Новости что такое пост держать

Священник Александр Востродымов рассказал, как следование посту позволяет усилить работу над собой и взять под контроль свои желания. Коротко самое важное о мусульманском посте для тех, кто поститься впервые в Рамадан.

В чём смысл Великого поста?

Если вы приняли решение поститься, то вспомните слова Василия Великого «Истинный пост есть устранение от злых дел». В конце апреля завершается долгий пост, и все православные христиане готовятся к наступлению главного праздника – Пасхи. молитва в пост Суть любого поста заключается в покаянии перед Богом, желании исправить свою жизнь, сделать её чище, приблизиться к Богу. Стоит ли поститься детям и в чем смысл 40-дневных ограничений, рассказали священник и гастроэнтеролог. Что такое Великий пост и почему он длится 40 дней.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Пост, поститься [евр. цум, «затягивать (внутренности)»] — добровольное воздержание от пищи на определённое время. Иоанн Кассиан Римлянин: «Если, постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души»; «Воздерживаясь от страстей во время поста. К противопоказаниям для соблюдения поста относятся заболевания желудочно-кишечного тракта, гастрит, холецистит, панкреатит, энтерит и многие другие заболевания.

Что происходит с организмом, когда вы соблюдаете пост: объясняет диетолог

Так и христиане в приоритет своих жизненных целей ставят подготовку своей души ко встрече великих торжеств Церкви. Современный христианин постится, подражая посту апостолов, Божьей Матери и самого Господа Иисуса Христа. Однодневным постом обозначаются также особые вехи и события земной жизни Господа. В среду постятся, помня о дне, в который Господь был предан Иудой. В пятницу — в память о дне, когда Господь был распят и умер на Кресте. В день памяти Усекновения главы пророка и Крестителя Господнего Иоанна постом подчёркивается губительность телесного невоздержания. Христианское понимание поста Следует помнить, что даже такое полезное начинание, как христианский пост может стать пищей для гордыни и тщеславия человека, а значит разрушить его благое духовное устроение. Господь в своей Нагорной проповеди предостерегает от попыток сделать пост просто средством приобретения славы и уважения среди благочестивого народа.

Желающий получить духовную пользу от поста не должен выказывать себя постящимся перед другими людьми по возможности, скрывая свой духовные труды.

Церковь и сама разумно подходит к ограничениям, связанным с Великим постом, и признает, что невозможно установить единый пост даже для монахов, духовенства и мирян. Миряне не обязаны строго следовать монастырскому уставу, особенно если у них есть хронические заболевания или если это дети и пожилые люди. А в этом году, например, РПЦ разрешила военнослужащим, участвующим в спецоперации, поститься по облегченной программе или вовсе не поститься, написал ТАСС. РИА «Новости» Верующие перед постом часто просят у священнослужителей благословения на то, чтобы соблюдать ограничения не так строго. Например, поститься только в первую и последнюю недели. Но вообще-то даже в самой церкви утверждают, что такие вещи можно решить самостоятельно, исходя из разумных соображений. И уж точно не стоит слепо соблюдать все ограничения, если поститесь впервые. В Православной церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие.

Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует. Но к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Русская православная церковь В целом ограничивать себя в еде — не первоочередная задача во время поста, рассказал «360» первый зампред учебного комитета при Священном синоде РПЦ, настоятель храма Преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной Максим Козлов. По его словам, строго поститься могут те, кто и так регулярно молится, но в этот период важнее не телесные ограничения, а духовность. И уж точно дело не в диете.

Кроме того, первые 40 дней поста стоит потратить на то, чтобы признать и глубоко осмыслить свои грехи. Также рекомендуется совершать добрые дела — помогать одиноким и нуждающимся. В целом соблюдать ограничения нужно не только в пище, но и в мыслях. В этот период стоит избегать шумных застолий и других развлечений, не рекомендуется ссориться и выяснять отношения с близкими.

В Страстную пятницу запрещено делать уборку в доме: этим лучше заняться накануне, в Чистый четверг. Читайте также.

То есть три, семь, девять, двенадцать, сорок — это такие красивые круглые числа, которые обозначают либо связанность со святой Троицей какую-то, либо как «сорок» обозначает некую полноту. То есть, когда мы читаем средневековый текст о том, что кто-то не ел сорок дней, мы при этом должны учитывать, что с одной стороны это может быть правда, поскольку мы знаем, что Бог может сотворить любые чудеса, а с другой стороны, мы должны помнить, что в средневековой литературе это — символизм, это как «хождение за три моря», или «снашивание трех железных сапог», «трех железных посохов» — это очень долгий, продолжительный период.

Это по поводу сорокадневного поста. У нас появись на востоке такие сложные штуки. И, постепенно, начинает формироваться устав. То есть когда монастыри стали более устойчивыми, более продолжительными, появилась необходимость в написании какого-то устава, чтобы человек, или монах мог себе позволить какие-то правила, чтобы все было единообразно.

Это связано еще с появлением общежительного монастыря. У нас часто считают, что общежительный монастырь, это монастырь более легкий, чем скит. Так вот на самом деле это не так. Основная идея общежительного монастыря в том, что люди живут в нем, в буквальном смысле слова, практически не имея своих вещей.

То есть, у него одежда не принадлежит ему, обувь не принадлежит ему, ест он только в трапезной, и только то, что дают ему на трапезе, кроме старых и больных людей, или людей, которые отсутствуют, в своей келье он не может ничего иметь. Здесь идея в том, чтобы подвиг был более или менее равномерный, но при этом более строгий. То есть если, допустим, мы едим только один раз в день вечером, то это делают все, кроме совсем уж больных и старых монахов. И, поэтому, общежительный устав более строгий в плане выполнения каких-то правил.

Кратко о различиях североевропейской и средиземноморской традиций. Студийский устав. А теперь я, наверное, уже вам скажу о том, какие же правила бывают, какие бывают кулинарные традиции. Собственно говоря, их две.

Одна — средиземноморская, другая — назовем ее условно, русская, хотя на самом деле это северная Европа. В средиземноморский традиции очень большой упор на морепродукты, овощи, фрукты, больше овощи и оливковое масло. Рыба — основной источник еды и морепродукты. В Северной Европе основная пища — это мясо, это злаковые культуры, это репа какая-нибудь, то есть гораздо более бедный и скудный стол.

Именно поэтому в католических монастырях варили пиво, и выдавалось монаху на день в средневековых европейских монастырях что-то около двух литров пива, потому что этот напиток был основным источником питания. Это была несбалансированная диета, как бы мы сейчас сказали, там много болели. Но это был единственный способ дать какие-то питательные вещества человеку в Северной Германии зимой, когда ничего не колосится, не растет. Хоть какие-то витамины, хоть какие-то минералы и питательные вещества.

Если мы с вами будем говорить о западных уставах, мы увидим, что там гораздо более либеральный подход к мясу. Во многих монастырях мясо разрешалось даже монахам, а уж о молочном и яйцах мы не говорим. Но зато там было меньше рыбы, меньше средиземноморских овощей, и меньше вещей, которые, например, в Болгарии растут, а у нас не растут. Как вы все прекрасно знаете, наши уставы взяты из Византии.

Византия — это средиземноморская культура, и в ней, как раз, основной упор — это южные овощи, фрукты и морепродукты. Вот вам первый монашеский Студийский устав, который привез на Русь преподобный Феодосий Печерский. Федор Студит жил в конце IX века. Что нам предлагает Студийский устав?

Я его просто вчера переводил. Итак, переходим к Рождественскому посту. Вот традиционное представление Студийского устава. Монаху в день полагается два блюда.

Точнее, две трапезы, а на трапезе два блюда. Обычно, что-то вареное, и то, что мы бы сейчас назвали салатом. Итак, первое, очень важно, никто не имеет права взять в келью даже маленького кусочка, кроме старых и больных людей, или тех, кто отсутствует. Все едят в столовой, в трапезной, во время еды слушают священное Писание.

Основная особенность — человек ест только в строго определенное время. На второй трапезе подается хлеб и остатки от первой. То есть, готовится один раз. Все, что не съели утром, доедают вечером.

Очень важно: Студийский устав прямо запрещает обсуждать невкусную еду. То есть монахи не имеют права говорить: «Ой, вы знаете, сегодня у нас овощная похлебка особенно не удалась, давайте повара сварим». Здесь очень важный момент. Если из ряда в ряд, из жития в житие повторяется история о том, что нельзя осуждать невкусную еду, это значит, что во многих монастырях ее как раз и осуждали.

Никто же не запрещает прыгать без парашюта, потому что люди, которые это делали, они как-то больше не повторяют. Если практика уникальна, не выдаются специальные правила. Это важно. Во время недлинных постов, то есть между постами, можно выпить три чаши вина за обедом и две вечером.

Чаша — это примерно 50 г, может, чуть больше, а вино разбавленное. То есть никаких сильных алкогольных напитков не было. А вот и Рождественский пост наш любимый. Три чаши вина монахам, когда одна трапеза, и пять — на выходных.

Игумен имеет право по Студийскому уставу предложить рыбу или сыр. Студийский устав запрещает чрезмерный пост для иноков. Потому что от этого рождается гордость. Идея очень простая, если на трапезе игумен выставляет, допустим, рыбу, которую не положено по уставу, все затыкаются и едят рыбу, потому что в данном случае, это — ответственность игумена.

Итак, а вот это еще очень важно. В Рождественский Пост Студийский устав запрещает монахам сыр и яйца, потому что их в это время не едят многие миряне. Здесь важные слова: «многие миряне». То есть примерно до XI века, и в XI веке на Руси, и я об этом скажу чуть ниже, вне Великого Поста, во многодневные посты, миряне воздерживались только от мяса.

И могли себе позволить сыр и яйца. Вот это важное наблюдение, и даже некоторые монахи восточные пытались этим питаться. То есть пост — это отсутствие мяса, в этот момент. Теперь смотрите: трапеза в первое воскресенье Великого Поста монахам.

По Студийскому уставу. Жареный горох, соленая капуста без масла, груши и пять смокв. Кто найдет в России на первой седмице Великого Поста пять смокв — тому памятник. Я это к тому, что этот средиземноморский пост, он не очень подходит для нас, и я потом покажу, как из этого выходят.

Традиционная еда по Студийскому уставу монахам во время Великого Поста на неделе: гороховый суп, сливы, вино немощным; какая-то похлебка с луком и смоквами. Внимание, в Великий Пост на праздник преподобного Алексия Студита — рыба. То есть практика не двухразового вкушения рыбы, как сейчас Великим Постом: на Благовещение и Вербное Воскресенье, а как минимум трех Устав ничего не говорит ни о Петровском Посте, ни об Успенском. Он просто обходит эти вещи.

Итак, мы видим уже на этом, что по более древнему монашескому уставу, что трапеза более либеральная, чем сейчас по монашескому уставу. Теперь переходим к остальным постам. Как я уже сказал, Великий пост первый раз упоминается в середине IV века. А теперь мы поговорим о Петровском посте.

Как вы знаете, он идет у нас в воскресенье со дня после Всех Святых — это через неделю после Троицы, до апостолов Петра и Павла. И понятно, что наш Петровский пост, может быть чуть короче и чуть длиннее, в зависимости от того, ранняя Пасха или поздняя Пасха. Это я просто напоминаю. Впервые об этом посте упоминается в III веке.

И этот пост считался компенсаторным. То есть, если человек, здесь имеется в виду, в основном, монах или клирик, не постился во время Великого поста, он постится после дня Всех Святых до Успения. Был длинный компенсаторный пост. От, условно говоря, июня, до конца августа.

То есть Петровский пост изначально предназначался как наказание, как епитимия только для тех, кто не соблюдал Великий. Никто не говорил, что нужно соблюдать и тот пост и тот пост, для монахов. Постепенно, около 1000-го года, первая часть поста, вот этого компенсаторного, заканчивалась, как я сказал, на день Петра и Павла, а вторая часть — это был Успенский пост с 1 по 14 августа по старому стилю. Следующий пост у нас Успенский.

Он появился около 1000-го года. Причем, он всегда почти, был две недели, был довольно строгим, здесь, в общем, никаких проблем, за исключением того, что в первом тысячелетии его не было. Ну и, наконец, последний, наш любимый, сегодняшний Рождественский пост. Он упоминается с IV века.

Первоначально он длился всего семь дней. А после 1166 года по решению Константинопольской Церкви при императоре Мануиле он стал сорокадневным. То есть смотрите, как интересно. Примерно в XII веке у нас появляется практика этих больших многодневных постов.

И появляются эти четыре больших поста, которые мы сейчас знаем. Если мы считаем, по календарю, начинается все с Великого, потом идет Петровский, потом идет Успенский, потом идет Рождественский. Эта практика складывается не раньше XII века, поэтому, когда вам начинают рассказывать о том, что в древности христиане круглосуточно постились, вы можете честно сказать, что история не подтверждает этого. Русь начинает поститься Теперь мы идем дальше, и мы посмотрим уже на то, собственно, а как постились в Древней Руси?

Все-таки нам это интересно. И здесь у нас есть счастливая вещь. Один из первых основателей русского монашества, преп. Феодосий Печерский, который умер в 1073 году, оставил послание, тоже относящееся к концу XI века.

Его спрашивал князь Изяслав, как нужно поститься? Внимание: как нужно поститься в среду и пятницу? Цитирую: «Еще ты спрашивал, благородный князь, хорошо ли, чтобы люди не ели мяса в среду и пятницу? Это очень хорошо.

И этому не я научаю, но святые божественные апостолы так законоположили» - внимание — «Всяк христианин постится в среду я пяток. Смотрите, практика конца XI века. Священники и миряне воздерживаются только от мяса, монахи от мяса и молочного по средам и пятницам. Теперь дальше.

И вот еще важный момент. И Бог мира будет с тобой». Смотрите, это опять очень важный момент, который отличается от нас. У нас пост в среду и пятницу упраздняется, по-моему, только если у нас праздник Рождества Христова и Крещения.

Во всех остальных случаях двунадесятый праздник не перебивает постный день. Это тоже очень поздняя практика. Итак, подведем такой предварительный итог, и потом мы перейдем уже к более поздним вещам. Здесь важно зафиксировать раннюю практику: до XII века пост для монахов был в воздержании от мясных и молочных продуктов, включая яйца, для мирян на востоке — от мяса.

За исключением Великого Поста. То есть это очень важный момент, мы на нем зафиксировались. Пост по Домострою Теперь, мы переходим к самому известному древнерусскому памятнику — это «Домострой». В Домострое есть поучение о том, как кормить людей в пост.

В ужин капустные щи, толокно», — то есть густая каша, — «рассольник, ботвинья. По воскресеньям и праздникам, к обеду какие-нибудь пироги или густые или овощи или селедочная каша, блины, кисель, и что Бог пошлет. Да и на ужин все, как прежде сказано». Напоминаю, что до Петра у нас не было картошки, помидоров.

И макарон, тоже, кстати, не было, макароны — изобретение позднее. То есть основной пост в Древней Руси — это овощи, это рыба, причем очень разная рыба, и все. Но очень разнообразно. И грибы.

Домострой также предупреждает людей, чтобы они в гостях не напивались до состояния невменяемости, потому что их могут ограбить, и они могут быть свиньями в прямом смысле этого слова. Это тоже очень важная вещь. Что люди преспокойно напивались даже в пост. Вырождение традиции поста А теперь я перехожу к самому страшному: к литературе XIX века.

Иван Шмелев «Лето Господне». Я надеюсь, что вы это выдержите. Это — впечатления шестилетнего мальчика, то есть это впечатления Ивана Шмелева, который рассказывает о том, как в средней купеческой семье готовились встретить Великий Пост. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтиками укропа, с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, - такая прелесть.

Я ее хватаю щепотками, - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь Великий пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, "кресты" на Крестопоклонной...

А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а великая кулебяка на Благовещение, с вязигой вязига — это хрящики осетра, вот эта длинная тонкая полоска в осетрине , с осетринкой! А калья, необыкновенная калья калья это рыбный или мясной суп, сваренный на огуречном рассоле , с кусочками грибной икры, с маринованными огурчиками...

Мы только что прослушали меню Великого Поста. Посмотрите, очень разнообразный стол, стол очень прихотливый. Мне вчера написали в комментариях: Что вы придираетесь к шестилетнему ребенку? Это же воспоминания!

Да, это Шмелев писал в эмиграции, ему уже было довольно тяжело в плане еды, это может быть, прежде всего, восприниматься, как булгаковская история о литературе, но мы видим, что эта практика поста московского XIX — начала XX века, совершенно выходит из традиционной монашеской традиции, то есть мы видим такой прихотливый набор пищи, что нарушается сама идея поста. Опять же, могу сказать о том, что примерно с XIX века можно четко говорить о том, что есть традиция заговения. Чехов «накануне поста» Весь рассказ построен на том, что в последнее прощеное воскресение люди постоянно едят. Вот только финал: Через пять минут стол уже накрыт.

Кошки опять, задрав вверх хвосты, выгибая спины и потягиваясь, сходятся в столовую... Семья начинает ужинать. Есть никому не хочется, у всех желудки переполнены, но есть все-таки нужно. Вот эта очень четкая идея, там говорят одному из героев, это маленький мальчик, о том, что он говорит: я хочу спать, ему говорят: «Ну что ты, семь неделю не будешь есть скоромное!

И это, конечно, нарушение поста. Ну и у меня есть еще один великолепный текст. Его написал малоизвестный автор Степан Писахов в сказовой манере. Я буду цитировать с небольшим пропуском, иначе мы друг друга зальем слюнями.

А уж так благочестива, уж такой праведной жизни была купчиха, что просто умиление! Вот как в масленицу сядет купчиха с утра блины есть, и ест и ест блины: и со сметаной, и с икрой, с семгой, с грибочками, с селедочкой, с мелким луком, с сахаром, с вареньем, с разными припеками, ест со вздохами и с выпивкой выпивка — имеется в виду, конечно, чай. И так это благочестиво ест, что даже страшно. Поест, поест, вздохнет и снова ест.

А как пост настал, ну, тут купчиха постничать стала. Утром глаза открыла, чай пить захотела, а чая-то нет, потому — пост. В посту не ели ни молочного, ни мясного, а кто строго постил, тот рыбного не ел. Внимание, это очень важная вещь.

В Великий Пост говорится, что рыбы не ели те, кто строго постился. То есть это была все-таки не обычная практика. А купчиха постилась из всех сил — она и чаю не пила и сахару ни колотого, ни пиленого не ела, ела же сахар особенный — постный, вроде конфет. Дак благочестивая кипяточку с медом выпила пять чашек, да с постным сахаром пять, да с малиновым соком пять чашек, да с вишневым пять, да не подумай, что с настойкой, — нет, с соком, и заедала черными сухариками.

Итак, с утра у нас пятнадцать чашек жидкости. Пока кипяточек пила и завтрак поспел, съела купчиха капусты соленой тарелочку, редьки тертой тарелочку, грибочков мелких рыжичков тарелочку, огурчиков соленых десяточек, запила все квасом белым. Взамен чаю стала сбитень пить паточной. Время не стоит, оно к полудню пришло.

Обедать пора. Обед весь постный-постный! На первое жиденька овсянка с луком, грибовница с крупой, лукова похлебка. На второе: грузди жарены, брюква печеная, солоники — сочни-сгибни с солью, каша с морковью и шесть других разных каш с разным вареньем и три киселя.

Опускаем описание киселей. Заела все вареной черникой с изюмом. От маковников отказалась. После обеда постница кипяточку с клюквой и с пастилой попила.

Поела гороху моченого с хреном, брусники с толокном, брюквы пареной, тюри мучной, мочеными яблоками с мелкими грушами в квасу заела. Ежели неблагочестивому человку, то эдакого поста не выдержать — лопнет. А купчиха до самой ужны пьет себе кипяточек с сухими ягодками. Трудится — постничат.

Вот и ужну подали. Что за обедом ела, всего и за ужной поела. Да не утерпела и съела рыбки кусочек — лешшика фунтов на девять. Лещ фунтов на девять, это очень много.

В общем, когда она легла спать, ей стало плохо, и финал рассказа: Пришел доктор, просмотрел и сказал: — Первой раз вижу, что до белой горячки объелась. Дело-то понятно: доктора образованны и в благочестивых делах ничего не понимают. На самом деле, ту же историю делал Чехов. У него есть рассказ-проповедь масленичный, юмористический.

Строится это на том, что благочестивый христианин делает себе блин с разными начинками. Долго Чехов описывает начинки, и финальная фраза: он это все приготовил, налил себе водки, пытается засунуть блин в рот и тут его хватил апоплексический удар, то есть инсульт. То есть человек перед едой, в предвкушении еды, получает инсульт. Мы видим, одна из самых больших проблем поста уже перед революцией, практического, это либо его несоблюдение, либо соблюдение качества пищи при полном отсутствии количества пищи.

Что же с постами сегодня? Теперь, я вчера спросил нескольких знакомых мне монахов, как постятся сейчас в монастырях. Мне разрешили цитировать. Обычно рыбу едят по субботам и воскресеньям и праздникам.

Масло реально добавляют всегда. Омары, кальмары, если захочет настоятель. Сухоядение в понедельник, среду и пятницу — это монастырский устав, который вы видите в популярных календарях, практически нигде нет, едят вареную пищу. Кое-где вообще пища на буднях не различается, везде с маслом, но в четверг и во вторник могут давать кальмаров, к примеру.

Это первое свидетельство. Я напомню, что даже в Рождественский пост по монастырскому уставу пятница и среда — это сухоядение, то есть это орехи, это какие-то, условно говоря, апельсины, если найдете, то есть не разогреваемая пища. Вторник и четверг пища с маслом, суббота воскресенье — с рыбой. Как видим, это даже не в монастырях, не монастырский устав.

Еще одно свидетельство. Человек ест, что подадут, речь опять-таки о монахе. О сознательном выборе, скорее выберет постное. Если подадут скоромное, капризничать не будет.

То есть, опять же, человек ест то, что ему дают. Вот у нас какая реальная практика. Реальная практика поста, мы выходим уже на современность, вот такая. Я еще помню 90-е годы, когда я крестился, в 91-м году, мне было тринадцать лет, и все очень сильно думали: «Боже мой, да что можно есть?

Был Великий пост, а я тогда его уже соблюдал не очень строго, но старался, и меня пригласили в какие-то гости, и предложили тарелку мяса. Я думаю «Мясо Великим постом? Круто, можно же поесть! В гостях-то можно» Мясо оказалось соевым.

Дорогие друзья, более отвратительного вкуса в своей жизни я не пробовал. Я не знаю, как я это съел. Представьте себе картон со вкусом грибов. Это примерно то, что мне пришлось съесть.

А теперь, серьезно. Мне кажется, что любые: соевая колбаса, соевый майонез, соевое мясо, соевые пирожные, это, конечно, нарушение основной идеи христианского поста. То есть, если вы хотите съесть что-то под видом мяса, лучше съешьте мясо, потому что эта индустрия, мне кажется, нарушает саму идею поста. Люди платят большие деньги, за то чтобы съесть что-то похожее на животный белок, но не животный белок.

А значит, понятное дело, что эта ситуация сейчас в общем зашла в довольно большой тупик. Я, кстати, спрашивал вчера еще у одного человека, как постятся священники. Священники постятся, как миряне. То есть священники сейчас тяготеют скорее к традиции мирского поста, чем к традиции поста монашеского.

А вот здесь я вам хочу прочитать из Типикона. Постовые указания от которого почему-то перепечатываются во всех православных изданиях в виде такого наглядного календарика, и который, как мы видим, никто особо не соблюдает, но я хочу вам показать не о том, что можно, а что нельзя в плане пищи по уставу Саввы Освященного, а в том, за что, собственно происходят прещения монахам и мирянам. Есть правило, каноническое о том, что: «Если епископ или священник или диакон или чтец или певец не постится во время Великого Поста и любые среды и пятницы всего года, кроме немощи, то он будет низвержен», — то есть извержен из сана, — «а мирянин да отлучится». Смотрите, это очень важное правило.

Речи идет об обязательном посте только во время Великого Поста, и соблюдение среды и пятницы.

Что такое пост и как правильно поститься?

18 марта у православных верующих начинается Великий пост, который продлится до самой Пасхи – 4 мая. Пост заключается в том, чтобы держать свои мысли в русле заповедей Бога, который желает нам только блага и больше ничего. молитва в пост Суть любого поста заключается в покаянии перед Богом, желании исправить свою жизнь, сделать её чище, приблизиться к Богу.

Великий пост в 2024 году: когда начинается и заканчивается, смысл и как правильно поститься

Обычай же отмечать Воскресение только раз в год, а вслед за этим и держать предпасхальный пост, формировался на протяжении столетий. Сначала сам пост был коротким и очень строгим, позже увеличивался и менялся. И хотя сорокадневный пост возник столетием раньше, IV век можно считать временем формирования традиции современного Великого поста. От сорока часов к сорока дням Мы уже несколько раз упоминали о том, что продолжительность поста разнилась. Однако есть одна важная деталь, непосредственно касающаяся его длительности: как на Западе, так и на Востоке официальное название поста использует слово, указывающее на число 40: «Четыредесятница» в старославянском или «Quadragesima» на латыни. Первые христиане постились 40 дневных и 40 ночных часов в общей сложности 80 часов, или 3,5 дня.

Позже, солидаризируясь с оглашеннымиОглашенные — люди, проходящие катехизацию и готовящиеся принять таинство крещения. Именно столько должны были провести в воздержании и молитве новообращенные, прежде чем стать членами Церкви, и коль скоро крещение старались проводить в канун или во время Пасхи, то и традиция сорокадневного поста органически влилась в процесс подготовки ко дню Христова Воскресения. Более того, примерами для длительного воздержания должны были служить посты Моисея и Иисуса. Читайте также: Постное меню: можно и нельзя Восток и Запад Сегодня продолжительность и требования к посту в католической и ортодоксальной традиции расходятся.

Слышал, что один священник говорил применительно к такого рода обстоятельствам: «Пейте, ешьте, только друг друга не ешьте». Это, на мой взгляд, означает, что терпимость к людям и доброта выше воздержания от еды. Прав ли я? И что Вы мне посоветуете в данной ситуации? И последний вопрос. Дело в том, что у нас на работе в дни поста планируется так называемая корпоративная вечеринка с поздравлениями, праздничным столом и т.

Не пойти, наверное, не получится, так как в этой компании я работаю недавно и не хочу вызывать раздражение и излишние вопросы у коллег. Можно ли на один день прервать пост и выпить немного вина, съесть немного скоромной пищи, чтобы не вводить коллег в смущение и не вызывать лишних вопросов? В наше время, когда пища крайне нездоровая хотя и весьма разнообразная , для очень многих людей употребление постом растительного масла просто необходимо, тем более, что сейчас здоровый человек — редкость. Поэтому в большинстве случаев верующие просто берут благословение у своего духовника на употребление постом растительного масла. Что касается майонеза и, тем более, безалкогольного пива, то на время поста в отношении этих продуктов не так трудно поупражняться в воздержании. Относительно второго Вашего вопроса. Действительно, Вы правы, самое главное — это доброта. И весь аскетизм, то есть духовно-телесный настрой христианина, должен иметь своей целью возделывание этой добродетели. Об этом говорит апостол Павел в самом начале известного «гимна любви»: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» 1 Кор. Поэтому совет здесь может быть только один, в общем-то «стандартный»: сие надлежит делать и того не оставлять ср.

То есть бороться со своей раздражительностью и рассеянностью, в том числе, взяв «на вооружение» ограничение в пище, когда быстрее выявляются страсти для борьбы с ними. Что касается ослабления внимания в профессиональной деятельности, то надо разумно относиться к своему рациону и потреблять больше витаминов, к счастью, они содержатся как раз в продуктах растительного происхождения, а значит, заведомо постных. И, наконец, ответ на Ваш последний вопрос.

Причем осознаем это не в ситуации смерти, болезни, любой иной катастрофы - тут-то каждый мгновенно вспоминает, Кто на самом деле держит все в Своей Руке. Пост - тоже своего рода микрокатастрофа, на которую человек идет добровольно, отказываясь от всего, что чаще всего не просто скрашивает обычную жизнь, но и составляет ее суть - от потребностей тела. И совершая такой разворот от своего телесного, мы возвращаемся к Богу. То есть пост - это не религиозная диета, а оживление человеком его отношений с Богом.

Но стоит ли ради этого ограничивать себя в еде, развлечениях, радостях зависнуть в Сети? Как шутят семинаристы, уж лучше я поспешу к Богу сам, чем меня к Нему приведут болезни и горе. Получается, мы выходим навстречу Христу и идем долгой дорогой Великого поста из страха? И уж точно не ради моды, и не для того, чтобы, высокомерно глядя на непостящихся, ощущать свою святость. Пост - не пищевые ограничения, и даже не способ самоусовершенствования. Пост - наш подвиг любви к своему Творцу. И если кому-то последняя фраза покажется напыщенной, пусть вспомнит, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку - акт действенной любви.

Логика поста проста. Когда-то, две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и - важно! Сегодня наша очередь принести нашу жертву Ему, начать наш путь навстречу Христу. Да, это безмерно трудно. Даже если мы отказываемся от малого - только какого-то продукта питания из привычного рациона или от развлечений, ограничивая себя не до степени, вот все, дальше уже невозможность жить, дальше смерть, а лишь доходя до границы, за которой начинаем чувствовать дискомфорт. Причем жертвовать нужно не по принципу "на тебе, Боже, что мне негоже", жертвовать надо тем, что тебе дорого, что важно для твоего тела. Бог не нуждается в том, чтобы мы отказывались от куска мяса и тем более колбасы, Он совершил Свою жертву из любви к нам, людям, и Он нуждается в нашей любви.

С чего нужно начать Великий пост Будем честны с собою, нам даже незначительные пищевые жертвы даются с трудом. И они могут оказаться не в подъем.

В наше время, когда пища крайне нездоровая хотя и весьма разнообразная , для очень многих людей употребление постом растительного масла просто необходимо, тем более, что сейчас здоровый человек — редкость. Поэтому в большинстве случаев верующие просто берут благословение у своего духовника на употребление постом растительного масла.

Что касается майонеза и, тем более, безалкогольного пива, то на время поста в отношении этих продуктов не так трудно поупражняться в воздержании. Относительно второго Вашего вопроса. Действительно, Вы правы, самое главное — это доброта. И весь аскетизм, то есть духовно-телесный настрой христианина, должен иметь своей целью возделывание этой добродетели.

Об этом говорит апостол Павел в самом начале известного «гимна любви»: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» 1 Кор. Поэтому совет здесь может быть только один, в общем-то «стандартный»: сие надлежит делать и того не оставлять ср. То есть бороться со своей раздражительностью и рассеянностью, в том числе, взяв «на вооружение» ограничение в пище, когда быстрее выявляются страсти для борьбы с ними. Что касается ослабления внимания в профессиональной деятельности, то надо разумно относиться к своему рациону и потреблять больше витаминов, к счастью, они содержатся как раз в продуктах растительного происхождения, а значит, заведомо постных.

И, наконец, ответ на Ваш последний вопрос. Простите, что отвечаем на него, что называется «пост-фактум», но подобные ситуации еще будут, поэтому можем предложить такой из них выход. Наверное, это покажется парадоксальным, но большее уважение коллег вызовет как раз Ваша принципиальность в религиозных вопросах. Да, конечно, сначала может быть и раздражение, но со временем думающие люди разберутся.

Раз этот человек то есть Вы готов пойти наперекор обществу, стать непопулярным, вызвать осуждение и прочее, то для него это пост, религиозные установления действительно важно. Значит, он имеет некое убеждение, которое надо уважать, относиться не нему с терпением, или, говоря современным языком, толерантно. Смущение, наоборот, вызовет то, что Вы — постящийся, нарушаете пост ради… чего? Но это совсем другое, тут очевидно действие любви к людям, которого у нас нет.

Поэтому, помня наше несовершенство, лучше следовать указаниям Церкви и не отменять пост, но терпеливо объяснять вопрошающим свою позицию в этом вопросе.

«Это не диета»: зачем нужен пост и как ставропольцам его выдержать

Что значит Великий Пост? Когда надо поститься и какие бывают посты? Рассказываем самое главное, что надо знать о православных постах и постных днях.
Великий пост 2024: календарь питания по дням, какого числа начинается и когда заканчивается 7 марта начинается Великий пост — самый строгий из всех.

Великий пост в 2024 году

Как подготовиться к нему? Всем ли нужно поститься? Разбираемся в этом материале. Что такое Великий пост? Великий пост — период подготовки к Пасхе празднику Воскресения Христова , во время которого верующие придерживаются особенного образа жизни с ограничениями. Это самый продолжительный и важный для Русской православной церкви и практически всех христианских конфессий пост. Когда его соблюдают? Великий пост длится 48 дней, начинается ровно за семь недель до Пасхи. Поскольку день Воскресения Христова празднуется в переходящую дату первое воскресенье после первого полнолуния, последовавшего после весеннего равноденствия , то и пост тоже начинается в разное время.

В 2023 году Великий пост начнётся 27 февраля и завершится 15 апреля. В чём христианский смысл поста? Великий пост для христиан — семь недель напряжённого духовного труда.

Как бороться с неприятным запахом изо рта днем? Когда человек не ест долгое время, изо рта иногда начинает плохо пахнуть.

Замечу, что если совсем плохо пахнет, то это проблемы с кишечником и пищеварением, которые нужно решать, советуясь с врачом, а пост здесь ни при чем. Вот простые рекомендации, как минимизировать запах изо рта: - тщательно почистить зубы специальной нитью и щеткой с пастой после предрассветного приема пищи сухура ; - после сна в период воздержания поста почистить зубы мисваком или щеткой с очень малым количеством пасты на ней. Щеткой или специальным приспособлением почистить от микробов язык, корень языка. Главной причиной неприятного запаха изо рта является именно скопление микробов на корне языка; - используйте ароматные масла или парфюм в течение дня, особенно после утреннего душа. Нанесение качественного масла или парфюма на область живота или груди перебивает неприятный запах почти на целый день.

Можно ли пробовать еду в процессе готовки? Без проглатывания это не нарушает пост [16]. Как реагировать на критику окружающих? Пророк Мухаммад да благословит его Господь и приветствует сказал: «Пост — это защита [от совершения грехов в жизни бренной и огня Ада — в вечной]. Если кто-то из вас постится, то пусть не бранится, не кричит.

А если его оскорбят или ударят, скажет: «Воистину, я соблюдаю пост, я соблюдаю пост» [18]. Важно минимизировать негативные эмоции и максимизировать позитивные, уметь направить высвободившуюся энергию на полезные дела в первой половине дня — акцент на интеллектуальную работу, во второй — на физическую. И самое главное — это психологический настрой. Когда научитесь этому на практике, времени и сил на обиды и негативные эмоции просто не останется. Принимается ли пост, если человек не совершает намаз?

Пост при наличие необходимых для него условий принимается как самостоятельная отдельная форма поклонения Богу. Совершение или несовершение человеком намаза не влияет на это. Подробнее об этом здесь. Полезно знать, что если человек отрицает пятикратный намаз, но постится, то его вера под вопросом. Если же человек согласен с обязательностью намаза, но для начала решил практиковать только пост, то ему надо поскорей начинать молиться.

Это два важных столпа религиозной практики, но каждый из них самостоятелен. Также важно учесть, что некоторые не совершают еще намаз, так как совсем недавно приняли Ислам. Кто-то начинает с поста, кто-то с намаза. В любом случае такой подход не может быть осуждаем. Любой мусульманин начинал с чего-то и постепенно приобщал себя ко всем обязательным обрядам намаз , пост , закят , хадж.

Как по расписанию намаза определять время, когда можно есть и когда нельзя? Есть и пить можно до начала молитвы Фаджр это примерно за полтора часа до восхода солнца. А вот запрет на все действует с наступлением Фаджра до наступления молитвы Магриб, которая начинается сразу после захода солнца. На главной странице нашего сайта umma. Ориентируйтесь по нему.

Утром желательно прекратить есть и пить не ровно с началом Фаджра, а за несколько минут до его наступления. Поели, проговорили намерение поститься в предстоящий день и пошли чистить зубы. Можно ли в период поста, в дневное время, посещать сауну или хаммам? Никак не возбраняется. Но лучше это делать ближе к ифтару, незадолго до ифтара, так как после сауны или хаммама может появиться усталость и слабость.

Можно ли во время поста мыться в душе, купаться в бассейне или в море? Да, можно. Никаких ограничений по использованию воды в пост нет, кроме — питья. Суть поста — в воздержании от еды, питья и половых отношений в дневное время суток. Если вы плаваете или моетесь без заглатывания воды, то это не нарушает ваш пост днем.

Мнения об ограничении в купании во время поста, которые вы можете встретить в Интернете, были с самого начала формирования мусульманского богословия. Это всего лишь домыслы, они не имеют основания, тем более достоверного канонического обоснования Коран и Сунна [20]. Например, в своде хадисов имама аль-Бухари имеется отдельная тема«Полное омытие тела купание соблюдающим пост», где он собрал в том числе мнения сподвижников о том, что можно во время поста полоскать рот, пробовать пищу на вкус, пользоваться мисваком [21] , мыться, купаться, посещать баню и т. В специальном материале мы подробно разбираем эту тему и приводим аргументы из достоверной Сунны. Можно ли во время поста пользоваться парфюмом?

Это облегчает соблюдение поста и делает его более праздничным, а также привлекает внимание ангелов проявления милости Всевышнего. Подробнее о дозволенности использования спиртовой парфюмерии здесь. Действителен ли пост, если проспал сухур утренний прием пищи? О важности утреннего приема пищи свидетельствуют, например, следующие слова пророка Мухаммада да благословит его Всевышний и приветствует : «Принимайте пищу перед рассветом [в дни поста]! Воистину, в сухуре утреннем приеме пищи — Божья благодать баракят!

Утренний прием пищи крайне желателен. Если проспали, но еще до сна планировали имели намерение поститься в предстоящий день, то после сна продолжаете поститься как обычно. И не бойтесь того, что не поели и не попили на сухур. В конце дня вы искренне удивитесь тому, как легко все прошло. Некоторые новички утверждают, что нужно спать во время Рамадана, ибо когда спишь, не съешь что-нибудь случайно, не будешь сквернословить.

Так говорят лентяи и тунеядцы, терпящие «ради Аллаха» и живущие за чужой счет: своего старшего брата сестры , родителей или на «кяфирское» социальное пособие. Коран, 29:69. Пророк Мухаммад да благословит его Всевышний и приветствует говорил: «[Лучшие — те] кто не становится бременем ношей для других» [23]. Усердие и труд являются неотъемлемой частью повседневной жизни мусульманина. Он верит в неизбежность Судного Дня не языком, а на деле, он многократно читал в Коране, что там объявят «о том, что вы делали» [24].

За безделье и тунеядство придется понести ответ. Сколько человек сможет выдержать без воды и еды? Может ли он умереть, если не будет пить воду летом по 17—18 часов? Может, если у него серьезные проблемы со здоровьем и для него вода является важным фактором, влияющим на работу организма например, у кого больные почки или сахарный диабет. Если человек здоров, то восполнение водного баланса в ночное время будет компенсировать дневное воздержание.

Нужно выпивать до 2-х литров чистой воды в ночное время. Чай, кофе, компоты, лимонады и соки не относятся к понятию воды. Первоочередно необходима именно чистая питьевая вода. Если будете поститься, то почувствуете, что даже в длинные для нашей широты летние дни сложности с лишением себя еды и питья могут возникнуть лишь в первые 3—4 дня, а могут и вообще не возникнуть. Последующие же дни покажут, что и без воды такое количество часов человек может прожить, получая немало пользы в том числе и для здоровья, а также — огромное удовольствие.

В каких случаях можно пропустить пост? Как быть, если человек не восполнил пропущенные дни с прошлого поста? В обычном порядке соблюдает пост в месяц Рамадан. По завершении Рамадана запланирует себе восполнение пропущенного, например, на зимний период. Мне 50 лет.

В этом году пост впервые. Что делать с предыдущим пропущенными постами? Если вы не были мусульманином до 50 лет не было осознания религиозных убеждений , то, начав исполнение религиозной практики, так же, как и неофит [25] , ничего не восстанавливаете. Если же вы имели осознанные религиозные убеждения, были знакомы с постулатами веры и религиозной практики, одним из пяти столпов которой является обязательный пост в месяц Рамадан, но все равно не постились, то необходимо все восполнить, начиная с периода полового созревания либо после него, когда вы осознали религиозные убеждения, осознанно уверовали. Обязателен ли Таравих?

Нет, не обязателен. Это — сунна. Подробнее об этой молитве здесь. Хочу читать Таравих в мечети, но не умею. Как быть?

Это не является непреодолимым препятствием. Приходите в мечеть в состоянии ритуальной чистоты полное омовение и малое , проговариваете намерение совершить молитву вместе с имамом и повторяете все движения за ним. Вам, конечно же, следует сразу начать заучивать молитвенные формулы, необходимые для намаза.

В старой России во время Великого поста прекращались балы, закрывались театры и другие зрелищные заведения. Пост — время покаяния в грехах и усиленной борьбы со страстями.

И в этом нам помогает вкушение постной, более легкой пищи и воздержание от удовольствий. Думать о Боге, молиться, вести духовную жизнь легче, когда тело не насыщено, не отягощено. Это — одно из значений поста. Он помогает нам сосредоточиться, настраивает на духовную жизнь, облегчая ее. Второе значение пощения — жертва Богу и воспитание своей воли.

Пост — установление не новое, а древнейшее. Можно сказать, пост — первая заповедь человеку. Когда Господь дал повеление Адаму вкушать ото всех плодов райского сада, кроме плодов древа познания добра и зла, Он установил первый пост. Пост — это послушание Божественному установлению. Богу не нужны всесожжения и кровавые жертвы.

Ему нужно сердце сокрушенное и смиренное см. От чего-то хотя бы от мяса, молока, вина и некоторых других продуктов мы отказываемся ради послушания Ему.

Пост помогает нам в духовной жизни. Ведь человек состоит из души и тела, и они влияют друг на друга: состояние души зависит от состояния тела. Если наше тело пресыщено, то оно делает нашу душу тяжелой, привязывает ее к плоти и матери. Иоанн Кронштадтский говорил: «Сытая утроба теряет веру, страх Божий и делается бесчувственной для молитвы, для благодарения и славословия Божия». Через пост мы оказываем послушание Церкви.

Мы подтверждаем, что Церковь — наша мать, и мы — ее дети, потому что слушаем ее. Пост и здоровье В настоящее время вопрос взаимосвязи питания и здоровья очень актуален. Многие болезни сердца, сосудов, печени, ЖКТ, почек, обмена веществ возникают из-за несбалансированного рациона. Прогрессируют атеросклероз, ожирение, ишемическая болезнь сердца и другие недуги. Великий пост Врачи разрабатывают диеты, чтобы уберечь людей от различных заболеваний. Многие медики рекомендуют периодически садиться на вегетарианскую диету, чтобы очистить организм от токсинов, улучшить обмен веществ, укрепить сосуды, нормализовать работу сердца, желудка, кишечника, печени. Православные посты — с точки зрения медицины и есть такие диеты.

При правильном подходе к питанию во время поста организм получает все необходимые вещества: витамины, белки, жиры, углеводы, микро- и макроэлементы. Животные продукты заменяются блюдами, богатыми витаминами, минералами, из цельных круп, овощей, фруктов, не подвергшихся термической обработке. Играет важную роль в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. Ведь основная причина таких недугов — склеротические процессы и поражение сосудистых стенок. Причиной появления бляшек при атеросклерозе является избыток холестерина, а пост же пища, содержащая его в большом количестве, из рациона практически исключается, благодаря чему образование бляшек в сосудах замедляется. При этом в меню увеличивается доля растительных продуктов, содержащих вещества, снижающих уровень холестерина в крови и улучшающих состояние сосудов. Согласно утверждениям православных врачей, при раке, тяжелых инфекционных заболеваниях, хронических поражениях печени чаще наблюдается реальное улучшение самочувствия у тех больных, которые постятся.

В это время исключается прием алкоголя, что является большим благом для желудка, печени, поджелудочной железы, нервной системы, головного мозга. Во время поста разгружается желудочно-кишечный тракт: он «отдыхает» от постоянной перегрузки тяжелыми для переваривания продуктами и очищается благодаря поступлению большого количества клетчатки. Способствует восстановлению печени и поджелудочной железы. Исключение алкоголя, газировки, сладостей, жирной пищи, мяса, всяческих снеков, различной «химии» и присутствие в рационе растительной пищи дает возможность органам очиститься и восстановить свои функции. Благодаря клетчатке, многие постные продукты гречка, овсянка, цитрусовые, яблоки, морковь, свекла, капуста, кабачки, тыква быстро выводят из печени шлаки, токсины, улучшают ее функции, предотвращая ряд опасных болезней. Что значит послабления в Пост? Великий пост, как и всякую христианскую добродетель, нужно совершать с рассуждением.

Поститься необходимо по возможности строго, но строго в меру.

"Обжорки" и "кресты": как постились на Руси в стародавние времена

  • Для чего нужен пост? Всё о православном посте
  • Что такое пост и для чего он нужен
  • Что происходит с организмом, когда вы соблюдаете пост: объясняет диетолог | DOCTORPITER
  • Цель православного поста

Основы Ислама

Что значит соблюдать Пост? то его держат или стоят на посту.
Пост православный Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга -
Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году Решение держать пост должно быть осознанным и взвешенным, вы должны быть действительно готовыми к этому.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий