волнения крестьян села Бездна (ныне - Антоновка) Спасского уезда (ныне - Спасский район) Казанской губернии (ныне - Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права). Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 т. ч. Волнение охватило св. 75 сел и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишского уездов Казанской губ., ряд уездов Симбирской и Самарской губ. Крестьянские выступления находили широкий отклик в демократической среде. Особенно глубокий след в общественном движении оставили события в селе Бездна. В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян.
Подавление
- Подготовка крестьянской реформы
- Село Бездна и бездна проблем
- 16 апреля 1861 в Казани состоялась Куртинская панихида
- Отмена крепостного права, которой были недовольны все
- Как Александр II "Освободитель" крестьян расстреливал: cccp_1_0 — LiveJournal
- Выступление крестьян в селе бездна
БЕЗДНЕНСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
Им стал Антон Петров, грамотный крестьянин из большого села Бездны Спасского уезда Казанской губернии. Именно так историки назвали реакцию крестьян Спасского уезда Казанской губерни на крестьянскую реформу 1861 года. Именно так историки назвали реакцию крестьян Спасского уезда Казанской губерни на крестьянскую реформу 1861 года.
Волнение крестьян в селе бездна. Бездненские волнения
Вскоре волнение охватило Спасский уезд , соседние Чистопольский и Лаипшвский, а потом смежные уезды Самарской и Симбирской губерний. По призыву Петрова крестьяне отказались ходить на барщину , вносить оброк помещикам, отказывались от подписания «уставных грамот», которыми должны были быть определены размеры наделай повинностей, забирали из помещичьих амбаров хлеб. Волнениями было охвачено свыше 75 селений. Крестьяне, окружив избу своего руководителя, не пропускали к ней солдат.
По приказу Апраксина солдаты открыли огонь по безоружной толпе, численность которой достигала 4 тысяч человек. Согласно официальному донесению военного губернатора министру внутренних дел, было убито вместе с умершими от ран 91 чел. Телеграфным распоряжением царя в ответ на донесение Апраксина было велено «Антона Петрова судить по полевому уголовному уложению и привести приговор в исполнение немедленно».
Петров был расстрелян. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки. Трагедия в Бездне вызвала широкий отклик в передовых слоях русского общества.
Студенты Казанского университета и Духовной академии провели панихиду по убитым. С горячей речью, полной ненависти к царизму, выступил молодой профессор истории А. В «Колоколе» А.
Герцен дал подробное описание бездненской трагедии. Щапова 16 апреля г. Белинский В.
Грановский Т. Нечаев С. Николай I Огарёв Н.
Ткачёв П. Ульянов В. Чернышевский Н.
Шервуд В. Крестьяне не поверили в подлинность оглашённого текста Положений и считали, что помещики и чиновники скрыли настоящие Манифест и Положения. Царский манифест предостерегал от такого развития событий: "Полагаемся на здравый смысл нашего народа.
Когда мысль правительства о упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим Рим.
XIII, 1 , воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь; что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за cиe соответственной повинности. И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта". Весной 1861 в ряде губерний произошли крестьянские волнения.
В АП 1861 село Бездна стало центром крестьянских волнений. Он умел читать и после изучения Положений объявил своим односельчанам, что нашёл "настоящую волю". Слух о "настоящей воле" дошёл до соседних селений.
По призыву Петрова А. Волнениями были охвачены более 75 селений Спасского, Чистопольского, Лаишевского уездов Казанской губернии и смежных уездов Самарской и Симбирской губерний. Восстание в Бездне было жестоко подавлено.
По официальному донесению казанского военного губернатора министру внутренних дел, были убиты и умерли от ран 91 человек, более 350 человек были ранены. Подробное описание бездненской трагедии дал в "Колоколе " Герцен А. Крестьяне получили "землю и волю", хотя и за деньги и в урезанных масштабах, помещики потеряли зависимых крестьян и часть земли, хотя и были компенсированы деньгами.
Интересен тот факт, что три года спустя Симбирске охватили невиданные пожары. Губернатор Велио, человек деятельный, энергичный; он сразу забрал всё в руки, все подтянул, всех привёл к сознанию своего долга, в особенности полицию и пожарную команду. У этого человека на всё хватало времени: и выслушать доклады, и сделать распоряжения, и распечь, и подтянуть кого следовало; с рассветом его уже можно было видеть на улице.
Он являлся на всех казённых и частных постройках, отдавал везде приказания, следил за торговлей и доброкачественностью съестных припасов и даже заглядывал в кабаки. Одно из самых крупных и ярких выступлений русских крестьян в ответ на т. Опубликование манифеста и Положений 19 февраля 1861 вызвало разочарование и возмущение обманутых и своих надеждах крестьян.
Весной 1861 в ряде уездов произошли крестьянские волнения.
Твои пастыри - темные как ты, бедные как ты... Имеется в виду восстание крестьян в селе Бездна Спасского уезда, Казанской губернии. Опубликование манифеста и Положений 19 февраля 1861 года об условиях отмены крепостного права вызвало разочарование и возмущение обманутых в своих надеждах крестьян. Они не поверили в подлинность оглашенного текста Положений и считали, что помещики и чиновники скрыли настоящие Манифест и Положения.
Весной 1861 года в ряде губерний произошли крестьянские волнения. Наиболее крупным выступлением было выступление крестьян села Бездна. Движение возглавил молодой бездненский крестьянин Антон Петров. Волнениями было охвачено свыше 75 селений Спасского, Чистопольского, Лаишевского уездов Казанской губернии и смежных уездов Самарской и Симбирской губерний. Восстание в Бездне было жестоко подавлено.
По официальному донесению казанского военного губернатора министру внутренних дел, было убито и умерли от ран 91 человек, свыше 350 человек было ранено. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки. Трагедия в Бездне вызвала широкий отклик в передовых слоях русского общества. Не вина Герцена, а беда его, что он не мог видеть революционного народа в самой России в 40-х годах. Когда он увидал его в 60-х - он безбоязненно встал на сторону революционной демократии против либерализма.
Он боролся за победу народа над царизмом, а не за сделку либеральной буржуазии с помещичьим царем. Он поднял знамя революции. Сначала - дворяне и помещики, декабристы и Герцен.
Крестьяне отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды, отказывались исполнять барщину, делили помещичий хлеб. Крестьяне категорически отказались выдать Петрова. Его арестовали только после шести залпов по безоружным крестьянам, когда толпа рассеялась. По офиц. По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 чел.
Именно так историки назвали реакцию крестьян Спасского уезда Казанской губерни на крестьянскую реформу 1861 года. Бездна, где крестьянин Антон Петров, по своему истолковав вышедший царский манифест, заявил, что царь, еще в 1858 году освободил крестьян от всех работ на помещика и отдал им помещичью землю. Крестьяне поверили Антону. Волнения охватили свыше 75 сел, восстала почти вся Казанская и частично Симбирская и Самарская губернии. Крестьяне отказывались идти на барщину, делили помещичий хлеб, властям не подчинялись. Даже стали организовывать собственную власть, как во времена Пугачева, — призрак того бунта еще витал в воздухе.
"Узнав про Бездну, Щапов говорил студентам: "Ну вот вам и деятельность!"
В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. Экспонаты Музей политической истории России Смотрите музейные коллекции онлайн. Самым кровавым считается восстание в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии, когда от солдатских пуль погибло 70 крестьян, около 20 было ранено, а организатор выступления Антон Петров был казнен перед односельчанами. Житель села Бездна Казанской губернии Антон Петров убеждал крестьян, что согласно царскому повелению барская земля бесплатно отдается крестьянам, и призывал их не платить оброк и не ходить на барщину. Крестьяне соседних селений, прослышав об этом, массами стали приходить в Бездну к Петрову, чтобы узнать про «волю».
Волнения в селе
Ночевал я в Гусихе, 3 версты от Бездны, Антона считают святым, мертвых — мучениками. «Восстание крестьян в селе бездна». 1931. Крестьянские волнения 1861. Нужно отметить, что на настроение вятского крестьянства большое влияние оказали новости про жестокое подавление волнений в апреле 1861 года в селе Бездна соседней Казанской губернии.
Волнения в селе
Волнения крестьян села бездна Казанской губернии. Бе'здненское выступле'ние 1861, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861. Главная» Новости» Усиление крестьянских выступлений в середине xix в побудило александра ii. Главная» Новости» Усиление крестьянских выступлений в середине xix в побудило александра ii.
Восстание крестьян в селе Бездна Казанской губернии
В Кандиевке с улюлюканьем прогнали станового пристава и образовали что-то вроде штаба восстания из бывших солдат — Елизарова, Тихонова, Стрельцова, сюда же приехал и Егорцев. Намечалась большая буза. Восставшие вооружились косами, вилами, топорами. Подавлять крестьян отправили генерала Дренякина.
Он разогнал мятежников в Черногае, отбил Высокое и 18 апреля окружил Кандиевку. Там его встретила десятитысячная крестьянская армия. Уговоры ничего не дали, на все предложения разойтись крестьяне отвечали, что лучше умрут за Бога и царя.
Генерал приказал дать три залпа и повел солдат в штыковую атаку. Только тогда толпа разбежалась. Убитых и раненых было на порядок меньше, чем в Бездне.
После бунта 174 человека были приговорены к порке и каторжным работам. В общем, Манифест, освобождающий крестьян, принес одни неприятности: за два года, 1861-й и 1862-й, взбунтовалось почти 2200 сел и деревень, причем в одном случае из трех почти семь с половиной сотен сел пришлось вызывать войска. Такого масштаба бунтов страна не видела, действительно, со времен Пугачева.
В основном это были районы Поволжья, где реформа проходила поистине грабительски, и черноземные губернии, где крестьянские наделы сильно урезали. В то же время до большой крови дошло только в Бездне, и большого бунта, то есть крестьянской войны, властям удалось избежать. Хотя с 1861 года крестьянские бунты стали явлением обыденным и то усиливались, то затихали вплоть до революции 1905 года.
Село в Спасском р-не, на р. Бездна, в 37 км к В. На 2000 — 758 жит.
Полеводство, мол. В селе расположена Усадьба помещиков Мусиных-Пушкиных — архитектурный памятник 1-й пол. Основано в 18 в.
В дорев. Рождественское, Рус. Бездна; с 1925 носит совр.
До реформы 1861 жители относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В 1861 в А.
В нач. В этот период земельный надел сел. До 1920 село входило в Гусихинскую вол.
Спасского у. Казанской губ. Число жит.
Сюда стали переселять служилых людей, стрельцов, пленных поляков, крестьян - русских, татар, чувашей, мордву. В 1781 году образовался Спасский уезд с центром в небольшом городке Спасск, который расположился в уютном месте при впадении реки Бездны в Волгу. Земли оказались в руках именитых дворянских родов.
Что ни имя, то легенда, сюжет для целого романа. К этому времени относится и возникновение большинства сел Спасского уезда: Никольское, Красная Слобода, Кузнечиха, Бездна. Ну, а коль появились русские селения, то начали строиться и православные храмы.
Причем возводились они, как правило, на средства местных помещиков и по проектам очень известных, в основном петербургских, архитекторов. Помещичий край Почему территория Спасского района была заселена в основном русскими? Вот как отвечают на этот вопрос профессиональные историки.
Плодородные земли вдоль Волги, служившей к тому же отличным транспортным путем, были очень привлекательны. И дворяне добивались, чтобы им пожаловали эти земли, и заселяли их в основном крестьянами из центральных районов России. Помещичья усадьба в Антоновке.
Михаил Николаевич, представитель очень древнего дворянского рода, родился в Бездне в 1795 году. Получил прекрасное воспитание и образование, посвятил себя военной карьере, а после выхода в отставку в 1821 году поселился в своем бездненском имении. В 1827 году он был назначен попечителем Казанского учебного округа, в этой должности пробыл 18 лет.
В его ведении были все учебные заведения Поволжья, Урала, Западной Сибири, в том числе Казанский университет. В 1845 году Михаил Николаевич стал попечителем Санкт-Петербургского учебного округа. Он сыграл выдающуюся роль в развитии российского востоковедения.
Между тем Бездна после его отъезда перестала быть "дворянским гнездом" Мусиных-Пушкиных, имением руководили управляющие, и знаменитые события в Бездне 1861 года случились без участия Мусиных-Пушкиных. Антоновка - так называется сегодня Бездна в честь руководителя происшедших здесь кретьянских волнений Антона Сидорова. Это довольно большое село, в котором проживает более 700 человек.
Материал рисует нам 1 ту социально-политическую обстановку, в которой находился Щапов в Казани, и ту классовую борьбу, в которой были слишком на виду "возмутительные" действия преподавателя Казанского университета; 2 эти же материалы рисуют нам вполне отчетливо и взгляды Щапова на злободневные вопросы социально-политической действительности. Материалы первой группы чрезвычайно удачно дополняют "Воспоминания" мирового посредника Крылова, которые положены в основу освещения событий в с. Бездне в исследовании Игнатович, и архивные материалы Государственного Совета, изученные Попельницким. Деятельность казанского губернского комитета об улучшении быта крестьян известна уже из "заключения" губернатора Козлянинова на проект, в котором устанавливается, что крестьяне попадут в условия "стеснительнее прежнего", которые могут только "расстроить, а не улучшить их быт", что крестьянин будет работать на помещика "более прежнего".
Тот же Козлянинов в приводимом нами письме дает прекрасное обоснование этих тенденций дворянства: "совершенное отсутствие сочувствия к освобождению крестьян, так как большинство дворян, устроившее службой свое состояние", — "самые вредные и упорные поборники старины, упрочившей их состояние". Дворянство было "в неприязненном положении к ученому сословию, чиновничьему и купеческому", а вместе с тем и к крестьянству. Собещанский, чиновник особых поручений Мин. Между тем ожидания крестьянства простирались на помещичьи земли и леса, господские выпуски и выгоны и даже на хлеб в господских амбарах.
Столкновение казалось неизбежным. И оно началось прежде всего расправами, экзекуциями и ссылками крестьян, о чем красноречиво повествует приводимое нами "донесение полковника Ларионова". Интересные для историка детали в освещении безднинского расстрела и казанской панихиды вносят бумаги Козлянинова и Собещанского, противопоставляя и подчеркивая взглядам дворянства взгляды общества и крестьянства, даже с некоторой долей предпочтения последним перед первыми в целях охранения государственного правопорядка и общественного спокойствия. Эти же материалы служат средством для анализа позиции Щапова и правдивости его показаний.
Более богата содержанием вторая группа материалов — о А. Как историк и общественной деятель А. Щапов приобрел общероссийское значение несмотря на то, что его взгляды и деятельность были в противоречии с господствующими направлениями как в либеральных, так и в некоторых революционных кругах. С 1917 года интерес к А.
Щапову пробуждается особенно сильно. Доступность архивных материалов особенно импульсировала разыскания новых источников о нем для освещения его научной и революционной деятельности. Публикуемые ниже материалы не заканчивают этих разысканий, но ярче освещают нам личность Щапова, его общественно-политические взгляды и его место в революционной обстановке 60-х годов XIX века. Еще в Казани Щапов вошел в подпольную революционную деятельность, о чем ясно свидетельствует его старинный друг и знакомый в женевском журнале за 1876 год "Вестник Правды": узнав про Бездну, Щапов говорил студентам: "Ну вот вам и деятельность!
Вы только собираетесь заводить по деревням своих агентов, закупаете шрифты и достаете литографские станки, а жизнь-то бьет своим обычным ключом".
Уже в марте, по далеко не полным данным Министерства внутренних дел, волнения крестьян происходили в 7 губерниях: Волынской, Черниговской, Могилевской, Гродненской, Витебской, Ковенской и Петербургской1. В течение апреля, по этим же данным, «случаи неисполнения и сопротивления крестьян закону» имели место в 28 губерниях, в мае — в 32.
Это был период наибольшего подъема крестьянского движения. Как указывал П. Валуев в своей записке «О положении крестьянского дела в начале сентября 1861 года», «промежуток времени между обнародованием Положений и введением в действие мировых посредников т.
Для того чтобы представить себе тот размах, который приняло движение в этот период, необходимо остановиться на вопросе о количестве войск, привлекавшихся к подавлению крестьянских волнений, на основе обработки нами данных Департамента Генерального штаба, состоящих из донесений в Военное министерство как командиров частей и соединений, так и местной администраций. Несмотря на эту весьма внушительную цифру, составлявшую существенную часть общего количества полевых войск, она является далеко не полной. По-видимому, часть донесений либо вовсе не сохранилась, либо она отложилась в других фондах, так как они писались на имя разных лиц: императора, военного министра, генерал-квартирмейстера1.
Наибольший размах весной 1861 г. В первой половине апреля крупное выступление крестьян произошло в селе Бездне Спасского уезда Казанской губернии. В этом выступлении чрезвычайно ярко обнаруживаются стремления и чаяния крестьянства — жажда подлинной воли, которая в их сознании неразрывно связывалась с правом на землю.
В начале апреля в селе Бездна один из местных жителей, Антон Петров, начал толковать «Положения» в духе крестьянских чаяний. Как утверждал Петров, крестьяне согласно «Положениям» получали немедленно волю и не должны были выполнять по отношению к помещикам никаких повинностей. Почти вся помещичья земля должна также принадлежать крестьянству,— «помещику земли — горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута.
Переступит он шаг со своей земли — гони добрым словом, не послушался — секи ему голову, получишь от царя награду»2. Агитация Антона Петрова имела огромный успех и получила широкое распространение. Крестьяне различных деревень стекались в Бездну, чтобы услышать о «настоящей воле».
В бездненских волнениях принимали участие крестьяне 75 населенных пунктов Спасского уезда. Среди крестьян наблюдались массовые отказы от выполнения барщины, распространялись разговоры о необходимости расправиться с дворянами. События в Бездне вызвали огромное беспокойство и растерянность местных властей.
В Бездну направился свитский генерал-майор граф Апраксин с войсками для подавления волнения. Как сообщал казанский военный губернатор Козля-нинов в своем донесении министру внутренних дел, по приказанию Апраксина к Бездне было двинуто 12 рот пехоты с двумя трехфунтовыми орудиями1. Однако и его увещевания не принесли никаких результатов.
На другой день, 12 апреля, граф Апраксин снова вернулся в Бездну с двумя ротами резервного батальона Тарутинского пехотного полка и повторил свое требование. Как указывал Апраксин в своем рапорте царю, к этому времени в Бездне собралось около 4 тыс. Не достигнув своей цели, Апраксин отдал приказ о расстреле безоружной толпы.
Крестьяне держались стойко, и только после нескольких залпов толпа дрогнула, а Антон Петров вышел к войску, неся на своей голове «Положения». По сообщению спасского исправника, общее количество убитых составляло 61 человек, умерших от ран — 41 и раненых — 71 человек. Как рассказывает в своих воспоминаниях адъютант казанского военного губернатора поручик Половцов, «по счету доктора, приехавшего на другой день из Казани и лечившего пострадавших в течение с лишком двух месяцев, всех жертв было более 350 человек»3.
Однако число жертв не могло быть определено точно и лечащим врачом, так как, разойдясь по домам, далеко не все крестьяне обращались к врачебной помощи, боясь обвинения их в причастности к бездненским событиям. Эта расправа, учиненная Апраксиным, была настолько дикой и к тому же лишенной каких-либо оснований, что встретила порицание даже со стороны губернатора Козлянинова.
Как, где и с кем описано во всех книгах.
А вот в поселке ни одной вывески или записи исторической хроники. С давних пор село переименовано в Антоновку - откуда и кто этот человек не указано, даже на злосчастном камне на месте трагедии. Информация похоронена вместе с борцами за свободу, самодержавием и Российской Империей.
Впрочем уже тогда власти решили забыть и о самом земельном вопросе, что не был решен и в начале ХХ века. Обнародование «Положений» сразу же вызвало мощный подъем крестьянского движения. Сохраняя наивную веру в царя, крестьяне отказывались верить в подлинность манифеста и «Положений», утверждая, что царь дал «настоящую волю», а дворянство и чиновники либо ее подменили, либо истолковывают в своих корыстных интересах.
Среди крестьян появились люди, пытавшиеся толковать «Положения» с точки зрения крестьянских интересов. Крестьянское движение на первых порах проявилось главным образом в отказе от выполнения барщины и уплаты оброка. Объективно оно означало борьбу за ликвидацию феодально-крепостнических отношений.
Уже в марте, по далеко не полным данным Министерства внутренних дел, волнения крестьян происходили в 7 губерниях: Волынской, Черниговской, Могилевской, Гродненской, Витебской, Ковенской и Петербургской1. В течение апреля, по этим же данным, «случаи неисполнения и сопротивления крестьян закону» имели место в 28 губерниях, в мае - в 32. Это был период наибольшего подъема крестьянского движения.
Как указывал П. Валуев в своей записке «О положении крестьянского дела в начале сентября 1861 года», «промежуток времени между обнародованием Положений и введением в действие мировых посредников т. Для того чтобы представить себе тот размах, который приняло движение в этот период, необходимо остановиться на вопросе о количестве войск, привлекавшихся к подавлению крестьянских волнений, на основе обработки нами данных Департамента Генерального штаба, состоящих из донесений в Военное министерство как командиров частей и соединений, так и местной администраций.
Несмотря на эту весьма внушительную цифру, составлявшую существенную часть общего количества полевых войск, она является далеко не полной. По-видимому, часть донесений либо вовсе не сохранилась, либо она отложилась в других фондах, так как они писались на имя разных лиц: императора, военного министра, генерал-квартирмейстера1. Наибольший размах весной 1861 г.
В первой половине апреля крупное выступление крестьян произошло в селе Бездне Спасского уезда Казанской губернии. В этом выступлении чрезвычайно ярко обнаруживаются стремления и чаяния крестьянства - жажда подлинной воли, которая в их сознании неразрывно связывалась с правом на землю. В начале апреля в селе Бездна один из местных жителей, Антон Петров, начал толковать «Положения» в духе крестьянских чаяний.
Как утверждал Петров, крестьяне согласно «Положениям» получали немедленно волю и не должны были выполнять по отношению к помещикам никаких повинностей. Почти вся помещичья земля должна также принадлежать крестьянству,- «помещику земли - горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг со своей земли - гони добрым словом, не послушался - секи ему голову, получишь от царя награду»2.
Агитация Антона Петрова имела огромный успех и получила широкое распространение. Крестьяне различных деревень стекались в Бездну, чтобы услышать о «настоящей воле». В бездненских волнениях принимали участие крестьяне 75 населенных пунктов Спасского уезда.
Среди крестьян наблюдались массовые отказы от выполнения барщины, распространялись разговоры о необходимости расправиться с дворянами. События в Бездне вызвали огромное беспокойство и растерянность местных властей. В Бездну направился свитский генерал-майор граф Апраксин с войсками для подавления волнения.
Как сообщал казанский военный губернатор Козля-нинов в своем донесении министру внутренних дел, по приказанию Апраксина к Бездне было двинуто 12 рот пехоты с двумя трехфунтовыми орудиями1. Однако и его увещевания не принесли никаких результатов. На другой день, 12 апреля, граф Апраксин снова вернулся в Бездну с двумя ротами резервного батальона Тарутинского пехотного полка и повторил свое требование.
Как указывал Апраксин в своем рапорте царю, к этому времени в Бездне собралось около 4 тыс. Не достигнув своей цели, Апраксин отдал приказ о расстреле безоружной толпы. Крестьяне держались стойко, и только после нескольких залпов толпа дрогнула, а Антон Петров вышел к войску, неся на своей голове «Положения».
По сообщению спасского исправника, общее количество убитых составляло 61 человек, умерших от ран - 41 и раненых - 71 человек. Как рассказывает в своих воспоминаниях адъютант казанского военного губернатора поручик Половцов, «по счету доктора, приехавшего на другой день из Казани и лечившего пострадавших в течение с лишком двух месяцев, всех жертв было более 350 человек»3. Однако число жертв не могло быть определено точно и лечащим врачом, так как, разойдясь по домам, далеко не все крестьяне обращались к врачебной помощи, боясь обвинения их в причастности к бездненским событиям.
Эта расправа, учиненная Апраксиным, была настолько дикой и к тому же лишенной каких-либо оснований, что встретила порицание даже со стороны губернатора Козлянинова. В своем донесении от 22 апреля министру внутренних дел Ланскому он, осуждая поступок Апраксина, писал: «... По приговору военного суда Антон Петров был расстрелян, а большое количество крестьян было наказано розгами и сослано.
Выступление крестьян в селе бездна. Бездненская трагедия
12 апреля 1861 г. в село Бездна были введены войска, которые открыли огонь по толпе крестьян. Волнения крестьян села бездна Казанской губернии. Дали вольную – крестьяне недовольные. Отмену крепостного права в деревне встретили без особой радости, а кое-где мужики даже взялись за вилы — думали, помещики их обманывают. Главная» Новости» Крестьянские выступления. Восстание в селе Бездна Казанской губернии (ныне — село Антоновка в Татарстане). Грамотный крестьянин Антон Петров по-своему толковал вышедший царский манифест об отмене крепостного права.