Депортация чеченцев и ингушей (операция НКВД «Чечевица») с территории Чечено-Ингушской АССР в Казахстан и Киргизию произошла в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года. При этом сотрудничать с оккупантами чеченцы, да и ингуши не могли в принципе, поскольку фашисты их территории оккупировать не сумели.
Почему ингуши ополчились на чеченцев из-за границ внутри России?
Потому и голодали. А надо было воровать, тогда бы сытые были, и дети все живые были. А у нас несколько детей умерло. Я имею ввиду братьев и сестер. Всего нас одинадцать было, а выжило только шестеро. Помню как снегом заваливало дома до самых крыш. Если приходил гость, он в дымоход кричал, чтобы лопату подали. Открывали дверь, а там снежная стена. И сквозь эту снежную стену наверх проталкивалась лопата. Гость раскапывал ямку и падал к нам. Помню, что сарай примыкал вплотную к дому, и дверь была сразу из дома в сарай.
Это чтобы за скотиной можно было и зимой смотреть, и не мерзнуть. Старший брат женился, и нужно было ему или комнату или дом отдельный строить. Отец землянку построил. Его примеру потом многие поступили. А еще повезло, что отец был муллой. Его зауважали местные. Они тоже были мусульманами. Часто приглашали его на всякие религиозные мероприятия. А помимо этого отец и знахарем был. Однажды он вылечил какую-то простую болезнь, и про него слухи пошли, как про целителя и святого.
Рассказывает Ахмед С. Я уже тогда работал учителем в Шатойской школе. Направили для ликвидации безграмотности. В мои шестнадцать лет у меня были ученики старше меня в 3, а то и в 4 раза. То, что я был грамотным спасло меня и мою семью в Казахстане. Сначала я устроился на работу в поле. Потом устроился на работу в кузнице. Там было тепло. А это много значило для меня. Тепло означало жизнь.
Однажды я расписывался в каких-то документах, и проверяющий заметил мой подчерк. Он спросил:"ты грамотный? И тогда он предложил мне работу. Я должен был контролировать раздачу карточек на хлеб и другое питание. В общем, работа была завидной. Тогда я этого не знал, и отказался. Мне хотелось работать в теплой кузнице. А этот человек мне сказал: "Ты дурак? Знаешь от чего отказываешься? Ты же семью кормить сможешь!
Ты же никогда голодным не останешься!
Однако немцы отказались принять их условия, и вайнахи прекратили все обсуждения. Официальные документы 1943-1944 годов свидетельствуют об обратном. В этих документах оценивается роль местного населения в остановке наступления немцев и сопротивлении захватчикам, которые в течение примерно двенадцати недель оккупировали только северо-запад республики, вся Чечено-Ингушетия оккупирована не была. Фактически, многие ингуши и чеченцы служили в Красной Армии или принимали активное участие в партизанских движениях. Сотрудник факультета социальных наук Американского университета Ирака в Сулеймани и кандидат наук Джонатан Отто Поль, исследующий историю национальных меньшинств в СССР, склоняется к тому , что официальное обоснование советского руководства массовой высылки вайнахов как «За коллективную измену» имеет мало общего с реальностью и депортацию ингушей, чеченцев и балкарцев следует рассматривать как расовую дискриминацию и геноцид согласно интерпретации Международного права. Он также считает, что тезис о массовом сотрудничестве, сформулированный советским режимом для оправдания депортации, был всего лишь уловкой, мифом, изобретенным для оправдания сталинской национальной политики. Но истинные причины депортации остаются спорными и неизученными, ввиду того, что в госархивах до сих пор не рассекречены документы об этом преступном акте.
Но все же в своем исследовании Джанатан Отто Поль склоняется к тому, что причиной депортации стала непокорность этих народов и трудности с их советизацией. По его мнению, сталинский режим использовал войну как прикрытие и повод для того, чтобы наказать чеченцев и ингушей за их прошлое сопротивление и предотвратить любые их дальнейшие повторения в будущем. Реабилитация Чеченцы и ингуши провели в ссылке долгих 13 лет, в течение которых многие погибли от холода и голода, а юридические права оставшихся в живых жестко нарушались. В 1957 году Никита Хрущев подписал указ о реабилитации жертв политических репрессий. Многие чеченцы и ингуши начали возвращаться на Родину. Но и тут вайнахи оказались дискриминированы больше многих остальных депортированных, поскольку их административно-государственная реабилитация восстановление национальной государственности не была подкреплена реабилитацией территориальной восстановлением границ национальных автономий на момент депортаций. Иными словами, Чечено-Ингушетия была восстановлена, но не в том виде и не в тех границах, какой она была до депортации населения. Впоследствии это обернулось еще одной этнической чисткой ингушей, на этот раз в Пригородном районе Северной Осетии, который до депортации был ингушским.
В Ингушетии, вопреки недовольству населения, на мемориале памяти и славы 23 февраля традиционно отмечаются две даты: День защитника Отечества и День памяти и скорби. На телевидении программы о депортации подвергаются жесткой цензуре, не приветствуются рассказы очевидцев о жестокости солдат Красной Армии и сотрудников НКВД к депортированным.
Однако вайнахские дети, женщины, старики депортированные в Казахстан и Киргизию тем февральским днем, уж точно не были ни в чем виноваты... Интересно, что в 1990-е и 2000-е годы 23 февраля в Чечне официально считалось Днем памяти и скорби. Но в 2011-м году эту дату власти внезапно перенесли на 10 мая день похорон Ахмата Кадырова. Также был демонтирован и частично перенес на новое место установленный в Грозном еще при Джохаре Дудаеве памятник жертвам депортации работы скульптора Дарчи Хасаханова.
Тот самый со надписью "Духур дац! Доьлхур дац! Диц а дийр дац!
Как ранее информировало наше издание, в образовательных учреждениях региона пройдут уроки мужества, классные часы, конкурсы сочинений, информационные встречи, «круглые столы». В государственных музеях региона запланированы выставки картин, посвященные жертвам депортации ингушского народа. Минкультуры совместно с администрациями муниципалитетов планируется проведение литературно-тематических вечеров «Память о прошлом», читательских конференций и показ театральных спектаклей, посвященных Героям Отечества и трагической дате февраля 1944 года.
Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 февраля
23 февраля 1944 года ингушский и чеченский народы были выселены в Северный Казахстан по приказу Сталина. весьма скорбная дата. В феврале 1944 года указом Лаврентия Берии началась массовая депортация чеченцев и ингушей, операция носила название "Чечевица". А в 1991 году государство приняло закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", согласно которому был признан факт геноцида чеченцев и ингушей. с 23 февраля по 9 марта 1944 года была произведена насильственная депортация чеченцев и ингушей с мест их постоянного проживания в отдалённые районы Казахстана и Киргизии (частично — в Таджикскую и Узбекскую ССР). 23 февраля, на рассвете, в дома чеченцев и ингушей стали ломиться солдаты и офицеры с автоматами и винтовками.
«Всех умирающих выбрасывали из вагонов»
- 23 ФЕВРАЛЯ ДЕПОРТАЦИЯ ИНГУШЕЙ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
- НОВОСТИ. BEST:
- В Чечне и Ингушетии 23 февраля – не День защитника отечества, а День памяти и скорби
- 23 февраля - день трагедии чеченцев и ингушей — Интересные новости (Василий Еремин) — NewsLand
- Причины депортации
- Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 февраля
Депортация чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года
Они в Ведено живут. В горечи и радости мы с ними всегда были вместе. Они не забыли то, что я сделал. Да это и не такой уж подвиг, но они всегда меня благодарят. Хотя подвиг был в том, что каждый из чеченцев тогда сделал. Рассказывает Дзияудин М. Берия собрали людей со всех окрестных хуторов и сёл.
Офицер НКВД приказал тем, кто не может идти, зайти в помещение, там подготовлено место, завезено сено для утепления. Здесь собрались старики, женщины, дети, больные, а также здоровые люди, присматривающие за больными и престарелыми родственниками. Это происходило на моих глазах. Всех остальных жителей района через селение Ялхорой под конвоем отправили в с. Галашки и оттуда до ж. Примерно в промежутке с 10 до 11 часов, когда увели здоровую часть населения, ворота конюшни закрыли.
Слышу команду: Огонь!... Вспыхнул огонь, охватив всю конюшню. Оказывается, заранее было подготовлено сено и облито керосином. Когда пламя поднялось над конюшней, люди, находившиеся внутри конюшни, с неестественными криками о помощи выбили ворота и рванулись к выходу…Тут же из автоматов и ручных пулемётов начали расстреливать выбегающих людей. Выход у конюшни был завален трупами". Рассказывает Селим А, 1902 г.
Мой брат Алимходжаев Саламбек, 35 лет, работал учителем. Его застрелили, когда он шёл по дороге. Его жена ещё жива, зовут её Бесийла. Живёт она в Рошни-Чу по сей день. До сих пор она хранит косу своей сестры Пайлахи. Пайлаху вместе с её детьми расстреляли и сожгли в Хайбахе.
Её труп опознали по одной несгоревшей косе. Газоева Иби застрелили конвоируя по лороге. Солдат ударил его прикладом и прикрикнул: «Быстрее шагай! Иби остановился, повернулся к нему и плюнул в лицо. Конвой вытолкнул его из колонны и расстрелял автоматными очередями. Было это в местечке Кханойн-Юххе.
Там же он и похоронен. Через 3-4 дна после выселения людей из аула Муше-Чу солдаты обнаружили в опустевшем доме лежащую Зарипат. Её расстреляли из автомата. Затем, завязав на шее стальную проволоку, выволокли на улицу, сломали изгородь и, обложив её остатками тело, сожгли. Стальная петля сохранилась. Закриев Саламбек и Сайд- Хасан Ампукаев её похоронили вместе с этой петлёй.
Она была сестрой нашего отца. Жену Закриева Саламбека Сациту, 21 года, застрелили. Грудной сын Сайхан, привязанный к её спине, перелез и стал сосать грудь мёртвой матери. В этот день убили и жену Элькагаева Рукмана Маликат, 20 лет. Когда хоронили убитых и сожжённых людей в Хайбахе, мы выставили около Галанчожского озера дозорных, чтобы предупредили, если будут подходить солдаты.
Его участниками стали жители региона, старейшины, очевидцы, пережившие депортацию, представители власти и общественники, религиозные деятели. Перед началом митинга собравшимися была прочтена молитва по всем погибшим в годы ссылки. В это время на фронтах находились более 21 тыс. Но мы все вернулись и смогли выстоять, сберечь себя, свою культуру, свой язык и возрождаем свою республику", - сказал на митинге в Назрани глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов. Также и в Грозном прошел митинг, посвященный 77-й годовщине со дня выселения чеченского народа в Казахстан и Среднюю Азию.
В нем приняли участие представители власти, общественные и религиозные деятели.
По мнениям историков есть несколько версий причин выселения. По официальным данным НКВД, депортировали народы за сотрудничество с немецкими войсками и дезертирство. По другой версии, чеченцы и ингуши могли примкнуть к туркам в войне с фашистами и стать «пятой колонной» для Красной армии.
Еще одной причиной считается потребность Казахстана в рабочих, куда во время войны призывались граждане для работы на металлургических комбинатах. По мнению экспертов, в СССР тотальной депортации были подвергнуты десять народов: корейцы, ненцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь — ненцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары — лишились при этом и своих национальных автономий.
В хуторе Амки Галанчожского района оставалось после переселения пять женщин-старух, которые по состоянию здоровья не могли следовать на пункты сбора. Рапорт начальника Галанчожского оперсектора Алексея Гранского заместителю наркома государственной безопасности Богдану Кобулову. В соседнем вагоне старушка умирала. И у нее был единственный сын. Она была, наверное, в беспамятстве и твердила, что хочет молока. На одной из остановок ее сын взял солдатский котелок и побежал на станцию. Где-то он купил это молоко. Я хорошо помню тот котелок, сейчас военные котелки вроде сплющенные, а тогда они были круглые, алюминиевые, белые. Мужчина был в полушубке, в левой руке у него был котелок.
Поезд уже двинулся, и он бежал. Очень он старался догнать наш вагон. Дверцы вагона еще не были закрыты, в них стоял солдат, и я сквозь него видел, как этот человек бежит. И когда солдат понял, что мужчина нас уже не догонит, он выстрелил. Я помню, как плеснуло молоко, — очень часто мне это снится. И он растянулся на снегу. Это был рядовой случай. Бывали случаи смерти. Особенно много умирало людей, выселенных с гор.
Это абсолютно вольные люди, их затолкали, как мух, в коробочку, и они не выдерживали. Медицинской помощи нам не оказывали, не было ни одного врача ни в одном вагоне. Но в отчетах НКВД санитарный час обозначался. На каждой станции, когда поезд на 15—20 минут останавливался, входили солдаты и проверяли, нет ли умерших. Люди скрывали, потому что надеялись предать тела земле по-человечески там, куда прибудут. У одного мужчины умерла мать, он положил ее к стенке, прикрыл одеялом, а сам лег к ней спиной — надеялся, что ее не найдут. Солдаты отобрали у него тело матери и выбросили в снег. С нами не нянчились: малейшее недоразумение и несогласие — расстрел. Конечно, везти трупы две-три недели невозможно.
На больших станциях их сгружали на пол, а на малых, где не было помещений, родственники зарывали тела прямо в снег. Обязательно читали молитву, но уже потом, в поезде». Крайне неудовлетворительно проводится раздача скота, а розданный скот из-за отсутствия работы многие спецпереселенцы режут и продают. В ряде районов заготовка местных стройматериалов, строительство и ремонт жилдомов прекращены». От Челябинска 100 км. Мой отец был столяр по профессии. Он долго болел туберкулезом и впоследствии от этой болезни умер. Но работал он до последнего дня. От голодной смерти нашу семью и спасло то, что он был хороший мастер своего дела.
Из нашей семьи, состоявшей из 13 человек, семеро ходили на работу. Люди могли умирать с голоду, главное — чтобы они выполнили заготовки. На трудодни — 100 граммов, 200 граммов… Первый раз, когда мы получили за год шесть мешков пшеницы, мы говорили: вот это житуха!
Геноцид Ингушей и Чеченцев 23 февраля 1944 года - YouTube
Праздником у чеченцев 23 февраля считаться вообще не может. Почему так? Дело в том, что 23 февраля для всех без исключения чеченцев включая аухцев и ингушей - весьма скорбная дата. Именно 23 февраля 1944 года в отношении вайнахов было совершенно страшное преступление - насильственное выселение чеченцев и ингушей с родных мест в Среднюю Азию. Так называемая операция "Чечевица". Чеченцы называют произошедшее Дохадар - т. Вернуться домой вайнахи смогли только через пятнадцать лет...
За подобные утверждения в 1970-е годы его лишили должности заведующего кафедрой истории КПСС [43]. Вновь прибывшее начальство быстро исправило статистику в соответствии с пожеланиями руководства. Новые показатели стали одним из оснований для депортации балкарцев [44].
По документам НКВД, в ходе депортации чеченцев и ингушей было изъято более 20 тысяч единиц огнестрельного оружия, что плохо стыкуется с тем фактом, что при этом было арестовано всего лишь около 2 тысяч человек. Объясняется это расхождение тем, что органы НКВД брали заложников, которых отпускали только после сдачи родственниками задержанных оружия, которое покупалось у тех же сотрудников НКВД. В результате одно и то же оружие могло быть продано и сдано многократно [45].
В своей справке заместитель наркома государственной безопасности Богдан Захарович Кобулов писал: «В марте 1942 г. Дукуваха Абдурахманов и Явус Ахмадов называют эти утверждения «политической фальшивкой», поскольку фактически в республике было зафиксировано, по их данным, 4579 случаев дезертирства, и, соответственно, не могло быть такого числа бандитов [46]. Николай Фёдорович Бугай и его ученики А.
Гонов, А. Хунагов и другие пытаются оправдать депортацию народов СССР. Поскольку они не могут воспользоваться обвинениями, которые были развенчаны самим КГБ СССР в 1980-е годы, то они используют недомолвки, туманные намёки, выводы, никак не связанные с посылками и просто фальсификацию документов.
Так, в одной из своих первых публикаций по депортации он приводит якобы текст телеграммы Л. Берии И. Сталину : Ознакомился с материалами по поведению балкарцев как во время наступления немецко-фашистских войск на Кавказе, так и после их изгнания… На самом деле эта телеграмма начинается так: В связи с предполагаемым выселением балкарцев с Северного Кавказа, я ознакомился с материалами об их поведении как во время наступления немецко-фашистских войск на Кавказе, так и после их изгнания… Таким образом, в документе скрыта ключевая часть фразы, чтобы подогнать его под нужную версию трактовки событий.
В результате именно сфальсифицированный вариант документа попал во многие книги, посвящённые депортациям в СССР [47]. Излюбленным приёмом Н. Бугая и его учеников является изложение сводок НКВД с цифрами о высоком уровне бандитизма и дезертирства без указания национальности бандитов и дезертиров, с целью подвести читателя к мысли, что ими были представители депортированных народов [44].
Так, оправдывая депортацию корейцев , он говорит о бандитизме и дезертирстве в годы Второй мировой войны на Дальнем Востоке , откуда корейцы были поголовно выселены в 1937 году [43]. В качестве объяснения «предательству» депортированных выдвигается, например, благожелательное отношение к ним фашистов. Он ссылается на обращение Гитлера к своим подчинённым: На Кавказе, как нигде в другом месте России, адаты , мусульманские законы, шариат ещё крепко держат в руках большую часть горского населения в повиновении.
И это намного облегчает задуманную акцию. Горцы по натуре очень наивны и легкомысленны. С ними работать легче, чем с другими национальностями.
Здесь Н. Бугай подменяет реальные события предполагаемыми намерениями Гитлера, не выясняя, насколько удачно ему удалось их реализовать. Труды Н.
Бугая и его учеников вызывают много вопросов. Тем не менее, его ученик Гонов успешно защитил докторскую диссертацию, а сам Бугай стал начальником Департамента по делам депортированных и репрессированных народов в Министерстве России по делам национальностей и национальной политике. Более того, версия событий этой группы историков нашла своё отражение в учебнике по истории России для вузов [48].
Публицист Игорь Васильевич Пыхалов отметился рядом книг, посвящённых оправданию депортаций например, «За что Сталин выселял народы? Сталинские депортации — преступный произвол или справедливое возмездие? В декабре 2016 года он принёс публичные извинения за оправдание депортации ингушей, но не чеченцев.
По его словам, основная антисоветская деятельность была сосредоточена в Чечне. Те же антигосударственные силы, что действовали на территории Ингушетии, имели меньший масштаб и могли быть нейтрализованы обычными методами, без депортации ингушей [52] [53] [54]. В сентябре 2023 года спикер Парламента Чечни Магомед Даудов сообщил об изъятии из школ Чечни всего тиража вновь изданного учебника истории России 10-11 классов под редакцией Мединского , который, по словам спикера, «вызвал волну возмущения среди представителей репрессированных в СССР народов».
После этого была создана рабочая группа, которая, с одобрения министра просвещения Сергея Кравцова , занялась внесением соответствующих изменений в текст учебника. В состав группы вошли представители репрессированных народов. По признанию Мединского, вызвавший возмущение текст был перенесён из предыдущей версии учебника [55].
Представления о «неблагонадёжных» народах восходят к работам специалистов по военной статистике конца XIX века В. Золотарёва, А. Макшеева и Н.
Согласно их представлениям, благонадёжным считалось славянское население страны, а неблагонадёжным — народы окраин России. Иностранное гражданство, национальная или религиозная близость к стране, с которой Россия находилась в состоянии войны, также считались признаками неблагонадёжности. Ещё одним критерием считались возможные помехи на пути колонизации Россией новых земель [57].
С матерью Шедшего первым срубило на месте. Остальные принялись палить в ответ. Обмен огнем шел накоротке, так что попасть было немудрено и тем, и другим. В суматохе Магомед попытался выключить свет, и тут был ранен.
А затем еще и еще, всего в него попало четыре пули — в ногу, шею, грудь и голову. Вся перестрелка была очень короткой. К моменту, когда к дому подошли военные, кто мог уже убежал, а во дворе остался труп Магомеда Цагараева. О том, сколько сообщников было у покойного Цагараева, данные противоречивы, но как минимум один из них был ранен, и пошел в больницу, назвавшись вымышленным именем, где его и захватили российские милиционеры.
Сообщается также о двух или даже трех других нападавших, смертельно раненных огнем Магомеда. Магомеда Ташухаджиева отправили сначала в городскую больницу, а затем вертолетом — в госпиталь Моздока, но шансов выжить у него уже не было. Его похоронили в селе Махкеты — родном селе отца в горах юго-восточной Чечни. Посмертно парню было присвоено звание Героя России.
Хлеба я досыта наелся первый раз в 1948 году. Где-то в 1950 году в первый раз увидели деньги». Из воспоминаний Иссы Кодзоева «Привезенная обувь из Ингушетии не подходила по сезону и быстро сносилась. О покупке обуви не могло идти и речи. Поэтому приходилось делать обувь самим. Хотя изначально дети сидели целый день дома под кусками ткани, так как не было одежды. Женщины и мужчины носили мешки, в которых делались вырезы для рук и также для ног.
Все мы хотели кушать. Родители не подавали виду, как им было тяжело глядеть на своих голодных детей. Перед отъездом в Казахстан мама набрала кукурузы в мешок, которую мы потом и ели. У нас уже было тепло тогда, все таяло, грязь была. При погрузке в вагоны все мы были грязные, и от этого заводились вши. После прибытия в казахскую степь лица от холода и ветра покрывались болячками, которые долгое время не заживали и кровоточили. Лекарств обработать раны не было, да и речи об аптеке не могло и быть.
Спустя время уже распространялся тиф по всей степи, и люди умирали как мухи. Помню, нас каждый день выгоняли на различные работы. И в один день семья ингушей не вышла на работу, оказалось, что они все умерли. Просто замерзли. Ни лопат, ни ломов. В снег зарывали зимой, кого-то волки съедали. Вещи стирали и люди мылись при помощи золы и песка.
А больше ничего и не было. У нас у всех были длинные волосы, и у всех завелись вши. Помню, как голова чесалась». Дорога была длинная и страшная, было очень холодно. Утром работники НКВД распределили нас по колхозам района. Моя семья и семья Тебоева Абазби были направлены в пос. Ермаковка, в колхоз им.
Кагановича, что в 8 км от райцентра. Райцентром являлось село Урицкое, которое было расположено на берегу крупного озера. Ермаковка и разместили в однокомнатной избе, где в весенне-летний период устраивались детские ясли. Холодная и большая изба стала пристанищем для двух семей из 14 человек. Соседи-колхозники оказали нам помощь, отдав из своего запаса камыш для топки печи, и комната быстро обогрелась. Камыш использовали все жители поселка, собирая его на берегу озера, где он обильно прорастал. Из воспоминаний Абдул-Гамида Тангиева «В целях укрепления режима поселения для выселенных Верховным органом СССР в период Отечественной войны чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и др.
За самовольной выезд побег из мест обязательного поселения этих выселенцев виновные подлежат привлечению к уголовной ответственности. Определить меру наказания за это преступление в 20 лет каторжных работ. Определить меру наказания за эти преступления — лишение свободы на срок до 5 лет». Каждый месяц в определенную дату необходимо было явиться и расписаться.
Депортация чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года
Не заплачем! Не забудем! Сегодня в Чечне 23 февраля в честь вооруженных сил и защитников Отечества проводятся праздничные мероприятия, звучат поздравительные речи. Однако, повторимся, чеченцы на бытовом уровне 23 февраля праздником не считают. И не отмечают его. Глава Республики Рамзана Кадыров в этот день также всегда напоминает своему народу о трагических событиях 1944-го года.
Официальным поводом стало обвинение в пособничестве фашистским оккупантам, антисоветская деятельность и бандитизм. В ходе выселения погибли 100 тыс. Вместе с вайнахами по ошибке были депортированы и представители других народов, проживавшие в Чечено-Ингушетии:аварцы, даргинцы, лакцы и др Чечено-Ингушская АССР была упразднена, а на её территории создана Грозненская область Часть районов вошла в состав Северной Осетии, Дагестана и Грузии.
В обороне Брестской крепости участвовали 420 выходцев из Чечено-Ингушетии, из которых 270 были горцами[. Одним из защитников Брестской крепостибыл Магомед Узуев, которому в 1996 году посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации. Звания Героя Советского Союза высшая военная награда в СССР были удостоены 36 воинов из 147 представленных к званию уроженцев Чечено-Ингушетии, но только 6 награждённых были чеченцами включая Мовлади Висаитова, удостоенного звания в 1990 году. При этом в наградных документах они были записаны под другими национальностями. К присвоению звания Героя были представлены дважды Махмуд Амаев, А. Ахтаев, А. Ахтаев, Даша Акаев, З. Ахматханов, Я. Мидаев, У. Касумов, И. Шаипов, А. Уциев; четырежды: Ханпаша Нурадилов[. Фальсификация данных Некоторые источники ставят под сомнение достоверность официальных цифр, связанных с депортацией и её обоснованием, поскольку они разнятся в разных документах разных организаций. Кроме того, в этих документах отмечается тенденция подгонять цифры под заранее запланированные результаты[. А НКВД в своих документах намерено искажало факты и выбивало признания в преступлениях с представителей депортированных народов. Более того, оно занималось подгонкой фактов уже накануне и во время депортаций. Филькин, который в годы войны занимал должность секретаря Чечено-Ингушского обкома КПСС и был членом «тройки» по борьбе с бандитизмом, утверждал, что данные НКВД и его сотрудников о числе банд и бандитов не заслуживают доверия. За подобные утверждения в 1970-е годы его лишили должности заведующего кафедрой истории КПСС[. Вновь прибывшее начальство быстро исправило статистику в соответствии с пожеланиями руководства. Новые показатели стали одним из оснований для депортации балкарцев[. По документам НКВД, в ходе депортации чеченцев и ингушей было изъято более 20 тысяч единиц огнестрельного оружия, что плохо стыкуется с тем фактом, что при этом было арестовано всего лишь около 2 тысяч человек. Объясняется это расхождение тем, что органы НКВД брали заложников, которых отпускали только после сдачи родственниками задержанных оружия, которое покупалось у тех же сотрудников НКВД. В результате одно и то же оружие могло быть продано и сдано многократно[. В своей справке заместитель наркома государственной безопасности Б. Кобулов писал: «В марте 1942 г. Абдурахманов и Я. Ахмадов называют эти утверждения «политической фальшивкой», поскольку фактически в республике было зафиксировано, по их данным, 4579 случаев дезертирства, и, соответственно, не могло быть такого числа бандитов[. Операция «Чечевица» Подготовка Есть основания полагать, что подготовка к выселению началась весной 1942 года, когда была приостановлена мобилизация чеченцев и ингушей под предлогом якобы невозможности содержать их в частях горцы не ели свинину, а свиная тушёнка и жир были единственным мясным питанием красноармейцев в это время [55]. Бериио якобы массовых проявлениях бандитизма и дезертирства в республике, которая была одобрена последним. В Казахстане и Средней Азии началась подготовка к приёму спецпереселенцев. Для контроля над ними было создано 135 районных и 375 поселковых комендатур.
Руководство ВКИН требует от депутатов Народного собрания содействовать отмене праздника в республике. Мы не можем забывать трагедию и разделять этот праздник со всей страной, поздравлять и принимать поздравления, тем самым косвенно продолжая поддерживать линию Сталина. В этот день мы поминаем своих близких, погибших в годы депортации. Находясь на службе в российской армии, ингуши осознанно не отмечают свой профессиональный праздник, считая, что не имеют на это морального права перед памятью жертв депортации. Такая же ситуация и у чеченского народа, который также был депортирован 23 февраля 1944 года», — заявляют во ВКИН.
Трагедия вайнахов: Чеченцы и ингуши благодарят казахский народ за помощь
23.02.2023, 13:58. Рамзан Кадыров призвал не забывать о депортации чеченцев и ингушей в 1944 году. В 6 часов утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты и созывать мужчин на празднование Дня Красной Армии. Ардахар) депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР и прилегающих к ней районов в Казахстан и Киргизию в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года. При этом сотрудничать с оккупантами чеченцы, да и ингуши не могли в принципе, поскольку фашисты их территории оккупировать не сумели. 23 февраля 2021, 12:02.
В Чечне и Ингушетии 23 февраля – не День защитника отечества, а День памяти и скорби
Самым трагичным днём в истории чеченцев и ингушей является 23 февраля. 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши из каждого села были приглашены принять участие в праздновании Дня Красной Армии. Депортация чеченцев и ингушей (операция «Чечевица») — насильственная депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР в Среднюю Азию и Казахстан в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года. Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. Депортация чеченцев и ингушей началась 23 февраля 1944 года. 19 Февраль 2018 Новости. 23 февраля 74 года назад началась депортация чеченцев и ингушей в Казахстан и Киргизию,в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года было отправлено 180 товарных вагонов с переселенцами.
Как репрессии 1944 года повлияли на чеченский и ингушский народы?
В 6 часов утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты и созывать мужчин на празднование Дня Красной Армии. Кроме того, глава Меджлиса отмечает, что 23 февраля "навсегда останется также черным днем в истории ингушского и чеченского народов". «Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. Главная» Новости» Ссылка чеченцев сталиным 23 февраля. Чечня сегодня отмечает День защитника Отечества, каких-либо официальных мероприятий, посвященных 73-летию сталинской депортации чеченцев и ингушей, 23 февраля в республике проводиться не будет, сообщили в аппарате главы и правительства Чечни. Отношения чеченцев и ингушей к советскому правительству исторически были, мягко говоря, очень сложными.
Память депортированных 75 лет назад чеченцев и ингушей почтили в республиках
За сутки из населенных пунктов были вывезены 333 739 человек, из них в вагонах, предназначенных для перевозки скота, — 176 950 человек. На семью разрешалось брать до 500 кг груза, но фактически большую часть вещей люди были вынуждены оставлять, так как в вагон загоняли по 45 человек для сравнения: при депортации немцев разрешалось брать по тонне вещей, которые транспортировали отдельно, а в вагон помещалось по 40 человек с ручной кладью. Скот и зерно изымались с условием, что на новом месте все будет возмещено. Однако и тут обманули. Ссыльных направили преимущественно в районы Казахстана и Киргизии, где не имелось никаких условий для приема и размещения людей.
Продовольствие, кров и работа не предоставлялись. Вымирали семьями. Умерших в дороге от голода и болезней оставляли вблизи железнодорожных путей, в короткие промежутки остановок, так как конвоируемым запрещалось отходить от эшелона далее чем на 5 метров. Читайте также: « Как ленинградские ученые погибли от голода среди мешков продовольствия ».
Более быстрому течению операции помешал обильный снег, выпавший 23 февраля. Наркомат госбезопасности сообщал о «ряде безобразных фактов нарушения революционной законности, самочинных расстрелах над оставшимися после переселения чеченками-старухами, больными, калеками, которые не могли следовать». Задокументировано три расстрела неподчинившихся переселенцев в том числе восьмилетний мальчик в одном селении, убийство «пяти женщин-старух» в другом и «самочинный расстрел больных и калек до 60 человек» в третьем. Операция продолжалась до 9 марта 1944 года.
Было отправлено 180 эшелонов, 493 269 человек. Только в ходе их следования родилось 56 человек и умерло 1272. Источник: Хайбах Михаил Гвишиани В высокогорном ауле Хайбах разыгралась самая страшная трагедия 23 февраля 1944 года. Из-за сильного снегопада жители аула просто не могли спуститься с гор, чем срывали график депортации.
По приказу комиссара госбезопасности 3-го ранга Михаила Гвишиани впоследствии сват премьера Алексея Косыгина более 700 человек загнали в конюшню и сожгли заживо. Пытавшихся выбраться из охваченного пламенем строения расстреливали из пулеметов и автоматов. Формулировкой для массовой казни стали слова «ввиду нетранспортабельности». В конце 1980-х генералом Степаном Кашурко, военным журналистом, занимавшимся розыском пропавших без вести солдат и офицеров, на берегу Десны были обнаружены останки погибшего 12 марта 1943 года разведчика 2-го гвардейского кавалерийского корпуса Бексултана Газоева.
В Чечне и Ингушетии почтили память жертв депортации 24 февраля 2021, 11:48 Участники митинга памяти депортации в Назрани. Фото: пресс-служба главы Республики Ингушетия В Ингушетии и Чечне 23 февраля прошли митинги в память о 77-й годовщине депортации ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию. В республиках также состоялись благотворительные акции, чтение молитв и турнир по борьбе. В нем приняли участие жители региона, старейшины, очевидцы, пережившие депортацию, представители власти и общественники, религиозные деятели.
Народ не бывает виноватым", - отметил глава Ингушетии. Он напомнил, что от сталинского режима пострадали не только репрессированные малые народы, но и миллионы русских. Мы выстояли. И сегодня, благодаря нашим старшим, их мужеству и несгибаемому духу, мы имеем свою государственность и созидаем. Мы должны скорбеть о погибших, но идти вперед, должны помнить, но не опускать голову", - подчеркнул Юнус-Бек Евкуров, слова которого цитирует пресс-служба правительства Ингушетии.
Оно было лишь прикрытием для совершения расправы над целыми народами.
Одними из первых в рядах Красной Армии оказывали сопротивление при вторжении фашистов на территорию СССР, вели ожесточенные бои, очищая от фашистской оккупации города Советского Союза. Но все это не ставилось властями во внимание в своем неуемном желании погубить свободолюбивый и гордый народ. Да смилостивится Всевышний Аллах над всеми погибшими в то трагическое время! С чеченского народа были сняты обвинения в предательстве, и наши предки смогли вернуться на Родину.
ЧТО ЧИТАЮТ:
- Завтра 67-я годовщина со дня депортации чеченцев и ингушей
- Читайте также:
- В Чечне и Ингушетии почтили память жертв депортации митингами и чтением молитв - ТАСС
- "Не те чеченцы". Семья Ташухаджиевых
- НЕ НАДО ИСКАЖАТЬ ИСТОРИЮ. О ПРОВОКАЦИОННОМ ВЫСТУПЛЕНИИ РУСЛАНА БУЗУРТАНОВА
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- 23 февраля - день трагедии чеченцев и ингушей — Интересные новости (Василий Еремин) — NewsLand
- Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей — Викиновости
- Читайте также
- Навигация по записям
Всемирный конгресс ингушей: 23 февраля — позорная и мифологизированная дата
В районе Назрани 23 февраля состоялся траурный митинг, посвященный 68-годовщине выселения ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию. На 75-летие депортации ингушей и чеченцев представительство Ингушетии в УрФО 23 февраля собрало своих земляков. день вопиющего преступления в отношении чеченского и ингушского народов. 19 Февраль 2018 Новости. 23 февраля 74 года назад началась депортация чеченцев и ингушей в Казахстан и Киргизию,в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года было отправлено 180 товарных вагонов с переселенцами. В Ингушетии и Чечне 23 февраля прошли митинги в память о 77-й годовщине депортации ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию.