Братья Якоб и Вильгельм Гримм, талантливые немецкие филологи, лишь собрали сказки и впоследствии провели над ними редакторскую работу. Братья Грим слушать лучшее онлайн бесплатно в хорошем качестве на Яндекс Музыке. Для того, чтобы лучше понять значение произведений братьев Гримм в современном контексте, сперва необходимо обратиться к их биографии.
Братья Гримм: биография и творчество фольклористов
На произведениях братьев Гримм воспитаны многие дети из разных стран. Немецкие филологи и сказочники Якоб Гримм (4 января 1785, Ханау – 20 сентября 1863, Берлин) Вильгельм Гримм (24 февраля 1786, Ханау – 16 декабря 1859, Кассель). Сказки Братьев Гримм, читать полное собрание творчества автора. Онлайн библиотека стихотворений и литературных произведений великих поэтов и писателей Сказки братьев Гримм прочно вошли в литературное чтение народов мира и оказали большое влияние на сказковедение.
Тут же пошел ко дну
На произведениях братьев Гримм воспитаны многие дети из разных стран. Сказки братьев Гримм — сборник множества произведений, которые коллекционировали лингвисты Якоб и Вильгельм. Госпожа Метелица (Госпожа Вьюга)Братья Гримм →. читать детские народные сказки на сайте РуСтих. Большая база сказок. А еще на нашем портале вы сможете скачать книгу Братья Гримм. Читайте Сказки братьев Гримм в нашей онлайн библиотеке современной литературы с телефона или компьютера.
Братья Гримм — Сказки
По окончании войны с Францией, в 1815 году, Якоб Гримм был послан вместе с представителем Кассельского курфюршества на Венский конгресс и ему даже открывалась выгодная дипломатическая карьера. Но служба была в тягость Якобу Гриму, так как он видел в ней помеху к занятиям наукой, и в 1816 году он покидает её, и, отклонив предложенную в Бонне профессуру, занимает место библиотекаря в Касселе, в той же библиотеке, где его брат Вильгельм с 1814 года служил секретарем. Здесь они работали до 1829, отдавая свободное время филологии и собиранию волшебных сказок и легенд. Этот период был плодотворным: в 1816 — 1818 гг. В 1828 году Якоб Гримм издаёт книгу «Древности немецкого права», а Вильгельм посвятил себя деятельности более скромной, но не менее полезной и заслуживающей серьезного внимания: он обратился к изучению отдельных поэтических произведений и народных преданий в целом, стал собирать и немецкие героические саги, восстанавливать испорченные тексты рукописей. В 1829 году умирает директор Кассельской библиотеки, но его место досталось не Якобу Гримму, а совершенно постороннему человеку, и братьям пришлось подать в отставку. В 1830 году Якоб Гримм был приглашен в Геттинген профессором немецкой литературы и старшим библиотекарем при местном университете.
Вильгельм поступил туда же младшим библиотекарем и в 1831 году был возведен в экстраординарные, а в 1835 году в ординарные профессора. В том же 1835 году Якоб Гримм опубликовал исследование «Германская мифология», которое и сейчас считается классическим трудом по сравнительной мифологии. Но пребывание братьев в Геттингене было недолгим: в 1837 году они были уволены, подписав протест университетской профессуры против ущемления конституции курфюрстом Ганноверским.
Но теперь наконец она выпущена в лучшем виде : в авторитетнейшей серии «Литературные памятники» и поэтому стоит, увы, как слон — будем надеяться, что со временем появится издание попроще , в двух томах, с обширным комментарием и большой статьей филолога-германиста Екатерины Дмитриевой, так что все желающие теперь могут узнать, как Гриммы переделывали свои «народные» сказки, почему они включили в корпус текстов «Красную Шапочку» и «Золушку» и т. Еще об этом можно почитать на «Горьком»: вот интервью с принимавшей участие в подготовке издания Марией Сулимовой, а вот статья , посвященная истории пяти классических европейских сборников сказок. Чтобы было ясно, какой титанический труд проделали специалисты, готовившие эту книгу, достаточно сказать, что переводчик Константин Азадовский приступил к не так давно законченному им переводу сказок братьев Гримм в конце 1970-х годов, то есть примерно полвека назад.
Первые переводы на русский язык принадлежат В. Влияние братьев Гримм очевидно в сказках Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке». Классическими считаются переводы, изданные в 1893 году под редакцией П. В 1935—1937 гг.
