Зимний Грушинский фестиваль 2024 _ 90-летию Визбора посвящается «Вдруг у огня. Однако, если вы думаете, что Грушинский фестиваль – это только про песни под гитару, вы сильно ошибаетесь. Грушинский фестиваль — это один из старейших и крупнейших песенных фестивалей, проводимый с 1969 года.
Грушинский бардовский фестиваль 2023 года
Юбилейный 50-й фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина в этом году пройдёт с 29 июня по 2 июля. В августе 1969 года трагически погиб студент Валерий Грушин, именем которого в будущем назвали Грушинский фестиваль. Все зрители встали от исполнения военнослужащим песни "Нам нужна одна Победа" на Грушинском фестивале. Главная» Новости» Грушинский фестиваль 202схема. Депутат Государственной Думы РФ Александр Хинштейн 3 июля обрушился с критикой на Грушинский фестиваль бардовской песни, прошедший в начале июля в Самарской области, обвинив его организаторов в «отсутствии патриотизма». фестивальной поляне на Мастрюковских озерах в Самарской области состоится 50-й юбилейный Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина!
Грушинский Фестиваль В Самаре
(мнение) Грушинский фестиваль 2023: подробности. С завтрашнего дня, 29 июня, по 2 июля состоится 50-й юбилейный Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина. Президент Грушинского фестиваля Борис Кейльман поставил во главу угла не песни, которые можно в любой момент послушать на компьютере и смартфоне, а общение и особую атмосферу мероприятия. Грушинский фестиваль – всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина. Он проходит летом под Самарой и длится 4 дня.
На Грушинском фестивале в Самарской области в 2023 году откроют 14 концертных площадок
Грушинский фестиваль бардовской песни — фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, с 1968 года регулярно проводимый под Самарой. Хочу поделиться с вами своим впечатлением от посещения Грушинского фестиваля 2023 года. Смотрите видео онлайн «Грушинский фестиваль 2023. Открытие» на канале «Телеканал «Самара-ГИС»» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 30 июня 2023 года в 12:57, длительностью 00:04:55, на видеохостинге RUTUBE.
Грушинский фестиваль 2023: дата, место, программа
12:00 - вс, 02/07/2023 - 22:00, место проведения Самарская область, Фестивальный парк, Прибрежный, Мастрюковские озёра, кто выступает, где состоится, когда будет. Вот почему намеченный на август альтернативный Грушинский заявлен как 47-й фестиваль, а традиционный июльский — 49-й. Грушинский фестиваль в 2023 году пройдет в живописных краях, в недалеко от Залива Утриш на Черноморском побережье. фестивальной поляне на Мастрюковских озерах в Самарской области состоится 50-й юбилейный Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина! Сегодня, 1 июля, гостям и жителям Самарской области были разосланы сообщения о том, что въезд на Грушинский фестиваль закрыт. В Самарской области был второй Грушинский фестиваль и пришло уже две тысячи человек, потом было четыре, потом десять, потом 20, потом 200", – признался основатель и президент Всероссийского фестиваля авторской песни им. Валерия Грушина Борис Кейльман.
На «Груше» сотни музыкантов в буквальном смысле смешали с грязью: фото
Любители активного отдыха плавают в Волге или на SUP-досках. Кто-то отстраивает точки, на которых будет продавать сувениры или шашлык. В общем, жизнь кипит! Можно ли приехать на Грушу раньше, занять место и просто пожить? Вокруг него на воде растут желтые кувшинки, расстилаются полевые цветы. Живописно и приятно.
Этим вопросом задаются в основном те, кто ранее не бывал на Груше. Напомню, разведение костра на территории запрещено. Участникам советуют взять с собой газовую горелку. Ни в коем случае не берите пластиковую посуду на фестиваль! Любимое блюдо во время похода.
Не сказать, что все блогеры и журналисты обрадовались, но я была довольная как слон. Это же так круто: сидеть на природе, около озёр, есть вкусную гречку из котелка и запивать её горячим крепким чаем. В гостях у белочки и балаковцев Как только мы приехали - нас почти сразу затянули в кировский палаточный городок под названием "В гостях у белочки". Там гости сыграли нам свои авторские песни.
Палаточный городок насчитывал почти 12,5 тысяч палаток. Была подготовлена насыщенная творческая программа, работали 17 площадок и сцен фестиваля: "Многоголосье", "Детская поющая республика", "Междуречье", "У Грушинского костра", "Победа", главная сцена, спортивная площадка и другие. В том числе была организована "Аллея фестивалей", где гости могли узнать о развитии движения авторской песни в стране, познакомиться с представителями клубов и фестивалей авторской песни из самых разных регионов, посидеть с гитарой в кругу старых и новых друзей в зоне отдыха.
Здесь по-настоящему дружеская праздничная атмосфера. Собственно, это традиционно так. Этот фестиваль объединяет людей из разных регионов, из разных городов, из разных стран. Уверен, так будет и дальше, - отметил Дмитрий Азаров. На 50-м юбилейном Грушинском фестивале была заложена капсула времени для будущих поколений участников. Для этого на поляну доставили камень с места проведения первого фестиваля - из урочища Каменная Чаша в Жигулях. Вместе с земляками, гостями фестиваля, известными бардами в церемонии принял участие губернатор Дмитрий Азаров.
И я рад, что появляются новые - как сегодняшняя. Мы предпринимаем дополнительные усилия, чтобы поляна стала более комфортной.
Практически стемнело. Начал моросить дождь. Ее дети, а их у нее на Груше было семеро, нам помогли донести вещи до их палатки. Она у них располагалась в спортлагере, за футбольным полем. Эта женщина, эта родственница жены — Марина, сама по себе уникальный человек. У нее трое собственных детей, и семеро приемных! Двое своих, уже взрослых парней и живут своей собственной жизнью.
На Грушу она приехала со своей дочкой и шестью приемными детьми. Также с ней была ее сноха с маленькой дочкой. Ездили сюда они в прошлом году, очень понравилось и вот приехали в этом году во второй раз. Место под нашу крупную палатку в лагере практически не было. Рядом с палаткой Марины была тропа из спортлагеря. Вот и пришлось ставить частично на нее, покрытую тонким слоем грязи. Получилось палатку ставили прям по ленте лагеря с выходом на грязную дорогу. Но в двенадцатом часу ночи было не до этих мыслей. Быстрее бы разбить палатку, поужинать, пройтись по фестивалю и залечь спать.
В этот вечер фестиваль произвел не лучшее впечатление, последствия тяжелого дня, дождливой погоды, грязи, и толп людей мешающих пройти с тяжелыми сумками. На Грушинскую гору мы уже не полезли, послушали немного концерт с другой стороны озера. Походили по фестивальному городку. Поразили размеры этого палаточного города. А также серьезность отношения официальной власти если можно так сказать к фестивалю. Количество милиции. Пара машин спасателей МЧС. А по другую сторону поля пара красных пожарных машин МЧС. На следующий день пригрело солнышко, подветрило, подсушило.
Походили, послушали по разным сценам. Покупались, в Головном озере. Пошатались по ярмарке, выбирая сувениры. Маринкины пацаны и девчонки получали награды и грамоты за призовые места в разных соревнованиях и по результатам сдачи ГТО, проходившим в субботу. А ближе к вечеру даже скатились по канатной подвесной дорожке. Я этого делать не собирался, потому что даже глядеть с земли на летящих, подвешенных на ролике за еле заметную веревку людей на высоте, как было написано до 100м, было жутковато и хотелось просто их фотографировать, а не лезть в гору. Дочка хотела скатиться, мы давали добро, но она не решалась. Она с ребятами сходила узнать насчет цены. Билет стоил 800 рублей.
Но, так как у организаторов аттракциона сильно уменьшился поток желающих, они сообщили, что, если наберете четверых, продадут билеты по 500 р. Поэтому моя доча решила, что первым должен лететь я, для примера, и как первопроходец, вселяющий во всех остальных отвагу и уверенность. Так и пришлось лететь первым. Наверху был порывистый ветер и отвага, как-то покинула меня. Но под подбадривающие и неуверенные голоса, следующих адреналинщиков, я полетел над пропостью. Страшновато оказалось только первый десяток метров. Далее от набора скорости и встречного потока воздуха тебя разворачивает спиной вперед, к горе лицом, а это уже не пропасть. Пытаешься развернуться, но тебя опять отворачивает ветром. После спуска снимал остальных на фотоаппарат.
Также скатились: моя дочка, Марина и ее дети. На следующий день, в понедельник городок значительно поредел. Уехали почти все спортивные организации. Демонтировались шатры операторов связи и сцены. Я позвонил на СТО, где оставили свое авто. Сказали, что радиатор отвезли в город в мастеркую и теперь ждут звонка от них. После завтрака я стал искать и обзванивать авторазборки в Сызрани. Интернет выдал их три штуки. Радиатора нигде не оказалось.
Я взялся за Тольятти, там оказалось 18 авторазборок. Обзвонил все. Только в трех был Шевроле Круз, но в одной из трех был также перетертый шланг радиатора, в двух других радиатора не было вообще. Тем временем с поляны выезжали маршрутные автобусы до Тольятти и Самары. Узнал, что ездить они будут не до вечера. До обеда звонка не было. Позвонил сам — раздраженно сказали, что еще не было звонка с городской мастерской, ждут - нечего названивать. Объяснил, что мне нужно определиться - что делать дальше, так как, во-первых они работают до 6 вечера и надо успеть до закрытия, во-вторых жене на работу завтра, да и у меня самолет на работу во вторник. Товарищ из СТО успокоил насчет закрытия — если сделают сегодня и я не успею, то оставят наряд-квитанцию на АЗС, касса которой в одном здании с СТО и машину заберу со стоянки.
Я решил, что если звонка не будет до трех, буду выезжать до Тольятти. Позже будет проблематично уехать с фестивального городка и далее от Тольятти до Сызрани. Собрали, по-максимуму вещи, стол, стулья, одну комнату палатки. Чтобы жене потом было проще собираться к моему приезду. И, налегке, с полупустым рюкзаком я пошел к стоянке маршруток.
Кстати, это уже вторая отмена подряд "грушинки". Фестиваль не проводился так же и в 2020 году из-за коронавирусных ограничений.
Под Самарой юбилейный Грушинский фестиваль собрал 56 тысяч участников
В 2023 году Зимний Грушинский проходит в преддверии полувекового юбилея, ведь грядущим летом состоится праздничный 50-й Грушинский фестиваль! Зимний Грушинский фестиваль состоится 18-25 февраля 2023 года и пройдёт в рамках Марафона авторской песни России 2022-2023 с использованием гранта Президентского фонда культурных инициатив, при поддержке Фонда Олега Митяева и Самарского областного Грушинского клуба. Основной площадкой станет гостеприимный зал самарского КРЦ «Звезда», с которым Грушинский фестиваль имеет историческую связь.
Только из Фонда президентских грантов на проведение фестиваля было выделено 29 миллионов рублей. И это еще, не считая средств из регионального бюджета и гранта Росатома». Чудаков не стеснялся в выражениях по адресу оргкомитета «Груши», считая, что они оскорбили не только исполнителей — ветеранов и участников СВО, но и классиков жанра, которые тоже не обходили вниманием военную тему: «Я сходу могу назвать сотню патриотических песен Визбора, Берковского, Анчарова, Высоцкого, Окуджавы, Сергеева и других, прославляющих наших воинов и их подвиги. И эти песни поют всюду: и на фестивалях, и на кухнях, и в палатках, и во дворцах. Получается, предатели России из Грушинского клуба предали также культурные и идеологические основы самой авторской песни, которые они каким-то образом бесстыдно приватизировали и теперь вовсю коммерциализируют», — заявил Михаил Чудаков. Крымский бард Дмитрий Сандриков, писавший о присоединении Крыма, вторя Чудакову, добавил, что «многие из этих жюри на полном серьёзе снимали меня с финалов, потому что в их представлении Крым принадлежит Украине и эти люди пытаются угождать и вашим и нашим». При этом тот же Михаил Калинкин, упомянутый Хинштейном, в интервью по итогам фестиваля не упоминал о том, что его куда-то «не допустили» какие бы то ни было «предатели».
Мне очень понравились перемены, которые я увидел на этом фестивале», — сказал финалист сцены «Победа» в беседе с изданием «Волга Ньюс». Другие участники фестиваля тоже не поддержали заявления Хинштейна и Чудакова. Я принимал участие в создании этого проекта и конкурса патриотической песни и поэзии на Грушинке. А на что и дали рекомендацию, так чтоб проукраинских лозунгов не было! Так что вашу инфу расцениваю как провокацию», — высказался Филь. Впрочем, организаторы старейшего и авторитетнейшего фестиваля авторской песни в стране и раньше придерживались политики избегания намёков на актуальные военные конфликты. Так, в 2015 году они запретили донецким бардам Владимиру Скобцову и Геннадию Горелику петь песни о «русской весне» на Донбассе.
И мрази, получившие возможность заработать на этом фесте огромные деньги только за парковку автомобилей — 30 миллионов рублей только за один уикэнд! Это как?! Я сходу могу назвать сотню патриотических песен Визбора, Берковского, Анчарова, Высоцкого, Окуджавы, Сергеева и других, прославляющих наших воинов и их подвиги. И эти песни поют всюду: и на фестивалях, и на кухнях, и в палатках, и во дворцах. Получается, предатели России из Грушинского клуба предали также культурные и идеологические основы самой авторской песни, которые они каким-то образом бесстыдно приватизировали и теперь вовсю коммерциализируют! Но мы всё равно спели! Мы собрались в лагере сцены «Победа» и пели гимн России! Можно ли представить более абсурдную ситуацию: наша страна воюет против нацизма, наши парни гибнут на фронте, а в тылу, который основа всех наших успехов, ветераны боевых действий, в свой праздник, в лесу, тайком от всей этой псевдо-Грушинской вакханалии поют стоя Гимн России?!
После спуска снимал остальных на фотоаппарат. Также скатились: моя дочка, Марина и ее дети. На следующий день, в понедельник городок значительно поредел. Уехали почти все спортивные организации. Демонтировались шатры операторов связи и сцены. Я позвонил на СТО, где оставили свое авто. Сказали, что радиатор отвезли в город в мастеркую и теперь ждут звонка от них. После завтрака я стал искать и обзванивать авторазборки в Сызрани. Интернет выдал их три штуки. Радиатора нигде не оказалось. Я взялся за Тольятти, там оказалось 18 авторазборок. Обзвонил все. Только в трех был Шевроле Круз, но в одной из трех был также перетертый шланг радиатора, в двух других радиатора не было вообще. Тем временем с поляны выезжали маршрутные автобусы до Тольятти и Самары. Узнал, что ездить они будут не до вечера. До обеда звонка не было. Позвонил сам — раздраженно сказали, что еще не было звонка с городской мастерской, ждут - нечего названивать. Объяснил, что мне нужно определиться - что делать дальше, так как, во-первых они работают до 6 вечера и надо успеть до закрытия, во-вторых жене на работу завтра, да и у меня самолет на работу во вторник. Товарищ из СТО успокоил насчет закрытия — если сделают сегодня и я не успею, то оставят наряд-квитанцию на АЗС, касса которой в одном здании с СТО и машину заберу со стоянки. Я решил, что если звонка не будет до трех, буду выезжать до Тольятти. Позже будет проблематично уехать с фестивального городка и далее от Тольятти до Сызрани. Собрали, по-максимуму вещи, стол, стулья, одну комнату палатки. Чтобы жене потом было проще собираться к моему приезду. И, налегке, с полупустым рюкзаком я пошел к стоянке маршруток. В три часа дня автобусы уже не стояли в ожидании людей. Люди ждали автобусы. Забрался в ближайший. В автобус вместо девяти человек с рюкзаками, как говорил водитель, набилось восемнадцать! С сумками, вещами, палатками до потолка. В основном, как я понял, московские пенсионеры. В маршрутке ехали весело с песнями. Я, слушая песни, как дурачок улыбался, вспоминая наши приключения, но они, пока и не думали заканчиваться. В Тольятти вылез на автобусной станции «Жигулевское море». В кассе попросил билет на ближайший автобус до Сызрани. Кассир созвонилась с центральным вокзалом, узнать о наличии мест, оказалось - мест нет! Следующий автобус через 1,5 часа. И не факт, что также будут места. Постоял, потупил. Спросил у себя: «Что делать дальше? Потом тот же вопрос кассирше. Поплел туда. Идти недалеко, минут 15. На путях не было составов, хотя их не менее десятка. Было непривычно тихо для ЖД вокзала. В зале вокзала находились человек пять ожидающих и пара касс. Попросил билет на ближайший скорый до Сызрани. Тетка в окне предложила на 17:30 по Москве, то есть 18:30 местного. Прибытие 21:45 местного! Ждать еще нужно было более двух часов. Купил билет. Уточнил по возврату, на всякий случай: удержат 210 руб. Посидел, перекусил, подышал свежим воздухом. И решил сходить на автостанцию узнать о наличии мест-билетов на следующий автобус. Места были! Купил билет и уже через 20 минут я ехал в небольшом китайском бусике на Сызрань. Хотелось успеть до закрытия, чтобы пообщаться с мастерами. Но даже если не успевал, ничего страшного расплачусь на АЗС и заберу со стоянки. На трассе, на паре участках велись ремонтные работы и было организовано поочередное реверсивное движение. Время было потеряно. К закрытию я не успевал и в 17:50 я позвонил на СТО с небольшой надеждой. Но радиатор не отремонтировали и не привезли. По дороге до автовокзала начал поиск недорогой гостиницы. У автовокзала взял такси, с неуклюжим мужичком который долго не мог завести свой ВАЗ, из-за забытых включенных фар. Потом ему еще показывал на карте, где находится нужная гостиница и какие там рядом улицы. Гостиница оказалась хоть и не дорогая, но далеко не хостел. В номере большая кровать, тумбочка, трюмо, телевизор большой и рабочий, с несколькими каналами.
Как в Самарской области завершился 49-й Грушинский фестиваль
Дожди в буквальном смысле смешали с грязью любителей авторской музыки. Кстати, на юбилейный бардовский праздник съехалось 56 тысяч гостей из 62 регионов России, а также из Белоруссии и Казахстана. Фестиваль назван в честь Валерия Грушина 1944—1967 гг. Он был студентом Куйбышевского авиационного института, создал в вузе трио «Поющие бобры», которое пользовалось большим успехом.
Например, в прошлом году Александра Замятина из Тюмени удивила все жюри. Она исполнила песню Елены Фроловой «Дурочка». Причем не просто ее спела, она ее сценически разыграла, это было выступление на грани гениальности. И она заслуженно получила награду, - рассказал председатель жюри конкурса, известный автор-исполнитель Вадим Егоров.
Поэтому участвовать в конкурсе точно стоит».
XXIV фестиваль[ править править код ] На двадцать четвёртый фестиваль приехало около 150 тысяч участников из 135 городов. На этом фестивале появилась новая детская эстрада — «Балалайка» сцена, построенная на воде, по аналогии с «Гитарой». XXV фестиваль[ править править код ] Двадцать пятый фестиваль собрал 180 тысяч участников из 140 городов.
Председатель жюри — В. Лауреаты: Алина Симонова Самара , А. Лобанов Санкт-Петербург , Д. Румянцева, О.
Семёнова, А. Меркулова, Т. Сас Санкт-Петербург , трио Е. Матвеева — Е.
Матвеевы и А. Некрасов, Ансамбль «День рождения» — С. Вилков, Н. Шмарова, С.
Гришенкин Пенза. XXVI фестиваль[ править править код ] На двадцать шестой фестиваль приехало около 190 тысяч участников из 145 городов. Председатель жюри А. Колесниченко Воронеж , А.
Абушева — М. Мерфи Англия , Д. Мерфи Дания. XXVII фестиваль[ править править код ] Двадцать седьмой фестиваль собрал рекордное количество участников — около 210 тысяч человек из 139 городов.
Председателем жюри был А. Лауреаты: А. Анухин Санкт-Петербург , трио «Ленконцерт» — Т. Прохоренко, Е.
Моисеева, Е.
Там не только про песни под гитару Как и всегда, все участники фестиваля собирались в поселке Прибрежный, в районе Мастрюковских озер. Мероприятие проводилось в рамках Марафона авторской песни России 2022—2023 с использованием гранта Президентского фонда культурных инициатив. В этом году поляну Грушинки а именно так называют фестиваль постоянные его участники за 4 дня посетили около 56 тысяч человек из 62 регионов России. Вход на сам фестиваль бесплатный, однако, если вы приехали на машине, то за сам въезд необходимо будет заплатить, как говорят организаторы, в целях сохранения природы. На месте проведения находился рынок, где продавали всевозможную атрибутику Грушинского фестиваля. Также у всех гостей была возможность купить палатку, которую после можно разместить на поляне — места хватало всем. Кроме того, на мероприятие привозили бесплатную питьевую воду. Однако, если вы думаете, что Грушинский фестиваль — это только про песни под гитару, вы сильно ошибаетесь. На месте проведения находилось огромное количество различных творческих площадок.
Проводились мастер-классы для детей, а любители спорта могли поиграть в футбол, волейбол или заняться другими полезными активностями.
Опубликована полная программа 49 фестиваля авторской песни имени В. Грушина
О том, как и чем привлек его фестиваль, нам рассказал директор ФОЦ «Здоровье» Игорь Борисов: — Первый раз мне удалость попасть на фестиваль в 1992 году. Я тогда только познакомился с ныне народным артистом России Олегом Митяевым, который и предложил мне съездить туда. В тот раз мне очень понравилось, и в 1993 году я поехал туда уже со своей супругой. Дальше уже стал брать с собой друзей, и отходить от этой традиции уже не хотелось. Тем более со многими приятелями получается встречаться только там, раз в году. Все люди добрые, поющие. Туда приезжало много поэтов, таких как Евтушенко, Вознесенский. И люди собирались, общались, обменивались какими-то творческими интересами, — поделился своими мыслями Игорь Альбертович. Мне удалось выступить на трех сценах и пообщаться с известными артистами. Поэтому впечатления только положительные, — подытожил Игорь Борисов.
Летом 1967 года студент Валерий Грушин собрался в очередной поход. Он месяц провёл на военных сборах, а до этого сдал свою последнюю сессию в Куйбышевском авиационном институте. Теперь, после пяти лет учёбы, оставалось только написать и защитить диплом. Изначально на сплав по реке Уде в Иркутской области собирались поехать шесть человек, но двое из них задержались на сборах. Ждать было некогда, поэтому Грушин изменил категорию сложности маршрута с третьей на вторую и зарегистрировал группу из четырёх туристов. Валерий был опытным туристом. К своим двадцати двум годам он совершил тридцать шесть походов и успел побывать в Саянах, на Кольском полуострове, на Северном Кавказе, на Урале и на Памире. Во время учёбы, когда приходилось подолгу оставаться в Куйбышеве, он оставлял комнату в общежитии, переправлялся через Волгу, ставил на берегу палатку и поднимал над ней собственный флаг.
Однокурсники приходили в эту палатку в гости, чтобы готовиться к экзаменам на природе. Грушина знал весь институт, если не город. Самостоятельный, порядочный, умный — он был душой любой компании и гордостью своей большой семьи. У Валеры было два родных младших брата, Михаил и Александр. Ещё двое детей, Юрий и Неля, остались у Фёдора Грушина от первого брака. Валерий — Валерка, как звали его друзья, — не сочинял песни, а привозил их из походов. Он слушал их у чужих костров и записывал слова в тетрадку, чтобы потом спеть друзьям. Постепенно Грушин собрал целую антологию из восьми рукописных книг, заполненных текстами.
В 1965 году Валера и его приятели Толя Головин и Слава Лунёв объединились в музыкальное трио под названием «Поющие бобры». Пели Высоцкого, Городницкого, Кима, туристские песни. Если у кого и был серьёзный повод для претензий к Грушину, то это шум, который «бобры» поднимали в коридорах общежития КуАИ, разучивая новые песни. Головин был как раз одним из тех двоих, кто не смог поехать на Уду из-за сборов. Сплав в Иркутской области должен был стать небольшим путешествием в бесконечной череде походов. В середине августа туристы на поезде приехали в город Нижнеудинск. Оттуда на небольшом самолёте они добрались до посёлка Нерха, расположенного в нескольких километрах от Уды. Группа преодолела часть пути пешком, чтобы обойти по берегу сложный порог Миллионный, который не входил в маршрут.
Оказавшись за порогом, Грушин и его друзья поставили палатку и начали строить плот. Местность была болотистой, и таскать сухие брёвна приходилось издалека. Каждый день шёл дождь. Группа выбилась из графика и потратила на сооружение плота больше недели. К 27 августа, когда работа наконец была завершена, у туристов практически не осталось еды. Я выглядываю в окно и вижу, как к главной эстраде Грушинского фестиваля подходит колонна людей в накидках и футболках с комсомольской символикой. По обе стороны от сцены висит по огромному баннеру. Возмущение по поводу такого соседства появятся разве что в фейсбуке и среди некоторых организаторов, но на поляне до комсомольцев никому нет дела.
Официально фестиваль начался накануне, в четверг, и на этой сцене уже успели отыграть несколько десятков артистов. Но торжественная церемония открытия начнётся только сейчас. На часах пять вечера. Посреди эстрадной поляны высится флагшток. Собравшихся у сцены приветствует президент Самарского областного клуба авторской песни имени Валерия Грушина, один из создателей фестиваля и его бессменный организатор Борис Кейльман. К флагштоку выходит Анатолий Головкин и под туристскую песню поднимает над поляной флаг Валерия Грушина. На флаге нарисован журавль, летящий к солнцу, и выведена аббревиатура КуАИ. Музыканты начинают новую песню — «Союз друзей» Булата Окуджавы:...
Возьмёмся за руки, друзья, Возьмёмся за руки, друзья, Чтоб не пропасть поодиночке. Юбилейный, 45-й Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина объявляют открытым. Утром 28 августа плот спустили на воду. Грушин знал, что ниже по течению, где в Уду впадает речка Хадама, находится метеорологическая станция Хадома. Там он планировал пополнить запасы продуктов. Путь до Хадомы занял весь день. Ребята не хотели ночевать около станции, чтобы не нервировать местных. К тому же она считалась государственным объектом, и формально даже причаливать рядом было запрещено.
Но начальник станции Константин Третьяков сам предложил Валере расположиться всей группой в доме. Когда плот туристской группы Валерия Грушина остановился у Хадомы, помимо начальника на станции жили ещё пять человек: его жена Зинаида, сыновья Коля и Лёня, племянница Люба и радистка Валентина. Дети гостили на станции всё лето, а утром 29 августа Константин собирался отвезти их обратно в интернат в Нерхе. Весь вечер он загружал в лодку «Казанку» вяленое мясо, рыбу, ягоды и другие заготовленные продукты, которые собирался отвезти в посёлок в качестве платы за проживание и учёбу детей. На следующее утро начальник станции поставил в лодку два мотора «Москва» и усадил детей на корму. Из двух моторов завёлся только один. Третьяков аккуратно повёл лодку по краю шиверы — мелководного участка реки с быстрым течением и стоячими волнами. Когда второй мотор всё-таки заработал, Третьяков не справился с управлением — и «Казанку» резко вынесло на середину шиверы.
Лодка была перегружена, а её нос задрало кверху из-за большого веса на корме. От удара водяного вала «Казанка» перевернулась. Все, кто в ней находился, оказались в ледяной воде. Третьяков схватил младшего сына Колю и поплыл к берегу. В это время Валера Грушин умывался на берегу реки. Он увидел перевёрнутую лодку, которую несло в сторону порога, и барахтавшихся около неё детей. Он снял куртку-штормовку и свитер и бросился наперерез «Казанке». Люба от страха вцепилась в борт, и Валере пришлось с силой отрывать её от лодки.
Он добрался с девочкой до берега, выбросил её на камни и поплыл обратно. В воде оставался Лёня. Что именно произошло дальше, сказать нельзя, потому что сын Третьякова по-разному вспоминал этот момент. То ли Валере удалось схватить Лёню и дотащить его до прибрежных камней, то ли Грушин уговаривал его скорее спрыгнуть в воду с днища «Казанки», на котором мальчик спасался от ледяной воды, то ли их вместе понесло по реке. Так или иначе, на берег Лёня выбрался один: Валеру унесло течением. Женя Недосеков был в то утро дежурным. Он проснулся раньше других туристов, сходил на реку и отправился домой варить кашу. В этот момент он в последний раз увидел своего друга: Валера с полотенцем в руках шёл ему навстречу.
Когда Недосеков выбежал на берег, Валеры уже нигде не было. В надежде найти его, Женя прошёл полтора километра вдоль Уды. Единственной находкой была пустая «Казанка», застрявшая в камнях. Женя предложил Третьякову спуститься по реке на плоту. Вдвоём они проплыли около пяти километров, но Валеры нигде не было. Поиски пришлось прекратить, чтобы успеть вернуться на станцию засветло. Вечером того же дня начальник метеорологической станции Хадома Константин Третьяков взял охотничий карабин, отошёл на пятнадцать метров от дома, приставил ствол к подбородку и убил себя выстрелом в голову. Идите в жопу.
У меня всё хорошо! На сцене под названием «Время колокольчиков» — группа из Тамбова «Презумпция невменяемости».
Глава проекта отметил огромную востребованность юбилейного фестиваля. По традиции Грушинский фестиваль пройдёт в течение четырёх дней. Чтобы привезти к месту его проведения всех участников и зрителей, в области пустили дополнительный транспорт, включая «Грушинский экспресс». В нём установлена сцена для всех, кто желает спеть.
На стоянке припарковано полтора десятка автомобилей и пока почти нет людей. Около машин возвышается обелиск в виде гитары. На табличке указаны оба названия остановочного пункта: «135 км» и «платформа Валерия Грушина».
Обычно здесь останавливается восемь электропоездов в день — по четыре в сторону Самары и Тольятти. В дни Грушинского фестиваля Куйбышевская железная дорога вводит несколько дополнительных рейсов для туристов. Короткие электрички из четырёх вагонов прибывают к низкой платформе по единственной колее. Для тех, кто оказывается здесь в первый раз, прямо на земле установлена табличка «На фестиваль». Недалеко от неё под шатром расположились временные билетные кассы КбшЖД. Я прохожу мимо. Дорожка заканчивается у высокого склона, и передо мной открывается вид на долину фестиваля: крутой спуск упирается в небольшое озеро. За ним — поляна с палатками и лес. Видно Волгу и Жигулёвские горы на её противоположном берегу.
Границы у фестиваля только природные: здесь нет заборов, оград и рамок металлоискателей. Слева на берегу озера что-то желтеет — это знаменитая сцена-плот в форме гитары, на которой завтра на традиционном субботнем концерте будут играть лауреаты фестиваля. Я спускаюсь вниз по длинной металлической лестнице. Говорят, когда её не было, часто туристы кубарем скатывались вниз к поляне. Кругом палатки. Чтобы разбить лагерь, достаточно выбрать площадку и натянуть по её периметру ленту. С этого момента территория становится частной и войти на неё без разрешения — это как вломиться в чужую квартиру. Палатки стоят у дорожек, у музыкальных сцен, у торговых палаток, у озёр и на берегу Волги. По размеру лагеря самые разные: кто-то ставит одну палатку в лесу, а у кого-то огромные участки с длинными обеденными столами.
Сотрудники полиции, следящие за порядком на фестивале, тоже живут в лагерях, которые легко узнать по высоким заборам, покрытым камуфляжной маскировкой. Фестивальная поляна выглядит пустовато. На ней нельзя спрятаться от солнца, и мимо периодически проезжают автомобили, поэтому туристы стараются здесь не селиться. Кроме пары десятков палаток на поляне находится шатёр с пресс-центром и с музеем Валерия Грушина, детский батутный городок и спортивная площадка. Рядом стоят несколько военных палаток — в них живут члены общественных и молодёжных организаций. В глаза бросается баннер: «Любовь, Комсомол, Фестиваль». Единственная официальная огороженная территория — небольшая турбаза для тех, кто не хочет или не умеет жить в походных условиях. Я забираю у её администратора ключ и селюсь в одном из домиков. Летом 1967 года студент Валерий Грушин собрался в очередной поход.
Он месяц провёл на военных сборах, а до этого сдал свою последнюю сессию в Куйбышевском авиационном институте. Теперь, после пяти лет учёбы, оставалось только написать и защитить диплом. Изначально на сплав по реке Уде в Иркутской области собирались поехать шесть человек, но двое из них задержались на сборах. Ждать было некогда, поэтому Грушин изменил категорию сложности маршрута с третьей на вторую и зарегистрировал группу из четырёх туристов. Валерий был опытным туристом. К своим двадцати двум годам он совершил тридцать шесть походов и успел побывать в Саянах, на Кольском полуострове, на Северном Кавказе, на Урале и на Памире. Во время учёбы, когда приходилось подолгу оставаться в Куйбышеве, он оставлял комнату в общежитии, переправлялся через Волгу, ставил на берегу палатку и поднимал над ней собственный флаг. Однокурсники приходили в эту палатку в гости, чтобы готовиться к экзаменам на природе. Грушина знал весь институт, если не город.
Самостоятельный, порядочный, умный — он был душой любой компании и гордостью своей большой семьи. У Валеры было два родных младших брата, Михаил и Александр. Ещё двое детей, Юрий и Неля, остались у Фёдора Грушина от первого брака. Валерий — Валерка, как звали его друзья, — не сочинял песни, а привозил их из походов. Он слушал их у чужих костров и записывал слова в тетрадку, чтобы потом спеть друзьям. Постепенно Грушин собрал целую антологию из восьми рукописных книг, заполненных текстами. В 1965 году Валера и его приятели Толя Головин и Слава Лунёв объединились в музыкальное трио под названием «Поющие бобры». Пели Высоцкого, Городницкого, Кима, туристские песни. Если у кого и был серьёзный повод для претензий к Грушину, то это шум, который «бобры» поднимали в коридорах общежития КуАИ, разучивая новые песни.
Головин был как раз одним из тех двоих, кто не смог поехать на Уду из-за сборов. Сплав в Иркутской области должен был стать небольшим путешествием в бесконечной череде походов. В середине августа туристы на поезде приехали в город Нижнеудинск. Оттуда на небольшом самолёте они добрались до посёлка Нерха, расположенного в нескольких километрах от Уды. Группа преодолела часть пути пешком, чтобы обойти по берегу сложный порог Миллионный, который не входил в маршрут. Оказавшись за порогом, Грушин и его друзья поставили палатку и начали строить плот. Местность была болотистой, и таскать сухие брёвна приходилось издалека. Каждый день шёл дождь. Группа выбилась из графика и потратила на сооружение плота больше недели.
К 27 августа, когда работа наконец была завершена, у туристов практически не осталось еды. Я выглядываю в окно и вижу, как к главной эстраде Грушинского фестиваля подходит колонна людей в накидках и футболках с комсомольской символикой. По обе стороны от сцены висит по огромному баннеру. Возмущение по поводу такого соседства появятся разве что в фейсбуке и среди некоторых организаторов, но на поляне до комсомольцев никому нет дела. Официально фестиваль начался накануне, в четверг, и на этой сцене уже успели отыграть несколько десятков артистов. Но торжественная церемония открытия начнётся только сейчас. На часах пять вечера. Посреди эстрадной поляны высится флагшток. Собравшихся у сцены приветствует президент Самарского областного клуба авторской песни имени Валерия Грушина, один из создателей фестиваля и его бессменный организатор Борис Кейльман.
К флагштоку выходит Анатолий Головкин и под туристскую песню поднимает над поляной флаг Валерия Грушина. На флаге нарисован журавль, летящий к солнцу, и выведена аббревиатура КуАИ. Музыканты начинают новую песню — «Союз друзей» Булата Окуджавы:... Возьмёмся за руки, друзья, Возьмёмся за руки, друзья, Чтоб не пропасть поодиночке. Юбилейный, 45-й Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина объявляют открытым. Утром 28 августа плот спустили на воду. Грушин знал, что ниже по течению, где в Уду впадает речка Хадама, находится метеорологическая станция Хадома. Там он планировал пополнить запасы продуктов. Путь до Хадомы занял весь день.
Ребята не хотели ночевать около станции, чтобы не нервировать местных. К тому же она считалась государственным объектом, и формально даже причаливать рядом было запрещено. Но начальник станции Константин Третьяков сам предложил Валере расположиться всей группой в доме. Когда плот туристской группы Валерия Грушина остановился у Хадомы, помимо начальника на станции жили ещё пять человек: его жена Зинаида, сыновья Коля и Лёня, племянница Люба и радистка Валентина. Дети гостили на станции всё лето, а утром 29 августа Константин собирался отвезти их обратно в интернат в Нерхе. Весь вечер он загружал в лодку «Казанку» вяленое мясо, рыбу, ягоды и другие заготовленные продукты, которые собирался отвезти в посёлок в качестве платы за проживание и учёбу детей. На следующее утро начальник станции поставил в лодку два мотора «Москва» и усадил детей на корму.
Под Самарой юбилейный Грушинский фестиваль собрал 56 тысяч участников
Около 5 тысяч гостей приняли участие в спортивных активностях. На спортивных площадках можно было пострелять из лука, сыграть в футбол, волейбол и другие игры. Прошла и байдарочная регата, участниками которой стали 25 экипажей. Состоялся футбольный матч между «Сборной Мира» и сборной Самарской области, с участием ветеранов футбольного клуба «Крыльев Советов».
В непростой борьбе Самарская сборная выиграла со счетом 4:3. Но, видно, что соскучился не только я. Судя по количеству людей, которые в этом году приехали, можно сказать, что побит рекорд за последние 10 лет.
Но статистика не главное. Главное, что люди приехали сюда, что фестиваль востребован и актуален.
Большой Конкурс авторской песни традиционно пройдет в три тура. Принять участие в первом туре можно онлайн или уже на Поляне. Ожидается насыщенная спортивная программа — традиционный футбольный матч, гонки на байдарках, соревнования на сапах, туристское ориентирование и пр. Будут работать фуд-корт и ярмарка, скважины с питьевой водой, для автотранспорта будет организована парковка. С 29 июня по 2 июля будут организованы дополнительные электрички из Самары до Платформы им.
В этом году организаторы юбилейного фестиваля обещают гостям ретро-путешествие: воссоздание на поляне атмосферы 70-х, работу костровой площадки, ретро-фотозоны. Гостей ждут мастер-классы, новые образовательные, интерактивные проекты и новое выставочно-досуговое пространство «Аллея фестивалей», где гости смогут узнать о развитии движения авторской песни в стране, познакомиться с представителями клубов и фестивалей авторской песни из самых разных регионов, посидеть с гитарой в кругу старых и новых друзей в зоне отдыха. Об истории фестиваля и его лауреатах расскажут музейные стенды. Начиная с 2023 года, улицы и тропы поляны обретут названия и будут носить имена легендарных людей Грушинского фестиваля. Ожидается насыщенная юбилейная программа, более 110 авторов, исполнителей, музыкантов, поэтов выступят на сценах юбилейного Грушинского фестиваля.
В программе спектакль «Райские яблоки», посвященный 85-летию Владимира Высоцкого; концерт «Атланты держат небо», посвященный 90-летнему юбилею Александра Городницкого; проект «Поет Поляна!
Челябинск , Роман Ланкин г. Томск , Юлия Зиганшина г.
Казань , Марина Дмитриева и Иван Вершинин г. Самара , Александра Солдатова г. Самара , Марина Бударина г.
Тольятти , Александра Панюшкина г. Концерт «Сверим наши песни» транслировался на официальных ресурсах Грушинского фестиваля, поэтому зрители, не имевшие возможность посетить концерт, смогли увидеть его в трансляции. Только за первый день трансляцию просмотрели более 3600 зрителей.