История, рассказанная в фильме «Летят журавли», не является, по общему признанию, достаточно оригинальной.
«Летят журавли»: как снимался фильм
Фильм «Летят журавли» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые» рассказывает историю двух влюбленных, разлученных Великой Отечественной войной. Картина «Летят журавли» Михаила Калатозова вошла в программу «Специальные показы» в рамках 39-го Московского Международного кинофестиваля. Одна нить – время, другая – кино, но это звучит как-то слишком обобщенно, чтобы объяснить, почему абсолютно пенсионерское кино «Верные друзья» было снято раньше, чем романтичные «Летят журавли», и снято тем же человеком! Фильм Летят журавли (1957) можно посмотреть в онлайн-кинотеатре Иви! 11. "Летят журавли" стал единственным советским фильмом, получившим "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля.
За что ненавидели героиню легендарного фильма «Летят журавли»
Веронику - шлюхой. Веронику - шлюхой. «Летят журавли» подводят черту под фильмами, пытавшимися перенести на советскую почву приемы неореализма, и открывают дорогу великому кинематографу 1960-х. 11. "Летят журавли" стал единственным советским фильмом, получившим "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля. Идея снять легендарный советский фильм «Летят журавли» появилась благодаря череде случайностей. К 65-летию мировой премьеры, 13 октября, легендарная картина Михаила Калатозова «Летят журавли» выйдет в прокат в избранных кинотеатрах по всей России.
Состоялась премьера фильма «Летят Журавли»
Калатозов Неожиданным свидетелем съёмок драмы «Летят журавли» оказался 20-летний Клод Лелуш — будущая легенда французского кино. Молодой режиссёр был так впечатлён увиденным, что по возвращении на родину связался с директором Каннского фестиваля и рассказал, что в СССР снимают грандиозное кино… Директор дождался премьеры, посмотрел и включил советскую драму в основной конкурс кинофестиваля. Правда, под названием «Когда улетают аисты», так как буквальный перевод названия на французский обретал грубое сленговое значение… Кто бы тогда мог представить, что «Летят журавли» получит главный приз Канн, обойдя работы европейских мэтров! Режиссёр лежал в больнице с инфарктом, а Баталова не выпустили из страны, так как его семья считалась неблагонадёжной. Самойлову собирали всей киностудией — шифоновое платье дала Галина Волчек , туфли — Зинаида Кириенко , шубу и колье с бриллиантами под расписку выделил Дом моделей. По западным меркам одета актриса была скромно, но её появление все равно произвело фурор.
Поклонником актрисы был даже знаменитый художник Пабло Пикассо! Калатозов В СССР о советском триумфе на международном кинофестивале сдержанно рассказали в небольшой статье без фотографии. На адрес «Мосфильма» приходили предложения для Татьяны Самойловой от западных киностудий, но ответ был всегда один: актриса очень занята… Драма была невероятно популярна в Европе и особенно во Франции — там фильм даже запускали в повторный прокат.
Прежде всего — Вероники и Бориса.
Но также речь идет и о создании портрета поколения — достаточно пересмотреть долгую сцену проводов Бориса на фронт. Камера Урусевского фиксирует каждое лицо: перед нами не масса, но сложная многофигурная композиция. Коллектив — мудрый, понимающий, способный дать совет оступившемуся герою — распадается на сотни индивидуальностей. Иллюзия большинства исчезает, оставляя конкретных людей и их конкретные переживания.
Но именно в «Журавлях» полуосознанное открытие становится сознательным приемом. Дальше — знаменитые массовые сцены в «Заставе Ильича» 1965 и «Июльском дожде». Сейчас это заявление может показаться странным, но «Летят журавли» окончательно возвращают послевоенному советскому кино природу, вписывают жизнь героев в естественный природный цикл. Малокартинье сосредотачивалось на политических вопросах, не замечая мира вокруг себя.
