Новости пищаль оружие 16 века

Пищаль — См. Ручное, огнестрельное оружие. Первое огнестрельное оружие появилось на Руси только в конце XIV века. Гуситские пищали использовались по тем же правилам, что и все ручное огнестрельное оружие того времени. Казнозарядные крепостные пищали XVI века: "Три аспида" (три змеи), пищаль калибром 45 мм, с клиновым затвором (!) и длиной почти 5 метров. Вот как описано нарезное ружье работы Никиты Давыдова 1640-х гг.: «Пищаль винтоватая Микитина дела Давыдова, на стволу в трех местах мишени золоченые травы, замок англинской золочен месты»78.

В Орле нашли пищаль допетровского времени

1. Не все оружие до 19-го века было дульнозарядным. В XVI веке ядра стали лить из чугуна – это заметно уменьшило трудоемкость изготовления боеприпасов. огнестрельное оружие, распространенное в Европе с конца XIV века, аналог мушкета. 1. Не все оружие до 19-го века было дульнозарядным.

Первые пушки на Руси

Чиркали пулями малые "оружья" пеших стрельцов — ручницы. Их калибр был 20-29 мм, длина ствола 600-850 мм, общая масса 8-9 кг. Ручница пробивала польские доспехи на дистанции втрое большей, чем из аркебузы. На расстоянии до двухсот метров из них вели залповый огонь. За Каменным Поясом со времён Ермака ручницы прозвали сибирками. Гафуницы, дробовики тюфяки — так назвали гаубицы большого калибра которые уничтожали вражеские войска каменной или железной картечью.

Были и короткие полковые пушки, соколики и волконейки, весом 6 — 10 пудов. Пушечных дел мастера да стрельцы-храбрецы завоевали славу русской армии и оружию. Судя по летописям 1389 года, в княжение Дмитрия Донского впервые на Руси из-за границы появились "арматы и стрельба огненная". Иван III был Великим оттого, что собирал земли русские. И собирал он их с огненным боем.

В русских городах появились "пушечные избы", в которых лили "пущиги" по казённым заказам. Знаменитый Пушечный двор в Москве начался с литейной мастерской, и та Изба пушкарская в 1475 году стояла у "трёх мостов из Флоровских Спасских ворот в Китай-город". На картине А. Васнецова не изба — целый завод! Летопись гласит: "пришел из Риму посол великого князя Семен Толбузин, а привел с собою мастера Муроля, кой ставит церкви и палаты, Аристотеля именем" "такоже и пушечник той нарочит лити их и бити ими; и колоколы и иное все лити хитр вельми".

Фиораванти, как начальник артиллерии и военный инженер, в 1477 — 1478 гг. Затем появился мастер Дебосис. В 1488 году "слил Павлин Фрязин Дебосис пушку велику". В 1491 году "у Печоры у реки" нашли медную руду. Пушки отливали из сплава меди, олова и цинка бронзы "с готовым каналом при помощи железного сердечника".

В 1550-х годах лил пушки в Москве иноземный мастер Кашпир Ганусов. Он выучил знаменитого нашего мастера Андрея Чохова. На орудийных стволах 1570-х гг. Чохов отлил известные шедевры пушечного дела — пушки Инрог, Аспид, Царь Ахиллес, сорокатонную Царь-пушку. И с ними - "огненную" пищаль Егун, Стоствольную пушку, стенобитную пушку "Соловей", мортиры "Волк".

Долговечные пушки Чохова были в строю даже в Северной войне 1700-1721 годов. Конечно, был и литейный "мирный атом" — в Пушечном дворе отливали колокола и паникадила. На Руси появилась плеяда отечественных литейщиков. На тарели или дульной части орудия мастера отливали или чеканили символические изображения, дающие именные названия конкретной пушке - медведь, волк, аспид, соловей, инрог, скоропея ящерица , лисица, змей. Кроме того, в середине XVI века при изготовлении пищалей начали использовать "кружала" — шаблоны, что позволило унифицировать пушки и боеприпасы к ним.

В 1577 году Иван Грозный взял для похода в Ливонию "стенобитенный и полковой наряд". Всё просто. Коли Медведь ухнет — пудовым ядром, коли Девка ахнет — с полпуда прилетит, а Собака гавкнет — с четверть пуда ядро. Немецкий пушечный магнат очень гордился тем, что изобрёл клиновидный затвор с вращающимся механизмом - для быстрого открывания и закрывания. Крупп не верил своим глазам — всё давно изобрели русские.

Были ручные и крепостные орудия, имевшие гораздо большие размеры и массу, что снижало их мобильность и делало по виду более схожими с классическими пушками. Ручная пищаль Что такое пищаль ручная? Это оружие для ближнего боя, а точнее, непосредственно огневого контакта с вражескими силами. Оно имело небольшой калибр, что было обусловлено необходимостью ведения огня с рук и длительного переноса, когда войска были на марше.

Пищаль могла вести действенный огонь на расстоянии около трех сотен метров, однако отсутствие прицельных приспособлений делало точность ведения огня посредственной. Невелика была и скорость стрельбы, а перезарядка занимала длительное время, так как была трудоемким процессом. Чтобы подготовить пищаль к стрельбе, требовалось время и соответствующие навыки, поэтому в этом отношении была большая разница между новичками и опытными стрелками. При ведении боевых действий основным методом был залповый огонь, и его следовало сделать как можно более плотным и эффективным.

Тактика ведения боя - линейные построения стрелков, обеспечивала большее количество стволов в залпе. Осадное оружие Что такое пищаль осадная? Это второй тип, представленный крепостными и осадными орудиями. Как видно из названия, они использовались для защиты крепостей и фортов или их разрушения со значительного расстояния.

Историки утверждают, что прусская пехота XVII века делала до пяти выстрелов в минуту при четырех перезарядках, а отдельные стрелки — до семи выстрелов при шести перезарядках. Для ускорения зарядки порох, пыж и пуля объединялись в одном бумажном патроне. Французское наставление по зарядке оружия включало 12 команд.

Вкратце процесс выглядел так: солдат ставил курок на предохранительный взвод, открывал крышку затравочной полки, надкусывал бумажный патрон, высыпал часть пороха на полку, после чего закрывал ее. Остатки пороха сыпал в ствол, туда же отправлял бумажный патрон с пулей — бумага служила пыжом, прибивал пулю шомполом, затем ставил курок на боевой взвод. Ружье было готово к выстрелу.

Кстати, бумажный патрон сыграл с англичанами злую шутку — считается, что именно он послужил поводом к восстанию сипаев 1857-1859 годов в Индии. В феврале 1857 года в 34-м Бенгальском полку туземной пехоты прошел слух, что оболочка новых бумажных патронов пропитана не то коровьим, не то свиным жиром. Необходимость надкусывать такие патроны оскорбляла религиозные чувства индуистов и мусульман.

Один из туземных солдат объявил, что не станет кусать патрон, а когда для разбора инцидента прибыл полковой лейтенант, туземец выстрелил в него, ранив лошадь. Как бесы раскручивали пули Но даже самый совершенный мушкет не отличался точностью — попадание со ста метров в мишень площадью метр на метр было весьма неплохим результатом. Прицельная залповая стрельба велась на расстояниях в 50-100 метров — считалось, что попасть в шеренгу противника дальше 200 метров невозможно.

В большинстве армий солдатам позволяли сделать три-пять учебных выстрелов, чтобы ознакомиться с процессом заряжания. Все остальное — в бою. Зато приемы залповой стрельбы были отработаны до совершенства — для уменьшения промежутков времени между залпами применялся строй стрелков из нескольких шеренг.

Первая шеренга давала залп, уходила назад заряжать ружья, ее место занимала вторая с заряженными мушкетами, после залпа она уступала место третьей шеренге и т. Были приемы для стрельбы сразу тремя шеренгами: солдат первой шеренги становился вполоборота, следующий за ним, оставался на месте, третий делал шаг вправо. Уже к первой четверти XVI века нарезные ружья высокого качества имелись в разных странах Европы, прежде всего в Германии.

Но это были единичные образцы, доступные лишь богачам. Раннее нарезное оружие иногда называют «преждевременным изобретением», в том смысле, что уровень технологического развития того времени исключал его широкое распространение. К таким же преждевременным изобретениям относят и первые кремнёвые револьверы — один из самых старых образцов датируется 1597 годом первый револьвер Кольта появился в 1836 году , а в Оружейной палате Кремля есть револьверная пищаль 1625 года.

Точность первого нарезного ружья производила столь сильное впечатление на современников, что спровоцировала религиозный диспут.

Первоначально их конструкция была очень схожей. Отличия в конструкции появились в конце XV века с изобретением фитильных замков.

Различали следующие виды пищалей-орудий: крепостные, осадные, стенобитные, полковые, полевые; железные стальные , медные бронзовые , чугунные.

По теме Первое огнестрельное оружие появилось в XV веке

  • В этот день:
  • Огнестрельное оружие. Артиллерия
  • Тарасюк Л.И. Из истории русского ручного огнестрельного оружия XVI-XVII вв.
  • В Орле нашли пищаль допетровского времени
  • 6. Война Ливонская, пищаль затинная

Огнестрельное оружие. Артиллерия

  • Сороковая пищаль - "пулемет" XVI века на русской службе
  • Артиллерия в России в XVI веке | Понятия и категории
  • Артиллерия в России в XVI веке
  • Тарасюк Л.И. Из истории русского ручного огнестрельного оружия XVI-XVII вв.
  • Колеса Леонардо

В Орле нашли пищаль XVII века

Пищали — это орудия для прицельной огневой стрельбы, которые появились на Руси в XIV веке. Одним из крупных центров производства таких орудий была Устюжна Железнопольская, где благодаря богатым залежам железной руды, находившимся в грунте болот и озер, развивалась металлообработка. Эта руда была известна как «болотная», а места, где она находилась, получили название «Железного поля». С начала XVI века в Устюжне начали активно развиваться оружейные промыслы, и исторические документы свидетельствуют о том, что устюжанским оружейникам поступало много заказов на изготовление пищалей, пушек, самопалов и ядер, особенно во время русско-польской войны 1608-1618 годов. Алексей Лобин объясняет, что, исходя из анализа размеров, техники и морфологических особенностей ствола, можно предположить, что найденное орудие относится к разряду массово произведенных в первой трети XVII века «волконеек» — кованых фальконетов.

Пояс в окончании дульной части включает антропоморфные фигуры — по-видимому, символизировавшие борьбу архангела с дьяволом. Правая часть казенной части разорвана вследствие детонации заряда, читается фрагмент надписи: «Гсдрь црь и ве ликий князь всея Руси з делана сия пищаль Ястре б в лето 7082 делал…….

Пояс на казенной части с растительным пятилистник и антропоморфным орнаментом. Орудие было захвачено в 1578 г. На полную мощность Пушечный двор заработал к 1575 г. В этот год было отлито не менее трех осадных пищалей. Андрей Чохов создает 12-фунтовую пищаль «Лисица»: «Пищаль медная руского литья, прозвание ей «Лисица» в станку на колесах, ядром 12 гривенок, длина 5 аршин без дву вершков; старого Смоленского наряду; на ней вылит орел двоеглавой, на верху три травы, на ней же две личины звериныя, у казны и подле личин и у дула травы, у дула ж вылита лисица, ниже уха подпись руским писмом: «делана сия пищаль Лисица в лето семь тысяч восмдесят третьяго, делал Андрей Чехов» назади, за казною, вылито шесть репьев. Весу ей не написано…»[315].

Изображение чоховской пищали 1575 г. Судя по фиксации Телотта, на дульном фризе орудия находился декор в виде десяти цветков-шестилистников, а справа возле жерла — вылитая фигурка лисицы. Такой прием отливать справа на дульной части фигурки стал характерным для многих произведений «чоховской школы» например, у пищалей «Скоропея», «Соловей», «Царь Ахиллес». На средней части присутствует декор в виде трав и антропоморфных существ, а на казенной части — изображение государственного орла и надпись: «Зделана сия пищаль Лисица в лето 7083 делал Ондреи Чохов»[316]. У торельного фриза справа и слева от запального отверстия орнамент в виде васильков. Запал без крышки в виде прямоугольной раковины, дельфины отсутствовали.

В 1730-х гг. В этот же год Чоховым была создана пищаль «Собака», которая имела надпись: «Пищаль медная «Собака», ядром 10 гривенок, лита в лето 7083-го, делал Ондреи Чохов». На стволе имелось изображение собаки — «личина звериная». Это орудие неоднократно участвовало в походах, в 1599 г. Во время пожара 1612 г. XVII в.

К сожалению, до сих пор не известно, кто из мастеров Пушечного двора отлил пищаль «Песик». Орудие лаконично описано в описи Смоленского наряда 1670-х гг. На казенной части ствола имелся растительный орнамент в виде стилизованных цветов, запальное отверстие без крышки, вылитая поперечная надпись: «Божиею милостию повелешемъ государя, царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси», на средней части литая поперечная надпись: «Зделана сия пищаль барс в лето 7086 делал Ондре и Чохов». На дульной части ближе к дельфинам и цапфам орнаментальный пояс с изображением антропоморфных и растительных мотивов, ближе к дельному срезу орнаментальный пояс из растительных мотивов, с правой стороны вылитая фигурка барса с надписью: «барс». Не пройдет и шести лет, как эта крупнокалиберная пищаль Чохова сыграет свою роль в обороне Пскова от войск Стефана Батория. В период подготовки к грандиозному Ливонскому походу Пушечный двор заработал на полную мощность.

К началу 1577 г. Андрей Чохов с учениками создал свою самую крупную пищаль именем «Инрог» калибром 68 или 70 фунтов. Ее вес составил 450 пудов, а ствол длиной в 7 аршин, с цапфами, дельфинами и поясами, имеет на торели изображение единорога с надписью: «Инрог». На казенной части присутствует надпись: «Божею милостию, повелением государя царя, великого князя Ивана Васильевича всея Руссии, зделана сия пищаль Инрог в лето 7085, делал Ондрей Чохов».

Его первоначальное значение — «трубка», «дудка». Разделение пищалей произошло в конце XV века, когда был изобретен фитильный замок и появились переносные — ручные пищали. Пищали разделились на два основных вида: ручные и орудия. Ручные пищали недомерки, самопалы, ручнищы переносились солдатом за плечом на ремне или перевозились в обозной повозке. Орудия разделялись на крепостные, осадные, полковые и полевые. Полевые пищали-орудия перевозились на колесных лафетах. Крепостные устанавливались на стенах. Крепились на треногах, лафетах или прямо на самом укреплении. Также они делились по материалам, из которых были изготовлены: железо, медь, бронза и чугун. Изготавливались они путем литья, по технологиям, по которым выливали колокола для церквей. Заряжались такие пищали рубленым металлом, каменной картечью, ядрами. Калибр орудий был очень разнообразен и не подвергался никакой систематизации.

По словам исследователей, центром производства подобных пищалей была Устюжна Железопольская — один из крупнейших центров металлообработки и оружейного дела в Русском государстве в XVI—XVII веках, который расположен на территории современной Вологодской области. Однако с уверенностью сказать о том, происходят ли находки из Орла именно из этого центра, нельзя. Олег Радюш отметил, что у исследователей сейчас есть две версии того, когда изготовили обнаруженную пищаль.

Пищали - 82 фото

Специализировался он на изготовлении малых и среднекалиберных пищалей калибром 1,5, 2, 4, 5,5, 6 и 7 фунтов, которых известно, по словам историка Н. Рубцова, порядка 20, из них пять датированы 60-ми годами XVI в. Кроме оставивших свой след благодаря надписям на отлитых ими пушках, на Пушечном дворе работали и другие иностранцы, о которых, к сожалению, практически ничего не известно. Так, к примеру, вместе с русским послом Осипом Непеей в мае 1557 г. Но не иностранцы играли заглавную роль в изготовлении артиллерии грозного царя, но русские мастера. Самым известным из них был, конечно, знаменитый Андрей Чохов, ученик Каспара Гунса, в совершенстве овладевший искусством отливки тяжелых орудий и колоколов. Самое раннее из известных его орудий, 5-фунтовая пищаль длиною в 4 аршина и весом 43 пуда, «на ней орел двоеглавой, наверху орла три травы, у казны травы ж, в травах подпись Руским писмом: «лета семь тысяч семдесят шестого году, делал Кашпиров ученик Андрей Чохов»; посеред ее и у дула травы ж», датируется 1567—1568 гг. Две другие малые пищали 4-фунтового калибра были отлиты начинающим мастером в следующем, 1569 г. Эти небольшие относительно, конечно пищали стали, похоже, своего рода «пробой пера» будущего мастера. После них Чохов перешел к изготовлению больших орудий, которые стали главным делом его жизни впрочем, в промежутках между литьем больших пищалей и пушек Андрей со своими учениками и подмастерьями продолжал делать и небольшие полуторные пищали, как это было, к примеру, в первые послесмутные годы. За шестьдесят лет своей работы на Пушечном дворе последнее известное орудие мастером было отлито в 1629 г.

А были и другие, не менее замечательные. Так, в 1574—1575 гг. Чоховым была изготовлена первая именная его литья пищаль — 12-фунтовая «Лисица», в 1576—1577 гг. Двумя годами позже, после того как «Волк» был взят шведами под Венденом, мастер отлил по царскому указу второго такого же «Волка» он также попал в руки шведам, и оба «Волка» сохранились до наших дней и ныне хранятся в шведском замке Грипсгольм. В 1586 г. Чоховым были отлиты «верховая пищаль» мортира «Ягуп», неснаряженная бомба для которой весила 6 с четвертью пудов, а в 1589—1590 гг. В 1588 г. Маскевич писал: «Я видел одно орудие, которое заряжается сотнею пуль и столько же дает выстрелов; оно так высоко, что мне будет по плечо; а пули его с гусиные яйца». Кстати, он упоминал в своих записках и о Царь-пушке. По его словам, «сев в нее, я на целую пядень не доставал головою до верхней стороны канала.

А пахолики наши обыкновенно влезали в это орудие человека по три, и там играли в карты, под запалом, который служил им вместо окна». Мастерство и знания Андрея Чохова высоко ценились царской властью.

Первые образцы подобного оружия представляли собой металлическую трубу, которая крепилась к деревянному ложе. Один её конец делали глухим, с высверленным сверху запальным отверстием. Затем ружья с затравкой на верхней части ствола заменили ручные пищали, у которых отверстие для воспламенения пороха делалось на боковой стороне ствола, а под ним приваривалась полка для затравочного пороха, что было гораздо удобнее и безопаснее для стрелка. Порох воспламеняли сначала раскалённым железным прутом, а затем с помощью фитиля, пропитанного селитрой и медленно тлевшего. Заряжалось такое ружьё с дула.

Туда засыпался измельчённый порох, который уплотнялся с помощью пыжа.

Затем прибивал шомполом порох к казне и запихивал в ствол предотвращающий высыпание пороха войлочный пыж. Затем — пулю и еще один пыж, на этот раз для удержания пули. Наконец, из рожка или из еще одного зарядца стрелок насыпал немного пороха на полку, захлопывал крышечку полки и снова крепил фитиль в губки курка. На все про все у опытного воина уходило около 2 минут. Во второй половине 15 века аркебузиры заняли прочное место в европейских армиях и стали быстро теснить конкурентов — лучников и арбалетчиков. Но как это могло случиться? Ведь боевые качества ружей по-прежнему оставляли желать лучшего. Состязания между аркебузирами и арбалетчиками приводили к ошеломляющему результату — формально ружья оказывались хуже во всех отношениях!

Пробивная сила болта и пули была примерно равной, но арбалетчик стрелял в 4—8 раз чаще и при этом не давал промаха по ростовой мишени даже со 150 метров! Женевские аркебузиры, реконструкция Проблема арбалета заключалась в том, что его преимущества не имели практической ценности. Болты и стрелы летели «мухе в глаз» на состязаниях, когда мишень была неподвижна, а расстояние до нее известно заранее. В реальной же ситуации аркебузир, которому не приходилось учитывать ветер, движение цели и расстояние до нее, имел лучшие шансы попасть. К тому же пули не имели привычки застревать в щитах и соскальзывать с доспехов, от них нельзя было уклониться. Не имела большого практического значения и скорострельность: по атакующей кавалерии и аркебузир, и арбалетчик успевали выстрелить только раз. Распространение аркебуз сдерживала только их высокая по тому времени стоимость. Даже в 1537 году гетман Тарновский жаловался, что «в польском войске аркебуз мало, одни только подлые ручницы». Казаки же пользовались луками и самопалами до середины 17 века.

Жемчужный порох Носившиеся на груди воинами Кавказа газыри постепенно стали элементом национального костюма В средние века порох приготовлялся в виде пудры, или «мякоти». При заряжении оружия «мякоть» прилипала к внутренней поверхности ствола и ее приходилось долго прибивать шомполом к запалу. В 15 веке для ускорения заряжения пушек из пороховой мякоти стали лепить комки или небольшие «блинчики». А в начале 16 века был изобретен «жемчужный» порох, состоящий из маленьких твердых зерен. Зерна уже не приставали к стенкам, а скатывались к казенной части ствола под собственным весом. Кроме того, зернение позволяло повысить мощность пороха почти вдвое, а длительность хранения пороха — в 20 раз. Порох в виде мякоти легко впитывал атмосферную влагу и за 3 года портился необратимо. Тем не менее, из-за дороговизны «жемчужного» пороха мякоть нередко продолжала применяться для заряжения ружей вплоть до середины 17 века. Казаки же использовали самодельный порох и в 18 веке.

Мушкет Вопреки бытующему мнению, рыцари вовсе не считали огнестрельное оружие «нерыцарским». Достаточно распространено заблуждение, согласно которому появление огнестрельного оружия положило конец романтической «рыцарской эпохе». В начале 16 века луки, арбалеты, дротики и пращи использовались по-прежнему широко. Тяжелые рыцарские латы продолжали совершенствоваться, а главным средством противодействия кавалерии оставалась пика. Средневековье продолжалось как ни в чем не бывало. Романтическая эпоха средневековья окончилась только в 1525 году, когда в битве при Павии испанцы впервые применили фитильные ружья нового типа — мушкеты. Битва при Павии: музейная панорама Чем мушкет отличался от аркебузы? При весе 7—9 килограммов мушкет имел калибр 22—23 миллиметра и ствол длиной около полутора метров. Только в Испании — самой технически развитой стране Европы того времени — могли изготовить прочный и сравнительно легкий ствол такой длины и калибра.

Естественно, из настолько громоздкого и массивного ружья стрелять можно было только с подпорки, и обслуживать его приходилось вдвоем. Зато пуля весом 50—60 граммов вылетала из мушкета со скоростью свыше 500 метров в секунду. Бронированную лошадь она не только убивала, но и останавливала. Мушкет бил с такой силой, что стрелок должен был носить кирасу или кожаную подушку на плечо, чтобы отдача не расколола ему ключицу. Мушкет: убийца Средневековья. В человека мушкетер попадал уже не с 20—25, а с 30—35 метров. Но намного большее значение имело увеличение эффективной дальности залповой стрельбы до 200—240 метров. На всем этом расстоянии пули сохраняли способность поражать рыцарских лошадей и пробивать железные доспехи пикинеров. Мушкет объединил в себе возможности аркебузы и пики, и стал первым в истории оружием, дающим стрелку возможность отразить натиск кавалерии на открытой местности.

Мушкетерам не приходилось убегать от конницы за баталию, потому, в отличие от аркебузиров, они широко использовали доспехи. Из-за большого веса оружия мушкетеры, как и арбалетчики, предпочитали передвигаться конными На протяжении всего 16 века мушкетеров в европейских армиях оставалось немного. Мушкетерские роты отряды по 100—200 человек считались элитой пехоты и формировались из дворян. Отчасти это было связано с дороговизной вооружения как правило, в экипировку мушкетера входила и верховая лошадь. Но еще большее значение имели высокие требования к стойкости. Когда кавалерия устремлялась в атаку, мушкетеры должны были отбить ее или погибнуть.

Это ружье было отлито в 1577 году на Московском Пушечном дворе известным мастером Андреем Чоховым. Пищалка Единорог Инрог Андрей Чохов. Сохранились и другие работы мастера: «Троил» «Аспид» «Волк» И другие Но самый известный пример писка — это, пожалуй, царь-пушка, самое крупное из орудий, созданных человечеством, калибром 890 мм. Эта каменная пушка была отлита Андреем Чоховым в 1586 году для защиты Московского Кремля. Долгое время считалось, что Царь-пушка никогда не применялась на практике. Однако во время реставрации в 1980 году внутри орудия были обнаружены следы пороха. Реставраторы пришли к выводу, что пушка стреляла хотя бы один раз. Однако документации о практическом применении орудия не обнаружено. Другое известное орудие того времени под названием «Свиток» имело калибр 200 мм и длину 4,5 м. Орудие было отлито известным мастером Семеном Дубининым. К работам мастера относится и первый прототип клинового болта, который хранится в Артиллерийском музее в Санкт-Петербурге. Мастер использовал три литые трубы и выковал их в одну. Он украсил места ковки тремя змеиными пастями, кусающими друг друга за хвосты.

Новости Ручная пищаль (конец XV в.)

24-гривенковая (152-мм) осадная пищаль "Скоропея", ствол бронзовый, масса 3669 кг, отлит в 1590 году. Пищаль подняли из земли сотрудники Сейминско-Суджинской экспедиции института, выполнявшие данные работы. Казнозарядные крепостные пищали XVI века: "Три аспида" (три змеи), пищаль калибром 45 мм, с клиновым затвором (!) и длиной почти 5 метров.

Первые пушки на Руси

Мнение эксперта Кирилл РябовЗнаток средневекового оружия Пищалями называли не только пистолеты, но и пушки. Пищаль была изготовлена в начале XVI века и до 1876 года находилась в Тихвинском монастыре. Ствол ручной пищали, по мнению экспертов, датируется второй третью XVI века. В XVI веке появились ручные кремнёвые пищали, которые состояли на вооружении до XVIII века.

Что такое пищаль, размеры, устройство и значения слова

Пищали, появившиеся в последней четверти XIV века, использовались для прицельной стрельбы по живой силе и укреплениям. появляются в Европе только с 40-х годов 16 века. Подобные пищали производили в Устюжне Железопольской, получившей свое имя в связи с тем, что там был крупный центр металлообработки и оружейного дела в Русском государстве в XVI–XVII веках.

Оружие и снаряжение 15-16 веков

В дальнейшем развитие пищалок пошло по пути повышения точности и облегчения веса. Это привело к тому, что ручные пищали стали прародителями ружей и мушкетов. Мнение эксперта Кирилл РябовЗнаток средневекового оружия Пищалями называли не только пистолеты, но и пушки. Последний относился к категории стационарного оружия больших размеров. Для удобства использования стационарные пищалки устанавливались на крепостных стенах, лафетах или треножниках. Такое орудие стреляло чугунными или железными ядрами. Были известны осады, обстрелы, крепостные, полевые, полковые скрипы. Ручная пищаль Что такое ручная пищалка? Это оружие для ближнего боя, а точнее, прямого огневого контакта с силами противника. Он имел малый калибр, что было обусловлено необходимостью ведения огня с рук и длинной переброской при нахождении войск на марше. Скорострельность тоже была низкой, а перезарядка занимала много времени, так как это был кропотливый процесс.

Подготовка аркебузы к стрельбе требовала времени и умения, поэтому между начинающими и опытными стрелками в этом плане была большая разница. При ведении боевых действий основным методом был залповый огонь, и его нужно было вести как можно ближе и эффективнее.

Оружейники европейских стран делали кремневые замки немного по-разному, поэтому различается несколько типов кремневых замков. Голландский, шотландский и английский конструктивно являли собой примерно одно и то же. В Россию голландский замок привезли оружейные мастера, которых пригласил работать русский царь. Замок стали именовать «бараборским», исказив звучание слова «брабантский» Брабант — одна из провинций Голландии. Отличие шотландского замка «шкотского» заключалось в иной форме курка, креплении губок и форме замочной доски. Английский замок стал подвидом голландского, но с предохранителем — «собачкой», запиравшей курок.

В результате производственных контактов с оружейниками из Европы русские мастера освоили все заграничные образцы и даже стали делать некие гибриды конструкций. Так появился «англо-голландский» замок русской работы. В документах XVII в. Его ставили на парадном и охотничьем оружии русские оружейники в середине и второй половине XVII в. Изготовление оружия в России всегда было «государевым делом». Но не только для войны требовались ружья и сабли. Охота была важной сферой в жизни русских царей. Она давала возможность не только насладиться самим процессом, вступить в поединок со зверем, выследить и метким выстрелом сразить птицу.

Царская охота позволяла государю показать себя перед иностранными послами, продемонстрировать богатство, пышность царской свиты, похвастаться оружием, лошадьми и ловчими птицами. На охоте, как на торжественном приеме, заключались договоры, вручались подарки, гостей обильно, с русским размахом потчевали изысканными блюдами из дичи на серебряной и золотой посуде. Охоту московских государей обслуживали два «пути», которые потом переименовали в «приказы» — Ловчий и Сокольничий. Огромный штат служителей занимался охотничьими угодьями, разведением и содержанием охотничьих собак и ловчих птиц, загонами для диких зверей. Служба здесь считалась почетной, возглавляли ее ближайшие родственники царя или его доверенные люди. Когда царские охоты бывали неофициальными, тогда сопровождающая свита выделялась незначительная. Если охота проводилась для всей царской семьи с приглашением иноземных дипломатов и гостей, то выезд отличался особой торжественностью и многочисленной свитой. Во главе процессии ехали вооруженные всадники, которым сабли, пищали и другие предметы оружия выдавались из Оружейной палаты.

За ними везли государеву Оружейную казну, где особо ценное оружие было уложено в чехлы из дорогих красивых тканей. Также в «царском поезде» следовали породистые лошади в парадном убранстве. Процессия вызывала восторг и восхищение богатством, яркостью нарядов и многочисленностью. Оружием для царской охоты занимались мастера Оружейного приказа, которые работали в Оружейной палате Московского Кремля. Наряду с военными образцами, первостепенным стало изготовление парадного охотничьего оружия, в частности кремневых пищалей. По царским указам со всех городов страны собирали в Оружейную палату лучших мастеров — ствольщиков, граверов, ложевщиков, замочников, сборщиков. Местные князья неохотно расставались со своими «левшами», но ослушаться царского указа никто не смел. Приглашались оружейники и из-за границы, равно как и русские мастера в составе посольских экспедиций ездили в другие страны посмотреть и поучиться.

Наряду с кремневыми пищалями существовали карабины. Слово «карабин» попало к нам вместе с другими военными терминами из Европы. Он обозначал небольшое ружье малого калибра. Были как военные, так и охотничьи карабины.

Такой замок изготавливался достаточно просто, чтобы наладить его массовое производство, и к середине XVI века практически вся русская пехота была вооружена пищалями, более того - налажен массовый экспорт этого оружия в другие страны, не обладавшие развитым литейным и кузнечным производством. Пищали, состоявшие на вооружении у пеших стрельцов, имели калибр 18-23 мм, длину ствола около 800 мм и массу порядка 8 кг полпуда , скорострельность при заряжании пороховой мякотью не превышала одного выстрела в 3-4 минуты из-за длительной забивки заряда в длинный ствол. Однако именно из-за длинных стволов большого калибра, а также большего порохового заряда пищали оказались заметно эффективнее первых европейских фитильных ружей аркебуз калибром 13-18 мм : прицельная дальность по уставу составляла около 50 м на таком расстоянии обычно пробивался доспех и гарантированно наносилось тяжелое поражение одетому в него человеку , эффективный залпо-вый огонь велся на дистанции до 200 м у аркебуз соответственно 20-25 м и 120 м , однако пищаль была в 2 раза тяжелее аркебузы. Для прицельной стрельбы требовалась опора.

У европейских мушкетов появившихся несколько позднее пищалей такая опора имела вид сошки с упором-рогулькой наверху, но русские стрельцы для упора использовали бердыш - длиннодревковый топор с длинным и широким лезвием, что позволяло им вступать в рукопашный бой сразу же после залпа.

Стволы пищалей могли коваться из железа и отливаться из чугуна. Встречались и восьмигранные стволы.

Общая длина легкой гаковницы конца XV века — один метр, калибр 20—25 миллиметров, зажигательное отверстие находилось сбоку. Тяжелые пищали достигали двух метров. Пули были свинцовыми.

От ручного огнестрельного оружия затинные пищали отличались большими размерами, весом и наличием специального крюка для гашения отдачи при выстреле. Оснащались они, как правило, фитильным замком.

Первое огнестрельное оружие появилось в XV веке

«Вероятно, после участия в военных действиях пищаль завершила свой век как сигнальная пушка, чем и объясняется её хорошая сохранность», – пояснил Олег Радюш. Кроме того, в середине XVI века при изготовлении пищалей начали использовать «кружала» – шаблоны, что позволило унифицировать пушки и боеприпасы к ним. Гуситские пищали использовались по тем же правилам, что и все ручное огнестрельное оружие того времени. Аркебуза или Пищаль – оружие, рожденное огнем. В XVI веке ядра стали лить из чугуна – это заметно уменьшило трудоемкость изготовления боеприпасов. Вот как описано нарезное ружье работы Никиты Давыдова 1640-х гг.: «Пищаль винтоватая Микитина дела Давыдова, на стволу в трех местах мишени золоченые травы, замок англинской золочен месты»78.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий