А́йзек Ази́мов (англ. Isaac Asimov /ˈ æ z ɪ m ɒ v/; имя при рождении — Исаа́к Ю́дович Ази́мов; между 4 октября 1919 года и 2 января 1920 года, Петровичи. Айзек Азимов в Нью-Йорке в 1982 году. Айзек Азимов — американский писатель-фантаст, популяризатор науки, биохимик. Автор около 500 произведений, в основном художественных (прежде всего в жанре н. Айзек Азимов (его настоящее имя Исаак Азимов, Isaac Asimov) родился 2 января 1920 года в местечке Петровичи под Смоленском.
Айзек Азимов – биография, фото, личная жизнь, книги
В следующие 10 лет до самой кончины Азимов опубликовал ещё несколько предысторий и продолжений существующих романов, связывая их в единую, увлекательную историю. Писатель считал, что его наиболее яркий вклад в литературу и науку — это цикл «Foundation», а также, три закона робототехники, которые писатель формулировал постепенно, вводя их в разных рассказах, которые позже объединил в сборник «Я, Робот». Однако в этом Азимов скромничал. Оксфордский словарь английского языка приписывает Айзеку Азимову изобретение слов «позитронный мозг», «психоистория» и «робототехника», хотя писатель утверждал, что «робототехника» — обычный результат словообразования от слова «робот», аналогичный словам «механика» и «гидравлика». Растущая слава Азимова В 1940-х годах Азимов получил степень магистра и доктора, служил во время Второй мировой войны 1939—45 химиком на экспериментальной станции военно-морской авиации в Филадельфии, штат Пенсильвания, и стал инструктором в Школе медицины Бостонского университета. Он также стал считаться одним из трех величайших писателей-фантастов 1940-х годов наряду с Робертом Хайнлайном и А. Ван Фогтом , и его популярность продолжалась и после. Такие рассказы, как «Сумрак» и «Двухсотлетний человек», и романы, такие как «Сами боги» и «Основание», получили множество наград и признаны одними из лучших когда-либо написанных научно-фантастических произведений.
Книги Азимова о роботах, в первую очередь «Я», «Робот», «Стальные пещеры» и «Обнаженное солнце» — завоевали уважение к научной фантастике за счет использования элементов стиля, которые можно найти в других типах книг, таких как детективы. Он представил «Три закона робототехники»: «1. Робот не может причинять вред человеку или своим бездействием позволять человеку причинить вред. Робот должен подчиняться приказам людей, за исключением случаев, когда такие приказы противоречат Первому закону. Робот должен защищать свое собственное существование до тех пор, пока такая защита не противоречит Первому или Второму закону ». Азимов сказал, что на основе этих идей он написал «более двух десятков рассказов и трех романов… о роботах». Три закона стали настолько популярными и казались такими разумными, что многие люди считали, что настоящие роботы в конечном итоге будут созданы в соответствии с основными принципами Азимова.
Среди фантастических произведений Азимова примечательна серия «Основание». Эта группа рассказов, опубликованных в журналах в 1940-х годах, а затем собранных и переизданных в начале 1950-х годов, была написана как «история будущего», история, рассказываемая об обществе будущего, которая связывает события истории этого общества. Рассказы были чрезвычайно популярны среди любителей научной фантастики. В 1966 году Всемирная конвенция научной фантастики удостоила их специальной премии Хьюго как лучший научно-фантастический сериал за все время. Даже спустя много лет после первоначальной публикации серия историй Азимова оставалась популярной — в 1980-х годах, через сорок лет после того, как он начал серию, Азимов добавил новый том, Академия на краю гибели. Первым художественным произведением Азимова, написанным в основном для более молодой аудитории, был его роман «Счастливчик Старр». В 1951 году по предложению своего редактора он начал работу над серией научно-фантастических рассказов, которые можно было легко адаптировать для телевидения.
Однако рассказы никогда не создавались для телевидения. Первой научно-популярной книгой Азимова был медицинский текст под названием «Биохимия и метаболизм человека». Начатая в 1950 году, она была написана совместно с двумя его сотрудниками из Медицинской школы Бостонского университета. Его многочисленные научные книги, объясняющие все, от того, как работает ядерное оружие, до теории чисел, используют сложную информацию и превращают ее в удобочитаемые и интересные произведения. Азимов также любил свою работу учителя и обнаружил, что он занимательный публичный оратор. Перед своей смертью в 1992 году Азимов прокомментировал: ««Я горю желанием объяснять, и счастливее всего, когда это что-то достаточно запутанное, которое я могу прояснить шаг за шагом.
Подобно всем евреям-эмигрантам, его семья поселилась в Бруклине в Нью-Йорке. Образование Айзек Азимов, лучшие книги которого выходили уже в Америке, он получил в этой стране. Почти в самом конце Второй мировой войны писателя призвали в армию. После возвращения с фронта он закончил аспирантуру, получив степень доктора биохимии. Дальнейшая его деятельность была связана с преподаванием и писательством.
И в следующем году устроился преподавателем на медицинский факультет Бостонского Университета, где сначала стал ассистент-профессором в 1951 году, затем в 1955 - адъюнкт-профессором и в 1979 году получил звание профессора. Любовь к труду Еще в школьные годы, Азимову была привита любовь к труду. Когда в семье родился второй сын, Стэнли, Айзеку пришлось помогать отцу. Он каждый день, в шесть утра вставал и шел разносить газеты. А после школы бежал домой и допоздна стоял за прилавком. У Азимовых была тогда своя кондитерская лавка, которую купил отец. Если тот видел как Айзек опоздывает из школы или читает книгу, тут же обвинял его в лени. Таким образом привычка к труду осталась у писателя на всю жизнь. В автобиографии он написал: Я работал по десять часов семь дней в неделю, все это время я проводил в лавке. Даже когда обстоятельства вынуждали меня отлучиться на пару минут, меня начинал мучить вопрос: господи, а как там в лавке? Из-за этого писатель был лишен общения со сверстниками, не заводил дружбу, в том числе и с девочками, и так продолжалось довольно долгое время. Но недостаток общения в последствии был с лихвой восполнен. Позже в гостях на многочисленных конференциях, он был любителем пофлиртовать с женщинами, и был в этом так же хорош, как и во всем остальном. Кстати, именно тогда, в лавке, будущий писатель-фантаст познакомился с научной фантастикой НФ. Ему было 9 лет, когда в лавке на полках стали появляться НФ журналы. И именно туда он и отправил свой первый рассказ, причем явился туда лично, не доверив это дело почте. Рассказ был отвергнут, но главный редактор журнала, 28 летний Джон В. Кэмпбелл, живая легенда во плоти для Айзека, посвятил беседе с восемнадцатилетним юношей целый час. И дал ему несколько советов. Кэмпбелл же принял только шестой рассказ Азимова, который получил призовое третье место в читательском голосовании журнала, обойдя даже некоторых общепризнанных мастеров. Позже в 1940 году, все что писал Азимов где-то публиковалось.
В 1963 г. Следующие четверть века популяризация оставалась главным занятием Айзека Азимова. За это время он написал более 120 научно-популярных книг, посвященных всем областям знаний, от биофизики и астрономии до истории религии. Художественная литература отошла на второй план: Азимов составлял антологии, время от времени сочинял научно-фантастические рассказы, но между 1957 и 1982 написал только четыре романа для взрослых. Особое место среди них занимает книга «Сами боги» «The Gods Themselves», 1972 , первый и единственный роман автора, удостоенный обеих крупнейших американских жанровых премий, «Хьюго» и «Небьюлы». Возвращение к научной фантастике произошло только в 1980-х. Кроме того, с 1983 по 1991 гг. В возрасте 57 лет писатель перенес первый серьезный сердечный приступ. Его здоровье серьезно пошатнулось, в 1983 г. Айзек Азимов скончался на Манхэттене 6 апреля 1992 г. Официальной причиной смерти была названа острая почечная и сердечная недостаточность. Айзек Азимов Азимов А. Азимов А. Библиотека современной фантастики. Том 9. Айзек Азимов. Стальные пещеры. ABRIS, 1990. Основание и Империя. Лакки Стар — космический рейнджер. Выбор катастроф. Римская империя.
Исаак Азимов
Автор почти пятисот книг, Айзек Азимов был одним из лучших писателей-фантастов двадцатого века. Уже в Бруклине Исаак Юдович Озимов стал Айзеком Азимовым (Isaac Asimov) из-за ошибок, случайно допущенных отцом в документах. Айзек Азимов в Нью-Йорке в 1982 году. В 1970-е годы Айзек Азимов полностью сосредоточился на литературной деятельности, и к концу жизни он мог назвать себя автором 467 книг. Айзек Азимов, автор таких классических литературных произведений, как "Основание", "Стальные пещеры" и "Я, робот", в 1983 году сделал ряд предсказаний о том, какой будет жизнь человека в 2022-2023 годах.
7 фактов об Айзеке Азимове и его книгах
Поскольку его родители всегда говорили с ним на идише и английском, он свободно говорил на них, но так и не выучил русский. Выросший в Бруклине, штат Нью-Йорк , Азимов сам научился читать в возрасте пяти лет а позже научил читать и свою сестру, что позволило ей поступить в школу сразу во второй класс. Его мать устроила его в первый класс на год раньше, заявив, что он родился 7 сентября 1919 года. В третьем классе он узнал об этой «ошибке» и настоял на официальном исправлении даты на 2 января 1920 года.
Азимов стал гражданином США в 1928 году в возрасте восьми лет. В детстве он говорил на идише и английском. Из художественной же литературы в ранние годы он рос в основном на рассказах Шолом-Алейхема.
В 1923 родители увезли его в США «в чемодане», как он сам выражался , где поселились в Бруклине и через несколько лет открыли кондитерский магазин. В пять лет Айзек Азимов пошёл в школу в бруклинском районе Бедфорд — Стайвесант ему полагалось пойти в школу с шести лет, но мать исправила его день рождения на 7 сентября 1919 года, чтобы отдать в школу на год раньше. После окончания десятого класса в 1935 году пятнадцатилетний Айзек Азимов поступил в Seth Low Junior College, но через год этот колледж закрылся.
Он поступил на химический факультет Колумбийского университета в Нью-Йорке, где получил в 1939 году степень бакалавра B. Однако в 1942 году он уехал в Филадельфию и работал там химиком на армейской судоверфи. На той же верфи вместе с ним работал Роберт Хайнлайн, тоже писатель-фантаст.
Слева направо: Роберт Хайнлайн, Л. Спрэг де Камп и Айзек Азимов. С октября 1945 года по июль 1946 года он служил в армии.
Затем вернулся в Нью-Йорк и продолжил образование. В 1948 году окончил аспирантуру, получил степень PhD доктора биохимии и поступил в постдокторат как биохимик. В 1949 году он устроился преподавателем на медицинский факультет Бостонского университета, где в декабре 1951 года стал ассистентом, а в 1955 году — доцентом.
В 1958 году университет перестал ему платить зарплату, но формально оставил в прежней должности. К этому моменту доходы Айзека Азимова как писателя уже превышали его университетскую зарплату. В 1979 году ему было присвоено звание полного профессора.
В 1960-е годы он находился под следствием ФБР за возможные связи с коммунистами. Причиной послужил донос об уважительном отзыве Айзека Азимова об СССР как о первой стране, построившей атомную электростанцию. Подозрения были окончательно сняты с писателя в 1967 году.
В 1970 году Айзек Азимов расстался с женой и почти сразу сошёлся с Джанет Опал Джеппсон, с которой познакомился на банкете 1 мая 1959 года. До этого они встречались в 1956 году, когда он дал ей автограф, Айзек Азимов не запомнил той встречи, а Джанет Опал Джеппсон сочла его тогда неприятным человеком. Развод вступил в силу 16 ноября 1973 года, а 30 ноября Айзек Азимов и Джанет Опал Джеппсон поженились.
Интересно, что при этом «Приход ночи» не стал любимым рассказом Азимова в собственном творчестве. После этого рассказы Айзека Азимова станут долгожданными для поклонников. В мае 1939-го Айзек Азимов приступил к написанию первого повествования о роботах под названием «Робби». Спустя год появляется рассказ «Лжец» — история о роботе, который умел читать мысли людей. В этом произведении Азимов впервые опишет так называемые три закона роботехники. По словам писателя, впервые эти законы сформулировал писатель Джон Кэмпбелл, хотя тот, в свою очередь, настаивал на авторстве Азимова. Звучат законы следующим образом: Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам. Тогда же появилось и слово «роботехника» «robotics» , вошедшее впоследствии в словари английского языка. Интересно, что по сложившейся в среде фантастов традиции до Азимова произведения о роботах рассказывали о восстании искусственного интеллекта и о бунтах, направленных против людей. А после выхода первых рассказов Айзека Азимова роботы в литературе начнут подчиняться тем самым трем законам, став более дружелюбными. В 1942 году писатель приступает к серии фантастических романов «Основание». Айзек Азимов изначально задумывал эту серию самостоятельной, но в 1980-м «Основание» будет объединено с уже написанными рассказами о роботах. В другом варианте перевода на русский язык этой серии дадут название «Академия». С 1958-го Айзек Азимов станет уделять больше внимания научно-популярному жанру, однако в 1980-м вернется к фантастике и продолжит цикл «Основание».
Пожалуй, самыми заметными историями Айзека Азимова, помимо «Основания», стали произведения «Я робот», «Конец вечности», «Они не прилетят», «Сами боги» и «Империя». Сам же писатель выделял рассказы «Последний вопрос», «Двухсотлетний человек» и «Уродливый мальчуган», считая их наиболее удавшимися. Личная жизнь В 1942 году Айзек Азимов встретил первую настоящую любовь. Романтичности этому знакомству придавал и тот факт, что состоялось оно в День святого Валентина. Избранницей писателя стала Гертруда Блюгерман. Влюбленные поженились. Этот брак подарил писателю дочь Робин Джоан и сына Дэвида. В 1970-м супруги развелись.
Айзек Азимов недолго оставался в одиночестве: в этом же году писатель сошелся с Джанет Опал Джеппсон, которая работала психиатром.
Причиной послужил донос об уважительном отзыве Айзека Азимова об СССР как о первой стране, построившей атомную электростанцию. Подозрения были окончательно сняты с писателя в 1967 году [22].
Однако сам писатель крайне скептически относился и к этому обществу, и к самой идее IQ. До этого они встречались в 1956 году, когда он дал ей автограф, Айзек Азимов не запомнил той встречи, а Джанет Опал Джеппсон сочла его тогда неприятным человеком. Развод вступил в силу 16 ноября 1973 года, а 30 ноября Айзек Азимов и Джанет Опал Джеппсон поженились.
Детей от этого брака не было. Карьера[ править править код ] С октября 1945 года по июль 1946 года Азимов служил в армии. Затем вернулся в Нью-Йорк и продолжил образование.
В 1948 году окончил аспирантуру , получил степень PhD доктора биохимии за диссертацию по теме «Кинетика реакции инактивации тирозиназы во время катализа ей окисления катехола кислородом » англ. По теме диссертации в 1950 году вышла статья в журнале Американского Химического общества. В 1949 году, после окончания постдоктората, Азимов устроился преподавателем на медицинский факультет Бостонского университета , где в декабре 1951 года стал ассистентом и читал лекции по биохимии, а в июле 1955 года — доцентом англ.
В 1958 году университет перестал ему платить зарплату , но формально оставил в прежней должности. К этому моменту доходы Айзека Азимова как писателя уже превышали его университетскую зарплату. После этого еще около 20 лет Азимов читал лекции по приглашению в ведущих университетах по всему США.
В 1979 году ему было присвоено звание полного профессора. Литературная деятельность[ править править код ] В 11 лет Айзек начал писать книгу о приключениях мальчиков, живущих в маленьком городке. Его хватило только на восемь глав.
Написав первые две, он пересказал их своему другу, и тот потребовал продолжение. Когда же Айзек объяснил, что это пока всё, что он написал, его друг попросил дать почитать книгу, где Айзек прочёл эту историю. С того момента юный автор понял, что обладает писательским даром, и стал уже серьёзно относиться к своей литературной деятельности.
Азимов - по праву один из основателей того, что мы сейчас называем "жанром научной фантастики". И тут соединились три причины: упомянутая трудоспособность, то, что Азимов был настоящим квалифицированным ученым, и то, что у него был несомненный литературный дар. Он по-настоящему серьезно ставил философские задачи в области технологий. Например, сформулировал те самые законы робототехники, определившие не только литературу о роботах на многие не годы - десятилетия вперед, и заговорил о путешествиях во времени не в терминах попаданцев вроде янки при дворе короля Артура, а в рамках причинной проблемы. Вот эти три закона: 1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
Робот должен повиноваться командам, которые ему дает человек, кроме тех случаев, когда эти команды противоречат Первому Закону. Робот должен заботиться о своей безопасности, поскольку это не противоречит Первому и Второму законам. Из "Руководства по робототехнике, 56-е издание, 2058 год". R" "Россумские универсальные роботы" , где, собственно, и был введен сам термин "робот". Азимов же привнес в истории о роботах несказочную, совершенно научную логику. Он поставил читателя перед совершенно четкими этическими задачами - где "мы", и где они, в какой момент кончается "я", и сотни авторов потом двинулись по этой дороге.
Еще Азимов привел в массовую фантастическую культуру социальную психологию написав целый ворох романов об истории вымышленной цивилизации и философию путешествий во времени. Но можно ли читать фантастику тех времен как обычную литературу? А вот попробуйте: "Неудачи стали преследовать его с того самого мгновенья, когда он в последний раз настроил управление Врат Времени на выход в 482-е и каким-то образом допустил ошибку.
Айзек Азимов: биография американского писателя-фантаста
"патрон" журнала НФ его имени (Isaac Asimov's Science Fiction Magazine). Писатель Айзек Азимов родился в селе Петровичи Шумячского района Смоленской области сто лет назад, примерно 2 января 1920 года. биографию писателя читайте на нашем сайте. Благодарю за выбор статьи «Айзек Азимов: биография американского писателя-фантаста» на этом сайте! Айзек Азимов (02.01.1920–06.04.1992) принадлежит к числу самых знаменитых писателей-фантастов XX века, он также один из самых плодовитых писателей за всю историю человечества. Благодарю за выбор статьи «Айзек Азимов: биография американского писателя-фантаста» на этом сайте!
Исаак Азимов
Айзек Азимов, автор таких классических литературных произведений, как "Основание", "Стальные пещеры" и "Я, робот", в 1983 году сделал ряд предсказаний о том, какой будет жизнь человека в 2022-2023 годах. 2 января 2015 года исполняется 95 лет со дня рождения американского ученого-биохимика и писателя-фантаста Айзека Азимова. Айзек Азимов (его настоящее имя Исаак Азимов, Isaac Asimov) родился 2 января 1920 года в местечке Петровичи под Смоленском. АЗИМОВ (Asimov) Айзек (2.1.1920, Петровичи, Смоленская губ., ныне Смоленская обл.– 6.4.1992, Нью-Йорк), амер. писатель-фантаст, биохимик, популяризатор науки.
Творческий путь Айзека Азимова: 100 лет знаменитому фантасту
Айзек Азимов (Исаак Юдович Озимов) родился 2 января 1920 года в селе Петровичи Шумячского района Смоленской области. 2 января исполняется 100 лет Айзеку Азимову. Будущий писатель-фантаст и специалист в области биохимии Айзек Азимов появился на свет 2 января 1920 года. Айзек Азимов в Нью-Йорке в 1982 году. В честь Айзека Азимова и Артура Кларка назван главный герой серии игр Dead Space — Айзек Кларк.
6 апреля - День Памяти Айзека Азимова
Иван Ефремов начинал свое предисловие к книге "Я, робот", которую у нас издали 1964 году, с таких слов: "Профессор биохимии медицинского отделения Бостонского университета Айзек Азимов прошел своеобразный путь в науке и литературе. Получив высшее образование и все три научные степени в Колумбийском университете, он увлекся научной фантастикой и скоро оказался в первой пятерке американских фантастов". Действительно, он написал больше двухсот книг. Понятно, что издания эти совершенно разные - сборники рассказов, романы, а также научно-популярные книги. Часть из них - переработанные в романы рассказы, написанные еще в молодости. Даже став достаточно богатым человеком, он не снижал скорости, с которой создавались тексты. Трудолюбие еврейского мальчика из лавки с его культом пользы никуда не делось, а только укрепилось.
Азимов - по праву один из основателей того, что мы сейчас называем "жанром научной фантастики". И тут соединились три причины: упомянутая трудоспособность, то, что Азимов был настоящим квалифицированным ученым, и то, что у него был несомненный литературный дар. Он по-настоящему серьезно ставил философские задачи в области технологий. Например, сформулировал те самые законы робототехники, определившие не только литературу о роботах на многие не годы - десятилетия вперед, и заговорил о путешествиях во времени не в терминах попаданцев вроде янки при дворе короля Артура, а в рамках причинной проблемы. Вот эти три закона: 1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
Робот должен повиноваться командам, которые ему дает человек, кроме тех случаев, когда эти команды противоречат Первому Закону. Робот должен заботиться о своей безопасности, поскольку это не противоречит Первому и Второму законам.
Американский писатель-фантаст русского происхождения является многократным обладателем престижных литературных наград, среди которых премии Хьюго и Небьюла. Однако Айзей Азимов, лучшие книги которого написаны в жанре научной фантастики, работал и в других жанрах. В его копилке детективные и юмористические романы. Айзек Азимов: биография Айзек Азимов, биография которого ведет отсчет с 2 января 1920 года, родился в Могилевской губернии в еврейской семье. Уже с самого детства будущий писатель говорил на английском и идише, поэтому переезд в США в 1923 году стал для него фактически безболезненным.
С ним в американскую и мировую фантастику пришла наука. Разумеется, Азимов как и его товарищи по «большой тройке» фантастов Роберт Хайнлайн и Артур Кларк был в первую очередь очень талантливым литератором. Но его мозг был мозгом ученого — и это сразу выделило его тексты среди прочих. Фантаст Вячеслав Рыбаков — о состоянии российской фантастики и конкурсе на лучший рассказ о путешествиях во времени и технологической сингулярности До «Основанья», а затем Он дебютировал еще студентом — первый рассказ о роботах, «Робби», вышел в 1940-м, и в нем уже был сформулирован первый из трех азимовских законов роботехники — робот не может навредить человеку. Нельзя сказать, что вчерашний школьник проснулся знаменитым — но то, насколько его фантастика отличается от лежащей на соседних полках, было сразу заметно.
Айзек, знал, что редактор ездит на метро и однажды осмелился и заговорил с ним. Кэмпбелл с интересом побеседовал с юношей и попросил принести в редакцию несколько его рассказов. Юноша был настойчив и его окрыляла вера в свой успех. Шесть раз редактор возвращал рукопись, но Айзек был терпелив и упорно работал. Прошло 4 месяца и его рассказ был опубликован, а потом еще два. Ему был открыт путь в журнал Дж. Айзек окончил Колумбийский университет, а с 1942 по 1945 годы трудился на военно-морской станции в Филадельфии. В 1948 г. Азимов стал доктором наук по биохимии. Через два года был принят на должность профессора медфака Бостонского университета. Айзек Азимов: произведения Первый роман «Камешек в небе» был опубликован в 1950 г. В 1968 г. Всего их было издано более 500. Несколько сборников других авторов Азимов редактировал, но большая часть произведений в разных жанрах была написаны им. В 1977 г. Азимов стал основателем научно-фантастического журнала, который давал шанс молодежи попробовать свои силы. Редактором журнала стала Шейла Уильямс. Она часто вспоминала время, когда в редакцию приходил уже, получивший известность, писатель.
Айзек Азимов - биография
Годы спустя, он все еще изредка читал лекции студентам, пользовался славой самого популярного лектора и куда чаще, чем другие преподаватели, удостаивался уважительных аплодисментов аудитории. Мог ли он жить на то, что получал за литературный труд? Как выяснилось, беспокоиться было не о чем. Он уже достаточно далеко ушел от НФ, чтобы писать для огромнейшего количества изданий. К тому же, популяризаторская публицистика приносила большие деньги, чем фантастика, что объяснялось очень просто: "В фантастике каждый рассказ должен отличаться от всего остального... В публицистике это совсем необязательно.
Вы можете написать статью для "Общеобразовательного журнала по химии", расширить ее для "Analog", сократить и упростить для "Мира науки"... Уходя из Бостонского Университета он заявил бывшему начальству, что обойдется и без них - слава Богу, он один из лучших популяризаторов науки в мире и приложит все силы, чтобы в ближайшее время стать самым лучшим. Это удалось ему даже быстрее, чем он предполагал. В 1958 году Роберт Миллз, редактор "Fantasy and Science Fiction", предложил Азимову вести ежемесячную научную колонку в журнале. Азимов немедленно согласился.
Первая статья появилась в ноябрьском номере за 1958 год и все последующие номера - без единого пропуска - выходили с рубрикой Азимова. Всего этих статей было 399. Журнал планировал посвятить специальный номер публикации четырехсотой статьи Азимова, но тот был слишком слаб, чтобы написать ее... Представляя читателям журнала колонку Азимова, Миллз впервые назвал его "Good Doctor" - "добрый доктор". Этот титул Азимов гордо носил всю оставшуюся жизнь.
Сначала это были книги о науке - астрономии, химии, физике, биологии, математике и так далее - и большая их часть была ориентирована на детей и подростков, которые хотели бы больше знать об окружающем их мире. К концу шестидесятых Азимов напечатал первую сотню книг и стал ведущим популяризатором науки в мире. Его отлично принимали в любых аудиториях, он был в отличных отношениях с редакторами журналов и издателями книг, он стал появляться на проходивших на Восточном побережье НФ-конвенциях. Он держался совершенно свободно и естественно, заработав репутацию искрометного юмориста и ловеласа - на конвенциях и вечеринках он не пропускал ни одной возможности пофлиртовать с симпатичной женщиной. Теперь он уже был литературным феноменом...
Он был гениален, он был непредсказуемым острословом, он занимался множеством дел и горел ими всеми сразу. Он принял за данность, что читатель просто обязан интересоваться тем же, чем интересуется он - и был недалек от истины. Он писал легко и весело, расщелкивая научные термины и передавая читателю фантастический взгляд на фантастический мир. О нем знала вся страна, и его имя на обложке книги было гарантией того, что тираж не залежится. Некоторые редакторы говорили, что из-за огромного количества названий его книг он начинает конкурировать сам с собой, но они ошибались.
Каждая книга Азимова помогала продать другие, так как расширяла его аудиторию. Он не забросил и НФ, пописывая рассказы и составляя антологии. Он стал первым, кто заговорил от лица фантастики с "внешним миром". Первый том антологии рассказов, лауреатов премии "Хьюго", вышел в 1962 году, и как-то само собой получилось, что его редактором стал Азимов - как, впрочем, это получилось и со всеми остальными томами этой серии. Веселые и личностные вступления к рассказам сделали его чрезвычайно популярным антологистом.
Вместе с Мартином Х. Гринбергом не путать с Марти Гринбергом из "Gnome Press"! Он начал серию антологий "Asimov Presents the Great SF Stories" "Азимов представляет великие НФ-рассказы" с тома рассказов 1939 года и довел ее до 1963 года - с 1964 уже выходили ежегодные антологии лучших рассказов года, собранные Доном Уоллхеймом. Рассказ, писавшийся для антологии, получился куда длиннее, чем предполагалось. Азимов показал текст редактору в "Doubleday" и тот посоветовал написать роман.
А для антологии Азимов написал другой рассказ. До его публикации он написал несколько ранних детективов и серию рассказов о "Черных Вдовцах", нью-йоркском клубе, члены которого разгадывают разные головоломные истории. Клуб был списан с "Пауков-Трапдоров", клуба, в котором состоял сам Азимов. Вообще же, из всех книг, им написанных, он больше всего гордился "Азимовской биографической энциклопедией науки и техники" - "потому что ее не мог бы написать никто другой". Личная его жизнь, увы, была не так успешна.
Брак с Гертрудой медленно распадался на протяжении десятилетий. Они расстались в 1970 году и были разведены 16 ноября 1973 года. Развод был болезненным и стоил ему 50 тысяч долларов. В автобиографии он благородно взял вину на себя, написав, что был эгоистичен, занимался только своими писаниями и вряд ли мог считаться хорошим мужем. У Азимовых были двое детей - дочь Робин и сын Дэвид.
После некоторых сомнений, Азимов, наконец, согласился - но с некоторыми оговорками. Он уже 17 лет писал ежемесячную колонку в "Fantasy and Science Fiction" и прекращать ее не хотел. Он не хотел быть редактором журнала и предложил на этот пост Джорджа Ситера,- тот должен был читать и редактировать все рассказы. Сам Азимов разрешает пользоваться его именем, кроме того, он сам будет писать редакционные статьи и вести колонку писем, а также консультировать при необходимости Ситера. Сотрудничество наладилось.
Азимов и Ситер были схожи во взглядах на НФ, а имя Азимова и состав редакции приносят журналу популярность на протяжении вот уже четверти века. Их вкусы и пристрастия были весьма далеки от азимовских, но сам Азимов всегда поддерживал их и защищал от необоснованных нападок. Он отлично понимал, что жизнь не стоит на месте, что жанр должен развиваться, и что с того, если кому-то даже и ему самому может чем-то не нравиться объективно хороший рассказ. Он работал, как каторжный. В 1976 году у него выходит дюжина новых книг.
В 1977 намечается еще десяток. Каждую свободную минуту он проводит за пишущей машинкой. Даже там он работает: пишет первый том своей автобиографии. Заодно он сбрасывает вес, так что к концу июня ЭКГ показывает, что он выздоровел. В 1979 Медицинская Школа Бостонского Университета присваивает ему степень профессора.
В том же году "Doubleday" издает первый том его автобиографии "In Memory Yet Green" "Пока память зелена" - его двухсотую книгу. Через некоторое время Азимов обретает прежнюю форму: к концу 1984 он выпускает следующую сотню книг. В "Doubleday" долго уговаривали его написать фантастический роман и, после того, как он подписал-таки контракт, Пэт ЛоБрутто Pat LoBrutto , в то время редактор линии НФ, позвонила ему и сказала, что под "фантастикой" "Doubleday" имеет в виду новый роман об Основании. Азимов согласился. Он перечитал трилогию и был поражен тем, что в его романе почти нет действия, а то, что есть, происходит большей частью "за кадром".
Не сознавая того, он достиг мастерства в одном из сложнейших литературных приемов: серии романов, построенных почти исключительно на диалогах. Азимов попытался сознательно "собезъянничать" свой стиль тридцатилетней давности - к его гордости, у него это получилось. Примитивная "журнальность" прозы ушла, но стиль остался по-прежнему простым и прямолинейным. Книга стала его первым бестселлером - и каким бестселлером! В списке "The New York Times" этот роман продержался 25 недель!
Были и другие "несерийные" книги. Большая часть стала бестселлерами. Азимов достиг положения, когда мог требовать миллионные авансы - впрочем, он делал это редко. Одна из основных причин, по которой он переключился в 60-х годах на публицистику, была финансовая - писать фантастику было менее выгодно.
Кроме того, Азимов писал научно-популярные работы, причем не только по своей специальности, но и по другим областям науки — например, по истории. Так что, выражаясь современными терминами, его вполне можно было назвать популяризатором науки.
Заражали интересом к ней и будущему и многие его фантастические произведения. В последующие несколько лет автор в основном работал над историями, которые вошли в сборник «Я, робот», опубликованный в 1950 году. На страницах этой книги он первым представил образ робота, какими мы привыкли их представлять сегодня. Азимов сформулировал знаменитые три закона робототехники, интегрированные в позитронный мозг каждой умной машины. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.
В таком виде формулировки появились благодаря Джону Кэмпбеллу, который вывел их на основании рассказов Азимова. На страницах «Я, робот» рассматривал преимущественно рассматривал нестандартные ситуации, когда законы робототехники могут быть интерпретированы неправильно или не работать вовсе. Роботы присутствовали в большинстве произведений фантаста. На заре карьеры Азимов подумывал писать и о пришельцах, но Джон Кэмпбелл посоветовал не вставлять их в книги, поскольку считал инопланетян недалекими и неинтересными по сравнению с людьми. Поэтому Азимов сфокусировался на произведениях о будущем, в котором человечество осваивает вселенную. А возникающие проблемы решает с помощью разума, науки и находчивости.
В 1948 году окончил аспирантуру, получил докторскую степень по химии. В 1949 году он устроился преподавателем на медицинский факультет Бостонского Университета, где в декабре 1951 года стал ассистент-профессором assistant professor , а в 1955 году — адъюнкт-профессором associate professor. В 1979 году ему было присвоено звание профессора full professor. Айзек Азимов получил известность как автор научных трудов в области химии и многочисленных книг научно-популярного жанра на разнообразную тематику. Мировая популярность пришла к Азимову благодаря его научно-фантастическим романам и рассказам. Он считается одним из крупнейших научных фантастов второй половины XX века.
Его научно-фантастические произведения переведены на многие языки.
Помимо оригинальной трилогии, позже Азимов выпустил приквелы и сиквелы, которые расширили и дополнили оригинальную историю. Однако его роман «Конец вечности» стал новаторским для середины XX века — он положил фундамент для раздела хронофантастики, посвященного организациям, которые контролируют время. В центре сюжета Вечность — государство, расположенное вне пространства и времени. Вечность стремится сохранить общество, избавить жителей разных эпох от масштабных катастроф и использует для этого машину времени. И в то же время организация лишила человечество будущего.
Большинство ярких научных изобретений и идей приходит во времена войн, переворотов, эпидемий и катастроф. Если же в мире не происходит ничего, выбивающегося из повседневности, это ведет к стагнации. Герою книги, работающему на Вечность, суждено вмешаться в вековой порядок вещей, чтобы навсегда изменить будущее человечества. Фантастические романы о полицейском Элайдже Бейли и его напарнике Дэниеле Оливо стали неформальным продолжением сборника «Я, робот» и получились увлекательными детективными историями, которые входят в золотой фонда жанра. Писатель уверял, что истинная роль научной фантастики — в объединении человечества, в искоренении ненависти между людьми. Именно поэтому его книги несли столько разумного, доброго и вечного.
Например, в цикле о «Лакки Старре» фантаст рассказывал об увлекательных космических приключениях, но в то же время наполнял истории научными фактами и концепциями. В своих научно-популярных книгах — всего их вышло свыше сотни — он часто развенчивал псевдонауку и суеверия. Фантаст завоевал все основные престижные премии в области научной фантастики, в его честь была даже названа планета.