На дворе всегда стояло лето, а природа сводилась к требующему уборки полю или чему-то, ожидающему немедленного покорения вспомним финал «Великой силы» 1950 Эрмлера, в которой победоносные сторонники Лысенко рассказывали о решительном наступлении партии большевиков на законы наследственности. Ситуация изменилась с «Возвращением Василия Бортникова»: там действие начиналось зимой, заканчивалось летом, а сам Василий Бортников менялся, «оттаивал» вместе с природой. Но это были первые робкие шаги. Жизнь Вероники, нежной героини «Журавлей», словно повторяет изменения природы.
Счастье летом, кризис и суровые испытания, выпадающие на зиму, и надежда на новое счастье в мае. Парадоксально счастливый финал «вопреки», известный по итальянским фильмам, накладывается на радостное пробуждение природы. Зима ушла, мирная жизнь возвращается, и перед нами ликование настоящей, окончательной победы. Добавим, что «Журавли» связывают новый советский кинематограф с наследием эпохи авангарда.
Михаил Калатозов приходит в кино еще в 1920-е, при этом работает довольно интенсивно. В оттепельную эпоху у многих других режиссеров старшего поколения — достаточно вспомнить «Обыкновенный фашизм» 1965 Ромма, «Перед судом истории» 1965 Эрмлера, «Аленку» 1961 Барнета или «Гамлета» 1964 Григория Козинцева — открывается второе дыхание. Но Калатозов — первый. Говоря о связи с традицией, стоит добавить и о связях «Журавлей» с экспрессионизмом, которые проявляются в сцене воздушного налета и последующего изнасилования Вероники.
Ярко освещенное лицо героини, профиль Марка в полутьме, взбесившееся фортепиано, шум взрывов, гул самолетов за окном, всполохи света и наступившая потом тишина, прерываемая лишь хрустом битого стекла под подошвами Марка. Нечто подобное можно обнаружить в сцене убийства из «Ящика Пандоры» 1929 Пабста или у Клузо — в «Вороне» 1943 или финале «Дьяволиц» 1955. Достижения прошлого используются для создания нового языка. Еще немного, и это станет общим местом.
А потому они обречены оставаться в стороне. Справедливо это или нет? Этот не тот вопрос, который стоит задавать традиции. Но «Летят журавли» — картина, которую можно ставить в один ряд с великими черно-белыми драмами европейского и американского кино.
Они смогли стать всеобщим достоянием. Распад коллектива и обнажение личности, констатированные «Журавлями», заставляют нас упомянуть еще об одной проблеме, напрямую связанной с этим фильмом. Хотя сейчас «Журавли» воспринимаются как картина о войне и победе , стоит отметить, что героизм их подчеркнуто лишен героизма.
Сейчас сложно даже представить другую актрису в образе Вероники. Роль принесла Татьяне Самойловой оглушительный успех, на нее посыпались предложения сниматься за рубежом, в том числе в Голливуде. Но, естественно, советская актриса не могла их принять. По идеологическим же соображениям фильм со скрипом выпустили в широкий прокат в СССР — поначалу он вышел очень небольшим тиражом. Дело в том, что образ главной героини никак не соответствовал канонам соцреализма: не дождалась бойца с фронта, выскочила замуж за другого — да кто она после этого? Никита Хрущев очень грубо ответил на этот вопрос после просмотра фильма. Тем не менее миллионы зрителей и в Союзе, и за рубежом полюбили Веронику, сопереживали и продолжают сопереживать ей.
Вот так нетипичная актриса встретилась с «идеологически невыдержанной» героиней и оставила в золотой коллекции кино неповторимый образ. Москва в фильме Москва у Калатозова очень разная. Веселая, светлая и беззаботная в первых сценах фильма, серая и унылая во время войны и вновь светлая, но уже далеко не беззаботная в конце — после Победы. Фильм начинается с прогулки главных героев, Бориса и Вероники, в ночь на 22 июня 1941 года — в ночь, когда началась война. Но герои еще ничего об этом не знают. Они гуляют, болтают, любуются на стаю журавлей и договариваются о следующем свидании. Крымский мост в качестве фона для первой сцены выбран неслучайно. Это один из символов Москвы того времени, шедевр предвоенной архитектуры. Дальше Борис и Вероника бегут по Красной площади. Мы видим крупным планом, как часы на Спасской башне бьют четыре часа утра именно это время принято считать началом войны.
Очень сильная и яркая сцена — проводы добровольцев. Вероника пробивается сквозь толпу в поисках своего любимого, и благодаря динамичной камере Урусевского мы оказываемся в самой гуще событий вместе с главной героиней. Напряжение усиливает марш «Прощание славянки», который играет оркестр. Сцену снимали около школы в Армянском переулке. Кстати, здесь действительно в июне 1941 года формировался истребительный батальон Куйбышевского района, и отсюда солдаты уходили на фронт.
Парадоксально, но без этой измены мы бы не поверили в ту абсолютную любовь, которую читаем в глазах Вероники в финале. В фильме отсутствует прямая связь между внутренним и внешним. У реальности и у чувства — свои отдельные пути. Постоянные возвращения в одни и те же места и даже точки съемки Крымский мост, лестница в доме, где жила Вероника делает его принадлежащим не столько внешнему, сколько внутреннему миру героини. В конечном итоге эта интервенция субъективности охватывает все клеточки, все молекулы фильма, переполняя их.
Отреставрированный шедевр советского кино «Летят журавли» покажут на Берлинале
12 октября 1957 года на экраны страны вышел художественный фильм "Летят журавли". Восстановленная в формате 4К версия военной драмы «Летят журавли» выйдет в кинотеатрах 13 октября. Культовый фильм «Летят журавли» режиссера Михаила Калатозова снова выйдет в отечественный прокат — на этот раз в формате 4К. В 1957 году на экраны вышел фильм режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли». Отреставрированную версию драмы «Летят журавли» покажут в российских кинотеатрах.
Летят журавли (драма, реж. Михаил Калатозов, 1957 г.)
Несколько дней на съемках работал ассистентом оператора начинающий французский режиссер Клод Лелуш, приехавший в Москву в составе туристической группы и случайно попавший на киностудию «Мосфильм». Вернувшись во Францию, будущий автор «Мужчины и женщины», обладатель «Оскаров», рассказал директору Каннского фестиваля о картине Калатозова. Успех фильма в мире был невероятный.
Например, в сцене, где Борис уже принял решение, что идет на фронт, а Вероника еще об этом не догадывается, — здесь мы видим с помощью визуальных приемов работы со светом, подчеркивающую драматургию и описание характера этих персонажей. Если Борис уверен в своих чувствах, и еще не знает, как она отнесется к его решению — мы видим его в этот момент больше в свете; а Вероника спонтанная, ещё не определившиеся, мы ещё не понимаем, как она относится к Борису — ее оператор показывает в тени на контрасте с героем. В сцене, когда она его обнимает, у неё появляются блики в глазах, — этот прием тоже был использован впервые. Это была конструкция, которая поднималась и в этот момент ещё и крутилась, оператор при этом находился в середине лестницы. Из других значимых сцен — когда Вероника едет в автобусе, что сняли обычной ручной камерой.
В какой-то момент она выбегает из него — здесь за долю секунды камера цепляется на кран и показывает общий кран сверху.
Французский связной На съемки «Летят журавли» случайно попал тогда еще неизвестный начинающий режиссер Клод Лелуш, будущий автор «Мужчины и женщины», обладатель каннской «Пальмовой ветви» и двух «Оскаров». Заграничный гость был настолько потрясен скрупулезным подходом авторов к созданию фильма, что попросился в съемочную группу ассистентом оператора.
Он проработал в этом качестве на площадке несколько дней и снял в Москве свою первую картину — документальную ленту о производстве «Летят журавли». Вернувшись в Париж, Лелуш связался с директором Каннского фестиваля и рассказал о съемках Калатозова. Лидер проката Успех фильма «Летят журавли» в год выхода был феноменальным: только во Франции картину посмотрели 5 миллионов 300 тысяч зрителей во французском прокате она шла под названием «Когда улетают аисты».
Все лето 1958 года фильм показывали с субтитрами, в декабре дублировали и снова выпустили в прокат по всей стране. Однако на родине, в СССР, картина заняла только 10-е место в прокате, интерес публики в тот год был прикован к экранизации первой части — «Сестры» — трилогии Алексея Толстого, а также комедиям «Улица полна неожиданностей» и «Девушка без адреса».
С полным расписанием 39-го ММКФ вы можете ознакомиться в нашем специальном разделе.
«Летят журавли»: секрет первого советского фильма, получивших главный приз Канн
Сразу по выходе картины, да и позднее разные авторы повторяли один и тот же странный приговор: это, конечно, шедевр, но у него слабая, неудачная драматургия. Кажется, никого из писавших не удовлетворила главная сюжетная коллизия — неожиданная, психологически не объясненная и не оправданная измена героини фильма своему жениху, ушедшему на фронт. Мир фильма неоднороден, расколот и совершенно нелогичен. Утверждается, что Вероника — жертва войны, но ведь в равной степени справедливо и обратное: война, даже убив Бориса, не смогла уничтожить их чувство друг к другу. Парадоксально, но без этой измены мы бы не поверили в ту абсолютную любовь, которую читаем в глазах Вероники в финале.
Противоречивая натура героини Здесь на первый план выходят люди, которые просто живут в окружении войны. Самое важное лично для меня — это противоречие образа героини для советской аудитории, потому что до этого момента в фильмах мы видели преданную коммунизму девчонку, белокурую, а тут мы видим абсолютно спонтанную, живую, резкую, боевую девчонку с кудрявой копной волос, и это было что-то новое для кино. Также хочется выделить ее внешний вид — зрители не могли не заметить откровенность под блузой и майкой. В сцене, когда Борис принял решение, что он едет на войну, Вероника снимает туфельки, и на первом плане мы видим оголенные лодыжки — это тоже подобно раздеванию. Например, в сцене, где Борис уже принял решение, что идет на фронт, а Вероника еще об этом не догадывается, — здесь мы видим с помощью визуальных приемов работы со светом, подчеркивающую драматургию и описание характера этих персонажей. Если Борис уверен в своих чувствах, и еще не знает, как она отнесется к его решению — мы видим его в этот момент больше в свете; а Вероника спонтанная, ещё не определившиеся, мы ещё не понимаем, как она относится к Борису — ее оператор показывает в тени на контрасте с героем.
В 2017 году фильм «Иди и смотри» реж. Элем Климов получил приз Венецианского международного кинофестиваля за лучший отреставрированный фильм в секции «Венецианская классика». Архивное фото со съемок фильма «Летят журавли» Фильм «Летят журавли» доступен для бесплатного просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» и на официальном YouTube-канале киноконцерна. Справочная информация: Фильм «Летят журавли» вышел на экраны в 1957 году и сразу же завоевал признание не только советского, но и мирового зрителя и получил множество престижных наград, главная из которых «Золотая пальмовая ветвь» Международного Каннского кинофестиваля 1958. В 1959 году картина была номинирована на премию Британской киноакадемии в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая иностранная актриса» Татьяна Самойлова. Кадр из фильма «Летят журавли» Фильм «Летят журавли» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые» рассказывает историю двух влюбленных, разлученных Великой Отечественной войной. Режиссер-постановщик фильма «Летят журавли» Михаил Калатозов В дни Международного Каннского кинофестиваля в 1958 году французская газета «Журналь дю Диманш» писала перевод Б. Котова, «Труд» : «Избегая дешевых эффектов и душещипательности, постановщик Михаил Калатозов создал мощное и трезвое киноповествование. Некоторые сцены, встреченные особыми аплодисментами, заслуживают того, чтобы в один прекрасный день они были включены в антологию лучших произведений киноискусства». Режиссер Григорий Александров о фильме газета «Советский фильм» от 22.
Фильм, получивший высокие оценки Пабло Пикассо и Клода Лелуша. Проникновенная история о судьбах людей на Великой Отечественной", - описывает фильм сайт "Мосфильм.
«Летят журавли»: секрет первого советского фильма, получивших главный приз Канн
Утверждается, что специалисты студии провели покадровое восстановление киношедевра, и теперь он полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к фильмам, выходящим на больших экранах. Напомним, что фильм "Летят журавли" был основана на пьесе "Вечно живые", автором которой стал Виктор Розов Она была написана еще в годы Великой Отечественной войны. До так называемой эпохи "оттепели" пьесу не ставили в театрах.
Новость: Фильм "Летят журавли" выпустят в прокат в формате 4К Фильм "Летят журавли" выпустят в прокат в формате 4К 04. Картина будет демонстрироваться в кинотеатрах в формате 4К. Утверждается, что специалисты студии провели покадровое восстановление киношедевра, и теперь он полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к фильмам, выходящим на больших экранах.
О прокате рассказывает «Мосфильм. Золотая Коллекция». Фильм с Татьяной Самойловой и Алексеем Баталовым называют кинокартиной о войне без войны, которая рассказывает о драме обычных людей.
Славится она не только сценарием и актёрской игрой, но и непревзойдённой операторской работой Сергея Урусевского. Зрители увидят отреставрированную и восстановленную версию фильма в формате 4K.
Главные роли в фильме исполнили Татьяна Самойлова и Алексей Баталов. Искушенная каннская публика не могла сдержать слез на премьере фильма. Работа оператора Сергея Урусевского, его гениальные летающие и кружащиеся планы сделали картину совершенно нестареющей — она и сегодня смотрится революционно.
СМИ в соцсетях
Летят журавли | Драма, мелодрама, военный. Режиссер: Михаил Калатозов. В ролях: Алексей Баталов, Василий Меркурьев, Александр Шворин и др. Фильм «Летят журавли» рассказывает о судьбе двух молодых людей Бориса Бороздина (актер Алексей Баталов) и его невесте Веронике. |
Фильм Летят журавли выпустят в прокат в формате 4К | Смысл фильма «Летят журавли» заключается в том, чтобы показать, как жили те, кто ждал возвращения фронтовиков домой. |
«Летят журавли»: как снимался фильм | Примечательно, что «Летят журавли» — единственный советский фильм, награжденный «Золотой Пальмовой Ветвью» Каннского фестиваля. |
Фильм "Летят журавли" выпустят в прокат в формате 4К | Отреставрированный фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» выйдет в российских кинотеатрах 13 октября 2022 года. |
Интересные факты о фильме «Летят журавли» - Кубань Информ | Смысл фильма «Летят журавли» заключается в том, чтобы показать, как жили те, кто ждал возвращения фронтовиков домой. |
"Летят журавли": Великой Победе посвящается...
50 лет назад на экраны вышел фильм «Летят журавли» | В 1958 году режиссер Михаил Калатозов снял «Летят журавли», единственный российский фильм, который получил главный приз на Каннском фестивале — Золотую пальмовую ветвь. |
"Летят журавли": Великой Победе посвящается... | первый фильм, над созданием которого режиссер работал вместе с оператором Сергеем Урусевским. |
Наш экскурсовод Татьяна Воронцова написала статью для «АиФ» о съемках фильма «Летят журавли» | Все это о фильме режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли». |
Отреставрированный фильм "Летят журавли" скоро выходит в российский прокат | На съемки «Летят журавли» случайно попал тогда еще неизвестный начинающий режиссер Клод Лелуш, будущий автор «Мужчины и женщины», обладатель каннской «Пальмовой ветви» и двух «Оскаров». |