Об этом свидетельствует то, что к бальзамированию тела Ленина специалисты приступили далеко не сразу. Бальзамированное тело Владимира Ленина в траурном зале Мавзолея Фото: Олег Ласточкин / РИА Новости. Первое бальзамирование тела Ленина проводилось по обычной стандартной технологии, которая позволяла сохранить его несколько дней, до того момента, когда останки предадут. Ленин Владимир Ильич бальзамирование. В данной статье мы предлагаем вам редкий взгляд на процесс бальзамирования Владимира Ленина.
1924г. Посмертное вскрытие В. И. Ульянова - Ленина
Впервые в истории Российской империи и СССР, биохимик Борис Збарский — будущий профессор Сеченовского Университета, и харьковский анатом Владимир Воробьев провели бальзамирование всего тела — с сохранением объемов, форм и всей клеточной и тканевой структуры. Благодаря таланту целого созвездия профессионалов, в числе которых полтора десятка ученых Сеченовского Университета, следивших за сохранением тела, был внесен уникальный вклад в науку. Ровно век назад ученые Сеченовского Университета Минздрава России — тогда медфака МГУ — в очередной раз вписали свои имена в историю медицины. Они осуществили бальзамирование тела целиком. Как позже заявил профессор Николай Нилович Бурденко, «мое впечатление, что это величайший эксперимент в анатомии и биохимии». Сто лет и хоть бы хны! Для этого нужно было позаботиться о его сохранности.
Сначала речь шла только об отсрочке похорон на один-два месяца, чтобы успело проститься как можно больше людей. Как вскрытие, так и первоначальное, временное бальзамирование провел знаменитый патологоанатом, завкафедрой патологической анатомии Сеченовского Университета, профессор Алексей Иванович Абрикосов. Ему же поручили наблюдать за состоянием тела вождя. Был выбран способ замораживания, и для этого даже начали закупать необходимое оборудование. В итоге власти остановились на бальзамировании. На тот момент, как сообщал сотрудник лаборатории при Мавзолее Ленина, академик Ю.
Лопухин, «посмертные изменения тела достигли критической точки».
С Красной площади мы попадаем в полутьму, из которой слышится еще один строгий голос: «Мужчинам снять шапки, не фотографироваться, не задерживаться». Спускаясь по черным ступенькам, зрение перенастраивается и уже успевает привыкнуть к приглушенному свету с неестественно-желтым оттенком, когда мы доходим до усыпальницы. Ленина в стеклянном саркофаге не удастся рассмотреть детально, потому что смотреть на него можно лишь с расстояния в пару метров и недолго. Но кое-что глаз успевает отметить: желтовато-розоватый, почти восковой цвет морщинистого лица, правую руку, сжатую в кулачок, а еще то, что ниже пояса черное покрывало, которым накрыт вождь мирового пролетариата, проседает. Все это следствие непростой посмертной жизни Ленина, окутанной множеством тайн и протекающей под грифом «секретно». Но кое-что известно. Сначала о свете. Специальное освещение в Мавзолее было разработано еще в 1970-х годах. Оно устроено так, чтобы цвет лица вождя казался более естественным, телесным.
На самом деле тело Ленина серое, с землистым оттенком. Теперь о руке. В кулачке Владимира Ильича нет ничего символического. Если присмотреться к старым снимкам, сделанным до Великой Отечественной, руки Владимира Ильича ровно и прямо лежат на покрывале. В 1941-м тело Ленина отправили в эвакуацию в Тюмень. Его сопровождал биохимик и первый директор лаборатории при Мавзолее Борис Збарский. Именно он в 1924-м смог сохранить тело, которое уже начинало разлагаться, и оставался «при Ленине» вплоть до ареста 1952 года. Во время транспортировки в июне 1941-го на мизинце вождя появились черные пятна. Опасаясь, что грибок пойдет дальше, ученый удалил палец. Чтобы этот дефект не был заметен, теперь руку Ленина складывают в кулак.
Далее — самая таинственная часть посмертной биографии. Ноги и часть туловища вождя были удалены по той же причине, что и мизинец, чтобы не допустить необратимых процессов разложения. Их, впрочем, тоже сохранили — как биоматериал, с помощью которого восстанавливали утраченные фрагменты кожи. Когда 21 января 1924 года Ленин, которому шел 54-й год, скончался, никто не предполагал, что он останется вечным в прямом смысле слова. Смерть Владимира Ульянова сразу обросла разными мифами, как и обе жизни — реальная и посмертная. Большинство специалистов уверены, что сифилис или отравление — домыслы. Вскрытие, как и первое временное бальзамирование, проводил патологоанатом Алексей Абрикосов. Во время вскрытия из тела извлекли легкие, печень, селезенку, промыли грудную клетку и удалили мозг, который решили исследовать на «ген гениальности». Многие годы ученые искали особенности строения мозга вождя; говорят, для этого его разделили на 30 тысяч тончайших срезов. Но так ничего и не нашли.
Та самая белая плесень. Фото: Мария Москвичева Похороны были назначены на 27 января 1924-го. Меры Абрикосова по сохранению тела были рассчитаны на несколько дней, максимум недель. Через аорту он ввел несколько литров спирта, формальдегида и глицерина, это была стандартная процедура, которая проводится с покойниками, чтобы сохранить тело. Но желающих проводить Ленина в последний путь было слишком много, поэтому похороны отложили. Крупская была против, но после уговоров согласилась на месячную отсрочку. Но прошло два, а тропа к телу Ленина все не зарастала.
Они в рамках течения «богостроительства» предлагали интегрировать социалистическое учение марксизм и религию.
Богданов в ранние советские годы стал одним из главных идеологов Пролеткульта, в рамках которого его ранние идеи нашли-таки определенное воплощение, хотя и в довольно вульгарной и примитивной форме. Но это уже можно списать на издержки исполнителей. Как смогли, так и построили «новую религию». В рамках которой, если относиться к телу Ленина как к мощам каковых других что в православных, что в католических храмах по всему миру раскидано немало , все вполне гармонично получается. Что касается завещания, ни одного документального свидетельства того, что Ульянов-Ленин допускал или тем более выражал прямое пожелание быть похороненным рядом с матерью, нет. Он вообще никакого завещания в привычном смысле не оставил. Фанатик, умерший рано, в 53 года, он думал скорее об увековечении своих идей, чем о том, что станется с его бренным телом после его кончины. Еще один миф, тоже относительно свежий, гласит, что сохранение мумии в гробнице противоречит неким христианским традициям.
Но и это не так, покуда сии находятся ниже уровня земли. Других ограничений нет, если абстрагироваться от личности усопшего. Кроме того, есть пример бальзамирования, сохранения тела и выставления его затем на всеобщее обозрения под стеклянной крышкой — известного русского хирурга Николая Пирогова. Он до сих пор покоится в таком виде в городе Винница, периодически проходя ре-бальзамирование. Тело сохранили после его смерти в 1881 году, когда с «христианскими традициями» в стране все было в порядке. Вскоре на этом месте была построена и освящена, заметим, церковь. Так что саркофаг с мумией Пирогова находится непосредственно внутри храма. Посему, если у будущих вождей КПРФ станет чуток получше с креативом и они станут искать новые смыслы в старой мумии, а заодно и новые изящные повороты в своей православно-коммунистической идеологии, то они могли бы предложить, скажем, построить храм над Мавзолеем.
Или пуще того — освятить его же в качестве такового, снабдить соответствующей атрибутикой и ходить туда не просто так или чтобы принимать в пионеры юных адептов у подножия, а непосредственно для молитвы чисто конкретным мощам. И для совершения всяких прочих обрядов. Правда, для этого нужно еще, чтобы РПЦ как-то если не канонизировала бы Ленина, по чьему прямому приказу было убито и замучено немало невинных священнослужителей, то хотя бы согласилась на такое превращение. Что вряд ли произойдет. Так или иначе, но тело Ленина и Мавзолей неизбежно рано или поздно станут и жертвами, и «фигурантами» набирающего силу процесса «попсовизации» истории и политики. Новые поколения, воспринимая историю сквозь призму относительно благополучной современной жизни, не хотят и часто не могут видеть ее драматизма и тем более трагизма в полной мере. Это все как бы игра, в том числе компьютерная, как бы «реконструкция». Все облегченно, неглубоко, как в игровом кино, которое, если оно будет «напрягать» и расстраивать, обречено на кассовый провал или нишевую судьбу «кино не для всех».
Как они отреагировали? Какой вердикт вынесла комиссия наркома здравоохранения Семашко? Каков главный секрет Воробьева по бальзамированию тела Ленина? Показать больше.
Бальзамирование тела Ленина
Решение о бальзамировании. Ленин жив! Культ Ленина в Советской России | Почему Ленина не похоронили: причины ранней смерти основателя «Советской империи» + истоки бальзамирования «вождя народов» + как сохраняют тело Ленина + история. |
Об уникальных технологиях бальзамирования тела Ленина История и современность | В процессе вскрытия черепной коробки Ленина его лечащий врач Отфрид Фёрстер, светила мировой нейрохирургии, описал для Акта. |
Тело Ленина сохранили на целый век: как это удалось | После смерти Владимира Ульянова-Ленина впервые в истории Российской империи и СССР была проведена процедура бальзамирования тела с сохранением его объемов. |
ЛЕНИН.И тело его живет. — Сообщество «Это интересно знать...» на DRIVE2 | Полиция Москвы задержала пьяного мужчину за попытку похитить тело Ленина из Мавзолея. |
Тайны мавзолея Ленина: 10 фактов о том, как поддерживают тело Владимира Ильича
Збарский и Воробьев только модифицировали его способ и забальзамировали целое тело Ленина, а не отдельные органы, как делалось до этого. Где находится тело Ленина и как его удалось сохранить на сто лет: секрет метода бальзамирования, разработанного российскими учеными. Владимир Ленин – знаковая фигура в истории России. Как же так получилось, что его тело до сих пор находится в мавзолее на Красной площади?
На службе в Мавзолее
В конце 90-х в газетах появились версии существования нескольких тел ленинских двойников, которыми время от времени подменяют тело вождя. В ответ на это профессор Юрий Ромаков, ведущий эксперт лаборатории, разъяснил в интервью «Эху Москвы», что тело в мавзолее является настоящим телом Ленина, находится в отличной форме и не нуждается в подменах. В 2008 году Владимир Мединский, в то время еще депутат Госдумы, заявил, что тело вождя реальным считать нельзя, но по другой причине: «Не обманывайтесь иллюзиями, будто то, что лежит в мавзолее, является Лениным. Там осталось всего 10 процентов от его реального тела». Еженедельник «Власть» решил проверить эту цифру. Во время вскрытия тела Ленина и последующего бальзамирования были удалены внутренние органы и жидкости, которые заменили на бальзамирующие растворы.
Подсчитав количество удаленного материала, «Власть» пришла к выводу, что депутат Мединский несколько ошибся. В Мавзолее лежит не 10 процентов ленинского тела, а 23. Два тела Если поближе познакомиться с материальным составом ленинского тела, окажется, что заявления о его неподлинности имеют под собой реальную основу. Все зависит от того, как ее определять. Для ученых ленинской лаборатории, которые уже 92 года занимаются поддержкой этого тела, всегда было важно сохранять его динамическую форму — то есть физический вид, вес, цвет, эластичность кожи, гибкость суставов.
Даже сегодня суставы в ленинском теле сгибаются, торс и шея поворачиваются. Оно не затвердело, не превратилось в высохшую мумию, поэтому называть его мумией, как это постоянно делается в СМИ, неправильно. Для того чтобы поддерживать это тело в гибком состоянии, его на протяжении многих лет подвергают уникальным процедурам, в результате которых биологические материалы заменяются на искусственные. Процесс этот идет медленно, постепенно. С одной стороны, на уровне динамичной формы тело, безусловно, является настоящим, с другой стороны, на уровне биоматериалов, из которых состоит, это скорее копия — все зависит от точки зрения.
В советские годы специальная комиссия, состоящая из партийных руководителей, медиков и биологов, периодически проверяла состояние ленинского тела. Они изучали пятна и морщины на его поверхности, водный баланс внутренних тканей, эластичность кожных покровов, химический состав жидкостей, сгибаемость суставов. Ткани обрабатывались, жидкости заменялись на новые, морщины разглаживались, содержание кальция в костях восполнялось. С точки зрения этих комиссий, состояние тела Ленина даже постепенно улучшалось. Но обычные посетители всегда видели его неподвижным, застывшим на века, в стеклянном саркофаге, одетым в темный костюм.
Из открытых участков посетители видят только руки и голову. Никто, кроме партийного руководства и небольшой группы ученых, не видел других частей ленинского тела, никогда не слышал об их состоянии или научных процедурах, которым тело подвергалось. Оно существует как бы в двух режимах видения. Политическое руководство и приближенные специалисты всегда видели одно тело, а обычные граждане — другое. Политическая роль, которую тело играло в советской истории, возможно, выходит далеко за рамки простого пропагандистского символа, который нужен был якобы для того, чтобы мобилизовать народные массы на поддержку партии и правительства.
Ленин и ленинизм Мне кажется, с годами тело Ленина стало выполнять и другую политическую задачу. Для того чтобы в этом разобраться, вернемся в начало 1920-х годов. Весной 1922 года Ленин почувствовал себя больным и утомленным; по настоянию руководства партии он уехал на несколько месяцев в подмосковные Горки. Но в мае 1922 года у него случился удар, в результате которого он временно потерял способность говорить, читать и писать. Руководство партии установило строгий контроль над информацией о политической ситуации в стране, которая могла доходить до Ленина.
Новые правила отражали не только реальную заботу о здоровье вождя, но и желание нейтрализовать сильного политического соперника. В июне 1922 года секретарь ЦК Леонид Серебряков жаловался в письме другу, что Дзержинский и Смидович «охраняют Ленина как два бульдога», не позволяя никому подойти к нему близко или даже войти в дом, где он живет. В следующие полтора года состояние Ленина ухудшалось, ненадолго улучшалось и снова ухудшалось. Весной 1923 года, после третьего удара, он практически полностью потерял способность общаться с окружающими.
Об этом свидетельствует то, что к бальзамированию тела Ленина специалисты приступили далеко не сразу. Согласно другому мифу, призрак Ленина бродит по Кремлю, а его тело в саркофаге даже шевелится. В 1974 году эзотерики объясняли необходимость реконструкции Мавзолея из-за его якобы крайней ветхости действием «таинственных сил», а саму гробницу называют «культовым сооружением черных магов», вытягивающим жизненные силы у людей. Благодаря регулярному погружению тела в специальный состав останки Ленина не ссыхаются, остаются объемными. Чтобы Ленин выглядел «как живой», его тело подсвечено 14-ю лампочками розового спектра, такой свет придает естественный тон коже, а стекло саркофага выполнено так, чтобы не было искажения и отражения при взгляде на первый саркофаг из-за отражения можно было видеть целых трех Ильичей. Белье на теле Ленина стерильное, а костюм — самый обычный.
Иногда его приходится менять из-за износа. Температура в мавзолее всегда одинаковая — плюс 16 градусов. ВЦИК, затем с 1935 года — военнослужащие Кремлевского гарнизона, а в 1976 году была создана специальная рота, готовящая часовых. С 1993 году пост был упразднен, а в 1997 снова начал действовать — на сей раз уже возле Могилы Неизвестного Солдата.
Соратники вождя не ожидали, что на похороны в такой холод придут сотни тысяч людей. А они все шли и шли… Мощи Ленина Официальные похороны с речами состоялись 27 января 1924 года в Москве на Красной площади.
Но власть решила: с Лениным попрощались еще не все желающие. И приняли решение забальзамировать тело. Для этой цели на Красной площади на скорую руку под руководством архитектора Алексея Щусева построили деревянный мавзолей. В то время почти все считали, что это временно. На месяц-другой. Кому принадлежит идея мавзолея?
Как ни странно, точного ответа на этот вопрос нет. Какие только слухи не ходили в народе! Говаривали, что Ленин умер или его убили уже давно. Это рождало нежелательные кривотолки. К тому же большевики боялись появления самозванцев. А так все видели Ленина и не сомневались, что он умер, хотя «вечно жив в наших сердцах».
Еще одна функция мавзолея — пропагандистская. В этом хорошо разбирался Сталин. Народ, пока не распрощавшийся с религиозным сознанием, относился к саркофагу в мавзолее как к мощам святого. И большевики умело использовали эти эмоции. Миллионы людей воспринимали мавзолей как чудо, и авторитет советской власти возрастал. Против мумификации!
Через несколько месяцев на заседании политбюро обсуждали, что делать с мавзолеем? Оставить ли его надолго или похоронить вождя в Кремлевской стене, прекратив бальзамирование? Главным оппонентом сторонников необычного мемориала стала вдова вождя — Надежда Крупская.
Позже он стал профессором 1-го Московского медицинского института и заведующим лабораторией биохимии Всесоюзного института экспериментальной медицины. Вместе с педагогической и учебно-методической работой Збарский продолжал научные исследования по проблемам биохимии злокачественных новообразований. Кроме того, Збарский возглавлял в 1949 году группу советских медиков, которые занимались бальзамированием тела коммунистического вождя Болгарии Георгия Димитрова. В 1952 году профессор проводил бальзамирование тела маршала Монгольской Народной Республики Хорлогийна Чойбалсана. Согласно заключению экспертов Збарский не отразил роль Сталина во время Октябрьской революции, умалил значение бальзамирования тела Ленина описанием способов бальзамирования в древнем Египте и сообщением о вскрытии тела вождя.
Профессору вменили и шпионаж в пользу Германии. Не стало Бориса Збарского 7 октября 1954 года.
Почему бальзамировали Ленина?
Чтобы сохранять тело Ленина в надлежащем состоянии, сотрудникам приходится регулярно осуществлять проверку и анализ с заменой бальзамирующего раствора. Однако после смерти Ленина никто из них открыто против бальзамирования уже не высказывался. Тогда же появилась идея сохранить тело Ленина нетленным с помощью бальзамирования как символ международного коммунистического движения. История учёного Владимира Воробьёва, который бальзамировал В. Ленина.
Бальзамирование тела Ленина
Двадцать дней для прощания После смерти тело Владимира Ильича хотели оставить на двадцать дней для тех, кто хотел с ним проститься. Но желающие увидеть вождя шли нескончаемым потоком. Тогда было принято решение продлить срок прощания с Лениным. Критический момент Зима была холодной, и тело оставалось без изменений. Люди прибывали из всех уголков страны, их количество не уменьшалось. Когда наступила весна — ситуация стала критической. Тело стало проявлять первые признаки разложения, необходимо было предпринимать какие-то действия. Споры о захоронении С каждым днем тело разлагалось все больше, и было предложено его похоронить. Но тут возникли споры.
Некоторые участники обсуждения выдвинули идею забальзамировать тело Владимира Ильича, как напоминание о том, что его идеи бессмертны.
С точки зрения этих комиссий, состояние тела Ленина даже постепенно улучшалось. Но обычные посетители всегда видели его неподвижным, застывшим на века, в стеклянном саркофаге, одетым в темный костюм. Из открытых участков посетители видят только руки и голову. Никто, кроме партийного руководства и небольшой группы ученых, не видел других частей ленинского тела, никогда не слышал об их состоянии или научных процедурах, которым тело подвергалось. Оно существует как бы в двух режимах видения.
Политическое руководство и приближенные специалисты всегда видели одно тело, а обычные граждане — другое. Политическая роль, которую тело играло в советской истории, возможно, выходит далеко за рамки простого пропагандистского символа, который нужен был якобы для того, чтобы мобилизовать народные массы на поддержку партии и правительства. Ленин и ленинизм Мне кажется, с годами тело Ленина стало выполнять и другую политическую задачу. Для того чтобы в этом разобраться, вернемся в начало 1920-х годов. Весной 1922 года Ленин почувствовал себя больным и утомленным; по настоянию руководства партии он уехал на несколько месяцев в подмосковные Горки. Но в мае 1922 года у него случился удар, в результате которого он временно потерял способность говорить, читать и писать.
Руководство партии установило строгий контроль над информацией о политической ситуации в стране, которая могла доходить до Ленина. Новые правила отражали не только реальную заботу о здоровье вождя, но и желание нейтрализовать сильного политического соперника. В июне 1922 года секретарь ЦК Леонид Серебряков жаловался в письме другу, что Дзержинский и Смидович «охраняют Ленина как два бульдога», не позволяя никому подойти к нему близко или даже войти в дом, где он живет. В следующие полтора года состояние Ленина ухудшалось, ненадолго улучшалось и снова ухудшалось. Весной 1923 года, после третьего удара, он практически полностью потерял способность общаться с окружающими. Тем временем политическое соперничество в руководстве партии резко возросло.
В этом контексте вождь не исчез с политической арены страны, его образ поменялся, приобретя совершенно новый оттенок. Реальный Ленин, который продолжал жить в Горках и писать тексты, был изолирован от политической жизни. Одновременно в политическом языке был создан новый канонический образ. Большинство мифологических образов Ленина, которые нам хорошо знакомы по советскому времени, были созданы именно в тот период его болезни, за несколько лет до смерти. В начале 1923 года в публичный язык страны был введен термин «ленинизм». Вскоре в партийной практике появились ритуалы присяги на верность ленинизму.
В марте 1923 года в Москве был учрежден Институт ленинизма. Весной 1923 года «Правда» призывала сдавать любой кусочек бумаги, на котором было что-то написано ленинской рукой, в это учреждение. Одновременно то, что вождь думал, говорил и писал в действительности в 1922-1923 годах, было полностью отделено от его канонического образа. Ленин как политическая фигура в последние годы жизни оказался расчленен надвое: одна его часть была исключена из политической жизни страны, а вторая часть — канонизирована. Именно в результате этих двух процессов исключения и канонизации в начале 1920-х годов была создана новая доктрина ленинизма. С тех пор каждый советский руководитель, от Сталина до Горбачева, занимался корректировкой этой доктрины, придумывая собственную версию, вводя в оборот ранее неизвестные ленинские работы и выводя другие, давая новую трактовку известным материалам, цитируя Ленина в отрыве от изначального контекста, меняя смысл его высказываний и фактов жизни.
В 1990-м году, менее чем за год до обвала советского государства, ЦК КПСС признал, что все предыдущие версии ленинизма содержали в себе искажение реальной ленинской мысли. В декабре того же года профессор кафедры марксизма-ленинизма писал в газете «Рабочая трибуна»: «Наша трагедия заключается в том, что мы не знаем Ленина. Мы никогда не читали его работ в прошлом и не делаем этого сейчас. На протяжении десятилетий мы воспринимали Ленина через посредников, толкователей, популяризаторов и иных исказителей». Историк жаловался, что Институт марксизма-ленинизма, главный авторитет в области ленинского наследия, на протяжении 70 лет выполнял особенную функцию, давая добро на публикацию тех ленинских текстов, которые соответствовали принятым на данный момент канонам, независимо от того, насколько они были далеки от реальных слов вождя, меняя или сокращая другие тексты, которые не соответствовали этим канонам. В своей речи по случаю 120-летия со дня рождения Ленина в апреле 1990 года Горбачев заявил: «Ленин остается с нами как величайший мыслитель XX века».
Вероятно, Крупская узнала о намерении законсервировать тело 29 января. На следующий день она опубликовала в «Правде» «завуалированный протест»[516]. Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т. Всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим. Помните, как много еще нищеты, неустройства в нашей стране. Хотите почтить имя Владимира Ильича — устраивайте ясли, детские сады, дома, школы, библиотеки, амбулатории, больницы, дома для инвалидов и т. Бонч-Бруевич также замечает, что «Надежда Константиновна, с которой я интимно беседовал по этому вопросу, была против мумификации Владимира Ильича»[518]. Крупская не смогла заставить распорядителей отказаться от их намерения, однако продолжала молча выказывать недовольство: она ни разу не посетила Мавзолей и не присутствовала на его трибуне во время революционных праздников.
В изданных работах Крупской, посвященных Ленину, не содержится ни одного упоминания останков, хранящихся в Мавзолее[519]. С ними был согласен Бонч-Бруевич, член Комиссии по организации похорон, ответственный за построение гробницы; он был убежден, что Ленин решительно возражал бы против подобного обращения со своим и чьим бы то ни было телом. Ленин, говорил Бонч-Бруевич, высказался бы в пользу самых простых похорон или кремации; он не единожды замечал, что необходимо построить в России крематории[520]. Видимо, по этой причине нарком здравоохранения Семашко настаивал на кремации останков Ленина. Согласно свидетельству, за день до похорон Семашко говорил, что тело следует кремировать, а для этого его следует беречь от тления, пока не будет сооружен крематорий. Он добавил, что «считает своевременной и необходимой идею введения кремации в России вообще»[521]. Однако, по словам Бонч-Бруевича, идея набальзамировать останки Ленина и выставить их на постоянное всеобщее обозрение «быстро охватила всех, была всеми одобрена»[522]. Бонч-Бруевич был неправ, утверждая, что кроме него самого и семейства Ленина у идеи бальзамирования нет противников. На заседании Политбюро осенью 1923 г.
Троцкий, Каменев и Бухарин также высказались против мумификации. После смерти Ленина никто из них не заявил публично о несогласии с намерением набальзамировать тело вождя. Однако Бухарин нашел возможность осудить подобное обращение с останками Ленина. Этому предмету «Правда» посвятила значительно меньше публикаций, чем «Известия»; соответствующие статьи объемом значительно уступали известинским и не попадали на первые полосы. Но 30 января все три крупнейшие газеты опубликовали пространную статью Зиновьева, посвященную траурным дням, где автор высказывался в пользу бальзамирования: «Как хорошо, что решили хоронить Ильича в склепе! Как хорошо, что мы вовремя догадались это сделать! Зарыть в землю тело Ильича — это было бы слишком уж непереносимо»[523]. Каким образом партийные руководители приняли соответствующее решение, навсегда осталось тайной: власти не обнародовали протоколов совещаний, которые обрекли Ленина на уникальную по тем временам участь. Единственное объяснение, предназначенное для общественности, появилось в средствах печати в середине июня 1924 г.
Бальзамирование было произведено профессором Московского университета А. Абрикосовым, которому была поставлена задача сохранить тело Владимира Ильича на ближайшее время до предания его земле… Всем памятны дни, когда сотни тысяч людей при 28 гр. В течение трех суток беспрерывно был открыт допуск в Дом Союзов, но этот срок оказался недостаточным для значительной части населения Москвы. Затем правительством было принято решение не предавать тело Владимира Ильича земле, а поместить его в Мавзолее и продлить доступ желающим»[524]. Разумеется, на тех, кто решил сохранить тело Ленина и выставить его на обозрение, в немалой степени повлиял громадный наплыв народных масс во время церемонии прощания с покойным. В качестве реликвии, Ленину предстояло утверждать законность Советской власти и вдохновлять покорное ей население. Бонч-Бруевич примирился с этой идеей из-за политических преимуществ, которые она сулила. В решении превратить гробницу Ленина в святыню главную роль сыграли политические соображения.
В результате той работы, из тела Ленина достали многие органы, в том числе — мозг. После смерти медики заявили, что единственной болезнью Ленина был распространенный, резко выраженный, давний склероз сосудов мозга, явившийся последствием чрезмерной мозговой деятельности в связи с наследственным предрасположением к склерозу. Владимир Ленин и Надежда Крупская. Горки, 1922 год. Но время шло, а желающие проститься с Ульяновым настоящее фамилия Ленина не заканчивались. Тогда его жена приняла решение продлить процедуру на еще один месяц. После долгих разногласий и предложенных способов.
Вечная память: какие страны в XX веке переняли традицию бальзамирования
Согласно заключению экспертов Збарский не отразил роль Сталина во время Октябрьской революции, умалил значение бальзамирования тела Ленина описанием способов. История учёного Владимира Воробьёва, который бальзамировал В. Ленина. Женщина скончалась в возрасте 33 лет от рака, и ее забальзамированное тело выставили на всеобщее обозрение. Ровно 20 лет назад, к Параду Победы 9 мая Мавзолей Ленина впервые закрыли так, чтобы его не было видно – установили ряд высоких триколоров.
Почему бальзамировали Ленина?
Когда в 1969 году политик скончался, советские специалисты забальзамировали его тело. Над телом никто не издевается, бальзамированный Ленин не наносит никакого ущерба здоровью других людей — это вам не перепутать вакцину против кори с вакциной чумы ". Над телом никто не издевается, бальзамированный Ленин не наносит никакого ущерба здоровью других людей — это вам не перепутать вакцину против кори с вакциной чумы ".
Такого, как Ленин: кого еще бальзамировали по примеру советского вождя
Почему Ленина забальзамировали? Почему он до сих пор в мавзолее? | В данной статье мы предлагаем вам редкий взгляд на процесс бальзамирования Владимира Ленина. |
После смерти Сталина его тело на 8 лет поместили в Мавзолей | Однако позже было решено, что тело Ленина необходимо разместить в мавзолее. |
Вечно живой. Кто и как бальзамировал Ленина
Основные работы по бальзамированию были завершены, тело Ленина на несколько часов в день стали доставать из ванны, чтобы приучить к воздуху. Однако Воробьев неоднократно подчеркивал, что рецепт бальзамирующей жидкости не его изобретение. Ленин умер в январе, было холодно. Тело (после вскрытия и обычного бальзамирования) выставили в Колонном зале. Весной Россия потратила 13 миллионов рублей на работы по сохранению прижизненного облика тела Ленина.