает МСУ» и несет исключительно негативные последствия, они не сумели. А суды проиграли.
На округ, где проживают менее 1 тысячи человек, будет положено 7 депутатов, до 10 тысяч — 10, до 30 тысяч — 15, до 100 тысяч — 20, от 100 до 500 тысяч — 25, свыше 500 тысяч — 35. Особых новаций в вопросе обретения главой муниципального образования своего статуса нет. Его по-прежнему могут выбрать либо на всенародном голосовании, либо депутаты — из числа своих. Напомним, в Ленобласти сейчас на выборах определяется глава только Новодевяткино хотя соответствующий закон есть и его можно применить во всех остальных поселениях. Эту роль по-прежнему можно будет совместить с должностью главы администрации, надо только прописать в уставе. Правда, появится нюанс: высшее должностное лицо субъекта может предлагать своих кандидатов, и, если выбор депутатов пал на него, глава автоматически становится и главой администрации. А вот по поводу импичмента главы в новом законе прописан революционный шаг. Депутаты наконец получат право его увольнять. Сегодня это можно сделать только по суду, да ещё попробуй докажи, что гражданин плохо работает на благо поселения. Теперь лишиться работы глава сможет из-за того, что систематически оказывается неэффективным менеджером, а также, к примеру, если на его территория произойдёт массовая дискриминация по любому признаку. С главой администрации всё по-прежнему сложно, надо доказывать его плохую работу через суд. Впрочем, глава региона имеет право издать правовой акт об отрешении обоих, практически по щелчку. Причина — "систематическое недостижение показателей эффективности деятельности". Помимо прочего, он может вынести предупреждение и объявить выговор главе и главе администрации за ненадлежащее исполнение ими обязанностей. Притом им даётся месяц на исправление, и если этого не произошло, их лишают работы.
Чтобы не заниматься такими вещами, мы, конечно, будем очень просить отнестись депутатский корпус с пониманием», - пояснил «политрук» регионального правительства. А уже после окончания президентских выборов спикер регионального парламента Александр Котов в эфире той же радиостанции заявил: «У нас в этом году будет еще шесть районов, которые пойдут по пути создания муниципальных округов, включая Гдовский район. Такая инициатива, насколько мне известно, уже выдвинута, теперь необходимо пройти этот процесс в соответствии с действующим законодательством». Как сообщил Псковской Ленте Новостей источник в региональной власти, помимо Гдовского района, проведение муниципальной реформы планируется в Усвятском, Дновском, Порховском, Плюсском и Бежаницком районах. В основном это те самые муниципалитеты, где в этом году должны пройти всенародные выборы глав - «Совпадение? Не думаю! Ожидается, что в ближайшее время будут назначены общественные слушания в каждом из районов. В случае положительного решения в сентябре пройдут выборы нового состава муниципальных депутатов, а затем — конкурсы на должности глав. Управленческая чехарда, происки оппозиции и прочие неприятности С учетом прошлогоднего опыта можно прогнозировать, что в целом второй этап реформы также будет проходить ровно и спокойно. Прежде всего это касается традиционно беспроблемных для власти районов - таких, как Усвятский или Бежаницкий, где, кстати, вероятна смена главы - по информации источников ПЛН, действующий руководитель Сергей Михеев собирается сменить род деятельности. При том, что ситуация в данных муниципалитетах характеризуется наличием многих проблем, оснований прогнозировать сложности при проведении муниципальной реформы на данный момент нет. На общем фоне выделяется Гдовский район, который исторически является для областной власти проблемной территорией. Напомню, что по итогам муниципальных выборов дважды за последние 15 лет пост главы района там занимали представители оппозиции - избранный в 2009-м при участии «Справедливой России» Николай Миронов и Юрий Павлов, который победил на досрочных выборах в 2017-м благодаря поддержке «Яблока». В целом ситуация в Гдовском районе не отличается стабильностью, нередки проблемы чиновников с законом и возбуждение уголовных дел, в отличие от других муниципалитетов, достаточно сильны позиции яблочников во главе с депутатом районного собрания, главой областной фермерской ассоциации Александром Конашенковым. Как следствие - традиционно непростая ситуация в районном собрании.
Почетной грамотой Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления награжден вице-мэр Андрей Южаков. Заместитель мэра — председатель комитета по бюджетной политике и финансам администрации Иркутска Альфия Валиулина удостоена почетного звания ВАРМСУ «Лучший работник местного самоуправления». В истории Ассоциации муниципальных образований Иркутской области фактически открыта новая страница. Радует отношение региональной власти к проблемам муниципалитетов. Мы сегодня работаем конструктивно, совместно решаем задачи, которые ставит перед нами время», — подчеркнул Вадим Семенов. Заведующая сектором туризма отдела инвестиционной деятельности и туризма комитета по экономике и стратегическому планированию администрации Иркутска Анжелика Москаленко одержала победу в номинации «Градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства» конкурса «Лучший муниципальный служащий Иркутской области».
Зачем федеральные власти хотят распустить все сельсоветы России и что об этом думают на Алтае
Федеральная власть вспомнила о местном самоуправлении | основное - подчинить глав губернаторам, станут обязательными для всех. |
ПРИГОВОР МСУ С ОТСРОЧКОЙ ИСПОЛНЕНИЯ - КПРФ в Ярославской области | самые актуальные и последние новости сегодня. |
Мэры назначили высокую цену за своё включение в публичную власть | Октагон.Медиа | «Стартовавший в России процесс построения системы публичной власти подготавливает почву для демонтажа местного самоуправления в столицах регионов», – полагает издание. |
Мэр Иркутска награжден медалью «За развитие местного самоуправления» | Депутат от «Единой России» Дмитрий Вяткин рассказал, что после принятия первого закона о местном самоуправлении начался «парад суверенитетов». |
Муниципальная реформа в России и Петербурге — когда пройдет - 21 сентября 2023 - ФОНТАНКА.ру | «Преобразование муниципальных образований осуществляется законом Санкт-Петербурга по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Санкт-Петербурга. |
О какой реформе идет речь
- Прокурор разъясняет - Прокуратура Республики Коми
- День местного самоуправления отметили в Успенском районе
- Новости по теме: местное самоуправление
- Рекомендуем
- Час информации «Местное самоуправление в России»
Рустам Минниханов: «В одноуровневой системе местного самоуправления есть смысл»
«Это отход от здравого смысла»: Госдума собирается ликвидировать местное самоуправление | Работая совместно с муниципалитетами России и многочисленными общественными корреспондентами, сетевой проект "Новости местного самоуправления" даёт возможность любому субъекту Российской Федерации рассказать о своей жизни всей стране. |
19.04.2024 День специалиста «Местное самоуправление в России» в Камышевском отделе | Во властных коридорах федерального уровня вдруг вспомнили о существовании в России почти бесправного, но при этом и безответственного местного самоуправления (МСУ). |
МСУИНФОРМ Вопросы местного самоуправления | Сегодня в России отмечается День местного самоуправления (МСУ). Местное самоуправление в любой стране – основа низовой власти, которая помогает функционированию общества. |
Законопроект по контролю за деятельностью органов МСУ представят в 2023 году
Актуально Делегация Шемуршинского муниципального округа приняла участие в торжественном мероприятии, посвященном Дню местного самоуправления 26 апреля 2024 года делегация Шемуршинского муниципального округа во главе с исполняющим обязанности главы администрации Шемуршинского муниципального округа, заместителем главы администрации - начальником управления по благоустройству и развитию территорий Андреем Кокуркиным приняла участие в торжественном мероприятии в честь профессионального праздника муниципальных служащих, которое состоялось в Чувашской государственной филармонии. От имени Главы Чувашской Республики Олега Николаева представителей муниципальной власти с профессиональным праздником поздравил руководитель Администрации Главы Чувашской Республики Вячеслав Борисов: «Ваш профессионализм, верность избранному делу, любовь к своей малой родине обеспечивает стабильность и процветание территорий, за которые вы отвечаете. Повышается инвестиционная, туристическая привлекательность, улучшаются условия для жизни, а самое главное — эффективно решаются актуальные для каждой местности, каждого гражданина задачи в любых сферах или направлениях».
Губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв тогда утверждал, что внедрение новой системы позволяет аккумулировать бюджетные средства и экономить 3-4 млрд рублей ежегодно. Реформа в настоящее время реализуется и в Тамбовской области, где вместо муниципальных районов появятся 23 муниципальных округа. К слову, глав муниципалитетов нового типа будут определять на конкурсной основе, а не посредством прямых выборов. Глава региона Максим Егоров пообещал, что благодаря изменениям и объединению сельсоветов с муниципальными округами откроются новые возможности для софинансирования участия в нацпроектах и федеральных программах, что позволит оперативнее решать проблемы в образовательной, социальной и других сферах. При этом, по словам губернатора, для рядовых граждан ничего не изменится, в частности, в процедурах оформления документов. Отказом от самостоятельности внутригородских районов, который также может стать частью общероссийской реформы МСУ, уже занялись и в Челябинске. Накануне в гордуме прошли соответствующие публичные слушания. Депутат городской думы Челябинска Дмитрий Алёхин заявил, что создание райсоветов в 2014 году было ошибкой, поскольку жители якобы остались недовольны той реформой, а у внутригородских районов так и не появилось собственных источников финансирования для осуществления сколько-нибудь серьёзных полномочий.
Правда, лидер реготделения «Яблока» Ярослав Щербаков призвал вынести вопрос о ликвидации райсоветов на местный референдум, чтобы выяснить реальное мнение людей. Однако, судя по всему, решение будет приниматься самими органами власти без всяких референдумов. Таким образом, муниципальная реформа, которую ещё только согласовывают в российском парламенте, по факту уже начала ползучее движение по стране. О её возможных последствиях «Московской газете» рассказал политолог, президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков. Дело в том, что основные черты оформились ещё в советское время, когда предполагался жёсткий контроль со стороны центра, в то время со стороны КПСС от ЦК до райкомов. И эта логика развития во многом сохранилась, хотя местное самоуправление должно было формироваться по совсем другим принципам, иметь свои бюджеты, свои жёсткие интересы и так далее. Даже политические партии должны были прорастать снизу. Но сложилось как сложилось. Местное самоуправление претерпело несколько кардинальных изменений. Сперва была широкая картина из областных, местных властей и так далее, со своими бюджетами, с конкуренцией между собой.
Но в нулевые вся эта история стала двигаться в сторону вертикализации власти, когда каждый последующий уровень власти является непосредственно вышестоящей инстанцией для предыдущего. Сложилась чёткая система соподчинения, которая хорошо видна на примере городских округов в Подмосковье. Городские округа фактически влились в региональную власть и стали избавляться от нижнего уровня сельских и городских поселений. Это отражает те процессы, которые происходят и на федеральном уровне», — отметил Гращенков. По словам политолога, «главы городских округов становятся винтиками губернаторской системы». Чтобы решить вопрос со своим дачным участком, домом или квартирой в каком-нибудь ПГТ, человеку теперь придётся ехать куда-то в единый орган власти и контактировать с людьми, плохо разбирающимися в местной специфике. А те советы, которые останутся на поселковом уровне, не будут иметь ни бюджетов, ни полноты административной власти, и там мало кто захочет работать, потому что эта потеря времени без возможности реально решить что-либо, да ещё и с риском нарваться на какое-нибудь уголовное дело», — констатирует собеседник «Московской газеты». Илья Гращенков добавил, что уже сейчас сложно найти мэров для небольших городов, поскольку при низкой зарплате и отсутствии перспектив карьерного роста желающих занять такую должность и брать на себя ответственность за населённый пункт очень немного.
Вместе с тем, правительство края продолжает повышать эффективность муниципального управления и профессионального развития его представителей. Образовательную часть для участников программы подготовили спикеры Российское общества «Знание». С лекциями и мастер-классами на форуме выступили редактор Радио «Комсомольская правда», ведущий эфиров и журналист Вадим Алексеев, заместитель директора Центра регионального сотрудничества МПГУ, политолог, кандидат исторических наук, доцент Сергей Засорин, лектор Российского общества «Знание», заведующий Сектором экономики и политики Китая Центра азиатско-тихоокеанских исследований «Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е. Примакова Российской академии наук» Сергей Луконин, Юрий Хаматов, независимый финансовый консультант, автор курсов и игр по финансовой грамотности, наставник для специалистов, волонтёр финансового просвещения, и Андрей Аржанухин — предприниматель, консультант и инвестиционный директор компании RSM Group. Тренинг на тему управления конфликтами и предотвращению конфликтных взаимоотношений провела тренер неформального образования, специалист по работе с молодежью, игротехник Елена Пенькова. Она обсудила с участниками причины разногласий между людьми и способы их разрешения, стратегии и стили поведения между людьми: С различного рода конфликтами мы сталкиваемся каждый день: и дома, и на работе, в транспорте и общественных местах. Конфликтов не избежать, но можно научиться с ними работать, чтобы они оказывали наименьшее воздействие на наше настроение, мировосприятие и эмоциональный фон.
В последнем случае избрание главы муниципалитета осуществляется представительным органом из своего состава либо из числа кандидатов, представленных главой региона. Усиливается ответственность глав муниципальных образований и руководителей местных администраций перед высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, которые закреплены указами Президента РФ. С соответствующей инициативой глава субъекта вправе обратиться в представительный орган муниципального образования. Укрепляется и статус главы местной администрации. Законопроект предусматривает, что он замещает муниципальную должность. Для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий — пять лет.
Новую систему местного самоуправления введут в России в 2023 году
Цель — привлечь туристов и вовлечь местных жителей и представителей МСП в решение муниципальных проблем. Были рассмотрены вопросы организации местного самоуправления, использования системы СБП и соблюдения требований закона о государственном языке. Проект уточняет компетенцию органов местного самоуправления, что позволит покончить с путаницей при распределении полномочий между субъектом РФ и муниципалитетом. основное - подчинить глав губернаторам, станут обязательными для всех.
Час информации «Местное самоуправление в России»
В чём преимущества реформы местного самоуправления?Новости Пскова и Псковской области. Отмена пилотной реформы местного самоуправления в Челябинске откладывается на неопределенный срок, поскольку разработчики федерального закона о принципах организации МСУ взяли паузу. Напомним, в Госдуму внесен проект закона, в котором предлагается закрепить статус Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления (ВАРМСУ) как единой организации, обеспечивающей защиту интересов органов местного самоуправления. Член Президиума Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления, депутат Государственной думы ФС РФ В.Б. КИДЯЕВ в эксклюзивном интервью «АН» рассказал о приоритетах развития местного. Заместитель председателя Законодательного Собрания Краснодарского края Владимир Андреевич Бекетов принял участие в торжественном мероприятии, посвященном Дню местного самоуправления, чествованию участников и волонтеров специальной военной операции.
Владимир Путин проводит заседание Совета по развитию местного самоуправления
О её возможных последствиях «Московской газете» рассказал политолог, президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков. Дело в том, что основные черты оформились ещё в советское время, когда предполагался жёсткий контроль со стороны центра, в то время со стороны КПСС от ЦК до райкомов. И эта логика развития во многом сохранилась, хотя местное самоуправление должно было формироваться по совсем другим принципам, иметь свои бюджеты, свои жёсткие интересы и так далее. Даже политические партии должны были прорастать снизу. Но сложилось как сложилось. Местное самоуправление претерпело несколько кардинальных изменений. Сперва была широкая картина из областных, местных властей и так далее, со своими бюджетами, с конкуренцией между собой.
Но в нулевые вся эта история стала двигаться в сторону вертикализации власти, когда каждый последующий уровень власти является непосредственно вышестоящей инстанцией для предыдущего. Сложилась чёткая система соподчинения, которая хорошо видна на примере городских округов в Подмосковье. Городские округа фактически влились в региональную власть и стали избавляться от нижнего уровня сельских и городских поселений. Это отражает те процессы, которые происходят и на федеральном уровне», — отметил Гращенков. По словам политолога, «главы городских округов становятся винтиками губернаторской системы». Чтобы решить вопрос со своим дачным участком, домом или квартирой в каком-нибудь ПГТ, человеку теперь придётся ехать куда-то в единый орган власти и контактировать с людьми, плохо разбирающимися в местной специфике.
А те советы, которые останутся на поселковом уровне, не будут иметь ни бюджетов, ни полноты административной власти, и там мало кто захочет работать, потому что эта потеря времени без возможности реально решить что-либо, да ещё и с риском нарваться на какое-нибудь уголовное дело», — констатирует собеседник «Московской газеты». Илья Гращенков добавил, что уже сейчас сложно найти мэров для небольших городов, поскольку при низкой зарплате и отсутствии перспектив карьерного роста желающих занять такую должность и брать на себя ответственность за населённый пункт очень немного. Всё это вкупе с отменой прямых выборов и переходом к практике назначения глав муниципалитетов приводит к снижению качества местного самоуправления. На возможные проблемы и риски внимание обращали и представители непарламентской оппозиции. Секретарь федерального совета «Партии Дела» Алексей Лапушкин подчёркивал , что МСУ является фундаментальным элементом всей системы управления страной. По словам политика, излишняя централизация полномочий может привести к перекосам в решениях проблемных вопросов на местах и как следствие к росту протестов и нарушению общественно-политической стабильности.
С учётом всех этих оценок представляется, что сдвиг сроков рассмотрения законопроекта и подробное обсуждение всех поправок — это самое меньшее, что парламентарии могут и должны сделать для недопущения негативных тенденций на нижнем уровне власти. Возможно, не стоит бояться и кардинальных изменений всей концепции реформы ради сохранения реальной самостоятельности МСУ, тем более что формально внесение ко второму чтению поправок, существенно меняющих смысл законопроекта, вполне возможно. Ведь время для неудачных экспериментов сейчас крайне неподходящее. В 2006 году окончательно остановлен стекольный завод, который ранее поддерживал инфраструктуру поселка, давал порядка 1,5 рабочих мест, поселок процветал. Теперь же он, практически, превратился в спальный район - в основном все ездят на работу в Москву. Остались только бюджетные учреждения - садики, школа, поликлиника больницу закрыли в 2014 году.
Что нам дало преобразование в округ?
Еще по теме «Регионы и муниципалитеты, сам бизнес и жители видят в этом способ повысить качество управления», — заметил он. После выступления Решетников пообщался с представителями муниципалитетов и наградил победителей конкурса «Лучшая муниципальная практика». На форуме также прошли панельные дискуссии «Сила в традициях» и «Сила в развитии». В ходе первого мероприятия эксперты обсудили, как должно развиваться общество вместе со страной, а вторая дискуссия была посвящена тому, как муниципальные образования помогут достичь национальных целей и помочь росту экономики и инфраструктуры нашей страны. Зампред правительства Марат Хуснуллин заметил, что эта премия станет новой ценной наградой для тех, кто с максимальной самоотдачей старается изменить жизнь людей к лучшему. Специальную номинацию «Судьба человека. Гордость Отечества» практически под конец мероприятия вышел вручать президент России Владимир Путин. Он подчеркнул, что муниципальная власть находится ближе всего к людям. Именно муниципальный уровень и местное самоуправление определяет образ всей нашей большой страны», — сказал президент.
Он добавил, что в России появится почетное звание — заслуженный работник местного самоуправления. Президент подчеркнул, что среди муниципальных служащих очень много достойных людей. Отдельно он отметил работников местной власти в новых российских регионах.
Оказывать им деятельную, реальную помощь, чтобы наши воины были спокойны за своих детей, жен, родителей. Так в рамках общероссийской акции взаимопомощи «Мы вместе» во всех регионах организованы муниципальные штабы. Они обеспечивают сотрудничество органов местного самоуправления и волонтерских организаций, которые вносят большой вклад в поддержку военнослужащих и их семей. Я благодарю всех, кто активно включился в эту работу. Знаю так же, что среди муниципального сообщества немало добровольцев, принявших для себя решение быть там.
Главным проявлением этого стало новое определение понятия «местное самоуправление». Если в действующем законе оно называется «одной из основ конституционного строя», то внесённые поправки сводят его к «признаваемой и гарантированной Конституцией форме самоорганизации граждан». Последнему определению в действующем законе соответствует понятие территориального общественного самоуправления ТОС. В общем случае оно представляет собой собрание жильцов по дворовому или квартальному принципу. Если Москва действительно сделает ставку на развитие ТОС, то такой шаг потребует дополнительного регламентирования. Однако источники издания не исключают изменения подхода к судьбе МСУ. Если в 2024 году будет сделана ставка на отказ от тотальной технократизации в пользу развития публичной внутренней политики, то обозначенный подход может быть изменён. Вхождение в единую систему публичной власти предполагает рост зависимости муниципальной власти от региональной.
В связи с этим из проекта нового закона о МСУ исчезли действующие сегодня положения, не допускающие указаний, контроля и проверок со стороны губернаторов, кроме как в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Вместе с тем усиливается ответственность глав муниципальных образований. Проект закона вводит новое основание для их отправки в отставку — «систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления». Критерии эффективности — KPI — предлагается определить в общей форме. Многие эксперты уже высказали опасение, что без отработанной на практике методики нововведение может спровоцировать обострение конфликтов на местном уровне. Они также задаются вопросом, почему аналогичная санкция отсутствует в отношении систематически не достигающих своих KPI губернаторов. Подобный перекос грозит нарушением тонкого политического равновесия на местах. В законопроекте закреплены лишь три варианта избрания главы муниципального образования: на всеобщих выборах, думой из своего состава, думой из числа представленных губернатором кандидатов.
Сегодня в большинстве случаев мэры избираются муниципальными депутатами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией.
местное самоуправление
Напомним, законопроект об общих принципах организации самоуправления является одним из этапов создания системы единой публичной власти, выстроить которую предложил Президент. До 19 января документ проходил обсуждение в регионах. Инициатором обсуждений выступила «Единая Россия». Как ранее отметил руководитель фракции партии в Госдуме Владимир Васильев на одной из таких дискуссий в Твери, при проведении муниципальной реформы необходимо советоваться с людьми, чтобы они были в курсе предстоящих изменений. Проект закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» внесли в Госдуму председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас и глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников в декабре 2021 года. Он направлен на совершенствование организации местного самоуправления в Российской Федерации и подготовлен в развитие положений Конституции о единой системе публичной власти. Основная часть положений законопроекта должна вступить в силу 1 января 2023 года. При этом до 1 января 2028 года устанавливается переходный период, в течение которого осуществляется постепенный переход к одноуровневой организации местного самоуправления.
Документ этот предполагает фактическую ликвидацию местного самоуправления на уровне городских и сельских поселений.
Муниципальными образованиями будут считаться только городские и муниципальные районные округа, а также внутригородские муниципальные территории трех городов федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Муниципальные органы власти городских и сельских поселений, в том числе советы, упразднят. Выборов местных глав и депутатов в период реализации норм закона, то есть с 2023 по 2028 годы, не будет. В пояснительной записке указано, что в основу реформы заложен переход от территориального принципа формирования муниципалитетов к принципу «привязки к населению», то есть округа образуются исходя из численности и плотности населения. По словам Андрея Клишаса, проект федерального закона направлен на совершенствование организации местного самоуправления в Российской Федерации и подготовлен в развитие положений Конституции РФ о единой системе публичной власти. Что еще интересно, согласно законопроекту губернатор сможет самостоятельно предлагать глав округов, при этом выборы главы депутатами предлагается отменить. Более того, руководитель субъекта сможет отстранять главу муниципального образования или местной администрации от должности. Если говорить простыми словами, глава региона получит право ставить и снимать мэров.
Причем это практически аналогично праву, которое получает президент в отношении губернаторов согласно другому законопроекту тех же авторов. На практике все это означает прямое усиление вертикали власти и ее централизацию. Впрочем, ничего нового, этот процесс идет уже давно и его базис был заложен еще в поправках в Конституцию. Депутат Госсовета от ЛДПР Эдуард Шарафиев считает, что этот законопроект является большим шагом назад, так как, по сути, направлен на демонтаж местного самоуправления на том уровне, на котором оно и должно осуществляться, — на уровне небольших городов, поселков, сельских населенных пунктов. Но местное самоуправление должно функционировать именно на местах — это самая близкая к нуждам населения власть, а её предлагают ликвидировать. Это нелогично, это недоразумение. Невозможно эффективно осуществлять местное самоуправление на уровне крупных городов и районов. Это слишком населённые и обширные территории.
Готовьтесь, сограждане! С 2023 года в стране начнется радикальная реорганизация российского местного самоуправления. Из имеющихся сейчас в наличии около 20 тысяч муниципалитетов в течение пяти лет исчезнет как минимум половина. Среди обреченных — городские и сельские поселения, самый низовой и близкий к населению уровень власти. Соответствующий законопроект уже принят Госдумой в первом чтении и готовится ко второму. Насколько экономически обоснована эта реформа? Зачем она вообще нужна?
Мы знаем, что наше местное самоуправление — слабое, плохо работающее, денег у него нет. Мы знаем, что общение с муниципальными чиновниками способно ввести в ступор даже человека с крепкими нервами, а на муниципальные выборы ходит подавляющее меньшинство избирателей. Но будет ли лучше после того, как кадры перетасуют, муниципалитеты перекроят и сольют? Нам, рядовым россиянам, лучше? Фото: Алексей Меринов — Авторы законопроекта, глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников «ЕР» и глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, говорят, что двухуровневая система местного самоуправления МСУ , которая существует в России с 2003 года, себя не оправдывает. И правда, 8 видов разных муниципальных образований МО , среди них есть и матрешечные: например, муниципальные районы, в которые входят городские и сельские поселения, или городские округа с внутригородским делением на районы. В каждом есть депутаты и чиновники, денег, кроме как на их содержание, не хватает ни на что… И вот предлагается оставить лишь три вида МО: городские округа — крупные города с прилегающими деревнями, муниципальные округа, объединяющие небольшие города, деревни и села, и города федерального значения Москва, Петербург и Севастополь с внутригородским делением.
Российское местное самоуправление сейчас действительно абсолютно неэффективно экономически и неработоспособно? С конца XIX века и в досоветское время, и в советское, и в раннее постсоветское время в России всегда был низовой уровень, неважно, как он назывался — земская управа, община, сельсовет, — до которого можно было дойти, достучаться… Но реформа в 2003 году проводилась по единым лекалам для регионов с разной системой расселения. Был единый норматив, на какое количество населения должно приходиться одно сельское поселение, и те, кто занимается регионалистикой, бились в основном с этой вот казенщиной, с унификацией подхода к образованию сельских и городских поселений. Страна очень большая и разнообразная, она не может организовываться под единый формат. Сначала несколько регионов даже пытались сопротивляться нововведениям. Например, на Сахалине, в Свердловской области все территориальные единицы были названы городскими округами — чтобы не вводить двухуровневую систему и избежать лишнего дробления. Их потом, конечно, заставили закон исполнять, и тогда они для вида создали по одному городскому или сельскому поселению — мол, отвяжитесь, но в основном продолжали работать в системе городских округов.
В общем, далеко не все были довольны двухуровневой системой, потому что дополнительные расходы по ее содержанию ложились на бюджеты субъектов Федерации. А нагрузка на них действительно выросла. По оценкам моих коллег из Института экономики города, сделанным в первой половине нулевых, в стране добавилось где-то 260 тысяч низовых муниципальных чиновников. Наталья Зубаревич. Фото: ru. Прежде всего изучался «наш дореволюционный опыт» — земская реформа Александра Второго, который в 1864 году «имел мужество» и ввел «ту модель местного самоуправления, которую мы сегодня пытаемся восстановить и которая доказала свою состоятельность», говорил г-н Козак. Земства как выборные органы, занимавшиеся решением насущных проблем жизни территорий, могли вводить налоги и сборы на разные цели вроде строительства школ или больниц, сначала существовали на уровне губерний и уездов, а после Февральской революции появились и в волостях; в деревнях сохранялось общинное самоуправление.
Еще, говорил г-н Козак, изучался опыт Франции в том, что касалось организации местного самоуправления в городах и селах и Германии в том, что касалось взаимодействия между различными органами МСУ. Но прежде чем вернуться к деньгам, надо вспомнить, что субъекты РФ в период кризиса, когда им пришлось выполнять указы президента и повышать зарплаты бюджетникам до уровня средних по региону, с конца 2012 года сами начали тихой сапой процесс укрупнения прежде всего сельских поселений. Это делалось, чтобы хоть как-то сэкономить деньги, потому что в 2013—2014 годах по 77—79 субъектов РФ из тогдашних 83 сидело в дефиците. Денег не было. Так что процесс сокращения численности низовых работников местного самоуправления идет уже несколько лет, и идет достаточно активно. А в 2019 году ввели понятие «муниципальных округов», в которых как бы можно было отменять двухуровневую систему местного самоуправления.
Почетной грамотой Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления награждена и. В фойе была развернута выставочная экспозиция муниципалитетов.
Мэры назначили высокую цену за своё включение в публичную власть
В результате реформы система местного самоуправления станет одноуровневой, будут пересмотрены полномочия муниципальной власти. В заключение обсудили то, как местное самоуправление дает возможность всем гражданам участвовать в решении социально-экономических вопросов своих территорий, проявлять общественные инициативы, отстаивать свои интересы. В результате реформы система местного самоуправления станет одноуровневой, будут пересмотрены полномочия муниципальной власти. В результате реформы система местного самоуправления станет одноуровневой, будут пересмотрены полномочия муниципальной власти.