Итак, в 980 году Владимир становится единственным полноправным правителем Руси.
Правление Владимира Святого и Ярослава Мудрого
В 980 году итало-греческий архитектор Афанасий приступил к работам, которые оказали значительное влияние на архитектурную обстановку на Руси. В 980 году русская земля столкнулась с вызовом из северо-западного направления. Данный пример приводится не случайно, поскольку вся Отечественная война 945–980 годов связана с именем как раз этого выдающегося государственного деятеля и полководца Киевской Руси. И происходит это в 980 году. И происходит это в 980 году. По летописному свидетельству Владимир вокняжился в Киеве в 980 г., однако, согласно более раннему источнику «Памяти и похвале князю Владимиру» Иакова Мниха, это событие произошло в 978 г. В исторической науке предпочтение отдается именно этой дате.
980 год: событие в истории Беларуси
Свое правление Владимир начал с религиозной реформы 980 года: он попытался упорядочить языческие культы, создать единый пантеон богов во главе с Перуном. Владимир в 980 году приказал установить идолы 6-ти божеств, включённых в государственный пантеон. В 980 году на северо-востоке Древней Руси произошло крупное сражение между русскими воинами и половцами. С нанятой там варяжской дружиной в 980 г. он двинулся на Киев, послав вперед вестника, который передал Ярополку: «Владимир идет на тебя, готовься с ним биться!».
Что произошло в 980 году на Руси?
Первые переводчики богослужебных книг на старославянский язык. Создали славянскую азбуку - кириллицу, заложили основы славянской письменности и литературы. Жили задолго до Владимира: Кирилл в 827-869, Мефодий- в 818-885г. Новгород крестили « Путята- мечом, а Добрыня- огнём». Путята- тысяцкий Владимира, Добрыня- воевода, дядя Владимира. Они принимали участие в насильственном крещении новгородцев. Добрыня поджёг дома новгородцев, чтобы отвлечь их от битвы с Путятой. ТЕРМИНЫ Пантеон — группа богов одной религии Владимир в 980 году приказал установить идолы 6-ти божеств, включённых в государственный пантеон: Перун- бог рома и молнии. Покровитель князя и его дружины Дажьбог —бог Солнца и плодородия Стрибог — бог ветра Зорс- солнечный конь, бог солнечного света Мокошь- богиня женского рукоделия Симарг значение неизвестно, возможно, вестник между земными и небесными делами; по некоторым источникам- бог почвы Христианство- одна из мировых религий, основанная на жизни и учении Иисуса Христа — Сына Божьего, Спасителя. Крещение — первое и важнейшее христианское таинство, через крещение человек становится членом Церкви.
Владимир I впервые в истории восточных славян провёл реформу языческих верований. Согласно этой реформе, прошедшей в 980 году, были выделены следующие общие для страны божества: Перун — главный среди богов и покровитель князя; Хорс — бог солнца;.
Историю восточных славян до возникновения у них государства принято делить на два периода: VI-VII вв. На первом этапе славяне жили в основном родовыми общинами, занимались примитивным земледелием и имели слабую социальную дифференциацию. На втором этапе происходит переход от родовой общины к соседской, усложняется хозяйство, усиливается социальная дифференциация. Характерной общей чертой обоих этапов является языческая религия славян. Причем каждое племя почитало этих богов по-своему.
Возникновение государства у восточных славян В. Считается, что к середине IX века некоторые северные племена восточных славян, в частности словене ильменские, находились в зависимости от так называемых варягов они же норманны , то есть скандинавских племен, проще говоря, викингов. В середине IX века словене ильменские изгоняют варягов, но начинают ссориться между собой и тогда принимают решение призвать варягов обратно на княжение с целью прекратить внутренние распри. Так, в 862 году состоялось легендарное призвание варягов на княжение. С этого момента и начинается история Древнерусской государственности. Первым правителем Древней Руси стал варяжский князь Рюрик , севший править в Новгороде со своими братьями Синеусом и Трувором. Детали данного события вызывают острые дискуссии в современной науке. Поэтому проблема научно-теоретического осмысления возникновения Древнерусского государства заслуживает отдельной статьи здесь вы найдете более подробное описание «норманнской» и «антинорманнской» теории, а также и другие интересные факты, связанные с дискуссией по поводу возникновения Древней Руси.
Рюрик правил с 862 по 879 гг. О его деятельности нам известно очень мало, ему подчинялась еще лишь небольшая часть восточнославянских племен. Следующим после Рюрика правителем стал князь Олег 879-912 гг. Нельзя точно сказать кем он приходился Рюрику: возможно братом или соратником. Но о деятельности Олега нам известно уже больше. В 882 г. Олег совершил поход на Киев и захватил его, провозгласив «матерью городов русских». Данное событие имело огромное значение, так как были объединены два крупнейших восточнославянских центра — Киев и Новгород.
Так, Владимир победил в междоусобной войне и стал единоличным правителем. Что первым делом сделал Владимир, взойдя на престол? Первым делом ему нужно было избавиться от наемных варягов, которым он был должен деньги за победу над Ярополком. Владимир заменил их русскими дружинниками, богатырями — героями народных сказаний. Придя к власти в Киеве в 980 году, Владимир решил совершить преобразования, которые должны были по его замыслу объединить народ и укрепить власть князя. А что сильнее всего укрепляет народ и авторитет правителя в древние времена? Правильно, религия. Так, князь Владимир стал инициатором проведения религиозной языческой реформы 980 года. В чем состоял основной смысл религиозной реформы? В Древней Руси существовал политеизм.
Богов было много и каждый отвечал за что-то конкретное. Подробнее о политеизме вы можете почитать в статье « Восточнославянские племена и их соседи. Быт, общественный строй, верования и расселение восточных славян ». Владимиру не нравилось большое количество богов, и он решил сделать Перуна — бога грома — главным богом среди всего славянского пантеона. Преобразование оказалось неудачным. Почему религиозная реформа провалилась? Князь не учел небольшую деталь: у каждого племени был свой верховный бог. Кто захочет молиться и приносить жертвы только богу Грома, вдруг это обидит других богов и они перестанут помогать людям? Поэтому религиозная реформа не была принята обществом, но Владимир не остановился и предпринял еще более радикальный шаг. Крещение Руси Выбор религии.
В 986 году князь Владимир решил выбрать для своего народа единую веру, которая могла сплотить их и укрепить власть князя на Киевском престоле. Какие религии мог выбрать Владимир? Из летописи нам известно, что Владимир призвал к себе представителей трех религий: христианства, ислама и иудаизма. Например, в исламе был запрет на алкоголь и свинину. Ранее бабушка Владимира княгиня Ольга приняла христианство в Константинополе. Важно: не путайте христианство с православием, так как раскол христианской церкви на православную и католическую произойдет в 1054 году. Что повлияло на выбор христианства? Возможно, Киевская Русь так и осталась бы языческой, если бы Византия не попросила помощи против мятежников. Владимир согласился помочь, но с условием, что за это ему отдадут в жены сестру императора Анну. Владимир оказал помощь, но по окончании военной кампании византийский император не спешил отдавать свою сестру в жены языческому князю.
Тогда Владимир со своим войском отправился в Корсунь, он же Херсонес город в Крыму в районе современного Севастополя , чтобы напомнить императору об их договоре. В ходе переговоров было решено, что Владимир примет христианство в этом городе. По возвращении в Киев в 988 году князь крестил народ в водах реки Днепр, куда же были сброшены и языческие идолы. Почему у Владимира столько прозвищ? Принятие христианства имело огромное значение, поэтому в прозвищах отражается отношение к нему всего народа. Васнецов, фреска «Крещение князя Владимира» Но мы знаем, как было на самом деле: Причины принятия христианства: Владимир стремился объединить под своей властью восточные племена, сплотив их верой в единого бога. Принятие христианства могло повысить международный авторитет и способствовать сближению с Византией и другими христианскими государствами. Религия обосновывала имущественное неравенство среди народа: не важно, беден или богат человек, если всех ждет суд перед богом. Принятие христианства могло усилить власть и авторитет князя. Последствия принятия христианства: Произошло объединение восточных славян, так как, приняв христианство, человек не был частью определенного племени.
Возрос авторитет Руси на международной арене, укрепились дипломатические связи с христианскими государствами. На Руси появились нормы морали, которые регулировали поведение людей в обществе, снизилось число грабежей и убийств.
Языческая реформа Владимира 980 г.
Данный пример приводится не случайно, поскольку вся Отечественная война 945–980 годов связана с именем как раз этого выдающегося государственного деятеля и полководца Киевской Руси. В 980 году итало-греческий архитектор Афанасий приступил к работам, которые оказали значительное влияние на архитектурную обстановку на Руси. В 980 году произошла ряд важных событий, которые повлияли на политическую и культурную жизнь страны. Итак, в 980 году Владимир становится единственным полноправным правителем Руси. Так в 980 году единоличным князем Киевской Руси стал Владимир Святославович. В 980 г. киевский князь Владимир предпринял религиозную реформу.
980 год (980 ik;)
Первая усобица на Руси — период междоусобной борьбы сыновей Святослава за Киевский престол в. В 843 году при императрице Феодоре и патриархе Мефодии произошло окончательное утверждение догмата иконопочитания. Подробные ответы на вопрос Что произошло в 980 году на руси? В 980 г. Владимир предпринял попытку использовать религию в государственных интересах. Эти события происходили между 978 и 980 гг. «Повесть временных лет» датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом.
Что произошло в 1019 1054 году?
Почему же было избранно именно крещение по Византийскому образцу? Основные причины крещения Руси Принятие христианства открывала дорогу к уже давно крещеному Европейскому миру Христианство предполагает единого бога, что могло позволить укрепить единоличную власть князя чего не получилось добиться с помощью языческой реформы Принятие христианства могло стимулировать развитие культуры, путем обмена опытом с Византийскими мастерами Христианство могло обосновать социальное и имущественное неравенство, что способствовало бы улучшению напряженного положения в обществе; а также могло укрепить институт семьи и брака Русского князя поразил антураж византийской церкви Кроме того, крещение Руси было выгодно и для самой Византии, потому как налаживание таких дипломатических отношений сводило на минимум вероятность военных конфликтов. Первым шагом к принятию христианства всей Русью стало кончено де крещение самого князя. Все началось с того, что в 987 году Византия обратилась к Руси за помощью в борьбе с мятежниками.
Владимир согласился помочь, если в обмен получил бы в жены сестру императора Византии Анну. Император Василий II согласился с одним условием, что русский князь примет христианскую веру. Соглашение было заключено и войска Владимира отправились на помощь Византии.
Когда нападение было уже отражено, император начал оттягивать женитьбу и попытался вовсе свести на нет уговор. Тогда князь собрал войско и выступил уже против Византии, направился на Херсонес. Спустя несколько месяцев горд был осажден.
Владимир тут же крестился, а вскоре и получил свою невесту. В 988 году началось массовое насильственное крещение народа уничтожались идолы, преследовались жрецы язычества.
Они привели к укреплению власти Рюриковичей и установлению новой государственной системы, которая продержалась на протяжении нескольких столетий. Военные конфликты В 980 году произошло несколько значительных военных событий, оказавших влияние на ход истории того времени. Одним из основных конфликтов была война между Киевской Русью и Полоцким княжеством.
В ходе этого конфликта войска Киева под предводительством князя Владимира Святославича сумели победить полоцких воинов и захватить значительную часть их территории. Кроме того, на Балканах продолжался военный конфликт между Византийской империей и Болгарским царством. В ходе этой войны было совершено несколько сражений, однако окончательное решение конфликта будет принято только в следующем десятилетии. Также в 980 году произошла война между герцогством Свабия и королевством Бургундия.
Путь этот не только соединял Скандинавию с Византией, но и имел ответвления, наиболее значительным из которых был путь на Каспий по Волге. Основная часть всех этих дорог пролегала через земли восточных славян и использовалась ими в первую очередь, но и через земли финно-угорских народов, принимавших участие в торговле, в процессах государственного образования, в военных походах на Византию недаром в Киеве одним из наиболее известных мест был Чудин двор, то есть подворье купцов племени чудь — предков нынешних эстонцев. Многочисленные данные свидетельствуют, что христианство стало распространяться на Руси еще до официального крещения Руси при Владимире I Святославиче в 988 году есть, впрочем, и другие предполагаемые даты крещения, рассмотрение которых не входит в задачу данной статьи.
И все эти свидетельства говорят о появлении христианства прежде всего в центрах общения людей разных национальностей, даже если это общение бывало далеко не мирным. Это снова и снова указывает на то, что людям требовалась вселенская, мировая религия. Последняя должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, который это приобщение закрепил бы в текстах, прежде всего переводных. Письменность давала возможность общения не только с современными Руси культурами, но и с культурами прошлыми. Она делала возможным написание собственной истории, философского обобщения своего национального опыта, литературы. Христианство уже в этой легенде выступает как объединяющее страны начало, включающее Русь в состав Европы.
Конечно, это путешествие апостола Андрея — чистая легенда, хотя бы потому уже, что в I веке восточных славян еще не существовало — они не оформились в единый народ. Однако появление христианства на северных берегах Черного моря в очень раннее время зафиксировано и нерусскими источниками. О распространении христианства апостолом Андреем в Скифии говорит, в частности, Евсевий Кесарийский умер около 340 г. Житие Климента, папы римского, рассказывает о пребывании Климента в Херсонесе, где он погиб при императоре Траяне 98-117 гг. При том же императоре Траяне иерусалимский патриарх Ермон отправил в Херсонес одного за другим нескольких епископов, где они приняли мученические кончины. Последний из отправленных Ермоном епископ погиб в устье Днепра. При императоре Константине Великом в Херсонесе появился епископ Капитон, также мученически погибший.
Христианство в Крыму, нуждавшееся в епископе, достоверно зафиксировано уже в III веке. На первом вселенском соборе в Никее 325 г. Присутствие этих представителей устанавливается на основании их подписей под соборными постановлениями. О христианстве части скифов говорят и отцы церкви — Тертуллиан, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, блаженный Иероним. Готы-христиане, проживавшие в Крыму, составляли сильное государство, оказывавшее серьезное влияние не только на славян, но на литовцев и финнов — во всяком случае, на их языки. Связи с Северным Причерноморьем были затем затруднены великим переселением кочевых народов во второй половине IV века. Однако торговые пути все же продолжали существовать, и влияние христианства с юга на север бесспорно имело место.
С распространением турко-хазарской орды от Урала и Каспия до Карпат и Крымского побережья возникла особая культурная ситуация. В Хазарском государстве были распространены не только ислам и иудаизм, но и христианство, особенно в связи с тем, что римские императоры Юстиниан II и Константин V были женаты на хазарских принцессах, а греческие строители воздвигали в Хазарии крепости. К тому же христиане из Грузии, спасаясь от мусульман, бежали на север, то есть в Хазарию. В это время в Хазарии существует восемь епископий. Возможно, что с распространением христианства в Хазарии и установлением дружеских византийско-хазарских отношений создается благоприятная обстановка для религиозных споров между тремя господствующими в Хазарии религиями: иудаизмом, исламом и христианством. Каждая из этих религий стремилась к духовному преобладанию, о чем говорят еврейско-хазарские и арабские источники. Тем самым подтверждается возможность описанного русским летописцем выбора веры Владимиром — путем опросов и споров.
Эпоха христианства Представляется естественным, что христианство на Руси явилось также и в результате осознания той ситуации, которая сложилась в X веке, когда присутствие в качестве главных соседей Руси именно государств с христианским населением было особенно явным: тут и Северное Причерноморье, и Византия, и движение христиан по основным торговым путям, пересекавшим Русь с юга на север и с запада на восток. Особенная роль принадлежала здесь Византии и Болгарии. Начнем с Византии. Русь трижды осаждала Константинополь — в 866, 907 и 941 годах. Это не были обычные разбойничьи набеги, заканчивались они заключением мирных договоров, устанавливавших новые торговые и государственные отношения между Русью и Византией. И если в договоре 912 года с русской стороны участвовали только язычники, то в договоре 945 года на первом месте стоят уже христиане. За короткий промежуток времени число христиан явно возросло.
Об этом же свидетельствует и принятие христианства самой киевской княгиней Ольгой, о пышном приеме которой в Константинополе в 955 году рассказывают как русские, так и византийские источники. Не станем входить в рассмотрение сложнейшего вопроса о том, где и когда крестился внук Ольги Владимир. Сам летописец XI века ссылается на существование различных версий. Скажу только, что очевидным представляется один факт: Владимир крестился после своего сватовства к сестре византийского императора Анне, ибо вряд ли могущественнейший император ромеев Василий II согласился бы породниться с варваром, и этого не мог не понимать Владимир. Софии Константинопольской запрет ромеям родниться с чужими — особенно с некрещеными. Следует еще принять во внимание, что со второй половины X века могущество Византийской империи достигло своей наибольшей силы. Империя к этому времени отразила арабскую опасность и преодолела культурный кризис, связанный с существованием иконоборчества, приведшего к значительному упадку изобразительного искусства.
И примечательно, что в этом расцвете византийского могущества значительную роль сыграл Владимир I Святославич. Летом 988 года отборный шеститысячный отряд варяжско-русской дружины, посланный Владимиром I Святославичем, спас византийского императора Василия II, наголову разбив войско пытавшегося занять императорский престол Варды Фоки. Сам Владимир провожал свою дружину, отправлявшуюся на помощь Василию II, до днепровских порогов. Исполнив свой долг, дружина осталась служить в Византии впоследствии гвардией императоров являлась дружина англо-варягов. Именно поэтому Владимиру была оказана величайшая честь. Ему обещали руку сестры императора Анны, которой к этому времени было уже двадцать шесть лет. Но обещание не выполнялось, и поэтому Владимиру I пришлось добиваться руки Анны военной силой.
Он осадил и взял византийский Херсонес в Крыму. После этого брак был заключен. Этим браком Владимир достиг того, что Русь перестала считаться в Византии варварским народом. Ее стали называть христианнейшим народом. Возрос и династический престиж киевских князей. Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях. Дочь Ярослава Мудрого Елизавета вышла за норвежского короля Гарольда Смелого, несколько лет добивавшегося ее руки.
Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после смерти своего мужа Генриха I. Третья дочь Ярослава, Анастасия, была замужем за венгерским королем Андреем I. Можно было бы еще долго перечислять родственные связи русских князей XI—XII веков, сами по себе они свидетельствуют об огромном престиже Руси среди всех народов Европы. Но вернемся к вопросу о варяго-русских. Русские варяги — это наименование, которое должно быть принято, чтобы отделить их от англо-варягов, которые в дальнейшем сменили собой русских варягов на службе у Византийской империи. В дружинах Руси были представители разных стран и разных народов: скандинавы, немцы, сарацины, половцы, болгары и восточные славяне. Но замечательно, что все русские князья, кем бы они ни были по крови и именам, говорили только на разговорном славянском языке, читали только по-славянски и никаких следов скандинавов в русском христианстве не сохранилось.
Зато язык церковной письменности, тех книг, которые были к нам перевезены или у нас переписывались, был литературным языком, принятым у болгар. И это делает несомненным громадное значение Болгарии в принятии христианства. Благодаря болгарской письменности христианство сразу же выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой.
Рассмотрим некоторые из них.
Важным событием этого времени является принятие Русью христианства, причиной которого послужила необходимость укрепления власти князя и положения государства на международной арене. Стоит отметить, что данному событию предшествовала другая реформа Владимира, в ходе которой был сформирован пантеон из шести богов во главе с Перуном, но данные меры не принесли должностных результатов. В западных странах на Русь все еще смотрели, как на язычников и варваров. Принятие христианства же повысило авторитет страны.
Непосредственным участником данного события был воевода Добрыня, который руководил крещением в Новгороде, сдерживая беспорядки, возникавшие среди населения, не желавшего отречься от своей веры. Следствием крещения Руси явилось укрепление власти князя, усиление влияния страны на международной арене, развитие грамотности и укрепление института семьи, что заставило другие государства считаться с Русью. Важными процессами данного временного периода можно считать распространение культуры и грамотности на Руси. Появление школ, развитие письменности были важными эталонами в истории государства.
Причиной этому процессу послужило принятие христианства, которое принесло на русские земли церковные книги, способствовало появлению культурного наследия и духовного обогащения людей. В данном процессе нельзя оставить без внимания роль самого Владимира Святого, так как без его решения крестить Русь распространение грамотности и образования не получило бы столь широких масштабов. Следствием развития культуры и грамотности стало появление первых церквей Десятинная церковь , распространение школ, подъем духовного уровня населения. На дальнейшую историю России данный период, несомненно, оказал сильное влияние, так как события данного временного отрезка заложили основу реформам Ярослава Мудрого и сыграли большое значение в становлении государственности, укрепив власть князя и объединив народ.
Владимир возвратился с наемным варяжским войском и пошел на Ярополка, дорогой овладев г. Полоцком за то, что дочь полоцкого князя Рогволода, Рогнеда, предпочла ему Ярополка, силой женился на Рогнеде; затем, при содействии изменника боярина Блуда, главного советника Ярополка по смерти Свенельда, Владимир овладел Киевом. Ярополк послушался коварного совета Блуда, бежал из Киева и затворился в г. Родне, при устье реки Роси.
Осажденный Владимиром, мучимый голодом откуда надолго сохранилась пословица: "беда как на Родне" , Ярополк вступил в переговоры. Доверяя мирным предложениям брата и совету изменника Блуда, он пошел в ставку Владимира, но у входа в нее был предательски убит двумя варягами, спрятанными в засаде 980. Варяги, с помощью которых Владимир стал единым князем, требовали в дань себе с каждого жителя по две гривны, но скоро увидели невозможность добиться чего-нибудь от князя, хотя бы силою; они просили отпустить их в Грецию, и Владимир исполнил их просьбу, предупредив императора, чтобы он ни в каком случае не дозволял им возвращаться в Русь. Говоря о первых годах княжения Владимира, летописец выставляет на вид его ревность к языческой религии, его женолюбие и воинственность.