Введенским выполнен адаптированный пересказ 48 сказок для детей. Эти пересказы неоднократно переиздавались. Опыт братьев Гримм был важен для собирателей фольклора в других странах например, в России — для А. Grot Johann und R. Художник Евгений Монин Иллюстрации к сказкам братьев Гримм. Гримм, В. Грот-Иоганном и Р. Лейвенбером ; пер. Маркса, [1893]. Гримм, Я.
Кнебель, 1918. Столик — накройся! Займовский ; обложка и марка Л. Мириманова, 1923. Введенского ; под общей редакцией С. Маршака ; рисунки В. Гольц ; пересказ А. Введенского ; под ред. Науменко; вступит. Науменко ; худож.
Полное собрание сказок : в 2 т. Ивановой ; худ. Гримм ; пер. Петникова ; худож. Полевого и К. Брауде ; худож. Максим Митрофанов ; [пер. Петникова ; художник Н. Петникова, Т.
Последние годы своей жизни они занимались составлением немецкого словаря. Несмотря на огромную проделанную работу, завершена она не была. Лишь к 1961 году силами нескольких групп филологов составили немецкий словарь. Якоб Гримм занимался также изучением и систематизацией языков германской группы.
Братья Грим - слушать все песни
Завершилось мероприятие обзором одноимённой книжной выставки, на которой были представлены произведения братьев Гримм. ## $a: Сказки, собранные братьями Гриммами $c: иллюстрированные Ф. Грот-Иоганном и Р. Лейвенбером ; пер. с нем. под ред. П. Н. Полевого. Купить книги авторa Братья Гримм в интернет-магазине «Читай-город» с бесплатной доставкой по России. Длинноволосая Рапунцель у братьев Гримм спаслась из высокой башни ценой своей невинности.
Аудиосказки Братьев Гримм
Насколько точно Гриммы записывали тексты? Дело в том, что в науке различают сказку народную и фольклористическую. Сказка — это вообще непростой жанр. В традиции сказка очень обусловлена ситуационно, то есть это конкретная история, которая рассказывается для одного или нескольких слушателей и обычно как-то с ними связана — для рассказа есть какой-то повод. И когда в фольклорной традиции сказитель рассказывает сказку детям, он, конечно, думает о свойствах их характера и сюжет выстраивает таким образом, чтобы конкретному ребенку сказка была понятнее.
Это очень хорошо видно в фольклорных экспедициях: когда записываются сказки, то информантам часто сложно рассказать сказку «абстрактно». Им проще взять конкретного ребенка и рассказать ему. Поэтому настоящая народная сказка всегда уникальна и живет только в той ситуации, в которой она рассказывается. Под фольклористической сказкой в русской традиции понимают то, что собрали и записали фольклористы.
Это может быть либо опубликованная запись разового исполнения, либо часто бывало так, что собиратели — тот же Афанасьев — слышали сказку в нескольких версиях, а потом из них компилировали единый текст и издавали его. Они исходили из того, что если собиратель — филолог, то у него есть определенное чувство жанра и он имеет право выбирать более удачные обороты или как-то корректировать сюжет. Должна признаться, что до начала работы над этой книгой я всегда себе представляла Гриммов, которые ездят по немецким деревням и собирают сказки, как когда-то и мы на фольклористической практике. На самом же деле у довольно большого процента их сказок первоисточники письменные.
Например, в последнем прижизненном издании, 1857 года всего их было семь , конкретный письменный источник есть у сорока сказок. Такими письменными источниками могли быть проповеди эпохи барокко, позднесредневековые сборники шванков или другие литературные тексты, изданные в то же время. Эти тексты братьями дорабатывались и издавались. Другим источником действительно были сказители, с которыми Гриммы непосредственно общались.
Третий источник — записи сказок, сделанные по просьбе Гриммов их друзьями и знакомыми. Таким образом, изначальное представление о том, что это народные сказки, не совсем соответствует истине. Хотя Гриммы открыли огромную традицию собирания фольклорных текстов, сами они в этом плане были ближе к традиции литературной. Если самое первое издание состояло из восьмидесяти шести сказок, то следующие становились все больше и больше, пока под конец братья наоборот не стали сокращать объем и выносить некоторые сказки в приложения и примечания.
Им показалось, что эти сказки уже не такие оригинальные, то есть не являются народными, а скорее восходят к литературной традиции. Когда Гриммы только начинали собирать сказки, идеологом проекта стал Клеменс Брентано, издавший незадолго до этого сборник немецких народных песен «Волшебный рог мальчика». В 1807-м год выхода «Волшебного рога» он рассказал братьям о своей идее заняться сбором сказок, а позже напечатал публичный призыв к этому. Тогда Гриммы, у которых к тому моменту уже было сколько-то собранных текстов, отослали ему свои сказки.
Но позже стало ясно, что Брентано не торопится их публиковать, и тогда они решили сделать это самостоятельно. В 1810-м Брентано получил от них пятьдесят четыре сказки, а в первом издании Гриммов, вышедшем в 1812-м, их было уже почти в два раза больше. Насколько Гриммы были идейно близки к немецкому романтизму? Для Брентано большую роль играла поэтичность сказок, и он считал себя вправе их поэтически перерабатывать и дополнять.
Якоб же настаивал на том, чтобы сохранять близость к народному тексту. В этом плане, мне кажется, Гриммы стояли в стороне от гейдельбергского романтизма. Чистота и оригинальность источника были для них принципиальны. Скажем, когда они искали материал, то много собирали в районе Геттингена.
Так вышло, что во время религиозных войн во Франции эти немецкие земли приняли гугенотов, которые к началу XIX века уже несколько поколений жили в Германии и были вполне полноправными членами немецкого общества. Среди информантов Гриммов, например, была семья Хассенпфлюг, потомки тех самых французов-протестантов. В устной традиции этой семьи существовали сказки Шарля Перро — так Гриммы записали «Красную шапочку», «Золушку» и некоторые другие сказки. Потом, в процессе работы над текстом, Гриммы столкнулись с тем, что, с одной стороны, они действительно записали устную традицию, но, с другой, было очевидно, что это сказки Перро, в чем-то, может быть, переработанные.
К примеру, был удален фрагмент, где Рапунцель невинно интересуется у крестной, почему платье так обтянуло ее округлившийся живот. Речь шла о ее беременности, наступившей после тайных встреч с принцем. Первым переводчиком сказок братьев Гримм для русского читателя стал Василий Андреевич Жуковский. В родном городе Ханау благодарные жители установили неразлучным братьям бронзовый памятник.
Якоб сидит в кресле, в его руке — перо, а рядом с ним стоит Вильгельм. Жители города верят, что по ночам братья сходят со своего пьедестала и тихо, незаметно бродят по улицам, подходят к окнам домов и слушают, как читают и размазывают их сказки. Личная жизнь Вильгельм Гримм в доме аптекаря Вильда познакомился с его дочерью - Дортхен. На тот момент она была еще совсем крошкой.
Разница между ними — 10 лет. Но, повзрослев, молодые люди сразу же нашли общий язык. Девушка его поддерживала во всех начинаниях, став в первую очередь для него другом. В 1825 году пара поженилась.
Вскоре девушка забеременела. В 1826 году Дортхен родила мальчика, которого назвали Якобом, а Якоб-старший стал его крестным отцом. Но через полгода малыш скончался от желтухи. В январе 1828 года у супругов родился второй сын — Герман.
Позднее он выбрал профессию искусствоведа. А вот Якоб Гримм так и остался холостяком, свою жизнь мужчина посвятил работе и семье брата. Смерть 16 декабря 1859 года скончался Вильгельм Гримм. Смертельная болезнь была спровоцирована фурункулом на спине.
Он и раньше не отличался крепким здоровьем, но никто в этот раз не ожидал такого печального исхода. С каждым днем Вильгельму становилось хуже. Операция не помогла. У мужчины поднялась температура.
Король с Золотой Горы сказка, перевод Г. Умная дочь крестьянская сказка, перевод Г. Живая вода сказка, перевод Г. Доктор Всезнайка сказка, перевод Г. Дух в бутылке сказка, перевод Г. Сладкая каша сказка, перевод Г. Умные люди сказка, перевод Г.
Бедный работник с мельницы и кошечка сказка, перевод Г. Ганс мой Ёж сказка, перевод Г. Сказка-загадка сказка, перевод Г. Учёный охотник сказка, перевод Г. Про умного портняжку сказка, перевод Г. Синяя свечка сказка, перевод Г. Три фельдшера сказка, перевод Г.
Королевич, который ничего не боялся сказка, перевод Г. Салатный осел сказка, перевод Г. Чёрт и его бабушка сказка, перевод Г. Ленивая пряха сказка, перевод Г. Три брата сказка, перевод Г. Ференанд Верный и Ференанд Неверный сказка, перевод Г. Четверо искусных братьев сказка, перевод Г.
Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка сказка, перевод Г. Лис и лошадь сказка, перевод Г. Стоптанные туфельки сказка, перевод Г. Шестеро слуг сказка, перевод Г. Три чёрные принцессы сказка, перевод Г. Зимели-гора сказка, перевод Г. Ослик сказка, перевод Г.
Неблагодарный сын сказка, перевод Г. Репа сказка, перевод Г. Пастушок сказка, перевод Г. Ворона сказка, перевод Г. Белоснежка и Алоцветик сказка, перевод Г.
Благодаря этому можно читать с детьми на протяжении семи месяцев по одной сказке братьев Гримм в день. Они говорят понятным для детей языком о любви и верности, трудолюбии и иных добродетелях, к которым должен стремиться человек.
Волшебный мир братьев Гримм
Свое творчество братья Гримм систематизировали, что позволило в 1812 году опубликовать первый сборник «Детские и семейные сказки», включавший в себя около ста произведений. Далее последовали другие собрания для детей, которые завоевали невероятную любовь у маленьких слушателей — это «Бременские музыканты», «Белоснежка и семь гномов», «Король Дроздобород», «Волк и семеро козлят», «Золушка» и многие другие. Еще важной вехой творчества братьев Гримм стала работа над проектом «Словарь немецкого языка». Это был тяжелый, долгий и кропотливый труд, в котором был создан один, общий и понятный всем язык из нескольких десятков диалектов.
Гёте в Веймаре, чтобы ознакомиться с двумя списками песен средневекового немецкого миннезанга и мейстерзанга , хранившимися в Веймарской библиотеке. Гёте отправил эти рукописи Якобу Гримму в Кассель. Братья Гримм начали публиковаться в 1807 г.
В 1811 г. В 1812 г. В 1815 г. Детские и семейные сказки. Титульный лист. Альбертина, Вена.
Параллельно с работой над памятниками старонемецкой литературы Гриммы занимались собиранием, редактированием и изданием немецких народных сказок. Идея собирания и издания немецких народных сказок изначально принадлежала К. Брентано и была подхвачена братьями Гримм после того, как Брентано от неё отказался. Важную роль в публикации «Детских и семейных сказок» сыграл и успех «Волшебного рога мальчика» Арнима и Брентано. Сказки братьев Гримм не сразу приобрели широкую известность в Германии. Лишь в 1830-х гг.
Сдерживающим фактором послужили критические отзывы ряда ведущих немецких писателей: А. Шлегель увидел в сказках братьев Гримм неправомерное смешение немецкой национальной специфики с духом средневековых суеверий, тогда как К. Брентано поставил под сомнение сознательный отказ братьев от поэтической фантазии и авторской вольности при редакторской подготовке сказок к публикации. В обоих случаях ведущие немецкие романтики не приняли переход от раннеромантического восприятия сказки как чисто литературного феномена к её преимущественно фольклористической интерпретации, осуществлённой в «Детских и семейных сказках». Описывая свои новаторские для того времени взгляды на практику редактирования и издания фольклорных текстов, братья утверждали, что опирались на устное предание и записывали свои сказки из уст малообразованных представителей народа: пожилых женщин, ремесленников, крестьян, пастухов. В настоящее время известно, что Гриммы широко использовали различные письменные источники, а также обращались к услугам своих образованных родственников и друзей, знакомых с французской сказочной традицией.
Братьям Гримм было важно подчеркнуть коллективный, анонимный характер народного сказочного творчества, поэтому они скрывали имена своих корреспондентов под стилизованными масками колоритных «рассказчиков из народа». В многолетней работе над «Детскими и семейными сказками» братья руководствовались моральными установками на семейные ценности, отражёнными уже в названии сборника.
Во-первых, немецкие диалекты.
Как известно, они довольно сильно отличаются друг от друга. Те же самые нижненемецкие сказки без перевода современному читателю непонятны. Сначала братья собирались сохранять диалектную форму, но к концу диалектная запись осталась только у примерно двадцати сказок.
К слову, считается, что именно эти сказки наименее переработанные. В их числе сказка о рыбаке и его жене, первоисточник пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке», или сказка о можжевеловом дереве. Во-вторых, сказки из разных регионов контаминировались, то есть бывало так, что приходили истории с похожим сюжетом.
Тогда братья записывали контаминацию и в примечаниях, которыми они снабжали книги, честно писали, что вот этот сюжет из Гессена, а этот — с Нижнего Рейна. Поиск общенемецких сюжетов был важен, но я бы не сказала, что они охватили весь немецкоязычный регион. И, конечно, в ту пору границы тоже виделись иначе — точнее, таких границ, как сегодня, просто не существовало.
Значительно лучше представлены швабские, рейнские, гессенские тексты. Что касается нижненемецких сказок, то это скорее сказки Нижней Саксонии, немножко Шлезвиг-Гольштейна. Из Передней Померании, по-моему, один или два текста.
Уже в XIX веке появлялись издания, содержащие переработанные версии сказок, например, переводы тех текстов, которые в собрании братьев печатались на диалекте. В 1825-м появилось так называемое «Малое издание», включающее тексты, которые сегодня считаются каноническими, классическими детскими сказками в немецком понимании. Якоб и Вильгельм сами принимали участие в его составлении.
Можно даже сказать, что в немецкой литературной традиции это «Малое издание» сыграло большую роль, чем полный корпус сказок. Полный корпус не так известен. Какие версии текстов вы выбирали при наличии нескольких?
Тексты, которые входили в издания с первого по шестое, но были убраны братьями из последнего, мы вынесли в приложение. Если редакции одной сказки в разных изданиях заметно отличаются друг от друга, мы пишем об этом в примечаниях. Пытались ли вы сохранить диалектные особенности при переводе?
Его выполнил Константин Маркович Азадовский, это издание — результат его многолетней работы. Впервые идея академически издать полное собрание сказок братьев Гримм появилась в конце 1970-х годов. Тогда Константин Маркович начал над ним работать, в середине 1980-х уже планировалось начать выпуск, но по разным экономическим и политическим причинам редакция «Литпамятников» не смогла собрать и подготовить все необходимые материалы.
Издание неоднократно откладывалось, а я пришла в проект только на завершающем этапе, в 2016 году, когда подготовка конкретно этого двухтомника шла уже два года, и Константин Маркович уже систематизировал свои переводы. Тогда началась работа над справочным аппаратом. Одной из проблем стала концепция перевода, потому что в работе над изданием столкнулись разные переводческие школы.
Константин Маркович в процессе тоже развивался как переводчик и искал разные пути. Одни сказки были переведены, скажем так, ближе к афанасьевским текстам, другие, наоборот, были ближе к буквальному переводу. Когда я впервые читала рукописи, в глаза бросалось, как сильно менялась манера перевода за годы работы над сказками.
В итоге верх взяла концепция максимальной близости к тексту оригинала. Что касается диалектных сказок, то диалект мы не передавали, мы старались максимально передать содержание текста. Стилистическая передача диалекта на другом языке — непростая задача.
Перед нашим изданием она не стоит. К тому же у Гриммов есть различные диалектные вкрапления в тексты на литературном языке, а есть и сказки на разных диалектах, то есть пришлось бы передавать несколько вариантов нижненемецкого. Там, где использование диалекта значимо, это отражено в примечаниях.
Что я за славная птичка! Многие известные сказки в оригинале заканчиваются вовсе не счастливо. На самом деле Братья Гримм писали свои произведения для взрослых, поэтому сюжеты неадаптированных версий «Золушки», «Белоснежки» и многих других детских сказок легко могли бы лечь в основу сценария современного фильма ужасов. Сестры Золушки обрезают себе часть ступни, чтобы влезть в хрустальную туфельку, принц из сказки про Рапунцель выкалывает себе ветками глаза, а «добрые» родители Гензеля и Гретель отрубают своим детям руки и ноги.
Братья Гримм – 210 лет первому сборнику сказок
Материал подготовлен проектом ИноСМИ Группы сайтов РИА Новости >>. Прежде всего братьев Гримм на родине почитают как основателей германистике в лингвистике. Для братьев Гримм было особенно важно сохранить неизменной основу сказки, восходящую к глубокой древности.