Новости суббота первой седмицы великого поста

В этот день, в первую субботу Великого поста, мы празднуем дивное чудо с коливом святого славного великомученика Феодора Тирона, которое имело такую предысторию. Первая седмица Великого поста – это как сеяние духовных семян, весь пост – это как возрастание этих семян, когда мы их возделываем.

Шестая седмица Великого поста

Первая седмица Великого поста 2022 года наступает после Масленицы. Почему первая неделя Великого поста считается самой строгой? На первую седмицу — начало поста приходятся самые строгие ограничения. Первая неделя (седмица) Великого поста, как и последняя – Страстная седмица, – наиболее строгое время. Осуждать пришедших в Великий пост в развлекательное учреждение и пострадавших там – это все равно, что радоваться гибели неверующих во Христа индуистов, буддистов где-нибудь в Индии или же исповедующих ислам народов, страдающих от войн.

Великий пост

Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей — около 250 в обычных канонах нх около 30. Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. Великий канон завершается тропарями в честь его творца — святого Андрея Критского. В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или часов священник в епитрахили читает прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», положенные в Требнике. Освящение колива иначе кутий совершается в пятницу первой седмицы на Преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве и молебном пении великомученику Феодору.

Во многих храмах в пятницы или по воскресеньям совершается умилительный богослужебный обряд, именуемый пассией от лат. Совершается он на повечерии в пятницу или за вечерней в воскресенье в первую, вторую часто со второй , третью и четвертую седмицы поста и состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений Страстной седмицы — «Тебе, одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго» и других — и поучения. О пассиях в Церковном уставе не говорится. Чин пассий был впервые помещен в конце Триоди цветной, изданной в 1702 году архимандритом Киево-Печерской Лавры Иоасафом Кроновским.

Священнослужители облачаются в темные святые одежды. Царские врата отверзаются редко. Светильники возжигаются только немногие. Пение, как выражение радостного состояния духа, слышится редко, и Богослужение состоит больше из чтения. Полная Литургия, как Богослужение торжественное, совершается только по субботним и воскресным дням, а вместо нее по средам и пятницам совершается особая, приуроченная к посту, литургия, называемая Литургиею Преждеосвященных Даров. Эта Литургия, как показывает самое название ее, отличается от Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Святые Дары, уже освященные на прежде бывшей Литургии Василия Великого или Иоанна Златоуста. На всех церковных службах произносится покаянная молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего... В Великий пост «вечернее богослужение состоит из великого повечерия; утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа; дневное - из часов: 3-го, 6-го и 9-го, чина изобразительных и вечерни, а по средам и пятницам с прибавлением к сему литургии Преждеосвященных Даров».

Согласно Типикону, после первого часа совершался «совершенный отпуст», после которого братия расходились из храма. В 3-й час дня по нашему в 12 часов дня братия собирались на дневное богослужение. После отпуста вечерни совершалась заупокойная лития, и также был расход Тип. Устав о трапезе в Типиконе находится после расхода вечерни, т. В 9 часов дня по нашему исчислению в 15 часов дня братия собирались в храм для совершения повечерия. В настоящее время, согласно наиболее распространенной практике, утреннее богослужение соединяется с дневным. В некоторых приходских храмах утром совершают дневное богослужение часы, изобразительные и вечерню , а вечером - повечерие, и утреннее богослужение утреню и первый час. Во время вечерней службы Великого поста вместо малого служится великое повечерие.

На утрене обычный канон святому заменяют трипеснцы — специальные каноны, состоящие из трех песней. На утрене читаются особенные часы, великопостные: на каждом часе по прочтении трех обычных псалмов стихословится рядовая кафизма.. На вечерне звучат паремии отрывки из Ветхого Завета. Великий пост длится почти полные семь седмиц - 48 дней. В него входят: - Святая четыредесятница: 40 дней - 5 седмиц по 7 дней и 5 дней понедельник - пятница шестой седмицы; - Лазарева суббота суббота шестой седмицы ; - Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье, воскресенье по окончании шестой седмицы ; - Страстная седмица имеет только 6 дней: последующее воскресенье - Светлое Христово Воскресение - ПАСХА. Пять дней — с понедельника по пятницу - шестой седмицы Великого поста — завершают Великую Четыредесятницу, то есть сорокадневный пост, установленный в память о посте Самого Спасителя, который Он держал перед выходом на Свое Служение. Шестая и последняя неделя воскресенье св. Четыредесятницы называется неделей Ваий, Цветоносной и Цветною от ветвей, с которыми Церковь воспоминает царский вход Иисуса Христа в Иерусалим, встреченного народом еврейским с вайями и ветвями то есть пальмовых ветвей, в славянских странах заменяемых ветками вербы.

Начиная эту седмицу, Церковь приносит Господу предпразднственное пение праздника Ваий, молясь о постящихся, чтобы и они вкупе с Лазарем четыредневным после сорокадневного поста воскресли от смерти греха; приготовляет и призывает всех нас к духовному сретению царского входа Господа в Иерусалим. К этому времени и преподобные отшельники возвращались в обители свои из пустынь, куда они по древнему обыкновению, подражая Господу, бывшему в пустыне в посте и молитве 40 дней, удалялись на время св. В целом службы 6-й седмицы Великого поста совершаются по общему великопостному чину и не имеют никаких индивидуальных уставных особенностей. Здесь можно сказать, что Церковь, установив с понедельника по пятницу 6-й седмицы стандартные великопостные службы, как бы дает нам возможность «отдохнуть» и «собраться с силами» перед наступлением насыщенных богослужебными особенностями последних 8 дней Великого поста от Лазаревой субботы до Великой Субботы. Однако службы 6-й седмицы представляют особый интерес для литургиста с точки зрения своего идейного содержания. К обычным для великопостных служб покаянным мотивам добавляется принципиально новая тема - предпразднственное воспоминание священных событий, празднуемых в грядущие субботу и неделю: воскрешения праведного Лазаря и входа Господа в Иерусалим. В результате песнопения Триоди, используемые в службах 6-й седмицы, можно, допуская известную степень упрощения, разделить на два тематических блока: покаянные и предпразднственные. При этом во многих песнопениях покаянной тематики ясно звучит тема предшествующего воскресного дня недели 5-й Великого поста — нравственное осмысление притчи о богаче и Лазаре.

Значит, в идейном смысле как бы продолжается 5-я неделя Великого поста. С другой стороны, более половины текстов Триоди посвящены теме грядущих праздников, так что выходит, что в седмичных службах предвосхищаются наступающие Лазарева суббота и Неделя Ваий. Таким образом, в службах Триоди на данной седмице мы имеем удивительный синтез разнородного по содержанию материала. Получается, что 6-я седмица является и продолжением 5-й Недели в меньшей степени , и в то же время предпразднством Лазаревой субботы и Недели Ваий в большей степени. Интересно также отметить, что отражение каждой из двух тем притча о богаче и Лазаре и предпразднство в песнопениях напрямую зависит от их авторства. Так, преподобный Иосиф Песнописец в первые три дня 6-й седмицы в своих текстах две стихиры на «Господи, воззвах…», седален по 2-й кафисме и 1-й трипеснец уделяет внимание исключительно покаянной тематике, преимущественно обращаясь при этом к причте о богаче и Лазаре, и только начиная с четверга переходит к теме предпразднства. В то же время преподобный Феодор Студит в своих произведениях 3-я стихира на «Господи, воззвах…», седален по 3-й кафисме и 2-й трипеснец сразу с понедельника обращается к теме предпразднства и затем выдерживает эту линию в песнопениях всех последующих дней. Хотя праздник Входа Господня в Иерусалим является двунадесятым, он не имеет в буквальном смысле предпразднства, но адекватной альтернативой предпразднству является отражение темы праздника в стихирах, седальнах и канонах Триоди в службах 6-й седмицы.

Таким образом, в идейном но не в уставном смысле 6-ю седмицу можно назвать предпразднством Входа Господня в Иерусалим, хорошо сознавая условность такой характеристики впрочем, в Триоди и в Типиконе используется наименование «седмица Ваий». Приведем лишь некоторые, наиболее яркие молитвословия 6-й седмицы Великого поста, отражающие тему грядущих праздников: «Шестую седмицу поста имуще, предпразднственное пение, ваиа принесем Христу, грядущему нас ради всести на жребяти осли, языческое подклонити яко Царь безсловесие родителю: ветви добродетелей Тому вси уготовим, яко да воскресение Его радующеся узрим» понедельник Ваий, утреня, седален по 3-й кафисме «Двоица посылается ученик привести жребя, якоже писано есть, на неже Христос всед красен внидет, хвалу от младенец прияти Божественную. Сего убо срести идем тщательно, ветви добродетелей Тому приносяще деяний» пятница Ваий, утреня, седален по 2-й кафисме «Днесь издше Лазарь, и рыдает сего Вифаниа, егоже Спасе наш воздвизаеши от мертвых и предуверяеши другом Твоим, воскресения Твоего страшное, адово умерщвление, и Адамово оживление: сего ради поем Тя» вторник Ваий вечера, 3-я стихира на «Господи, воззвах…» «В гробе Лазарь двоеденствует днесь, и над ним проливаете слезы Мария же и Марфа, яко сестры родныя: Христос же грядет к нему с божественными апостолы, показати велие чудо» четверг Ваий, утреня, 2-й трипеснец, 9-я песнь, 1-й тропарь На два последних молитвословия обратим особое внимание: они читаются в среду и четверг соответственно, а воскрешение Лазаря празднуется в субботу. Лазарь к моменту воскрешения пребывал 4-й день во гробе, то есть если субботу считать этим 4-м днем, в таком случае сама смерть имела место в среду, а четверг является вторым днем потому и сказано «двоеденствует». В результате в среду 6-й седмицы мы думаем о том, что сегодня Лазарь умер и его родное селение охвачено трауром, а в четверг мысленно представляем такую картину: Лазарь уже второй день лежит в гробу, сестры его все еще проливают горючие слезы, а Христос, сказав апостолам о намерении «пробудить» Лазаря, идет к его гробу. Суточный богослужебный круг Почему утреня служится вечером, что такое часы, когда служится полунощница? Для более глубокого понимания порядка богослужений Православной Церкви рассмотрим суточный богослужебный круг. В древнем Израиле ночь разделялась на четыре «стражи», а день, в соответствии с солнечным кругом, — на четыре «часа», которые позднее, применительно к общепринятой римской традиции, получили название «первого», «третьего», «шестого» и «девятого».

Часы — краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем сошествие Святого Духа на Апостолов, на шестом распятие Спасителя, а на девятом — Его крестная смерть. Обычно часы совершаются в следующем порядке. Первый — по завершении всенощного бдения, после утрени; третий и шестой — непосредственно перед литургией; девятый по Уставу должен вычитываться в начале всенощного бдения, перед вечерней, но во многих приходских храмах он не совершается. Молитвенную основу часов составляют псалмы на каждом — по три , а также песнопения текущего дня — тропари и кондаки. Чинопоследования часов содержатся в Часослове. Богослужение православной Церкви в древнее время в продолжение суток совершалось девять раз, оттого было всех девять церковных служб: девятый час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий и шестой часы, и обедня.

В настоящее время для удобства православных христиан, не имеющих возможности по случаю занятий домашних так часто посещать храмы Божии, эти девять служб соединены в три церковные службы: вечерню, утреню и обедню. Каждое в отдельности богослужение заключает в себе три церковных службы: в вечерню вошли девятый час, вечерня и повечерие; утреня состоит из полунощницы, утрени и первого часа; обедня начинается третьим и шестым часами и затем совершается самая Божественная литургия. Часами называются такие краткие молитвословия, за которыми читаются приличные к этим временам дня псалмы и другие молитвы о помиловании нас, грешных. День богослужебный начинается с вечера на том основании, что и при сотворении мира сначала был вечер, а потом утро. За вечернею обыкновенно служба в храме отправляется празднику или святому, которого воспоминание совершается в следующий день по расположению в святцах. В каждый день года воспоминается или какое-либо событие из земной жизни Спасителя и Божией Матери или кто-либо из св. Кроме этого, каждый день недели посвящен особому воспоминанию. В воскресенье совершается богослужение в честь воскресшего Спасителя, в понедельник мы молимся Святым Ангелам, во вторник воспоминается в молитвах святой Иоанн, Предтеча Господень, в среду и пятницу совершается служба в честь Животворящего Креста Господня, в четверг - в честь Святых Апостолов и святителя Николая, в субботу - в честь всех Святых и в память всех усопших православных христиан.

Вечернее богослужение отправляется для того, чтобы благодарить Бога за прошедший день и испросить благословение Божие на наступающую ночь. Вечерня состоит из трех служб. Сначала читается девятый час в память смерти Иисуса Христа, которую Господь принял по нашему счету времени в 3-м часу пополудни, а по еврейскому счету времени в 9-м часу дня. Затем отправляется самое вечернее богослужение, и к нему прилагается повечерие, или ряд молитв, которые христиане читают по прошествии вечера, при наступлении ночи. Утреня начинается полунощницею, которая совершалась в древнее время в полночь. Древние христиане в полночь являлись в храм на молитву, выражая свою веру во второе пришествие Сына Божия, имеющего придти, по верованию Церкви, ночью. После полунощницы тотчас совершается самая утреня, или такое богослужение, во время которого христиане благодарят Бога за дарованный сон для успокоения тела и просят Господа, чтобы Он благословил дела каждого человека и помог людям без греха провести наступающий день. К утрене присоединяется первый час.

Эта служба называется так потому, что отправляется по прошествии утра, при начале дня; за нею христиане просят Бога, чтобы Он направил нашу жизнь к исполнению заповедей Божиих. Обедня начинается чтением 3-го и 6-го часов. Служба третьего часа напоминает нам, как Господь в третий час дня, по еврейскому счету времени, а по нашему счету в девятый час утра, был веден на суд к Понтию Пилату, и как Святой Дух в это время дня сошествием Своим в виде огненных языков просветил Апостолов и укрепил их на подвиг проповеди о Христе. Служба шестого часа называется так потому, что она напоминает нам распятие Господа Иисуса Христа на Голгофе, бывшее по еврейскому счету времени в 6 часу дня, а по нашему счету в 12 часу дня. После часов совершается обедня, или Литургия. В таком порядке совершается богослужение в будничное время; но в некоторые дни года порядок сей изменяется, например: под дни Рождества Христова, Крещения Господня, в Великий четверг, в Великую пятницу и Великую субботу и в Троицын день. В рождественский и крещенский сочельник часы 1-й, 3-й и 9-й совершаются отдельно от обедни и называются царскими в память того, что на эту службу имеют обыкновение приходить благочестивые цари наши. Накануне праздников Рождества Христова, Крещения Господня, в Великий четверг и в Великую субботу обедня начинается с вечерни и посему совершается с 12 часов дня.

Утрене в праздники Рождества и Крещения Господня предшествует великое повечерие. Вот свидетельство того, что древние христиане во всю ночь продолжали молитвы свои и пения на эти великие праздники. В Троицын день после обедни тотчас совершается вечерня, за которой священник читает умилительные молитвы Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы. А в Великую пятницу, по уставу православной Церкви, для усиления поста обедни не полагается, но после часов, отдельно совершаемых, в 2 часа пополудни отправляется вечерня, за которой из алтаря выносится на средину храма погребальная плащаница Христова, в воспоминание снятия с креста тела Господня праведными Иосифом и Никодимом. В Великий пост во все дни, кроме субботы и воскресенья, расположение служб церковных бывает иное, чем в будничные дни всего года. Вечером отправляется великое повечерие, на котором в первые четыре дня первой недели читается умилительный канон св. Андрея Критского мефимоны. Утром служится утреня, по уставу своему подобная обыкновенной, будничной утрене; среди дня читаются 3, 6 и 9-й часы, и к ним присоединяется вечерня.

Служба сия обыкновенно называется часами. В Типиконе заложена византийская система времяисчисления. Сутки делились на день, продолжительностью 12 часов с 6 часов утра до 18 часов вечера по нашему времени , и ночь продолжительностью 12 часов. Для сна в монастырях отводилось время с 20 час. К этому привязано все уставное распределение богослужений по времени суток. Мы же спим в другое время, примерно с 23 час. Поэтому нам никак не удается привязать к нашему распорядку дня византийское распределение богослужений. Проще говоря, невозможно спать по-российски, а служить по-византийски.

Отсюда берет начало служение утрени вечером, а полунощницы — утром, хотя это противоречит логике. Вечерня же иногда служится вместе с литургией в первой половине дня. Современные общественные службы Современная богослужебная практика привнесла свои изменения в предписания устава. Так, в приходских храмах повечерие совершается только во время Великого поста, а полунощница — один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и 9-й час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три службы. Вечером последовательно друг за другом совершают вечерню, утреню и 1-й час. Накануне воскресных и праздничных дней эти службы объединяются в одно богослужение, называемое Всенощным бдением.

Всегда отмечается в первую субботу Четыредесятницы в память о чудесном явлении святого, произошедшем во время Великого поста в IV веке. Бывшие у власти в Константинополе язычники окропили идоложертвенной кровью все продукты на рынках города, чтобы поиздеваться над верующими. Великомученик явился местному архиепископу с предупреждением, и христиане стали питаться коливом вареной крупой с медом , приготовленным из домашних запасов. Особенности богослужения: Обычно по субботам Четыредесятницы совершается литургия св. Иоанна Златоуста.

Патриарх выведывал, кто это, заботящийся о христианах, а святой снова отвечал: «Феодор, мученик Христов, ныне послан вам от Него помощником». Патриарх же, тотчас встав, многим христианам возвестил о видении и, сделав так как повелел святой Феодор , сохранил Христово стадо невредимым от коварства врага и отступника. Царь же, видя, что его козни раскрыты и ничего не вышло, сильно устыдившись, снова повелел продавать на торгу обычные товары.

А христиане, воздавая благодарение благодетелю-мученику, по прошествии первой седмицы Великого поста, в эту субботу, радостно совершили ему празднование, приготовив коливо. И с тех пор даже доныне мы, верные, возобновляя чудо, чтобы столь славное дело мученика со временем не было забыто, почитаем памятьвеликомученика Феодора освящением колива. Святого же этого при императоре Максимиане[5] замучил нечестивый препозит Вринка, сначала изнуренного в темнице, потом поджегшего храм их языческой богини и раздавшего нищим ее убранство. Когда же некоторые требовали от него ответа, и хотели, чтобы он обратился от Христа к идолам, и давали ему такие советы, — он был нетерпим.

ПРИТЧА ДНЯ

  • Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer
  • Сегодня, в пятницу 6-й седмицы, завершается Святая Четыредесятница
  • Понедельник первой седмицы Великого поста | 18.03.2024 | Московский Данилов монастырь
  • Божественная литургия святителя Иоанна Златоустогов субботу первой седмицы Великого поста
  • Божественная Литургия в субботу первой седмицы Великого поста
  • ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ

Случайный тест

  • О службах первой недели Великого поста
  • Проповедь в субботу 4-й седмицы Великого поста, в день поминовения усопших
  • ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
  • Суббота первой седмицы Великого Поста /

Проповедь в субботу 4-й седмицы Великого поста, в день поминовения усопших

Думая о вечном, верующие сводят употребление постных продуктов до самого минимума, только для поддержания физических сил, чтобы продолжать день за днем возвращаться в храм на «духовную трапезу». Но и те, кто на первой неделе не может регулярно бывать на службах, обычно в эти дни меняют свой привычный образ жизни. В своих мыслях люди сосредотачиваются на молитве и осознании своего несовершенства, максимально отключаются от всего привычного, что далеко не всегда полезно и для внутреннего мира, и для физического. Дни первой недели Великого поста — наиболее важные.

Служба третьего часа напоминает нам, как Господь в третий час дня, по еврейскому счету времени, а по нашему счету в девятый час утра, был веден на суд к Понтию Пилату, и как Святой Дух в это время дня сошествием Своим в виде огненных языков просветил Апостолов и укрепил их на подвиг проповеди о Христе. Служба шестого часа называется так потому, что она напоминает нам распятие Господа Иисуса Христа на Голгофе, бывшее по еврейскому счету времени в 6 часу дня, а по нашему счету в 12 часу дня. После часов совершается обедня, или Литургия. В таком порядке совершается богослужение в будничное время; но в некоторые дни года порядок сей изменяется, например: под дни Рождества Христова, Крещения Господня, в Великий четверг, в Великую пятницу и Великую субботу и в Троицын день.

В рождественский и крещенский сочельник часы 1-й, 3-й и 9-й совершаются отдельно от обедни и называются царскими в память того, что на эту службу имеют обыкновение приходить благочестивые цари наши. Накануне праздников Рождества Христова, Крещения Господня, в Великий четверг и в Великую субботу обедня начинается с вечерни и посему совершается с 12 часов дня. Утрене в праздники Рождества и Крещения Господня предшествует великое повечерие. Вот свидетельство того, что древние христиане во всю ночь продолжали молитвы свои и пения на эти великие праздники. В Троицын день после обедни тотчас совершается вечерня, за которой священник читает умилительные молитвы Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы. А в Великую пятницу, по уставу православной Церкви, для усиления поста обедни не полагается, но после часов, отдельно совершаемых, в 2 часа пополудни отправляется вечерня, за которой из алтаря выносится на средину храма погребальная плащаница Христова, в воспоминание снятия с креста тела Господня праведными Иосифом и Никодимом. В Великий пост во все дни, кроме субботы и воскресенья, расположение служб церковных бывает иное, чем в будничные дни всего года.

Вечером отправляется великое повечерие, на котором в первые четыре дня первой недели читается умилительный канон св. Андрея Критского мефимоны. Утром служится утреня, по уставу своему подобная обыкновенной, будничной утрене; среди дня читаются 3, 6 и 9-й часы, и к ним присоединяется вечерня. Служба сия обыкновенно называется часами. В Типиконе заложена византийская система времяисчисления. Сутки делились на день, продолжительностью 12 часов с 6 часов утра до 18 часов вечера по нашему времени , и ночь продолжительностью 12 часов. Для сна в монастырях отводилось время с 20 час.

К этому привязано все уставное распределение богослужений по времени суток. Мы же спим в другое время, примерно с 23 час. Поэтому нам никак не удается привязать к нашему распорядку дня византийское распределение богослужений. Проще говоря, невозможно спать по-российски, а служить по-византийски. Отсюда берет начало служение утрени вечером, а полунощницы — утром, хотя это противоречит логике. Вечерня же иногда служится вместе с литургией в первой половине дня. Современные общественные службы Современная богослужебная практика привнесла свои изменения в предписания устава.

Так, в приходских храмах повечерие совершается только во время Великого поста, а полунощница — один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и 9-й час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три службы. Вечером последовательно друг за другом совершают вечерню, утреню и 1-й час. Накануне воскресных и праздничных дней эти службы объединяются в одно богослужение, называемое Всенощным бдением. В древности христиане действительно нередко молились до рассвета, то есть бодрствовали в течение всей ночи. Современные всенощные бдения длятся два-четыре часа на приходах и три-шесть часов в монастырях.

Утром последовательно служатся 3-й, 6-й час и Божественная литургия. В храмах с большим приходом по воскресеньям и праздникам бывает две литургии — ранняя и поздняя. И та и другая предваряется чтением часов. В те дни, когда литургии не положено например, в пятницу Страстной седмицы , совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение состоит из некоторых песнопений литургии и как бы изображает ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют. Богослужения в православном храме К богослужениям относится также совершение всех таинств, обрядов, чтение акафистов в храме, общинные чтения утренних и вечерних молитв, правил ко Святому причащению.

Помимо ежедневных церковных служб таких как утреня, или вечерня, или часы , совершаются также службы по потребностям христиан, то есть требы. Например: Крещение, Венчание, Соборование, молебны, отпевания и другие. Богослужения совершаются обычно в храме и только священнослужителями, верующие же участвуют в них молитвой и пением. Такой порядок восходит к древним библейским временам. У евреев день начинался с появления на небе третьей звезды и продолжался от захода солнца до его захода в следующий день: «это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу» Лев. Греческое слово «нюхтэмерон» переводится как «ночь-день», т. В новозаветной Церкви отсчет суток с вечера имеет значения только для богослужения.

При этом точного «часа» в 17 или 18 часов в данном случае нет, потому что в одних храмах вечернее богослужение начинается с 16 часов, в других храмах — с 17, в третьих — с 18 часов. Вне богослужения например, начало и окончание постного дня Церковь использует греческий способ исчисления суток — с полуночи до полуночи. Все посты начинаются с 00. То есть постимся мы не с вечера вторника, а с 00. Иеромонах Иов Гумеров понедельник седмицы 6-й Великого поста седмица ваий "Мысли на каждый день года" свт. Феофана Затворника: День памяти святых: Началась последняя неделя Четыредесятницы — сорокадневного периода, установленного для борьбы с грехами и покаяния. Совсем мало времени осталось до Страстной седмицы — совершенно особого периода года, когда вся жизнь христианина сосредотачивается вокруг евангельских событий.

Особенности богослужения: Литургии нет. Дни памяти: Преподобного Серафима Вырицкого. С юности мечтавший о монашестве, святой по благословению старца женился, долгое время вел благочестивую жизнь в миру и лишь после революции принял постриг. Когда в 1930-е годы он по состоянию здоровья не смог больше служить в Александро-Невской лавре, то отправился в Вырицу, где более 15 лет принимал посетителей и молился за отдельных верующих и всю Россию. Пост: По монастырскому уставу — сухоядение. Феофана Затворника: День памяти святых: Особенности богослужения: Литургии нет. Дни памяти: Священномученика Василия, пресвитера Анкирского.

Всю жизнь он призывал верующих не поддаваться еретическим учениям, за что и был казнен в 362 году. Это случилось в день святых апостолов Петра и Павла, и потому его день памяти был перенесен на весну. Пост: По монастырскому уставу разрешена вареная пища без масла. Но, следуя опыту преподобного Иоанна Лествичника, лучше не столь усердствовать в пищевом посте, чем тщеславиться своими стараниями. Дни памяти: Преподобномученика Никона, епископа, и 199 его учеников. Он родился в семье язычника и христианки и долго следовал представлениям своего отца, но затем, уверовав в Единого Бога, стал епископом и вместе со своей братией был убит за Христа. Преподобного Никона, игумена Киево-Печерского, первого ученика и сподвижника преподобного Антония, основателя Киево-Печерской обители.

Пост: Монашеский устав предписывает сухоядение. Позади большая часть поста, и пищевое воздержание вошло в привычку и уже вовсе не кажется сложным. Отличие Литургии Преждеосвященных даров от Литургии свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого Г. Шиманский "Литургика" Литургия преждеосвященных Даров, как показывает само ее название, отличается тем, что на ней предлагаются для причащения Святые Дары, уже освященные прежде. На Литургии преждеосвященных Даров не бывает проскомидии и освящения Даров Евхаристии.

И служится Литургия преждеосвященных Даров только в дни Великого Поста по средам и пятницам, на 5 неделе - в четверг и на Страстной неделе - в понедельник, вторник и среду. Впрочем, Литургия преждеосвященных Даров по случаю храмовых праздников или праздников в честь св. Литургия преждеосвященных Даров установлена в первые времена христианства и совершаема была св. Григория Двоеслова, архиерея римского, жившего в VI веке по Р. Необходимость ее учреждения апостолами явилась от того, чтобы не лишать христиан св. Христовых Таин и в дни Великого поста, когда, по требованию постного времени, не полагается литургии, совершаемой торжественным образом. Благоговение и чистота жизни христиан древних были так велики, что для них идти в церковь к литургии значило непременно и принимать Святые Тайны.

Ныне благочестие в христианах настолько ослабело, что и среди Великого поста, когда представляется большая возможность христианам проводить доброе житие, не видно желающих приступить к св. Есть даже, особенно в простом народе, странное мнение, что будто бы за преждеосвященной обедней миряне не могут приобщаться св. Христовых Таин - мнение ни на чем не основанное. Правда, грудные младенцы не приобщаются св. Таин за этой литургией, потому что св. Но миряне, по должном приготовлении, после исповеди, удостаиваются св. Христовых Таин и за литургиями преждеосвященных даров.

Литургия преждеосвященных Даров состоит из великопостных 3, 6, и 9 часов, вечерни и собственно литургии. Великопостные богослужебные часы отличаются от обыкновенных, тем, что, кроме положенных трех псалмов, на каждом часе читается по одной кафизме; отличительный тропарь каждого часа читается священником пред царскими вратами и три раза поется на клиросах с земными поклонами; в конце каждого часа читается молитва св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми; дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу Твоему. Ей Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Перед самой преждеосвященной литургией отправляется обыкновенная вечерня, на которой после стихир, поющихся на Господи воззвах, совершается вход с кадилом, а в праздники с Евангелием, из алтаря в царские врата. По окончании вечернего входа читаются две паремии: одна из книги Бытия, другая из книги Притчей.

По окончании первой паремии священник в отверстых вратах обращается к народу, делая крест кадилом и горящею свечою, и говорит: свет Христов просвещает всех! Верующие при этом падают ниц, как бы пред Самим Господом, моля Его о просвещении их светом Христова учения для исполнения заповедей Христовых. Пением да исправится молитва моя оканчивается вторая часть преждеосвященной литургии, и сугубой ектеньей начинается собственно Литургия преждеосвященных Даров. Вместо обыкновенной херувимской песни поется следующая умилительная песнь: Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершенна дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа 3-жды. Среди этой песни совершается великий вход.

Дискос со св. Агнцем с жертвенника, через царские врата, на св.

Второй раз канон полностью читается на утрене четверга 5-ой седмицы перед неделей Марии Египетской. Кроме того, еще до начала Великого поста — со среды подготовительной Сырной седмицы начитается чтение особой покаянной молитвы святого Ефрема Сирина, которое продолжается до Великой Среды. О трапезе во время Великого поста Великий пост установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней.

Православные стремятся воздержанием и молитвой очистить свою душу, пробудить и возродить ее перед великим праздником Воскресения Христова и сделать ее способной принять тот отблеск подлинной вечной радости, какая подается христианам на Пасху. Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из Святой Четыредесятницы — сорока дней — и Страстной седмицы — недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица — в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей — сорок восемь дней. В старину в России жизнь во время Великого поста кардинально менялась: отменялись театральные представления, балы, закрывались все увеселительные и питейные заведения, а также бани, лавки, торговавшие мясом и другими скоромными продуктами.

На первой и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения. По свидетельству историков, благочестивые люди на Руси в первые дни Великого поста без необходимости не выходили из своих домов Особой строгостью и длительностью богослужения отличается первая седмица Великого поста. В понедельник, вторник и среду до литургии Преждеосвященных Даров вкушение пищи не положено. После первой литургии можно есть вареное. В четверг — снова воздержание от пищи или сухоядение сухоядение, или сухоястие — это не просто вкушение растительной или сухой пищи без воды, как думают некоторые, а вкушение постной холодной, то есть, неподогретой, пищи без масла и не подогретого питья.

В пятницу, после литургии — вареное.

Подобно тому, как радуемся мы в дни Светлой седмицы, так сосредоточенно стоит отнестись и к этим святым дням. Во всем. И, конечно, в воздержании в пище. Думая о вечном, верующие сводят употребление постных продуктов до самого минимума, только для поддержания физических сил, чтобы продолжать день за днем возвращаться в храм на «духовную трапезу».

Сегодня, в пятницу 6-й седмицы, завершается Святая Четыредесятница

Темы:1 Середина поста 2 Просвещение оглашаемых 3 Чествование Креста Господня Особенности: — изнесение Честного Креста - малая вечерня - Евангелие читается в апреле - Трисвятое заменяется на «Спаси, Господи, люди Твоя» 3 раза - После Евангелия нет помазания - Помазание на целования Креста - Канон поется на Пасхальный напев - Крест лежит всю неделю: в пн. Иоанна Лествиничика установлено с 14 в. По древним уставам в будние дни не разрешалось праздновать память святым, поэтому перенесли на воскресный день. Пятая неделя — преп. Марии Египетской. В современной практике празднование 2 раза, т. Эти святые великие образцы поста и покаяния. Шестая неделя — неделя Вайи.

Федору Тирону. Суббота в древности очень почиталась. Федор Тирон явился во сне еп. Константинопольскому и посоветовал как осквернения избежатьот вкушения идоложертвенного. Вторая, третья и четвертая — относится к одному типу Богослужения. Темы:1 Всех Святых 2 Поминовение усопших Родительские субботы. Служба с «Аллилуйя» по Триоди, Октоиху и Минеи.

На Утрене: «Апостоли, мученицы и пророцы…», «Помяни, Господи, яко благ…» Тропари Эти субботы называются малыми родительскими заупокойными субботами. Их Богослужение не такое полное и торжественное, как во Вселенские Родительские: Мясопустную и Троицкую. Особенности: — читаются 16 и 17 кафизмы - тропари по Непорочных заупокойные: «Благословен еси, Господи, научи мя…» - служба носит заупокойный хар-р. Тропари, как на Панихиде и отпевании.

Иеремия, патриарх Константинопольский Когда мы, недостойные, сподобимся со страхом и трепетом причаститься Божественных и Пречистых Таин Христа Бога и Царя нашего, тогда наиболее покажем трезвения, хранения ума и строгого внимания, да огнь сей Божественный, то есть Тело Господа нашего Иисуса Христа, потребит грехи наши и наши большие и малые скверны. Ибо, входя в нас, оно тотчас прогоняет из сердца лукавых духов злобы и отпущает нам прежде бывшие грехи; и ум наш тогда оставляется свободным от беспокойной докучливости лукавых помыслов.

Если после сего, стоя у дверей сердца, будем тщательно сохранять ум свой, то, когда опять будем сподобляться Святых Таин, Божественное Тело более и более будет просвещать ум наш и делать его блестящим, подобно звезде. Преподобный Исихий По причащении же Святых Таин, воздав благоговейное благодарение Господу за великую к тебе милость, в сей момент явленную как некий велий и неизреченный дар, войди тот час в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу со смиренным чувством, простри к Нему мысленно такую беседу: «Ты видишь, всеблагий мой Господи, как легко впадаю я в грех на пагубу себе, и какую силу имеет надо мной борющая меня страсть, и сколько сам я бессилен освободиться от нее. Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или паче Сам восприими оружия и ими вместо меня порази в конец сего неистового врага моего». Преподобный Никодим Святогорец После Причащения нужно исправление, свидетельство о любви к Богу и ближнему, благодарение, усердное стремление к новому, святому и непорочному житию. Словом, прежде Причащения нужны истинное покаяние и сердечное сокрушение; после покаяния нужны плоды покаяния, добрые дела, без которых истинного покаяния не может быть. Следовательно, христианам необходимо жизнь свою исправить и начать новую, богоугодную, чтобы не в суд и не в осуждение было им Причащение.

Ныне вы ощущаете исполнение этого гласа на самом деле! Поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше: каждый из вас — сосуд Божественного таинства; каждый из вас — храм, в котором Сын Божий с Предвечным Отцем Своим и поклоняемым Духом таинственно и вместе существенно обитает. Уже теперь вы не свои: вы — Божии. Вы куплены Богом ценою крови Сына Его 1 Кор.

Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

Крупы — рис, гречка, киноа, кукурузная крупа, овсянка — отличные гарниры.

В кашу из них можно добавлять мед, сухофрукты, орехи. Бобовые — соя, горох, нут, чечевица, бобы, фасоль — источник белка во время поста. Блюда из них заменяют мясные продукты. Продукты из сои — сыры, молоко, йогурты — по вкусу не уступают продуктам, изготовленным на молочном сырье.

Грибы — это источник белка и альтернатива мясу. Мед едят в качестве десерта и как добавку к другим блюдам кашам, киселям, выпечке, фруктовым салатам. Из выпечки в том числе хлеб и кондитерских изделий разрешены только те, в рецепт которых не входят яйца и продукты молочного происхождения. Черный шоколад можно употреблять в Великий пост.

Какао-бобы — растительный продукт, как и какао-масло из них. Молочный шоколад и шоколад с пралине не допускаются, так как в их составе есть молочные жиры. Макароны разрешены, если в их составе нет яиц. Растительное масло можно использовать в пост в определенные дни.

Монахам и священнослужителям разрешается принимать в пищу растительные масла только по выходным, а также 5 апреля в честь стояния Марии Египетской. Мирянам разрешают послабления, они могут готовить блюда на растительном масле без ограничений. Сливочное масло, даже топленое, запрещено в постные дни. Этот скоромный продукт можно подавать на стол только в Пасху.

Вино можно пить в умеренном количестве по субботам и воскресениям и в Благовещение Пресвятой Богородицы. Кофе можно пить в пост, кроме дней, когда нужно соблюдать сухоядение. От кофе с молоком придется воздержаться либо заменить коровье молоко на кокосовое или овсяное. Во время поста в сутки рекомендуется выпивать полтора-два литра чистой воды.

Мозг часто ошибочно воспринимает жажду за голод. Как только возникает желание перекусить, нужно выпить стакан воды. Это предотвратит переедание. Нельзя употреблять животные жиры, яйца и продукты, для производства которых они используются.

Из рациона исключают молочные продукты: молоко, кефир, йогурт, сметану, сыры, сливочное масло. Следует ограничить пищу с интенсивным вкусом: слишком соленую, сладкую, пряности. Фаст-фуд, шоколад, сдоба — под запретом. Что делать, если угощают непостной пищей Во время Великого поста верующий может оказаться в гостях, где будет накрытый скоромными продуктами стол.

Сегодня, в пятницу 6-й седмицы, завершается Святая Четыредесятница

Дни первой недели Великого поста — наиболее важные. Мы полностью переключаемся с прежней жизни на душеполезное бытие. В конце Литургии Владыка Алексий поздравил собравшихся прихожан с завершением первой седмицы Великого поста. Сегодня в помощь всем, кто стремится сознательно участвовать в церковной молитве, мы публикуем на нашем сайте чинопоследования Богослужений первой седмицы Великого поста. Сегодня суббота первой недели Великого Поста. И сегодня впервые в этом Великом Посту в храме читалось Евангелие. Божественная литургия в Сретенском монастыре в субботу Первой седмицы Великого поста. Контакты. Главная Новости Суббота первой седмицы Великого Поста.

О службах первой недели Великого поста

Дни первой недели Великого поста — наиболее важные. Мы полностью переключаемся с прежней жизни на душеполезное бытие. В субботу 3-й седмицы Великого поста, 6 апреля 2024 года, заупокойное богослужение не совершается, т.к. день поминовения усопших совпадает с предпразднством Благовещения. Главная > Новости обители > Новости > В субботу первой седмицы Великого поста в монастыре прошли уставные богослужения. В субботу первой седмицы Великого поста (23 марта) Православная Церковь чтит память святого великомученика Феодора Тирона и вспоминает, как христиане были сохранены им от осквернения. В субботу первую святых постов. Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы.

Слово в канун субботы первой седмицы Великого поста

– В субботу первой седмицы Великого поста во всех храмах будет совершается последование литургии святителя Иоанна Златоустого. 23 марта, в субботу 1-й седмицы Великого поста, память святого великомученика Феодора Тирона, Божественную литургию в нашем храме возглавил иерей Афанасий Огерук. Читаем Ветхий Завет (вторник седмицы 6-й Великого поста, седмица ваий).

Суббота первой седмицы Великого Поста

Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И глаголаше им: суббота человека ради бысть, а не человек субботы ради: И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; Темже господь есть Сын Человеческий и субботе. Посему Сын Человеческий есть господин и субботы. И вниде паки в сонмище: и бе тамо человек, суху имый руку. И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.

И назираху Его, аще в субботы изцелит его, да Нань возглаголют. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. И глагола человеку суху имущему руку: стани посреде. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.

И глагола им: достоит ли в субботы добро творити, или зло творити? Они же молчаху. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? Но они молчали.

И воззрев на них со гневом, скорбя о окаменении сердец их, глагола человеку: простри руку твою. И простре: и утвердися рука его цела яко другая. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

И святаго, от Иоанна, зачало 52. Сказал Господь Своим ученикам: сие заповедаю вам, да любите друг друга. Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде: Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

Те, кто не постился во время Четыредесятницы, могут держать пост в Страстную неделю, однако с осторожностью и без крайностей.

В целом, такой строгий пост на Страстной неделе предписывается в основном для служителей церкви и монахов, верующим достаточно отказаться от молочных продуктов, мяса, рыбы и алкоголя. То есть Страстная неделя - это неделя страданий, через которые прошел Иисус Христос ради всех людей. В Великий понедельник Страстной недели церковь вспоминает ветхозаветного Иосифа, события жизни которого в некотором смысле повторяют страдания, пережитые Христом: его продали за 20 сребреников родные братья, но в итоге он становится визирем египетского фараона, одержав верх над грехом и простив своих братьев. Великий вторник посвящен обличению фарисеев, а также Страшному суду.

Во вторник перед распятием Иисус побывал в Иерусалимском храме, где рассказывал обличающие притчи, в том числе и о конце мира. В Великую среду верующие вспоминают о решении предать Иисуса, которое принял Иуда Искариот, а также женщину-грешницу, которая помазала Христа миром маслом , тем самым подготовив его к погребению. Великий четверг посвящен прославлению таинства Причащения, которое было установлено Иисусом Христом во время Тайной вечери со своими учениками.

Завершить первую седмицу Великого поста следует конечно же полноценным участием в Божественной литургии, то есть причаститься Святых Христовых Тайн. Следует поисповедаться накануне, в субботу вечером и уже утром в воскресенье быть к началу службы. Пост будет для нас полноценным тогда, когда мы сможем сочетать внешнюю и внутреннюю его сторону, ведь участие в Святых Таинствах является для всех нас приоритетной задачей. По монастырскому уставу в этот день разрешена не только вареная пища, но и еда, заправленная растительным маслом.

Нужно эти прилоги решительно отвергать, не соглашаться с ними, говорить в душе: это не я так думаю, а ты, сатана; отойди от меня! Причем чем сильнее «нападение» греховных мыслей и чувств, тем внимательнее и усерднее должна быть молитва.

В таких сильных страстях, как гнев, блуд, гордость, все происходит очень быстро, в долю секунды воспламеняется душа греховным чувством. Святой праведный Иоанн Кронштадтский советует: «Быстроте вражеского нападения противопоставляй быстроту умственного и сердечного воззрения к Богу, ни на мгновение не позволяй себе увлекаться его обманом, но зри выну ко Господу». В такие моменты нет места рассуждению, надо просто молиться, и лучше всего подходит молитва краткая, например «Господи, помилуй! Вообще при воспламенении души греховным чувством или при буре греховных помыслов нужно всецело предавать себя в руки Божии. Часто от нападения греховных мыслей и чувств человек впадает в уныние. Но нужно знать, что в самом появлении в душе прилогов, какими бы безумными и мерзкими они ни были, греха еще нет. Так действует на душу сатана. И если человек решительно отвергает эту мерзость — греха нет, как бы долго это насилие над душой ни продолжалось и каким бы свирепым оно ни было. Эта внутренняя брань необходима для очищения души, для утверждения в вере и доступна человеку везде, где бы он ни находился: дома ли, на работе или на улице.

Удивительно, но и неудачи, поражения в этой борьбе доставляют человеку несомненную пользу, а именно: позволяют ему опытно познать свою немощь, прийти в сокрушенное и смиренное состояние духа, когда человек понимает, что без Бога он воистину не может творить ничего. Так постепенно в душе вырабатывается навык деятельной борьбы с грехом. Эта борьба трудна, но без нее теряется смысл поста: преображение души, стяжание благодати, достижение единства с Богом. И в этом смысле первая седмица не отличается от остальных. Важность ее в том, что она является временем перехода — привыкания — к режиму поста, поэтому можно ее провести строже всего поста, чтобы потом поститься было легче. Но меру строгости, посоветовавшись с духовником, каждый должен определить себе сам. Ревность о подвиге поста должна сочетаться со смиренным рассуждением о мере наших возможностей. В сочетании ревности и рассуждения должна родиться наша собственная мера. Нельзя здесь ориентироваться на моду или советы соседей.

Естественно, мы должны ориентироваться на требования устава и не позволять себе легкомысленно расслабляться, самовольно послабляя пост якобы по причине невыполнимости уставных требований. Сейчас модно давать себе послабления и рассуждать о невозможности для наших слабых сил полноценного поста. Если априори воспринимать пост с такой установкой, то ничего не получится. Если же просить у Бога помощи, чтобы Он дал пройти поприще поста успешно с рассуждением, то все получится. Найти свою меру воздержания — одна из важнейших духовных задач Великого поста. Актуально во время поста ограничить информационные воздействия телевизор, интернет. Часто такое воздержание становится более трудным, чем ограничение в пище. Что касается наших забот, то часто мы их умножаем для себя сами. О некоторых из них на время поста можно благополучно забыть.

А самое главное, как я считаю, на время поста поставить себе задачу — изжить какой-либо конкретный, хотя бы маленький, грех. Без этого пост пройдет вхолостую. Можно поставить себе программу чтения на Великий пост. Например, прочитать какую-то часть Священного Писания, какую-то книгу из аскетических творений святых отцов, например преподобного аввы Дорофея, святителя Игнатия Брянчанинова или святителя Феофана Затворника. Пост должен быть временем приобщения к чтению святоотеческой литературы. Псаломопевец Давид каждого из нас призывает: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним». А теперь представим себе постящегося, в котором отсутствует радость богообщения плюс бурлит невоздержание от желания получения наслаждений и увеселений, к чему так успела пристраститься многогрешная душа. Где милостыня, кротость, уступчивость?

Куда спрятались отзывчивость, приветливость, сдержанность? Куда пропали украшающие человека трудолюбие, умение молчать, быть благодарным? Понятно, что если ты работаешь с 9 до 21 часа, то в храм для богообщения при всем желании не попадешь. Но найти время для личной молитвы или постоянного молитвенного состояния — это же вполне осуществимо. Только нужно, поставив себе задачу совершенствования, просить Бога о помощи в этом благом деле! Постараемся не надевать на себя «кислую» маску постящегося. И тогда слова священника Ездры будут применимы к каждому православному христианину: «Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание». Обнинска: — С каким внутренним настроем мы начинаем любое дело, с таким его и продолжим. Так же и с постом: с каким настроением вошел в пост, с таким, скорее всего, его и проведешь, в том же духе.

А значит, к первой неделе поста надо отнестись особо ответственно. Типикон предписывает в первые два дня Великого поста совершенное неядение. Однако наш Типикон вышел из древнего монастыря преподобного Саввы Освященного, имевшего строжайший устав, поэтому считаю, что для мирян такое жесткое правило неприемлемо. Как-то у старообрядцев спросил: «Сколько дней вы не едите на первой седмице Великого поста? Они и то сократили это правило, хотя строго соблюдают букву устава. Кстати, знаю нескольких православных, которые в дни первой седмицы вообще ничего не едят до субботы. Всю неделю «подвижники» ходят «зеленые», психика у них, можно сказать, «на нуле». Под конец пятницы их уже ветром шатает от истощения… Я против такой практики. По предсказанию древних отцов и по общему мнению святых отцов последнего времени, крайние аскетические подвиги от нас, современных православных, отняты по причине нашей зараженности гордостью.

Такие «экстремальные» подвиги не пойдут нам в пользу, а будут питать только гордость: «Я не как все!.. Какие правила надо взять? Первое, с чего надо начать, это категорически отказаться от телевидения и интернета кроме как по работе на весь пост, до Пасхи. Разрешается только православный канал «Союз» — для этого он и создан. Второе: необходимо отказаться от посещения гостей — принципиально, на весь пост, потому что искушения в гостях обязательно будут: не только пищевые, но и в виде смеха, шуток. Моя позиция такая: надо не мяться, а сказать приглашающим откровенно, что сейчас время Великого поста, самого печального из всех четырех постов, потому что он посвящен напрямую страданиям Христа, Крестной Жертве, для которой Бог воплотился в мире; ради страданий Христовых мы и постимся, воздерживая себя; весь православный мир постится, и мы вместе с ним, так что в гости не пойдем… А вообще мы, русские люди, склонны впадать в крайности. Как некоторые ничего не едят седмицу, так другие, на вид крепкие, нормальные прихожане с первого же дня поста подходят и, жалуясь на гастрит, говорят: «Разрешите послабление поста». Знаю нескольких человек с язвами желудка, соблюдающих Великий пост. И они говорят, что их здоровью это нисколько не вредит, а самочувствие даже становится лучше.

Беременным, кормящим матерям, детям, старикам и больным пост ослабляется, вплоть до нулевого уровня. Для того, кто выполняет тяжелую физическую работу, тоже должны быть послабления. Человек должен чувствовать: если идет изнурение, издевательство над своим телом, то надо, посоветовавшись со священником, пересмотреть свой постный рацион. Пост не должен приводить в состояние уныния, печали. Приятным не в смысле пищи, а в смысле благотворного влияния на душу, а если это не так, значит, надо свой пост изменять. Пост — это упражнение в воздержании, маленький аскетический подвиг, который мы можем нести. Упражнение в воздержании воспитывает трезвение, то есть внимание к себе, способность сдерживать себя, управлять своими эмоциями и чувствами. Очень полезно в пост ежедневно читать святоотеческую литературу лучше всего творения святителя Игнатия Брянчанинова. Определить себе какую-то норму: одна страничка или 10 страниц.

Это чтение освежает душу. Молитвенная программа-максимум на первую седмицу — ходить на все службы утром и вечером. А вообще мирянину необходимо, учитывая его обстоятельства жизни, ходить на службы по своему личному усмотрению. У каждого своя мера упражнения в воздержании, поэтому необходимо принимать во внимание возраст, болезненность, тяжесть своей работы. Хорошо взять на Великий пост или хотя бы на первую его седмицу маленькое отдельное дополнительное правило в середине дня, например 30 молитв Иисусовых и пять земных поклонов, но совершать это правило именно так, как учат святые отцы: неспешно, внимательно и с благоговением. Почему именно в середине дня? Потому что утром и вечером мы всегда помолимся дома или в храме, а вот в середине дня нас больше всего захватывает суета. Ее и надо разбить обращением к Богу: потратить всего несколько минут и спокойно помолиться этой краткой молитвой Иисусовой. Это воспоминание Бога, восстановление связи с Ним, покаяние пред Ним обязательно даст мир Христов нашей душе.

Суббота первой седмицы Великого поста. Память великомученика Феодора Тирона и трагедия в Москве

23 марта 2024 года, в субботу первой седмицы Великого поста и день памяти вмч. Феодора Тирона, митрополит Курский и Рыльский Герман совершил Божестве. В Великом Посту 6 седмиц, но субботы и воскресенья не являются постными днями — не в том смысле, что отменяется телесное воздержание, а в том, что устроение богослужения совсем другое: в субботу и воскресенье совершается полная литургия. Первая седмица Великого Поста (в двух томах). 23 марта, в субботу 1-й седмицы, в день памяти великомученика Феодора Тирона, в день памяти святых сорока мучеников, в Севастийском езере мучившихся, состоялись богослужения. 25 марта: Родительская суббота 4-й седмицы Великого поста.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий