В новом Советском государстве кино было провозглашено «важнейшим из искусств», а заодно — главным средством пропаганды и агитации. это жанр фильма, в котором истории основаны на исторических событиях и известных личностях. «Ералаш» — советский и российский детский юмористический киножурнал, выпускающийся с 1974 года на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького, показываемый сначала в кинотеатрах, а потом на телевидении. ВКонтакте – универсальное средство для общения и поиска друзей и одноклассников, которым ежедневно пользуются десятки миллионов человек. Мы хотим, чтобы друзья, однокурсники, одноклассники, соседи и коллеги всегда оставались в контакте.
Топ-50 советских фильмов на все времена
это жанр фильма, в котором истории основаны на исторических событиях и известных личностях. Днем рождения советского кинематографа принято считать 15 октября 1908 года, когда вышел первый российский художественный фильм «Понизовая вольница» (также демонстрировали под названием «Стенька Разин»). Масштабная историческая киноэпопея Юрия Озерова «Освобождение» состоит из пяти второй — «Прорыв» посвящен битве за Днепр и наступательной операции советских войск в 1944 г. В центре этого фильма судьба батальона. Советские исторические фильмы, Фильмы о Великой Отечественной войне. ЛУЧШИЕ советские и русские (российские) фильмы, односерийные и сериалы, коллекция кино 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 года, отечественные новинки, новые и старые ссср в хорошем качестве во весь экран, скачать бесплатно на компьютер, планшет, телефон андроид и айфон.
Советские фильмы о царской России
Здесь же можно посмотреть заинтересовавшие вас фильмы онлайн бесплатно в хорошем качестве и с безукоризненным звуком и самостоятельно проверить, насколько выбор профессиональных критиков совпадает с вашими ожиданиями. Самые громкие фестивальные премьеры, недавние хиты проката, проверенная временем классика от признанных режиссеров или малоизвестные киноленты из самых разных уголков света — во всем этом многообразии вам помогут сориентироваться оценки от 1 до 10, выставленные нашими рецензентами.
Как жили наши предки, с какими проблемами сталкивались и каким образом их преодолевали, а главное — как события древности повлияли на современность. Смотрите в нашей подборке.
Сюжет картины основан на реальных исторических событиях периода русско-турецкой войны 1870-х годов. После волнений на Балканском полуострове представители русской диаспоры закономерно вступили в открытую конфронтацию с действующей властью. Вести о турецком гнете болгар дошли до границ России, где также вызвали немалые возмущения.
Александр II незамедлительно объявил войну Турции, правда, в этой межгосударственной схватке были заинтересованы не только ее три участника. Англия надеялась заполучить проливы, а Германию с Австрией интересовало ослабление военного щита России. Фильм изобилует реальными историческими фигурами и красочными батальными сражениями.
Ярославна, королева Франции, 1978 Продолжительность: 1 час 32 минуты За год до того, как Игорь Масленников приступил к съемкам истории о Шерлоке Холмсе, он снял картину, сюжет которой был основан на реальных событиях, происходивших в Киевской Руси в середине XI века. Одну из главных ролей сыграл Кирилл Лавров, роль молодой княжны исполнила Елена Коренева. Молодая Анна Ярославна, дочь Светлого князя, отправляется в далекое путешествие в незнакомую страну, чтобы стать женой европейского короля.
Княжне со свитой потребовалось два года, чтобы добраться до жениха. Михайло Ломоносов, 1955 Продолжительность: 1 час 38 минут Картина повествует об одном из важнейших этапов в жизни великого российского деятеля культуры и науки. После учебы в Германии Ломоносов возвращается на родину.
Он впитал в себя за несколько лет немало знаний и теперь мечтает об усовершенствовании системы образования и науки, открытии Университета и создании научных центров в Москве и Петербурге. Сюжет охватывает пятнадцатилетний период из жизни ученого.
Постановщика привлекла возможность снять фильм не о Суворове-полководце, а о Суворове-человеке.
Сложные, неоднозначные характеры героев в лентах о современности партией откровенно не приветствовались, однако Суворов и в самом деле был противоречивой личностью. На указание партии облагородить, мифологизировать этот образ можно было возразить, что характер персонажа раскрывается в соответствии с исторической правдой. У Сталина, зорко следившего за историческими постановками, неизбежно возникли претензии к первоначальному сценарию.
Равич был арестован в 1937 году, задолго до начала съемок, и его имя, по правилам тех лет, не упоминается в титрах. В письме председателю Комитета по делам кинематографии И. Большакову Сталин писал, что в сценарии фильма не раскрыта военная тактика полководца.
Кроме того, генералиссимуса смутила излишняя, по его мнению, доброта Суворова к солдатам: «Читая сценарий, можно подумать, что Суворов сквозь пальцы смотрел на дисциплину в армии не высоко ценил дисциплину и что он брал верх не благодаря этим особенностям его военной политики и тактики, а главным образом — добротой в отношении солдат и смелой хитростью в отношении противника, переходящей в какой-то авантюризм. Это, конечно, недоразумение, если не сказать больше». Если особенностям военной тактики Суворова авторы фильма уделили большое внимание особенно в последней трети, где показан знаменитый альпийский поход , то вот доброта и чудачества Александра Васильевича никуда не делись.
Более того, основной сюжетный конфликт фильма построен вокруг разного понимания сущности армии Суворовым и Павлом I. Наоборот, это Павел I требует железной дисциплины, ибо, по его мнению, солдат — это инструмент в военном механизме. Суворов же возражает, что он командует не шестеренками, а людьми.
Пропаганда 1930—1940-х изображала и самого Сталина как отца народов, желающего блага своим детям. Образ Суворова сочетанием железной воли и доброты к подчиненным напоминал Сталина, каким его рисовали придворные художники. К тому же, исходя из замечаний генералиссимуса к другим фильмам, он требовал не только верности линии партии, но и художественной правды — немало сценариев вызывали критику из-за нереалистичных характеров и ситуаций.
Всеволоду Пудовкину не только удалось пройти между Сциллой и Харибдой сталинской цензуры, но и реализовать собственные идеи, что было почти невозможно в фильмах о современности. Основная мысль фильма передана через диалог, прямой и косвенный, Суворова и Павла I. Каждый из них отстаивает свою правду.
Молодой император, поклонник прусской армии, больше всего на свете ценит дисциплину. Он презирает индивидуальности, не видит в приближенных людей, так что даже его главный помощник граф Аракчеев заискивающе и со страхом смотрит на императора, не зная, чего от него ждать в любую минуту. Суворов, наоборот, ведет себя просто, всегда в окружении своих солдат, если сердится, то по делу, и дает возможность исправить ошибку.
Павел изображается режиссером исключительно в роскошных интерьерах дворца. Когда император выходит на плац, где находится выстроенное в геометрическую фигуру войско, он окружен свитой, готовой исполнить любой его приказ. Полк предан лично ему, но слушается не из страха перед возможными наказаниями.
Полководец делит с ними все тяготы военных походов, говорит, что свои медали получил благодаря их отваге. Император Павел I требует к себе уважения, которого не заслужил делами, просто по самому факту нахождения на троне. Армия презирает императора и не бунтует против него только из страха перед генералами, обласканными почестями и званиями.
Показателен эпизод, когда один из полковников суворовского полка вступил в конфликт с императором из-за того, что Павлу I не понравилось, что он одет не по прусской моде. Самодержец приказал лишить полковника боевых наград и отправить в тюрьму. Не желая подчиняться императору-пруссофилу, полковник кончает с собой прямо на плацу.
В монографии о творчестве Пудовкина лично знавший мастера киновед Александр Караганов в перечне недостатков «Суворова» называет самодержавный патриотизм, что в корне противоречило коммунистической доктрине. Еще Ленин критиковал польский поход Суворова, называя царские войска «усмирителями», «палачами» и отстаивая право народов на самоопределение. В фильме Пудовкина никакой критики польской кампании 1794 года быть не могло.
Доброта и благородство Суворова распространялась на противников только в плане того, что полководец отпускал с поля боя захваченных в плен солдат и офицеров в одном из эпизодов он даже отказывается принять саблю у побежденного командира, говоря, что его армия показала себя храбрыми воинами.
XV век: «София»
- Категория:Исторические фильмы СССР — Википедия
- Исторические фильмы и сериалы 1960–1970 годов
- Исторические фильмы — СССР Фильм
- СОВЕТСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ
Офицерский клуб по интересам
- Самое популярное
- 100 наших лучших исторических фильмов,советских и российских - YouTube
- Фильмы онлайн
- Жить было лучше, жить было веселее: 10 современных фильмов о жизни в Советском Союзе
- Русская кинематография послевоенных лет
Категория:Исторические фильмы СССР
Голубевым и О. Поршневой, где он рассматривается как продукт общественного сознания, отражающий индивидуальные и групповые эмоционально окрашенные представления о различных географических, социокультурных, исторических феноменах [32]. Исследование исторического образа чего-либо или кого-либо предъявляет особые требования к используемым документальным историческим источникам, а также к методам, которые должны соответствовать задачам ментальных реконструкций [33]. В качестве центральных вопросов изучения образов выделяются механизмы их формирования и трансляции, влияние на общественное сознание и поведение, факторы их трансформации и эволюции. Включение в научный дискурс понятия «образ» и его стремительная концептуализация неизбежно ставят вопрос о соотношении «образа» и «текста». Эти два понятия представляют собой различные, но взаимосвязанные и взаимодополняемые модели реальности, опирающиеся на разные методы конструирования.
Текст — это логическая структура, состоящая из символов, которые мы расшифровываем, опираясь на доступные языковые коды алфавит. Он нацелен на передачу содержания. Характерными чертами текстовой модели являются логичность, рациональность, точность. В контексте теории деконструкции Ж. Деррида текст представляет собой базовое понятие, через которое только и возможно познание, и которое охватывает все проявления реальности, воплощаясь в формулах: «мир — это текст», «текст — единственно возможная модель реальности» [34].
В самом общем виде деконструкция подразумевает критическое чтение и последующее «переписывание» прочитанного, т. Образ — это модель окружающего мира, построенная на его чувственном восприятии и конструируемая с помощью художественных приемов, которые меняются в зависимости от используемых технологий. И в этом его отличие от текстовой модели, поскольку образ может быть создан не только с помощью письменных технологий, но с помощью живописи, фотографии, кино и т. Данная модель характеризуется такими чертами как метафоричность, эмоциональность и узнаваемость. Для образа важны форма и порождаемая ею эмоция, а также культурный код, положенный в его основу и обеспечивающий реализацию коммуникативной функции.
Между текстом и образом существует тесная связь. Образ может выступать фрагментом содержания структуры текста или иллюстрацией к нему дополнением. Такая роль образа характерна для традиционной культуры устной и письменной. Но уже в эпоху модерна образ начинает жить независимой от текста жизнью, не иллюстрируя его, а формируя новую реальность. Еще более очевидно разделение этих двух сущностей в эпоху постмодерна, для которой характерно сомнение в достоверности научного познания и убеждение, что познание реальности доступно, по выражению М.
Хайдеггера, лишь интуитивному «поэтическому мышлению». В постмодернизме нарушается принцип целостности текста за счет усиления роли образов, что позволяет Ж. Делезу и Ф. Гваттари заявить: «Мир — это хаос» [35]. Разнообразие подходов к изучению исторического «образа» чего-либо страны, социальной группы, семьи, врага, союзника, детства, исторической науки и т.
В этом смысле методы реконструкции и интерпретации образа можно рассматривать в контексте применения постмодернистских практик, выражающих стремление отойти от рациональных приемов обобщения исторической информации и обратиться к так называемым «качественным» методам познания, основанным на законах чувственного восприятия. Структура и содержание образа раскрываются через такие инструменты познания как историческая модель целостное представление , идеальный тип, стереотип, исторический миф. Собственно, они и определяют конкретные исследовательские подходы к изучению образа, поскольку фокусируют внимание на различных его вариантах, которые могут существовать одновременно идеальный, массовый, мифологизированный, индивидуальный и проч. Каждая из этих категорий сама по себе представляет сложный теоретический конструкт, утяжеляя исторические интерпретации образа и перемещая их в плоскость историко-философского познания. Исходя из способов конструирования и сферы бытования образа, можно выделить следующие его виды: — литературные образы, создаваемые писателями и поэтами с помощью литературных приемов и письменного языка; — изобразительные образы живописные, скульптурные, архитектурные , формируемые с использованием художественных изобразительных средств композиции, цвета, формы ; — религиозные образы, в создании которых в одинаковой степени задействованы слово и изображение, закрепленные в религиозном каноне; они отражают и транслируют архетипические формы сознания и поведения; — фото — и аудиовизуальные образы, которые создаются с использованием технических средств фиксации реальности и могут быть статичными или динамичными; — пространственные образы, формируются с использованием методов картографирования и представлены в виде карт.
Эти разновидности образов часто используются в исторических исследованиях в качестве исторических источников, поскольку их создание есть результат профессиональной деятельности художников, писателей, картографов и т. Этот перечень дополняют научные образы, являющиеся результатом научной деятельности исследования. Специфика научного образа состоит в том, что он представляет собой сложный симбиоз строгого языка науки и чувственно-метафорического содержания. Их реконструкция опирается на процедуры деконструкции образов первоисточника и должна отвечать требованиям полноты и достоверности. Научные образные реконструкции могут быть представлены в текстовой, математической, схематичной, аудиовизуальной, картографической и прочих формах.
Проблемы деконструкции на уровне источника и реконструкции на уровне исследования образа тесно связаны с переводом визуальной информации в вербальную. Причем историческая реконструкция образа реализуется с помощью научного языка, который имеет абстрактно-логическую природу и слабо ориентирован на передачу визуальной, т. Важнейшими свойствами любого, в том числе исторического, образа выступают его метафоричность, узнаваемость и эмоциональность, что обеспечивает реализацию его коммуникативных функций. Как достичь этого результата, используя строгий язык науки? Тенденция придания литературности историческим описаниям присутствовала в исторической науке всегда.
Сейчас она чрезвычайно актуальна с точки зрения необходимости повышения социокультурной значимости исторического знания. Историк должен писать не только точно, но и образно. Но возможен и другой путь — сохранение традиции строгого научного описания образов за счет более тщательной структуризации понятия. Такие подходы к реконструкции образа в основе своей соответствуют апробированным приемам изучения мифа. И это не случайно, поскольку образ является сердцевиной мифа и по своей структуре и функциям соотносится с ним.
Чрезвычайно плодотворными в этом отношении представляются идеи Ю. Лотмана, выделяющего в структуре мифа три основные уровня: миф-текст, миф-знак и миф-пространство [36] , вполне приложимые к репрезентации образа в историческом исследовании. Таким образом, новая культурологическая ситуация, порождаемая визуальным поворотом, ставит перед историками сложные методологические вопросы, ответы на которые еще предстоит найти: — что такое образ и является ли визуальность его необходимым свойством? Вопросов пока больше, чем ответов, но они являются первым шагом к познанию. Значимость информационного потенциала русской живописи XIX в.
Все чаще основой для исторических исследований становятся фото — и кинодокументы. Интерес к фотографии как особому виду исторического источника возник давно, и в наше время существует сложившаяся традиция изучения фотодокументов в контексте истории повседневности [38]. Кинодокументы становятся предметом исследования значительно реже [39]. Осторожность историков вполне понятна: признавая за кинодокументами способность отражения правды жизни, они пока не владеют необходимыми приемами их исторической интерпретации. Эмоциональное восприятие кино оказывается как правило более сильным, чем попытки его рационального анализа.
Это порождает недоверие и влечет за собой отказ от использования этого источника в исторических исследованиях. Традиционно кинодокументы подразделяются на два вида — документальные и художественные. Они различаются подходами к отражению реальности. Документальные фильмы обычно считаются более достоверными, чем художественные, поскольку фиксируют «объективную реальность» [40]. Художественное кино отражает вымышленную реальность и на этом основании его выводят за пределы «достоверного».
Между тем любые кинотексты — и документальные, и художественные — семиотичны, т. Поскольку художественное кино обладает более широким спектром изобразительных средств — это не только режиссерский замысел, операторская работа, музыка, текст как в документальном кино , но и игра актеров, диалоговый дискурс, декоративные эффекты и т. Кроме того, любой фильм — это чаще всего результат коллективного творчества режиссера, сценариста, актеров, оператора, композитора и проч. В результате кино становится отражением коллективного сознательного и бессознательного, в том числе общественных мифов и стереотипов. Проблема исторической интерпретации художественного кинематографа не нова, но, несмотря на все усилия заинтересованных лиц, остается маргинальной в исследовательском дискурсе.
Тому есть несколько объяснений: Во-первых, источниковедение аудиовизуальных источников чаще всего отталкивается от принципов толкования письменного текста, по-прежнему доминирующего на историческом исследовательском поле. Во-вторых, многие исследователи полагают, что художественный текст в принципе невозможно корректно интерпретировать. В-третьих, неприятие художественного кино как исторического источника базируется на том, что историк новейшего времени имеет возможность опираться на огромное количество документов, имеющих более «серьезную» репутацию. При ближайшем рассмотрении, однако, обнаруживается, что целый ряд проблем истории XX в. По сей день относительно небольшой круг авторов отваживается на изучение проблем общественного сознания советской эпохи или истории повседневности.
Число подобных работ многократно уступает сочинениям по социально-экономической и политической истории. При изучении советской истории из всего многообразия доступных источников традиционно используются нормативные, делопроизводственные и статистические. В меньшей степени востребованы периодическая печать и источники личного происхождения. Кроме того, не стоит забывать, что значительная часть источников упомянутых категорий по разным причинам недоступна исследователям. Идея «вторичности» и «недостоверности» аудиовизуальных документов наиболее близка как раз тем историкам, которые представляют традиционные — политическое и экономическое — направления в изучении советской истории.
С их точки зрения художественный кинематограф как источник вторичен постольку, поскольку близкая им проблематика хорошо обеспечена письменными документами различных типов. Включение в исследовательский поиск аудиовизуальных источников не только способно расширить спектр традиционных исследовательских тем, но и расцветить новыми красками уже имеющиеся. Кроме того, в условиях «визуального поворота» оно неизбежно способствует расширению методологического и методического арсенала историка, актуализации его профессиональной деятельности с учетом современных требований. Традиция источниковедческого анализа аудиовизуальных источников сформировалась благодаря усилиям нескольких авторов [41]. Ими же была сформулирована задача, не теряющая своей актуальности: добиться того, чтобы источники этого типа перестали выполнять преимущественно иллюстративную функцию.
Для того, чтобы предостеречь исследователя относительно невысокой надежности аудиовизуальных источников, как правило, формулируется требование их обязательной верификации с помощью письменных документов. Похожие предостережения только недавно перестали быть обязательными по отношению к мемуарам, к которым до сих не испытывает большого доверия позитивистски ориентированная часть исторического сообщества. В случае с аудиовизуальными документами дело состоит не только в том, чтобы опереться на традиционно надежные виды источников. Как неоднократно отмечалось, основной особенностью аудиовизуальных источников является доминирование образа над текстом, а большая их часть и вовсе лишена текста, если понимать под таковым вербализированную информацию. Между тем рациональная составляющая современного научного знания безусловно вербальна, поскольку опирается на книжную традицию, утвердившуюся несколько сотен лет назад.
Поэтому в случае работы с аудиовизуальными источниками главной задачей становится «декодирование» образа [42].
Режиссёр — Андрей Кончаловский Фестивальное полотно о личном киномеханике Иосифа Сталина смешивает факты и домыслы, праздничные этюды и кровавые натюрморты времени. Фильм Андрея Кончаловского частично основан на событиях из жизни Александра Ганьшина — человека, который менял бобины в сталинском кинозале и полвека отвечал за кремлёвские кинопоказы. Главные авторские просчёты — это неудачный кастинг, делающий ставку на иностранных актёров, и обилие гротескных эпизодов, придающих зрелищу оттенок чёрного анекдота. Ключевая тема репрессий не всегда оказывается в центре внимания, однако звучит фоновым рефреном через историю девочки Кати, ребёнка расстрелянных родителей. Сюжет пронизывает вера героев в непогрешимость партийной верхушки и справедливость массовых арестов. Том Халс играет этакого Иванушку-дурачка, млеющего при виде товарищей из политбюро, Боб Хоскинс карикатурно примеряет круглые бериевские очки, а Александр Збруев не менее карикатурно машет сталинской трубкой. Ценность фильма, конечно, не в этом, а в трагикомичной символике и размашистых монологах.
Вот стадо коров скачет по московским улицам, а вот — люди давят друг друга в день похорон вождя. Вот соседи по коммуналке ужинают в противогазах, а вот Фёдор Шаляпин-младший в роли столичного профессора произносит коронное «Сатана сидит в Кремле». Заметно, что отдельные сцены киноработы Кончаловского навеяны «Гибелью богов» 1969 Лукино Висконти, однако «Ближний круг» не тянет на эпитафию демонической эпохе из-за повышенного градуса абсурда. Впрочем, это не делает кино — дурным, просто перед нами не философская драма, а фарс о тирании и раболепии.
Лучшие советские фильмы не только сформировали поколения жителей нашей страны, но и вошли в сокровищницу мирового кинематографа. Советские и российские старые добрые фильмы разных жанров: комедии, советские детективные художественные фильмы, военные ленты, советские фильмы для детей, истории любви, фильмы 60 70 годов советские мелодрамы и драматические истории. Фильмы, которые стали классикой и возвращают зрителя в советскую эпоху — смотреть старые советские фильмы можно уже сейчас на Tvigle. Судьбы главных героев культовых советских картин до сих пор завораживают российских зрителей.
Ее автор, советский и латвийский историк кино, закончивший Латвийский государственный университет, защитивший диссертацию в Ленинграде, впоследствии стал профессором Чикагского университета. Книга «Историческая рецепция кино» в настоящее время является библиографической редкостью. И когда издательство «Новое литературное обозрение» предложило переиздать ее, Юрий Гаврилович прислал другое сочинение. Новая книга имеет название «На подступах к карпалистике. Движение и жест в литературе, искусстве и кино». Область его научных интересов - русское дореволюционное кино и советский киноавангард 1920-х гг. Юрий Цивьян - специалист по творчеству Евгения Бауэра, Сергея Эйзенштейна, Дзиги Вертова, автор понятий «русский киностиль», «карпалистика». Книга «Историческая рецепция кино» была написана с точки зрения подходов тартуской семиотической школы автор является учеником Ю. Лотмана и новой школы социальной истории кино которую автор также представляет, будучи ведущим специалистом кафедры си-нема и медиа, наряду с Т. Ганнингом, М. Хансен и др. Как заметил сам Юрий Гаврилович, старая книга смотрит на культуру, новая - на искусство. Исследование «На подступах к карпа-листике» написано в духе и стиле формалистических концепций 1920-х гг. Юрий Цивьян считает, что советское киноведение в лучших своих образцах - это школа формализма а не наследие учений марксизма или неомаркизма, не следование концепциям модерности и пр. В своих киноведческих исследованиях Ю. Цивьян обращается к анализу канонических кинотекстов советского исторического фильма - кинотекстов Сергея Эйзенштейна. Советские исторические фильмы сегодня анализируются с разных методологических и идеологических позиций подходов публичной истории, феминизма и т. В чем различие подходов историков и киноведов в анализе канона советского исторического кино? Одной из самых значимых работ о кино как об институте по производству истории является книга Евгения Добренко «Музей революции. Советское кино и сталинский исторический нарратив» [Добренко, 2008]. Недавно Евгений Александрович опубликовал двухтомник «Поздний сталинизм. Эстетика политики» о малоизученном, но очень важном и драматичном периоде послевоенной истории СССР - периоде формирования имперского националистического сознания [Добренко, 2020]. На основе анализа не только кинонарратива, но и литературы, искусства, музейного дела, Евгений Добренко показывает, как сталинизм работал с памятью и историей. Понятия и конструкции, которые использует историк: «историзирующая анестезия», «медиум идеологической и исторической репрезентации», «идеологический монтаж» и др. Добренко [Добренко, 2008, с. Память - травма, история - терапия, отчуждение фактов; история - процедура концептуализации и отчуждения пережитого, памяти; память персональна, история социальна. В этой композиции музей не только материализованная история, но и гильотина истории, одновременно умерщвляет и экспонирует прошлое. Напротив, архив есть основа работы историка по восстановлению прошлого по сравнению с музеем, основой официального мифа и институтом инсталлирования искусственного прошлого. Автор книги «Музей революции» показывает, как в кинематографе происходила «персо-низация» истории: в 1930-х гг. Некоторые фильмы о правителях России, например о Петре I, были созданы в коннотации «цари хороши, царизм плох». Добренко отмечает, что «искусство занято созданием новых и - по определению -фиктивных объектов» [Там же, с. И эти фильмы были направлены на укрепление государства, прославление побед. Историк анализирует кино как идеологический конструкт - превращение прошлого в сталинскую историю, как средство обоснования легитимности и построения советской идентичности, формирования политического воображаемого. Взгляд киноведа другой, и это взгляд с точки зрения кинотеории, манифестирующей свою генеалогию от авангардного формализма 1920-х гг. Слово «карпалистика» изобрел Владимир Набоков в романе «Пнин». Этим термином Ю. Цивьян обозначает жест в искусстве -физические, словесные, метафорические движения в литературе, живописи, кинематографе. Автор книги «На подступах к карпалистике» настаивает на том, что жест в искусстве отличается от предмета кинесики, и обращается к «жесту революции», графологическим жестам, проблеме жеста и монтажа. В искусстве кино есть два конкурирующих начала - жест и монтаж. Цивьян отмечает, что это и есть формообразующие принципы кино. И в этой связи исследователь обращает внимание на различия между российским и западным киноведением: «Формальная школа сформулировала закон: нет и не может быть общей теории искусства. Для частных явлений должны создаваться частные теории. История кино - по определению розничный товар» [Цивьян, 2010, с. Еще в «Исторической рецепции» Ю. Цивьян посвятил целую главу внутритекстовым стратегиям восприятия кино и рассмотрел их на материале киноавангарда 1920-х гг. Юрий Гаврилович предлагает их покадровое прочтение. Терминология киноведа - «интеллектуальный монтаж» и «концептуальный монтаж», «осевое движение», «внутренний монолог» и др. Интеллектуальный монтаж анализируется как конструкция монтажных фраз по разным типам: обыгрывания естественного языка «наиболее интимных моментов» , каламбуров, игры слов, зашифрованных в цепочке киноизображений цитат, внутренних монологов. Юрий Цивьян не отделяет кино от насыщенного историко-культурного контекста 1920-х гг. Дробашенко и указывает на требование «плотности» смыслов в богатой системе отсылок фильмов. Доктрину интеллектуального кино Ю. Цивьян сближает с манифестами сторонников заумного языка в поэзии, или значение сцены с расколом Большого театра в «Человеке с киноаппаратом» восстанавливает, вспоминая, что для сотрудников журнала «ЛЕФ» словечко «Большой театр» было распространенным обозначением пассеизма в искусстве: «... Скорее всего, кадр задуман как пластический комментарий к выступлению О. Брика на лефовском совещании о кино в 1927 году: "Мы десять лет говорим, что нужно закрыть Большой театр, а его в этом году еще отремонтировали"» [Цивьян, 1991, с. Манифесты и высказывания формалистов Б. Эйхенбаума, А. Погодина, А. Крученых примыкают, - как пишет Ю. Цивьян, - к эйзен-штейновским идеям интеллектуального монтажа, внутренней речи, пралогическому «мышлению кадрами».
Исторический
Лайнер «Магдалена» «Победа» был построен по заказу немецкой судоходной компании на верфи «Шихау» в Вольном городе Данциге в 1928 году для эксплуатации на линии Европа — Центральная Америка — Вест-Индия. В первый рейс лайнер вышел 29 декабря 1928 года. В середине 1950-х годов «Победа» считался одним из лучших судов пароходства. В 1962 году во время карибского кризиса судно использовали для перевозки советских войск на Кубу, в конце 1970-х годов оно было списано из состава флота и утилизировано на берегу Гадани-бич в городе Читтагонг Бангладеш. Возвратимся к фильму «Бриллиантовая рука». Замечу, что первоначально фамилия главного героя была прописана как Тимошкин, и лишь потом он стал Горбунковым. А сама идея фильма с контрабандой драгоценностей завязана на реальных событиях, правда, произошедших в Швейцарии. При съёмках использовались реальные драгоценности, стоимость которых составляла почти два десятка миллиона долларов. В XXI веке в ряде статей, посвящённых фильму «Бриллиантовая рука», встречается утверждение, что в советское время морские путешествия были доступны только высшей партноменклатуре, передовикам производства и т.
В чём-то это справедливо в отношении теплоходов, ходивших в круизы в капиталистические страны. Тем не менее практически любой человек, не имеющий близких родственников за границей и не работающий на особо секретном производстве, проявив достаточную настойчивость, имел шанс приобрести путёвку в средиземноморский или атлантический круиз. Замечу, что в США и Западной Европе человеку, допущенному к особым государственным секретам, не разрешается покидать страну без особого разрешения властей. Что же касается поездок по Чёрному морю, то они практически всегда были в свободной продаже. Так, я, например, в 1974 году в кассе турагентства на проспекте Калинина Новый Арбат без всякой очереди купил двухместную каюту 1-го класса на теплоходе «Колхида», следовавшем по маршруту Одесса — Батуми. Любопытно, что я в 27 лет был в 1-м классе самым молодым мужчиной, а моя 22-летняя жена — самой возрастной женщиной. Там мужчины в годах «выгуливали» своих юных подруг. Позже я путешествовал по Чёрному морю на теплоходах «Молдавия» и «Армения».
Ну а моя мама, простой инженер, в 1950—1970-х годах регулярно ходила на теплоходах «Россия», «Победа» и «Адмирал Нахимов». Начало фильма «Пираты ХХ века», где на корабль грузят опиум, снимали на пятом причале Ждановского порта ныне — Мариупольский торговый порт в мае 1979 года. Захваченный пиратами корабль «Нежин» — это сухогруз «Фатеж» Азовского морского пароходства. В заключение я бы хотел рассказать об одном почти забытом фильме и корабле с уникальной судьбой.
Евгений, здравствуйте. Для начала общий вопрос: а вообще для чего Сталину понадобилось реабилитировать исторических деятелей? Для чего понадобилось их возвращать в исторический нарратив?
Ведь советская власть отреклась от того империалистического прошлого и, конечно же, от всех символов и тем более людей, связанных с монархией. ДОБРЕНКО: Обращение к истории у Сталина, как у любого политика, прагматика и оппортуниста, было вполне естественным, потому что история содержит огромный легитимирующий потенциал. Как известно, большевики пытались принести с собой новый тип легитимности, который был связан уже не с историей, как раньше, а с бессмертным марксистским учением. А марксизм именно как учение, как наука, как единственно верное объяснение всего вокруг: от природы диалектический материализм до истории исторический материализм , до вообще понимания прошлого, настоящего и будущего в научном коммунизме. Всё это составляло марксизм-ленинизм. И из него, условно говоря, партия и, соответственно, новый режим черпали свою легитимность. Но дело в том, что учение — как любое учение, — оно доктринально.
То есть это определённая доктрина, которую надо постоянно приспосабливать к быстро изменяющейся реальности. И главным изменением, которому подвергся марксизм-ленинизм при Сталине, в его борьбе за власть, в его борьбе с Троцким и так далее, — это была идея социализма в отдельно взятой стране, которая совершенно, конечно, не укладывалась ни в какой марксизм, ни в какой ленинизм и вообще не имела уже в принципе ничего общего ни с марксизмом, ни с ленинизмом. Поэтому от марксизма и ленинизма остались такие риторические платья, в которые начал одеваться просто обычный национализм, обычное строительство национального государства. Но тоже не вполне обычно, потому что воссоздавалась империя. То есть империя одевалась как бы в наряды национального государства. И это был очень сложный и новый по тому времени процесс, к которому Сталин отнёсся, так сказать, творчески. Но, естественно, строительство такого государства, которое не имело ничего уже общего ни с каким марксистским, ленинским и так далее проектом, требовало апелляции к национальному прошлому.
Кроме того, чем дальше, тем больше становилось ясно, а после 1933 г. Точно так же, как было ясно, что на интернационалистской идеологии «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Поэтому нужен традиционный национализм, нужна национальная история, которая его питает. Вот, собственно, из чего и возникло всё остальное. А дальше включились как бы каналы обработки населения. Телевизора тогда не было, всех этих ток-шоу, которые промывают мозги сегодняшнему населению России, тогда не было. А вот кино было, которое было безумно популярно, которое не требовало абсолютно ничего — даже грамотности.
Надо помнить всё-таки, что в 1930-е гг. То есть читать книги и газеты — не было готово к восприятию таких текстов сложных. А вот кино в такой вот занимательной игровой форме доводило все необходимые режиму месседжи до населения. Это был монарх или полководец? Но прямо тогда же, 1939 г. Во время войны снимается «Иван Грозный». Во время войны опять же снимается «Георгий Саакадзе».
Фильм менее известный, снимал его Чиаурели, любимый сталинский режиссёр. Так что здесь, в общем, фильмы эти шли практически одновременно. Кроме того, там ведь было как бы несколько таких серий, условно говоря. Это были фильмы о русских царях, потом были фильмы о полководцах. Они были позже как раз, фильмы о полководцах. Условно говоря, «Александр Невский»; «Суворов» и «Кутузов» — во время войны, «Суворов» раньше; «Нахимов», «Ушаков» — послевоенные картины. То есть военачальники.
Потом ещё были фильмы, посвящённые национальным героям. Скажем, «Богдан Хмельницкий», «Салават Юлаев». Ещё были фильмы, посвящённые народным восстаниям: «Пугачёв», «Разин» и так далее. То есть это был огромный поток. После войны появилась новая серия биографических фильмов, посвящённых деятелям русской науки, когда началась кампания за приоритет русской науки, когда доказывалось, что все научные открытия были сделаны в России и украдены на Западе. Вот тогда, значит, пошли фильмы, которые связаны с русскими учёными: и «Миклухо-Маклай», и «Пржевальский», и «Попов», и «Жуковский», очень много фильмов. Фильмы посвящённые деятелям русского искусства: «Римский-Корсаков», «Мусоргский».
Первым Сталин остался недоволен, и потом Александров снял вторую картину — «Композитор Глинка». То есть очень-очень много было этих исторических фильмов. Ещё имейте в виду: это же была эпоха малокартинья, когда в Советском Союзе выпускалось совсем немного картин. Четырнадцать, в какой-то год даже дошло до девяти картин в год. С тем, что все ресурсы были брошены на восстановление страны, просто было не до кинематографа? Это было связано со сталинским представлением о том, что, ну, вы понимаете, Голливуд, который всегда был таким образцом для всех, это была настоящая индустрия. Там просто выходили тысячи картин.
А Сталин считал, что фильмов надо снимать немного, но каждый из них должен быть шедевром. Это вот сталинские представления об искусстве. Он полагал, что если вы будете делать немного, то вы сделаете шедевры. А вы создаёте не шедевры, потому что вы делаете слишком много. И как он, ругая Пудовкина или Эйзенштейна за то, что они недостаточно хорошо выучили историю, просто как учитель истории ругает учеников в классе. Он считал, что если делать много — будет халтура. Поэтому давайте не будем делать много, будем делать несколько, но все они будут шедеврами.
Вот эти шедевры послевоенного сталинского кино мы все знаем как раз. Видите, фильмов было мало очень, и практически все они в конце жизни Сталина превратились просто в исторические фильмы, посвящённые деятелям русского искусства, русской науки и так далее, и так далее. То есть Сталин, причём Сталин сам планировал… Н. Так ли это? Можете ли какие-то примеры конкретные привести? Дело в том, что это раньше было на уровне каких-то сплетен. Надо сказать, что в последние годы как раз очень много появилось работ.
Во-первых, были опубликованы документы. Например, прекрасный сборник документов «Кремлёвский кинотеатр», огромный том, 800 страниц, где просто собраны документы, которые показывают, как Сталин занимался кино. Читал сценарии и правил, писал записки и так далее. Да, принимал практически все фильмы. Без его согласия картина не могла выйти. Известно, что Иван Большаков, министр кинематографии, просто сидел и записывал каждый сталинский звук, который вождь издавал во время просмотра. Или там какие-то междометия, в какой момент они были, это выражает что — недовольство или какое-то сомнение и так далее.
О том, как русский витязь бил татарские полки, внушая суеверный страх врагу и удивляя мужеством самого Батыя, сложены легенды. Фильм по сюжету «Повести о разорении Рязани Батыем» снят почти полностью на зеленом экране, с использованием сложной компьютерной графики. Былинного героя-богатыря превосходно сыграл молодой российский актер Илья Маклаков, тоже родом из Рязани.
Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт www.
Фильмы онлайн
Сериал. Вышедший из комы милиционер Дивов даже не думал, что мир может настолько измениться. Смотреть советские исторические фильмы онлайн на нашем сайте. Смотреть Лучшие советские фильмы онлайн в подборке на KION.
Советское кино
Костюмированный исторический фильм о романе цесаревича и балерины Мариинского театра стал самым убыточным проектом при поддержке Фонда кино, принеся рекордный убыток в 1,28 миллиарда рублей. это то лучшее, что осталось нам и нашим детям от лучших и гениальных людей, создавших эти картины! В 1970-м году на экраны вышел исторический фильм «Ватерлоо» советско-итальянского производства. реально малоизвестно), кого интересует советская эпоха глазами современников - велкам. Советские исторические фильмы смотрите онлайн на Иви.
Исторические фильмы ссср список фото
Вот 5 удачных примеров из истории советского кино. Большой выбор фильмов, сериалов в отличном качестве, с хорошим переводом и без рекламы в онлайн-кинотеатре Триколор Кино и ТВ. ЛУЧШИЕ советские и русские (российские) фильмы, односерийные и сериалы, коллекция кино 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 года, отечественные новинки, новые и старые ссср в хорошем качестве во весь экран, скачать бесплатно на компьютер, планшет, телефон андроид и айфон. ЛУЧШИЕ советские и русские (российские) фильмы, односерийные и сериалы, коллекция кино 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 года, отечественные новинки, новые и старые ссср в хорошем качестве во весь экран, скачать бесплатно на компьютер, планшет, телефон андроид и айфон. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых. С распространением звуковых фильмов советская власть наконец всерьез задумалась о систематизированном хранении негативов.
Возникновение советского кино
Благодаря системе рейтинга и отзывов вы сможете не ошибиться с выбором. А хорошее качество видео и аудио оставит после просмотра лишь положительные эмоции. Агония 1 серия 1975-1981 5688 6 0 Пaдeниe poccийcкoй импepии. Пo yлицaм Пeтpoгpaдa идут тыcячи нeдoвoльныx cвoeй yчacтью пpoлeтapиeв. Apмия пpoигpывaeт oднo cpaжeниe зa дpyгим. Pyбль дeшeвeeт нa глaзax. Ho выcшeмy пeтepбypгcкoмy cвeтy нeт дeлa дo тaкиx мeлoчeй. Oни c yвлeчeниeм вepтят cтoлы и пoceщaют caлoны мoднoгo бypятcкoгo... Агония 2 серия 1975-1981 4600 1 0 Пaдeниe poccийcкoй импepии. Они захватывают Псков, мучают и убивают местных жителей. Рыцари заранее делят ещё не завоеванные русские земли, присваивая себе титулы князей и надеясь на поддержку Папы Римского.
Новгородский люд на вече решает собирать дружину и звать... Андрей Рублев 1 серия 1966 6806 -1 0 Русь начала XV века. Страну раздирают княжеские междоусобицы. Набеги татар, голод и мор преследуют народ… В эту трагическую эпоху появляется на Руси великий живописец, жизни и творчеству которого посвящен фильм.
Плеер автоматически запустится при технической возможности , если находится в поле видимости на странице Адаптивный размер Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Мало кто помнит, что большинство народностей, населявших Среднюю Азию, сами обратились к империи за защитой от воинственных соседей. История, которую преподавали в советских школах, далеко не во всем соответствовала документам, поскольку во времена Советского Союза многие достижения империи старательно нивелировались, а ее национальная политика описывалась как угнетение народов.
Самые популярные фильмы Александрова — «Веселые ребята» 1934 г. К первым военным фильмам, отразившим всю жестокость, происходившую на фронте, можно отнести «Радугу» 1943 г.
Донского, «Нашествие» 1944 г. Ромма, «Она защищает Родину» 1943 г. Эрмлера, «Зоя» 1944г. Также в это время в свет вышла последняя картина С. Эйзенштейна — трагедия «Иван Грозный» 1944 г. Кадр из фильм «Броненосец Потемкин» Период оттепели был весьма успешным для российского кинематографа — стоит отметить картину Михаила Калатозова и Сергея Урусевского «Летят журавли» 1957 г. Также нужно упомянуть о самых заметных фигурах того времени — Григорий Чухрай с его «Балладой о солдате» и «Чистым небом», Михаил Ромм и его шедевральная картина «Обыкновенный фашизм» 1965 г. Истинное удовольствие получили зрители от комедий великого Леонида Гайдая — «Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука». И нельзя не упомянуть комедию Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля!
А также фурор произвела мелодрама В. Меньшова «Москва слезам не верит» 1979 г.
Дореволюционные игровые фильмы Во многом причиной этого было то, что в то время кино считали недолговечным аттракционом. Потенциал экранного искусства большие мастера разглядели далеко не сразу, одними из первых были авангардисты. Киноэксперименты оказались не чужды, например, уже известному в тот момент театральному режиссеру Всеволоду Мейерхольду. Хотя в 1912 году он еще высказывался о кино довольно пренебрежительно. Фотография не есть искусство. И в этом взаимоотношении природы и руки человеческой отсутствует творец, отсутствует активное вмешательство автора. Всеволод Мейерхольд "Кинематограф и балаган", 1912 Спустя три года Мейерхольд изменил мнение и снял свой первый немой фильм "Портрет Дориана Грея" 1915 по роману Оскара Уайльда.
На роль Дориана Грея взяли женщину — молодую актрису Варвару Янову, а роль сэра Генри сыграл сам режиссер. Особое внимание он уделял движениям актеров, работе с линиями, светом и тенью. Однако многие нюансы режиссер узнавал, исправляя собственные ошибки. Картину спасли профессиональные советы оператора Александра Левицкого, который объяснял, как нужно выстраивать кадр, правильно работать с планами и диалогами. Но, несмотря на все попытки сократить действие в фильме, длина пленки составила 3 600 м, или около трех часов, — невероятный хронометраж по тем временам. Последний известный показ "Портрета Дориана Грея" в кинотеатре состоялся в 1922 году, затем его след обрывается. В 2019-м фильм вошел в рейтинг Государственного фонда кинофильмов РФ Госфильмофонда наиболее значимых потерь в истории отечественного киноискусства. Еще один авангардист, заинтересовавшийся кинематографом, — это человек-оркестр Владимир Маяковский. Особенной для него картиной стала "Закованная фильмой" 1918.
Владимир Маяковский "Предисловие к сборнику сценариев", 1927 Маяковский написал сценарий для своей музы Лили Брик. Вместе они сыграли главные роли. По сюжету картины художник влюбляется в балерину, которую увидел в кино; балерина буквально сходит к нему с экрана, потом сбегает обратно, затем снова появляется — и так пока окончательно не возвращается на экран. Во второй части Маяковский собирался отправить художника в страну кинематографа на поиски возлюбленной. Но этот замысел реализовать не удалось. Сохранился всего один полутораминутный фрагмент дубля, который не вошел в окончательный монтаж. Через восемь лет Маяковский восстановил сценарий картины в новой редакции под названием "Сердце экрана", но тот так и не был экранизирован. Бывают, впрочем, и счастливые случайности — когда фильм, считавшийся утраченным, неожиданно находят. В 1928 году еще один новатор в мире кино Евгений Червяков снял немую картину "Мой сын".
В начале фильма жена признается мужу-пожарному, что их новорожденный сын не от него. Это признание рушит привычную для героя картину мира. Потерянный, он уходит из дома, бродит по городу. В финале герой спасает неродного сына из пылающего дома, после этого возникает надежда на примирение семьи. Решение сюжета было нетипично для советской России, поскольку выводило на экраны не общественный проступок, а личную драму. Критики встретили фильм неоднозначно. Тем не менее ленту "Мой сын" в числе других немых картин Червякова называли новой вехой в отечественном кинематографе. Творческий метод режиссера здесь проявлялся в акцентировании внутренних переживаний героев, которые отыгрываются актерами не нарочито, а одним выражением глаз. Не вещи, массы, красивые виды и замысловатые трюки монтажа, а люди.
Режиссура: во что бы то ни стало добиться максимальнейшей "производительности"… человеческого лица. Евгений Червяков в журнале "Рабочий и театр", 1928 Копия фильма погибла во время Великой Отечественной войны. Десятилетиями лента считалась утраченной, пока в 2008 году в Аргентине местные киноведы не обнаружили неизвестный советский фильм под названием "Сын другого". Отечественным исследователям Юрию Цивьяну и Петру Багрову удалось установить, что это неполная копия картины Червякова. Фильм восстановили, первый его показ состоялся в 2011 году на фестивале архивного кино "Белые Столбы", организованном Госфильмофондом. Госфильмофонд России — это главный отечественный киноархив. С распространением звуковых фильмов советская власть наконец всерьез задумалась о систематизированном хранении негативов. Не исключено, что дополнительным аргументом послужило постепенное разрушение негатива картины братьев Васильевых "Чапаев" 1934 — любимого фильма Иосифа Сталина. В результате во второй половине 1930-х годов в подмосковном поселке Белые Столбы начали строить здание будущего фонда.
Его сотрудники занимаются не только сохранением пленки, но также ее изучением, реставрацией и оцифровкой. В 1997 году фонд попал в Книгу рекордов Гиннесса как один из трех крупнейших киноархивов мира. Сегодня его коллекция насчитывает более 90 тыс. В 2023 году Госфильмофонд отметил 75 лет со своего основания. Уже через год подписан Декрет о национализации кинодела. Поначалу наибольшее внимание уделяли кинохронике, но к 1930-м годам начинает развиваться так называемый агитпропфильм. Это были полудокументальные-полуигровые фильмы, которые иллюстрировали актуальные политические лозунги.
115 лет кино в России
В фильме показан самый настоящий четвертьфинальный матч Кубка СССР 1954 года, участником которого были ФК «Металлург» (Днепропетровск) и ОДО (Ленинград). Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых. Это, по сути, первая картина сталинского исторического кино, отразившая перемены в исторической идеологии советского общества. В новом Советском государстве кино было провозглашено «важнейшим из искусств», а заодно — главным средством пропаганды и агитации. это жанр фильма, в котором истории основаны на исторических событиях и известных личностях.