Календарь языческих праздников на древней Руси, славянские обряды и ритуалы, весенние, осенние, зимние и летние Дни Равноденствия: даты и значение традиций.
Славянские праздники в марте: традиции встречи весны и почитания языческих богов
Весенние праздники славян. В день весеннего равноденствия славяне зазывали на встречу Богиню Весту. Наиболее значимыми датами были 21 и 25 марта, поскольку эти дни знаменуют в славянской традиции рождение бога Ярилы, а значит и рождение всей природы. Особым днем является 6 марта, в народном календаре его называли – Весновей, а значит, он посвящен Стрибогу, богу ветров, новых веяний, новостей.
Открытие Сварги: как славяне представляли себе рай и почему 25 марта нельзя работать
Праздник Жаворонки: почему этот день важен для славянских народов Поделиться На день весеннего равноденствия в марте месяце приходится древний славянский праздник Жаворонки, который мало кто знает и даже люди золотого возраста уже почти и не вспоминают. Центральным праздником марта у восточных славян считался день весеннего равноденствия, который в народе нередко называли "Великдень", — наивысшая точка весны, когда совершается окончательная победа над зимой и смертью. В марте славяне отмечали множество праздников и обрядов, связанных с пробуждением природы после зимнего сна. днём равноденствия (в разные годы это 20 или 21 марта) — это великий праздник вступления в свои права долгожданной и обновляющей мир Весны священной, даруемой самим Небом людям, зверям, птицам.
Традиции и обряды: Мара Зимняя и Васильев вечер 13 января
Последние новости — Аргументы» Новости» Соцпортал» Праздники» Славянский праздник Открытие Сварги или закликание Весны в 2023 году празднуется 25 марта. Каждый славянский праздник посвящён воспоминанию важнейших событий в жизни Расы. В день весеннего равноденствия, 20 марта, принято отмечать древний праздник со славянскими корнями под названием Комоедица. В первый день весны – 1 марта – в народе отмечали праздник, посвященный славянскому богу весны и плодородия – Яриле. Какие запреты и традиции сложились в этот день – в материале «МК в Ленобласти». В день весеннего равноденствия у славян праздник Комоедица.
День богини Весты-Весны: славянский женский день
Славяне в древности встречали свой Новый год, он наступал всегда по старому стилю 1 марта — в первый весенний день, а сегодня, по новому стилю, этот праздник пришелся на 14 марта. Особым днем является 6 марта, в народном календаре его называли – Весновей, а значит, он посвящен Стрибогу, богу ветров, новых веяний, новостей. В наше время единственный официальный женский весенний праздник — Международный день 8 Марта. Празднование весеннего равноденствия: 7 дней подготовки к празднику.
Народный календарь праздников на март 2023 года с приметами на каждый день
В середине Масленицы день весеннего равноденствия, поворотный момент в календаре и укладе жизни. Название этой недели — Комоедицы связано с древним словом — ком. Так называли медведя. Считалось, что в эту пору медведь просыпается в своей берлоге. И ему несли угощение — блины. Блинная жертва очень важна. Медведь — это еще один образ Велеса, а блин — изображение солнца. Таким образом, происходит переход образ божества от Хозяина Нави к «скотьему богу». И праздник носит название двух птиц — Сороки Жаворонки. Первые — это навьи, слуги Кощея и Марены Зимы, а жаворонки — первые гонцы Весны.
В этот день пекут специальные печенья в форме птиц. Этот славянский праздник является продолжением славления весеннего равноденствия, а называется так из-за того, что по обычаю начинают прилетать сорок новых видов птиц с зимовья, в том числе и первые жаворонки. Конец Масленницы. Приход Весны.. Наконец-то природа проснется, оживет и начнет свой рост в течение рек и сеянцах, молодых побегах и новых ветках деревьев.
Другие формулы отсылают нечисть насекомых, ящериц, мышей и волков в другое село, лес, в воду, в «штаны к цыгану, молодухе», к собакам и кошкам. Первомартовские костры должны были «развеселить», то есть сжечь или подпалит бабу Марту. В Банате болгары выражают пожелание: «Баба Марта, я тебя грею сегодня, а ты меня завтра», а когда все перепрыгнут через костёр, кричат: «Дед Алия, выпьем тёплой ракии ». В Родопах обязанность раскладывать огонь возлагается на молодых женщин и мужчин. В Златоградском округе все окуривают друг друга: мужчин, «чтобы раскрылась ширинка», и женщин, чтобы задрали юбки. Но в доме огонь разжигать запрещено, иначе все побьёт град и в поле будет головня [2]. В восточной Болгарии, чтобы расположить к себе бабу Марту, женщины бросают красные пояса или косынки на забор или деревья, чтобы «встретить бабулю красным», «чтобы баба Марта рассмеялась», при этом строго запрещено выносить белое бельё и белую одежду. В Родопах этот день празднуют от болезней, особенной опасности подвергаются в этот день глаза. В Смоленском округе все встают затемно, чтобы «Марта не написала им в глаза», так как считается, что «она принесёт сонливость» то же у бессарабских болгар. В Страндже Марту угощают разваренным зерном, которое бросают за окно ср. В Софийском округе протирают глаза «мартиным цветком» в Стружском округе Македонии это собранный с утра кукуряк , заклиная: «Пусть у Марты глаза болят, а у меня не болят». В восточных Родопах говорят, что «баба Марта оставляет отметки на глазах и лбу». В южной Болгарии считают, что первое мартовское солнце опаляет лица девушек и детей [2]. Сербы 1 марта нередко называли Летником. И теперь подобное название первого марта сохранилось в деревнях Подримлья [sr] , кое-где в Косово и Черногории — пролетник. В далёком прошлом летник отмечался во время весеннего равноденствия, но затем в официальном календаре он «переместился» на первое марта.
Они верили, что в этот день Чернобог возвращает всю власть Сварогу, а богиня смерти и справедливости Мара уходит из мира Яви в свой мир, отдавая почти всю власть прочим сильным богам, которые отвечают за достаток, богатство и плодородие земель. Существует множество противоречивых источников, в которых описывается сжигание чучела богини Мары на ритуальном костре в качестве обряда. В одних это является символом наступления тепла и уменьшения власти богини Мары в мире Нави, в других же это считается примесью христианства, словно уничтожается идол. Но все же древние славяне выделяются из всех культур невероятно почтительным отношением к своим богам, они всегда старались им угодить и боялись разгневать. Так неужели славяне собирались на капищах, где просили у богов защиты и милости, и в итоге сжигали чучело символизирующее богиню и ее силу? Данный вопрос невероятно сложен и споров относительно этого было невероятное множество. Стоит отметить, что по дошедшим до наших времен летописям или каким-либо древних памяткам, не указывалось о сжигании чучела, логично предположить, что данный обряд стал традиционным значительно позже. Как же на самом деле праздновалась славянская Масленица? Наши предки отмечали ее с особенным размахом: различные молодецкие забавы, такие как кулачные бои, чтобы показать всю мощь возрождающегося мира. Прыжки через ритуальный костер, веселые хороводы, танцы и даже купание в открытых водах.
Весной как раз и наблюдали за полётом его и пустельги тоже сокола. Это якобы и называлось «кобениться». А ещё есть версия, что это слово означает «подражать движениям птиц», что и делали раньше весной. Опять же, читаем у Даля: «Кобенить — руки, ноги, заламывать, ломать, корчить, неуклюже изворачивать». А как же иначе человеку, существу земному, повторить небесный танец птиц? Недаром там же: «Кобенить, — ся говорят о шаманских кривляньях». А ведь шаманы очень часто строят свою хореографию на движениях птиц, и обычно именно соколов. Можно покликать птиц и попеть весенние песни — веснянки-заклички. Например, такие: «Уж ты пташечка, ты залётная! Ты слетай на синё море, Ты возьми ключи весенние,.
Весенние народные праздники на Руси
Читать подробнее про народные праздники декабря. День Ивана Купалы в церковной парадигме существует как Рождество Иоанна Предтечи день Ивана Купалы подробно , а 21 сентября - это Рождество Богородицы читать подробно про народные праздники сентября. Художник: Виктор Корольков. Ярило То же самое и с традиционной славянской Масленицей — этот праздник приходится строго на день весеннего равноденствия, когда День сравнялся с Ночью, а затем — превзошел — победил ее.
Блин же — это олицетворение Солнца. То есть Масленичная неделя знаменует собой проводы Зимы и встречу Весны, или, по-другому , победу Света над Тьмой. Именно с этого дня входит в свои права Солнце-Юноша Ярило, олицетворение энергии пробуждающейся природы, буйства жизни, плодородия, расцвета.
Впрочем, собственно, Ярилин день отмечается несколько позже — когда весеннее солнце набирает наивысшую силу — то есть в середине цикла Ярилы — 23 апреля. Читать подробно про народные праздники апреля. Художник: Василий Суриков.
Взятие снежного городка. По характеру древних праздников можно достаточно четко разделить год на женскую и мужскую половину, на время господства женских и мужских энергий.
Праздник Масленица — Комоедица традиционно всегда отмечается 22 марта. Эта дата считается началом астрономической весны, а по славяно-русской традиции Днём Сотворения Мира. Этот праздник приурочен к весеннему равноденствию когда день и ночь равны по времени , одному из четырёх главных праздников, связанных с солнцем.
С этого дня солнечное время становится длиннее, а солнце становится молодым Ярилой и прогоняет Зиму-Марену. Считается, что с приходом весны и поворотом солнца на лето, из Ирия возвращаются души предков, которые улетали из Яви на всю зиму. Прилетают они, по поверьям славян, прямо на крыльях птиц, которые возвращаются в родные земли. В старой пословице, которая звучит; Первый блин комам Считается, что в эти дни просыпается медведь. Второй блин знакомым, Третий родне, А четвёртый мне!
Масленица чисто Русский, Славянский праздник был приурочен ровно к весеннему равноденствию, издавна на Руси праздновалась и празднуется либо в сам равный ночи день 22 марта, либо на следующий день, когда солнечное время суток, как говорится, стало больше на воробьиный скачок.
При этом стихотворения того времени описывали Ладу, именно как символ весны и гармонии с просыпающимися силами природы. В сборнике стихотворений «Чёрные розы» Аполлона Аполлоновича Коринфского, русского поэта и знатока фольклора Поволжья, изданного в 1896 г в Санкт-Петербурге, мы нашли стихотворение «Лада» с эпиграфом: «Ой, Лада! Лель, люли» — из народных припевов. Поэтическое произведение начинается так: «Чуть солнышко светлее среди зимы блеснёт, Чуть взглянет веселее на весь честной народ, — Так — русских зим услада, зазноба вешних чар — Пойдёт певунья Лада развеять сердца жар… Куда-куда ни глянет, — везде-то путь пред ней, Как маслом полит, станет и глаже, и ровней… За нею следом тройки летят в перегонки; И смех, и песни бойки, и тешат слух звонки… Варят пива по сёлам, вся Русь печёт блины — В разгуле развеселом, в честь вестницы весны... Как и было обещано: Лада — символ весны, краса голубоокая, белая лебёдушка и павушка — ну как такой не поклоняться!
Но про славянский праздник Ладодение мы не нашли никаких цитат и упоминаний в достоверных источниках. Хотя в данном случае это ничего и не значит. Сокол кобчик, Falco vespertinus Птицы и слово «кобенить» — какая связь? Продолжая изучать образ Лады, выяснили, что богиня всегда была окружена перелётными птицами. Они, устремляясь за Ладой, прилетали к нам весной из Ирия.
Ночью Семаргл стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году он сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. Этот славянский праздник посвящался ему: рыбаки несли щедрые дары для Водяного в надежде, что тот наведет порядок в водном царстве и отблагодарит угощающих щедрым уловом, не порвет их сети, пригонит в них крупную рыбу, а также накажет русалкам не трогать их и их близких. Некоторые артели могли принести в дар и целую лошадь. Однако чаще всего требы ограничивались молоком, маслом или хлебом с яйцами. Кидая их в холодную весеннюю воду, славяне надеялись — Водяной дух проснется в хорошем настроении. Поэтому производится поминовение родственников на могилах и принесение тризны: угощения в память о них. Более старших в Роду поминают, опуская в воду скорлупки от крашеных яиц, чтобы к Русальему дню они были переданы им как дорогая весточка от близких. Также как и первого апреля, в день Марены, в этот славянский праздник выходя на Явью сторону и неусопшие, неупокоенные, неприкаянные, обиженные покойные души. Именно поэтому многие опять надевают личины для защиты себя от них. С этого периода начинаются первые весенние свадьбы и производится символическое оплодотворение — Отмыкание Ярилой Земли и выпускание первой росы, которая считалась сильной и использовалась при обрядовых катаниях мужчин по земле для увеличения их здоровья и богатырской воли. Ярилина роса бережно собиралась и использовалась впрок как живая вода для лечения многих недугов. Им приносят стандартные требы: кутью, блины, овсяный кисель и писаные яйца. Также в этот день устраиваются соревнования: катание с горы писаных яиц. Побеждает тот участник, чье яйцо укатится дальше всех и не разобьется. Такая выкатка земли яйцами символизирует ее будущее плодородие. К полночи празднующие готовят зачин и собирают огромный костер на горе для празднования Живина дня. Share this article:.
Как славяне закликали весну в праздник Открытие Сварги 25 марта
Оттепель Снег. Настасья Коваленко Закликание весны: народные традиции 25 марта Согласно славянской мифологии, 25 марта Сварга открывалась, и оттуда к людям сходила богиня Жива — воплощение весны. В этот день все живое празднует победу жизни над смертью, зовет и славит весну. Считалось, что в день открытия Сварги нельзя работать. Предки угощались печеньем в виде жаворонков, отпускали птиц на волю и играли в обрядовые игры.
Что с 7 по 14 марта, мы призываем и ждем Богиню Мать в ее лике Лады и 40 Богинь с ней, имена которых уже частично не помним, именно поэтому мы празднуем сорочины, а не потому, что сороки летят!!!
И каждый день до 40 дня, олицетворял определенный лик Богини Матери. А вот и внимательно вдумайтесь в смысл песни, которую поют девушки на празднике Сорочин. Благослови, мати,.
Считалось также, что в это день птичка овсянка, весело чирикая, возвещала наступление весны. Существовала традиция в этот день печь овсяное печенье — овсянники.
Приметы Ярила брался за соху и борону да топил снег. Много снегу — много хлеба; много воды — много травы. Снегу надует — хлеба прибудет; вода разольется — сена наберется. У крестьян в этот день была традиция угощать в своём доме нищих и убогих. В народе Лев Катанский по созвучию стал называться Катальщиком, и поэтому нередко на Льва устраивали катания с гор.
Плохой приметой считалось в этот день увидеть падающую звезду — маньяк. На Тимофея определяли, какой будет весна. Считалось, что в этот день начинают дуть тёплые ветры. Приметы Весновей веет и старого греет. Тимофей Весновей — уж тепло у дверей.
На Тимофея Весновея как ни злись метелица, а все равно весной веет. Считалось, что на Маврикия возвращаются домой перелетные птицы. Приметы Ранний прилет скворцов, грачей и ласточек предвещал раннюю весну. Ранние ласточки — к счастливому году. Мороз на Маврикия скрипит, однако не замораживает.
Считалось, что на Поликарпа пора сорокам в лес убираться, а тетеревам выступать с запевками.
Церковь просто "приватизировала" как и многое другое древнейший народный праздник встречи Весны. И вскоре народ забыл свою древнюю Комоедицу, но стал праздновать Масленицу с прежним разгульным размахом. Так как прежняя Комоедица попадала на Великий пост, когда праздники и веселья строго запрещены, церковники "сдвинули" праздник во времени от Дня весеннего равноденствия почти на месяц ближе к началу года, отведя ему неделю перед Великим постом, то есть совершили фальшивую подмену того, что даровано самим Небом астрономическими космическими циклами.
Кроме временного "сдвига", прежнее народное празднование сократили с двух недель до одной. Строго говоря, был совершён не "перенос" праздника Комоедицы Комоедицу перенести невозможно, так как она связана с ежегодным астрономическим событием — днём весеннего равноденствия , а учреждение для народа нового церковного праздника взамен прежнего, чтобы стереть былые русские традиции из памяти народа. Существенное смещение к началу года, делает извращённым придуманное толкование нынешней Масленицы на древний лад — как "Проводы зимы и встреча весны". Ведь в это время ещё слишком рано встречать весну среди снегов и зимних холодов, особенно в России с её холодным климатом.
Наши мудрые древние предки встречали весну в более разумный срок, чем нынешние, обращённые церковной идеологией в "рабов Божьих", православные россияне. Новый церковный праздник, Масленница "сырная" или "мясопустная" седмица-неделя стала предшествовать Великому посту. В "сырную седмицу" Церковный Устав уже запрещает верующим есть мясо, но разрешает сливочное масло, молочные продукты, яйца и рыбу. От этих разрешённых церковным календарём продуктов праздник вскоре, в том же XVI веке, обрёл своё второе, народное название — Масленица.
Но даже "перенесённый" церковниками прежний народный праздник Комоедицы сохранил свои некоторые древние обычаи, обратившись в XVI веке в народную Масленицу. Окончательно традиции русской народной Масленицы были закреплены в XVIII веке стараниями российского императора Петра I лжеПетра и массона , большого любителя всяких разгульных празднеств. Несмотря на официальное включение в церковные праздники, полного переосмысления Масленица так и не получила, и остаётся народным праздником. Как относиться к празднику Масленицы — это зависит от восприятия празднующего.
Не следует путать, как это сейчас часто случается, нынешнюю Масленицу с древней Комоедицей — это разные праздники. Нынешняя Масленица, даты которой определены церковниками, ни в коей мере не является якобы лишь просто "сдвинутым" по времени прежним праздником Комоедицы, который всегда был и будет неразрывно связан с Днём весеннего равноденствия. И смысл нынешней народной Масленицы, тем более церковной "сырной седмицы", уже совсем другой, чем у прежней славянской Комоедицы. Комоедица — это торжественная встреча нашими древними предками наступления астрономической весны и начала древнеславянского Нового года, а также необходимое после холодной зимы взбадривание людей весельем и плотной едой перед началом интенсивных полевых работ.
Церковная же Сырная седмица — это подготовительная неделя к Великому посту, последняя неделя перед Великим постом. Посвящена в христианском смысле одной цели — примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу — в этом христианская составляющая Масленицы. В продолжение церковной Сырной седмицы Масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица — это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу.
Определённой церковным календарём народной Масленице праздновать, собственно говоря, нечего — это просто устройство некой гулянки, которой церковники заменили древнюю Комоедицу, чтобы стереть её из памяти русского народа. И взбадриваться праздником Масленицы перед сельскохозяйственными работами ещё слишком рано — на полях ещё долго будут лежать снега, кружить зимние вьюги да метели. Кроме того, после церковной Сырной седмицы Масленицы начинается долгий Великий пост с огромными ограничениями в питании, что для наших людей после холодной русской зимы, когда организм и так ослаблен, и перед предстоящими тяжёлыми полевыми работами уж совсем неразумно. Если некоторые обычаи живших в жаркой пустыне и породивших христианство древних евреев ещё допустимы в тёплой Европе, то они весьма глупы, а то и вредны в России — самой холодной стране на свете.
Никакое христианство, ныне расколотое на католичество, протестантизм, лютеранство и др. Традиции и обряды В народе очень любили этот праздник. Ребятишки радовались, бегали, устраивали весёлые забавы. На ярмарке организовывали перетягивание каната, игры в городки, кулачные бои.
Вечером на площади жгли костры, а смельчаки пытались через них перепрыгнуть. Молодёжь водила хороводы. Люди постарше вспоминали умерших родственников… Главная традиция Комоедицы — печь лепёшки блины из пресного теста. Это традиционное блюдо русской кухни символизирует Солнце, кто съест его на праздник, тот обретёт частичку солнечной энергии.
Когда праздник начинался, женщины должны были испечь фигурки в виде птичек. По традиции их подкидывали наверх и тут же ловили. Это означало, что вместе с птичкой они приобретали удачу, счастье и благополучие. Большое значение уделяли куриным яйцам.
Они олицетворяли их с плодородием и новой жизнью. По традиции, на Комоедицу наши предки разукрашивали их, изображали на них символипку зарождения новой жизни, небесные светила, а потом использовали для оберегов. В день весеннего равноденствия устраивали разные сакральные таинства. Для этого у каждого региона было своё традиционное место.
Они устраивали магические ритуалы, дабы слиться с природой и напитаться от неё волшебной энергии.
Что такое Сварга?
- Добавление комментария
- Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы
- Как правильно кобениться 30 марта 2022 г, а главное – зачем?
- Как древние славяне встречали весну - Royal Сheese
- Старославянские праздники в марте
- Весенние народные праздники на Руси | Полезная информация от компании Кадриль
Праздник 8 марта — день Матери Мира богини Лады
- 14 марта отмечают славянский праздник Овсень малый
- День богини Весты-Весны: славянский женский день
- Как правильно кобениться 30 марта 2022 г, а главное – зачем? — читать на
- Как раньше встречали приход весны славяне? Несколько древних праздников
- Традиции языческого праздника славян