Биография Сесарии Эвора. ЭВОРА СЕЗАРИЯ (Evora Cesaria) (р. 27 августа 1941, Миндело, Кабо-Верде), фолк-певица из Кабо-Верде (Острова Зеленого Мыса, Западная Африка); исполнительница португальского фолка в сочетании с блюзом и джазом. Биография Сезарии Эворы: уроженка Кабо-Верде, певица с мировой известностью. Сезарию Эвору называли "босоногой дивой". На сцену она всегда выходила босиком.
Откройте свой Мир!
Эвора родилась 27 августа 1941 года в портовом городе Минделу (Кабо-Верде) в семье музыканта. С 17 лет Сезария начинает выступать в барах Минделу, исполняя в основном произведения поэта и композитора Б. Леза, чьи морны стали классикой архипелага. Всемирно признанная звезда, Сезария Эвора, также имела честь выступить со специальным репортажем о себе на французско-немецком культурном канале «Arte». 27 августа 1941 года в Минделу (Кабо-Верде) на свет появилась Сезария Эвора (Cesária Évora) — певица с Островов Зелёного Мыса, исполнительница морны, фаду и модиньи. Юная Сезария Эвора. 2. Первую любовь Сезарии звали Эдуарду Жуау Шалину. Творческая биография Сезарии Эворы вышла на свой пик, когда исполнительнице было за сорок. Свой первый альбом женщина записала в 43 года. Cesária Évora), по прозвищу «босоногая дива», родилась 27 августа 1941 года в городе Минделу – втором по величине в крошечном островном государстве Кабо-Верде.
Сезария Эвора биография Личная
Не богачка, не красавица — просто женщина, каких миллионы». Ее семья была бедной, но дружной — Сезария росла вместе с 4 братьями. Когда девочке было 7 лет, умер ее отец. Эта потеря далась семье очень нелегко, и особенно горевала маленькая Сезария, ведь она была отцовской любимицей. Мать была не в состоянии одна прокормить детей, поэтому отдала дочь в приют к католическим монахиням. В 13 лет она вернулась домой и стала помогать матери по хозяйству. Причем пела она исключительно в жанре морна. Это традиционные песни для Островов Зеленого Мыса, в которых чувствуется влияние африканских мотивов, а также бразильских и португальских ритмов.
В Европе продюсеры долго не обращали на меня никакого внимания, пока мы не повстречались с земляком Жузе Да-Силва, живущим во Франции. Мне было уже 45 лет, и, когда импресарио предложил отправиться в Париж для записи пластинки, я сомневалась недолго. Сначала пришла популярность среди земляков, которых во Франции довольно много. А с выходом четвертого диска «Miss Perfumado» меня признали не только во Франции, но и по всей Европе. Дальше уже пошли гастроли по миру. Что вы об этом думаете, согласны ли с таким сравнением? Многие заговорили о моей музыке, о моей любви к курению и коньяку. Меня называли даже африканской Билли Холидей. Что касается Эдит Пиаф, конечно же, она была величайшей французской певицей, и я могу назвать себя ее почитательницей. У меня есть ее диски. Однако я не люблю, когда меня с кем-либо сравнивают, пусть даже с Эдит Пиаф. Считаю, каждый исполнитель — уникален. Это постоянный состав? И один человек — с Кубы. Это команда, которая объездила со мной весь мир. Иногда мой продюсер во время записи желает добавить немного скрипки или другого инструмента. И мы это делаем. Но состав банды не меняется. Я, скорее, некий передатчик, носитель африканской культуры во всем мире, и именно в этом вижу свою основную задачу. Неважно, беден он или богат. Важно, чтобы он не боялся брать на себя ответственность. Необязательно, чтобы он был справедливым. Чтобы соблюдать на земле справедливость существует Господь Бог.
В 13 лет она вернулась домой и стала помогать матери по хозяйству. Причем пела она исключительно в жанре морна. Это традиционные песни для Островов Зеленого Мыса, в которых чувствуется влияние африканских мотивов, а также бразильских и португальских ритмов. Название произошло либо от английского глагола to mourn «печалиться» , либо от португальского слова morno «теплый». Сама Сезария говорила про свою музыку так: «Стиль морна соткался из всего того, что окружало нас на острове: море, любовь и тоска по чему-то необъяснимому». В 16 лет Сезария встретила свою первую любовь — музыканта и моряка Эдуардо Жуау Шалину. Они познакомились в баре, где девушка рассчитывала спеть — бесплатно или хотя бы за несколько сигарет. Эдуардо услышал ее голос и был очарован.
В 54 получила первую номинацию на премию Grammy. В 60 она впервые приехала в Москву. И вот ей почти 70, и Сезария уже во второй раз в Нижнем… …Открылась дверь, она тяжелой поступью прошла по залу, села, неторопливо достала пачку Marlboro, закурила и приготовилась отвечать на вопросы. Покончив с алкоголем более пятнадцати лет назад, расстаться с сигаретами она не в силах. Мудрый взгляд, платок леопардовой раскраски, превращенный в импровизированную чалму, золотые браслеты, цепи, брелки на груди и запястьях и павловопосадский платок на плечах. Поклонники много чего дарят, и в доме Сезарии есть сувениры с разных концов света. Она любит ходить по магазинам и признается, что в России покупает одежду и золото. Эвора готова приехать в любую страну, в которую ее позовут, но никогда ничего не загадывает и ни о чем не мечтает: все должно идти своим чередом. И принесла 50 миллионов Ее голос завораживает.
История босоногой дивы
- Первые песни Сезарии Эворы
- Первые песни Сезарии Эворы
- Лучше поздно
- Эвора, Сезария
- СЕЗАРИЯ ЭВОРА
Певица Сезария Эвора - о русских романсах, кино и совах
Сезария Эвора» Биографии знаменитых людей, фото. БИОГРАФИЯ СЕЗАРИИ ЭВОРЫ ДЕТСТВО И ЮНЫЕ ГОДЫ СЕЗАРИИ ЭВОРЫ: calipsyashci — LiveJournal. Звезды в тренде. В случае с Сезарией Эворой эти строки перестали быть метафорой — пусть уроженка далеких островов Зеленого Мыса и не слагала сама стихов, всё ее творчество было пронизано самой настоящей, почти что первобытной поэзией. Эвора родилась 27 августа 1941 года в портовом городе Минделу (Кабо-Верде) в семье музыканта. С 17 лет Сезария начинает выступать в барах Минделу, исполняя в основном произведения поэта и композитора Б. Леза, чьи морны стали классикой архипелага. Сезария Эвора Музыканты, как и все без исключения люди, приходят и уходят.
Цезария саид биография. Сезария эвора, биография, новости, фото. Детство и юные годы Сезарии Эворы
27 августа исполняется 80 лет со дня рождения Сезарии Эворы, удивительной африканской певицы, которую так любят в России. Сезария Эвора В баре небольшого портового городка витают клубы табачного дыма и толпится множество людей. Около семи лет назад мир простился с популярной самобытной певицей Сезарией Эворой, но образ «босоногой бабушки» с завораживающим низким голосом, исполнявшей проникновенные грустные песни о любви и далекой родине, до сих пор помнят во всем мире.
Не стало неподражаемой Сезарии Эворы, великой певицы и простой женщины
Так случилось, что мой оказался музыкантом. Я благодарна этой любви: если б не она, я бы не начала петь и не стала известной». Когда Эдуардо, как многие кабовердцы, уехал на заработки в Европу и след его затерялся, Сезарии остались его песни. Она носила их по барам, как попрошайки носят по людным местам своих младенцев. Но если любовь случилась, то под ее чарами ходят всю жизнь и даже после смерти любимого шесть месяцев ждут, надеясь на его возвращение. У нас рассказывают историю о парне, который любил девушку, а девушка никогда его не слушала и убегала, стоило ему с ней заговорить. Этот парень работал в морге, а девушка любила купаться в непогоду. Однажды она погибла; в морге в ту ночь была как раз его смена. Когда принесли труп девушки, парень посмотрел на нее и сказал: «Ах, девушка, что я вижу, ты всегда убегала, едва завидев меня, а сегодня приходишь ко мне сама».
Смысл в том, что смерть любви не помеха, и — раз полюбив — любишь вечно». Вновь ее история кажется похожей на слова песни. Мы этих слов не разбираем. Креольский — единственный язык, которым владеет сама певица, — это языковая утопия, отголосок всех языков латинской группы. В нем слышатся знакомые французские, испанские, португальские слова, но обо что разбилось «корасон», куда так печально шла «жика» и кому обращена «амор» — загадка, более пленительная, чем любое объяснение. Из музыки и голоса можно дописывать собственные картины. Мне запомнился человек, который брал у меня автограф и сказал: «Я ставлю вашу музыку, когда мне надо, чтобы ребенок поскорей уснул». Индифферентная, неподвижная, грузная и босая, слишком старая и чуждая страстей, чтобы быть героиней своих текстов, Эвора стоит на сцене Театра Васильева.
Она не навязывает песню зрителям — она оставляет песню жить своей жизнью в сигаретном дыму, что клубится над специально накрытым чайным столиком. Эвора фактически хранит традицию того поколения артистов, которые были в состоянии провести целый вечер один на один, без кордебалета, с публикой большого ресторана, не превращая светское удовольствие в докучную «встречу с прекрасным» или, того хуже, фанатскую акцию. Вспоминаются Рафаэль, выступающий в ресторане трансатлантического лайнера в фильме «Пусть говорят», и съемки лас-вегасских концертов Барбры Стрейзанд и Дайаны Росс. Докурив, Сезария отпускает музыкантов и один на один с роялем, сквозь равные промежутки, бросает в зал пронизывающие ноты песни «Negue» — про очередную жику, которая, пока дошла до ближайшего маркадо — судя по неземному звучанию голоса артистки и какой-то надслезной, уже по ту сторону земных страданий, интонации, — увидела целую жизнь. Потом оркестр возвращается, ритм учащается, но ностальгия голоса остается неизменной, проникая в самое сердце. Не ровен час, Бог разозлится и подкинет тебе в овин сверточек». Какой красивый крест, можно посмотреть? Руки Эворы — днем позже, на концерте, она выйдет в великолепном золотом кресте, украшенном сапфирами, — тянутся к моей шее.
А откуда у вас эти шрамы на руках? На гастролях я всегда вожу с собой утюг. В гостиницах прошу доску и глажу себе одежду. Но всякий раз забываю, что включила утюг, и обжигаюсь. Надо будет сегодня вечером обжечь вторую руку — чтобы завтра на концерте все выглядело симметрично. Эвора не любит вспоминать 1975 год, когда Кабо-Верде была дарована независимость. Сегодня это островное государство считается образцовым: вопросы социальной защиты и образования здесь решены полностью. Но первые плоды независимости, как часто бывает, оказались гнилыми: отток туристов губительно сказался на хилой экономике.
Эвора бросила петь и принялась пить — как никогда прежде.
Поделись с друзьями ссылкой 0 Сезария родилась 27 августа 1941 года в городе Миндело, который находится на острове Сао-Висенте. Это небольшой остров, принадлежащий архипелагу Кабо-Верде, еще их называют островами Зеленого Мыса.
Ее отец был музыкантом, а мама простой кухаркой. В семье было семеро детей, отец умер рано, и вся забота о малышах легла на плечи матери. Маленькую Сезарию сначала отдали в приют, а когда девочка подросла и вернулась домой, то активно помогала маме по хозяйству.
У Сезарии рано проявился талант к музыке, и уже с 14 лет она активно выступала на площадках своего города. Сначала девушка исполняла африканские песни, коладеру и морну. У певицы был поистине завораживающий тембр голоса и люди обожали слушать в ее исполнении ностальгические и искренние песни о любви, жизни и нелегкой судьбе.
В 17 лет Сезария вместе со своими музыкантами регулярно выступала в клубах и зарабатывала неплохие деньги для себя и своей семьи. Она завоевала любовь людей, которые прозвали ее «Королева морны». Отличительной чертой в образе певицы было то, что она всегда выступала босиком, а обувь надевала только в странах с холодным климатом.
Таким образом, Эвора выражала солидарность с бедными африканскими женщинами. Большая творческая карьера Эвору много раз приглашали в Лиссабон для записи песен. Сначала ее продюсером был Тито Парис — земляк Сезарии.
Первый сольный альбом певицы вышел в 1988 году. Выход четвертого альбома "Мисс Перфумаду" имел головокружительный успех и о Сезарии заговорили во всем мире. Эвора стала обладательницей "Грэмми", "Victoire de la Musique", а также - ордена Почетного легиона, который ей вручил министр культуры Франции Кристи Альбанель.
Всего Эвора записала 18 альбомов, много гастролировала, несколько раз приезжала выступать в Россию. Все свои песни Сезария пела только на креольском языке. Но благодаря искренней проникновенной манере исполнения они не нуждались в переводе.
Это были композиции о жизни, любви, земных радостях и печалях. Личная жизнь Всю свою жизнь Эвора посвятила творчеству, а вот личного женского счастья так и не обрела. Первая любовь с гитаристом Эдуардо закончилась болью и разочарованием.
Романы с другими мужчинами не вылились ни во что серьезное. Однако Сезария состоялась как мать, она самостоятельно воспитала троих детей. Что интересно, в результате своей деятельности, Эвора заработала более 50 миллионов долларов.
Но она не стала «сорить» деньгами направо и налево. Большую часть средств она потратила на финансовую поддержку систем образования и здравоохранения в своей маленькой бедной стране. Благодарные люди хотели поставить Сезарии памятник еще при жизни, но она попросила организаторов перевести средства нуждающимся детям.
Эвора дожила до 70 лет и ушла, оставив после себя яркий след из своих уникальных песен и добрых дел. Певица с Островов Зеленого Мыса стала одной из самых популярных исполнительниц современности. На сцену Эвора выходила всегда босиком: из солидарности с бедняками — своими земляками.
Сезария ходила босиком и в жизни на протяжении многих лет. Она надевала обувь только в исключительных случаях, например тогда, когда отправлялась на гастроли. Эвора родилась в Минделу в 1941 году, в 17 лет начала выступать в музыкальных барах.
Она пела песни в стиле «морна» фольклорная музыка Островов Зеленого Мыса , томные португальские «фаду», а еще включала в репертуар любимые африканские песни. Дебютный альбом певица издала только в 43 года в Лиссабоне, в первое турне по Европе поехала в начале 1980-х и уже в 1988 году прославилась на весь мир. Первое выступление Сезарии в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке.
За годы выступлений Эвора заработала 50 миллионов долларов. За этот альбом Эвора была номинирована на «Грэмми» и получила в Париже награду «Золотой диск», став второй африканкой после Мириам Макеба, достигшей подобного успеха. Четвертый альбом и его заглавная песня стали самыми знаменитыми в творчестве певицы.
Диск был номинирован на премию «Грэмми». Это один из любимых альбомов певицы, с которым она отправилась в турне на много месяцев и объехала весь мир. Именно в Кабо-Верде певица умерла в 2011 году на 70-м году жизни.
Альбом «Кафе Атлантико» был номинирован на «Грэмми» и принес певице награду Victoire dela misique — высшее признание музыкального успеха во Франции. Название диска — это собирательное название всех баров в Минделу, где много лет работала Сезария. Именно поэтому песня Amor di Mundo получилась особенно эмоциональной — она ностальгическая.
Сезария записала ремейк известной композиции «Парень с улицы Глюк» вместе с итальянским актером и певцом Адриано Челентано. Песня, исполненная на креольском языке, вошла в альбом Челентано Ce sempre un motivo. Эта композиция 1966 года, в которой певец пел о себе Адриано родился на улице Глюк в Милане , была переведена на 22 языка мира и более четырех месяцев возглавляла итальянские хит-парады.
Челентано прокомментировал этот дуэт так: «Я всегда слушал и люблю музыку Сезарии, которая хранит дух ее культуры. Однажды я попросил Клаудию жену. Во время беседы я сказал, что мне было бы приятно спеть с ней.
Или одну из ее замечательных вещей, или «Парня с улицы Глюк». Она захотела послушать песню. Ей очень понравилось, и она одобрила эту идею».
Дуэт двух великих музыкантов был великолепен. Этот диск наконец получил премию «Грэмми», на которую певица номинировалась пять раз. После его выхода Эвора снова получила титул Victoire dela misique во Франции.
Isolada — заглавная и самая задушевная песня — задает тон всему альбому. В портовом баре накурено и людно. На сцене босая темнокожая девочка поет о большой любви, о разлуке.
Она верит, что однажды и к ней придет счастье, и не знает, что через четыре десятка лет ей, по-прежнему босоногой и верящей в него, будут хлопать в переполненных залах по всему миру… Если бы не Сезария Эвора, бывшие Острова Зеленого Мыса а сегодня - Республика Кабо-Верде так бы и оставались строкой в учебниках истории и географии. И только редкие путешественники, любители забраться подальше от цивилизации, смогли бы рассказать о 18 островах в Атлантическом океане, недалеко от западного побережья Африки. Но, выйдя на сцену, Сезария смогла рассказать нам, не видевшим тех краев, о своей родной земле , где ласковое солнце, весь день нагревавшее песок бесконечных пляжей, скатывается в огромный океан, где шелестит среди ветвей ветер, нашептывая влюбленным о скорой разлуке, и где поют женщины, чьи возлюбленные уже покинули родные края, надеясь отыскать лучшую жизнь.
И песни о разлуке, о все еще возможном или уже несбыточном счастье, мелодии светлой грусти, укутанной в робкую надежду и разрывающую сердце тоску, уплывают за горизонт - тонкую линию между лазурным небом и бирюзовым океаном. Еще в XVI веке португальцы высадились на островах, превратив их в свою колонию, и стали увозить невольников за Атлантику. В конце XIX века рабство на этих землях отменили, но это не слишком улучшило социальный статус местных жителей.
Редкие дожди не позволяли заниматься сельским хозяйством, богатых залежей ископаемых тоже не находилось, власть на острове по-прежнему принадлежала португальцам. Все больше мужчин мечтали о лучшей жизни и садились на корабли, чтобы пересечь океан из чужих земель слать гроши, которые помогут спасти семью от голода. Все больше женщин оставались бедствовать со множеством детишек, по вечерам вглядываясь в горизонт и в песнях изливая тоску по любимым.
Морны - так назвали эти музыкальные плачи - один из самых распространенных на острове жанров. Мама Сезарии тоже не раз выпевала ветру печаль, когда в доме оставалась одна лепешка на шестерых детей. Эту грусть узнала и маленькая Сезария.
Сначала когда в семилетнем возрасте потеряла отца, а после когда ее новой семьей стали такие же чумазые горемыки в детском доме - не в силах самостоятельно прокормить детей, мать отдала их в приют. Девочка скучала по настоящей семье, но старалась не потерять надежду, что счастье однажды найдет ее. Ее никто не учил нотной грамоте - впрочем, обычная тоже осталась для нее непостижимой: в Кабо-Верде времен ее детства было не до школ.
Она так до конца жизни и останется необразованной, выучив лишь несколько простых фраз, чтобы подписывать открытки поклонникам: «От Сезарии с любовью». Но это все еще очень далеко, а пока у Эворы свои маленькие радости и беды. Чтобы заработать хоть немного на жизнь, она отправляется в портовую часть родного Минделу, где на побережье стоят трактиры.
К 1958 году здесь не сказать чтобы было идеальное место для жизни, но по сравнению с остальными городами более удачное. В порт прибывали корабли со всех сторон света, и соскучившиеся по суше моряки заходили в заведения пропустить рюмочку. Не все понимали, о чем поет 17-летняя девушка, ведь она знала только местное наречие - кабо-вердианский креольский, диалект португальского языка.
Но простые парни слушали ее сердцем, ведь историю любви всегда поймет другой влюбленный, на каком бы языке она ни звучала. Слушателю запоминаются больше морны - печальные песни-баллады о любви, о том, как кто-то грустит в разлуке.
Под музыку, напоминающую смесь шансонных традиций и босановы, босая Цезария выходит на крупные концертные площадки мира и рассказывает о своем народе.
Года три назад Цезарию массово полюбили в России. Наверное, полюбили за то, что нашей музыке давно не хватает «саудаджи». Российский шансон мало похож на смесь лирики и патриотизма.
Российский шансон сегодня — это или тюремные напевы полных взрослых мужчин, или творения лауреатов Грушинского фестиваля. Последних, правда, принято называть бардами. Оказалось, напевы заезжей пожилой полной дамы, поющей на непонятном языке, гораздо больше питают русскую душу, чем русскоязычные блатные страдания.
В расчете на массовость любви в Москве Цезарию пригласили выступать в спорткомплекс. В «Олимпийском» — полный партер. Сидячие места наверху дешевле — сияют синими дырками кресел.
На трибуне за моей спиной сидит бабушка и держит под руку дедушку. Умилительно качает головой в такт. Музыка Цезарии — для тех, кто не любит танцевать.
Это такая зарядка для души. Но слушать спокойную лирику на трибунах спорткомплекса — все равно что признаваться в любви во время футбольного матча. Под пение Цезарии, несомненно, приятнее жарить яичницу свежим весенним утром и предаваться размышлениям о вечном.
Такая музыка не мешает мечтать — слов-то все равно не понять.
На сцену она всегда выходила босиком. Иногда объясняла отсутствие обуви тем, что многие её соотечественники живут в бедности, иногда ссылалась на больные ноги. Сама певица, став всемирно знаменитой, зарабатывала хорошо и последние двадцать лет финансировала всю систему образования Кабо-Верде.