Президент России Владимир Путин во время своего визита в Уфу объяснил, почему Башкирия – это особый регион в стране. В результате усиленной внешней политике русского правительства на Востоке, падение казанского и Астраханского ханства и признание Ногайской орды своей зависимости от Москвы были созданы реальные условия для присоединения Башкирии к России.
Энциклопедия Башкирии → ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ
Присоединение Башкирии к Русскому государству - . 1 556 год. — Козьими Тропами | Прогрессивное значение присоединения Башкирии к Русскому государ-ству особенно ярко видно на фоне тех грандиозных успехов, которых, до-стигла бывшая колониальная окраина царской империи за 40 лет совет-ской власти. |
Вхождение Башкортостана в состав Русского государства — Википедия Переиздание // WIKI 2 | Монумент Дружбы был заложен 50 лет назад в честь 400-летия присоединения Башкирии к России; открытие памятника состоялось в 1965 г. |
Башкирское национальное движение начала XX века
- История Башкирии
- Как присоединили Башкирию к России?
- Навигация по записям
- Присоединение башкирии к русскому государству
- Башкирия - забытая история — ВЕЛИКАЯ ТАР-ТАРИЯ.... (Владимир Яковенко) — NewsLand
Глава Башкирии сообщил о том, что республика развивает партнерские отношения со 112 государствами
На башкир, уже много десятилетий страдавших от разорительных воин и междоусобиц, от произвола ханов и жесткого гнета местных феодалов, не могли не произвести глубокого впечатления царские грамоты. Щедро обещавшие мир и спокойствие, сохранения старых обычаев и местной религии, устранение ханского произвола и небольшой ясак. На грамоту царя западные башкиры ответили челобитьем с просьбой о подданстве. Шежере утверждает, что башкиры ездили к русскому царю с просьбой принять их подданство после того, как « пришли послы и ознакомили» их с грамотой. Движение основной массы башкир за присоединение к Русскому государству сопровождалось острой борьбой против татарских ханов и той части башкирских феодалов, которая выдвинулась на верхние ступени социальной лестнице при помощи татарских властителей... В дальнейшем эта борьба усиливалась.
Принимала более активные и острые формы. Шежере Кара-Табынского племени рассказывает, что часть кара-табынцев, прикочевавшая к Таныпу из Зауралья. Приняла русское подданство в результате кровопролитной войны с татарским ханом Чуртмаком. При оформление принятия башкирами русского подданства с обеих сторон были выставлены определенные условия.
Дальнейшему ухудшению их положения способствовали свирепствовавшие как раз в эти годы засуха, голод, чума. Конкретный ход вхождения происходил следующим образом. Западные и северо-западные башкиры — енейцы, байлярцы, гайнинцы, уранцы и другие, ранее подвластные Казанскому ханству, приняли русское подданство в 1554 г.
Известен приезд послов этих башкир в начале 1554 г. Их примеру последовали в 1554— 1556 гг.
Он посылал в Казань своих представителей с изъявлением воли и стремлений населения общины и отсылал с ними ясак царю вне зависимости от остальных родо-племенных образований.
Возможно, имели место отправления в Казань объединенных посланников от имени нескольких родов, как, например, кыпсаки, усергане и тамьяне»[139] Никоновская летопись отмечала: «А сам государь послал всем улусам черным людям ясачным жалованные грамоты… чтобы шли к государю, не боясь ничего, а кто лиха чинил, тем Бог мстил, а их государь пожалует, и они бы ясаки платили, яко же и прежним казанским царям»[140]. Получается ведь так, что тогда государь со своими посланиями обратился не только к башкирам, а, в общем, к населению, бывшему прежде подвластным Казанскому ханству. И к тому же, как далее всё сложилось, Б.
Азнабаев отмечает: «башкирские волости могли создаваться российской администрацией в новых территориальных границах для решения конкретных военных, административных или фискальных задач. В подобных ситуациях этническая гомогенность состава новой административной единицы могла учитываться властями только по большому счёту. В новую волость, которую сами башкиры называли родом, нередко входили представители не только различных родов, но и иных этносов»[141].
Известно, что первыми приняли русское подданство западные и северо—западные башкиры, как раз подвластные ранее Казанскому ханству, и, в общем-то, давние насельники края. Озвучим к последнему абзацу, даже не вопрос, а просто некоторое размышление, опять же, как в арифметике, чтобы «на ум пошло». Может быть, для этих башкир, ранее подвластных Казанскому ханству, это всё было не столько, или не только принятие русского подданства, а и нечто другое, объяснимое общностью их истории с родственными насельниками этого ханства, вначале в Булгарском государстве, и даже в более ранние времена, ну и в последующие тоже.
Знак вопроса и здесь всё же не станем ставить, и последуем далее. На постсоветском пространстве, во всяком случае, в России, кроме, пожалуй, русских, мало народов, а то, и вовсе нет таковых, чьей исторической демографии было бы уделено столь пристальное внимание, как к башкирам. И было бы представлено столь большущее число публикаций с подсчётами их, башкир численности со времен уже и дальних, и даже туманных.
Может, такое пристальное внимание связано с широко озвучиваемой сейчас эпохальностью того добровольного присоединения башкир в состав русского государства. Уже упомянутый Радик Вахитов к этому объявляет, что именно башкиры совместно с русским народом дали начало России. Он пишет: «Башкиры, своим первым добровольным шагом к добрососедству и союзничеству с русскими, и дали начало России»[142].
Во ведь, не много, но и не мало. Вместе с тем, он же Вахитов отмечает, что автор книги «Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству» А. Усманов ему лично «откровенно рассказывал, как принял партийный заказ на историческое обоснование добровольности подданства башкир русскому царю»[143].
Как-то, то горячо, то холодно, да, и ладно. Мы же к последнему приведём ссылку на работу, скажем так, несколько иного взгляда на это[144]. Однако есть незадача.
Столь значимый в истории российской государственности народ более двух веков после того эпохального акта, присоединения ли, вхождения ли, практически не учитывался, не обсчитывался в государстве, не говоря уже о вопросе, что же так значимо присоединилось или вошло в качестве такового в количественном отношении. Нет, конечно же, были некоторые отрывочные сведения, и по ним строились и строятся многочисленные предположения, экстраполяции, ретроспекции насчет численности башкир, как до этого акта, так и после такового. Не удержимся, не заметить здесь.
И который, согласно этому же автору, хотя уже и несколько поредевшим числом, но всё же, трехмиллионным массивом участвовал в том акте присоединения. Не скажу, что при этом не оговариваются насчет не обоснованности этих цифр Мирасова, но ведь приводят[145]. Может для упражнений с головной подкоркой неискушенных читателей?
Вона, мол, даже, как думали, как считали за велико численность башкир. Опять же, как бы к слову, башкирские гуманитарии, хотя тоже оговариваясь, ведь часто, и Салавата Галлямова фантазии часто в своих работах приводят.
События и факты, связанные с этим знаменательным событием, нашли отражение во многих исторических источниках более позднего происхождения. В процессе добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству активное участие приняли местные Бии.
Условия, на которых московский царь принимал под свою власть башкир, вполне устраивали большинство башкирских феодалов, так как они сразу получали определенные экономические выгоды. Например, жалованные грамоты царя на вотчинное владение землей давали им возможность по своему усмотрению распоряжаться земельными угодьями, а тарханные грамоты освобождали их от платежа ясака. Значительная часть башкирских феодалов быстро нашла общий язык с царскими властями в выработке единой политики по отношению к трудовым массам башкир. Поэтому, говоря о присоединении Башкирии к России, следует подчеркнуть его социальную сущность, заключающуюся в том, что башкирские феодалы, решившись на такой смелый шаг, как добровольное признание над собой власти русского царя, преследовали также свои классовые интересы.
Не все башкирские феодалы выступали за принятие русского подданства, были и противники. Одни из них оставили Башкирию и откочевали вместе с ногайскими мурзами на Кубань или за Яик, а другие, оставаясь на родине, вынуждены были мириться с совершившимся актом. Одного число таких феодалов было сравнительно невелико, и они не смогли повести за собой народные массы.
Республика Башкортостан: история, география, туризм
В шежере юрматынцев говорится: «… я, Татигач-бий, не имея никакой возможности придумать что-либо другое, взял с собой трех человек от трех тюб народа, сначала Азная, второго Илчикея-Тимера, третьего Кармыша, и вчетвером, придя в город Казань, согласились быть подданными Белого падишаха». В шежере племен бурзян, кыпсак, усерган и тамьян сказано, что по приглашению царя поехали в Казань «от племени Усерган Бикбау-князь, от племени Бурзян — Искеби-князь, от племени Кыпсак — Мушавалн Каракузяк-князь, от племени Тамьян — Шагали Шакман-князь. Упомянутые 4 бия, придя в город Казань, стали подданными Ивана Грозного». Представители табынских и ряда других племен побывали в Казани с просьбой о подданстве в 1556 г. Монумент Дружбы на памятной серебряной монете, выпущенной Банком России в 1999 г. В процессе присоединения башкир к Русскому государству нужно различать два этапа.
Первый этап — когда башкирские племена ездили в Казань к наместнику царя Ивана Грозного и просили принять их в состав Русского государства. Это произошло в 1554—1555 гг. Второй этап — когда башкирские послы ездили в Москву, где происходило окончательное официальное оформление их присоединения к Русскому государству. В Москве башкирские послы получили жалованную грамоту от царя. Туда послы ездили, по-видимому, в 1556 и 1557 гг.
Вхождение же зауральских башкир в состав Русского государства происходило в обстановке войны. По мере продвижения русских отрядов в глубь Сибирского ханства зависимые народы и племена заявляли о принятии ими русского подданства. Так было и с башкирами Зауралья. Часть из них, как подданные ханства, сопротивлялись завоеванию. Башкирские племена айлы, кувакан, катай, сызгы, салжиут и другие приняли русское подданство в конце 80-х годов XVI в.
На каких условиях башкиры вошли в состав России? Источники свидетельствуют, что правительство Ивана IV прежде всего гарантировало башкирам нормальную, спокойную жизнь, защиту как от притязаний их бывших властителей, так и от вторжений соседних народов. Во-вторых, правительство пошло на серьезную уступку башкирам по земельному вопросу. Оно не только сохранило за ними все занимаемые ими земли, но и признало за башкирами вотчинное право на землю. В-третьих, правительство обещало не трогать религию башкир, насильственно не переводить их в другую веру.
В-четвертых, правительство обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского населения. Власть на местах была оставлена в руках башкирских биев и князей. Итак, Русское государство пошло на существенные уступки башкирам. Они получили широкую автономию. В этой связи нельзя не отметить, что дореволюционные историки не совсем объективно оценивали подобную политику царского правительства в отношении башкир.
Они представляли дело так, будто русский царь в одностороннем порядке пошел на этот шаг. На самом деле, башкиры со своей стороны сделали не менее серьезные уступки Русскому государству. Прежде всего, они признали себя его подданными. Во-вторых, они согласились нести ряд повинностей: выполнять за свой счет военную службу и платить ясак — поземельную подать. В шежере бурзян, кыпсак, усерган и тамьян сказано, что башкиры «приняли русское подданство с условием верной службы».
В другом варианте шежере этих же племен сказано, что представители башкир поклялись, чтобы «башкирские роды стали нести искреннюю службу». В шежере юрматынцев мы находим следующее: «... Далее говорится, что в следующем году «сто куниц ясака доставили в Москву и заплатили царю». Перечисляется состав ясака: «…положенный Грозным ясак состоял из лошадей, и куниц, и лисиц, и разного другого ясака». В другом варианте шежере ясно определяется плата за землю: «от имеющих на нашей земле богатств, а именно мед, шкуры куниц, а некоторые — выдры и бобра, доставили царю ясак».
В-третьих, надо отметить, что присоединение Башкортостана значительно расширило территорию Русского государства. Границы страны на юго-востоке простирались теперь до рек Яик и Тобол. Это не могло не способствовать усилению государства. Таким образом, стороны нашли общий язык, пошли на взаимовыгодные уступки.
Если мы берем Казанское ханство и плохо изученную ситуацию в Сибирском государстве, то мы видим совершенно иную систему. В Казанском ханстве представители башкирских родовых структур интегрируются в систему Казанского государства как служилые сословия. Даже по замечанию современных казанских исследователей, в документах, где перечисляются этносы и сословия Казанского ханства, мы редко находим этноним «башкир». Современный исследователь Исхаков отметил, что башкиры скрывались под термином «тархан». А кто такие тарханы? Это служилые сословия, обязанные нести военную службу. То есть башкиры в Казанском ханстве — это военно-служилое сословие, которое получало привилегии от государства. Элита государства нуждалась в военной коннице, прежде всего для охраны восточных границ. И мы видим определенный процесс переселения части башкирских родов из центра Ногайского государства ближе на запад, к пределам Казанского государства. То есть туда, где башкиры все-таки интегрировались в служилые слои, в структуру элиты, а не в позиции покоренного народа. Что это за государство? В современной историографии Татарстана Казанское ханство объявляется ни много ни мало национальным государством татар. Тогда вопрос — как это понимать, что такое татары и какова структура этого Казанского ханства? Если автор этого термина знаком немного с политологией и социологией, то он должен понимать, что сам концепт национального государства неприемлем для этой эпохи и для этой территории. Мы знаем, что национальные государства образуются значительно позже и в Западной Европе, в 18-19 веке. Здесь же мы видим классические сословные образования, в которых национальная принадлежность — это совершенный модернизм. О каком национальном государстве может идти речь, если элита Казанского государства представляла собой классических ордынцев, то есть знать Золотой Орды, а местное население этнически принадлежало к древнему булгарскому населению? Последние исследования сословного строя Казанского ханства показывают, что к середине 16 века, ко времени падения Казани, элита этого государства не укоренилась. Она по-прежнему рассматривалась местным населением как чужаки, и никакой ее интеграции в местную этническую среду не произошло. По разным причинам пришлая элита не стала частью местного этнического пространства.
Башкиры, в свою очередь, отправляли своих посланцев в Москву, которые приносили присягу на верность трону, т. Так продолжалось до Губернской реформы Петра I, согласно который гигантский Уфимский уезд от Волги до Тобола , территориально совпадавший с исторической Башкирией, было решено подчинить властям вновь учрежденной Казанской губернии. А затем указали, что теперь по всем вопросам им нужно обращаться только к казанскому губернатору, а не к царю, как раньше. Таким образом упразднили вековую традицию подданства башкир персонально царю и объявили их подданными Российского государства. Это спровоцировало грандиозное башкирское восстание 1704—1711 годов. Около 20 лет башкиры жили относительно спокойно. Но в 1731 году казахский хан Абулхаир обратился к правительству Российской империи с просьбой о принятии подданства и строительстве недалеко от границы крепости, в которой он собирался организовать резиденцию. Власти предложение одобрили. Обер-секретарь Сената Иван Кирилов мечтал о славе Колумба, грезил завоеванием восточных стран и созданием колониальной империи не хуже испанской или португальской. Поэтому разработал проект Оренбургской экспедиции, конечной целью которой было проникновение в Индию, где уже обосновалась Английская Ост-Индская компания. Увлеченный мечтой «омыть сапоги в Индийском океане» и перспективой приобретения «новой России», обер-секретарь не подумал только о возможном возмущении башкир, на чьей территории планировалось построить Оренбург и чьи земли вынужденно заняли казахи, темнимые с востока джунгарами. Очередное башкирское восстание полыхнуло летом 1735 года. Когда в Петербурге узнали о вспыхнувшем мятеже, то приказали немедленно прекратить экспедицию. Озверевший Кирилов стал вымещать всю свою злость за сорванный индийский поход на башкирском населении, хотя императрица Анна Иоанновна хотела обойтись малой кровью, предлагая башкирам прощение в обмен на головы их предводителей. Командой полковника Тевкелева было сожжено 50 аулов, убито 2 тысячи человек. Отряды Кирилова сожгли 200 деревень и главную Азиевскую мечеть в Башкирии. В общей сложности повстанцы потеряли свыше 15 тысяч человек, не считая мирных жителей. До 1740 года на территории Башкирии вспыхнули еще два восстания. Причиной стали тяжелые повинности и начавшаяся в 1739 году перепись населения. В результате трех восстаний были убиты и сосланы на каторгу около 60 тысяч башкир.
С этого момента началась вероисповедная колонизация территории и активное проникновение ислама. Однако с появлением Русского государства на севере эта область стала объектом интереса властей Москвы. В XVIII веке, после подавления политических потрясений в России, правительство начало активные действия по присоединению кровных земель на Урале, включая и Башкирию. В 1708 году Башкирия стала так называемым «башкирским укладом». Власти Москвы пытались унифицировать местное население и привлекать его к русской культуре и праву. Однако, в этот период местное население массово сопротивлялось русскому присутствию и культурной ассимиляции. В результате долгого процесса усмирения местного населения и присоединения территории, Башкирия в конце концов оказалась в составе Российской империи. Этот процесс закончился окончательной русской заселенностью Башкирии в XIX веке. Уникальное сочетание башкирской и русской культур оказало большое влияние на современное развитие Башкирии и формирование ее идентичности. Процесс присоединения Башкирии к России В период прихода Русской империи на Башкирскую землю, существовали различные формы взаимоотношений между башкирским народом и русскими властями.
Присоединение Башкирии к Русскому государству и его последствия.
В процессе добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству активное участие приняли местные Бии. Инфоурок › История России ›Презентации›Презентация по истории на тему "Вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Присоединение Башкортостана к России — вхождение территории Башкортостана в состав Российского государства на основе соглашения в 1557 году. Присоединение Казани Иван 4. Когда Башкирия вошла в состав России. история присоединения башкирии к россии — статьи и видео в Дзене. Премьер-министр Башкирии поделился важной новостью Башкирия: синоптики испугали прогнозом на май В Башкирии обнаружены новые носители смертельно опасного вируса В Башкирию вернётся тепло Радий Хабиров сообщил важную новость Уникальный войлочный.
Цепочка событий
- VOLUNTARY ENTRY OF BASHKIRIA INTO RUSSIA AN IMPORTANT HISTORICAL EVENT IN THE MULTINATIONAL COUNTRY
- До появления республики
- Последние вопросы
- Немного истории
- Сообщить об ошибке
- Энциклопедия Башкирии → ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ
Присоединение Башкирии к Русскому государству: значение и оценки
В процессе добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству активное участие приняли местные Бии. Уже 465 лет Башкирия и Россия связаны в неразрывное целое. События присоединения Башкирии были зафиксированы в шежере и отражены в. Присоединение Башкортостана к России — статья из свободной большой энциклопедии.
Век Башкирии. Вехи развития первой автономной республики в составе России
Год присоединения Башкирии к России. Главные новости Башкирии и городов, самые актуальные новости этого часа. история присоединения башкирии к россии — статьи и видео в Дзене. Присоединение Башкортостана к России — вхождение башкир в состав Российского государства на основе соглашения. Присоединение Башкирии к России — вхождение территории Башкирии в состав Российского государства на основе соглашения.
Процесс присоединения Башкирии к России
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Башкирия - забытая история
- Ответы : когда Башкирия была присоединена к России?
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- До появления республики
ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ
История присоединения новых регионов к России. 30 сентября количество субъектов Российской Федерации увеличилось с 85 до 89. Присоединение Башкортостана к России — вхождение территории Башкортостана в состав Российского государства на основе соглашения. Видео с церемонии подписания договоров о вхождении в состав России новых территорий опубликовал на своей странице в соцсети Глава Башкортостана Радий Хабиров. В результате вхождения Башкортостана в состав России в крае прекратились междоусобицы, что положительно сказалось на развитии хозяйства и росте численности населения.