Авиакатастрофа на Тенерифе, произошедшая 27 марта 1977 года, показательно демонстрирует, как фантастическое стечение обстоятельств приводит к необратимым последствиям. Но тут же пришла другая нехорошая новость: аэропорт Гран-Канария снова закрылся на посадку, поскольку там тоже образовались самолетные пробки. Диспетчеры не давали аэропорту на Тенерифе разрешения на вылеты в сторону города Лас-Пальмас.
10 самых невероятных авиакатастроф в истории
Некоторые самолёты стояли даже на рулёжных дорожках. Боинг-747 авиакомпании KLM, выполняющий рейс 4805, находился ближе всего к порогу взлетно-посадочной полосы 12, за ним стояли Боинг-737, Боинг-727, ДС-8; Боинг-747 авиакомпании «Пан Американ» рейса 1736 занимал последнюю позицию. Диспетчер башни управления воздушным движением говорил с сильным испанским акцентом, экипаж «Пан Американ» и экипаж KLM по нескольку раз переспрашивали и уточняли команды диспетчера. Не было согласованности в переговорах, пилоты «Пан Американ» и KLM встревали в разговор и перебивали друг друга. В то время как Боинг «Пан Американ» проехал мимо рулёжной дорожки C3, на которую ему было указано повернуть, Боинг KLM уже был готов к взлёту, и второй пилот KLM сообщил диспетчеру о готовности и запросил разрешения на взлёт. В 17:05:53 башня управления радировала «KLM4805, вам разрешено на привод P, набирайте и поддерживайте эшелон 90.
Экипаж KLM воспринял эту инструкцию по набору высоты и последующему занятию коридора как фактическое разрешение на взлёт. Второй пилот повторил инструкцию диспетчеру обратно, невнятно добавив в конце «мы на взлёте» англ. Диспетчер понял этот ответ как подтверждение того, что экипаж готов к взлёту, и сказал «O. Сразу после этого диспетчер добавил «будьте готовы к взлёту, я вас вызову». В этот же момент момент экипаж «Пан Американ» сообщил диспетчеру о том, что они ещё не ушли со взлётной полосы.
Любого из этих сообщений было бы достаточно для экипажа KLM для осознания своей ошибки, однако из-за интерференции сообщения наложились друг на друга и не были слышны в кабине KLM. В то время как Боинг KLM начал взлёт, диспетчер проинструктировал экипаж «Пан Американ» сообщить ему, когда взлётная полоса будет свободна.
Даже человек, не разбирающийся в авиации, обратит внимание, что тот самый третий съезд был направлен против хода Clipper Victor. Чтобы выполнить требование диспетчеров, американцу потребовалось бы осуществить поворот на 148 градусов, а затем еще один, ровно такой же, перед магистральной рулежной дорожкой.
Экипаж Pan Am решил, что это физически невозможно, учитывая габариты их самолета, тем более что следующий, четвертый съезд был гораздо удобнее: там их ждало два поворота всего лишь на 35 градусов. Сделав вывод об ошибке диспетчеров, американский Boeing проехал третий съезд и продолжил движение к четвертому. Он не доехал до того самую малость. У него в запасе оставалось всего два часа, чтобы долететь до Гран-Канарии, высадить-посадить пассажиров с багажом и отправиться в Амстердам.
Перед самолетом была стена тумана, где-то в глубине которой двигался его близнец. Ван Зантен ждал лишь команды диспетчера. Диспетчера, который говорил по-английски с чудовищным акцентом и из-за облачности и отсутствия в аэропорту наземного радара не видел, что происходит на летном поле. Развернувшись в конце ВПП, голландский экипаж запросил разрешение на взлет.
Вместо него диспетчер радировал борту KLM инструкцию по набору высоты, которую ван Зантен и его коллеги ошибочно интерпретировали как нужное им разрешение. Тем не менее диспетчер понял двусмысленность обмена, добавив после инструкции фразу «ОК, будьте готовы к взлету, я вас вызову». Ровно в тот же момент на связь вышел американский экипаж, продолжавший свое движение по взлетно-посадочной полосе от третьего к четвертому съезду и озадаченный происходящим. Пилоты Pan Am сообщили диспетчеру: «Мы все еще следуем по полосе, Clipper 1736».
Однако обе фразы были выданы в эфир одновременно, что привело к эффекту, называемому гетеродином. Якоб ван Зантен и его экипаж не услышали ни обращения к ним диспетчера «Будьте готовы к взлету, я вас вызову» , ни сообщения американцев о том, что они еще следуют по полосе. Все, что услышал ван Зантен, — это слово «ОК» и гетеродин, пронзительный визг, в который превратились две наложившиеся друг на друга фразы. Голландцы окончательно убедились, что диспетчерское «ОК» относится к их разрешению на взлет.
Двигатели вышли во взлетный режим, до чудовищной катастрофы оставалось 14 секунд. Их капитан успел воскликнуть: «Он приближается… Смотри! Проклятие, этот сукин сын приближается! Голландцам, чтобы осознать происходящее, потребовалось на 3 секунды больше.
Аэропорт Лос-Родеос, ныне северный аэропорт Тенерифе, в 2003 году. Это была бы просто досадная задержка, если бы не еще один досадный фактор: приход очень густого, очень внезапного тумана. В то время как авиадиспетчеры делали все возможное, чтобы следить за местоположением самолетов и помогать им находить безопасные места для ожидания, многие пилоты ничего не видели. Кроме того, пилоты "К. Когда Гран-Канарии, наконец , разрешили вновь открыться, капитан К. Вельд Хюйзен ван Зантен спешил быстрее вылететь, так как у него был еще один рейс, который он мог пропустить. Тем временем самолет Panam Flight 1736, который также находился на туманной взлетной полосе, по-видимому, пропустил свой поворот, чтобы покинуть взлетно-посадочную полосу.
Теракт, в результате которого пострадал один человек, был организован канарскими сепаратистами, боровшимися безуспешно за независимость архипелага от Испании. Вскоре после первого взрыва в полиции раздался телефонный звонок — неизвестный предупредил о второй бомбе, заложенной в здании терминала. Находившиеся в нем пассажиры и персонал были немедленно эвакуированы, а сам аэропорт перестал принимать новые рейсы. Их перенаправляли на соседний остров Тенерифе, где находился аэропорт Лос-Родеос — единственная альтернатива на Канарах, способная обслуживать дальнемагистральные самолеты. Среди рейсов, отправленных в Лос-Родеос, были и два переполненных чартера из Лос-Анджелеса и Амстердама. Оба выполнялись недавно введенными в эксплуатацию и крупнейшими на то время лайнерами Boeing 747. На борту B747 нидерландской авиакомпании KLM было 14 членов экипажа и 235 пассажиров, среди них 52 ребенка. Аналогичный самолет знаменитой американской компании Pan American был заполнен еще плотнее. В общей сложности на его борту было 396 человек, из них 380 пассажиров, преимущественно пенсионеров, для которых Канарские острова должны были стать лишь начальной точкой будущего продолжительного круиза. Этот Boeing, носивший гордое название Clipper Victor, был не совсем обычным. Именно он семью годами ранее выполнил первый коммерческий рейс среди всех 747-х, наконец открыв дорогу в небо славному и самому харизматичному семейству самолетов. Его же спустя восемь месяцев в том же 1970-м умудрились угнать на Кубу, где невиданный прежде Clipper встречал Фидель Кастро собственной персоной. Эти два гиганта были далеко не единственными лайнерами, вынужденными приземлиться на Тенерифе. Относительно небольшой аэропорт, в те годы рассчитанный на обслуживание лишь региональных рейсов, оказался забит рейсами международными. Все оказавшиеся тут не по своей воле самолеты, естественно, не влезли на маленький перрон Лос-Родеоса. Они заняли и почти всю единственную! Это был второй фактор, обусловивший произошедшую через несколько часов главную трагедию в мировой авиации XX века. Третьим и во многом определяющим фактором стала личность капитана голландского Boeing. Якоб ван Зантен на первый взгляд был идеальным пилотом. Богатый опыт и располагающая внешность сделали его лицом авиакомпании. Его большой портрет рядом с фотографией флагмана флота украшал развороты бортовых журналов. Ко всему прочему он возглавлял и программу подготовки новых пилотов для 747-х KLM. Но этот внешне безупречный фасад скрывал неприятные для самого капитана и его работодателя проблемы. До своего последнего рейса ван Зантен не летал около полугода, занимаясь воспитанием собственных коллег в тренинг-центре. Уже на Тенерифе он одно за другим принял целый ряд решений, ставших катализатором грядущей катастрофы, начав с требования полностью дозаправить его Boeing в Лос-Родеосе. Судя по его поведению, ван Зантен отчаянно торопился. Незапланированная посадка в Лос-Родеосе вылилась в длительное четырехчасовое ожидание, после которого самолет еще должен был вновь оказаться в воздухе, перелететь на соседний остров, высадить там пассажиров, принять на борт новых и вернуться в Амстердам. Продолжительность рабочего дня для пилотов была строго регламентирована, запасного экипажа на Канарах у KLM не было, и если бы голландский Boeing не вылетел на родину до семи часов вечера, то выполнение рейса пришлось бы переносить на следующий день.
10 самых невероятных авиакатастроф в истории
Аэропорт был забит из-за того, что главный аэпопорт не принимал самолеты из-за угрозы террористической атаки там был маленький взрыв, никто не пострадал. И все самолеты оказались в запасном. Они элементарно не помещались там все. Стояли кучей.
И капитан КЛМ — дурак — не поняв команду диспетчера полез на взлетную полосу, с которой еще другой самолет не съехал… А 700 метров дя гигантской машины — это как для бегущего человека 7 см. При всем желании не успеешь… Елена 1 октября, 2013 в это действительно очень страшная трагедия.
Многочасовое нервное ожидание сказалось на принятии капитаном торопливых, не до конца обдуманных решений. Он спешил перелететь на соседний остров, произвести высадку и загрузку пассажиров, и как можно скорее вернуться в Амстердам. У пилотов крупных пассажирских лайнеров — строгие рамки продолжительности рабочего времени.
Если бы Якоб ван Зантен не привел бы свой лайнер на родину к 19-00, то выполнение рейса пришлось бы отложить. Такой сценарий событий капитана не устраивал. Он специально решил настоять на полной дозаправке судна. Чтобы впоследствии, приземлившись уже на Гран-Канария, не тратить на это драгоценное время. Лайнер ещё производил дозаправку, когда было объявлено, что на соседнем острове сепаратисты исчерпали свой ресурс.
Обстановка в аэропорту Гран-Канария стабилизировалась — он снова открыт для приема перенесенных на соседний остров международных авиа лайнеров. Все экипажи суден были готовы тут же вылететь обратно. Однако огромный голландский Boeing 747 перегородил собой вылет для остальных самолетов. В том числе, включая своего американского близнеца-гиганта. Дозаправка лайнера затянулась на 40 минут.
Они-то и оказались критическими, так как за это время погода в Лос-Родеосе резко испортилась. Её непредсказуемый, иногда ежеминутно меняющийся характер, был специфической визитной карточкой аэропорта на Тенерифе. Метеорологическая ситуация — финальный аккорд Около 17-00 часов «дозаправленный по самые уши» голландский Boeing-747 наконец-то выехал на полосу. С моря за ним тянулись густые облака. Сложилась не совсем приятная, но абсолютно типичная для Лос-Родеоса метеорологическая ситуация.
Пассажирский лайнер начал движение к противоположному концу взлетно-посадочной полосы на фоне яркого солнечного света, и тут же исчезал — в густой пелене облаков от него не оставалось даже следа. Такая закономерность — следствие того, что аэропорт расположен на высоте свыше 600 метров. Зачастую, при определенных погодных условиях, он оказывается выше уровня облачности. Магистральное шоссе оставалось заполненным самолетами. Для взлета экипажу ван Зантена необходимо было проехать в противоположный конец ВПП и развернуться на 180.
Проблема для гигантского лайнера непростая, особенно в условиях скромных технических возможностей небольших аэропортов, но выполнимая. Ювелирно преодолев её, голландские пилоты не предполагали, что развернули свой борт навстречу собственной смерти. Американский лайнер, следовавший следом, двигался в сплошном тумане — за бортом видимость не более 80 метров. Самолету следовало доехать к третьему съезду и съехать на параллельную свободную дорожку. По плану диспетчеров, американский лайнер мог без проблем двигаться параллельно ВПП.
Он зацепил борт Pan American двигателями, нижней частью фюзеляжа и шасси. По инерции продолжал лететь еще около 150 метров, после чего упал, проскользил по ВПП и взорвался. Говорят, возможно, авиалайнерам и удалось бы разминуться, если бы голландский B747 не дозаправился перед вылетом - на "лишние" 40 тонн керосина. Одной из главных причин, приведших к катастрофе, был назван язык.
А точнее - плохое знание иностранных языков, интерференция радиопереговоров, использование во время них нестандартных фраз.
Лайнер крупнейшей американской компании Pan American насчитывал на своем борту 396 человек, большая часть из которых — пенсионеры, путешествующие по Канарскому архипелагу. Лос-Родеос — в 70-годах ХХ века был не самым большим аэропортом. Функционально он обслуживал только региональные рейсы. Поэтому, неожиданно прилетевшим на его территорию крупногабаритным самолетам было не комфортно и тесно на его неповоротливых полосах. Международные чартеры до предела заполнили магистральное шоссе. Отсутствие надлежащих технических условий стало следующим фактором, сказавшимся на произошедшей вскоре трагедии. Спешить нужно медленно Якобу ван Зантену — капитану голландского Боинга, в данной трагедии судьбой была уготовлена роль, которую он очень торопился сыграть.
Он, пилот с большим опытом — лицо авиакомпании. До того, как отправиться в свой роковой рейс он не летал почти полгода. Отдавал все силы тренировкам в подготовительном центре для пилотов. Именно он, как капитан, принял решения, которые впоследствии оказались фатальными. Одно из них — максимальная дозаправка его Boeing в аэропорту Лос-Родеосе. Ван Зантен заметно нервничал. Не скрывал своего желания поскорее подняться в небо — незапланированная посадка не входила в его планы. Многочасовое нервное ожидание сказалось на принятии капитаном торопливых, не до конца обдуманных решений.
Он спешил перелететь на соседний остров, произвести высадку и загрузку пассажиров, и как можно скорее вернуться в Амстердам. У пилотов крупных пассажирских лайнеров — строгие рамки продолжительности рабочего времени. Если бы Якоб ван Зантен не привел бы свой лайнер на родину к 19-00, то выполнение рейса пришлось бы отложить. Такой сценарий событий капитана не устраивал. Он специально решил настоять на полной дозаправке судна. Чтобы впоследствии, приземлившись уже на Гран-Канария, не тратить на это драгоценное время. Лайнер ещё производил дозаправку, когда было объявлено, что на соседнем острове сепаратисты исчерпали свой ресурс. Обстановка в аэропорту Гран-Канария стабилизировалась — он снова открыт для приема перенесенных на соседний остров международных авиа лайнеров.
Все экипажи суден были готовы тут же вылететь обратно. Однако огромный голландский Boeing 747 перегородил собой вылет для остальных самолетов. В том числе, включая своего американского близнеца-гиганта. Дозаправка лайнера затянулась на 40 минут. Они-то и оказались критическими, так как за это время погода в Лос-Родеосе резко испортилась.
Крупнейшая в истории авиакатастрофа произошла 45 лет назад
Главная» Новости» 27 марта 1977 года авиакатастрофа. 27 марта 1977 года произошла самая крупная авиакатастрофа по числу жертв в истории гражданской авиации и самая крупная авиакатастрофа при столкновении двух самолетов на земле. Столкновение в аэропорту Лос-Родеос — крупнейшая авиационная катастрофа, произошедшая в воскресенье 27 марта 1977 года. Поделиться Реконструкция трагедии на Тенерифе Авиакатастрофа в Тенерифе Крупнейшая в истории авиации катастрофа произошла на испанском острове Тенерифе в аэропорту Лос-Родеос 27 марта 1977 года. Крупнейшая авиакатастрофа в истории произошла 35 лет назад. 27 марта 1977 года 583 человека погибли в аэропорту Лос-Родео на Канарских островах в результате столкновения двух лайнеров Боинг 747.
СТОЛКНОВЕНИЕ САМОЛЕТОВ В АЭРОПОРТУ ЛОС-РОДЕОС
Экипаж лайнера KLM воспринял эту инструкцию по набору высоты и последующему занятию коридора как фактическое разрешение на взлёт. Второй пилот повторил инструкцию обратно авиадиспетчеру, при этом невнятно добавив в конце: мы на взлёте англ. Диспетчер понял этот ответ как подтверждение того, что экипаж готов к взлёту, и сказал: O. На самом деле авиадиспетчер сказал: O. Будьте готовы к взлёту, я вас вызову. Но в этот же момент экипаж Boeing 747 Pan American сообщил диспетчеру о том, что они ещё не ушли со взлётной полосы. Любого из этих сообщений было бы достаточно для экипажа рейса 4805 для осознания своей ошибки, однако из-за интерференции оба сообщения наложились друг на друга и не были слышны в кабине Boeing 747 KLM [9]. В то время как Boeing 747 KL4805 начал взлёт, диспетчер проинструктировал экипаж рейса PA1736 сообщить ему, когда взлётная полоса будет свободна. Услышав эту фразу, бортинженер рейса 4805 выразил пилотам свою озабоченность тем, что, возможно, Boeing 747 Pan American ещё не ушёл с ВПП.
Однако КВС, сфокусировавшись на взлёте и считая, что они уже получили разрешение взлетать, ответил, что всё в порядке, и продолжил взлёт.
Он немедленно дал полный газ и попытался уйти влево с ВПП на рулёжную дорожку. Однако закончить манёвр экипажу не удалось. За несколько секунд до катастрофы бортинженер KLM произнёс: «V1» англ. Самолёт начал отрыв, открылись створки люков шасси.
Капитан KLM, увидев второй Boeing, резко потянул штурвал на себя. Его самолет, ударившись хвостом о землю, резко увеличил угол атаки и начал подъём, однако высота была недостаточной, и самолёт KLM передней, а затем и задними стойками шасси ударил по фюзеляжу Boeing 747 PanAm. После удара фюзеляж PanAm был сильно повреждён, местами образовались проломы, через которые спаслось значительное число пассажиров. Пожар полностью уничтожил оба самолёта. Последовавшее расследование показало, что непосредственной причиной катастрофы явилась ошибка экипажа рейса KLM 4805: выполнение взлёта без разрешения диспетчера.
Лайнер "Пан Ам", разрезанный пополам и охваченный пламенем, завалился налево от взлетной полосы. Через секунду голландский самолет грохнулся наземь, разбрасывая во все стороны обломки, протащился по земле еще ярдов триста и остановился. Почти тут же раздался взрыв невероятной силы. В небо взметнулся огненный шар - это взорвались только что наполненные баки. Все пассажиры "Рейна" погибли. Удар был так силен, а пламя от взрыва так ужасно, что стальные и алюминиевые части обоих самолетов просто испарялись. На борту американского самолета царил кромешный ад. Казалось, осколки сыпались отовсюду, а огонь распространялся с невероятной скоростью. Выжившие при столкновении пассажиры, охваченные ужасом и ошеломленные, пытались выбраться наружу. Часть людей уже погибли, другие были парализованы страхом.
Внутри разбитого лайнера смелый тридцатитрехлетний бизнесмен Эдгар Рид, не потерявший присутствия духа, пытался организовать эвакуацию. Отважный бизнесмен помог стюардессе надуть и спустить спасательный плотик, и пассажиры стали прыгать на него, выбираясь из горящего самолета. Мужество В этот день в аэропорту Лос-Родеоса было много героев. Горящие обломки и куски раскаленного металла продолжали падать вокруг самолета, разрушая взлетно-посадочную полосу, но Джек Даниэль помог своим жене и дочери выбраться в безопасное место. Затем он исчез. Перепуганная жена начала спрашивать, не видел ли кто мужчину в белом костюме. Кто-то ответил, что мужчина в белом костюме бросился спасать взывавшую о помощи женщину. Но тут раздался взрыв, и оба они погибли. Начали работу по спасению раненых врачи и медсестры расположенного неподалеку от аэропорта госпиталя. Как только стало известно об авиакатастрофе, все, даже те, кто был свободен от дежурства, кинулись туда.
Госпиталь не располагал достаточным количеством кроватей, чтобы разместить пострадавших. Санитары укладывали людей на пол, сестры сновали между ранеными и раздавали обезболивающие средства. А врачи уже приступили к срочным операциям. Те, кто остался в живых и не получил серьезных повреждении, толпились в залах аэропорта. Им раздали одеяла, болеутоляющие препараты.
Носовая часть этого самолета пострадала меньше, поэтому среди спасшихся 61 спасшегося оказались командир экипажа, второй пилот и бортинженер.
Трагедия в Тенерифе — это урок для всех, что безопасность — это не игрушка. К слову сказать, командир голландского лайнера был лицом своей авиакомпании, у него был настолько непререкаемый авторитет, что спорить с ним в кабине никто не мог. Хотя, если проанализировать расшифровку бортовых самописцев, то и второй пилот и бортинженер почувствовали что-то неладное, они не были до конца уверены в том, что полоса пустая, но решение принимал командир и никто не мог оспорить их. А ведь прислушайся он к своей команде и все было бы по-другому. Но не только он виноват в этой катастрофе. Слишком много разных случайностей было в этой ситуации.
Анализируем причины катастрофы А теперь давайте с вами немного проанализируем, сколько было случайностей в этой истории, которые в конечном итоге стали последним аккордом для пассажиров и экипажа. Как вы думаете, случилась бы эта трагедия, если бы не было теракта или нет? Я тоже думаю, что ее бы не было. Еще одна случайность — это воскресный день, принимающий аэропорт просто не справлялся с воскресным наплывом самолетов. Плюс диспетчер, который разговаривал на английском языке со сверх выраженным испанским акцентом. А оборудование аэропорта, которое было настолько несовершенно — это случайность?
А столь самоуверенный командир голландского самолета? А вот про внезапно опустившийся туман на аэропорт и говорить нечего — это действительно случайность. Если из этой цепочки убрать хотя бы один элемент, то катастрофы бы не было, не так ли? Тогда главный вопрос: а случайны ли эти случайности? Может быть эта катастрофа была предопределена? Я оставлю этот вопрос без ответа, ведь абсолютно точного ответа на него нет ни у кого, а свое мнение я уже выразил в начале статьи.
Друзья, поделитесь своим мнением, как вы считаете, у каждого своя судьба? Или судьбу можно изменить?
Расследование авиакатастроф 16 сезон 3 серия «Катастрофа на Тенерифе»
Авиакатастрофа на Тенерифе, произошедшая 27 марта 1977 года, показательно демонстрирует, как фантастическое стечение обстоятельств приводит к необратимым последствиям. Ровно 45 лет назад, 27 марта 1977 года, в аэропорту Лос-Родеос на испанском курортном островке Тенерифе произошла крупнейшая в мировой истории авиакатастрофа. Главная» Новости» Тенерифе 27 марта 1977 года. Автор Тема: Авиакатастрофа В Тенерифе — Самая Ужасная Авиакатастрофа 20 Века (Прочитано 35505 раз).
Авиакатастрофа в Тенерифе — самая ужасная авиакатастрофа 20 века
Точку в цепи роковых совпадений поставил радиообмен между диспетчером и двумя экипажами Boeing. Голландский экипаж, ювелирно развернувшись в конце взлетно-посадочной полосы, настойчиво просил разрешение на взлет. Диспетчер выдавал в эфир лишь теоретическую инструкцию по набору высоты. Из последних сил, держа руку на пульте, ван Зантен и его коллеги ошибочно интерпретировали её, как долгожданное разрешение. Но диспетчер вовремя догадался о двусмысленности информации и спешно добавил в конце: «ОК, будьте готовы к взлету, я вас вызову». По дикому стечению обстоятельств, в то же мгновение к эфиру подключился американский экипаж, следовавший в это время по взлетно-посадочной полосе от третьего к четвертому съезду.
Пилоты Pan Am доложили диспетчеру: «Продолжаем следовать по полосе Clipper 1736». И снова злой рок — обе фразы слились в эфире, что привело к электрическим колебаниям радиоволн. Обращение диспетчера, адресованное голландцам: «Будьте готовы к взлету, я вас вызову» — кануло в бездну радиочастот. Как и сообщение американцев о том, что они следуют по ВПП. Ван Зантен расслышал только слово «ОК», а далее — пронзительный эфирный скрежет из-за наслоившихся друг на друга фраз.
Голландцы, приняв диспетчерское «ОК» — как долгожданное разрешение на взлет, направили свой лайнер во взлетный режим. До чудовищной авиакатастрофы на Тенерифе оставались считанные секунды. Фатальное топливо Американцы с ужасом смотрели на приближающиеся огни голландского Boeing, последние секунды жизни — до столкновения оставалось несколько сот метров. В последнее мгновение капитан успел слегка отвернуть свой самолёт влево. Голландцам, чтобы осознать происходящее, потребовалось на пару секунд больше.
В 17:06 Якоб ван Зантен, вероятно испытав шок от увиденного прямо по курсу лайнера, попытался оторваться от ВПП. Теоретически можно предположить, что авиалайнерам удалось бы разминуться, если бы голландцы не дозаправились на всю катушку перед самым вылетом. Лишнее топливо лишило самолет критически необходимой легкости в управлении и оказалось непросто лишним, а фатальными. Процесс непосредственного столкновения двух лайнеров напоминал вскрытие штопором консервной банки — дикое зрелище. По инерции голландский Боинг, снеся всю верхнюю часть американскому авиа гиганту, продолжал лететь еще около 150 метров, обливая все на своем пути керосином.
Затем рухнул, и через мгновение, взорвался. Все, кто находился на его борту были обречены — экипаж и пассажиры сгорели заживо. Американский лайнер также загорелся, но его экипажу и пассажирам повезло чуточку больше. Шокирующее количество погибших— 583 человека В условиях сложной метеорологической остановки спасатели не сразу определили, что катастрофа произошла одновременно двух Боингах — тушили лишь голландский самолет, не подозревая, что рядом, буквально в нескольких десятках метрах, гибнут пассажиры американского чартера. Роковой причиной трагедии было впоследствии признано желание голландского капитана уложиться в нормативные сроки выполнения рейса.
Также в той или иной степени свою трагическую роль сыграли густой туман, радиопереговоры диспетчера с применением неуставных фраз, отказ американского экипажа свернуть на третьем съезде, лишняя дозаправка, и, в конце концов — теракт в цветочном магазинчике, с которого все и началось. С момента Авиакатастрофы на Тенерифе прошло более 40 лет.
Он решил воспользоваться ожиданием в Лос-Родеосе, чтобы сэкономить время на дозаправке, но в итоге лишь затянул пребывание на Тенерифе. Как только началась заправка голландцев топливом, аэропорт Гран-Канария вновь открылся и был готов принять перенесенные к соседям самолеты. Американский Boeing был полностью готов к немедленному вылету, но вынужден был дожидаться окончания дозаправки лайнера из Нидерландов, затянувшейся на 35 минут. За эти лишние полчаса погода в Лос-Родеосе успела испортиться. Ее непредсказуемый характер был еще одной особенностью этого аэропорта. Он располагается на высоте в 600 метров над уровнем моря и при определенных условиях довольно часто оказывается выше границы облачности. Так случилось и 27 марта 1977-го. Ближе к пяти часам вечера полностью дозаправленный голландский 747-й наконец выехал на полосу.
Погода еще была хорошей, но вслед за огромным самолетом с моря потянулись и облака. Сложилась специфическая, но достаточно типичная для Лос-Родеоса ситуация: пассажирский лайнер ехал к другому концу взлетно-посадочной полосы при солнечном свете, но за ним быстро наступала облачность, по сути, представлявшая собой густой туман. Так как магистральная рулежная дорожка была по-прежнему уставлена самолетами, для взлета появившийся на ВПП Boeing был вынужден проехать всю ее длину и в противоположном конце осуществить разворот на 180 градусов — задача для гигантского 747-го сама по себе непростая, но вполне выполнимая. Экипаж во главе с ван Зантеном с ней прекрасно справился, но это было их последнее успешное действие. Сразу вслед за голландцем на той же полосе появился и американский Clipper Victor. Он двигался уже в тумане видимость составляла менее 100 метров , должен был доехать лишь до третьего съезда с ВПП, через него покинуть полосу и съехать на параллельную рулежную дорожку, которая на этом участке уже была свободна от самолетов. По задумке диспетчеров, американец далее мог ехать параллельно ВПП, по которой в то же время мог взлетать и самолет KLM. Чтобы понять, что произошло далее, необходимо взглянуть на схему аэропорта. Даже человек, не разбирающийся в авиации, обратит внимание, что тот самый третий съезд был направлен против хода Clipper Victor. Чтобы выполнить требование диспетчеров, американцу потребовалось бы осуществить поворот на 148 градусов, а затем еще один, ровно такой же, перед магистральной рулежной дорожкой.
Экипаж Pan Am решил, что это физически невозможно, учитывая габариты их самолета, тем более что следующий, четвертый съезд был гораздо удобнее: там их ждало два поворота всего лишь на 35 градусов. Сделав вывод об ошибке диспетчеров, американский Boeing проехал третий съезд и продолжил движение к четвертому. Он не доехал до того самую малость. В это же самое время нетерпеливый Якоб ван Зантен рвался в воздух. У него в запасе оставалось всего два часа, чтобы долететь до Гран-Канарии, высадить-посадить пассажиров с багажом и отправиться в Амстердам. Перед самолетом была стена тумана, где-то в глубине которой двигался его близнец. Ван Зантен ждал лишь команды диспетчера. Диспетчера, который говорил по-английски с чудовищным акцентом и из-за облачности и отсутствия в аэропорту наземного радара не видел, что происходит на летном поле. Финальным звеном в цепи трагических совпадений стал радиообмен, происходивший между вышкой диспетчеров и двумя Boeing. Развернувшись в конце ВПП, голландский экипаж запросил разрешение на взлет.
Аэропорт Лос-Родеос находится в северной части острова Тенерифе и является вторым аэропортом Канарских островов по количеству пассажиро- и грузоперевозок. Хронология событий В этот день в крупнейшем аэропорту Канарских островов Лас-Пальмас был совершён террористический акт. Террористы «Движения за независимость и автономию Канарских островов» взорвали в зале ожидания аэропорта бомбу, акт не повлёк человеческих жертв лишь несколько пассажиров были легко ранены осколками разбившихся стёкол , однако администрацией аэропорта из-за опасений повторных терактов было принято решение закрыть терминал. В результате единственным аэропортом, подходящим для приёма крупных широкофюзеляжных самолётов, стал аэропорт Лос-Родеос. Рейсы 4805 и 1736 были одними из многих в тот день, которые были вынуждены совершить посадку в Лос-Родеос вместо запланированной посадки в Лас-Пальмас. В результате закрытия крупнейшего аэропорта Лас-Пальмас аэропорт Лос-Родеос оказался перегружен. Это был воскресный день и пассажирский трафик оказался слишком высоким. Самолёты, ожидающие открытия Лас-Пальмас, заняли все стоянки.
Некоторые самолёты стояли даже на рулёжных дорожках. Боинг-747 авиакомпании KLM, выполняющий рейс 4805, находился ближе всего к порогу взлетно-посадочной полосы 12, за ним стояли Боинг-737, Боинг-727, ДС-8; Боинг-747 авиакомпании «Пан Американ» рейса 1736 занимал последнюю позицию. Диспетчер башни управления воздушным движением говорил с сильным испанским акцентом, экипаж «Пан Американ» и экипаж KLM по нескольку раз переспрашивали и уточняли команды диспетчера. Не было согласованности в переговорах, пилоты «Пан Американ» и KLM встревали в разговор и перебивали друг друга. В то время как Боинг «Пан Американ» проехал мимо рулёжной дорожки C3, на которую ему было указано повернуть, Боинг KLM уже был готов к взлёту, и второй пилот KLM сообщил диспетчеру о готовности и запросил разрешения на взлёт.
Два Боинга 747 столкнулись в аэропорту. В одном воздушном судне никому из 248 людей выжить не удалось. В другом самолете погибли 335 человек. Лишь 61 человек выжил.
«Они все еще на полосе?» Как авиакатастрофа унесла жизни 583 человек
27 марта 1977 года в аэропорту Лос-Родеос на Тенерифе (Канарские острова) столкнулись два Боинга-747» авиакомпаний Пан Америкэн» и КЛМ». 27 марта 1977 года произошла крупнейшая авиакатастрофа в истории гражданской авиации — при столкновении двух самолетов погибло 583 человека. Самая крупная в мире авиакатастрофа произошла на Тенерифе./Фото. Авиакатастрофа в аэропорту Лос-Родеос — авиационное происшествие произошедшее на Тенерифе, Канарские острова, в 17:06:50 по местному времени 27 марта 1977 года. Авиакатастрофа в Тенерифе 1977 года.
Авиакатастрофа в Тенерифе — самая ужасная авиакатастрофа 20 века
Авиакатастрофа на Тенерифе, произошедшая 27 марта 1977 года, показательно демонстрирует, как фантастическое стечение обстоятельств приводит к необратимым последствиям. Ворвись в IT со Skillfactory всего за 3 месяца: по промокоду AIR 45% до 05.08.2022 без рекламы: https://boo. Авиакатастрофа на Тенерифе, произошедшая 27 марта 1977 года, показательно демонстрирует, как фантастическое стечение обстоятельств приводит к необратимым последствиям. Авиакатастрофа в Тенерифе 1977 года. Ровно 45 лет назад, 27 марта 1977 года, в аэропорту Лос-Родеос на испанском курортном островке Тенерифе произошла крупнейшая в мировой истории авиакатастрофа. рассказывает о крупнейшей авиакатастрофе XX века, перевернувшей все представления о безопасности в индустрии авиационных перевозок.
Катастрофы века. Столкновение самолетов «Боинг-747» на Тенерифе
Вот так вот… Елена 20 ноября, 2013 в Люди, этож было в забитом до предела самолетами аэропорту. А не в небе. Аэропорт был забит из-за того, что главный аэпопорт не принимал самолеты из-за угрозы террористической атаки там был маленький взрыв, никто не пострадал. И все самолеты оказались в запасном. Они элементарно не помещались там все. Стояли кучей.
Оба выполнялись недавно введенными в эксплуатацию и крупнейшими на то время лайнерами Boeing 747. На борту B747 нидерландской авиакомпании KLM было 14 членов экипажа и 235 пассажиров, среди них 52 ребенка.
Аналогичный самолет знаменитой американской компании Pan American был заполнен еще плотнее. В общей сложности на его борту было 396 человек, из них 380 пассажиров, преимущественно пенсионеров, для которых Канарские острова должны были стать лишь начальной точкой будущего продолжительного круиза. Этот Boeing, носивший гордое название Clipper Victor, был не совсем обычным. Именно он семью годами ранее выполнил первый коммерческий рейс среди всех 747-х, наконец открыв дорогу в небо славному и самому харизматичному семейству самолетов. Его же спустя восемь месяцев в том же 1970-м умудрились угнать на Кубу, где невиданный прежде Clipper встречал Фидель Кастро собственной персоной. Эти два гиганта были далеко не единственными лайнерами, вынужденными приземлиться на Тенерифе. Относительно небольшой аэропорт, в те годы рассчитанный на обслуживание лишь региональных рейсов, оказался забит рейсами международными.
Все оказавшиеся тут не по своей воле самолеты, естественно, не влезли на маленький перрон Лос-Родеоса. Они заняли и почти всю единственную! Это был второй фактор, обусловивший произошедшую через несколько часов главную трагедию в мировой авиации XX века. Третьим и во многом определяющим фактором стала личность капитана голландского Boeing. Якоб ван Зантен на первый взгляд был идеальным пилотом. Богатый опыт и располагающая внешность сделали его лицом авиакомпании. Его большой портрет рядом с фотографией флагмана флота украшал развороты бортовых журналов.
Ко всему прочему он возглавлял и программу подготовки новых пилотов для 747-х KLM. Но этот внешне безупречный фасад скрывал неприятные для самого капитана и его работодателя проблемы. До своего последнего рейса ван Зантен не летал около полугода, занимаясь воспитанием собственных коллег в тренинг-центре. Уже на Тенерифе он одно за другим принял целый ряд решений, ставших катализатором грядущей катастрофы, начав с требования полностью дозаправить его Boeing в Лос-Родеосе. Судя по его поведению, ван Зантен отчаянно торопился. Незапланированная посадка в Лос-Родеосе вылилась в длительное четырехчасовое ожидание, после которого самолет еще должен был вновь оказаться в воздухе, перелететь на соседний остров, высадить там пассажиров, принять на борт новых и вернуться в Амстердам. Продолжительность рабочего дня для пилотов была строго регламентирована, запасного экипажа на Канарах у KLM не было, и если бы голландский Boeing не вылетел на родину до семи часов вечера, то выполнение рейса пришлось бы переносить на следующий день.
Естественно, ван Зантена, который по своей должности ведущего пилота-инструктора компании сам стал частью ее топ-менеджмента, такое потенциальное развитие событий не устраивало. Он решил воспользоваться ожиданием в Лос-Родеосе, чтобы сэкономить время на дозаправке, но в итоге лишь затянул пребывание на Тенерифе. Как только началась заправка голландцев топливом, аэропорт Гран-Канария вновь открылся и был готов принять перенесенные к соседям самолеты. Американский Boeing был полностью готов к немедленному вылету, но вынужден был дожидаться окончания дозаправки лайнера из Нидерландов, затянувшейся на 35 минут. За эти лишние полчаса погода в Лос-Родеосе успела испортиться.
Поэтому, неожиданно прилетевшим на его территорию крупногабаритным самолетам было не комфортно и тесно на его неповоротливых полосах. Международные чартеры до предела заполнили магистральное шоссе. Отсутствие надлежащих технических условий стало следующим фактором, сказавшимся на произошедшей вскоре трагедии. Спешить нужно медленно Якобу ван Зантену — капитану голландского Боинга, в данной трагедии судьбой была уготовлена роль, которую он очень торопился сыграть. Он, пилот с большим опытом — лицо авиакомпании. До того, как отправиться в свой роковой рейс он не летал почти полгода. Отдавал все силы тренировкам в подготовительном центре для пилотов. Именно он, как капитан, принял решения, которые впоследствии оказались фатальными. Одно из них — максимальная дозаправка его Boeing в аэропорту Лос-Родеосе. Ван Зантен заметно нервничал. Не скрывал своего желания поскорее подняться в небо — незапланированная посадка не входила в его планы. Многочасовое нервное ожидание сказалось на принятии капитаном торопливых, не до конца обдуманных решений. Он спешил перелететь на соседний остров, произвести высадку и загрузку пассажиров, и как можно скорее вернуться в Амстердам. У пилотов крупных пассажирских лайнеров — строгие рамки продолжительности рабочего времени. Если бы Якоб ван Зантен не привел бы свой лайнер на родину к 19-00, то выполнение рейса пришлось бы отложить. Такой сценарий событий капитана не устраивал. Он специально решил настоять на полной дозаправке судна. Чтобы впоследствии, приземлившись уже на Гран-Канария, не тратить на это драгоценное время. Лайнер ещё производил дозаправку, когда было объявлено, что на соседнем острове сепаратисты исчерпали свой ресурс. Обстановка в аэропорту Гран-Канария стабилизировалась — он снова открыт для приема перенесенных на соседний остров международных авиа лайнеров. Все экипажи суден были готовы тут же вылететь обратно. Однако огромный голландский Boeing 747 перегородил собой вылет для остальных самолетов. В том числе, включая своего американского близнеца-гиганта. Дозаправка лайнера затянулась на 40 минут. Они-то и оказались критическими, так как за это время погода в Лос-Родеосе резко испортилась. Её непредсказуемый, иногда ежеминутно меняющийся характер, был специфической визитной карточкой аэропорта на Тенерифе. Метеорологическая ситуация — финальный аккорд Около 17-00 часов «дозаправленный по самые уши» голландский Boeing-747 наконец-то выехал на полосу. С моря за ним тянулись густые облака.
National Geographic Разрушители легенд Дикий тунец 9 сезон Чудеса инженерии Секунда до катастрофы 1 сезон 12 серия Столкновение на взлетной полосе Страшная авиакатастрофа произошла на острове Тенерифе 27 марта 1977 года. В результате неправильных команд диспетчеров и ошибочных действий пилота на взлетной полосе столкнулись два боинга, принадлежавших компаниям KLM и «Пан Американ». Эта трагедия вошла в историю авиации, как самая масштабная по количеству погибших — в общей сложности 583 оборвавшихся жизней.
10 самых невероятных авиакатастроф в истории
Главная» Новости» 27 марта 1977 авиакатастрофа на тенерифе. Одна из крупнейших авиакатастроф произошла в Лос Родеос, Тенерифе, Испания, 27 марта 1977 года. Международный мемориал Тенерифе 27 марта 1977 года был торжественно открыт в Меса-Мота 27 марта 2007 года. Авиакатастрофа в аэропорту Лос-Родеос — авиационное происшествие произошедшее на Тенерифе, Канарские острова, в 17:06:50 по местному времени 27 марта 1977 года. Ровно 45 лет назад, 27 марта 1977 года, в аэропорту Лос-Родеос на испанском курортном островке Тенерифе произошла крупнейшая в мировой истории авиакатастрофа. 27 марта 1977 года в аэропорту Лос Родеос на острове Тенерифе на взлётно-посадочной полосе столкнулись два пассажирских суперлайнера Boeing-747.