Новости кто прорвал блокаду ленинграда

Сегодня, 18 января, отмечается 74 годовщина прорыва Блокады Ленинграда. День прорыва блокады Ленинграда Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе рабочего поселка № 1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда (операция "Искра"). 8 сентября 1941 года немецко-фашистские войска с юга и финские с севера замкнули кольцо блокады вокруг Ленинграда. Фото: РИА Новости/Давид Трахтенб. История Великой Отечественной войны распорядилась так, что две важные даты стоят в календаре почти рядом, хотя их разделяет год. 18 января 1943 года советские войска прорвали блокаду Ленинграда.

Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев

Первыми двигались штурмовые группы, состоявшие из саперов и пехотинцев. Немцы встретили наступавшие советские части ураганным огнем, однако остановить атакующих не смогли. К концу первого дня наступления расстояние между наступавшими навстречу друг другу 67-й армией Ленфронта и 2-й ударной Волховского фронта составляло 8 км. Здесь в 9:30 утра 18 января встретились бойцы 1-го батальона 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта и бойцы 1-го батальона 1240-го полка 372-й стрелковой дивизии Волховского фронта. Ровно в полдень воины этих дивизий встретились также южнее этого Рабочего поселка. В два пополудни над Шлиссельбургом был поднят красный флаг.

От вражеских войск было очищено все южное побережье Ладожского озера. Вечером сообщение о прорыве блокады было зачитано в Ленинграде. Несмотря на поздний час, сразу после того, как по радио было передано внеочередное сообщение Совинформбюро о прорыве блокады, на ленинградских заводах состоялись митинги. Утром 19 января улицы Ленинграда были украшены флагами, даже незнакомые люди на улицах обнимались и поздравляли друг друга с важной победой. ЛенТАСС так описывал настроения жителей города-фронта в тот знаменательный день: "Радости нет предела.

Люди обнимаются, целуются, жмут друг другу руки, поздравляют с прорывом блокады". Ледовый тыл Кронштадта. О Малой Дороге жизни Развить успех и отбросить немецкие войска от Ленинграда в январе 1943 года Красной армии не удалось. До снятия блокады оставался еще целый год. Но прорыв блокады имел важнейшее значение для жизни города.

В тот же день, когда было объявлено о прорыве блокады, Ленгорисполком начал готовить план первоочередных работ по восстановлению городского хозяйства, вечером 18 января Госкомитет обороны утвердил новый план строительства железнодорожной магистрали, которая через станцию Волховстрой должна была связать Ленинград прямым сообщением с востоком страны. В тот же день в Шлиссельбург, только что освобожденный от немцев, прибыли инженеры-железнодорожники, которым к 8 февраля предстояло построить более 30 км дороги и два моста через Неву и Назию. В течение 17 суток через участок прорыва была проложена автомобильная дорога. Прорыв блокады улучшил экономическое положение города, снабжение войск и населения.

Судьба реального Девяткина столь же героическая, как и созданного персонажа: в эпизоде, запечатленном в «Прорыве», он, 19-летний командир, ведет за собой солдат на бой со значительно превосходящим по численности противником. Информацию об этом бое поисковики собирали по крупицам. Наталья Владимировна узнала о «Прорыве» из телевизионного сюжета и сразу же засобиралась в Кировск. Она приехала из Санкт-Петербурга рано утром 9 февраля, чтобы прикоснуться к образу отца и возложить цветы к этому своеобразному памятнику его героизму. С собой женщина привезла и боевые награды Владимира Девяткина фото 1. У меня просто не было слов… Рядом с солдатом, которого мы воссоздавали по фотографии из книги о Невском «пятачке» стояла его дочь, а на коленях манекена лежали несколько гвоздик фото 4 , — так описал в социальной сети ВКонтакте свои впечатления Дмитрий Поштаренко. Дочь Владимира Девяткина обещала приехать вновь: в это воскресенье она привезет с собой на экспозицию внука. После окончания экскурсии Наталья Владимировна сделала небольшую запись в книге посетителей на фото 3 , но мало кто знает, насколько эти строки дороги для поисковиков и лично для Дмитрия Поштаренко. В этот же день в Выставочном зале музея произошла еще одна встреча.

Разумеется, о блокаде не сообщалось и населению. Более того, 13 сентября газета "Ленинградская правда" опубликовала сообщение Совинформбюро: "Утверждение немцев, что им удалось перерезать все железные дороги, связывающие Ленинград с Советским Союзом, является обычным для немецкого командования преувеличением". Остальное - жмых, целлюлоза, солод. Температура в квартирах, обогреваемых "буржуйками", зимой редко была плюсовой Ольга Берггольц записала в этот день в дневнике впервые опубликованном в 2010 году : "Жалкие хлопоты власти и партии, за которые мучительно стыдно... Как же довели до того, что Ленинград осажден, Киев осажден, Одесса осаждена. Ведь немцы все идут и идут... Артиллерия садит непрерывно... Не знаю, чего во мне больше - ненависти к немцам или раздражения, бешеного, щемящего, смешанного с дикой жалостью, - к нашему правительству... Это называлось: "Мы готовы к войне". О сволочи, авантюристы, безжалостные сволочи! Вместе с жителями пригородных районов в блокадном кольце оказались 2 млн 887 тыс. На 21 июня 1941 года на ленинградских складах имелось муки на 52 дня, крупы - на 89 дней, мяса - на 38 дней, масла животного - на 47 дней, масла растительного - на 29 дней. В день начала блокады город нещадно бомбили, пожары пылали повсюду. Самый большой пожар в этот день возник на продовольственных складах им. Бадаева, где сгорела значительная часть имевшегося в городе продовольствия: запасы города на 1-3 дня, по действовавшим нормам. Советская версия о том, что именно этот пожар был главной причиной голода 1941-1942-го, не соответствует действительности, так как запасов продовольствия в них к тому времени оставалось максимум на десять дней по довоенным нормам потребления. Поскольку к сентябрю уже действовала карточная система распределения продуктов, оставшиеся запасы растянули на месяц. Никакого НЗ вопреки всем правилам обеспечения жизнедеятельности мегаполиса до войны в Ленинграде не было. Не меньшим нарушением являлось и то, что все продовольствие было сосредоточено в одной точке. С 20 ноября ленинградцы стали получать самую низкую норму хлеба за все время блокады - 250 г по рабочей карточке и 125 г по служащей и детской. Рабочие карточки в ноябре - декабре 1941 года получала только третья часть населения. Зима 1941-1942-го была страшно суровой: температура воздуха колебалась в декабре - феврале от минус 20 до минус 32 градусов, в квартирах, обогреваемых лишь "буржуйками", зимой она редко была плюсовой. Электричество было отключено, канализация не работала уже с декабря 1941-го. Городское и областное руководство проблем с продовольствием не испытывало: "В правительственной столовой Смольного. Фрукты, овощи, икра, пирожные. Молоко и яйца доставляли из подсобного хозяйства во Всеволожском районе. Пекарня выпекала разные торты и булочки", - это дневник сотрудника столовой Смольного. Из воспоминаний ленинградского инженера-гидролога: "Был у Жданова первый секретарь Ленинградского горкома. Еле пришел, шатался от голода... Шла весна 1942 года. Если бы я увидел там много хлеба и даже колбасу, я бы не удивился. Но там в вазе лежали пирожные". В этом контексте абсолютно логичной выглядит телеграмма Андрея Жданова в Москву с требованием "прекратить посылку индивидуальных подарков организациями в Ленинград... Более того, в Москве, в частности, в партийно-номенклатурном руководстве Союза писателей, сложилось мнение, что "ленинградцы сами возражают против этих посылок". Берггольц по этому поводу воскликнула в дневнике: "Это Жданов - "ленинградцы"?! Утром завтрак - макароны или лапша, или каша с маслом и два стакана сладкого чая. Днем обед - первое щи или суп, второе мясное каждый день. Вчера, например, я скушал на первое зеленые щи со сметаной, второе - котлету с вермишелью, а сегодня на первое суп с вермишелью, второе - свинина с тушеной капустой". Весной 1942 года Рибковский был отправлен "для поправки здоровья" в партийный санаторий, где продолжил вести дневник. Еще один отрывок, запись от 5 марта: "Вот уже три дня я в стационаре горкома партии.

А вторая — в Пятом рабочем поселке, где теперь установлен в честь этого всем известный памятный знак. Хотя неизвестно, кто был его автором». Об ожесточенности же сражения красноречивее всего свидетельствуют данные потерь. С 12 по 30 января наши войска потеряли около 100 000 человек, из которых 40 000 убитыми. Немцы — около 20 000 ранеными, убитыми, пропавшими без вести и попавшими в плен. Со слезами на глазах В ходе операции «Искра» не удалось выполнить все поставленные задачи. Но даже один только пробитый коридор, в котором в кратчайший срок проложили железнодорожную ветку разобрав для этого недостроенную на сваях , поистине спас Ленинград. Всего же в том же феврале по этой ветке прошло 69 поездов, в марте, правда, всего 60, но зато в апреле уже 157, в мае — 259, в июне — 274. Это колоссальная поддержка». Тем более что уже 22 февраля в городе повысили нормы выдачи хлеба: рабочие и учащиеся ремесленных училищ стали получать по 600 грамм, служащие — по 500 грамм, иждивенцы — по 400 грамм. Но главное — прорыв блокады со всей очевидностью продемонстрировал немцам, что о планах по принуждению Ленинграда к сдаче они теперь могут забыть. Правда, смириться с этим немцы смогли не сразу.

Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?

В преддверии 81-ой годовщины начала блокады на портале «Книга Памяти блокадного Ленинграда» добавлены тысячи новых имен эвакуированных блокадников, данные о которых до этого были утеряны либо неизвестны. В день прорыва блокады Ленинграда в Политехе традиционно проходят торжественно-траурные мероприятия. Блокáда Ленингрáда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими войсками и их союзниками во время Великой Отечественной войны. Реальные потери советских войск в ходе прорыва блокады Ленинграда и дальнейшего наступления в 1943 году превысили 170 тысяч человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Прорыв блокады Ленинграда — это уникальная воинская операция Волховского и Ленинградского фронтов.

Пятая попытка

Да, хоккей — игра эмоций. Мы видели сегодня и как Ледовый выдохнул, и как ребята завелись. Такой прорыв блокады Ленинграда произошёл сегодня. И прорвал эту блокаду Али. Это дорогого стоит, важно, что ребята берут на себя ответственность в таких тяжёлых ситуациях. А дальше другие подтянулись, он повёл команду за собой.

Как город готовился к осаде Жители попавшего в блокаду города даже не думали сдаваться оккупантам. В оперативном порядке появилось народное ополчение, в домах — в основном из женщин и детей — сформировались группы самозащиты: они должны были сбрасывать с крыш зданий зажигательные бомбы и оказывать помощь пострадавшим. Они тоже были обязаны принимать участие в строительстве оборонительных укреплений. По формулировке видного военачальника Кирилла Мерецкова, «в сентябре 1941 года более чем 300-тысячная армия немцев обложила Ленинград с юга и юго-востока, а финские войска нависли со стороны Карельского перешейка и вышли к реке Свирь ».

В критической ситуации Сталин решил заменить командующего Ленинградским фронтом — вместо Климента Ворошилова был назначен Георгий Жуков. Стремясь во что бы то ни стало остановить отступление, он начал с крутых мер: отныне за оставление рубежей обороны полагался немедленный расстрел. Как рассказывал впоследствии Жуков поэту Константину Симонову, Сталин оценивал сложившееся под Ленинградом положение как катастрофическое и даже употребил слово «безнадежное», считая, что через несколько дней город придется считать потерянным Больше всего верховного главнокомандующего беспокоило объединение немцев с финнами, что неминуемо произошло бы после захвата Ленинграда, и формирование крайне опасной группировки к северу от Москвы. Назначение Жукова на пост командующего Ленинградским фронтом прошло буднично: Сталин передал ему записку для Ворошилова, которому предписывалось сдать фронт и возвращаться тем же самолетом.

Жизнь в блокаде Немецкое наступление развивалось успешно, к 18 сентября нацисты захватили Пушкин и Слуцк Павловск , вышли к Финскому заливу в районе Петергофа. При своем максимальном продвижении агрессор остановился в пригородах Ленинграда: линия фронта проходила в 4 километрах от Кировского завода и в 16 километрах от Зимнего дворца. По ее свидетельству, нацисты прибыли в Сиверский на мотоциклах. Мешающую и лаявшую на них собаку застрелили.

Пса было очень жалко, потом немцы забрали у нас всех кур и запас яиц. Часть картошки нам все же оставили, и это помогло выжить». Движение снайперов До конца сентября в блокадном Ленинграде и области провели 11 партийных мобилизаций. Гитлер был так уверен в скором триумфе, что 7 октября 1941 года отдал приказ не принимать капитуляцию Ленинграда.

Тем не менее героическое сопротивление города продолжалось. Командующему группой армий «Север» Вильгельму фон Леебу не удалось взять город штурмом, от штурмов вообще пришлось отказаться. В условиях блокады оно имело огромное значение, так как заметно активизировало оборону.

Прежде чем начать бой, лыжникам пришлось пройти по льду около 20 километров, и они уже были измотаны переходом. Выйдя на берег, советские войска должны были рассчитывать только на себя, так как огневая поддержка с западного берега Ладоги могла быть только при наличии связи, но ее не было.

Карта из отчета 227-й пехотной дивизии вермахта 1-му армейскому корпусу о боевых действиях по отражению атаки русских 28-29. В журнале боевых действий полк Маргелова был назван «элитным», его бойцы по мнению противника имели «отличную выправку и производили превосходное впечатление, обладали необычайно высоким боевым духом. Полк, несмотря на огромные потери, боролся до последнего с исключительным упорством,его сопротивление было сломлено только после почти полного уничтожения.. Позже полк был переименован в 6-й полк морской пехоты и в таком виде просуществовал до конца войны. А Василий Маргелов спустя годы в память о моряках первого особого отдельного лыжного полка КБФ добился, чтобы десантники носили тельняшки.

Он говорил, что удаль «братишек» запала ему в сердце, и хорошо бы десантники переняли славные традиции старшего брата — морской пехоты и с честью их продолжали. Все эти данные двум исследователям удалось получить после долгих поисков. Так нам удалось получить документы 227-й дивизии, которая воевала под Ленинградом. Атака А вот с советскими документами было сложнее. Мы находили кое-что полезное, но общей картины получить не могли, потому что не обнаружили ни одного боевого донесения за время выхода дивизии на лед.

И только когда к нам попали переговоры советского командования по прямому проводу, внезапно информация посыпалась как из рога изобилия. Как оказалось, эта операция была очень важной, ответственным за ее проведения был назначен генерал Гусев, начальник штаба Ленинградского фронта. Он давал почасовые отчеты в штаб Ленинградского фронта, и все это зафиксировано на телеграфной ленте. Эта скрупулезная работа помогла выявить подробности боя, узнать имена почти всех бойцов, их биографии. Мы нашли потомков участников Шлиссельбургского десанта, эти воспоминания дополнили общую работу».

Знак посвящен подвигу моряков 1-го Особого отдельного лыжного полка КБФ и воинов 80-й стрелковой дивизии. В ближайших планах — установить на этом месте достойный памятник. Книгу о Шлиссельбургском десанте авторы писали три года А работа продолжается. Валерий Шагин уверен - это тот случай, когда жизнь намного интереснее вымысла, и следующим поколениям надо обязательно рассказывать о тех славных событиях, не мифологизируя и не приукрашивая их.

Но при этом вермахт располагал мощной системой обороны, которая возводилась не один год, а нашим войскам предстояло форсировать Неву, преодолевая открытые пространства. И все же уже в первый день наступления Ленфронт добился колоссального успеха, с ходу преодолев крутой обледенелый берег Невы и захватив плацдарм шириной и глубиной в несколько километров и взяв в плен несколько сотен немцев — больше, чем за все время обороны Ленинграда с 1941 года. А вот дальше началось уже настоящее прогрызание вражеской обороны. Об упорстве немцев говорит хотя бы тот факт, что в один из первых дней сражения они израсходовали около 2000 тонн снарядов. И это при том, что полосу нашего наступления можно обойти сегодня всего за 6-7 часов.

Но «Искра» прожгла наконец стальное кольцо блокады. На этом месте сейчас проходит Мурманская трасса. А вторая — в Пятом рабочем поселке, где теперь установлен в честь этого всем известный памятный знак. Хотя неизвестно, кто был его автором». Об ожесточенности же сражения красноречивее всего свидетельствуют данные потерь. С 12 по 30 января наши войска потеряли около 100 000 человек, из которых 40 000 убитыми. Немцы — около 20 000 ранеными, убитыми, пропавшими без вести и попавшими в плен.

Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»

Главный редактор - Максименко В. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на " ГТРК Вятка " обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на " www.

Остальное - жмых, целлюлоза, солод. Температура в квартирах, обогреваемых "буржуйками", зимой редко была плюсовой Ольга Берггольц записала в этот день в дневнике впервые опубликованном в 2010 году : "Жалкие хлопоты власти и партии, за которые мучительно стыдно... Как же довели до того, что Ленинград осажден, Киев осажден, Одесса осаждена. Ведь немцы все идут и идут... Артиллерия садит непрерывно... Не знаю, чего во мне больше - ненависти к немцам или раздражения, бешеного, щемящего, смешанного с дикой жалостью, - к нашему правительству... Это называлось: "Мы готовы к войне". О сволочи, авантюристы, безжалостные сволочи!

Вместе с жителями пригородных районов в блокадном кольце оказались 2 млн 887 тыс. На 21 июня 1941 года на ленинградских складах имелось муки на 52 дня, крупы - на 89 дней, мяса - на 38 дней, масла животного - на 47 дней, масла растительного - на 29 дней. В день начала блокады город нещадно бомбили, пожары пылали повсюду. Самый большой пожар в этот день возник на продовольственных складах им. Бадаева, где сгорела значительная часть имевшегося в городе продовольствия: запасы города на 1-3 дня, по действовавшим нормам. Советская версия о том, что именно этот пожар был главной причиной голода 1941-1942-го, не соответствует действительности, так как запасов продовольствия в них к тому времени оставалось максимум на десять дней по довоенным нормам потребления. Поскольку к сентябрю уже действовала карточная система распределения продуктов, оставшиеся запасы растянули на месяц. Никакого НЗ вопреки всем правилам обеспечения жизнедеятельности мегаполиса до войны в Ленинграде не было. Не меньшим нарушением являлось и то, что все продовольствие было сосредоточено в одной точке. С 20 ноября ленинградцы стали получать самую низкую норму хлеба за все время блокады - 250 г по рабочей карточке и 125 г по служащей и детской.

Рабочие карточки в ноябре - декабре 1941 года получала только третья часть населения. Зима 1941-1942-го была страшно суровой: температура воздуха колебалась в декабре - феврале от минус 20 до минус 32 градусов, в квартирах, обогреваемых лишь "буржуйками", зимой она редко была плюсовой. Электричество было отключено, канализация не работала уже с декабря 1941-го. Городское и областное руководство проблем с продовольствием не испытывало: "В правительственной столовой Смольного. Фрукты, овощи, икра, пирожные. Молоко и яйца доставляли из подсобного хозяйства во Всеволожском районе. Пекарня выпекала разные торты и булочки", - это дневник сотрудника столовой Смольного. Из воспоминаний ленинградского инженера-гидролога: "Был у Жданова первый секретарь Ленинградского горкома. Еле пришел, шатался от голода... Шла весна 1942 года.

Если бы я увидел там много хлеба и даже колбасу, я бы не удивился. Но там в вазе лежали пирожные". В этом контексте абсолютно логичной выглядит телеграмма Андрея Жданова в Москву с требованием "прекратить посылку индивидуальных подарков организациями в Ленинград... Более того, в Москве, в частности, в партийно-номенклатурном руководстве Союза писателей, сложилось мнение, что "ленинградцы сами возражают против этих посылок". Берггольц по этому поводу воскликнула в дневнике: "Это Жданов - "ленинградцы"?! Утром завтрак - макароны или лапша, или каша с маслом и два стакана сладкого чая. Днем обед - первое щи или суп, второе мясное каждый день. Вчера, например, я скушал на первое зеленые щи со сметаной, второе - котлету с вермишелью, а сегодня на первое суп с вермишелью, второе - свинина с тушеной капустой". Весной 1942 года Рибковский был отправлен "для поправки здоровья" в партийный санаторий, где продолжил вести дневник. Еще один отрывок, запись от 5 марта: "Вот уже три дня я в стационаре горкома партии.

Это семидневный дом отдыха в Мельничном ручье курортная окраина города. С мороза, несколько усталый, вваливаешься в дом, с теплыми уютными комнатами, блаженно вытягиваешь ноги...

По записям его переговоров с командирами на фронте видно: с сентября 1941 года он постоянно подталкивает их, иной раз недвусмысленно угрожая, наступать с целью прорыва блокады города.

Огромный объем сил, выделяемый для Ленинградского и Волховского фронтов, а также высокий уровень потерь в их наступательных операциях по деблокаде города, превышает показатели для любого другого города СССР. Все это ясно указывает: Кремль был готов на очень многое, чтобы снять или хотя бы облегчить блокаду. Если бы городское руководство яснее понимало, что происходит в его епархии, и информировало бы Москву о том, что с весны 1942 года голод не прекратил убивать, а лишь стал делать это реже, весьма вероятно, что из Ленинграда сперва вывезли бы людей, а уже потом станки.

Но ясного понимания масштаба проблемы в этот период у местного градоначальника, судя по документам архивов, никогда не было. Но ведь блокаду можно было снять раньше? Сталин 12 декабря 1941 года одобрил план Шапошникова по удару под Ленинградом.

В нем ключевую роль должен был сыграть Волховский фронт, развернутый восточнее и южнее отрезанного города. Ему поставили задачу ударить навстречу Ленинградскому фронту и тем самым снять блокаду. Одновременно планировали удары и южнее, вплоть до Новгорода.

Если исходить из формальных показателей, шансы на успех операции были. У Волховского фронта к моменту начала его наступления 7 января — 30 апреля 1942 года было в полтора раза больше людей и в 1,3 раза больше артиллерии, чем у противника. Да, у него не хватало боеприпасов, но и немецкая сторона в это время испытывала хаос в снабжении.

Не очень частый, типично ленинградский плакат времен войны. Германия потеряла к этому времени безвозвратно менее 10 процентов от солдат, начавших войну 22 июня, а СССР — более 90 процентов. Основная часть довоенного офицерского корпуса или, как тогда говорили, командиров также ушла в потери.

Естественно, что набранные резервисты в смысле подготовки уступали немецкой армии. Поэтому прорыв получился лишь у 2-й ударной армии, сравнительно далекой от Ленинграда. Расширить его к северу и к югу она не могла, и после многих недель «тыканий» в оборону противника немцы нанесли срезающие удары по клину 2-й армии, и она в основном погибла.

Разумеется, часть советских военных прекрасно понимала, что с резервистами против довоенной армии наступать надо совсем иначе.

Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост.

Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г.

У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса.

За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием.

Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал.

80 лет назад погибла героическая группа на "Невском пятачке" Ленинграда

Длившаяся почти 500 дней и ночей полная блокада Ленинграда была прорвана. 18 января отмечается 80-летие прорыва блокады Ленинграда, ставшего результатом успешной военной операции "Искра". 18 января 2024 года исполнится 81 год со Дня прорыва блокады Ленинграда. Сегодня отмечается героическая дата – 79 лет со дня прорыва блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда прорвана! К 80-летию прорыва в Музее обороны и блокады Ленинграда обновили экспозицию. Эта история о талантливых инженерах и бесстрашных женщинах, которые смогли прорвать энергетическую блокаду Ленинграда.

Разорвать кольцо: как 18 января 1943 года прорвали блокада Ленинграда

В среду, 18 января, город отметил 80-летие прорыва блокады Ленинграда. Именно в этот день 80 лет назад благодаря успешной наступательной операции «Искра» удалось прорвать блокаду Ленинграда и укрепить веру жителей в полное освобождение города. В актовом зале состоялась встреча-беседа с Ириной Михайловной Лебедевой – историком, педагогом и жителем блокадного Ленинграда. Кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, на 79-й день Великой Отечественной войны. Когда был осуществлен прорыв блокады Ленинграда, люди, впервые за 900 дней получившие свежий хлеб, нередко от счастья падали в обморок. Жукова и Кулика послали прорвать блокаду Ленинграда, но к согласию они не пришли, в чем убеждают выдержки из их разговора.

Пятая попытка

В ходе операции «Искра» разгрому подверглись 7 дивизий противника. Его потери составили свыше 13 тыс. Около 19 тыс. От всего сердца желаем ветеранам и детям блокадного Ленинграда здоровья, счастья и мирного неба над головой!

Берггольц Голод стал соратником врага. Люди умирали на работе, в своих квартирах, падали на улицах от изнеможения и больше не поднимались. За годы блокады, по послевоенным подсчётам, в Ленинграде погибло от 800 тысысяч до более миллиона человек прежде всего от голода. Вина за гибель ленинградцев целиком и полностью лежит на гитлеровском командовании и руководстве Финляндии, чья армия блокировала город со стороны Карельского перешейка. Осталась одна Таня». Таня Савичева, ленинградская школьница.

Но Ленинград жил, Ленинград боролся. На оставшихся в городе предприятиях трудились ленинградцы мужчины, женщины, подростки , которые ремонтировали военную технику, выпускали оружие, восстанавливали производство электроэнергии. Руководство города и командование фронтом делало всё возможное, чтобы прорвать блокаду. Символом несгибаемого мужества защитников Ленинграда стал «Невский пятачок». Мы стояли насмерть у тёмной Невы. Мы погибли, чтоб жили вы». Надпись на памятнике «Рубежный камень» на «Невском пятачке» Попытки прорыва блокады предпринимались в сентябре и октябре 1941 года, начиная с января 1942 года в период общего наступления Красной Армии, а затем в августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции Ленинградского и Волховского фронтов. В ходе последней были обескровлены вражеские силы, которые перебросили специально под Ленинград, чтобы взять его штурмом. Командование Ленинградским фронтом вело успешную противобатарейную войну с немецкой тяжёлой артиллерией — количество снарядов, упавших на город, сократилось в несколько раз.

В Ленинграде, начиная с трагической зимы 1941—1942 годов, были организованы специальные стационары и столовые, где кормили людей. Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады. Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни».

Сталин в срочном порядке назначил командующим Ленинградским фронтом генерала Г. Жукова, который жёсткими мерами укрепил оборону на ближних подступах к городу и предпринял ряд контрударов. В результате уже в конце сентября командующий группы армий «Север» докладывал, что своими силами немецким войскам Ленинград не взять.

Однако и командованию Ленинградским фронтом прорвать блокаду не удалось. Голод До войны Ленинград в основном снабжался поставками продовольствия из других регионов страны. Уже в начале сентября 1941 года были понижены нормы выдачи хлеба рабочим и инженерам, служащим, иждивенцам по 600, 400 и 300 граммов соответственно. В середине сентября эту норму вновь уменьшили. Самую низкую норму выдачи хлеба по карточкам ввели 20 ноября 1941 года, когда рабочие стали получать всего 250, а служащие, иждивенцы и дети — 125 граммов хлеба в день. Берггольц Голод стал соратником врага. Люди умирали на работе, в своих квартирах, падали на улицах от изнеможения и больше не поднимались.

За годы блокады, по послевоенным подсчётам, в Ленинграде погибло от 800 тысысяч до более миллиона человек прежде всего от голода. Вина за гибель ленинградцев целиком и полностью лежит на гитлеровском командовании и руководстве Финляндии, чья армия блокировала город со стороны Карельского перешейка. Осталась одна Таня». Таня Савичева, ленинградская школьница. Но Ленинград жил, Ленинград боролся. На оставшихся в городе предприятиях трудились ленинградцы мужчины, женщины, подростки , которые ремонтировали военную технику, выпускали оружие, восстанавливали производство электроэнергии. Руководство города и командование фронтом делало всё возможное, чтобы прорвать блокаду.

Символом несгибаемого мужества защитников Ленинграда стал «Невский пятачок». Мы стояли насмерть у тёмной Невы.

Несмотря на трудные условия, в городе работали предприятия, например, Кировский завод, часть населения и промышленности была эвакуирована. Ленинград в 1942—1944 годах Первая зима была самой тяжёлой, но с весны 1942 года произошло увеличение пайков, в город прибыл партизанский обоз и ситуация стала постепенно улучшаться, в том числе и на фронте. В августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции удалось сорвать немецкий план по углублению блокады. В январе 1943 года, в ходе операции «Искра», кольцо блокады было прорвано Красной армией. Вскоре в город проложили временную железную дорогу по южному берегу Ладожского озера, что привело к улучшению снабжения и росту промышленного производства. Немецкая армия была разгромлена и отброшена от Ленинграда в январе 1944 года в ходе наступательной операции, проведённой силами трёх фронтов — Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского.

О блокадном Ленинграде написано много книг, статей и мемуаров, снят ряд художественных фильмов. Первый из них вышел весной 1941 года и назывался «Варежки» — единственный снятый во время самой блокады. Снятие блокады Ленинграда.

Путин раскрыл, для чего России нужна спецоперация на Украине

Для детей прорыв блокады Ленинграда был ознаменован не столь возможностью наконец-то поесть, сколько долгожданным началом занятий. В общем-то, эти карточки стоили жизней тысячам людей, так как в городе резко участились случаи воровства и даже убийств, совершаемых ради их получения. В Ленинграде тех лет были нередкими случаи налетов и вооруженных ограблений булочных и даже продовольственных складов. С лицами, которых уличали в чем-то подобном, особо не церемонились, расстреливая на месте. Судов не было. Это объяснялось тем, что каждая украденная карточка стоила кому-то жизни. Эти документы не восстанавливались за редчайшими исключениями , а потому кража обрекала людей на верную смерть. Настроение жителей В первые дни войны мало кто верил в возможность полной блокады, но готовиться к такому повороту событий начали многие. В первые же дни начавшегося немецкого наступления с полок магазинов было сметено все мало-мальски ценное, люди снимали все свои сбережения из Сберкассы. Опустели даже ювелирные магазины.

Впрочем, начавшийся голод резко перечеркнул старания многих людей: деньги и драгоценности тут же обесценились. Единственной валютой стали продовольственные карточки которые добывались исключительно путем разбоя и продукты питания. На городских рынках одним из самых ходовых товаров были котята и щенята. Документы НКВД свидетельствуют, что начавшаяся блокада Ленинграда фото которой есть в статье постепенно начала вселять в людей тревогу. Изымалось немало писем, в которых горожане сообщали о бедственном положении в Ленинграде. Они писали, что на полях не осталось даже капустных листьев, в городе уже нигде не достать старой мучной пыли, из которой раньше делали клей для обоев. К слову говоря, в самую тяжелую зиму 1941 года в городе практически не осталось квартир, стены которых были бы оклеены обоями: голодные люди их попросту обрывали и ели, так как другой еды у них не было. Трудовой подвиг ленинградцев Несмотря на всю чудовищность сложившегося положения, мужественные люди продолжали работать. Причем работать на благо страны, выпуская немало образцов вооружения.

Они даже умудрялись ремонтировать танки, делать пушки и пистолеты-пулеметы буквально из «подножного материала». Все полученное в столь сложных условиях вооружение тут же использовалось для боев на подступах к непокоренному городу. Но положение с продуктами питания и медикаментами осложнялось день ото дня. Вскоре стало очевидно, что только Ладожское озеро может спасти жителей. Как же связано оно и блокада Ленинграда? Кратко говоря, это знаменитая Дорога жизни, которая была открыта 22 ноября 1941 года. Как только на озере образовался слой льда, который теоретически мог выдержать груженные продуктами машины, началась их переправа. Начало голода Голод приближался неумолимо. Уже 20 ноября 1941 года норма хлебного довольствия составляла всего лишь 250 граммов в день для рабочих.

Что же касается иждивенцев, женщин, детей и стариков, то им полагалось вдвое меньше. Сперва рабочие, которые видели состояние своих родных и близких, приносили свои пайки домой и делились с ними. Но вскоре этой практике был положен конец: людям было приказано съедать свою порцию хлеба непосредственно на предприятии, под присмотром. Вот так проходила блокада Ленинграда. Фото показывают, насколько же были истощены люди, которые на тот момент находились в городе.

Ответов на вопросы не прибавилось. Пропаганда, как в советские времена, обходит или вуалирует проблемы. Так же поступают и историки от государства, блюдущие четь мундира. Постараюсь ответить на некоторые «почему», касающиеся Ленинграда.

От моей статьи «Десять сталинских ударов» «НВО» от 29. Лишь один пример из его «убийственных аргументов». Мною приведена цифра в 100 тыс. Он ее опровергает: ведь только под Сталинградом столько же попало в плен. А сколько тысяч раненных, обмороженных, разутых и раздетых погибло в тридцатиградусный мороз, неизвестно, если в Германию в 1954 году вернулось 6000, а пленных в СССР массово не уничтожали. Очевидно, большинство осталось в степи, получив то, что заслужили: ведь на Волгу они пришли не туристами. К сожалению, есть и обратный пример. Горные стрелки из альпинистской группы «Эдельвейс» восходили на Эльбрус дважды: первый раз туристами с нашими проводниками, а второй — с оружием. Дружба с фашистами нам стоила очень дорого.

Аналогична достоверность и остальных «опровержений». Почему «город—крепость» не уберег ленинградцев Крепость — это укрепленный пункт, город, подготовленный к круговой обороне и длительной борьбе в условиях осады. Мощная артиллерия и авиация привели к замене крепостей укрепленными районами линиями. Хотя маршал Жуков в мемуарах это опровергает — поэтому многие его считают спасителем «города трех революций». Вопрос в другом: кого могла спасти крепость, если голод начался уже в 1941-м, и кто в этом виноват. Цитата из статьи Широкорада: «В ходе блокады ГКО делал все возможное для эвакуации населения и обеспечения Ленинграда продовольствием, топливом и электроэнергией». А как он руководил подготовкой Ленинграда к блокаде, если голод начался уже в октябре? Главным виновником срыва эвакуации автор называет гражданское население. А вдруг мой Петя загуляет?

Он пишет: «Согласно постановлению Ленсовета, из города вывезли 311,4 тыс. Но не добавляет, что большинство было вывезено на границу с Новгородской областью, и с началом бомбежек их вернули обратно. Зачем же уезжать? Ведь война будет выиграна мощным ударом на территории агрессора. Если Ленинград был неприступной крепостью, то основными виновниками смерти миллиона блокадников от голода было гражданское руководство города во главе со Ждановым, а не переизбыток несознательного населения. Кто такие фашисты и что такое нацизм, показала оккупация Польши и Югославии, и рассчитывать на их гуманность не приходилось. Согласиться с доводами Александра Широкорада не представляется возможным: это обычная советская пропаганда. Почему голод наступил уже в октябре Писать об изнанке войны и тем более о блокаде Ленинграда долго не решался даже участник этих событий Даниил Гранин. Он был одним из тысяч защитников города, которому посчастливилось выжить, и ему нельзя не верить.

У Гранина, инженера Кировского завода, была бронь, но он добился ее снятия и в составе Первой дивизии народного ополчения ДНО отправился на фронт. Получил вооружение: бутылку с зажигательной смесью. Через два года, уже офицером, Гранин был направлен в Челябинск принимать танки. Встретился со своими сослуживцами, находившимися в эвакуации, увидел, как много они делают для Победы. Свое кормление вшей в грязи окопов он расценил как неправильный поступок: как профессионал он мог принести гораздо больше пользы. Московские ополченцы обеспечивались винтовками Мосина времен Первой мировой и обоймой патронов, да и то далеко не все. Рабочие Сталинградского тракторного завода на изготовленных танках без прицелов уезжали на передовую; как они могли воевать, представить сложно. Войска не берегли ни командующие, ни командиры. Одни сначала не умели воевать по-другому, но учились на собственных ошибках.

Другие, особенно выходцы из НКВД, по-другому воевать были неспособны: слишком уж привыкли побеждать молчащий народ. Винтовки у бойцов ДНО появились только по ходу боев. Так и получилось. Безоружные ополченцы в рукопашном бою противостояли мотопехоте, бросались под танки. Были и паника, и бегство, отступления, но танки ценой чудовищных потерь остановили — благодаря ярости, отчаянию, безысходности. Целенаправленная эвакуация населения Ленинграда началась только зимой по Дороге жизни через Ладожское озеро. Ленинград встретил блокаду без продовольственных запасов. Нарком внешней торговли Микоян, узнав накануне войны, что немецкие суда спешно покидают советские порты, решил эшелоны с продовольствием, направленные в Германию, завернуть в Ленинград. Но Жданов отказался их принять, доложив о самоуправстве наркома Сталину.

Секретарь Ленинградского обкома за все время блокады ни разу не был на передовой: сидел в бункере Смольного и прославился своим чревоугодием. Основные продовольственные запасы города находились на Бадаевских складах и не были рассредоточены. С 15 сентября нормы по карточкам стали снижаться, а с началом зимы наступил голод, вызвавший цингу и дистрофию. Информация о блокаде использовалась только на Нюрнбергском процессе, а население СССР стало получать ее дозированно с конца 50-х. Гранин вспоминал, как был командирован в город вместе с сослуживцем. Прихватив водку, они зашли к девицам. Те выставили жареную картошку, тушенку, яблоки и маслины! Выпив, девочки рассказали кое-что про своих друзей, распоряжающихся продуктами. На снимке общегородского совещания управхозов у всех круглые физиономии, дистрофиков не видно.

Некоторые чиновники становились миллионерами, меняя продовольствие на драгоценности. О матерях, ценою своих жизней подкармливающих детей. О каннибализме. Рассказ заставил депутатов содрогнуться от ужаса. Ангела Меркель не скрывала слез. Почему замкнулось кольцо Мемуары писали почти все маршалы и генералы.

Немцы были лучше оснащены автоматическим оружием, у них было больше пулеметов и минометов, они обладали мощной артиллерийской поддержкой. Об этом не раз говорится, например, в донесениях 55-й армии, несколько раз повторявшей безуспешные попытки наступать на Усть-Тосно.

Сказывалось и то, что большая часть наших войск вела непрерывные действия по два-три месяца. Солдаты просто устали. А у немцев была ротация. В тот момент у 18-й армии, входившей в группу «Север», еще были резервы, чтобы периодически выводить войска с фронта в тыл на отдых. Немецкое командование поступало достаточно смело, снимая силы с относительно спокойных участков и перебрасывая их на наиболее опасные. За счет этого, в общем-то, немцы и держались... Что же касается Невского пятачка, то, на мой взгляд, уже к концу 1941 года он в стратегическом отношении был тупиком. Он был невелик, и развернуть там достаточное количество сил для прорыва было невозможно.

Наступать с него можно было лишь в ограниченном количестве направлений из-за конфигурации плацдарма, а также такого мощного узла немецкой обороны, как железобетонные руины здания 8-й ГРЭС, которые возвышалась над пятачком с его левого фланга. Это тоже одна из попыток прорыва блокады? Первоначально там очень удачно было выбрано место для удара - стык двух немецких корпусов. Гипотетически существовала возможность выйти к Октябрьской железной дороге - это давало шанс отрезать немецкие войска и лишить их линии снабжения. Сами немцы оценивали свою ситуацию как критическую. Вообще с боями под Погостьем связано много мифов. В первую очередь об их бесполезности. Это совершенно не так!

На мой взгляд, начало этих боев спасло Ленинград. Благодаря нашему натиску немцы приняли решение отходить от Волхова, дабы их ударный клин не оказался в окружении. Нам это дало возможность обеспечить нормальное функционирование Дороги жизни через Волховстрой. Ведь ко второй половине декабря 1941 года в Ленинграде оставалось продовольствия на четыре дня... Еще одна важная вещь. Операция 54-й армии у Погостья предотвратила немецкую попытку прервать Дорогу жизни - эту задачу в 20-х числах декабря 1941 года поставило командование вермахта. Было предложено три варианта операции, предусматривавших захват или западного, или восточного побережья Ладожского озера. Однако все силы, которые могли быть выделены для этой операции, противник был вынужден бросить под Погостье.

Мы зачастую смотрим на те бои глазами фронтовика Николая Никулина, автора известных «Воспоминаний о войне». На мой взгляд, там все представлено в очень черных тонах. Вот лишь одна цитата: «Снег стоял выше пояса, убитые не падали, застревали в сугробах. Трупы засыпало свежим снежком, а на другой день была новая атака, новые трупы, и за зиму образовались наслоения мертвецов, которые только весною обнажились от снега - скрюченные, перекореженные, разорванные, раздавленные тела. Целые штабеля». Жуткая картина! Однако, как свидетельствуют документы, в том числе и немецкие, под Погостьем вовсе не происходило «избиение красноармейцев». Особенно когда на поле боя появлялись советские тяжелые танки, немцам приходилось очень туго, и они держались из последних сил.

А в марте 1942 года вражеская оборона была прорвана там окончательно - когда ввели в бой 4-й гвардейский стрелковый корпус Ленинградского фронта Николая Гагена, сформированный в феврале 1942 года это стало его боевым крещением. Немцы отошли на оборонительные позиции у реки Тигоды, которые готовили в течение трех месяцев. И в результате образовался выступ, существовавший до конца боев под Ленинградом в январе 1944 года. Складывается впечатление, что длительное время наше командование методом проб и ошибок нащупывало место прорыва. И решило все-таки действовать в самом узком месте немецкой обороны - «бутылочном горле» у Ладоги. Там, где всего 14 километров отделяли блокадное кольцо от Большой земли... Траншеи, блиндажи, деревоземляные огневые точки, мощная артиллерийская группировка. Плюс Рабочие городки, которые были превращены противником практически в узлы обороны...

Кстати, еще в декабре 1941 года командир одного из корпусов вермахта предлагал отвести войска из «бутылочного горла» на Синявинские высоты. Он считал, что полной блокады Ленинграда и так нет, поскольку город снабжается по Ладоге. Но ему указали, что он не прав, что выгоднее держать полностью весь фронт вдоль берега Невы и части Ладоги. Первые наметки плана, который лег в основу операции «Искра», появились еще весной 1942 года. Предложение исходило от Военного совета Ленфронта. Заслуга Леонида Говорова, возглавившего фронт в июне 1942-го, в том, что к январю 1943 года он собрал боеспособные соединения и удачно бросил их в бой на узком участке.

Мы погибли, чтоб жили вы». Надпись на памятнике «Рубежный камень» на «Невском пятачке» Попытки прорыва блокады предпринимались в сентябре и октябре 1941 года, начиная с января 1942 года в период общего наступления Красной Армии, а затем в августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции Ленинградского и Волховского фронтов. В ходе последней были обескровлены вражеские силы, которые перебросили специально под Ленинград, чтобы взять его штурмом. Командование Ленинградским фронтом вело успешную противобатарейную войну с немецкой тяжёлой артиллерией — количество снарядов, упавших на город, сократилось в несколько раз.

В Ленинграде, начиная с трагической зимы 1941—1942 годов, были организованы специальные стационары и столовые, где кормили людей. Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады. Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни». Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны. Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах. Обратно эвакуировалось голодающее население. По «Дороге жизни» до весны 1943 года было доставлено 1,6 млн тонн грузов, эвакуировано 1,3 млн ленинградцев. Порой грузовики проваливались под лёд, но колонна продолжала движение, иногда под обстрелом. По дну Ладожского озера были уложены трубопровод и электрический кабель.

В декабре 1941 года умерли 53 тыс. Говоров и Волховского командующий генерал армии К. Мерецков фронтов. Общую координацию наступления осуществлял Г. Советские ударные группировки превосходили теперь врага на решающих направлениях в пять и более раз.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий