Новости что значит сухоядение во время поста великого

Что такое и что значит сухоядение в пост: для чего нужно, когда и как отказываться от горячей пищи, вкусные и простые рецепты.

Сухоядение в пост: что это такое? Что значит сухоядение?

Не мудрено: во время поста душа становится господствующей над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а через плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает, следовательно, и плоть, и диавола – значит. Сухоядение предписано Уставом в большинство дней Великого поста: кроме суббот, воскресений и дней, когда «отнюдь вовсе ясти не подобает» (гл. 32). Губкин Новости Новости религии Великий пост – 2023: главные правила и подробный календарь питания с 27 февраля по 15 апреля. Скажите, пожалуйста, что во время Великого поста можно употреблять в пищу?

Великий пост: что можно есть постящимся

Во время поста христиане усиливают свою борьбу с грехами, уделяя больше времени молитве и покаянию, чем в обычные дни. Этому служит в том числе и сухоядение в пост. Что такое и что значит сухоядение в пост: для чего нужно, когда и как отказываться от горячей пищи, вкусные и простые рецепты. Во время Великого поста православные ограничивают привычный рацион. Не мудрено: во время поста душа становится господствующей над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а через плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает, следовательно, и плоть, и диавола – значит. Сухоядение во время поста делает этот период особенно тяжелым, так как вареная и жареная, то есть вся горячая пища запрещена.

Великий пост — как правильно поститься?

Дни сухоядения в Великий пост многочисленны. Эта неделя хоть и считается частью Великого поста, на самом деле, по церковному канону является отдельным периодом, в который сохраняются и даже усиливаются ограничения Четыредесятницы (первых 40 дней поста). Говоря про запреты во время Великого поста, надо упомянуть, что на это время рекомендовано супружеское воздержание. Сухоядение в пост: что это и какие продукты можно есть.

Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы

Говоря про запреты во время Великого поста, надо упомянуть, что на это время рекомендовано супружеское воздержание. Сухоядение во время поста добавляет сложность тем, что в это время следует отказаться от горячей пищи. Во время Великого поста мы стараемся в меру сил воздерживаться от супружеских взаимоотношений, но если один из супругов не может от них воздерживаться, то отказать ему — тоже значит повергнуть его в греховное состояние. Сухоядение – одна из строгих степеней поста, термин в монастырском уставе, означающий разрешение на вкушение в пост только такой пищи растительного происхождения, которая не поддавалась термической обработке, невареная пища, свежие. Основная идея соблюдения Великого поста в целом и дней сухоядения в частности — сделать человека крепче духом. Во время Великого поста нужно молиться чем чаще, чем лучше.

Врач объяснил, как правильно поститься в Великий пост и не потерять при этом здоровье

Конечно, правила поста очень строгие. Но миряне, то есть обычные люди, а не священники или монахи, вовсе не обязаны следовать монастырскому уставу. Чего нельзя есть мирянам во время Великого поста? Конечно, продукты, которые запрещено есть во время поста, всем хорошо известны. Это все то, что содержит животные жиры: мясное, включая птицу, молочное, а также яйца. По монастырскому уставу, в некоторые дни Великого поста можно есть только блюда, которые не подвергались термической обработке, а в другие приготовленные на огне, но без масла. На самом деле не все так страшно, как кажется.

Что такое сухоядение? Например, пугающее слово «сухоядение» означает вовсе не отказ от воды, как можно понять на первый взгляд.

Если будешь очень изнемогать от постной пищи, то можешь согласиться употреблять и рыбу по болезни, а после в этом должно приносить покаяние. Впрочем, смотри и на свою совесть, насколько она может вместить это разрешение. В книге аввы Дорофея сказано, что по вере и зелие или картофель может заменять яйцо.

Всячески надо испробовать, насколько сносна будет для тебя постная пища, хоть бы немножко и пострадать, а затем и видно будет, на что должно решиться. Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила Святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить. Я постником никогда не был, ссылаясь на немощь и болезненность телесную, и в оправдание свое придерживаюсь апостольского правила 70-го или около сего , в котором слабым родильницам на Страстной неделе разрешается виноградное вино и елей. Правильно или неправильно это, только немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться.

Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение. Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что немощному смирение и благодарение полезнее непосильных подвигов телесных. Впрочем, кто прежде мог поститься, тому нелегко вдруг отступить от своего правила. Но и опять повторю, что нужда мудрена.

Мы не выше святого Иоанна Златоуста, которого немощь телесная понудила жить в городе, чтобы иметь удобную пищу, хотя и простую, но удобоваримую. К стыду своему, должно сознаться: как я никогда не был постником, то и написал вам все сказанное, как бы в свое оправдание. И к сказанному прибавлю Евангельское слово Самого Господа: «могий вместити да вместит» Мф. Пост перед причастием для больных Те, кто страдает такой тяжелой болезнью, как диабет, могут перед причастием и сделать укол и немного поесть — это не является препятствием для причащения. Все, кому по болезни необходимо принимать с утра лекарства, могут это сделать перед причастием.

Еще до революции по этот вопрос рассматривался на специальном заседании Священного Синода, где было благословлено принимать лекарства перед принятием Святых Христовых Таин. Протоиерей Андрей Ефанов: "В случае, если приём лекарств обязателен с самого утра, то после лекарства можно причащаться, даже если после таблеток необходимо немного поесть. В частности, об этом сказано в документе Об участии верных в Евхаристии: От приуготовительного поста следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения. Этот пост канонически обязателен см. При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи как, например, при сахарном диабете , и к умирающим.

Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин". Пост супружеский Церковь, по слову апостольскому, предписывает супружеское воздержание во время поста: «по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» 1 Кор. Протоиерей Александр Ильяшенко: «По традиции воздержание от супружеской близости соблюдается в те дни, когда не совершается венчание, а именно: накануне среды, пятницы, и воскресенья в течение всего года, двунадесятых, храмовых и великих праздников, в продолжении многодневных постов Великий, Рождественский, Успенский, Петровский , в период святок с 7 января по 19 января , в неделю мясопустную «неделя» на церковно-славянском означает воскресный день, а «седмица» это неделя в современном русском языке , в течение сырной седмицы масленицы и в неделю сыропустную; в течение Пасхальной Светлой седмицы; в дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября и Воздвижения Креста Господня 27 сентября ». Иеромонах Иов Гумеров : "Действительно ли Церковь никак не определяет свое отношение к вопросу супружеского воздержания в период поста? На самом деле она точно выражает свою позицию: в период постов не совершается таинство венчания, причем именно потому, что после таинства брака должны начаться супружеские отношения.

На соблюдение во дни Великого поста супружеского воздержания положительно указывает церковное правило: «От жен воздержатися весь святый великий пост. Аще ли падется с женою во святой пост, весь пост обезчествова» Требник. Супружеский пост — это вопрос, требующий сугубого рассуждения, взаимной любви супругов и пастырского наставления. К несчастью, в наше время бывает так, что неумеренное, по ревности выше разума, воздержание одного из супругов превышает силы другого, ещё не пришедшего к вере, или неокрепшего в ней, и ведёт к нестроениям в семьях, супружеской неверности и разводам. Без сомнения, Богу не может быть угоден пост одного из супругов, ведущий к таким катастрофическим последствиям.

Диакон Георгий Максимов пишет о жене, старающейся с максимализмом неофита заставить неверующего супруга нести подвиг воздержания, посильный лишь для верующего: «И если бы такая женщина обратилась к Писанию и Преданию Церкви, то нашла бы там много ответов на насущные для нее вопросы. Например, читая Послание апостола Павла к Коринфянам, узнала бы, что не имеет права отказывать мужу в супружеской близости под предлогом поста, ибо супружеский пост разрешен только в случае обоюдного добровольного согласия обоих супругов: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» 1 Кор. И открыв творения св. Иоанна Златоуста, узнала бы, что «та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам.

Потому, что она, лишая его законного совокупления, низвергает его в бездну распутства. Если она не имеет права делать это и на короткое время без его согласия, то какое прощение может получить она, постоянно лишая его этого утешения? Иоанн Златоуст. Книга о девстве. Иоанн Златоуст: «Послушай, что говорит блаженный Павел: "во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" 1Кор. Пусть слышат это и жены; пусть они поймут, к чему призывает их Христос, конечно с соблюдением святости, и пусть говорят: "жена не властна над своим телом, но муж". Вникни, какая мудрость заключается в этих словах Павла. В виду того, что многие воздерживаются и имеют чистых и целомудренных жен, притом воздерживаются сверх должного, так что воздержание делается поводом к прелюбодеянию, в виду этого он говорит: каждый пусть пользуется своей женой. И он не стыдится, но входит и садится на ложе днем и ночью, обнимает мужа и жену и соединяет их друг с другом, и громко взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию" 1Кор.

Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не пользуется тобою? Тогда он уходит из дому и грешит, и, в конце концов, его грех имеет своей причиной твое воздержание. Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницей запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницей, тогда ты погубила собственное тело.

Итак, садится апостол почти на брачное ложе и взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". Для того ты жена и имеешь мужа, для того ты муж и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие. Ты хочешь иметь воздержание? Убеди к тому и мужа твоего, чтобы было два венца — целомудрие и согласие, но чтобы не было целомудрия и сражения, чтобы не было мира и войны. Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено апостолом, значит, он должен терпеть бурю и волнение.

Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". И, конечно, где мир, там все блага; где мир, там и целомудрие сияет; где согласие, там и воздержание увенчивается; а где война, там и целомудрие подрывается. Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию"» Св. Собеседование на надписание псалма 50. Канонические ответы святейшего Тимофея Александрийского: Вопрос 13.

Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Прежде сказал я, и теперь говорю, Апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу. Вопрос 5. Если жена пребудет ночью со своим мужем, или муж с женою своею, и на утро будет священнослужение, то могут ли они причаститься, или нет?

Не должны. Поскольку Апостол глаголет: не лишайте себя друг друга, только по согласию до времени, да пребываете в молитве, и опять вместе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Правило 3 архиеп. Дионисия Александрийского: Вступившие же в брак сами себе должны быти довлеющими судиями. Ибо они слышали Павла пишущаго, яко подобает воздерживатися друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражнятися в молитве, и потом паки купно быти 1 Кор.

Толкование св. Никодима Милоша : В обоснование требований настоящего правила, Дионисий ссылается на апостола Павла, по которому муж и жена должны по согласию ;; ;;;;;;;; воздерживаться от полового общения во времена, предназначенные для молитвы; ослушникам же пусть судьей будет их совесть. Таким образом, воздержание в супружеской жизни на время поста нужно, но оно должно достигаться путем взаимного согласия. Потому что через воздержание одного из супругов может впасть в грех другой. Апостол Павел об этом пишет как раз в связи с постом и упражнением в молитве.

Это библейский принцип». Протоиерей Сергий Бельков: «Апостол Павел учит нас, удаляться от супруги или супруга во время поста по обоюдному согласию ради упражнения в молитве. Но бывают пары, в которых жена неверующая или маловерующая, а муж верующий, и наоборот. Бывает даже, когда оба ходят в храм, но кому-то из супругов такое воздержание пока не по силам, и отказ в близости со стороны супруга может подтолкнуть к измене или рукоблудию, поэтому, безусловно, в таком случае меньшим злом будет частичное неисполнение супружеского воздержания. Таково православное учение.

Жесткий ригоризм в данном случае неуместен». Иерей Алексий Мороз: «По канонам супружеское воздержание во время поста обязательно. В это время мы воздерживаемся от скоромной пищи и от всякого рода телесных удовольствий и всяческих развлечений, и, естественно, как от одного из видов удовольствия мы воздерживаемся и от внешних супружеских отношений. Это есть общий закон, к исполнению которого все должны стремиться. Но бывают разные ситуации, например, если верующая жена будет отказывать неверующему мужу в супружеских отношениях, то это может подвигнуть его к измене.

В такой ситуации верующая жена из двух зол должна выбрать меньшее и уступить мужу. Но уступить в этом своему неверующему мужу она должна не по похоти плоти, а для того, чтобы избежать греха. То же самое может произойти, если верующий муж в отношении своей неверующей супруги будет жестко придерживаться поста. Но мы должны стремиться правильно вести себя, стараться жить по Типикону, в то же время понимая, что иногда возникают случаи, когда лучше нарушить закон поста, чтобы избежать большего греха». Что же касается супружеских пар, в которых оба супруга считают себя православными людьми, то, сказал отец Алексий, им надо стараться воздерживаться весь Великий пост.

Каждый человек должен действовать исходя из своих сил. Нет, нельзя! Но во избежание большего греха можно пойти на нарушение, понимая, что это будет являться нарушением поста, что за это нужно принести покаяние. Надо стараться соблюдать пост, как положено, и тогда Господь, видя нашу немощь, будет нас укреплять в дальнейшей нашей жизни. И тогда супруги смогут весь Великий пост проводить со всей строгостью».

Священник Валерий Духанин: «Воздержание как от скоромных продуктов, так и от супружеского общения никогда не рассматривалось Церковью как самоцель. Воздержание всегда было средством к тому, чтобы научиться владеть своим естеством, побеждать в нем сокрытые душевные и телесные страсти для свободного общения с Богом. Смысл поста состоит не в самом по себе воздержании от чего-то можно и не воздерживаться — это свободный выбор каждого , а в том, чтобы наш дух наконец-то научился управлять нашей душевной и телесной жизнью. И вот здесь-то оказывается, что одной пищевой диеты не достаточно, потому что телесная сторона человека представлена не только его желудком, но и его половой сферой, и далеко не только голод стремится командовать нами. Какой же смысл в воздержании от некоторых продуктов, если плотские страсти за время поста оказываются нисколько не умаленными, напротив, диктуют свои условия так же, как и в любое время года?

В таком случае, лучше уж нарушить пост, чем супружескую верность. Подобные слабости врачуются терпением, молитвой и участием в Таинствах Церкви. Церковь не есть институт запретов, но Церковь являет собой тот путь, на котором можно придти к подлинной свободе. Если же кто-то не может преодолеть немощи собственной плоти, не может пройти путь поста без преткновений, то и такого человека Церковь не отвергает. Но одно дело, когда человек осознает свою немощь, кается в этом на Исповеди, и Церковь с радостью примет его.

Совсем другое дело, когда человека заранее настраивают на потакание своим немощам, учат признавать это за должное: «Не надрывайся, ты и так хорошо живешь»». Нарушение правила поста Преп. Макарий Оптинский: Вы находитесь в недоумении относительно поста; бывши у родных, надобно обедать и кушать скоромное, а требовать, чтобы для вас готовили постное, боитесь подать повод, что вы ставите себя выше других и себя превозносите. Спрашиваете, — что в таком случае делать? Не налагаю на вас уз, но даю такой совет: по моему мнению, просить родных готовить для вас постный стол не опасайтесь.

Это не значит выказать себя выше других. Совсем нет, вы исполняете долг и послушание Церкви, — чем же возвышаться? Глядя на вас, найдутся и другие подражатели вам. А если вы будете кушать скоромное, то и другие примером вашим увлекутся и не поболят о том, что погрешают; а вы будете в этом виновны сугубо — за себя и за других. Что вам до того, что будут о вас говорить, — не внимайте тому и будьте покойны.

Если родные ваши кушают по болезни, то сие извинительнее, но, конечно, и они должны в этом каяться. А если так употреблять, только опасаясь переговоров, то это неловко. Вы знаете, что Господь определил за преслушание Церкви. Игнатий Брянчанинов : "Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо — мертв душою.

Таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди святого поста. Чем будете вы питаться в вечности, когда научились здесь единственно пресыщению вещественными брашнами и вещественными наслаждениями, которых нет на небе? Чем будете вы питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного небесного блага? Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда вы не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали отвращение? Паисий Святогорец: — Геронда, должны ли люди, живущие духовной жизнью в миру, показывать перед неверующими, что они постятся?

Однако другие посты, совершаемые от подвижничества ради любви ко Христу или для того, чтобы была услышана наша молитва о каком-то прошении, должны совершаться втайне. В то же время святые отцы дали нам пример рассудительного отношения и в отношении соблюдения поста в некоторых случаях, когда нарушение этого правила Церкви продиктовано любовью к ближнему, снисхождением к его слабостям, немощам, болезням. Рассказывают, что, когда святитель Тихон Задонский жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба.

Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста».

При этом сам сел за стол и стал есть уху. О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса.

После его изготовления, святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто Тим. Священное Писание о посте Сам Господь Иисус Христос постился: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» Мф. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал Лук.

И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» Мф. Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни Лк. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Мф. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом: «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» Деян. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» Деян.

Игнатий Брянчанинов : «Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством Лк. Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете Лк. На самом же деле Слово Божие говорит здесь не о посте, а о гнушении тем или иным видом пищи. Христиане же постятся не потому, что считают что-либо из сотворённого Богом плохим и нечистым, но ради борьбы со страстями, упражнения в самоограничении, в самоотвержении.

На этот аргумент не почитающих пост отвечают святые отцы: Преп. Амвросий Оптинский:... Пишешь, что на основании слов Самого Спасителя: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф. Но слова Спасителя, приведенные тобою, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов... Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб не омовенными руками.

Тогда Господь, в обличение их неправильного понятия о чистоте человеческой, и сказал: «ничто входящее в человека не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека» Ср. То есть как бы так сказал Господь: «как бы ни бывали нечисты твои руки, но если ты, не омывши их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя». Пища же скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: «аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» 2 Кор.

Если, говорит, внешний наш человек, т. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает, или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и в псалмах сказано: «уты, утолсте, разшире: и забы Бога сотворшаго его» Ср. На вопрос: «Не все ли равно Богу, какая пища? Почему и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность».

Очень рад, что служащие у вас стали почитать среду и пятницу, не нарушая правила Церкви о посте. Примеры немцев и других иностранцев ввели в заблуждение русских православных не уважать поста, уверяя, что в пище мало греха или совсем нет греха. Если бы это было справедливо, то Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода от запрещенного древа, а древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде древа, а в запрещении и преслушании. Так и теперь грех не в пище, а в запрещении и преслушании правил Церкви.

Феофан Затворник: Говорят: не входящее в уста сквернит... Кто против этого спорит? Разве постящиеся воздерживаются от пищи потому, что боятся оскверниться ею? Помилуй Бог! Никто так не думает.

А это хитрецы мирские сплетают ложь, чтоб как-нибудь прикрыть себя благовидностию. Нарушающие пост сквернят себя, только не пищею, а нарушением заповеди Божией, непокоривостию и упорством. И те, кои постятся, а не хранят сердца своего чистым, не считаются чистыми. Надобно то и другое: и пост телесный, и пост душевный. Так в поучениях говорится, так и в Церкви поется.

Кто не исполняет сего — не пост виноват! Зачем же от поста-то отказываться под сим предлогом? Спросить бы тех, кои не хотят поститься, хранят ли они свое сердце чистым? Дело невероятное! Если при посте и других подвигах едва-едва можно управляться с нашим любезным сердцем, то без поста — уж и говорить нечего.

Ведь это наставление! Поставляя себя в число постящихся, поблагодарим за совет или напоминание. Но непостящийся чрез это не высвобождается от обязанности поститься и от ответственности за непощение. Кто осуждает непостящегося, тот грешит, но непостящийся чрез это не становится праведным. И не будем осуждать.

Пусть всякий себе, как знает. А за правило или закон поста стоять надо и не давать вольникам коварно сплетать ложь. Наконец, снисхождение Златоуста к непостившимся означает только доброту его сердца и желание, чтоб в Светлое Христово Воскресенье все радовались и не было печального лица ни одного. Таково желание святого отца, а сбывается ли оно на деле — Бог весть! Говорите больному: будь здоров, будь здоров...

Поздоровится ли ему от сего? То же и там. Всех приглашают радоваться, а все ли истинно радуются?

Читать материал 2. Избыток углеводистой еды и продуктов с пустыми калориями Внезапное изменение питания с переходом на постную пищу нередко влечет за собой постоянное фоновое чувство голода. Желание перекусить приводит к употреблению широко доступных, готовых к употреблению снеков. Такие продукты, как чипсы, лапша быстрого приготовления, сушки, сухарики, карамельные конфеты, шоколад, являясь формально постными продуктами, не могут считаться пищей, полезной для здоровья, так как имеют несбалансированный состав. Они практически лишены витаминов, минералов, белка и клетчатки, с преимущественным содержанием углеводов и жиров, имеют высокую калорийность. При избыточном поступлении углеводов возрастает чувствительность к аллергенам, что ведет к обострению инфекционных и аллергических заболеваний. Лишенный разнообразия рацион Есть на протяжении семи недель только гречневую кашу на воде, яблоки, рис и квашеную капусту — это невкусно, неполезно и быстро приедается. Следует стремиться к разнообразию рациона. Из овощей доступны капуста белокочанная, цветная, брокколи, морковь, свекла, тыква, лук репчатый и порей, сельдерей корневой и черешковый. Фрукты: яблоки, груши, гранат, хурма, цитрусовые, виноград. Бобовые: горох, нут, чечевица, соя, фасоль. Крупы: гречневая, овсяная, ячневая, пшенная, кукурузная, киноа, булгур. Ежедневно ешьте продукты с высоким содержанием растительного белка гречневая крупа, бобовые, киноа, тофу. Употребляйте рыбу в те дни, когда это разрешено.

В четверг разрешены вареные и тушеные блюда без масла. В пятницу верующие не едят целый день, а в субботу, накануне Пасхи, готовят горячую еду без масла и пьют вино. И помните: если православный верующий нарушил правила поста, то перед его продолжением он должен покаяться на исповеди. После этого Великий пост можно продолжать. Фото: Freepik Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk. Новости по теме.

Сухоядение в пост: что можно есть и как правильно готовить блюда

Великий пост 2023: меню, и что категорически запрещается верующим в дни воздержания Великий пост 2023: меню, и что категорически запрещается верующим в дни воздержания Как правильно провести это время 26 февраля 2023 в 23:33 9832 Фото: tvsamara. Рассказываем, как правильно провести особенное время перед Пасхой. В чем же духовный смысл поста? Зачем его соблюдают как монахи, так и миряне? Делается это для того, чтобы очистить тело и душу: по церковным канонам строгая диета, молитвы, запрет на зависть и сквернословие, прощение обид - все это приближает человека к Богу. А Великий пост, как следует из названия, особенный: это дни подготовки к одному из главных христианских праздников - Пасхе. В 2023 году поститься следует с 27 февраля по 15 апреля. Первый и последний день поста - самые строгие: не рекомендуется принимать пищу вообще. В Церкви призывают вступить в Великий пост без каких-либо взаимных обид. Для этого нужно примириться с родными, близкими, друзьями и коллегами, попросив у них прощения. Особых правил подготовки к посту универсальных для всех нет.

Однако помните, что перед любыми экспериментами с питанием сначала стоит посоветоваться с врачом. Советуют есть сухофрукты, моченые и свежие овощи и фрукты. Сухоядение — одна из строгих степеней поста, термин в монастырском уставе, означающий разрешение на вкушение в пост только такой пищи растительного происхождения, которая не поддавалась термической обработке, невареная пища, свежие, сушеные или моченые овощи и фрукты. Поделиться Чем заменить продукты в пост Чем заменить продукты в пост Как правильно выходить из Великого поста Чтобы вернуться к привычному режиму питания после строгой диеты без вреда для здоровья, выходить из Великого поста нужно правильно. После Пасхи возможны сильные пищевые расстройства. Чтобы сберечь свой организм, старайтесь соблюдать меру и не налегать на жирную пищу. После Великого поста можно начинать употреблять скоромную пищу, однако все подряд есть не стоит.

Скоромная пища — продовольственные продукты, в состав которых входит пища от теплокровных животных: мясо; субпродукты; животный жир; молоко, молочные и кисломолочные продукты, сливочное масло; яйца, а также содержащие их блюда и кондитерские изделия. Поделиться Как заботиться о здоровье во время Великого поста Как заботиться о здоровье во время Великого поста В саму Пасху лучше обойтись кусочком кулича и одним яйцом, отдавая предпочтения постным блюдам. На следующий день можно включить в меню кисломолочные продукты вроде йогурта и кефира. На третий день можно съесть нежирные сорта рыбы и легкий рыбный бульон.

Это Страстная седмица. На ней вспоминается страсти Христовы, которые предшествовали его крестной смерти и последующему воскресению. Каждый день страстной недели называется Великим. Это Великий понедельник сухоядение , Великий вторник сухоядение , Великая среда сухоядение , Великий четверг — это воспоминание о тайной вечере, установление таинства причастия, в этот день благословляется пища с растительным маслом, Великий пятог — либо совсем полное воздержание от пищи, либо сухоядение, зависит от того, насколько строго люди постятся. Даже католики в этот день он у них называется «пепельная пятница» иногда не вкушают пищу. Дальше идет Великая суббота — это день перед Пасхой. В этот день благословляется горячая пища с растительным маслом. Когда в пост можно рыбу? Великий пост подразумевает в том числе строгий подход к еде. Но есть небольшие послабления, о которых людям важно знать. Например, рыбу и морепродукты можно есть дважды в течение Великого поста. В 2023 году это 7 апреля, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и 9 апреля, праздник Входа Господня в Иерусалим. Один праздник — непреходящий, это 7 апреля. Второй праздник зависит от дня празднования Пасхи и называется он двунадесятый переходящий праздник. В этот день также можно есть рыбу.

Что делать, если во время поста постоянно хочется есть? Можно ли употреблять продукты со «вкусом мяса» в постные дни? Как убедить поститься родных и зачем вообще нужен пост? Почитать можно здесь. Правила питания в Великий пост так постятся монахи Этот пост самый строгий. Основными продуктами питания в данный период являются соления и варения из овощей и фруктов, лук, морковь, капуста, свекла, бобовые, яблоки, апельсины, орехи, сухофрукты. Первую неделю придерживаются особо строгого поста. В первый день Чистый понедельник необходимо полностью воздержаться от принятия пищи. Затем, со вторника по пятницу, можно есть хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пить воду разрешено сухоядение , а в субботу и воскресенье — горячую пищу с маслом. Во вторую-шестую недели поста на понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, на вторник и четверг — горячая пища без масла, а на субботу и воскресенье — горячая с маслом. В период Страстной седмицы последняя неделя придерживаются строгого поста. Во все дни этой недели разрешается сухоядение, причем в пятницу нельзя употреблять пищу до выноса плащаницы. В церковный праздник Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если он не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье за 7 дней до Пасхи можно кушать рыбу. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем допускается употребление в пищу рыбной икры. Вышеперечисленные правила обязательны для соблюдения среди монахов. Мирянам же не обязательно придерживаться строгости поста. Прихожане согласовывают календарь питания с духовными наставниками, учитывая все жизненные обстоятельства, состояние здоровья и особенности организма. Календарь питания по дням нажмите, чтобы развернуть 27 февраля Понедельник Полное воздержание от пищи — высшая степень строгости поста, отказ от употребления пищи. Рыбная икра — дозволяется потребление рыбной икры, вареной растительной пищи каши, супы, тушеные овощи, грибы с добавлением масла. Рыба — разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов. Разрешённые продукты во время Великого поста Овощи и фрукты. Эти продукты являются основой постного питания. Овощи используют для приготовления салатов, основных блюд, закусок и гарниров. Фрукты становятся отличной альтернативой десерта и полезным перекусом. Их большое разнообразие позволяет сделать свой рацион насыщенным и интересным. Сухофрукты и орехи. Курага, чернослив, финики, изюм, грецкие орехи, миндаль, кешью станут главными лакомствами во время поста. Эти продукты богаты витаминами, а орехи содержат высокий процент жиров и белков.

Врач призвала не путать Великий Пост с диетой: семь недель — слишком долго

В период сухоядения можно есть только хлеб, соль, мёд, фрукты, овощи и термически обработанную пищу без приправ и масла. Воду пить можно. Это предписание распространяется на все среды и пятницы Великого поста, а также целиком на его первую и последнюю Страстную недели. Так нужно поститься всем?

Особое место по вкусовым качествам и пикантности занимает заправка мёда и соевого соуса, которые смешанны в равных количествах. Для улучшения вкусовых качеств некоторые салаты рекомендуется настаивать в течение какого-то времени, другие же следует употреблять сразу после приготовления. Супы Многие люди плохо представляют свой рацион без первого блюда, это относится и к тем, кто соблюдает правила сухоядения.

В этом случае для них можно порекомендовать несколько вариантов холодных супов: Горохово-томатный суп. Готовится из свежего или замороженного горошка следует предварительно разморозить , помидоров, зелени петрушки. Все компоненты загружают в блендер, добавляют сок лимона, соль, по желанию молотые семена шамбалы и взбивают до однородной массы. При необходимости можно добавить воду. Гаспачо по-марокански. В его состав входит несколько помидоров, паприка, молотый тмин, пара ложек воды, кинза и соль с перцем по вкусу.

Помидоры взбивают блендером, оставив небольшие кусочки. Затем добавляют пряности, уксус, воду и взбивают до получения однородной массы. Полученную массу украшают свежей кинзой и подают на стол. Для приготовления этого холодного блюда используют нарезанные небольшими кубиками свежие помидоры и огурцы, зеленый лук и укроп, добавляют квашеную капусту и заливают водой с добавлением уксуса и соли. Десерты Любителям сладкого во время сухоядения можно приготовить специальное печенье. Понадобятся орехи кешью, смесь сухофруктов.

Все ингредиенты измельчают блендером или пропускают через мясорубку для получения клейкой однородной массы. Полученную смесь формируют в шарики нужного размера. В центре каждого из них можно сделать углубление, в которое помещаются ягоды в свежем виде или размороженные. Можно добавить мед. Перекусы Те, кто питается часто, могут воспользоваться дополнительными легкими приемами пищи. В качестве перекусов можно использовать сухофрукты, семена льна, семечки подсолнечника и тыквы.

Разрешается готовить смеси различные, комбинировать их с мёдом. Усилителями вкуса в этом случае могут служить соль, мускатный орех, корица. Измельчив взятые компоненты на мясорубке или в блендере, смешав затем с медом, можно получить полезный и вкусный десерт, которым подойдет и в качестве десерта, и в качестве перекуса в перерывах между едой.

Сухоядение предписывается уставом в большинство дней Великого поста , кроме суббот, воскресений [4] и дней, когда «отнюдь вовсе ясти не подобает» [5] полное воздержание от пищи. Распространяется преимущественно на монашествующих.

Для мирян считается[ источник не указан 218 дней ] дополнительным подвигом, на который рекомендуется [ источник не указан 218 дней ] получить благословение духовника. При этом сухоядение запрещено в субботы и воскресенья по 64-му правилу апостольскому.

В салатницу выложим листья латука и изюм. А также можно добавить орехов по вкусу. Полить нашим соусом и в конце положить нарезанные кусочки груш. Все тщательно перемешать.

Медовый каприз. Этот сладкие десерты готовится быстро и легко, но при этом он очень вкусен и сытен, что особенно важно в дни строгого поста. Ржаной хлеб тонко порежем, удалив с краёв корочки. Каждый кусочек намажем мёдом, дав как следует пропитаться. Лимон натрём на тёрке, а полученную цедру выложим на каждый кусочек хлеба. Сверху необходимо посыпать корицей, после чего можно собирать наш импровизированный торт, накладывая ломтики друг на друга.

Сверху для украшения можно натереть грецких орехов. Они также придадут приятный привкус угощению. Перед употреблением необходимо дать торту настояться, поставив его в холодильник на несколько часов, после чего подавать к столу охлаждённым. Завтрак из сухофруктов. Все наверняка любят сухофрукты и одно из хороших решений на завтрак это сделать вкусную и питательную закуску из них. А также можно добавить орехи для придания ноток лесных вкусностей.

Чернослив, изюм и курагу необходимо залить тёплой водой на пятнадцать минут. Инжир, финики и орехи можно мелко натереть на тёрке или измельчить ножом. После чего вытащить сухофрукты из воды и все вместе перемешать. Подавать с заправкой из мёда с лимонным соком. Лучше всего делать это в охлаждённом виде. Рецепты запечённых блюд Не все узнают о том, что, несмотря на строгость поста в него разрешено употреблять некоторые запечённые блюда.

Рассмотрим несколько простых рецептов, которые порадуют вас и ваших гостей на праздничном столе. Запечённый картофель. Все любят целый картофель, запечённый в кожуре на костре. Но в условиях городской жизни побаловать таким вкусным блюдом удаётся редко. Этот рецепт поможет создать вкуснейший запечённый картофель целиком в духовом шкафу. Для этого возьмите килограмм картофеля, вымойте его и почистите.

Выложите целиком на противень и поставьте запекать. Пока картофель доходит до состояния готовности, приготовим соус. Возьмите дольку чеснока, горсть немного обжаренных орехов, соль и залейте водой. Растолките до состояния густой кашицы. Этим соусом надо залить горячий картофель и поставить в духовку ещё на пять минут. Запечённые шампиньоны.

Шампиньоны, перед тем, как ставить в духовку, необходимо скатить водой и высушить. Для этого их можно положить на пергамент и дать впитаться лишней влаге. После чего выкладываем их на противень целиком.

Сухоядение в пост — что это такое в православии

Что можно есть в Великий пост — 2024 www. В Лазареву субботу 27 апреля разрешается есть икру, но не саму рыбу. Что нельзя есть в Великий пост — 2024 На время поста рекомендовано отказаться от следующих продуктов: все виды мяса свинина, говядина, курица ; яйца и продукты с их содержанием; молоко и кисломолочные продукты кефир, ряженка, йогурт, сыр, творог, сметана, майонез, сливочное масло ; выпечка, фаст-фуд, конфеты. На Пасху 5 мая , которая является окончанием строго поста, ограничений в еде нет. Можно постепенно возвращаться к привычному рациону. Кому можно не поститься в Великий пост — 2024 От соблюдения поста освобождаются беременные и кормящие женщины, дети до 14 лет, люди с хроническими болезнями. Разрешено не поститься работникам, выполняющим тяжелый физический труд. Путешественникам также даются послабления, если они встречают пост в дороге.

Что можно и нельзя делать в Великий пост — 2024 Пост накладывает определенные ограничения не только на привычки в еде, но и на образ жизни. Чтобы достичь духовного очищения, необходимо соблюдать ряд моментов. Поэтому всякие проявления слабостей, страстей и вредных привычек становятся еще более неуместными в Великий пост», — для 5-tv. Можно ли зачать ребенка Церковь не накладывает запрета на зачатие малыша в период поста. Приветствуется воздержание пары от интимной близости по обоюдному согласию. Однако если наследника зачали в пост, то это никак не повлияет на его будущее. Можно ли крестить ребенка Таинство крещения совершается в любой день поста.

Можно ли играть свадьбу Жених и невеста могут зарегистрировать брак в ЗАГСе, а свадебное торжество и венчание стоит провести после завершения Великого поста.

Согласно церковным традициям, сухоядение в Великий пост соблюдается по понедельникам, средам и пятницам. Сухоядением называют употребление в пищу тех продуктов, которые не подвергались какой-либо тепловой обработке. Рецептов блюд для питания в рамках сухоядения очень много. Всем людям, которые хотят держать Великий пост важно понимать, что дни сухоядения не предписывают какого-либо голодания или употребления сухой пищи.

Для периода сухоядения существуют свои базовые продукты и рецепты, которые способы насытить организм человека и дать ему необходимую для функционирования энергию. Рецепты для периода сухоядения в Великий пост Каши. Кашу возможно приготовить без нагрева. Для этого достаточно залить овсянку или гречневую кашу водой в соотношении 1 стакан каши на 1 стакан воды. Залитую кашу необходимо оставить на ночь в холодильнике, усилив ее вкус после фруктами, овощами и другими сырыми постными продуктами.

Кстати, дата начала Великого поста не влияет на его продолжительность, но влияет на продолжительность другого многодневного поста. Чем позже начало Четыредесятницы, тем короче летний Петров пост. Все дело в том, что его начало привязано к дню Пасхи, а вот оканчивается он всегда в один и тот же день, 12 июля. Дата Пасхи с древности высчитывается по определенному правилу с учетом даты первого после дня весеннего равноденствия полнолуния. И всегда Пасха — воскресный день.

Так что, хоть даты начала Великого поста каждый год разные, неизменно одно: начинается он в Православной Церкви всегда с понедельника в Католической — со среды , а заканчивается — в воскресенье. Между его началом и концом семь недель, в которые верующие воздержанием, молитвой и покаянием должны подготовиться к встрече самого главного христианского праздника. Почему Великий пост длится 49 дней? Великий пост состоит из двух периодов — Святой Четыредесятницы, символизирующей сорокадневный пост Спасителя в пустыне оканчивается накануне Лазаревой Субботы и Вербного Воскресения и Страстной седмицы. Последняя неделя Великого поста — это отдельное событие раньше ее даже называли крестной, страстной Пасхой , когда мы вспоминаем последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

Эти семь недель и приуготовляют нас к встрече Светлого Христова Воскресения. Первые сорок дней поста принято посвящать покаянию. Богослужебный строй жизни этого периода особенный. Полная Литургия совершается только в выходные, а в будние дни по средам и пятницам совершается вечерня с причащением верующих освященными в воскресный день Дарами Литургия Преждеосвященных Даров. В начале и середине поста на богослужении читается Великий покаянный канон Андрея Критского.

Во многих храмах в великопостный период совершаются соборования. Все это помогает христианину настроиться на нужный лад, заглянуть вглубь своей души, максимально серьезно подойти к таинству исповеди. В пятницу шестой седмицы Четыредесятница завершается, и верующим дается два дня передышки. Пост в Лазареву субботу и Вербное воскресенье не прекращается, но устав предполагает послабление, которое позволяет набраться сил для следующей самой строгой в году недели. Богослужения Страстной седмицы делают современного христианина свидетелем событий, произошедших две тысячи лет назад.

Каждый верующий старается эти дни проводить в храме, быть рядом со Христом и тогда, когда Он впервые причащает Своих учеников, и когда молится в Гефсиманском саду, и когда идет на суд и на смерть. А на 49-ый день, пройдя великопостным путем, верующие встречают Воскресшего Христа, чувствуя себя сопричастниками величайшего Чуда. Почему нельзя жениться в пост? Вступление в брак предполагает вступление в супружеские взаимоотношения. А поскольку в Великий пост мы, по возможности, от них воздерживаемся, Церковь не благословляет вступление в брак и не совершает Таинство Венчания.

Создание новой семьи — это большое, важное, радостное событие. А время Великого поста — время для молитвы и покаяния. Его можно использовать как период подготовки к женитьбе, ведь очевидно, что борьба с собственными грехами помогает сделать семейные отношения более крепкими. Для кого-то отложенная до конца поста свадьба может стать и первым испытанием — насколько прочна их любовь и тверды намерения. Сорок восемь дней поста учат терпению, смирению, неосуждению — и все эти навыки необходимы в семье.

Кстати, и сразу после окончания поста повенчаться не получится. Церковь начинает совершать таинство брака только по завершении Светлой седмицы, то есть в следующее после Пасхи воскресенье. Все дело в том, что ликование о Воскресении Христовом, столь велико и всеобъемлюще, что не стоит добавлять к нему еще и свою, безусловно, важную, но все же личную радость. Так же, как совершенно неуместна будет женитьба в период Великого поста, когда жизнь христианина сосредоточена вокруг скорби о грехах и преклонения перед непостижимой искупительной Жертвой Христовой. Впрочем, бывают ситуации, когда людям по той или иной причине необходимо зарегистрировать свои отношения именно в период поста.

Не будет никакого греха в том, что они поставят свои подписи в ЗАГСе даже в великопостные дни. А вот повенчаться им придется уже после Пасхи. Так же, как и перенести празднование свадьбы, если оно для них важно. Можно ли курить или пить алкоголь в пост? По Типикону, в воскресные дни на трапезе разрешается употребление вина, до двух красовуль.

Очень трудно определить меру этих красовуль приблизительно две чашки , но важно помнить, что мы делаем это для поддержания сил, а не наоборот. Естественно, вино разрешается для тех, кто не страдает алкоголизмом: человек, которого даже капля вина может подтолкнуть к запою, должен полностью воздержаться от винопития. Таким образом, качественное вино в небольших количествах может благоприятно повлиять на состояние организма, а вот обильные возлияния приведут не только к ослаблению организма, но, вероятно, и к действиям, о которых потом придется жалеть. В пост мы стараемся избавиться от греха, а алкоголь часто становится одной из причин его совершения. Табакокурение в Великий пост, как и любая сильно давлеющая над нами страсть, конечно, плохо совместимо с самой идеей поста.

Именно поэтому это идеальный момент для того, чтобы бросить курить. Обратившись с молитвой к Господу и попросив у него помощи в этом непросто деле, даже заядлые курильщики справляются. В том, конечно, случае, когда решительно настраиваются на реальную борьбу со своей страстью во время поста. При этом, конечно, это может не получится сразу, но не стоит отчаиваться. Вы можете для начала просто сократить количество сигарет в день, но сделать это решительно.

Но важно отметить, что неспособность отказаться от дурной привычки не должна быть для человека преградой на пути к Богу. Неправильно будет сказать: «Я курю или выпиваю , а потому не буду поститься вовсе и в храм не пойду». Пусть для начала будет сделан малый шаг например, уменьшено количество выкуриваемых в день сигарет , но не будет утеряно стремление идти за Христом. И с Божьей помощью постепенно человек будет меняться, если сам не будет закрывать для себя такую возможность. Можно ли есть морепродукты в пост?

Да, для поддержания сил в определенные дни разрешается употреблять в пищу морепродукты. Впрочем, одни верующие считают, что «морские гады», как еще называют моллюсков, это почти растительная пища, а другие предпочитают все же обойтись без них. Решение о том, можно ли есть кальмары или мидии в эти дни, нужно принимать руководствуясь реальными потребностями. Если человек много работает, учится, занимается тяжелым физическим трудом или спортом, безусловно, ему необходимо восполнять недостаток белка в организме, и морепродукты как нельзя лучше для этого подходят в дни поста. Но стоит обойтись без них в дни, которые в календаре отмечены как особенно строгие.

Того же дни в ужине хлеб брацкой, шти, по мере квасу ячного в больших чашех, двоя рыба, подсыпка». Рыбный стол был приурочен, как правило, к заупокойным кормам: 1 и 2 суботы — по царе Иване Грозном, 3 и 5 — по царевиче Иване Ивановиче сына Иоанна IV и Анастасии Романовны , и 4-я — по игумене Христофоре 3-й игумен монастыря, ученик прп. Кроме того, в 1-ое воскресенье Великого поста был заздравный корм за царя также с рыбой. Всего по Кириллову уставу рыба поставлялась 8 раз за Великий пост. Устав о велицем посте из Соловецкой кормчей 1493 г. Устав о Великом посте из Соловецкой кормчей 1493 г. Надо отметить, что устав о Великом посте, имеющийся в этой кормчей, это не собственно устав Соловецкого монастыря, а один из уставов, имевший хождение на Руси в то время.

Не исключено, судя по содержанию, что этот устав представляет собой потерянный и забытый ныне мирянский устав благочестивой жизни. На это наводят цитаты о воздержании от жен в пост зачем это указание монахам? Эти положения подтверждаются и другими историческими источниками. В частности книга «Домострой» дает такую информацию о пище Великого поста: «В пост же великий на столе еще редька, хрен, капуста, крепкий рассол и разные овощи, что Бог послал; в иные же дни, по гостям судя, и икра, и рыба вяленая, сушеная, вареная, и уха из вяленой, копченой, вареной рыбы и всяких потрохов, и сушеных немецких сельдей, из снетков, а еще и в рассоле, и в пирогах, и в каше, и в овощах, и разный снеток, и любые пироги, и каши, и блины, и кисели, — всякой постной еды у доброй хозяйки много». Устав о велицем посте Во всю Федорову неделю по вечернии и по Литургии едим белый хлеб с капустой, ретка горох пряженый. А пития одна чаша квасу, а больше мзда от Бога кто не пил бы все говение, от жен своих воздерживаться, занеже Господень пост есть. В суботу и в воскресенье рыбу едим дважды в день.

А чаши три пить также и на ужине. Разрешение на рыбу, видимо, было во все выходные поста, кроме Великой суботы — прим. А по Федорове неделе в понедельник и в среду и в пятницу хлеб и капуста и губы. И также до вербной недели. А во вторник и в четверг горох с яглы, икра, мед пресный, квас житной на вербной неделе. В понедельник, среду и пятницу хлеб и капуста. Во вторник и в четверг горох с яглы.

А поклонов от Федоровой недели на всяк день и ночь по 400 до Лазаревой пятницы. А во все пятницы поклоняются 200 поклонов же тако, кто может. Или рукой до земли или на колени: если болен, то до пояса. Рыбу ест больной, кроме среды и пятницы, хотя и федорову неделю и вербную. Получается, что больным дозволялась рыба почти весь пост, кроме среды и пятницы — прим. Если жена по детяти да ест рыбы, давати же за то милостыня. Разрешение на рыбу для кормящих матерей — прим.

Если же который день прилучится Иоанна Крестителя Обретение главы, или Сорок мучеников, или Алексия, человека Божия, если не на федоровой неделе, то есть рыбу, а в Федорову неделю — не есть. Если Благовещение попадет на великую пятницу, то едим рыбу один раз в день. Если в иные дни, едим рыбу один раз в день. Также и на Обретение Главы, и на Сорок мученик, и на Алексиев день рыбу едим один раз в день. В страстную же неделю в понедельник в среду хлеб и капуста, во вторник и в четверг — горох с яглы. А в пятницу сочиво, а масла макового не есть. А в суботу никому варива не есть, полно при вечери вкусити и масло пити.

Святи ибо отцы и апостоли в эту суботу поститися уставили. И в иную никою же.

Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы

Оставляют ее на ночь в термосе, утром уже можно кушать завтракать кашей. Овсяная и льняная каша размягчаются гораздо быстрее, поэтому они более просты в приготовлении. Для улучшения вкусовых качеств каши, при ее приготовлении используют соль и сахар. Кроме этих усилителей вкуса, можно добавлять сухофрукты, измельченные орехи, семена льна и семечки подсолнуха целые или молотые. Еще одним вариантом усиления вкусовых качеств каши может стать добавление свежих овощей и фруктов. Неплохой результат получается при добавлении мёда, соевого соуса, различных пряных трав мята, корица, лимон. Салаты Салаты можно готовить по своему вкусу, как из свежих овощей, так и из фруктов, меняя ингредиенты и экспериментируя в рамках дозволенного правилами сухоядения. Так как во время сухоядения нельзя использовать масло, его можно заменить лимонным соком. Примером достаточно вкусного и питательного ужина может стать салат из тертых моркови и яблок.

В салаты можно добавлять семена кунжута, тыквы или льна молотые или цельные , которые служат не только вкусовым ароматизатором, но и дают чувство сытости. Неплохо отразится на питательной ценности и вкусе блюда введение в его состав таких ингредиентов, как изюм, предварительно замоченный в воде, груши и яблоки, мёд и тыквы, размягченные в воде сухофрукты. Придаст пикантность салатам добавление чеснока, перца, зелени, соевого соуса. Особое место по вкусовым качествам и пикантности занимает заправка мёда и соевого соуса, которые смешанны в равных количествах. Для улучшения вкусовых качеств некоторые салаты рекомендуется настаивать в течение какого-то времени, другие же следует употреблять сразу после приготовления. Супы Многие люди плохо представляют свой рацион без первого блюда, это относится и к тем, кто соблюдает правила сухоядения. В этом случае для них можно порекомендовать несколько вариантов холодных супов: Горохово-томатный суп. Готовится из свежего или замороженного горошка следует предварительно разморозить , помидоров, зелени петрушки.

Все компоненты загружают в блендер, добавляют сок лимона, соль, по желанию молотые семена шамбалы и взбивают до однородной массы. При необходимости можно добавить воду. Гаспачо по-марокански. В его состав входит несколько помидоров, паприка, молотый тмин, пара ложек воды, кинза и соль с перцем по вкусу. Помидоры взбивают блендером, оставив небольшие кусочки. Затем добавляют пряности, уксус, воду и взбивают до получения однородной массы. Полученную массу украшают свежей кинзой и подают на стол.

Максим Максимыч имел глубокие сведения в поваренном искусстве: он удивительно хорошо зажарил фазана, удачно полил его огуречным рассолом, и я должен признаться, что без него пришлось бы остаться на сухоядении. Лермонтов, Максим Максимыч. Поужинали, кто чем, костра не разводили — в небе зудели самолеты, — сухоядение запили теплой водичкой из железной бочки. Грибачев, Шаг, шаг, еще шаг. Употребление скудной пищи или еда без вина. Островский, Волки и овцы. Чехов, Накануне поста. Источник печатная версия : Словарь русского языка: В 4-х т.

Научиться прежде всего смирению, воздержанию — вот зачем нужен пост». Читать еще Батюшка отмечает, что медицинские ограничения всем, для кого пищевой пост оказался нежелательным, стоит принимать без смущения и со смирением. В этом есть и элемент послушания — делать не то, что сам считаешь правильным, а слушаться профессионала и соблюдать его рекомендации. Иногда нам просто необходимо вручить ее другому — например, доктору даже не священнику, ведь священник может не догадываться о том, что у человека есть медицинские противопоказания », — говорит отец Василий. Еда далеко не самый главный элемент поста, напоминает батюшка. Исповедь, покаяние, молитва дома и в храме — гораздо важнее. Можно просить послабления пищевого поста, но взамен пищевых ограничений хорошо, например, прочитать сколько-то страниц Священного Писания, сотворить милостыню, сделать еще что-то душеполезное. Если во время поста что-то пошло не так В норме пост не должен вызывать болезненных ощущений. Если появились неприятные симптомы, то стоит пойти к врачу. Первое время, пока происходит переход на постную пищу, может чаще возникать чувство голода, и человеку потребуется есть уже не три раза в день, а пять или шесть; или возникнет потребность увеличить порции. Может возникнуть желание есть много бобовых и орехов, так как они более сытные, но в большом количестве они могут вызвать вздутие живота. Вопреки опасениям, боль в животе, которая возникает при остром чувстве голода, в общем, безопасна, объясняет Дарья Мошарева. Такая боль не приводит к язве желудка. А вот в случае, когда желудок начинает болеть после употребления пищи, стоит насторожиться — это как раз симптом возможного недуга, но пациенты часто трактуют этот симптом в своем духе, мол, просто съел что-то не то. Также стоит обратить внимание на симптомы недоедания: слабость, утомляемость, снижение концентрации внимания, повышенную потребность во сне, потемнение или маленькие черные мушки в глазах при вставании — это сигнал, что что-то идет не так.

Но необходимо помнить и о том, что мирянам разрешают делать и послабление законов поста. Сухоядение, рецепты Принято считать, что мирянам разрешается постится по такой схеме: по нечетным дням недели — сухоядение, по четным — разрешено горячую пищу без масла, а по выходным — пищу с растительным маслом. Важно помнить то, что основной составляющей поста является молитва, а соблюдение поста без молитвы можно назвать ни чем иным как диетой или очисткой организма. Рецепты для мирян при сухоядении в основном состоят из различных салатов. Это могут быть фруктовые, смешанные и овощные. Использование масла запрещается, но для улучшения вкусовых качеств можно использовать сок лимона. Также в салаты можно добавлять семечки и орехи. А запеченные фрукты и овощи можно использовать как десерт, так и основное блюдо. Несмотря на такое ограниченное количество продуктов меню сухоядения может быть и разнообразным, включая в себя и десерты. Рецепты в пост сухоядения, которые мы Вам представим, помогут разнообразить меню и приготовить полноценные блюда. На первое можно приготовить холодный суп. Для этого Вам понадобятся: гречка, огурец, зеленый лук, помидор, зелень, вода. Измельчите огурец и помидор на терке. Залейте крупу водой. Нарежьте лук и зелень и смешайте все. По вкусу добавьте соль. Разбавьте водой.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий