Верующие люди сохранили икону Благовещения Божией Матери, написанную в 1907 году известным томским иконописцем Иосифом Панкрышевым. Икона Благовещения: Навстречу восходящему солнцу Евангелия. Этот святой образ выполнен мозаичистом Валентином Борисенко по образцу иконы «Благовещение» XVII века. Икона могла быть выполнена и вложена самим мастером в свой приходской храм ко дню празднования Благовещения, который отмечался по старому стилю 25 марта (7 апреля).
7 апреля. Об иконах праздника Благовещения
Данная икона, как пишет в своей статье старший научный сотрудник Т. В. Галенковская, написана темперой в традициях академического иконописания. На иконе Благовещения изображается явление архангела Гавриила Деве Марии. Хотя торжественное празднование дня Благовещения началось в IV веке, но иконы, отображающие это событие, появились в христианской церкви несравненно раньше.
«БЛАГОВЕЩЕНИЕ УСТЮЖСКОЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
«БЛАГОВЕЩЕНИЕ УСТЮЖСКОЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ)Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ) (празд. 8 июля, в день памяти прп. Прокопия Устюжского), почитаемый образ, созданный в нач. XII в. в Вел. "Икона с уникальной иконографией Благовещения 1696 года в настоящее время представлена в открытом фонде хранения древнерусского искусства Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Благовещение Пресвятой Богородицы — это древний христианский праздник, который отмечается в память о возвещении архангела Гавриила Деве Марии о рождении Сына Божьего. Икона могла быть выполнена и вложена самим мастером в свой приходской храм ко дню празднования Благовещения, который отмечался по старому стилю 25 марта (7 апреля).
В музее «Александровская слобода» рассказали о редких иконах Благовещения
Начинать и заканчивать обращение к святой нужно крестным знамением и поясными поклонами. При чтении молитвы в день празднества Благовещения кланяться следует до самого пола. Слова молитвы рекомендуется произносить вполголоса, слегка распевно, стараясь делать это уединенно, чтобы максимально сосредоточиться на общении с Девой Марией при обращении к святой непосредственно в церкви такая возможность исключается. Молитва Обращаясь к Пресвятой Деве перед иконой "Благовещение", произносят следующее: Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся.
Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре. В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России.
Впрочем, иногда она занимала и другие места — на триумфальной арке, на стенах и своде. С появлением в восточных храмах высоких иконостасов сцена Благовещения была перенесена с алтарных столбов на царские врата, причем удержалось прежнее разделение композиции на две части. Здесь, кстати, уместно провести параллели с изображениями древних миниатюр, когда обе фигуры ставились по обе стороны текста. При изображении Благовещения сформировалось несколько базовых изводов: I. На колодце Благовещение у источника или кладезя. Этот сюжет иногда еще называют "предблаговещением" — то есть подготовительным этапом к самому Благовещению.
Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Голова Царицы Небесной увенчана короной. История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре. В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями.
Храм Святителя Николая Чудотворца
В великий праздник Благовещения храм убирают в праздничные голубые ризы, а в центре храма на аналое мы увидим праздничную икону, на которой изображены Пресвятая. Рассматривая события благовещения, святые отцы видят в Пречистой Деве пример идеального христианина. Первые иконы и фрески, посвященные Благовещению, появились уже в I–II веках нашей эры.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
ГI [13]; Новгородская II летопись под 1561 г. Успенского собора от нач. РИБ; Т. Большого Успенского собора. Археологическое описание церк. Указатель святыни и достопримечательностей моск. Успенского собора. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно визант. Летопись Великоустюжская. Устюжское изваяние Св. Георгия Моск.
Искусство Новгорода.
В православии есть такая уникальная икона, как Московское Благовещение. Этот святой лик Богородицы, почитаемый в Русской православной церкви, считается чудотворным. Веряне называют икону скорой помощью в любых жизненны ситуациях. Об этом пишет информационный портал Rsute. Икона Божией Матери «Благовещение» Московская: история святого лика и чудеса, связанные с ним Святой образ находился в церкви Благовещения на Житном дворе в Московском Кремле. Предание относит икону к категории неруктоворных реликвий. Другое предание относит появление иконы к периоду правления царя Ивана Грозного. Согласно ему, в темнице на Житном дворе сидел невинно осуждённый воевода и был помилован благодаря явившейся на наружной стене башни иконе Благовещение. В 1730 году, по указанию императрицы Анны Иоанновны, на Житном дворе была построена каменная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Одна из Её икон так и называется — Избавительница. Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной. История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес.
Ирина Короткова, хранитель коллекций музея-заповедника "Александровская слобода" Изображение служанки достаточно редко случается на иконах подобной иконографии. И в этом - отличительная особенность музейного образа. Некоторые богословы считают, что присутствие служанки - это аллегория всего человечества, пытающегося постичь и подсмотреть тайну боговоплощения.
Икона написана в византийских традициях, которые распространились в Древней Руси в 13-14 веках. Рядом в музейной витрине - правая створка Царских врат. Это - главное сооружение иконостаса в православном храме.
В музее «Александровская слобода» рассказали о редких иконах Благовещения
Здесь мы тоже видим многоплановое композиционное построение, предполагающее, условно говоря, пространственную трактовку изображений. Пушкина присутствуют элементы архитектуры. На заднем плане угадывается архитектура Иерусалимского храма. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник служанка сидит у ног Девы Марии. В отличие, скажем, от иконы из музея в Охриде, Богородица не отпрянула в испуге, а покорно склонила голову, полностью покоряясь воле Божией.
Центральную композицию на ярославской иконе окружают 24 клейма, иллюстрирующие Акафист Богоматери. Икона, которая происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря, сейчас находится в Третьяковской галерее. Архангел Гавриил протягивает руку к Богородице в благословляющем жесте. На груди Богоматери изображен воплотившийся Христос.
Вверху, в облаках — восседающий на престоле Ветхий Днями Дан.
Хотя фигуры несколько грузны, чем они отличаются от изображений на чисто греческих иконах, им свойственна строгая пропорциональность. Моделировка лиц отличается особой мягкостью. Колорит «Устюжского Благовещения» отличается в целом известной сумрачностью, что вообще типично для икон домонгольского времени.
Благодаря этому списку возможно получить представление об изначальном виде иконы. На списке нимбы и поля окрашены в розовый цвет, что позволяет предположить что изначально Устюжское Благовещение также имело эту особенность. Это подтверждается также тем, что цветные нимбы были характерны для новгородских икон данного периода, они присутствуют например на иконе великомученика Георгия из иконостаса Георгиевского собора Юрьева монастыря Новгород, XII век ; для Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, XVI век имеет многочисленные клейма на сюжеты земной жизни Богородицы и увеличенное изображение Ветхого Деньми, помещена второй иконой местного ряда иконостаса, слева от Царских врат ; для Благовещенского собора Московского Кремля, XVII век уменьшенный размер, клейма акафиста Богородице ; для Смоленского собора Новодевичьего монастыря; для Соловецкого монастыря, конец XVI — начало XVII века имеет фоновое изображение зданий, велум, позем в котором виднеется пещера с вертепом, указывающих место Рождения Христа; была храмовым образом церкви Благовещения над Святыми воротами, в настоящее время в музее-заповеднике «Коломенское». Иконография Сцена Благовещения на иконе представлена в редчайшем иконографическом изводе — со входящим в лоно Богоматери младенцем Иисусом.
Использованы также апокрифические детали — красная пряжа в руках Девы Марии. В верхней части иконы изображён Ветхий Денми, восседающий на херувимах и восславляемый серафимами. Появление данного иконографического типа академик В. Лазарев относит к послеиконоборческомупериоду и связывает с влиянием богослужебных текстов Синаксарь на 24 марта, богородичный гимн Октоиха.
Дева Мария Мария изображена в винно-красном мафории лишён традиционных для её иконографии звёзд, но его край украшен золотой бахромой и темно-синем хитоне. Она стоит перед престолом от него уцелели лишь часть подножия и фрагмент золотой узорной ткани под ногами Богородицы. Лицо Богородицы изображено лишённым ярко выраженных чувств или эмоций, эта нейтральность выступает символом её смирения перед волей Бога. Её голова немного наклонена к явившемуся ей вестнику.
На лице Марии видны румяна на щеках, лбу, верхних веках, на носу и шее. В её левой руке моток красной пряжи возникла из рассказа апокрифического Протоевангелия Иакова , нить пропущена сквозь пальцы правой руки Богородицы и спускается вниз к несохранившемуся пряслицу на подножии. Правая рука Богородицы изображена с отставленным указательным пальцем, образуя подобие благословляющего жеста, которым она прикасается к нимбу младенца Христа. Младенец Иисус Богомладенец изображён фронтально в полный рост, «на персях у Пречистой вообразися и мало знати, аки в стекле».
Тело Иисуса исполнено в красноватых тонах, что на фоне красного мафория Богородицы делает его фигуру как бы просвечивающей сквозь одеяние Марии. Правая рука младенца помещена строго в центре его фигуры и сложена вблагословляющем жесте, левая опущена вниз с широко и распластано раскрытой ладонью. Обнажённая плоть Иисуса тело покрыто только набедренной повязкой, намекающей на предстоящие Распятие Христово является традиционным указанием на наличие в нём человеческой природы. Нимб Иисуса написан тёмным серебром.
В пространстве храма Благовещение занимает особое место. После завершения периода иконоборчества, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольных храмов, композиции Благовещения стали помещать на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма. Обычно Архангел располагается слева, а Богоматерь — справа, фигуры оказываются с двух сторон от алтарной арки; таким образом, между ними раскрывается алтарное пространство, которое в семантике храма символизирует рай, вход в Царство Небесное. Это символизирует то самое начало главизну спасения, которое совершается после того, как Пресвятая Дева отвечает Богу «Да будет». Нередко обе фигуры образуют композиционную пирамиду с алтарным образом Богоматери в конхе верхней части алтарной апсиды — олицетворением Церкви торжествующей. Это или Богоматерь на троне, или Оранта — Богоматерь, молящаяся с воздетыми руками. С появлением на Руси высокого иконостаса сцена Благовещения стала размещаться в царских вратах, сохраняя тот же смысл.
Наиболее традиционный вариант — когда Богородица и Архангел помещаются в верхней части врат, а ниже изображаются четыре евангелиста. Таким образом, отмечается Евангелие как событие и Евангелие как книга, написанная евангелистами. Но и в Византии нередко Благовещение располагали на царских вратах, причем чаще всего это были ростовые фигуры Богородицы и Архангела Гавриила; их помещали на разных створках, и когда в начале Литургии врата отворяются, фигуры как бы расходятся, открывая пространство алтаря, где совершается таинство Евхаристии — таинство Царства. Новые сюжеты: книга, лилии, мирт Праздник Благовещения входит в круг главных праздников литургического года — двунадесятых, называемых так по их числу. Уже в XII веке в Византии получила распространение традиция эпистилиев — двенадцати праздников, написанных на одной доске. И среди них, конечно, было и Благовещение. Позже, примерно с XIV — начала XV века, при формировании высокого иконостаса, двунадесятые праздники заняли целый ряд — так называемый праздничный чин.
В русской традиции это отдельные иконы, поставленные одна за другой. Так, например, распространились изображения Божией Матери, читающей книгу стоя или коленопреклоненно перед аналоем. Амвросий Медиоланский. Однако самое раннее сохранившееся изображение читающей Богородицы относится ко второй половине IX века: это резьба на шкатулке из слоновой кости, вероятно, сделанной в Меце. В западной традиции начиная с XV века стали появляться изображения Девы Марии с книгой, на которую сходит Святой Дух в виде голубя как мы видим на картине Лоренцо Коста , или даже просто читающей Марии как у Антонелло да Мессины. И то и другое подразумевает Благовещение. Для западной традиции также характерно изображать Архангела Гавриила с лилией в руке.
Лилия — символ чистоты и девственности Марии.
Особое внимание - к сюжету вокруг Богоматери. Ирина Короткова, хранитель коллекций музея-заповедника "Александровская слобода" Изображение служанки достаточно редко случается на иконах подобной иконографии. И в этом - отличительная особенность музейного образа. Некоторые богословы считают, что присутствие служанки - это аллегория всего человечества, пытающегося постичь и подсмотреть тайну боговоплощения. Икона написана в византийских традициях, которые распространились в Древней Руси в 13-14 веках. Рядом в музейной витрине - правая створка Царских врат.
Кирилло-Белозерский музей
Новая выставка, посвященная теме Древнего Египта, откроется 21 марта 2024 года на "Телте" Окулова, 75, к. Наш сайт использует куки cookie , но это не страшно.
И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Для достижения максимального эффекта следует постараться настроиться на вознесение молитвы, избавившись от негативных мыслей.
Добровольное согласие Девы Марии стать Матерью Мессии было необходимо для воплощения Сына Божия, потому что Бог наделил человека свободной волей. Таким образом, после свободного согласия Девы Марии Дух Святой осенил Ее, и совершилась величайшая тайна, непостижимая даже ангелам. В явлении Архангела Гавриила Деве Марии Церковь видит «спасения нашего главизну» слова из тропаря праздника — то есть начало нашего спасения. По словам епископа Александра Милеанта «Благовещение — это первый луч утренней зари после долгой томительной ночи. В этот день наш мир принес Богу свой лучший плод, самое светлое, самое чистое, что он мог только создать — Пречистую Деву Марию. Господь принял этот дар человечества и ответил на него даром благодати Святого Духа». Очень интересна гимнография праздника. В стихирах песнях всенощного бдения праздника Благовещения вспоминается история Благовещения Матери Божией Архангелом Гавриилом и обращается внимание на смирение Девы Марии. Матерь Божия сравнивается с «купиной» терновый куст, который горел в Синайской пустыне и не сгорал. Подобно этому кусту Дева Мария осталась невредимой, приняв в Себя Бога. Сравнивается с «лествицей», виденной Иаковом лестница, которая опиралась на землю и достигала неба. Говорится, что благодаря рождению Господа от Богородицы небо соединяется с землею, Адам обновляется, Ева освобождается, и мы становимся причастниками Божеского естества и «церковью», то есть храмом Божиим.
Поворот головы ангела указывает на то, что он говорит не от себя; говоря с Богоматерью, открывая Ей тайну Божественного Промысла, он взглядом подчеркивает свою зависимость от Пославшего его — стоит пред лицом Бога. Принимая весть Архангела, Она Своим жестом отвечает не посланнику, а Пославшему. Ангел хотя и смотрит кверху, все движение его направлено к Божией Матери; напротив, Ее движение и вся Она устремлена кверху. Этим движением как бы подчеркивается, что согласие Божией Матери не есть пассивное принятие Благовещения, а активная Ее отдача Себя воле Божией, добровольное и самостоятельное участие Приснодевы, а в Ее лице — и всей твари в деле спасения. Иконография Благовещения — одна из древнейших известных иконографий праздников. Изображение Благовещения находится уже в римской катакомбе Прискиллы; относится оно археологами ко II в. Иконография его в основном осталась неизменной. Разница лишь в деталях. Так, в силу принятого тогда обычая ангел изображен здесь без крыльев. Наша икона, хотя и не обладает звучностью и чистотой красок, свойственных иконам XV в. Grabeskirche und Apostelkirche: Zwei Basiliken Konstantins. Leipzig, 1908. Он хотя и стоит на земле, но одно крыло его приподнято, что также является символом его посланничества. Символ этот передается и в богослужении, когда диакон, по толкованию свт.
Что значит праздник Благовещение Пресвятой Богородицы?
- В Кирилло-Белозерском музее в Благовещение представили уникальную икону 1696 года
- Евангелие архангела Гавриила
- Значение иконы
- Последние новости
Благовещение Пресвятой Богородицы
Икона уникальна из-за темы, которую создал иконописец. Особое внимание - к сюжету вокруг Богоматери. Ирина Короткова, хранитель коллекций музея-заповедника "Александровская слобода" Изображение служанки достаточно редко случается на иконах подобной иконографии. И в этом - отличительная особенность музейного образа. Некоторые богословы считают, что присутствие служанки - это аллегория всего человечества, пытающегося постичь и подсмотреть тайну боговоплощения. Икона написана в византийских традициях, которые распространились в Древней Руси в 13-14 веках.
Грицюк Что нельзя делать на Благовещение На Благовещение не проводят заупокойных служб и молений, а также не венчают людей.
Желающие вступить в брак по православным традициям могут сделать это в первое воскресенье после Пасхи и позднее. Жители Руси говорили, что на Благовещение "птица гнезда не вьет, девица косы не плетет". В праздник нельзя работать по дому и огороду, надо отказаться даже от стирки и мытья посуды. Нельзя заплетать косы и шить. Нельзя ругаться и ссориться — в семье должны царить мир и гармония. Лучше не ходить в этот день в гости к малознакомым людям.
Нельзя брать и давать в долг — принято считать, что тогда не будет денег. Не рекомендуется совершать длительные путешествия. Нельзя есть мясо, яйца, молочные продукты, алкоголь. По традиции свеча сначала ставится к празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого если они есть в храме , а также к своему святому имя которого носишь , а уже потом — за здравие или упокой. Свечи за усопших нужно ставить у Распятия — так мы просим Богородицу дать им счастливую вечность. Если вы молитесь об исцелении или находитесь в другой нужде, свечи ставятся Спасителю, Богородице и святым великомученикам, а также святым, которым дарована благодать исцелять недуги и помогать.
Можно ли ходить на кладбище в Благовещение? Лучше воздержаться. Православие не приветствует посещение кладбищ в такие христианские праздники, как Пасха , Благовещение, Рождество Христово , Троица.
По благословению великоустюжского архиеп. Гавриила с иконы в 1747 г. Гавриил составил службу в память о чудесах от иконы, совершившихся при жизни прп.
В 1783 г. Александр Лёвшин кратко изложил новосоставленную историю древней новгородской иконы, также связав ее почитание с памятью прп. Прокопия Устюжского. Гавриил изображен с простертой благословляющей десницей, в левой руке - жезл, крылья опущены написаны на новом левкасе XVI в.? Иконографическая особенность этой иконы - образ воплощенного Богомладенца Иисуса Христа, изображенный на груди Божией Матери поверх складок Ее мафория; вверху в небесной полусфере, в овальной сине-голубой мандорле-славе,- образ Иисуса Христа в облике старца Ветхого Денми, восседающего на престоле в окружении Небесных сил. Икона была украшена драгоценным окладом, утраченным во время Отечественной войны 1812 г.
На нижнем поле нового оклада была сделана надпись, сообщавшая о чудесном избавлении Вел. Устюга по молитвам прп. Прокопия не сохр.
На эту часовню снаружи и была помещена Корсунская икона, обращенная ликом к входящим в город. Так как часовня была сооружена в «остром» конце города над воротами, то и название иконы постепенно заменилось новым: она стала именоваться Островоротной или Остробрамской брама — ворота. Во времена унии образ Пресвятой Богородицы перешел сначала в собственность базилиан, а затем, приблизительно в 1624 году, — кармелитов, захвативших и часовню, и икону в свои руки. В 1671 году кармелиты устроили вместо прежней ветхой часовни новую и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, то есть внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 году икона была перенесена в Терезинский костел, но в 1744 году, когда часовня была вновь отстроена, снова помещена над воротами. В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свою собственность, спор дошел до Рима, и папа повелел оставить икону на попечении обители кармелитов, так как она находилась ближе к часовне, в которой пребывал святой образ. В 1812 году икона была немного повреждена французами, а в 1829 году отреставрирована.
После закрытия в 1832 году кармелитского монастыря Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении римско-католического духовенства. Икона написана на дубовой доске, изображение поясное.