Одной из причин восстания в Твери в 1327 году стал конфликт между местными жителями и ордынским ставленником Щелканом. Тегикто подавил антиордынское восстание в твери, как боролся русский народ против орды, 1338 год в истории россии, ордынский карательный поход на тверь. В 1327 г. население Твери восстало против сборщика налогов баскака Чолхана (на Руси его звали Щелканом), родственника Узбека. Антиордынское восстание в Твери было вызвано несколькими причинами, которые оказали значительное влияние на настроения и население города. Это антиордынское восстание в Твери повлияло на перестроение сил в пользу Москвы и подвело итог в соперничестве Москвы с Тверью за власть в Северо-Восточной Руси.
Антиордынское Тверское восстание. Кто подавил восстание в твери?
Минимальное количество дат для успешной сдачи экзаменов. Всего 491 дата, в т.ч. 113 дат по всеобщей истории. 860-988 года 860 – поход Руси на Константинополь 862 – «Призвание» Рюрика 882 – захват Олегом Киева 907 – поход Олега на. В 1327 году в Твери вспыхнуло мощное антиордынское восстание. Восстание в Твери 1327 года: причины и повод к восстанию в Твери, основные этапы восстания и его последствя. О тверском, антиордынском восстании подробно рассказывает «Повесть о Шевкале», сочиненная вскоре после разгрома Твери ордынцами. Антиордынское восстание в Твери в 1327 году. Причины антиордынского восстания в Твери и его последствия для Москвы.
За подавление тверского восстания Иван Калита получил от хана Узбека Новгород и Кострому
Тверское восстание 1327 года: значение Восстание в Твери стало одним из первых мятежей против Орды. Причины антиордынского восстания в Твери и его последствия для Москвы. Летопись о восстании в твери. 2. причины участия московского князя в подавлении восстания: – соперничество Москвы и Твери за лидерство в русских землях (желание подорвать позиции соперника за лидерство в русских землях); – надежда выслужить у хана ярлык на Великое княжение Владимирское. 15 августа 1327 года вспыхнуло восстание, которое началось с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у дьякона.
Тверское восстание
Только энергичные действия московского князя и митрополита Алексия способствовали возвращению ярлыка московскому князю. Б Строительство Кремля Прежде чем вступать с другими княжествами в открытую борьбу, Дмитрию надо было укрепить могущество Москвы. В 1367г. Его строительство выделяло Москву из всех остальных городов: это была первая каменная крепость на Северо-Востоке. В Соперничество Москвы с Литвой. Очень серьезным соперником Москвы в это время было Великое княжество Литовское и Русское, в состав которого входили западнорусские земли. Русский язык здесь был государственным, большую часть населения составляли православные славяне, «Русская Правда» была в этом государстве действующим законодательством. Литовские князья, как и московские, претендовали на собирание русских земель. В конце 60- — начале 70-х годов великий литовский князь Ольгерд трижды осаждал Москву, но взять ее не смог, так как Москва была окружена белокаменным Кремлем.
И только пастухи, пасшие конские стада в окрестностях Твери, воспользовавшись наиболее быстроходными конями, ускакали на них в Орду и Москву, принеся туда весть об убийстве Чол-хана «…иже на поли пастуси стадо коневое пасущей, тии похватавше лучшей жеребци, и скоро бежаша на Москву и тамо возвестиша кончину Шевкалову». На этом заканчивается рассказ современника о тверском восстании 15 августа 1327 г. Другой автор, включивший этот рассказ в текст летописного свода, говорит о последующих событиях на Руси. Из Золотой орды была прислана «на землю Русскую» карательная экспедиция «рать» во главе с пятью «темниками», из которых особенный страх внушал народу «воевода» Федорчук. Множество русских людей было перебито татарами, некоторые взяты в плен, Тверь и города Тверской земли сожжены. Тверской великий князь Александр, «не трьпя безбожныя их [татар] крамолы», бежал с семьей в Псков, «оставль княжение Русское и вся отъчствиа своя». Тогда же в Орде был убит князь Иван Ярославич рязанский. Сокрушаясь по поводу всех этих несчастий, обрушившихся на Русь, летописец в то же время видит в них результат антитатарского восстания тверских горожан, не послушавшихся своего князя, который «трьпети им веляше». Религиозно-моралистический аспект летописного повествования осложняется определенной политической тенденцией в той его части, где автор говорит о Москве и московском князе Иване Даниловиче Калите. Умалчивая об участии последнего в действиях карательной экспедиции, прибывшей из Золотой орды, летописец пишет: «великыи же Спас, милостивыи человеколюбець господь своею милостию заступил благоверного князя великаго Ивана Даниловича и его град Москву и всю его отъчину от иноплеменник, поганых татар». Из летописного контекста следует, что здесь перед нами не просто молитвенное обращение к господу богу, а определенная политическая формула под религиозной оболочкой. Слова «великий милостивый Спас» указывают на Спасский собор в Твери и олицетворяют Тверское княжество как одну из богом хранимых русских земель. На мой взгляд, в приведенном выше тексте, если сопоставить его с введением к рассказу о тверском восстании, можно уловить примерно такую мысль: бог наказал за грехи русских людей Тверскую землю; тверичи не захотели терпеть этого наказания и восстали; за это их земля еще раз была предана огню и мечу со стороны иноплеменников; но тем самым Тверь искупила грехи русского народа, приняла на себя весь божий гнев, обрушившийся на нее в лице «Федорчуковой рати», и спасла от возмездия всевышнего другие русские земли и прежде всего Москву. В рассматриваемом летописном тексте мы можем вскрыть и религиозную философию, и политическую концепцию. Мы можем найти в нем и осуждение правда, в спокойно-повествовательном тоне инициативы народа, учинившего избиение татар, и косвенное хотя и весьма завуалированное оправдание действий Ивана Калиты, выступившего вместе с татарскими темниками против своих же соотечественников о чем прямо вообще не говорится. Наконец, чувствуется защита летописцем своего собственного тверского князя Александра Михайловича от возможных обвинений и со стороны Орды — в противодействии ей доказывается его непричастность к антитатарскому восстанию и даже отрицательное к нему отношение , и со стороны русских людей — в измене национальному делу указывается, что он не мог. Наконец, внимание летописца устремляется на деятельность тверских князей Константина и Василия Михайловичей по восстановлению Твери после татарского погрома. В его повествовании здесь опять звучит мотив о Твери как богохранимом городе, о том, что милость «великого Спаса» распространяется на тех, кто «избыл от безбожных татар» и вернулся «по своим местом». Люди, понесшие наказание и теперь «преставшеот тугы», думают о возведении божиих церквей, «дабы в них молитва опять была»[1628]. Когда и в каких кругах могла сложиться такая концепция восстания 1327 г.? Думаю, что при дворе тверских князей, вскоре после того, как Иван Данилович Калита получил ярлык на великокняжеский стол, а Тверь несколько оправилась от татарского погрома. Политические позиции тверских князей были слабы. Им надо было ладить и с Москвой и с Ордой. Эта политическая неустойчивость нашла отражение и в той оценке восстания в Твери, которая дана в Рогожском летописце и в Тверском сборнике. Но ценность этих двух памятников летописания заключается в том, что при всей их тенденциозности они воспроизводят наиболее близкую к реальной действительности версию о тверском восстании 1327 г. Указанные летописные памятники довели до нас живой и яркий рассказ современника, полный интересных деталей, позволяющих воссоздать конкретную, социально и политически насыщенную картину антитатарского выступления тверских горожан. Картина эта далеко не укладывается в ту схему русско-татарских отношений, которая создана летописцем, своей жизненностью она разрывает сеть морально-религиозных сентенций, им сплетенных. В связи с рассказом Рогожского летописца и Тверского сборника о событиях 1327 г. Таким памятником устного народного творчества является песня о Щелкане Дюдентевиче, сохранившаяся в четырех вариантах: 1 одном наиболее раннем и наиболее полном «Сборник Кирши Данилова» середины XVIII в. Гильфердинга 70-х годов XIX в. Лишь в полном варианте песни говорится о деятельности Щелкана в Твери и его убийстве, в вариантах сокращенных конец песни утрачен. Седельников предполагал, что песня о Щелкане Дюдентевиче возникла в годы царствования Ивана Грозного, а сюжетом для нее послужили те насилия, которые чинил в Твери в 1569 г. Но точка зрения А. Седельникова не принята в советской исторической науке и ряд более поздних исследователей Н. Воронин, И. Будовниц и др. Анализ песни о Щелкане Дюдентевиче в основу которого должен быть положен наиболее полный ее текст, с дополнительным привлечением сокращенных вариантов убеждает в том, что в ней прежде всего нашло отклик тверское восстание 1327 г. Начальным местом действия, на котором завязывается песня, является Большая орда «А и деялося в Орде, передеялось в Большой». Поскольку здесь фигурирует Большая орда очевидно, наряду с какими-то другими ордами, песнею не называемыми , можно думать, что текст песни относится не к XIV, а к XV в. Об этом же свидетельствует и образ хана «Азвяка Тавруловича» «Возвяка Таврольевича» , нарисованный в песне с известным сатирическим оттенком: «На стуле золоте, на рытом бархате, на червчатой камке сидит тут царь Азвяк, Азвяк Таврулович, суды рассуживает и ряды разряживает, костылем размахивает по бритым тем усам, по татарским тем головам, по синим плешам». Изображенный таким образом «Азвяк Таврулович» не внушает особого почтения или страха, а скорее вызывает насмешки. Ничего не пожаловал он сначала лишь своему любимому шурину по другим вариантам — «зятюшке» Щелкану Дюдентевичу. Откуда взяла песня эти сведения? Ведь наиболее ранние летописные тексты, касающиеся Чол-хана Щелкана , ничего не говорят о пожалованиях ханом Узбеком русских городов своим слугам. Вероятно, это какое-то осмысливание русско-ордынских отношений прошлого в свете более поздних событий. Не могло ли найти поэтическое преломление в песне то обстоятельство, что во время нашествия на Русь Едигея в 1409 г. О четырех шуринах Узбека, отправленных им на Русь, говорит и песня о Щелкане. Можно отметить даже некоторые созвучия имен, фигурирующих в летописи и в песне: Тегриберди — Гордей, Алтамырь — Ахрамей. Мне думается, вполне возможно предположить, что песня поэтически обобщила материал русско-ордынских отношений второй четверти XIV и начала XV в. Это предположение подтверждается и некоторыми дальнейшими наблюдениями. Песня указывает, что Щелкан Дюдентевич первоначально не получил в дар от хана города на Руси, так как в тот момент, когда хан распределял города, «его дома не случилося, уезжал то млад Щелкан в дальнюю землю Литовскую, за моря синие[1634], брал он, млад Щелкан, дани, невыходы, царски невыплаты». Итак, Щелкан поехал из Орды собирать дань в Литву в тот момент, когда в Орде шел раздел русских городов между ханскими шурьями. Значит, «царь Азвяк» и его приближенные стремятся поживиться и за счет русских и за счет литовских земель. Конечно, перед нами памятник поэтического творчества, непременным элементом которого является вымысел, фантастика. Но и вымысел обычно возникает на основе сплетения каких-то элементов реальной действительности. И в песне о Щелкане, думается, отразился какой-то период в истории Орды, когда она, наступая на Русь, старалась усилиться и за счет ослабления Литвы. Таким периодом было время Едигея, который, по свидетельству русской летописи, натравливал друг на друга Московское и Литовское княжества «…вражду положи межи има…» [1635]. Картина сбора дани Щелканом в Литве характерна, поскольку она показывает, как в народном сознании запечатлелись те насилия и бесчинства, которые творили татаро-монгольские захватчики на Руси. Щелкан «с князей брал по сту рублев, с бояр попятидесят, с крестьян по пяти рублев; у которого денег нет, у того дитя возмет; у которого дитя нет, у того жену возмет; у которого жены-то нет, того самого головой возмет». Здесь перед нами не только поэтические образы. Здесь ряд бытовых деталей, характеризующих социальные отношения и осознание этих отношений народом. Хотя, говорит песня, с князей и бояр Щелкан брал гораздо большие денежные суммы, чем с крестьян, но вся тяжесть сбора недоимок падала на крестьянство под этим термином, очевидно, имеется в виду и сельское и городское население , у которого уже ничего не осталось для уплаты татарам. Должникам приходилось продавать в рабство жен, детей, самим отрабатывать долг по выплате дани, становясь холопами. Пожалуй, еще более красочная картина фискального нажима на население, проводившегося Щелканом Дюдентевичем, дана в тех вариантах песни, которые приведены Гильфердингом: «Он де с поля брал по колосу, с огороду по курици, с мужика по пяти рублей» или: «чорт-от с улицы брал по курицы, со избы брал он по петуху, со бела двора он по добру коню». Интересно, что, во-первых, объектом взысканий здесь являются не князья и бояре, а тяглое население; во-вторых, хорошо показан урон, который наносили эти взыскания народному хозяйству в городе и деревне. Характеристика результатов деятельности Щелкана, приведшей к массовому разорению и закабалению народа, дана в песне в вариантах, записанных Гильфердингом в следующих выражениях: «у Щелкана не выробишься, со двора вон не вырядишься» или: «где ли Щелкан побывал, как будто Щелкан головней покатил». Образ Щелкана Дюдентевича, возвратившегося из Литвы на дорогом коне, с богатой сбруей, олицетворяет облик татаро-монгольского захватчика, разбогатевшего на грабеже завоеванного трудового населения. В то же время вырисовывается фигура ханского приспешника, для которого «царь Азвяк» не жалеет даров и который хвастается царской милостью. Не тем узда дорога, что вся узда золота, она тем узда дорога — царское жалованье, государево величество; а нельзя, дескать тое узды ни продать, ни променять и друга дарить, Щелкана Дюдентевича». Приехав из Литвы, Щелкан обращается к хану с просьбой пожаловать его «Тверью старою, Тверью богатою» другой вариант: «Тверью славною», «Тверью богатою» , «двумя братцами родимыми, дву удалыми Борисовичами». Здесь песня воспроизводит реальный факт посылки в Тверь в 1327 г.
Владимирского и Тверского во Псков, а его братьев — в Ладогу. Разорение городов и волостей Тверского княжества, включая Тверь, Кашин и тверскую часть «Новоторжской» волости. Выплата новгородцами дани в размере 2000 руб. Подрыв военного и экономического положения Тверского княжества в Северо-Восточной Руси. Передача ярлыка на Владимирское великое княжение в руки Ивана Даниловича Калиты — вел. Московского и Александра Васильевича — кн. Московского и Костромского. Передача ярлыка на Тверское княжество в руки Константина Михайловича — кн. Источники ПСРЛ. Литература Астайкин. Цитата из «История России с древнейших времен» Соловьева С. Узбек очень рассердился, узнав об участи Шевкаловой, и, по некоторым известиям, послал за московским князем, но, по другим известиям, Калита поехал сам в Орду тотчас после тверских происшествий и возвратился оттуда с 50000 татарского войска.
Эти причины вызвали недовольство и разочарование среди населения, что привело к восстанию и его подавлению. Ход восстания и его подавление Антиордынское восстание в Твери было одним из крупнейших и наиболее организованных восстаний в истории Руси. Оно началось в 1327 году после прихода на зачин иностранной династии Ордыгинов на престол Великого княжества Владимирского. Восстание возглавил князь Михаил Тверской, который собрал вокруг себя множество недовольных и негодующих с принятием новой власти. Ход восстания был крайне ожесточенным. Восставшие крестьяне и горожане успешно проводили партизанскую войну против засланных Ордыгинов. Были совершены многочисленные нападения на казаки, городские укрепления и пункты власти Ордыгинов. Однако, Ордыгиным удалось добиться победы благодаря своему крупному военному аппарату и союзу с другими русскими князьями. Они сумели тщательно организовать контратаку, собрав большую армию и разрушив резиденцию Михаила Тверского. Последствия восстания были катастрофическими для Тверской земли. Был уничтожен значительный процент населения, города были разрушены и опустошены. Власть в области была окончательно утверждена Ордыгинами. Тверь больше не могла претендовать на статус самостоятельной державы и была впоследствии полностью инкорпорирована в Великое княжество Владимирское. Роль князя в подавлении восстания Князь воспринимался в средневековой Руси не только как военный вождь, но и как глава княжества, который обязан поддерживать порядок и быть защитником своих подданных. Поэтому роль князя в подавлении антиордынского восстания в Твери была весьма значимой и важной. Князь, возглавляя войско, направился в Тверь, чтобы подавить восстание и восстановить порядок. Вместе с воинами он сражался против повстанцев, подавлял их оппозицию и пресекал все попытки сопротивления. Князь лично командовал войском и принимал важные тактические решения, направленные на победу и подавление восстания. Однако роль князя в подавлении восстания была не только в военном аспекте. Князь также принимал активное участие в организации и управлении внутренними делами города, принимал меры по восстановлению порядка, укреплению законности и предотвращению возможных дальнейших восстаний.
Когда произошло антиордынское восстание в городе Твери
Антиордынское восстание в Твери в 1327 году стало одним из этапов не только борьбы против монголо-татарского ига, но и противостояния Московского и Тверского княжеств в первой половине XIV века. В 1327 году в Твери вспыхнуло мощное антиордынское восстание. Восстание в Твери 1327 года: причины и повод к восстанию в Твери, основные этапы восстания и его последствя.
Восстание в Твери
Тверь была полностью разрушена и сожжена. Ход восстания В восстании 1327 обычно делится на 3 фазы. Они связаны с динамикой развития повстанческого движения. Этапы Тверского восстания: «Щелкановщина». Название этот период получил по имени ставленника хана Узбека в Твери Щелкана Дудентьевича. Это предварительный этап, в ходе которого копилось недовольство горожанами действиями ханских баскаков.
Длился на протяжении лета 1327. Расправа с ордынцами. Кровавые стычки начались 15 августа 1327 с инцидента с дьяконом Дудко, продолжались в течение всей осени. На финальном этапе восстание было жестоко подавлено русско-татарским войском под командованием Федорчука. Это произошло зимой 1327-1328.
Восстание носило крайне жесткий характер. Жители Твери, уставшие от жестокости орды, приняли не только друзей Джелькана, но и всех лиц монголо-татарского происхождения, включая купцов. Только пастухам из орды удалось спастись. Они взяли с собой лучших коней, приехали с ними в Москву, а затем в Орду, где сообщили о произошедших трагических событиях. Щелкан и его приближенные были заперты в резиденции князя и сожжены заживо.
Останки свиты убитого хана были спрятаны во дворце накануне. Они были сожжены вместе с другими полчищами. Участники и руководители восстания В Тверском восстании В нем приняли участие все жители города и его окрестностей, независимо от их статуса. Это был действительно популярный восстание. И кто руководил восстание, существовало два противоположных мнения: Князь Александр Михайлович.
Согласно этой версии, сам тверской князь из династии Рюриковичей встал во главе повстанческого движения. В некоторых летописных источниках указывается, что он лично поджигал Щелкана в княжеской резиденции. Стихийный характер восстания.
На Руси сократились междоусобицы , стало спокойнее. Московские правители занимали великокняжеский престол до 1360 г. Поделиться с друзьями: Поиск:.
Он был сожжен заживо во дворце Великого князя Александра. Таково было начало восстания, которое имело значительные исторические последствия. Ход событий Надо отметить тот факт, что между Москвой и Тверью длительное время существовало соперничество за власть. Золотая Орда использовала в своих политических целях вражду между князьями, постоянно обостряя их противостояние. Узнав о погроме татар в Твери, московский князь Иван Калита не мог не воспользоваться ситуацией и отправился в Золоту Орду. Жители Твери выступали против родственника Хана Чолхана и его отряда. Калита же предлагал свою помощь Орде в борьбе против Твери. Хан Узбек поверил московскому князю и выделил войско общей численностью пятьдесят тысяч воинов.
Подавление восстания Подавление антиордынского восстания в Твери Иваном Калитой осуществлялось совместно с московским войском, воинами Орды и войском суздальского князя Александра Васильевича, поддержавшего московского князя. В истории такое объединение получило название Федорчукова рать. Возглавил ее татарин Федорчук. В ходе столкновения были сожжены города и деревни по всей территории Тверского княжества. Александр Михайлович был вынужден бежать из города. Князь остановился сначала в Великом Новгороде, затем бежал дальше в Псков. А в 1329 году отправился в Княжество Литовское, где пробыл 1.
Граждане умертвили и купцев Ординских. Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду. Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов. Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал Чолхан , или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии.
Москва vs Тверь: борьба за лидерство в 14-м веке
Московский князь Иван Данилович по прозвищу Калита «кошелек» , боясь, что гнев ордынцев обрушится и на его княжество тоже, с ордынскими войсками обрушился на Тверь и разгромил ее. Калита уберег свои земли, а позиции Твери были подорваны. Великокняжеский ярлык перешел в Москву. Восстания в Твери и антиордынские выступления в других городах вынудили хана передать Калите право сбора дани со всех русских земель и доставки ее в Орду, что способствовало ликвидации системы баскачества. Союз Калиты и церкви При Иване Калите 1325-1340 московское княжество окончательно стало как крупнейшим и сильнейшим в Северо-Восточной Руси. Сбор дани давал ему возможность, утаивая часть «выхода», значительно разбогатеть. Со времен Калиты складывается тесный союз московской великокняжеской власти с Русской Православной церковью.
Митрополиты сделали Москву своим постоянным местопребыванием. Москва стала уже в XIII веке религиозным центром русских земель.
В ответ жители Твери ударили в набат, восстание охватило весь город. По решению веча "по ряду" все татары во гл. Для мести восставшим хан Узбек направил в твер. Иваном Калитой захватило и сожгло Тверь, Кашин и др. Александр Михайлович был вынужден бежать в Псков, ярлык на владимирское вел.
Тверское восстание 1327 года В 1318 году тверской князь Михаил Ярославич был казнён в ставке хана Узбека по обвинению в неповиновении.
Доносчиком на него стал московский князь Юрий Данилович. В 1324 году там же в Орде сын Михаила Дмитрий убил Юрия, отомстив за отца, за что его тут же казнили по приказу хана. Но ярлык на великое княжение над всеми русскими землями достался брату Дмитрия — Александру Михайловичу. Однако не вполне доверяя Александру, Узбек отправил в 1327 году в Тверь своего наместника Чолхана летопись называет его Щелканом. Щелкан занял княжеский двор, выгнав оттуда Александра, а баскаки начали чинить в Твери всякие грабежи и притеснения. Больше же всего испугал тверичей слух, что Щелкан собирается насильно приводить их в мусульманскую веру. Был базарный день, и на крик Дюдько «рятуйте, православные! Баскаков убили, но этим дело не ограничилось.
Толпа осадила Щелкана и его людей на княжьем дворе и сожгла живьём. Тверичи также принялись убивать ордынцев, рассеянных по улицам и другим населённым пунктам, так что лишь чудом уцелели немногие. Они и принесли в ханскую столицу Сарай весть о погроме. Ханская месть Узбек решил, что Тверь нужно наказать, а виновником случившегося для него однозначно был князь Александр.
Произвол, который чинили его подчиненные, вызвал у горожан большое недовольство. Страсти накалялись на протяжении всего лета 1327 года. Разгневанные горожане княжеский дворец сожгли, а всех татар, которые находились в Твери, убили. Всю осень продолжались кровавые стычки. Узбек решил, что горожан надо наказать.
Он нашел себе помощника — московского князя Ивана Даниловича Калиту. Тот отправил для подавления восстания русско-татарское войско под командованием Федорчука. События происходили зимой 1327-1328 года. Это был карательный поход. Восстание отличилось крайне жестоким характером. Возмущенные, жители Твери убили не только приближенных лиц Щелкана, но и всех с монголо-татарским происхождением. Не пощадили даже купцов. Чолхана с его слугами заперли в княжеском замке и сожгли живьем. Скрыться удалось лишь ордынским пастухам.
Они сели на лучших лошадей, доскакали на них до Москвы, а оттуда до Орды. Так поработители узнали о произошедших трагических событиях. Это было крупное поражение Чолхана. А впереди тверчан ждала жесткая расправа московско-ордынскими войсками. Подавление восстания Летописи дают четкий ответ на то, кто подавил народный бунт в Твери. Большую роль в этом сыграл московский князь Иван Калита. Он давно соперничал с Александром Михайловичем. В подходящей ситуации не упустил возможность устранить конкурента. Калита сам поехал к хану Узбеку и уговорил его собрать совместное войско для карательного похода.
Тому понравилось такое предложение, и он выделил князю 50 000 воинов с пятью татарскими темниками. По дороге они добавили в поход войско князя Александра Суздальского. Руководил объединенным войском ордынский военачальник Федорчук, исповедовавший христианство. Тверчанам было не под силу победить такое огромное войско. Александр Михайлович нашел убежище сначала в Новгороде, затем в Пскове.
§ 2. Народное восстание в Твери в 1327 г.
По поводу того, кто возглавил восстание, существуют 2 противоположных точки зрения: Князь Александр Михайлович. Согласно этой версии, сам тверской князь из династии Рюриковичей встал во главе повстанческого движения. В некоторых летописных источниках указывается, что он лично поджигал Щелкана в княжеской резиденции. Стихийный характер восстания. Многие историки полагают, что у восстания не было руководителей. Оно носило стихийный характер и представляло собой форму выражения народного гнева. В пользу этой версии говорит тот факт, что князь Александр не мог не понимать, насколько самоубийственным было восстание против многократно превосходящих сил Золотой Орды. Тверской князь Александр Мизайлович В любом случае, даже если Александр Михайлович не призывал напрямую людей к восстанию, он не оказывал должных мер по его подавлению и его симпатии были на стороне народа.
В летописях говорится, что после кровавой расправы над ордынцами он обратился к другим русским князьям за помощью. Никто на его призыв не откликнулся. Более того, ряд князей встали на сторону Орды и участвовали в разгроме повстанцев. Подавление восстания Активную роль в расправе над восставшими тверичами сыграл московский князь Иван Калита. Это был давний политический соперник Александра Михайловича, который решил воспользоваться сложившейся ситуацией. Калита лично отправился к хану Узбеку и предложил свою помощь. Тот согласился ее принять и предоставил князю 50-тысячное войско, возглавляемое пятью темниками — военачальниками из числа ордынской знати.
По пути к ним присоединилось войско князя Александра Суздальского. Возглавил объединенное войско ордынский военачальник Федорчук, христианин по вероисповеданию. Сражаться с таким огромным войском было бессмысленно.
Калита же предлагал свою помощь Орде в борьбе против Твери. Хан Узбек поверил московскому князю и выделил войско общей численностью пятьдесят тысяч воинов. Подавление восстания Подавление антиордынского восстания в Твери Иваном Калитой осуществлялось совместно с московским войском, воинами Орды и войском суздальского князя Александра Васильевича, поддержавшего московского князя. В истории такое объединение получило название Федорчукова рать. Возглавил ее татарин Федорчук. В ходе столкновения были сожжены города и деревни по всей территории Тверского княжества. Александр Михайлович был вынужден бежать из города. Князь остановился сначала в Великом Новгороде, затем бежал дальше в Псков. А в 1329 году отправился в Княжество Литовское, где пробыл 1. Митрополит Феогност принял решение об отлучении от церкви Александра Михайловича и всех псковичей. Последствия Политическими и экономическими последствиями подавления восстания в Твери стало: княжество было почти полностью разорено; жители города были уничтожены, выживших забрали в другие города;Москва возвысилась над Тверью, по прошествии времени город так и не смог вернуть себе своего величия; начало возвышения московского княжества. Москва становится самым главным городом древней Руси; Великий князь московский получил в свое управление ярлык для правления городами: В. Новогородом и Костромой. Суздальский князь стал править Владимиром, Городцом и Н. Новгородом; междоусобная война между князьями была ослаблена.
Вооруженные отряды восставших под командованием Михаила Александровича сумели отразить гонения со стороны ордынских войск и добиться значительных успехов в борьбе против них. Они освободили множество городов и земель от ордынского ига, восстановили свою независимость и права. Однако, в 1375 году, восстание было подавлено ордынскими войсками. Михаил Александрович был пленен и отправлен в Кафу, где скончался под сомнительными обстоятельствами. Последствия восстания были трагическими для Тверского княжества — города были разрушены, многие люди погибли, а область вновь подверглась игу Монгольской Орды. Тем не менее, антиордынское восстание в Твери стало важным этапом в борьбе русских земель против Орды. Оно стало примером сопротивления и вдохновило многих других князей и народов на борьбу за свободу. Исторический контекст и причины восстания В конце XIV века в Великом княжестве Тверском насчитывалось множество неразрешенных социальных и экономических проблем, которые стали катализаторами антиордынского восстания. Эти проблемы в значительной мере были вызваны внешней политикой Золотой Орды в отношении Тверского княжества. Главной причиной восстания являлась непосредственная экономическая эксплуатация Тверского княжества Золотой Ордой. Орда требовала от Князя значительные платежи в виде дани и данников, что приводило к истощению ресурсов и населения княжества. Кроме того, ордынцы вмешивались во внутренние дела Тверского княжества, поддерживая конфликты и разжигая недовольство среди знати и простого населения. Второй причиной было усиление централизованной власти Московского княжества, которое стремилось установить контроль над Тверским княжеством. Это вызывало апатию у тверских князей и их знати, которые не видели перспективы своего развития и самостоятельности. Третьей причиной было осадное положение Тверского княжества в связи с постоянными набегами и разорениями ордынцев. Это приводило к бедности населения и обнищанию земель. Вместе с тем, ордынцы вносили насилие, убивали и пленили мирное население. Это все возрастало недовольство и неудовлетворение жителей Тверского княжества властью князя и Золотой Орды. Таким образом, антиордынское восстание в Твери было результатом непосредственной экономической эксплуатации Золотой Ордой, усиления влияния Московского княжества и осадного положения Тверского княжества. Эти причины вызвали недовольство и разочарование среди населения, что привело к восстанию и его подавлению.
Восстание против Дани Щепетева. Восстание против посадника Дмитра Мирошкинича. Баскаки в золотой Орде это. Баскак Чолхан Щелкан. Тверское восстание Чолхан. Песня о Щелкане. Историческая песнь о Щелкане. Песнь о Щелкане Дудентьевиче. Песня о Щелкане Дудентьевиче. Лисснер "восстание в Москве в 1648 году". Восстание баскака Чолхана. Подавление Восстания в Твери. В 1327 Г. В Твери вспыхнуло восстание. Восстание в Новгороде 1257. Восстание против баскака Шевкала 1320. Восстание в Твери против золотоордынцев. Бунт в Твери. Восстание против Чолхана. В Твери вспыхнуло восстание против Ордынского баскака чол-хана. Чолхан Щелкан. Повесть о Шевкале. Иван Калита антиордынское восстание. Тверь в 1917 году. Антивоенная демонстрация 1917 Тверь. Долой войну первой мировой войны в России 1917 год. Февральская революция долой войну. Подавление антиордынского Восстания в Твери Иваном Калитой. Картина Бортеневская битва Белов. Бортеневская битва 1317. Князь Твери в 1327 году. Александр Михайлович Тверской князь. Александр Михайлович 1301 - 1339. Александр Михайлович Тверской князь в Орде. Баскак в Твери 1327 год. Иванов Сергей Васильевич художник Баскаки. Баскаки Иванов картина. Баскаки Иванов 1908. Баскак Щелкан. Владимир Мономах восстание в Киеве. Призвание Владимира Мономаха на княжение в Киев. Восстание в Киеве 1113 Мономах. Владимир Мономах бунт в Киеве.
Дмитрий Донской (1359-1389)
- Подавление антиордынского восстания в Твери при князе: исторические факты и последствия
- Ответы : кв каком году было восстание в Твери?
- События 1327года
- Москва vs Тверь: борьба за лидерство в 14-м веке
- 6 причин антиордынского восстания в Твери
Причины и предпосылки
- Тверское восстание 15 августа 1327 года - Архивы Тверской области
- Антиордынское восстание в твери
- Тверское восстание — Рувики
- Восстание 1327. Антиордынское восстание в твери
- 6 причин антиордынского восстания в Твери
- Энциклопедический справочник "Тверская область". Статья