Каждый избиратель вправе выражать свою волю на выборах, ответственности за порчу, перечеркивание и другие действия с бюллетенем нет, заявляет глава Мосгоризбиркома Валентин Горбунов. Что касается недействительных бюллетеней, то они участвуют в итоговом подсчете голосов, отмечаются в протоколе и затем пропорционально учитываются при распределении голосов за кандидатов.
В России возбудили ещё три уголовных дела из-за испорченных зелёнкой бюллетеней
Однако, когда их заметили, они быстро порвали все бюллетени и выбросили их в урну, объявив, что совершили ошибку. Можно ли фотографировать бюллетень перед тем, как опустить его в урну для голосования? Если избиратель бросил бюллетень в ящик для голосования, исправить ошибку уже не смогут. Бюллетени портятся до такого состояния, что определение выбора избирателя становится невозможным. Бюллетень защищён от любых изменений QR кодом, любое физическое воздействие на бюллетень может иметь правовые последствия.
Имеет ли право гражданин выносить избирательный бюллетень
В дайджесте новостей с 22 по 27 апреля собрали главные новости о предстоящих выборах и текущей общественно-политической ситуации в России. Бюллетени портятся до такого состояния, что определение выбора избирателя становится невозможным. Можно ли забрать бюллетень с собой на память? Законом не запрещается выносить бюллетень с участка (все равно на другом участке он не может быть учтен). На выборах президента России в Керчи молодой человек испортил и съел свой бюллетень на избирательном участке, рассказал глава крымского избиркома Михаил Малышев. Выборы президента в 2024 году: где голосовать и как правильно заполнить бюллетень. На пункте для голосования в Керчи во время выборов президента России мужчина разорвал и съел бюллетень.
Зеленка и поджоги: как и зачем портят бюллетени на выборах президента в России 2024
Если избиратель бросил бюллетень в ящик для голосования, исправить ошибку уже не смогут. Зашёл в кабинку, бюллетень порвал и положил в карман. По закону под испорченным признается бюллетень, в котором избиратель ошибся и случайно поставил отметку не там или случайно его порвал, испачкал.
Последствия порванного бюллетеня на выборах: разъяснение и ответственность
На обычных выборах испорченные бюллетени стали этакой заменой графы «против всех» и одной из форм протестного голосования. Происшествия Выборы президента — 2024 На избирательном участке в Москве девушка вылила краску в урну для бюллетеней. Статья 63. Бюллетень 1. Для участия в голосовании на выборах, референдуме избиратель, участник референдума получает бюллетень. (п. 1 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2. Бюллетени изготовляются. Всю эту памятку можно скачать и распечатать из файла Вынос бюллетеня с избирательного участка не запрещен и не наказуем. Испорченный бюллетень можно превратить в голос ЗА Путина, а недействительный нет. Интерфакс: Люди, испортившие бюллетени на выборах, совершили уголовно наказуемое преступление, правоохранительные органы будут поступать с ними соответственно, сообщил президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции по итогам президентских выборов.
Зеленка и коктейль Молотова: за какие провокации на выборах грозит срок
На видео с камеры наблюдения видно, как девушка подходит к урне, бросает внутрь бюллетень, а затем достает флакончик с краской и выливает ее внутрь. Когда к ней подошел охранник, москвичка достала из кармана телефон и попыталась сделать фото. Девушке может грозить штраф в размере до 80 тысяч рублей, обязательные работы или лишение свободы на срок до пяти лет. В ближайшее время москвичку доставят в подразделение столичного СК, где следователи приступят к ее допросу. Девушку арестовали — Бутырский суд Москвы заключил ее под стражу по статье о помехе избирательным правам, сообщает ТАСС.
НО наши правители придумали более простой и легкий способ: заранее подготовленные бюллетени, с нужной галочкой, заменяют неугодные в момент вскрытия урн и разбора бюллетеней.
Об этом мне рассказала знакомая, которой как то пришлось участвовать в этом балагане. Остальные ответы.
А совершение этого преступления группой увеличивает наказание по обоим пунктам: штраф от 400 000 до 700 000 руб. Данный законопроект был внесен большой группой депутатов от разных фракций во главе с председателем комитета по законодательству и государственному строительству Павлом Крашенинниковым и сенатором Андреем Клишасом. Как отметил депутат-коммунист Олег Смолин, уголовное наказание за вброс бюллетеней и "избирательные карусели" голосование по нескольку раз вводится в РФ впервые — "как ни странно", добавил он.
Смолин также обратил внимание на то, что уголовная статья вводится за вброс нескольких или многих бюллетеней.
Тут существует некоторая путаница в понимании. По закону под испорченным признается бюллетень, в котором избиратель ошибся и случайно поставил отметку не там или случайно его порвал, испачкал.
Тогда он вправе подойти к члену избиркома и сдать испорченный бюллетень, после чего получить под роспись новый бюллетень и проголосовать. Ответственности за это не установлено. Другое дело — недействительные бюллетени.
По закону о выборах Президента РФ недействительными признаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от сведений о зарегистрированных кандидатах или в которых знак знаки проставлен проставлены более чем в одном квадрате. Таким образом, если в ящике для голосования члены комиссии обнаружат порванный бюллетень, то, скорее всего, в избирательной комиссии его посчитают испорченным, и он не будет фигурировать при общих подсчетах.
Путин: испортившие бюллетени совершили уголовно наказуемое преступление
Возможно, имеет смысл выбрать кандидата или партию, с которыми вы разделяете общие ценности и у которых есть шансы на победу, чтобы ваш голос имел максимальный эффект на выборы. Возможные сценарии после порванного бюллетеня Если бюллетень будет порван на выборах, возможны следующие сценарии: 1. Повторное голосование В некоторых случаях, если бюллетень будет поврежден, избирательная комиссия может принять решение о повторном голосовании на данном избирательном участке. В этом случае избирателям будет предоставлена возможность снова проголосовать и выбрать кандидата. Использование резервного бюллетеня Если бюллетень будет поврежден, избирательная комиссия может использовать резервный бюллетень, который должен быть предусмотрен на каждом избирательном участке. Резервный бюллетень помогает избирателям продолжить голосование без проблем. Протокол об аномальных событиях Если бюллетень будет поврежден, избирательная комиссия составляет протокол об аномальных событиях, в котором фиксируются все случаи повреждения и возможные причины такого повреждения. Данный протокол отправляется вышестоящим органам и может быть использован в ходе дальнейшего расследования. Важно отметить, что порванный бюллетень может считаться недействительным, поэтому следует избегать его повреждения и обратиться за помощью к членам избирательной комиссии в случае возникновения подобной ситуации. Юридические последствия выборов в случае нарушений Одним из наиболее распространенных нарушений на выборах является порванный бюллетень.
Когда избиратель намеренно порвал свой бюллетень, он не только отказывается от своего права голосовать, но также может повлиять на доверие к процессу выборов в целом. Юридически, порвать бюллетень является нарушением норм и правил, установленных законодательством о выборах. В большинстве случаев, такие нарушения подпадают под категорию избирательного преступления. Если подобное нарушение будет доказано, отдельный гражданин может быть привлечен к уголовной или административной ответственности. Кроме того, порванный бюллетень также может повлиять на результаты выборов. Если количество порванных бюллетеней превышает определенный процент от общего числа бюллетеней, это может вызвать сомнения в законности выборов и привести к возможным оспариваниям результатов.
Если приходит десять человек фотографировать бюллетени — что, у них бюллетени будут отбирать? Что можно сказать комиссии? Если на участке кабинки для голосования не будут завешены шторами, требовать повесить их бессмысленно — участковые избирательные участки оборудованы заранее, и вряд ли в шкафах лежат запасные шторы. Но если избиратель считает, что отсутствие шторы нарушает реализацию тайного голосования, он может обратиться к председателю комиссии и потребовать, чтобы была обеспечена возможность осуществить свой выбор в условиях тайного голосования, что гарантируется избирательным кодексом.
Согласно ст. Но голосование уже идет, и Чаусов отмечает, что комиссии не идут навстречу таким обращениям со стороны избирателей, а это очередное нарушение. Если же обратиться к инструкциям, то у избирательных комиссий есть методические указания для участковых комиссий. Там есть раздел, касающийся оформления помещения для голосования, в котором достаточно небольшие положения о том, что для обеспечения тайного голосования устанавливаются кабины либо отводятся специально оборудованные комнаты, которые оснащаются столами, подставками, системой освещения, снабжаются письменными принадлежностями. Но при этом относительно штор там ничего не сказано, хотя они должны быть, потому что обеспечивают тайность голосования. Что почитать по теме: Фоткать свой бюллетень можно? А с белой лентой на участок пустят? А маски нужны? Касательно того, как складывать бюллетень, никаких условий нет — вы можете сложить его хоть гармошкой. В основном такой вопрос возникает после прочтения в интернете десятка способов, как складывать бюллетени и как это поможет отстоять свой голос.
Но к таким идеям Чаусов относится скептически, считает, что это, скорее, иллюзия деятельности, чем реальные механизмы. Стоит отличать испорченный бюллетень от недействительного. Испорченный бюллетень — это тот бюллетень, который избиратель получил, в кабинке поставил сначала один крестик, потом другой, а потом передумал. Вот это «потом передумал» и называется испорченный бюллетень. Тогда человек идет к председателю комиссии, говорит, что у него испорченный бюллетень, и просит выдать второй. И комиссия фиксирует, что избиратель вернул бюллетень в качестве испорченного, и выдает ему другой бюллетень. Недействительный бюллетень — тот, который разрезается пополам, либо в котором ставятся крестики в два в квадрата, или бюллетень неустановленного образца, или в нем нет подписи членов комиссии на обратной стороне. Эти бюллетени признаются недействительными при подсчете голосов. Они, как правило, озвучиваются перед членами комиссии, которые принимают решение, что бюллетень недействительный.
Среди глав избиркомов и членов ЦИК вспыхнула дискуссия о правомерности такого поступка, хотя сейчас в законодательстве нет запрета на вынос бюллетеня. Член ЦИК Елена Дубровина высказалась резко против введения какой-либо ответственности за вынос бюллетеня. Я против того, чтобы придумывать какую то ответственность", - заявила она. Досье По мнению Дубровиной, нужно убеждать граждан исполнять свой гражданский долг и голосовать. Иначе мы не сможем обеспечить волеизъявление избирателя", - сказал он. Ивлев выразил убежденность в том, что задача сотрудников избиркомов "не просветительская, не педагогическая", а "организационная".
Демократы утверждали, что многие сторонники Гора в округе Палм-Бич спутали отверстия и пробивали второе отверстие вместо третьего, чем объясняется неожиданно высокое количество голосов, полученное Бьюконненом [4]. Порядок постановки кандидатов на листе[ править править код ] Расположение пунктов в бюллетенях влияет на вероятность выбора человека например, расположенный на первой позиции кандидат может получить несколько дополнительных процентов голосов избирателей. Для предотвращения этого эффекта пытаются использовать случайное расположение. Было показано, что при использовании сортировки по алфавиту, особенно в региональных выборах со множеством малоизвестных кандидатов, более высокие шансы имеют кандидаты, стоящие выше в списке [5] [6] [7]. Статус бюллетеня в России и последствия выноса его с участка[ править править код ] Иногда — в том числе на президентских и парламентских выборах в России — некоторые избиратели выносят полученные ими бюллетени с избирательных участков под предлогом, например, того, что достойного, на взгляд избирателя, кандидата на выборах нет, а за бюллетень они поставили свою подпись в листах учёта и с этого момента обладают им. Чёткой формулировки запрета в законодательстве на вынос бюллетеня нет. Использование бюллетеня регламентирует Федеральный закон России «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В статьях главы 63 и 64 федерального закона об обязанности гражданина опускать бюллетень в урну нет ни слова. Чурова [8] , формально избирательный бюллетень, подготовленный к тем или иным выборам — это государственная собственность, однако «прямого запрета на вынос бюллетеня с территории участка нет, но есть прямой запрет на манипуляции с бюллетенями вне территории участка — карусели , вбросы и так далее» [9]. На сайте ЦИК России, в справочной информации, есть ответ на вопрос права избирателя на вынос бюллетеня с участка. В нём говорится: Ответственность за вынос избирателем из помещения участковой избирательной комиссии в день голосования избирательного бюллетеня, полученного для голосования, не предусматривается федеральным законодательством. Таким образом, указанное действие не является правонарушением, в отличие от кражи избирательных бюллетеней, которую можно рассматривать как покушение на совершение преступления, предусмотренного ст.
Что будет, если испортить бюллетень и сорвать выборы: ответ адвоката
Мама постоянно на меня орёт, обзывает меня прям очень неприличными словами, мне это надоело, я ушла на съемную квартиру на 2 дня, которую снимает мой отец родители в разводе. Мама говорит, что она несёт за меня ответственность пока я учусь, говорит, что я обязана жить по месту проживания. Правда ли что она несёт за меня ответственность, и я обязана жить по месту проживания?
В ходе выборов президента РФ 15-17 марта Центризбирком зафиксировал 41 попытку массовой порчи бюллетеней в ящиках для голосования по всей стране, сообщала ранее председатель ЦИК РФ Элла Памфилова. В частности, 30 ящиков для голосования были залиты зеленкой, в результате чего пострадали 36 бюллетеней. По словам Памфиловой, указания совершить такие поступки шли гражданам РФ из колл-центров с территории Украины и некоторых стран Европы. За последние годы активность дискредитаторов выборов усилилась - речь идет о деструктивных действиях политических элит и оппозиции разных стран, которые заинтересованы в демонтаже политической системы России и делегитимации избирательного процесса, говорит член СПЧ, глава Ассоциации НОМ Александр Брод.
Мы видим, что эти призывы и подстрекательские действия, к сожалению, получили воплощение на практике, имели место отдельные инциденты, когда граждане в регионах портили бюллетени с применением зеленки и иных красящих средств», - отметил он. По мнению А. Брода, такие преступные проявления должны подпадать под действие законодательства, поскольку они препятствуют процессу волеизъявления. Брод подчеркнул, что считает это «грубым нарушением законодательства» и напомнил, что предложения об ответственности за порчу бюллетеней и за действия, которые препятствуют работе избирательных комиссий, содержатся в тексте рекомендаций доклада НОМ по итогам президентских выборов.
Военнослужащие смогут проголосовать, только если будут находиться по месту прописки. На муниципальных выборах региональные избирательные комиссии не будут создавать участки для своих избирателей в других субъектах. Напомним, в Единый день голосования на Кубани пройдут 62 избирательные кампании.
Следует иметь в виду, что дела о защите избирательных прав не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного письменного производства часть 6 статьи 243, часть 2 статьи 291 КАС РФ. Дела данной категории рассматриваются судом с участием административного истца, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица и прокурора части 3 и 4 статьи 243 КАС РФ. При решении вопроса о круге лиц, участвующих в деле, в том числе о привлечении заинтересованных лиц, надлежит исходить из того, чьи права могут быть затронуты судебным решением по рассматриваемому делу о защите избирательных прав. По административному делу об оспаривании зарегистрированным кандидатом решения избирательной комиссии о регистрации другого кандидата по тому же избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением, данное избирательное объединение привлекается к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Суд вправе привлечь к участию в административном деле о защите избирательных прав ЦИК России для дачи заключения, за исключением случаев участия ЦИК России в административном деле в качестве административного истца, административного ответчика или заинтересованного лица часть 7 статьи 243 КАС РФ. При этом суд не связан содержанием заключения ЦИК России и в ходе рассмотрения дела самостоятельно определяет нормы права, подлежащие применению, устанавливает права и обязанности сторон пункт 14 статьи 21 Федерального закона N 67-ФЗ. При необходимости ознакомления с материалами административного дела лица, участвующего в деле, продолжительность и порядок такого ознакомления определяются судом с учетом срока рассмотрения дела и временных рамок избирательного или референдумного процесса. В случае, когда лицо принимает участие в деле по видео-конференц-связи, в целях оперативного рассмотрения дела и недопущения злоупотреблений правами со стороны участников судебного разбирательства, а также с учетом реальной возможности указанных лиц и их представителей прибыть в здание суда для ознакомления с материалами дела суд вправе огласить материалы в необходимом объеме в судебном заседании с занесением соответствующих сведений в протокол при наличии ходатайства об ознакомлении с материалами дела часть 4 статьи 2, статьи 142, 1421, 164, пункт 13 части 3 статьи 205 КАС РФ. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе на основании решения суда, если он нарушает законодательство Российской Федерации о выборах и референдуме. При рассмотрении административного искового заявления о немедленном отстранении члена участковой комиссии от участия в ее работе суд обязан оценить характер и степень допущенного им нарушения и его последствий для нормального осуществления возложенных на участковую комиссию полномочий. В случае принятия судом решения об отстранении члена участковой комиссии от участия в ее работе такое лицо не должно допускаться к участию в деятельности комиссии. В частности, данное лицо не вправе выступать на заседании комиссии, знакомиться с документами и материалами, голосовать и требовать проведения голосования по вопросам, относящимся к компетенции комиссии. При рассмотрении административного иска избирательной комиссии об удалении наблюдателя необходимо устанавливать, обусловлены ли действия комиссии злоупотреблением со стороны наблюдателя своими правами или нарушением им установленных законом запретов например, проведение агитации среди избирателей, роспись за избирателя в получении бюллетеня, в том числе по его просьбе , создавали ли его действия препятствия в законной деятельности комиссии подпункт 42 статьи 2, пункты 9, 10 статьи 30, пункт 12 статьи 64, пункт 10 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 5 статьи 239 КАС РФ. Доказательства и доказывание 53. Наделяя кандидата правом оспорить решение избирательной комиссии о регистрации решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в том числе в части вывода о недействительности и или недостоверности подписей избирателей, Закон об основных гарантиях избирательных прав не исключает участия в соответствующих процессуальных отношениях избирателей. С учетом этого суд вправе рассмотреть вопрос о вызове избирателей и иных лиц в качестве свидетелей, их допросе, совершении иных процессуальных действий, связанных с исследованием и оценкой доказательств, включая разрешение ходатайств и назначение судебных экспертиз, в том числе почерковедческих статьи 69, 77 КАС РФ. При проверке данных об избирателях, участниках референдума, указанных в подписном листе, в суд представляются паспорта избирателей, участников референдума в оригинале или в форме надлежаще заверенной копии на бумажном носителе. Копии паспортов избирателей, участников референдума, не соответствующие указанным требованиям, признаются судом недопустимыми доказательствами пункт 11 статьи 37 Закона об основных гарантиях избирательных прав, части 1 и 3 статьи 59, часть 2 статьи 61, часть 2 статьи 70 КАС РФ. Отдельные вопросы материального права Выдвижение кандидата. Основания для отказа в регистрации кандидата 55. Необходимым условием для выдвижения кандидата в том числе в составе списка кандидатов является уведомление избирательной комиссии о согласии баллотироваться путем подачи одновременно соответствующего заявления в письменной форме и документов в установленном законом порядке и установленные сроки. Эти заявление и документы кандидат кроме кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов обязан представить лично и заверить лично статья 32, пункты 2, 22, 3, 31 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ. Представление и заверение указанных документов иными лицами в частности, секретарем избирательной комиссии являются нарушением законодательства о выборах и референдумах и влекут отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если иное не установлено законом подпункт "в1" пункта 24 статьи 38, пункт 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Так, кандидат, являющийся инвалидом и в связи с этим не имеющий возможности самостоятельно написать, заполнить или заверить документы, предусмотренные законом, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, полномочия которого должны быть нотариально удостоверены пункты 2 и 3 статьи 4, статья 32, пункты 2, 22, 3, 31, 51 статьи 33, подпункт "в1" пункта 24 статьи 38, пункт 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ. Кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копии паспорта отдельных страниц паспорта, определенных ЦИК России или документа, заменяющего паспорт гражданина, копий документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности роде занятий , а также о том, что кандидат является депутатом, заверенных соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения; если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копий соответствующих документов пункты 1, 2, 22, 31 статьи 33, подпункт "в" пункта 24 статьи 38, пункт 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Документы о выдвижении находящегося под домашним арестом гражданина в качестве кандидата на выборах могут быть представлены в избирательную комиссию его защитником по уголовному делу, имеющим статус адвоката, на основании документов, подтверждающих полномочия защитника, а также иными лицами - на основании нотариально удостоверенной доверенности; вместе с документами о выдвижении гражданина в качестве кандидата на выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления в соответствующую избирательную комиссию должна быть представлена копия постановления суда об избрании в отношении его меры пресечения в виде домашнего ареста. Подпись гражданина на заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу и копия паспорта, если закон требует ее представления, должны быть заверены нотариально пункты 2, 22, 3, 31 и 5 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Избирательная комиссия должна равным образом по отношению ко всем кандидатам осуществлять в установленный законом срок проверку представленных ими документов и извещать кандидатов о выявленных недостатках. С учетом этого суд, рассматривающий дело об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов в связи с представлением ими в избирательную комиссию документов для уведомления об их выдвижении и регистрации, содержащих неполные сведения о кандидате или не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, должен учесть факт неизвещения несвоевременного извещения избирательной комиссией кандидата, избирательного объединения об этих нарушениях как обстоятельство, исключающее отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов, если эти нарушения должны были быть очевидны для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не были известны или не могли быть известны кандидату, избирательному объединению пункт 11 статьи 38, пункт 1 статьи 39 Закона об основных гарантиях избирательных прав, статьи 77, 84 КАС РФ. Очевидными являются недостатки, которые можно обнаружить в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах при непосредственном ознакомлении с их содержанием, в том числе при сравнении различных документов, представленных одним и тем же кандидатом, избирательным объединением пункты 1, 2, 22, 31 статьи 33, пункт 61 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав. К таким нарушениям, например, относятся несоответствие паспортных данных, указанных в заявлении о согласии баллотироваться, представленной в избирательную комиссию копии такого документа, неуказание в названном заявлении сведений об образовании при наличии в представленных в избирательную комиссию документах копии диплома об образовании. Избирательная комиссия в извещении о выявленных недостатках в документах, необходимых для регистрации кандидата, должна указать на конкретные недостатки в представленных сведениях, не ограничиваясь общими ссылками на наличие нарушений избирательного законодательства пункт 3 статьи 33, пункт 11 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ. Следует иметь в виду, что избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, принимая решение об утверждении формы и текста избирательного бюллетеня и информационных материалов о кандидатах, не должна отказывать кандидату в учете представленных им либо лицом, которое законодательством о выборах уполномочено действовать в его интересах и не вызывающих сомнений в достоверности сведений об изменении после регистрации кандидата его должности по основному месту работы или службы, его основного места работы или службы, если это - с учетом времени представления названных сведений, способа их подтверждения, наличия необходимости проверить их достоверность - не нарушает установленных сроков принятия избирательной комиссией указанного решения пункт 11 статьи 38, подпункт "г" пункта 5, пункт 17 статьи 63 Федерального закона N 67-ФЗ. При проведении одних и тех же выборов кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Исключение составляют случаи, когда кандидат выдвинут избирательным объединением одновременно в составе списка кандидатов и по одномандатному многомандатному избирательному округу пункт 19 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ. В связи с этим регистрация кандидата по одному избирательному округу является основанием для отказа в регистрации этого кандидата по другому избирательному округу подпункт "м" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ. Несоблюдение кандидатом требования о регистрации по одному избирательному округу на одних и тех же выборах является основанием для аннулирования избирательной комиссией всех решений о регистрации кандидата, за исключением первого. В случае уклонения от принятия такого решения суд вправе возложить на избирательную комиссию соответствующую обязанность пункт 1 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, пункт 3 части 6 статьи 180 КАС РФ. Пункт 29 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав устанавливает, что в случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов повторное выдвижение кандидата, списка кандидатов на тех же выборах возможно с соблюдением установленных законом порядка и сроков их выдвижения. При этом повторным должно быть именно выдвижение кандидата, под которым понимаются самовыдвижение кандидата либо инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность пункт 10 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ. Повторная подача кандидатом в избирательную комиссию того же пакета документов, который представлялся им при первичном выдвижении, не является повторным выдвижением. Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, уполномоченные представители, в том числе уполномоченные представители по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, не могут являться иностранными агентами статья 11 Закона N 255-ФЗ. Сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума 63. Закон об основных гарантиях устанавливает в качестве формы поддержки выдвижения кандидатов, списка кандидатов на выборах, инициативы проведения референдума в том числе сбор подписей в поддержку такого выдвижения, а также порядок и правовые последствия его несоблюдения. В случаях, установленных законом, наличие поддержки выдвижения кандидата, списка кандидатов подтверждается необходимым количеством подписей избирателей, собранных посредством заполнения подписных листов в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, которое определяется законом и является необходимым условием для регистрации кандидата, списка кандидатов пункт 1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации сбор подписей избирателей может осуществляться с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг функций ", с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 163 - 169 статьи 37 Закона об основных гарантиях избирательных прав пункты 161, 162 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ. При этом законом субъекта Российской Федерации должно быть установлено количество подписей избирателей, которое может быть собрано с использованием указанной системы и которое не может превышать половину количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов. Недостоверность подписей избирателей, участников референдума 64. По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо, если она выполнена от имени одного лица другим лицом, - недостоверной. Установление данного факта комиссией осуществляется только на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума, а судом - на основании совокупности всех собранных по делу доказательств пункты 3, 61, 63 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ. Недействительность подписей избирателей, участников референдума 65. Подписи избирателей, участников референдума являются недействительными, если они не соответствуют требованиям, указанным в Законе об основных гарантиях избирательных прав. По результатам проверки подпись избирателя, участника референдума может быть признана одновременно недостоверной и недействительной. Такая подпись однократно исключается из числа подписей избирателей, участников референдума, представленных для регистрации кандидата, списка кандидатов для назначения референдума пункты 61, 63, 64 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ. Признаются недействительными подписи избирателей, участников референдума, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума подпункт "а" пункта 64, пункт 65 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ. Подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, в подписном листе признаются недействительными, например, в случае проставления подписи лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста на день последний день голосования пункт 11 статьи 37, подпункт "б" пункта 64, пункт 65 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Расхождение сведений, указанных в подписном листе, со сведениями, представленными в официальной справке уполномоченного государственного органа, свидетельствует о несоответствии действительности сведений, содержащихся в подписном листе, и является основанием для признания такой подписи недействительной, например, расхождение в сведениях о фамилии избирателя, участника референдума. Вместе с тем презумпция достоверности сведений, содержащихся в официальных справках компетентных государственных органов, не означает, что такие сведения во всех случаях соответствуют действительности, а потому не исключает возможности их оспаривания. Суд, осуществляющий при рассмотрении административного дела повторную проверку сведений, содержащихся в подписных листах, в целях проверки законности и обоснованности решения избирательной комиссии, комиссии референдума не может быть связан исключительно данными официальной справки уполномоченного государственного органа, использованной избирательной комиссией, комиссией референдума - он вправе запросить у уполномоченного органа информацию, необходимую для проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, при наличии достаточных сомнений в обоснованности выводов избирательной комиссии, комиссии референдума об их несоответствии действительности и должен принимать свое решение на основе оценки всей совокупности доказательств, отвечающих требованиям допустимости, относимости и достоверности пункт 3, подпункт "в" пункта 64, пункт 65 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, статья 84 КАС РФ. Подпись избирателя, участника референдума без указания каких-либо сведений о нем из предусмотренных пунктом 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ и или без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист признается недействительной. Сокращение слов и дат в сведениях об избирателях, участниках референдума, препятствующее их однозначному восприятию, либо их указание не в полном объеме например, неуказание избирателем, участником референдума, достигающим восемнадцати лет на день последний день голосования, дополнительных данных о числе и месяце рождения, неуказание избирателем, участником референдума даты собственноручного внесения подписи в подписной лист не допускается пункт 5, подпункт "г" пункта 64, пункт 65 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ. Под адресом места жительства избирателя, участника референдума понимается адрес наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры , по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации подпункт 5 статьи 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Отсутствие одного или нескольких названных реквизитов в адресе места жительства, который должен быть указан в подписном листе собственноручно лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, участников референдума, независимо от уровня выборов, референдума, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума, не может рассматриваться как нарушение установленных законом требований к указанию адреса. В частности, в качестве таких особенностей следует рассматривать отсутствие наименований улиц в населенных пунктах, наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина на межселенной территории. Неуказание в адресе места жительства внутригородского района города федерального значения не является нарушением требований закона к адресу места жительства избирателя, участника референдума. Аналогичные требования предъявляются в отношении адреса места жительства лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, участников референдума пункт 12 статьи 37, подпункт "г" пункта 64 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Внесение в подписной лист обязательных сведений об избирателе, участнике референдума нерукописным способом или карандашом влечет признание подписей таких избирателей, участников референдума недействительными. Например, фамилия, имя, отчество избирателя, участника референдума, дата его рождения, сведения об адресе внесены в подписной лист карандашом либо напечатаны подпункт "д" пункта 64, пункт 65 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ. Исправления в датах внесения подписей избирателей, участников референдума в подписной лист, специально не оговоренные избирателями, участниками референдума, влекут признание недействительными таких подписей избирателей, участников референдума. При этом, если такие исправления очевидны для признания соответствующей подписи избирателя, участника референдума недействительной, не требуется наличия заключения эксперта, привлеченного к проверке в порядке, установленном Законом об основных гарантиях избирательных прав. Подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, признаются недействительными избирательной комиссией, комиссией референдума на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в порядке, установленном Федеральным законом N 67-ФЗ, либо судом с учетом всей совокупности представленных доказательств пункт 3, подпункт "е" пункта 64, пункт 65 статьи 38 данного закона, статья 84 КАС РФ. Подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, предусмотренных пунктом 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, признаются недействительными, если эти исправления подчистки, подписки, зачеркнутые слова, буквы, цифры специально не оговорены вносившими их избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума. Например, имеются неоговоренные исправления в серии или дате выдачи паспорта избирателя, участника референдума в адресе места жительства избирателя, участника референдума подпункт "ж" пункта 64, пункт 65 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
О Федерации
- В каких случаях выборы могут быть признаны недействительными
- Депутат Сызрани вынес бюллетень с УИКа: чем это грозит?
- Нарушение законодательства и ответственность
- Могу ли забрать бюллетень? | Пикабу
Выборы-2023: где могут проголосовать участники СВО и что делать, если испортил бюллетень
И это законно. Испорченный бюллетень порванный, с рисунками — это бюллетень, в котором действия избирателя неясны и который не может быть учтен при подсчете голосов будет погашен. То есть при порче бюллетеня ваш голос наверняка будет украден и отдан за Путина. Согласно статье 76, п. Надежнее всего поставить одну галочку и проголосовать за любого, кроме Путина. Но если вы хотите отдать голос против всех, и чтобы он был учтён и не украден — сделайте бюллетень недействительным поставив 2 и более галок. Последние записи:.
Внести в бюллетень надписи, подписи, рисунки вне зависимости от наличия отметок в квадратах. Вычеркнуть фамилии всех кандидатов, списков кандидатов. Не поставить никаких отметок в бюллетене. Поставить отметки за пределами квадратов, отведенных для этого.
При этом закон запрещает уносить бюллетени с избирательных участков. Чтобы испортить бюллетень, нужно сделать это прямо в кабине для голосования, а затем опустить испорченный бюллетень в урну для голосования. Согласно действующему законодательству, бюллетень признается недействительным, если избиратель поставил в нем знаки более чем напротив одного кандидата, списка кандидатов. При этом не имеет значения, каким именно образом будут сделаны отметки в бюллетене - галочками, крестиками, подписями. Главное - чтобы их было больше одной. Также бюллетень будет признан недействительным, если в нем имеются какие-либо посторонние записи, подписи, рисунки вне зависимости от наличия отметок напротив кандидатов. Правовые последствия испорченных бюллетеней Какие же правовые последствия наступают, если избиратель испортил бюллетень одним из вышеописанных способов? Во-первых, такой бюллетень не будет засчитан ни одному из кандидатов или партий, участвующих в выборах. При подсчете голосов испорченные бюллетени выделяют в отдельную категорию и не учитывают при распределении депутатских мандатов или определении победителя выборов. Во-вторых, испорченный бюллетень увеличивает явку избирателей на выборах.
Поскольку при подсчете явки учитываются все извлеченные из урн бюллетени, включая недействительные. В-третьих, массовая порча бюллетеней может свидетельствовать о серьезных нарушениях в работе избирательных комиссий и фальсификациях. Поэтому высокая доля испорченных бюллетеней требует тщательной проверки и анализа. Как отличить ошибку от сознательной порчи бюллетеня При анализе испорченных бюллетеней важно понимать, какие из них были испорчены преднамеренно, а какие - по ошибке избирателя. К типичным непреднамеренным ошибкам можно отнести: Небрежную отметку, выходящую за границы квадрата напротив кандидата. Двойную отметку в результате рассеянности избирателя.
Избиратель, уже получивший избирательный бюллетень, может обратиться с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. В этом случае член участковой комиссии должен: — изъять у избирателя испорченный бюллетень; — выдать новый бюллетень взамен испорченного; — сделать отметку «выдан бюллетень взамен испорченного» в графе «Особые отметки» списка избирателей напротив фамилии этого избирателя; — на испорченном бюллетене сделать запись «Испорчен избирателем — Ф. Если избиратель не может сам расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень , кто имеет право оказать ему помощь? Если такой избиратель находится в помещении комиссии без сопровождающего лица, член УИК обращается к другим избирателям с просьбой помочь проголосовать указанному гражданину. При этом помощь может оказать только избиратель, не являющийся членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом уполномоченным представителем политической партии и т. Член УИК должен в графе «Особые отметки» списка избирателей указать фамилию, имя, отчество, серию и номер паспорта лица, оказывающего помощь избирателю. Кроме того, гражданин, оказывающий помощь избирателю, расписывается в списке избирателей в получении избирательных бюллетеней если избиратель не имеет возможности сделать это самостоятельно , оказывает помощь избирателю при заполнении бюллетеня непосредственно в кабине для тайного голосования если избиратель не может самостоятельно заполнить бюллетень. Как поступить, если избиратель взял бюллетень со стола члена УИК, но не расписался в его получении? Член комиссии обязан обратиться к председателю УИК, его заместителю и проинформировать о краже избирательного бюллетеня. При обращении председателя УИК сотрудник полиции задерживает гражданина, информирует соответствующее отделение полиции о произошедшем, изымает у задержанного гражданина избирательный бюллетень. Председатель и члены комиссии составляют соответствующий акт и информируют вышестоящую избирательную комиссию об инциденте. Что делать, если избиратель расписался в получении двух бюллетеней, но взял только один бюллетень либо вообще отказался брать все бюллетени?
Все три дня они будут работать с 08:00 до 20:00 по местному времени. Россияне могут проголосовать рядом с домом или же выбрать любой другой участок, заранее подав заявление на портале "Госуслуги" или в МФЦ. График их работы следует уточнять в дипведомстве. На всех участках будут присутствовать наблюдатели. Они следят за происходящим и фиксируют возможные нарушения. Как узнать свой участок Найти информацию о своем избирательном участке россияне могут в личном кабинете "Госуслуг". Его номер и адрес указаны в разделе "Выборы". Также проверить участок можно на официальном сайте ЦИК. Для этого необходимо зайти в соответствующий раздел и указать название города, улицы, номера дома и квартиры.