Масленичную неделю принято делить на два периода: узкая Масленица и широкая Масленица.
Откуда пошли традиции Масленицы
Масленица началась: откуда появилась традиция есть блины всю неделю? 16 апреля 2018 Hagall Serpent ответил: История Масленицы берет начало в древности, задолго до Крещения Руси, и связана с весенним равноденствием. По одной из версий, название «масленица» возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять. Масленица в вопросах и ответах: откуда появился праздник и как его отмечать? С 11 марта началась Масленичная неделя.
Масленица: история праздника и его традиции
Масленичные гуляния. Старики считали, что если перед Масленой неделей в воскресенье ненастно, то летом будет много грибов. Если ненастным оказывалось Прощёное воскресенье — ждали тёплой и солнечной весны. На самой неделе замечали, какой день ясный да тёплый. По поверьям, именно в такой день недели следовало начинать весной сев пшеницы. А хороший урожай предвещали появившиеся на Масленой неделе длинные сосульки. Как праздновали: увозили девок в лес и запрягали тройки Проводы зимы немыслимы без сжигания чучела Масленицы. Многие из них дошли и до нашего времени. Понедельник: встреча В первый день Масленицы люди заканчивали строить снежные сооружения и делали чучело уходящей Зимы.
Это чучело возили по улицам, встречая сам праздник. Свекровь и свекор отправляли невестку к ее родителям и собирались вечером у них, чтобы обсудить планы на празднование Масленицы. Во время встречи решали, где и когда пройдут гулянья, составляли список гостей. На кухнях уже начинали печь блины, а самый первый блин обязательно отдавали бедным. Понедельник начинался с поминовения блинами родных. В этот же день начинали строить горки или заливали водой берега рек, чтобы замёрзло. Вторник: заигрыши Во вторник проводили смотрины невест — родня старалась сговориться до Великого поста, чтобы после Пасхи, на Красную горку, обвенчать молодых. В связи с этим под Тамбовом существовал интересный обычай, который нашёл своё отражение в сказке "Морозко" — засидевшихся в невестах девиц ещё в понедельник тайком увозили в зимний лес и оставляли их там "у пенька".
В этот момент мать его жены должна проявить особую доброжелательность и любезность по отношению к гостю, так как от этого зависят ее будущие отношения с дочерью. Четверг-Разгуляй Четверг-Разгуляй — это начало широкой Масленицы. С этого дня начинаются различные гуляния, в городах и деревнях проводятся праздничные шествия и ярмарки. Одной из ярких традиций Разгуляя является участие в костюмированных карнавалах. Люди наряжаются в разнообразных персонажей, таких как животные, сказочные герои, исторические фигуры и другие интересные костюмы. Старики и дети катались с горок, а парни постарше устраивали на реках карусель — вмораживали в лёд бревно, к которому крепили колесо, за колесо цепляли санки и крутили его, катая по льду детей и девушек. Традиционным развлечением были конные скачки. Крестьяне соревновались и верхом, и в санях, а в самых богатых уездах запрягали лошадей тройками, пятёрками или семёрками.
В гривы коням вплетали яркие ленты.
Чучело символизирует зиму, все старое, болезни, неудачи. Сжигая его, прощаются со всем плохим и приветствуют весну — время обновления и приятных перемен. Перед сожжением устраиваются игры, хороводы, песни и пляски, угощения блинами. Каждый день Масленицы имеет свое имя и ритуалы. Понедельник — «Встреча» В этот день хозяйки начинали печь блины, первый из которых отдавали нищим для почтения памяти умерших. В некоторых регионах было принято готовить вареники с сыром и сметаной, ватрушки, оладьи.
Хозяйки угощали ими приглашенных родственников и гостей. Жители сел ходили по дворам, держа в руках чучело Масленицы, пели песни. Дети посещали дома, хозяева давали им вещи для дальнейшего сжигания. На площадях населенных пунктов устанавливались горки, качели. Утром свекровь со свекровью отправляли невестку в дом ее родителей, а вечером сами навещали их. Вторник — «Заигрыши» В этот день молодежь начинала устраивать катания на санках, снежные забавы, соревнования на протяженность спуска с ледяных горок. Проводились смотрины невест.
Среда — «Лакомка» День сопровождался поеданием традиционного блюда — блинов, изготовленных из различных сортов теста с разнообразными начинками. Устраивались блинные соревнования — определяли, у кого они получились вкуснее всего. Также в среду было принято ходить в гости к теще с угощениями. Четверг — «Перелом Масленицы Широкий разгуляй » День был наполнен гуляниями с утра до вечера, вождением хороводов, кулачными боями. Хозяйки пекли изделия из муки в форме птиц. В четверг запрещалось шить. Пятница — «Тещины вечерки» Зятья угощали блинами своих тещ, которых приглашали в гости нарядные посланники.
Суббота — «Золовкины посиделки» В субботу было принято приглашать в гости золовку сестру супруга и вручать ей подарок, а также просто навещать родственников и друзей. Воскресенье — «Прощеное воскресенье Проводы, Целовник » В церквях в воскресенье проходят богослужения, предваряющие Великий пост. В этот день люди просили прощения, забыть плохие поступки. Ритуал завершался поцелуем и поклоном. Было принято посещать могилы родственников и приносить им в качестве угощения блины. Люди парились в банях, чтобы смыть грехи. Вечером существовала традиция сжигать на окраине деревни чучело Масленицы.
Такой обряд символизировал встречу весны. Масленица заканчивалась уборкой: мытьем посуды, сжиганием остатков праздничной еды. Как провести Масленицу Проведите это время в спокойном добром общении с окружающими.
Это народное название Сырной или Мясопустной недели, которая предшествует ежегодному Великому посту, который в свою очередь готовит верующих к Пасхе. Слово «Масленица» говорит нам о том, что в эту неделю принято употреблять в пищу масло, молоко, молочные продукты, яйца. Мясо в этот период уже исключается из рациона православного человека.
Масленица — почему именно блины? Блины — древнее блюдо, которое русские люди готовили еще до принятия Русью православной веры. Вопреки распространенному убеждению, блины — вовсе не символ солнца. Блины у славян всегда были поминальным блюдом. Чтобы год выдался плодородным, на Масленицу крестьяне обращались к умершим, просили у них помощи.
Блины остались неизменными, это точно. А у Гоголя? Сам он вряд ли был истинным чревоугодником, тут необходим особый, редкий обжорный атлетизм, но уж поэзию застолья понимал. Достаточно вспомнить один отрывок из "Мертвых душ", раблезианский на русский лад: "Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и нивесть чего не было... Чичиков свернул три блина вместе и, обмакнувши их в растопленное масло, отправил в рот, а губы и руки вытер салфеткой. Повторивши это раза три, он попросил хозяйку приказать заложить ему бричку. Настасья Петровна тут же послала Фетинью, приказавши в то же время принести ещё горячих блинов. Дальше - больше. Часто упоминал масленицу младший современник Пушкина, большой знаток и ревнитель русской старины Михаил Загоскин. У Лермонтова, в "Песне про купца Калашникова", развязка сюжета происходит на Масленицу. Кулачные бойцы тешат Грозного царя. И среди них - царский любимец, наш старинный казанова Кирибеевич. Его-то и пришиб из праведной ревности купец Калашников.
Масленица 2024: когда начинается, история и традиции
Как и многие другие языческие народы, древние славяне отмечали праздник, связанный с проводами зимы и встречи весны. Он был связан с именем бога плодородия и скотоводства Велеса. Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимнего сна, означал начало полевых работ. И по сей день живёт как проявление надежды на год урожайный, сытый, поэтому она была и остаётся обильной и очень сытной. После принятия христианства на Руси этот праздник остался. Причём, его считают народным праздником, а не праздником Христианской Церкви, поскольку христианского переосмысления Масленица не получила.
Дочь Лады и Сварога, жена Кощея, она могла не только отнять жизнь, но и продлить ее. Ее время — поздняя осень и зима, и некоторые этнографы в более поздних версиях преданий ассоциируют Мару со Снегурочкой. Память о недоброй и могущественной женщине встречается и в русских былинах и сказках, и даже тютчевское «Зима недаром злится» — это о ней, о Маре-Марене, не желающей уступать весне. Символ ее поражения — горящее чучело, то самое, которое вы видите на каждой городской масленичной ярмарке. Славяне верили, что его уничтожение обеспечит скорый приход лета, хороший урожай, сохранит от наводнений и от пожара, защитит от мора и смерти, а девушкам обеспечит замужество.
Так что то, что мы привыкли считать веселым праздником весны, оказывается поминками, где масленичные костры — это приглашение умерших предков к обильному ужину, кулачные бои и удалые игрища — в честь ушедших, а непременные застолья с блинами — вид общения с потусторонним миром. Большинство считают блины символом солнца, но это заблуждение. Блины всегда были обрядовой едой на поминках. Их посвящали умершим, паром от них символически кормили души, раскладывая блины на подоконниках, а иногда и на груди покойника. Блинами поминали на могилах, раздавая остатки нищим. Поминальные блины пекли и в «родительские дни». Поминальные блины на Малую Масленку и Прощёное воскресенье В Прощёное воскресенье в русских деревнях было принято идти с блинами на кладбище На Масленицу блин дают в руки чучелу перед тем, как сжечь его, а сам праздник начинается с родительской субботы, которую в Калужской и Владимирской губерниях называли Малой Масленкой. Первый блин кладут «родителям» на слуховое окно, которое в системе русского дома служит дверью в небесный мир. Считалось, что души этот блин съедают невидимо.
Им придумывали всякие наказания, и парням приходилось откупаться. Это центральное событие. На площадях собирался весь честной народ, устраивали представления, кулачные бои, крутились все качели и карусели, осадой брались снежные крепости и города. Вспомните шедевр искусства «Взятие снежной горы» Сурикова. Из одежды надевали то, что приходило на ум. А чучело из соломы — Масленицу поднимали на самую высокую горку. Пятница — Тещины Вечерки В этот день происходит обратная история. Наступает черед зятька угостить любимую тещу блинчиками. Он зазывает родственницу в дом и накрывает при этом богатый стол. Но продукты и приспособления для приготовления блинов давала теща: сковороду, кадушку, муку — целый мешок, сливочное масло. Таким образом, отдавалось должное уважение родственникам со стороны жены. А гуляния продолжаются, на рынках торжествует народ, пьет квас , чаи и катается на каруселях. Суббота — Проводы Золовкины посиделки Это одна из красивейших традиций — молодая сноха приглашала в свой новый дом родственников и угощала не только блинами, но и другими яствами. А люди поднимали на руки Чучело из соломы — Масленицу и несли по улицам села и «хоронили: собирали много поленьев, наверх устанавливали Чучело и поджигали. Вокруг большого костра устраивали хороводы, пели песни. Несмотря на шуточность представления, многие люди плакали — ведь уходил еще один год, заканчивались праздники, и нужно было приступать к заботам. Воскресенье — Прощенное В преддверии поста все хотели очиститься от грехов. Люди просили друг у друга прощение и произносили следующие слова: «Прости меня, пожалуйста, если я в чем-то перед тобой виноват». В ответ звучало привычное для всех нас «Бог простит». Ритуал носил не формальное значение, действительно люди прощали друг другу оскорбления, обиды, забывали о неурядицах и жали руки. Также в этот день нужно было посетить кладбище и «угостить» блинами усопших, оставляя их на могилах. Приметы на масленицу В эти дни были очень популярны гадания. А, как правило, этим занятием больше увлекается прекрасная половина. Так вот, девушки устраивали следующие обряды: Взяв в руки первый блинчик, девица шла на улочку и угощала первого парня, который встречался на её пути. Его имя означало, что так будут звать её суженого. Перед сном девице нужно было вывесить за окно полотенце и произнести шепотом слова: «Суженый явись, полотенечком утрись! Сухое — напротив, суженого ожидать не стоит. Для третьего обряда нужно собрать ветки хвойных деревьев сосны, кедра, елки, пихты. Собирать лучше в лесу и разложить дома на полу. Пригласить друга, повязать друг другу на глаза платки и выбирать наугад ветки: если девица возьмет в руки толстую ветку с густой листвой иголками — ждет брак с сильным и солидным мужчиной. Стоит ли верить гаданиям — решайте сами.
Существует версия, что на встречу Масленицы наложился обряд встречи первого весеннего месяца марта, из-за чего в народных песнях Масленицу называют Авдотьей см. Авдотья Весновка 1 марта [28]. Вероятно на Руси первоначально масленичные действия соотносились с началом нового года, приходившегося на март [29] до 1492 года. Новогодние обряды, связанные с очищением, магией первого дня и культом предков, по мнению Д. Зеленина , могли быть передвинуты также на Чистый четверг последней недели поста. Саму Масленицу Зеленин считал поминальным праздником, в ходе которого крестьянское сообщество вовлекало своих умерших членов отметить рубежное время накануне поста, поэтому масленичные костры — это «приглашение умерших предков к обильному ужину накануне поста» ср. Большинство обычаев Масленицы, не связанных с культом предков, обнаруживают свои истоки в западном карнавале [30]. Маковский , 1869. В советской этнографии общепринятой была точка зрения, согласно которой Масленица — это связующее звено и граница между зимой и весной [31] , когда «изгоняли, хоронили зиму — богиню мрака и смерти — и встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы» [32]. Праздник считали наследием «древнего солярного культа», к реликтам которого относили костры и горящее на шесте колесо [33] [34]. Советский фольклорист В. Пропп , развивая идеи В. Маннхардта и Дж. Фрэзера , считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ [35]. Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [36]. Для крестьянина, согласно этой концепции, плодородие земли было самым важным, поэтому он пытался на него воздействовать: «что бы ни делали носители традиционной культуры, они маниакально думают об одном — об увеличении урожая или приплода» [37]. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как « целовник », смотры молодожёнов «столбы» [38] , их гостевания [39] , катания с гор [40] и на упряжках [41] , шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью.
Традиции и обычаи Масленицы
- Мутация Масленицы: как ее упразднили и возобновили в СССР
- Узнайте больше о масленичных традициях
- Арабский халифат и его распад
- Как появилась Масленица | Православный журнал "Нескучный сад"
МА́СЛЕНИЦА
Украшение — заколка для волос, резинка, браслет, бусы. Шаль или расписной платок. На Масленицу девушки гадают на любовь и суженого, исполнение желания, каким будет грядущий год. На любовь и суженого Гадайте во время выпечки блинчиков. Обратите внимание на то, каким получился первый блин: Блин легко перевернулся — ждите замужества в этом году. Блин прилип к сковороде — минимум 3 года не будет свадьбы. Ровные края у блина — замужество будет счастливым, неровные — обдумайте решение выходить замуж. Блин зажаренный в середине — муж будет верным, по бокам — гулящим. На исполнение желания Напишите на листике желание и поднесите его к горящей свече: Лист полностью сгорает — желание сбудется в ближайшее время. Бумага не загорается или огонь гаснет — желание не сбудется. Лист сгорает наполовину — необходимо приложить усилия для того, чтобы желание сбылось.
На будущий год Обратите внимание на то, каким получился первый испеченный блин: Румяный блин предвещает здоровье, а бледный — болезни. Тонкий блин сулит легкий год, толстый — трудности. Приметы и поверья Если на Масленицу стоит морозная и ясная погода, то лето будет теплым и дождливым. Тот, кто на Масленицу не будет развлекаться и веселиться, проведет год в тоске и грусти. Если на Сырную седмицу испечь много блинов, то год будет благополучным и урожайным. В середине праздничной недели теще следует угостить зятя блинами, чтобы в доме присутствовали мир и взаимопонимание. Тонкие блины на Масленицу предвещают легкую жизнь, а толстые — трудности. Пословицы и поговорки Не все коту Масленица, бывает и Великий пост. Без блинов — не Масленица. Блин не сноп — на вилы не наколешь.
В Прощеный день — как на Пасху, все целуются. Блины и поцелуи счета не любят. Блины — солнцу родственники. И самый хладнокровный человек любит горячие блины. Масленица без блинов, как именины без пирогов. Это Масленица идет, блины да мед несет. На Масленой повеселись, да блинком угостись. Праздник в других странах В Англии главное событие празднования — забег женщин с блинами на сковороде. В Бразилии проходят соревнования танцевальных школ по исполнению самбы.
Для этого несколько мужчин брали лестницу, клали её себе на плечи, приделывали голову из глины, соломы или тряпок, хвост из мочала, накрывали всю эту конструкцию покрывалами и так ходили по деревне. Потом "коня" ломали. Показательно, что известный фольклорист И. Снегирёв, описывая в своём труде 1838 г. Он лишь пишет, что в Нерехте Костромская область вечером в воскресенье жгли снопы соломы. Вспоминая в этой связи о соломенных чучелах, которые сжигались или бросались в воду, автор приводит такие примеры из обычаев немецких славян или поляков, но не русских. Некоторые другие авторы XIX в. Современный историк М. Васильев, перепроверив данные по Новгородскому региону, пришёл к выводу , что там такого обычая также не существовало. Примечателен и другой вывод учёного: нередко этнографы заранее представляют себе те результаты, что хотят найти, и подгоняют ответы своих информантов под шаблонные представления о Масленице. Взятие снежного городка, 1891 Но, хотя мы видим, что сожжение чучела не было непременным атрибутом праздника, без забав с огнём обычно не обходилось. Чаще всего — и это действительно делалось повсеместно на территории России — в последний день Масленицы просто разводились костры. Но и тут наблюдалось большое разнообразие: костры могли жечь за околицей деревни, либо на перекрёстке дорог, либо просто на дороге, костры могли жечь в центре села или где-то на близлежащей возвышенности, костры могли быть передвижными, когда их разводили прямо в санях, либо в санях могли возить бочку, в которой горели дрова, либо могли привязывать к саням ворох горящей соломы и волочить её по селу. Костры могли быть разной формы и величины, иной раз топливом обкладывали дерево или большой куст и сжигали всё вместе. Пожалуй, только лишь это, как бы мы сказали теперь, файер-шоу да повсеместное обжорство и веселье и можно признать поистине универсальными признаками Масленицы. Другие известные элементы этого праздника были распространены хотя и широко, но всё же не повсеместно. Примечательно, что фольклористам почти не известно каких-то чисто масленичных песен, что также плохо вяжется с мнением о древнем ритуальном характере праздника. Вероятно, преувеличено и значение традиции непременно угощаться на Масленицу блинами. Да, блины были распространённым блюдом, но не везде. Где-то пекли пироги разной формы и с разной начинкой, где-то пекли хворост, но вообще на Масленицу ели всё, что было запасено на этот случай. Главным было как следует наесться перед долгим и строгим постом. Не будем забывать и о том, что эта неделя называется сырной или масленой, но не блинной.
Клейна, название праздника — это «позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских». Название, действительно, может быть связано с греческой комедией, но не как древний родственник, а как заимствование в белорусский из греческого через латинское посредство. Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые «шуты гороховые» стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях. Праздник Комоедицы выглядит локальным, но и у Масленицы с культом Велеса определенно есть связь. Об этом говорит обычай «пробуждения медведя» - инсценировка, которую разыгрывали в один из дней праздника. В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки и прутья. Вот тогда «медведь» начинал просыпаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль. Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой. Таким образом, версия о Комоедице, как о предшественнице Масленицы, пусть и не являясь документально подтвержденной, все же представляет интерес для дальнейших исследований. Празднование Масленицы сопровождается целым циклом обрядов, одним из которых является сожжение соломенного чучела. Существует несколько версий происхождения этого обряда. Наиболее распространенная и популярная версия — славяне сжигали чучело Морены Мораны , богини бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее — смерти. В образе Морены воплотилась идея ежегодного умирания и последующего возрождения природы. Это самое страшное, враждебное человеку божество — богиня ночи, зимы. Славяне верили, что Морена заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом. По поверьям, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом. Каждую весну сражается с силами света, олицетворением которых является Ярило, чтобы как можно дольше продлить на Земле зиму. Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре на Масленицу. Эта версия, на первый взгляд, видится вполне подходящей для принятия ее за основную. Однако, подробное изучение вопроса показывает некоторую несостоятельность этой версии, поскольку до 15 в. Нет и упоминаний о культе этой богини. Об этом пишет сербский филолог, этнолингвист, литературовед, фольклорист Деян Айдачич в своей работе «Морана в представлениях славянский исследователей мифологии и некоторых славянских писателей». Марцаны нет между бронзовыми идолами полабских славян, изготовленных ювелиром Якобом Шпонхольцeм в XVIII веке, и потому ее нет также в книге Андреаса Готлиба Маша о якобы найденных статуэтках Ретры — прильвицких идолах. В списках кумиров и идолов, которых уничтожали, согласно летописям восточных славян, нет упоминаний о Море, Маре или Морене как о богинях, которым поклонялись язычники». Впервые богиня с созвучным именем Марзана упомянута в хронике Яна Длугоша «Анналы, или хроники великих королей Польши», написанной в 1460 г. Длугош отождествляет Марзану с древнеримской Цецерой древнегреческой Деметрой , богиней урожая, плодородия и жатвы. Это сильно разнится с образом Мораны как богини смерти. Таковой она становится в 18 в. Позже Вацлав Ганка, чешский славист, поэт и деятель Чешского возрождения, в подделке «Краледворской рукописи», опубликованной в 1819 году, указывает Морену в некоторых местах — Морану как богиню смерти. Во второй половине 19 века подделки Ганки были разоблачены, но именно благодаря его патриотическим фантазиям польская форма Марзана Марцана была вытеснена чешским Морена Морана. Так это закрепилось и в переводах на русский язык, также на Ганку ссылались русские исследователи. Русский фольклорист Александр Афанасьев в трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» 1865-1869 также напрямую связывает богиню смерти со сжиганием чучела на Масленицу, при этом полагает, что вместо имени забытой богини используется название народного праздника. Интересно, что у западных славян чучела Мораны не сжигали, а в основном топили в близлежащем болоте или другом водоеме. Примечательно, что Длугош, не ассоциируя Морану со смертью и увяданием, а, наоборот, отождествляя ее с плодородием и урожаем, отмечает, что поляки топили чучело в дни Великого поста. Русский публицист, поэт и филолог Андрей Кайсаров в своем труде «Мифология славянская и российская», увидевшем свет в начале 19 в. Тут Зивония, она же Зевана, согласно Длугошу — богиня охоты, которую он ассоциирует с римской Дианой. Получается довольно интересный обряд — через потопление чучел богинь плодородия и охоты люди пытались избавиться от болезней и смерти. Возможно, отчасти в этом и кроется поздняя трансформация Морены из богини плодородия в богиню смерти. А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие — Масленицу. Тем не менее, как было отмечено выше, древние славяне не знали культа Морены, и вся эта обрядность, вероятно, возникла в средневековье. Возможно, тому были предпосылки в более ранних культах языческих богов, но в каких именно вряд ли сейчас возможно доподлинно установить. Каковым бы не было происхождение первого упоминания Морены у Длугоша, версия со сжиганием на Масленицу чучела богини смерти прочно укрепилась в обществе благодаря трудам разных авторов, некоторые из них перечислены выше. Версия эта нашла свой отклик и в современности. Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти. Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности. Вплоть до того, что местами чучело отсутствует совершенно, а вместо него жгут костры. Так происходило, например, в Новгородской губернии в конце 19 — начале 20 века, где костры были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически. При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела. В Воронежской же губернии жгли и костры и чучела. В целом разжигание огня на Масленицу и сжигание в нем чего-либо — повсеместно распространенный обычай. Могли сжигать наряженное в ветхие одежды чучело или просто бросать в костер старые вещи. Подобные ритуальные костры разжигали и тюрки-язычники на праздник Новруз — день весеннего равноденствия. Эта традиция сохранилась у тюркских народов до сих пор, а Новруз, как и Масленица превратился из религиозного в народный праздник. Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов. С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце. Афанасьев полагал, что само название «Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Масло в данном случае служило символом достатка, сулило богатый и сытый новый год. Эта версия выглядит не слишком убедительной, поскольку традиционные русские блины в большинстве областей несколько отличались от тех блинов, что есть сейчас. Блины пекли не из пшеничной муки, поэтому они были темными и размером были меньше, приблизительно как оладьи. Размер был обусловлен тем, что пекли блины в печи, а не жарили на сковороде, как это делают сейчас. Маленькие и темные блины вряд ли можно назвать достойным олицетворением Ярилы. А те блины, что мы знаем, появились в России гораздо позже, вероятно в петровскую эпоху или позже, и именовались блинами на немецкий манер. Есть другая версия появления блинов на масленичном столе, которая выглядит более достоверной. Одной из обрядовых сторон Масленицы было почитание духов предков и поминовение умерших. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом — в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. В Масленице наблюдается определенный пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои, скачки и т.
Для моральной поддержки и большего веселья можно было позвать и своих подружек. Важный момент: если золовка не замужем, то приглашали незамужних подруг, если замужем — только семейных дам. Завершается неделя проводами Масленицы и Прощеным воскресеньем. В этот день принято просить прощения у близких и поминать умерших. В этот день устраивают сожжение чучела Масленицы, а пепел развеивают над полем, чтобы год был урожайным. Больших застолий уже не устраивают — готовятся к Великому посту. Например, можно гадать на блинах. Если первый блин вышел румяным, красивым и хорошо пропекся, семья весь год будет здоровой. Если блин вышел комом — увы, без врачей не обойдется. Первый блин тонкий, легкий и «кружевной» в мелкую дырочку? Год будет легким и все планы воплотятся. Если блин толстый и плотный, то для достижения цели придется серьезно потрудиться. Для молодых девушек первый блин, который вышел золотым, ровным и легко снялся со сковородки, — знак скорого замужества. А вот если блин прилип, в ближайший год предложения руки и сердца можно не ждать. Также с помощью блинов можно было узнать имя суженого. Для этого нужно было испечь блин, выйти с ним на улицу, угостить первого встречного и спросить его имя.
Когда появилась масленица?
Пятница — Тёщины вечерки С этим днём связана поговорка: «Хоть тёщины блинки сладки, да тёщ угощают на Масленую зятьки». В пятницу уже зятья приглашали тёщ на блины. В старину зять обязан был с вечера лично пригласить маму своей супруги, а потом утром прислать нарядных зватых. Чем больше было зватых, тем большей почестью это считалось.
Суббота — Золовкины посиделки Молодые невестки приглашали в гости золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, а если замужем, то в гости приходила замужняя родня. Вечером в субботу сжигали чучело Масленицы: сначала его окружали почётом, а затем выносили за околицу и предавали огню.
Есть и другая версия, согласно которой сожжение чучела совершалось всё-таки в воскресенье. Воскресенье — Прощёное воскресенье, Проводы Главная традиция завершающего дня Масленицы — попросить друг у друга прощения. Люди использовали такие формулировки: «Прости, сыми с меня вину!
Клали низкие поклоны, а потом целовались в знак прощения. После обеда верующие люди шли в храм на вечернюю службу, открывающую Великий пост. Вечером поминали усопших, а ещё ходили на кладбище.
Согласно одной из них, круглое угощение было похоже на солнце и символически связывалось с божеством солнца Ярило. По другой версии, блины были поминальным блюдом, а его ингредиенты — мука и вода — символизировали жизнь и перерождение. И именно поэтому первый блин на Масленицу традиционно отдавали нищим, чтобы те помянули усопших.
Что нельзя делать на Масленицу Православные каноны накладывают опреде лённые ограниче ния на прихожан в Масленую неделю. Людям, которые готовятся к посту, нельзя есть мясо и любые мясные продукты. Нельзя давать волю гневу и обижать окружающих, то есть наносить вред другим людям.
Православная церковь запрещает верующих участвовать в языческих масленичных обрядах, в том числе в сжигании чучела Масленицы.
Поэтому в древние дохристианские времена масленичные ритуалы были связаны с почитанием медведя, и первый блин, выпеченный на Масленицу, или Комоедицу, относили в лес и клали на пенек, чтобы угостить зверя. В старину верили, что магической силой обладает не только первый, но и последний блин, который называли "немой" или "сонный". Хозяйка должна была выпечь его, не проронив ни слова, а затем остудить и положить под подушку, чтобы увидеть в ночь с Прощеного воскресенья на понедельник вещий сон. Как отмечал известный историк, исследователь кулинарии Вильям Похлебкин, слово "блин" - искаженное "млин", произошло от глагола "молоть": "мелин", или "млин", означает изделие из намеленного, то есть мучное изделие. Похлебкин утверждал, что "русские блины отличаются совершенно особой консистенцией, они мягки, рыхлы, ноздреваты, пышны, легки и при этом как бы полупрозрачны, с четко различимым рисунком многочисленных пор". При этом он замечал, что "встречающееся ныне кое-где использование соды для блинов заимствовано с Запада сравнительно недавно и несвойственно русской кухне". Блины различают и называют по тому виду муки или крупы, которые идут на их изготовление.
Блины, блинки, блинцы и блиночки, которыми обычно празднуется наша масляна, пекутся с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячные, овсяные, гречневые, из пресного или кислого теста Рецептура отличается также жидкостью, на которой замешано тесто, - вода, свежее или кислое молоко. Бывают блины пышные дрожжевые или простые "скородумки", существуют еще заварные блины. Кулинары-консерваторы утверждают, что единственной пригодной для выпечки блинов посудой остается "черная чугунная сковорода", хотя современная промышленность предлагает немало альтернативных вариантов, включая блинницы и сковородки-непригорайки. А в соседней Финляндии сейчас и вовсе пропагандируют способ выпечки блинов с помощью вафельницы. В знаменитой "Большой кулинарной книге" Елены Молоховец, изданной в начале ХХ века, приводится более 30 рецептов блинов и блинчиков, сладких и соленых, простых и сложных, из разных сортов муки. Блинчики с сахаром и вареньем, с творогом, с фруктовой массой, блинчики под бешамелем, караваи из блинчиков с яблоками и кремом, а также с печенкой или мясным фаршем, блины голландские и английские, блины с лимоном и другие. Способы употребления блинов тоже существуют разные. Наиболее широко распространен обычай есть готовые блины с жирными, острыми или сладкими добавками, макая их в масло, сметану, мед либо заворачивая в них соленую рыбу, икру и другую готовую начинку.
Усложнить рецепт блинов можно за счет введения в них припеков в момент выпечки. Классическими припеками служат крутые яйца, творог, сушеные снетки, которые насыпают на сковороду и заливают тестом. Кулинарной сноровки требуют блинчатые пироги - несколько блинов, наслоенных стопкой один на другой и переложенных между собой различной начинкой, чаще всего из мясного фарша, жареного с луком, рублеными крутыми яйцами. Магия ритуалов В масленичные дни магический смысл имеет каждое действие. Самое же важное во время праздника - активность, энергичные действия. Сидеть на месте в Масленицу старинный обычай не велит ни в коем случае. Эпитеты, которыми награждали Масленицу в народе, - честная Масленица, широкая Масленица и другие, напоминают о том, что веселиться на этой неделе не менее важно, чем обильно поесть, причем важно было, чтобы в этот процесс была вовлечена вся община. Это связано с древними верованиями о том, что если всем вместе не проводить зиму, как положено, то весна и лето не наступят в должные сроки.
Поэтому издавна в деревнях с осуждением относились к тем, кто уклонялся от всеобщего веселья, не пек блинов и не праздновал Масленицу. Их могли даже заподозрить в колдовстве. Маски и сжигание чучела Это кажется тем более странным и абсурдным при более глубоком исследовании традиций карнавала. Масленица, как и другие праздники, воспринималась как время контакта с нечистой силой. Чтобы визуализировать представителей иного мира, люди рядились в разные личины.
Само название "Масленица" появилось уже в христианские времена, а тогда праздник называли Комоедицей. Происходило это название от именования медведя — кома, которого считали одной из ипостасей Велеса. С пробуждением медведя приходило тепло и начиналась весна.
Празднование начиналось за неделю до весеннего равноденствия. Также в этот праздник славили Ярило — солнечного бога.
Кирякшчи «День катаний», коми Гажа валяй «весёлое катание», кряшенск.
Дьылгайак «каток». В некоторых этнических традициях март называется «месяцем Масленицы» чуваш. Происхождение и цели обрядов[ править править код ] Санкт-Петербург.
Масленица с горками в 1860-х гг. Первое упоминание о масленице относится к XVI веку, хотя мясопуст упоминается в Лаврентьевской летописи при описании мора в Киеве в 1092 году: «продали мы гробов от Филиппова дня до мясопуста 7 тысяч» [20]. По мнению Вс.
Миллера [21] и Б. Рыбакова [22] , в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию , которое у ряда народов, использующих солнечный календарь , является началом нового года. Согласно этой гипотезе, празднование нового года и проводы зимы оказались вытеснены с 22—24 марта на более ранние даты в результате введения христианского Великого поста , во время которого веселье считалось недопустимым.
Среди дореволюционных исследователей было распространено мнение, что Масленица восходит к языческому празднику в честь «скотьего бога» Волоса. Снегирёв писал: «может статься, самая масленица, приходящаяся около Власьева дня , не была ли праздником Волосовым. Масло, приносимое ему в жертву, называлось волосиным или воложным» [23].
Дубровский отмечал [24] , что многие масленичные обряды являются чисто зимними и не могут отмечаться весной и считал, что масленичные обряды перешли с Власьева дня, когда у Власия «и борода в масле». Волков[ кто? У белорусов зафиксирована поговорка «На Власа бери ковшом масло» белор.
Существует версия, что на встречу Масленицы наложился обряд встречи первого весеннего месяца марта, из-за чего в народных песнях Масленицу называют Авдотьей см. Авдотья Весновка 1 марта [28]. Вероятно на Руси первоначально масленичные действия соотносились с началом нового года, приходившегося на март [29] до 1492 года.
Новогодние обряды, связанные с очищением, магией первого дня и культом предков, по мнению Д. Зеленина , могли быть передвинуты также на Чистый четверг последней недели поста.
Масленица: история праздника и его традиции
Остальные дни масленичной недели (с четверга по воскресенье) — это Широкая Масленица, которая пройдет 14, 15, 16 и 17 марта. В 2022 году масленичная неделя будет отмечаться с 28 февраля по 6 марта. В 2024 году Масленица начнется 11 марта и продлится до 17 марта. Поскольку народный «пир на весь мир» противоречил духу поста, Масленицу сместили на последнюю перед ним неделю. Один из древнейших славянских праздников – Масленица – в 2023 году будет отмечаться в России с 20 по 26 февраля. Лайфхакер разбирается, как появилась Масленица. А ещё даёт подробную инструкцию для тех, кто хочет отметить этот весенний праздник по всем правилам.
МА́СЛЕНИЦА
По сложившейся традиции, отмечают праздник семь дней, хотя известно, что ранее масленицу отмечали две недели. Современная Масленица — все, что осталось от славянского празднования Нового года, приходившегося на равноденствие в один из мартовских дней. В 2022 году масленичная неделя будет отмечаться с 28 февраля по 6 марта.
Когда появилась масленица?
Еще до того, как Масленица стала Масленицей, блины традиционно пекли в память об умерших, поминая их таким образом. В 2021 году праздновать Масленицу начнут в понедельник 8 марта, а закончат в воскресенье 14 марта. Масленичная неделя в России в 2023 году начинается 20 февраля, а заканчивается 26 февраля.
Была ли Масленица древним славянским праздником? Мифы и факты
Perfumer arter. Про это время говорили: "Весна и Зима борются". Погода часто менялась — то оттепели, то морозы и метели. В день Равноденствия происходила основная битва Зимы с Весной, и чтобы Весна одержала победу, задабривали богов ритуалами и жертвенной пищей.
Само название "Масленица" появилось уже в христианские времена, а тогда праздник называли Комоедицей.
Люди начинали подготовку с субботы предшествующей недели и праздновали "малую Масленицу". В старину по традиции юноши собирались в небольшие группы, обходили деревни и собрали лапти, после чего встречали возвращающихся с покупками с базара или города вопросом: "Масленицу ли везешь?
Также, перед Масленицей в воскресенье согласно традиции тех времен было необходимо в обязательном порядке посетить родственников, соседей и друзей, а также пригласить их в гости. Масленица — самый веселый народный праздник, каждый день недели которого имеет свое собственное название и значения. Праздничная неделя делилась на Узкую Масленицу, включающую в себя 3 первых дня, и Широкую, которой отвели оставшиеся 4 дня.
В первую половину наряду с праздничными мероприятиями разрешалось вести работы по хозяйству, а во вторую уже никто не работал — все в полную силу предавались праздничным утехам. Всю неделю пеклись вкусные и сытные блины. Их ели дома, в гостях, на уличных гуляниях.
И сейчас почти в каждой семье обязательно существует традиция — хотя бы один раз за неделю непременно полакомиться блинами. Масленичные дни Понедельник — первый день Масленицы называется "встреча". В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки.
В старину верили, что чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем лучше будет урожай и длиннее уродится лен. Из соломы делали чучело Масленицы, одевали его в старую женскую одежду, насаживали чучело на шест и с пением песен возили на санях по деревне. Затем это чучело ставили на снежной горе, с которой и начиналось катание на санях.
К этому дню достраивались качели и балаганы. Начинали печь блины. В этот день родственники ходили друг к другу, чтобы договорится, как провести неделю.
Вторник — "заигрыш". В этот день принято было заводить веселые игры и угощать за созданное веселье блинами. Молодежь с утра шла кататься с гор и есть блины.
Этот день был особенно волнительным для незамужних девушек, поскольку на заигрыш устраивались смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. Среда — "лакомка".
В этот день все хозяюшки готовят различные вкусности в больших объемах и украшают ими богатый стол, но блины естественно на первом месте.
Родители давали детишкам лет десяти блины и отпускали на улицы. Те скакали на кочерге или метле и кричали «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Иногда дети собирали лапти и встречали путников, возвращающихся из городов. Приезжих спрашивали: «Везешь ли Масленицу? Узкая Масленица — это первые три дня Масленичной недели. В понедельник, вторник и среду народ заготавливал дрова, пёк блины, убирал избы. В четверг все бытовые хлопоты бросались и стартовали гуляния. В этот день наступала Широкая Масленица.
Как отмечали Масленицу на Руси? Узкая Масленица начиналась со встреч сватов. Родственники договаривались о совместном праздничном застолье, обговаривали список гостей и так далее. К вечеру начинали печь блины. Первый блин отдавали малоимущим на помин усопших. Мужчины плели соломенное чучело, насаживали его на кол и возили в телеге по улицам. Во вторник начинались смотрины. Родители подбирали детям достойные партии именно на Масленицу, так как считалось, что тогда свадьба выпадет на первое воскресенье Пасхи — Красную горку. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать! В последний день Узкой Масленицы тёща пекла зятю блины, которые он был обязан съесть.
Таким образом теща демонстрировала одобрение выбора её дочери. Наступлением Разгуляя открывался этап Широкой Масленицы.
Во все времена хозяйки соревновались в приготовлении блинов, ведь у каждой из них был свой рецепт. Его хранили и передавали из поколения в поколение. Чаще всего для приготовления этого основного праздничного блюда использовали пшеничную, овсяную и кукурузную муку, кусочки тыквы и яблок, а также сливы. Изначально круглая форма блинов была выбрана язычниками для того, чтобы привлечь весну и порадовать бога Ярило. Именно он был одним из самых почитаемых в их религии. Первый готовый блин всегда отдавали нищим, поскольку пекли его в память о всех умерших.
Блины ели весь день и часто комбинировали с другими блюдами. Их подавали со сметаной, вареньем или яйцами, а зажиточные семьи могли позволить себе наесться блинов с икрой. По обычаю блины пекли каждый день, поскольку именно они были основным украшением праздничного стола. Вместе с блинами также хозяйки готовили медовые сбитни и пряники, варили пиво и заваривали ароматный чай. Самовар всегда оставался горячим, поскольку в эту неделю было принято организовывать не только семейное застолье, но также часто приглашать к себе гостей и участвовать в общенародных гуляньях. Празднование и народные гулянья Во время гуляний мужчины часто устраивали потешные бои, а женщины с детьми сооружали масленичное чучело из соломы. Многие семьи даже катали его на санях, сопровождая это действие пением и танцами.
Масленица: история, обряды и обычаи
Во времена Петра I в праздновании Масленицы появились элементы карнавала. Так, в газете «Известия» 14 декабря 1923 года появилась заметка о том, что «в противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта». Славянские племена отмечали Масленицу в течение двух недель – 7 дней до весеннего равноденствия и семь дней после. Масленичная неделя длилась с понедельника по воскресенье, но праздновать ее начинали даже раньше.