Во сколько пятничный намаз? Джума совершается в пятницу во время полуденной молитвы и заменяет её. 24.04.2024 06:48. Утренний. 03:36. Восход. 04:56. Обеденный. 12:30. Предзакатный. 15:51. Центральная Джума-Мечеть города Махачкалы.
Время намазов на текущий месяц г. Нальчик КБР
24.04.2024 06:48. Утренний. 03:36. Восход. 04:56. Обеденный. 12:30. Предзакатный. 15:51. Точное время намаза на сегодня В любом городе Расписание на месяц ⑤ Пять обязательных молитв: Фаждр, Зухр, Аср, Магриб, Иша. Пятничный намаз (джума намаз) совершается каждую пятницу во время полуденного намаза в мечетях (джума-намаз заменяет полуденный намаз "зухр").
Географические особенности: в Татарстане изменится время намазов
Руководство мечети готово пойти навстречу прихожанам и при необходимости сократить количество выделенных рядов. Прежде чем запустить подобные негативные настроения на просторах Интернета, следовало обратиться к имамам с просьбой дать соответствующие разъяснения. Именно так и пристало поступать верующим в случае возникновения недопонимания. Недаром Посланник Всевышнего мир ему сказал: «Верующие, достигшие наибольшего в вере, — это те, кто обладает высокими благородными нравами [в первую очередь — кто умеет направлять себя, контролировать свои эмоции, гнев, отвечает на плохое хорошим]» ат-Тирмизи.
Правила совершения коллективного пятничного намаза. Источник фото: freepik. На прошлой неделе мы перечислили условия джума-намаза.
Сегодня мы разберем порядок совершения пятничной молитвы и остановимся на основных моментах, о которых не знают многие новообращенные мусульмане. Для мусульман посещение коллективного пятничного намаза является обязанностью. Однако, к сожалению, многие из верующих пренебрегают им.
И когда задаешь вопрос, почему человек не посещает пятничную молитву, то часто в ответ слышишь, что он не умеет читать намаз, не знает как вести себя в мечети и т. Надеемся, что после прочтения этой статьи у тех, кто откладывают свое поклонение, не останется причин для страхов и сомнений. Ведь Всевышний Аллах сказал: О верующие!
Когда призывают [азаном] на намаз в пятницу, то устремитесь к поминанию Аллаха [к совершению пятничного намаза] и оставьте торговлю [и все прочие дела]. Это лучше для вас [чем прибыль от торговли], если бы вы только знали [какое благо в намазе, то непременно отдали бы предпочтение вечному]. Итак, основные моменты: Пятничная молитва начинается в то же время, что и полуденный намаз и проводится в мечетях или в специально отведенных для этого местах.
Пятничный намаз состоит из 10 ракагатов: сначала совершаются 4 ракагата сунны, затем 2 ракагата фарза, затем вновь 4 ракагата сунны. Джума намаз, в отличие от других намазов, не восполняется. Если время, отведенное для него, вышло, то следует совершить намаз Зухр.
С момента восхождения имама на минбар и до икамата все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Правила совершения коллективного пятничного намаза 1. Руководителем в коллективном намазе является имам.
Доверившиеся имаму совершают намаз за ним, выполняя каждое действие намаза за имамом, но ни при каких обстоятельствах не опережая его. В положении кыям стоя читают только сана, не произнося «Агузу», «Бисмиллях» и не читая другие суры, ожидают и слушают имама. А стоящие за имамом произносят тахмид «Раббана лякаль хамд».
Остальные зикры восхваления произносят и имам, и стоящие за ним. Имам громко произносит такбир, тасмиг и приветствие салям. Стоящие за ним все произносят про себя.
Самые распространенные вопросы Намерения совершаются следующим образом: «Я вознамерился совершить четыре ракагата сунны пятничного намаза. Ради Всевышнего Аллаха. Аллаху акбар».
Куда лучше вставать во время коллективной молитвы? При наличии только одного человека за имамом, он будет стоять справа на расстоянии одной пяди, если за имамом стоят 3 человека, то они образуют ряд. Стоять в ряду ровно, не оставляя свободного места, является сунной.
Что делать, если не успел на намаз? До совершения двух ракагатов обязательного пятничного намаза имам читает хутбу проповедь. Вошедший в мечеть во время проповеди имама должен начать его слушать, не читая намазы тахиятуль масджид и четыре ракагата сунны пятничного намаза.
После совершения фарза пятничного намаза должен совершить сначала первые четыре ракагата сунны, потом последние четыре ракагата сунны пятничного намаза. Тахиятуль масджид в этом случае не совершается. Если имам начнет читать проповедь, в то время как кто-то совершает тахиятуль масджид или четыре ракагата сунны, то намаз не прерывается и совершается до конца.
Если опоздавший встал за имамом до произнесения приветствий салям в фарз пятничном намазе, то он восполнит пропущенные ракагаты после.
Если в населенном пункте есть представители власти, то, по мнению Имама Мухаммада, это место также считается городом1085. По этому критерию, районные центры и многие поселки считаются городом. Наличие разрешения, выданного государственными органами Вопрос о «наличии разрешения, выданного представителем власти», чтобы намаз джума считался действительным, издавна был предметом спора между исламскими правоведами. Некоторые из них утверждали, что разрешение обязательно, но были и такие, которые не считали это нужным. Мы хотим привести доводы оппонентов и затем дать им оценку. В своем выводе они опираются на хадис, сообщенный Джабиром ибн Абдуллахом и ибн Умаром: «Если кто-либо при моей жизни не совершит намаз джума, или же, имея правителя справедливого или тирана , не признает или отнесется к нему с пренебрежением, пусть Аллах не даст ему удачи и не даст ему благополучно закончить свои дела» 1086. В этом хадисе, чтобы джума был фардом, ставится необходимое условие о наличии правителя. При этом не имеет никакого значения: справедливый он или несправедливый.
Так как намаз джума совершается при большом стечении народа и хатыб проповедник выступает перед ними с речью, большое значение имеет сохранение общественного порядка. Если не принимать разрешения госорганов как необходимое требование для совершения намаза джума, среди народа могут возникнуть волнения. Кроме того, руководство намазом и чтение хутбы представляет собой почетную обязанность, поэтому среди религиозных служащих может возникнуть соперничество. Также может помешать совершению намаза личная неприязнь или корыстные интересы отдельных лиц. Желание каждой группы руководить намазом сводит к нулю всю пользу от намаза джума. Если одна группа решит совершить намаз, а другая откажется, главная цель не будет достигнута. Одним словом, учитывая «психологию толпы» и другие причины, выполнение намаза джума должно происходить под контролем властей. Но если власти проявят равнодушие к этому или без особой причины решат воспрепятствовать совершению намаза джума, мусульманам можно собраться и совершать намаз под руководством одного из имамов. По этому вопросу Имам Мухаммад приводит следующее доказательство: «Когда Усман радыйаллаху анху находился в Медине под осадой, остальные сподвижники собрались и совершили намаз джума под руководством Али радыйаллаху анху »1087.
Бильмен отмечает, что в «даруль- харб»1088 дозволено так поступать1089. Нужно ли, чтобы глава государства или областные и районные руководители лично возглавляли намаз джума? По этому вопросу ибн уль-Мунзир сказал: «Издавна было заведено, чтобы намазом джума руководили главы государств или назначенные ими лица. Но если их нет, люди совершали намаз зухр»1090. Однако позже подобная практика канула в лету и эту обязанность взяли на себя имамы и хатыбы. В своде законов фикха «аль-Фетаваи хиндия» сказано: «Нынешнее положение дел таково, что начальник полиции, губернатор или кады прокурор не могут возглавлять намаз джума, так как государством на них эта обязанность не возложена. Исключением является тот случай, если руководство намазом джума вменено им в обязанность в инструкции или в приказе назначения на должность1091. Когда Усман радыйаллаху анху был избран халифом, на первом после вступления на пост намазе джума во время хутбы он от волнения потерял дар речи. Когда он оправился от волнения, то дал понять, что в дальнейшем хутбу могут читать хатыбы с правильной дикцией1092.
Ясно, что если главой государства является женщина, принцип руководства намазом джума может не осуществляться. В таких случаях намазом руководит лицо, назначенное главой государства1093. Это мустахаб или проявление такта и уважения. Высказывая это мнение, они опираются на принцип «кыяс», то есть сравнивают намаз джума с обязательным намазом. Как для совершения пятикратного обязательного намаза джамаатом не требуется разрешение властей, так и не требуется для намаза джума. Другим доказательством является случай из истории, когда мятежники заключили Усмана дома, и Али радыйаллаху анхума без разрешения халифа возглавил намаз джума1094. Ханафиты утверждают, что Али радыйаллаху анху принял решение возглавить намаз по той причине, что народ собрался на намаз, а для получения разрешения у халифа не было возможности. Поэтому поведение Али радыйаллаху анху не доказывает, что можно каждый раз совершать намаз джума без разрешения властей1095. В итоге можно сказать, что ханафиты придавали большое значение сохранению порядка в обществе.
Численность джамаата Взгляды правовых школ также различаются по вопросу численности джамаата, необходимого для действительности намаза джума. Абу Ханифа считал, что кроме имама должно быть еще три человека, тогда как Абу Юсуф и Имам Мухаммад утверждали, что необходимо участие двоих мужчин. Доказательством является аят Корана о призыве людей к намазу, где употреблена множественная форма: «Когда вас позовут к молитве дня собрания, спешите к поминанию Аллаха» 1096. Абу Ханифа считал, что множественное число употребляется в отношении трех человек, а его ученики считали, что в отношении двух. По известному мнению Имама Шафии и Ахмада бин Ханбаля, для действительности намаза джума должно быть сорок мужчин, умственно полноценных, свободных, достигших совершеннолетия и проживающих в определенной местности. Что касается местности, где нет столько мужчин, то там намаз джума не совершается. В качестве довода они приводят историю совершения мусульманами первого намаза джума в местечке под названием Бани Баяда Харра, где в намазе участвовало 40 человек1097. Имам Малик не указывает на какое-либо число участников. По его мнению, джамаат по численности может быть гораздо меньше сорока человек, например, из 12 человек.
Доказательство следующее: «Однажды Посланник Аллаха саллаллаху алейхи ва саллям читал хутбу, находясь на минбаре. В это время стояла засуха. И тут пришла весть, что в Медину прибыл караван. Люди, узнав об этом, покинули мечеть, и там осталось всего 12 человек1098. Аят об обязательности совершения джума был ниспослан именно в этот момент». Так как во времена Пророка саллаллаху алейхи ва саллям и его сподвижников намаз джума совершали с участием различного количества людей, то лучше не ставить условие об участии определенного количества людей, а, как ханафиты, ограничиться понятием «джамаат», так как указание в хадисах на конкретное количество людей может быть чистой случайностью. Одновременное совершение намаза джума в нескольких местах в одном городе Причиной разногласий, возникших по этому вопросу, является то, что во времена Пророка саллаллаху алейхи ва саллям и его сподвижников намаз джума совершали только в центре города и в одной мечети. Абу Ханифа и Имам Мухаммад считают, что можно совершать намаз джума сразу в нескольких местах города. В книге «аль-Фатаваи хиндия» сказано, что это наиболее достоверное мнение ханафитов, но в тоже время ее авторы приводят и совершенно противоположное мнение.
Абу Юсуф говорил, что в случае необходимости в одном районе можно совершать намаз джума только в двух мечетях1099. Сначала Имам Шафии утверждал, что в одном районе намаз джума можно совершать только в одной мечети, но, когда увидел, что в Багдаде намаз джума совершают в нескольких мечетях, промолчал. Ученые, утверждающие, что в одном городе можно совершать намаз в нескольких мечетях, приводят следующие доводы: пока Усман находился в окружении мятежников, Али радыйаллаху анхума руководил намазом джума. Кроме того, он возглавил праздничный намаз за пределами Медины, в пустыне. А пожилые и слабые люди совершили намаз в центре города. Правила совершения праздничного намаза такие же, как намаза джума. С другой стороны, хадис: «Намаз джума совершают лишь в многолюдном городе» имеет абстрактный характер и не указывается, что в таком городе намаз совершают только в одной мечети. Ведь если город большой, то очень сложно вместить всех людей в одну мечеть1100. В аятах Корана говорится: «Господи наш!
Не возлагай на нас то, что нам не под силу»1101. Вакт время Время выполнения намаза джума — это время совершения намаза зухр. Анас ибн Малик говорил: «Пророк саллаллаху алейхи ва саллям совершал намаз джума в тот момент, когда солнце начинало склоняться к западу»1103. Если намаз джума не совершили, то делают када намаза зухр. Ахмад бин Ханбаль утверждал, что намаз джума можно выполнять до наступления времени намаза зухр, тогда как Имам Малик добавлял, что можно и после окончания времени1104. Хутба проповедь Выражение в аяте «спешите к поминанию Аллаха»1105 означает «намаз джума» и «хутба» проповедь. Пророк саллаллаху алейхи ва саллям никогда не совершал намаз джума без хутбы. Если хутба не представляла бы собой необходимое условие, он бы не всегда читал ее, показывая, что хутба не является фардом. Со слов ибн Умара и досточтимой Айши радыйаллаху анхума известно, что из-за хутбы намаз джума совершали в 2 ракаата1106.
Поэтому после наступления времени намаза перед джамаатом необходимо прочитать хутбу.
Обстоятельства, при которых можно пропустить пятничную молитву В хадисе Посланника Аллаха мир ему и благословение приводятся следующие категории людей, кому выполнение пятничной молитвы не обязательно, — это раб, женщина, ребёнок и больной. Для них выполнение пятничной молитвы не обязательно, следовательно, они могут её пропустить, выполняя при этом обычную обеденную молитву. А остальные должны выполнять её неукоснительно и в лучшем виде. Если пятничная молитва пропускается без уважительных причин — это является запрещённым. Известны слова Пророка мир ему и благословение : «Или прекратят люди оставлять пятничные молитвы, или поставит Аллах на их сердца печать, и будут они после этого из тех, кто проявляет небрежность». Желательные действия пятничного дня Пророк Мухаммад мир ему и благословение говорил о пятнице: «Поистине, пятница — и праздник, и день, отданный упоминанию Аллаха ». В другом хадисе: «В этот день Всевышний Аллах прощает по своему усмотрению шестьсот тысяч грешников, освобождая их от ада».
Но чтобы попасть в число избранных Аллахом, необходимо выполнить некоторые условия. Вот что об этом говорит Посланник Аллаха мир ему и благословение : «Если мусульманин, очистившись насколько хватит сил, надушив себя благовониями, придёт в мечеть и, никого не беспокоя, выполнит предписанные обязанности, да ещё не будет разговаривать или глядеть по сторонам, а молча и со смирением выслушает проповедь, то от этой и до следующей пятницы будут прощены все его ошибки». Собираясь в мечеть, нельзя есть чеснок, лук и другие продукты с острым запахом. Перед пятничной молитвой мусульманину желательно искупаться, остричь ногти, надеть чистую и нарядную одежду, использовать самый приятный запах, и пораньше, насколько это возможно, прийти в мечеть. Там приносить покаяния за вольные и невольные грехи, совершённые в течение недели, читать Коран, вспоминать прекрасные имена Аллаха и прославлять Его, Всемогущего и Всесильного произносить зикр. В пятницу у входа в мечеть сидят ангелы и отмечают: «Первым пришёл такой-то мусульманин, вторым — тот-то, третьим — тот…». Как только имам начинает проповедь, ангелы прекращают запись, и книга закрывается. Имаму желательно до проповеди сесть на минбар, повернувшись к джамаату.
Второй азан муаззину желательно произносить перед ним. Хутбу сначала начинают с восхваления Всевышнего Аллаха, затем с произнесения обоих свидетельств и чтения салавата Пророку Мухаммаду мир ему и благословение. Желательно также прочитать несколько аятов из Корана и хадисов, разъяснить их смысл. Затем прочитать проповедь, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман. Во время второй проповеди желательно совершить дуа мусульманам. Так как совершают две проповеди, то желательно между ними сесть. Также желательно вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка мир ему и благословение , прочитать тасбихи. Это особенно желательно в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных в джамаате мольбах-дуа, особенно в такой великий день, как пятница.
Совершив вместе тасбихи, верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями. Нежелательные действия пятничного дня 1. Нежелательным, приближённым к запрещённому действию, является перешагивать через других верующих с целью пройти в передние ряды мечети, так как этим вы приносите им определённый вред. Придя в мечеть, нельзя ходить между рядами и, бесцеремонно раздвигая людей, беспокоя их, стараться занять место в передних рядах. Безусловно, передние ряды весьма почётны. Но они для тех, кто пришёл раньше. После азана или икамата, когда люди встанут для молитвы плотнее друг к другу, свободные места в переднем ряду займут стоящие сзади. Тем, кто пришёл позже, лучше всего занять любое свободное место, чтобы не впасть в грех, пробираясь вперёд.
Пробираясь в передние ряды, задевая других, вы отвлекаете их, мешаете им сосредоточиться, оскорбляете их чувства и навлекаете на себя гнев Аллаха. В хадисе сказано: «Если кто-либо, придя на пятничную молитву, будет, беспокоя людей, пробираться в передние ряды, то пусть знает, что он прокладывает себе мост прямо в ад». Нежелательно имаму во время выхода для чтения хутбы приветствовать джамаат, так как этим он вынуждает их отвечать ему, а это является порицательным для них. Также относится к порицаемому, приближённому к запрещённому, продавать что-либо или покупать что-либо после пятничного азана, и также относятся к порицаемому, приближённому к запрещённым вещам, все действия, которые отвлекают человека от намаза. Нежелательным является есть, пить в мечети во время хутбы. Нежелательным является поднимать другого человека, чтобы сесть на его место, так как Пророк Мухаммад мир ему и благословение сказал: «Пусть никто из вас не поднимет другого с его места в пятничный день, чтобы сесть туда, однако пусть скажет, чтобы ему дали место». Также запрещено совершать намаз или дуа, здороваться и разговаривать в то время, когда имам поднялся на минбар для чтения проповеди, так как Пророк мир ему и благословение сказал: «Когда кто-нибудь из вас зайдёт в мечеть в то время, когда имам делает хутбу, пусть он не совершает намаз и не разговаривает до тех пор, пока имам не завершит свою хутбу, и пусть также не отвечает на салам». С момента восхождения имама на минбар и до окончания двух ракаатов фард-намаза все люди в джамаате должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди.
Пророк мир ему и благословение предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему "Замолчи", то твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую». Учёные-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку , то есть она канонически действительна, и перечитывать её не надо. В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо слушать имама и строго сохранять молчание. В противном случае мы уходим с пятничной молитвы без вознаграждения саваб , в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся.
При содействии правительства Москвы в столичном районе Печатники в юго-восточном административном округе в этот день будет работать дополнительная площадка для совершения праздничной молитвы», — говорится в сообщении. Трансляцию праздничной проповеди муфтия шейха Равиля Гайнутдина из Московской Соборной мечети будет вести телеканал «Россия 1». Ранее представители управления мусульман Узбекистана сообщили Kun.
РАСПИСАНИЕ НАМАЗОВ
В Татарстане изменится время проведения намазов - Новости | Курбан-байрам начинается через 70 дней после Ураза-байрама. |
Во сколько начинается вечерний намаз? Как читать вечерний намаз? | Бесплатный онлайн-сервис, рассчитывающий время совершения намаза для мусульман-шиитов с автоматическим определением местоположения и направления на Мекку. |
В духовном управлении мусульман РФ объявили дату праздничного намаза в Рамазан хайит | Точное время намаза на сегодня, расписание намаза на сегодня, во сколько нужно делать намаз для мужчин и женщин. |
ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ (ДЖУМА) - ЕГО УСЛОВИЯ | Намаз от "А" до "Я" | Также обязанность совершения пятничного намаза спадает с человека, если его болезнь может усилиться или может оттянуться его выздоровление. |
Пятничный Намаз: время начала и окончания, правила выполнения
Об изменении времени проведения намазов с мая оповестили жителей Татарстана в пресс-службе Духовного управления мусульман республики. Расписание намазов. Намаз. Россия. Казахстан. Наиболее достоверным является то, что это время начинается с началом хутбы имама и продолжается до завершения пятничного намаза. По пятницам вместо Зухра совершается пятничный намаз Джума (Жума) в мечети.
Время намаза на апрель 2024 для Москвы
Наиболее достоверным является то, что это время начинается с началом хутбы имама и продолжается до завершения пятничного намаза. Время намаза на весь 2019 год Скачать. Московская мечеть Ярдям находится в районе Отрадное Северо-Восточного административного округа Москвы, расположена в доме 8 по улице Хачатуряна. Пятничный Намаз. Времена намазов. Календарь 2024. Намаз. Расписание намазов в Йошкар-Оле. Время намаза Ташкент. Определение Киблы.
ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ (ДЖУМА) - ЕГО УСЛОВИЯ | Намаз от "А" до "Я"
После второго азана имам произносит проповедь. После этого совершаются 2 ракаата фарда пятничного намаза. Руководителем намаза является имам, все движения повторяются за ним. В кыяме произносится только дуа «Субханяка».
Очень сложно определить самому это время находясь в городе, освещенном уличными огнями. Это один из наиважнейших намазов. Пророк Мухаммад саллаллаху алейхи ва саллям сказал о человеке, который не встал на утренний намаз: Это шайтан помочился прямо в уши этому человеку.
В еще одном хадисе говорится: Как только вы засыпаете, шайтан вяжет три узелка на вашем затылке. Ударяя лапой по каждому узелку, он прошепчет: Пусть эта ночь будет для тебя длинной! Спи спокойно! Но стоит вам проснуться и помянуть Аллаха, как сразу развяжется один узелок. Если совершить омовение, развяжется второй, а после выполнения намаза — третий узелок. В результате этого мусульманин встретит рассвет умиротворенным и спокойным.
В противном случае человек просыпается усталым и разбитым, хмурым и сердитым. Выполняйте вовремя утренний намаз, чтобы шайтан не мог вас подчинить себе, а для этого нужно под рукой иметь расписание намазов. В Москве и других городах время определяется в зависимости от времени восхода солнца. Время восхода солнца — макрух - намаз совершать запрещено. Зухр — с момента выхода солнца из зенита и до наступления времени для намаза Аср. При этом следует учитывать, что если солнце находится в зените, то это время — макрух, то есть совершать намаз запрещено.
Исключение составляет джумга намаз в пятницу. В свою очередь время Аср намаза начинается при увеличении тени предмета в два раза от его размера и до момента когда солнце станет красным медным. Если нет возможности самому определить это время, то воспользуйтесь напечатанным выше расписанием намаза в Москве. Магриб намаз нужно выполнять после того как солнечный диск полностью скроется за горизонтом. Время это намаза длится вплоть до наступления молитвы Иша, то есть до наступления полной темноты. Совершать намаз во время захода солнца - макрух.
Время для Иша намаза длится от наступления полной темноты до полуночи. Хотя многие из мусульманских ученых считают, опираясь на хадисы, что время Иша-намаза длиться до начала времени Фаджр-намаза. Остановимся на словах Пророка саллаллаху алейхи ва саллям : Если вы совершаете аль-иша, то время ее следует до полночи Муслим 171. Для определения времени намаза в Москве и других городах используйте расписание намазов с сайта. За Иша намазом выполняется Витр намаз. Сейчас существуют правила и программы с помощью которых мы можем определить например, время намазов не только в Москве, но и других городах.
Выполнение намаза вовремя и с соблюдением всех предписаний, с истинной верой в сердце — это редчайший дар Всевышнего.
Намаз прочитанный вовремя — это самое лучшее деяние. На нашем сайте вы сможете найти расписание для всех городов России от Москвы до Владивостока, здесь перечислим только некоторые из них: время намаза в городе Москва; в Махачкале;.
В городе действует 2 крупных муфтията федерального значения, которые включают в себя региональные общины: Духовное управление мусульман РФ Совет муфтиев России и Духовное собрание мусульман страны.
В Москве действует 5 мечетей, крупнейшая из которых — Соборная, а также порядка десяти местных религиозных объединений, которые фактически играют роль молельных домов. Кроме того, функционирует Московский исламский институт.