До сих пор не лишенный сана священник-модернист также исповедует католическую ересь о «неизгладимости священства».
"Викинг" в рясе: как уживаются церковь и околофутбол
Ранее его приглашали «Химки» «Локомотив» регулярно пользуется помощью священника. Ранее его приглашали «Химки» Священник Стахий Колотвин рассказал, что в «Локомотив» регулярно приходит кто-то из служителей церкви. Тем не менее, клуб ко мне никогда не обращался.
Оказалось также, что сложившаяся вокруг эпидемии ситуация неожиданно дает возможность для проповеди Православия среди тех, кто в храме до сих не был или бывал периодически. Люди искренне радуются, они очень интересуются всем, что касается службы и храма, говорят, что обязательно придут к нам, когда все закончится. Хочется верить, что так и будет». После того, как 10 апреля мэр Москвы Серей Собянин объявил о введении обязательных пропусков на передвижение по городу, отец Стахий Колотвин готовится получать рабочий документ, который будет действовать до 30 апреля. Батюшка уверен, что такой пропуск будет получен, ведь в храме, где он настоятельствует, он не только служит, но и отвечает за строительство нового церковного здания. Машины у меня нет, передвигаюсь я в основном пешком, так что пропуск именно для визитов, если верить опубликованной информации, мне может пока что и не понадобиться.
Но если вдруг решение изменят — конечно, буду получать его на общих основаниях. Понадобиться ехать в другой район — буду искать и такую возможность, либо просить о помощи священников других храмов. На Страстной неделе я не планирую прерывать эти визиты. Наоборот, после утренней службы и до вечерней будет время, которое можно потратить с большой пользой. После Пасхи мы с батюшками также продолжим навещать наших прихожан. Кстати, это давняя, еще дореволюционная традиция. Тогда и без всяких трудностей и эпидемий, священники приходили в гости к людям, обычно после Крещения, чтобы вместе отслужить молебен и окропить жилище святой водой, случалось, что и на Светлой седмице. Мы можем сегодня возродить эту традицию», — говорит отец Стахий.
Он признается, что очень рад такому послушанию: будучи натурой активной, деятельной, батюшка, что называется, «рвется в бой», потому что так, с помощью конкретных поступков и зримой помощи ему проще справляться с трудностями. Но все же есть то, о чем я Господа сейчас очень прошу. Главное — чтобы никто из наших священников не заразился, чтобы не прекратились службы в нашем храме Воздвижения Креста Господня в Митине.
Ни одна из них не заканчивается тем, что кто-то кого-то прогнал, побил, не простил, изгнал. Хотя нет, вот про Адама и Еву, разве что. Колотвин — Она просто там... Это, можно сказать, первая серия. Первые серии — они зачастую бывают драматичны.
Такие самые кастовые два фильма в истории кинематографа выходили фантастические, и первый из этих фильмов, я думаю, всем радиослушателям он понравится значительно больше, хотя у него не было хэппи-энда, по сравнению со вторым. Точно так же и здесь неделя о изгнании Адама из Рая — это всего лишь начало. Начало, которое приведет к тому, что вот, будет Голгофа, вот это череп и кости Адама под Голгофой, вот кровь Христа течет, и кровью омываются грехи Адама. И вот потом воскресный день, который мы вспоминаем и так каждое воскресенье, каждую «малую Пасху», где Спаситель берет, сокрушает врата ада, и вот старца Адама и его любимую жену Еву выводит — выводит в Вечную жизнь. Ананьев — И я, с Вашего позволения, друзья, кто слушает радио «Вера», вместе с отцом Стахием перехожу к обсуждению, собственно, того, ради чего мы здесь собрались, — к мытарю Закхею. Как вижу себе эту историю я, 42-летний житель большого города, живущий в XXI веке? История, в моем понимании, выглядит следующим образом. Господь Иисус Христос идет по Иерихону и видит, как на инжире сидит местный начальник налоговой полиции, которого никто не любит абсолютно справедливо, у него и самого к себе, наверное, немало вопросов.
Он сидит на инжире и пытается высмотреть в толпе Господа. Я так понимаю, он не замечает Его — сколько народу там много, но Господь первый видит его, зовет его, и они вместе отправляются к чиновнику в гости на обед. За обедом вот этот сотрудник налоговой полиции, начальник местного отделения решает внезапно, на мой взгляд, отдать все, что имеет, тем, кого он обидел а это практически весь город , вторую половину имения раздать нищим, становится епископом и принимает мученическую смерть. Колотвин — Я бы еще вначале краски бы сгустил. Тем более... И заодно бы оправдал сотрудников налоговой полиции, особенно сейчас это очень важно — оправдать, потому что некоторые из них стали премьер-министрами в самой большой, могущественной и великой стране на нашей маленькой скромной планете. Он был не просто налоговый полицейский — он был настоящий полицай, сотрудник оккупантов, просто какой-то староста фолькс-дойч, который берет и обирает своих земляков, и его никто не любит, но все боятся, потому что за ним стоят штыки, которые, в случае чего, придут... Конечно, может быть, в сарае не сжигали тогда, как во время Великой Отечественной войны, но, в принципе, могут и распять, потому что, ну, в принципе, это была публичная казнь — распятие, что Господь претерпел.
Она, конечно, для самых страшных разбойников, но и, помимо того, просто для бунтовщиков, тех, кто старался против римской оккупационной власти выступить. Поэтому это человек, который не просто какой-то казнокрад — это как раз казнокрад и предатель, который наживается не просто на несчастье других людей, а, наоборот, этому несчастью способствует, его обслуживает. То есть не волей обстоятельств, а, наоборот, вот как-то даже служит, чтобы это несчастье не прекращалось. Потому что те же самые оккупационные римские регионы — жалованье платилось им из налогов, собранных по всей гигантской на тот момент уже Римской империи. А то, что они тщательно собирались, свидетельствует совсем недавнее событие, которое мы праздновали в январе, Рождество Христово, потому что кесарь Август, наконец-то закончив эпоху гражданских войн, утвердившись, решил все-таки понять, сколько у него подданных, чтобы с них более грамотно подати собирать. И вот, по сути, весь его труд был на то, чтобы выкачать вот эти ресурсы, чтобы римские войска были в лучших доспехах и никаких шансов не было... То есть даже если бы Закхей ничего бы себе в карман не укладывал, а все было бы идеально чисто, вот он сдавал бы римским властям, все равно бы он был настоящим предателем. Тут, на самом деле, некоторая трагедия Закхея, потому что ты поступаешь честно — ты обогащаешь оккупантов, а тут ты, раз берешь и крадешь себе, и, вроде, ты как-то уже оставил это внутри региональной еврейской экономики...
Если ты крадешь, значит, ты патриот? Колотвин —... То есть здесь, на самом деле, для нас образ человека, который сделал уже где-то там раньше ошибку, окружающие обстоятельства так сгустились, что вот как ты ни поступи, ты сделаешь либо плохо, либо очень плохо. И сам человек из этого выбраться не может, если, действительно, как в античном театре, ну, в V веке до Рождества Христова, в расцвете афинской демократии и культуры, конечно, вот deus ex machinа, то есть вот этот бог, который приземлялся на лебедке и разрешал все противоречия между героями трагедии, он, конечно... Казалось, это вещи абсолютно искусственные. Но здесь, конечно, в момент, когда уже Господь приходит в мир и проповедует, мы видим, что вот то, что в Ветхом Завете было разрешить невозможно, Господь дает — дает этому дорогу в Новом Завете, потому что Он Сам вмешивается в этот процесс. Ананьев — Подробнее об этом изначально нехорошем человеке — мытаре Закхее, а также о том смысле, который вложен во всю эту историю, о которой мы говорим всю эту неделю, мы продолжим разговор здесь, на радио «Вера», ровно через минуту. Не отходите далеко.
Добрый вечер, отец Стахий! Колотвин — Добрый вечер! Ананьев — Я — Александр Ананьев. И правильно ли я Вас понимаю, отец Стахий, что вот ну уж если давать такую оценку человеку, чего делать, наверное, не стоит, надо осуждать его поступки, но не его самого, но, образно говоря, хуже этого человека придумать себе было довольно сложно. И если бы надо было себе придумать самого отрицательного персонажа из всех жителей Иерихона, то вот этот низкорослый, некрасивый, никому не симпатичный мытарь Закхей был бы, наверное, первый в списке плохих людей. Колотвин — Ну, тут, опять же, тоже, что он такой низкорослый и правда некрасивый, нелюбимый... То есть мы видим, что меньше дано — меньше спросится. То есть если у тебя действительно детская психологическая травма, тебя как-то там затравили, то, конечно, с тебя спросит все равно Господь, но какое-то прощение будет, поэтому всегда надо со снисхождением относиться, потому что очень часто люди, которым как-то вот тяжелее, может быть.
И если не принимать во внимание, а сатана же на нас шоры одевает, и нам кажется, что вот нет человека, который настолько плох. А ты, действительно, если чуть-чуть оглянешь и видишь вот этого ребенка несчастного, который маленького роста, и над ним как-то издеваются... Может быть, он отнюдь был не из мытарской семьи, то есть не из богатой, может быть, наоборот, он был... И уже, если это людям и сложно разглядеть, и никто, конечно, там... Как мы знаем, потом Господа осуждали, что Он-то к Закхею пошел. Но, в принципе, Господь как Совершенство — Он видит в этом завистливом, в этом злобном, в этом человеке, упивающемся своей властью и безнаказанностью, все равно видит образ Самого Себя, Образ Божий. Как вот, ну, действительно, поется в богослужебных песнопениях, «подобное подобным бы призвать». И поэтому Господь призывает его подобным — не в смысле, что «вот Я такой властитель мира, и ты тоже властитель, будем знакомы»...
Как все-таки сейчас как-то там с чиновничеством взаимодействуют, что так проще это, конечно, сказать: «О, какой-то у меня статус есть, давайте»... Нет, а Он призывает, наоборот, обращается к другой части души человека — как раз к той светлой, такой, которая чувствует, что может быть боль, что может быть чего-то... Потому что самое важное здесь — мы видим, что Закхей, несмотря на все негативные характеристики, которые мы про него собрали, поступил отнюдь не то, что, там, телохранители растолкали и его в первые ряды поставили. Вот сейчас представить, что у нас какой-то чиновник, если решит принять участие в Крестном ходе, что он будет куда-то там на такое... Нет, в первый ряд встать, чтобы сфотографировали красиво, — это пожалуйста. А Закхей уже, можно сказать, даже своим залезанием на вот эту ягодичину, на такой, ну, чуть ли не на куст... Нельзя сказать, что это... Может быть, он бы на большой дуб какой-то не залез, да?
Что он уже показал, что он сам не знает, чего он хочет, он сам ничего даже не просит. Ему просто, вот его душа стремится, потому что он видит что-то такое, что не может понять и объять, а грешная душа, душа, скованная грехом, правда не может. Вот Свет видит — она не понимает, что это именно такое. Но все равно душа по природе христианка, она ко Христу стремится. Ананьев — Получается, что как у него не было особенного выбора, совершать или не совершать грех, у него там все равно шаг влево, шаг вправо — все равно ты страшный грешник, так и здесь, получается, у него не было выбора, потому что им же руководило не стремление стать лучше, вот как я себе это вижу, не понимание того, какой он грешник, а, по сути, это было такое детское, светлое, может быть, хорошее ну потому что чистое , но все равно любопытство. Колотвин — Любопытство — да, но все-таки, как Вы совсем чуть ли не в сторону кальвинизма завернули, такого предопределения ко спасению или к осуждению, все-таки наш такой святоотеческий взгляд на взаимодействие с Богом — это соработничество. То есть человек все равно делает какое-то усилие сам, а не просто под влиянием обстоятельств, но, в том числе... А Господь ему помогает, в том числе, некоторые обстоятельства, которые как-то модерируют жизнь, откликается.
Поэтому тоже Закхей... Вот я, может быть, не очень четко сказал — уже в этот момент, когда Закхей уже стал старшим мытарем Иерихона, у него, правда, какой бы он шаг ни сделал, все это была бы ошибка, но... За исключением того, что ему Господь, в итоге, посоветует. Хотя это тоже, в итоге, болезненно, может быть, и сказалось на ком-то из окружающих. Но вот ошибка была сделана раньше — когда ты заходишь в темный переулок и проходишь куда-то, и, в итоге, видишь, что и за тобой какая-то странная компания, и с каким-то одним акцентом, а перед тобой компания тоже странная и совсем без акцента, но чего-то отнюдь не хочется туда больше идти. Как-то вот тут что с акцентом, что нет... То ошибка твоя — не когда ты повернешь направо или налево, а когда ты вообще, в принципе, уже за полночь в этот переулочек свернул, вместо того, чтобы пойти более длинным путем, но зато под фонарями. Поэтому Закхей — он заложник ситуации в том плане, в каком каждый из нас, согрешивший, находится, что исправлять всегда тяжелее, чем сразу делать правильно.
Чем ты больше ошибаешься, тем ты дальше запутываешься, тем тебе сложнее распутаться, но это не значит, что ты распутаться не можешь — просто для этого тебе больше усилий и зачастую каких-то жертв надо будет принести. Ананьев — Я вчера потерял полчаса — или не потерял, приобрел. Я сидел, рассматривал фотографии... Я же никогда не был на Святой Земле... Я рассматривал фотографии, если верить подписи, той самой смоковницы, на которую забирался Закхей. Она реально существует сейчас? Колотвин — Ну, смоковницы — они все-таки не такие долговечные деревья, как маслины, но, в принципе, как мы знаем из ситуации и с маврийским дубом, дают побеги. Побеги прорастают, и, можно сказать, такой круговорот.
Поэтому, в принципе, могла вот та смоковница, которая в Иерихоне почитается, быть, можно сказать, прямой наследницей, плоть от плоти в прямом смысле слова, причем, той самой смоковницы, на которую забирался Закхей. Для нас, поскольку... Поскольку мы почитаем... Ну, это у нас догмат иконопочитания. Мы почитаем не доски, не краски, мы почитаем именно вот этот первообраз, который стоит за иконой. И поэтому мы тоже почитаем не то, что вот оригинальное дерево или не совсем оригинальное, или вообще перепутали — соседнее почитают. Нет, а мы почитаем именно то событие, которое Христос здесь в отношении человека совершил. Ананьев — Ну вот здесь, конечно, я, признаюсь честно, немножко язычник.
Мне стало страшно важно оказаться там, возле этого дерева, и постоять возле него. Хотя оно ведь почитается все равно там, оно как-то ограждено, там какие-то таблички, туда нельзя заступить, нельзя его потрогать, отломить кусочек коры, как бы я, например, очень захотел сделать. Все равно туда никого не пускают. А тот факт, что бедняга Закхей забрался на это дерево — смоковница ведь, да, это, инжир, по большому счету? Колотвин — Ну, ягодное дерево... Я сейчас не вспомню, что в греческом тексте говорится, потому что вот церковнославянский сидит, а греческий — увы, память уже подводит, прямо так, не заглядывая в текст, сложно сказать.
Занятия помогли мальчику научиться видеть красоту вокруг себя и повлияли на его дальнейшее мироощущение. Будущий священнослужитель научился играть на гитаре, освоил резьбу по дереву и профессионально занимался фехтованием. Со временем молодой человек даже получил звание мастера спорта. Еще в школе юноша принимал участие в детско-юношеском хоре при церкви. Юные певчие побывали с выступлениями во многих церквях и храмах. Однажды ребята даже спели в Иерусалиме, около храма Гроба Господня. В школе Стахий очень любил читать. Он прекрасно учился в школе, увлекался историей и археологией, зачитывался дополнительной литературой по этим дисциплинам. Страсть к истории до сих пор живет в сердце священнослужителя — ему нравится бродить по старым руинам, лазать по горам и просто путешествовать. После школы Стахий долго размышлял о будущей профессии. Его привлекали точные науки и история, ему нравилось общаться с людьми. Колотвин был прекрасным организатором и настоящим лидером. Дальнейшую биографию Стахия Колотвина решил счастливый случай. Однажды в компании матери молодой человек отправился за советом к Алексию, настоятелю Новоспасского монастыря. Наставник выслушал молодого человека и посоветовал ему остаться служить в церкви. Юноша внял советам священника и вскоре поступил в Православный гуманитарный университет, а также окончил аспирантуру. Интересно, что при рождении Колотвин получил совершенно другое имя — Станислав. Однако спустя время его стали называть Стахием. Хотя в православии нет священников с таким именем, мужчина так полюбил его, что не стал ничего менять. Крестины самого Станислава проходили в советское время — процедуру единолично организовала бабушка. А вот родители на крестинах не присутствовали — они решили не ехать в церковь. Служение Когда Стахию исполнился 21 год он окончил вуз. В течение трех лет молодой священник алтарничал. В 2008-м году он начал служить при Кафедральном соборе Благоявления — был псаломщиком и чтецом. В дальнейшем юноша набирался опыта в разных храмах. В настоящий момент мужчина является священником в Храме Всемилостивого Спаса. Сюда он пришел служить в 2014-м году. Еще когда молодой священник только начинал свою карьеру, он часто беседовал с прихожанами. Все старались посетить исповедь у молодого человека. Иногда первые исповеди Колотвина могли длиться по несколько часов. Местный батюшка даже в шутку журил Стахия. Однако Колотвин был уверен, что его поступки верны. Без пастырского опыта ему было иногда трудно дать правильные совет вопрошающим. Однако мужчина старался дать наиподробнейшие рекомендации и выслушать всех страждущих. В настоящий момент священнослужитель является преподавателем школы под названием «Спас». Здесь он рассказывает о православных канонах, старается приобщить подрастающее поколение к религии.
Опасна ли всеобщая вакцинация? - Стахий Колотвин иерей
ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА (с сурдоперводом) (12+). 02:00 Профессор Осипов (0+). View and download священник Стахий Колотвин(@stahijkolotvin) Instagram profile, posts, tagged, stories photos and videos without login. Беседы с батюшкой. Священник Стахий Колотвин. Протоиерей Стахий был неоднократно награжден за свое бескорыстное служение людям. Отец Стахий является штатным клириком храма Всемилостивого Спаса в Митине, там он по-прежнему несет свое служение в будние дни. «Этот в кадре новостей будет более колоритно смотреться, заберем его».
Отец Стахий Колотвин: жизнь московского батюшки, без лоска и прикрас
Священник Владислав Береговой. Ответы на вопросы See more Взгляд Господа Лк. Влияние Бога на жизнь человека. Протоиерей Максим Первозванский.
И когда ты берешь человека, которому ты доверяешь проект, это не значит, что хорошо будет работать тот, который ему заказывает пиццу или моет полы. То есть те люди, которые привыкли с умеющим человеком работать, не обязательно будут хорошо работать без него. Но есть и люди верующие. И они, конечно, понимают, что смысла молиться о спортивном результате нет. Верующие люди знают, что это так не работает.
Конечно, когда мы встречаемся с моими друзьями, которые болеют за «Локомотив», мы обсуждаем «Локо». Когда мы садимся за трапезу где-нибудь, в том числе в заведении общественного питания, мы вместе перед едой молимся. Я сам такие призывы слышал — они ироничные, но, может быть, с болью в душе. Потому что люди говорят: «Отец, давай помолись». Они: «Да мы особо не умеем». Может, Господь увидит.
Какое действие для Господа имеет смысл? Которое приводит людей в Царствие небесное. Если Господь увидит, что действительно для кого-то большее приближение к Богу дает то или иное незначительное событие, а любой спортивный результат — это незначительное событие для жизни мира, хотя я очень и люблю спорт. Тем не менее, все это вопросы третьестепенные. Но может быть и наоборот. Господь знает, что мы обращаемся к нему очень часто в проблемах.
Поэтому когда ты видишь, что какое-то твое дело, в том числе дело твоего любимого спортивного клуба, постигают какие-то неудачи — не надо расстраиваться, что Господь отвернулся. Возможно, именно сейчас Господь пришел, тебя посетил в скорбях — не потому, что он тебя не любит, а потому что ждет твоего исправления.
Но спросит в конце времен.
Мы надеемся на то, чтобы люди выбирали не тактическую цель ой, сейчас что-то себе урвать , а стратегическую — я сделаю что-то хорошее, и обо мне вспомнят и помолятся. Были люди, которые вкладывались в «Локомотив» со всей душой. Они уже не оказывают влияние на происхождение дел в клубе, а все равно их болельщики вспоминают.
И, конечно, люди верующие за этих людей молятся и их вспоминают. И не потому что они сейчас какую-то помощь «Локомотиву» принесут. А потому что если сделал добро — обязательно Господь тебя за это добро отблагодарит.
Потому что когда приходит один человек — и уходит, приходит другой — и уходит… Люди могут прийти, но задача — не просто работать на короткой дистанции. Если вспомнить марафон. Допустим, человек выиграл стометровку, побежав как Болт, он действительно может гордиться: «Посмотрите, все бегут позади меня!
Точно также и здесь — приходит немец, начинает что-то выстраивать. Но, опять же, не всем с этим по силам справиться. Потому что квалификация всех, кроме, возможно, Рангника, вызывает большие сомнения.
И когда ты берешь человека, которому ты доверяешь проект, это не значит, что хорошо будет работать тот, который ему заказывает пиццу или моет полы. То есть те люди, которые привыкли с умеющим человеком работать, не обязательно будут хорошо работать без него. Но есть и люди верующие.
И они, конечно, понимают, что смысла молиться о спортивном результате нет. Верующие люди знают, что это так не работает. Конечно, когда мы встречаемся с моими друзьями, которые болеют за «Локомотив», мы обсуждаем «Локо».
Происшествия Религия Настоятель московского храма высказался о приглашении священника на стадион «Химок». Если человек хочет помолиться вместе со своими близкими, и просит церковь в лице священника возглавить это, то это норма. Это правильно, это хорошо. Единственное — здесь не стоит искать какого-то магического эффекта и думать, что раз я пригласил батюшку, то Господь мне обязан.
Иерей Стахий Колотвин
Стахий Колотвин – известный российский православный священник, настоятель Храма Воздвижения Креста Господня в Митине. Протоиерей Стахий Минченко возрождал старинный храм и направлял приходивших к нему людей на путь спасения. Протоиерей Алексей Батаногов и иерей Стахий Колотвин. Со священником Стахием Колотвиным отвечаем на вопрос. Отец Стахий является штатным клириком храма Всемилостивого Спаса в Митине, там он по-прежнему несет свое служение в будние дни. И у нас сегодня в гостях священник Стахий Колотвин – настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине.
Когда церковная жизнь мешает спасению души ? (Мк. 11:13) Священник Стахий Колотвин
Стахий Колотвин – выходец из того поколения, кого коснулись важные периоды становления нашей страны: он родился в годы перестройки и воцерковлялся в 90-е, постигал азы богословия в 2000-е, а священником стал уже в современное время. И вновь в студии радио «Вера» настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митино, священник Стахий Колотвин. Главная → Номера → №6 (999) → Священник Стахий Колотвин. Mы делаем выбор: молимся – вместо ругани, уповаем на Господа – вместо раздражения в сердце. ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА (с сурдоперводом) (12+). 02:00 Профессор Осипов (0+). Главная → Номера → №6 (999) → Священник Стахий Колотвин. Mы делаем выбор: молимся – вместо ругани, уповаем на Господа – вместо раздражения в сердце.
«4-е воскресенье после Пятидесятницы». Священник Стахий Колотвин
Сегодня на ваши вопросы отвечает священник Стахий Колотвин, настоятель храма. иерей Стахий Колотвин, в фанатском миру известен как Стас Священник. И когда приехал в Москву, познакомился со священником Стахием Колотвиным, он учился вместе с моей матушкой в Свято-Тихоновском университете. "Какой грех самый страшный?".
Второбрачный «священник»
И рассуждали они примерно так: «зачем же я буду звать к себе, беспокоить, если я чувствую себя хорошо». Батюшка убеждает, что «беспокоить» надо — это не стыдно, не запрещено. В сложившихся сейчас условиях строгого карантина нет никаких ограничений — не стоит думать, что пригласить батюшку для соборования и Причастия может только тяжело больной, инвалид или пожилой человек. Если у вас все хорошо, все здоровы и благополучны, просто скажите: батюшка, у нас ничего срочного, мы просто очень хотим позвать священника. Потому что самому священнику заранее нужно понять, как ему вписать этот визит в свой график». У него есть перчатки, маски, в кармане — флакон антисептического геля, которым батюшка обрабатывает руки, будучи на улице, причем обрабатывает довольно часто.
Входя в квартиру, отец Стахий спешит, не дотрагиваясь ни до чего, поскорее вымыть руки. Затем умывается, моет волосы и бороду. Она очень переживала поначалу, волновалась, и, когда я возвращался домой, требовала соблюдения строгого ритуала. Матушка говорила: «Снимай и постирай одежду, протри телефон спиртовой салфеткой». Может быть, благодаря ей я выработал строгую дисциплину, и сейчас ее придерживаюсь».
Конечно, риски остаются, уточняет отец Стахий. Здесь мне близка самая простая и очевидная позиция: делай, что должно. Я надеюсь, что Господь увидит наши усилия, заметит, что мы стараемся, не манкируем санитарными предписаниями, и все-таки уже нам поможет. Ни мы сами спастись не можем, но и Господь не может спасать нас против нашего желания. И тут нельзя разделить, что в вопросе спасения души у меня с Богом одни отношения, а по «бытовым», «земным» вопросам» — другие.
Все это — единая линия».
Депрессия в нашей стране отмечается примерно у 8 миллионов человек, а в мире насчитывается 350 миллионов человек, страдающих депрессией. Учитывая эти цифры и то, что священник в своем пастырском служении должен быть готов встретить в Церкви каждого человека, приходящего к нему за духовной поддержкой, врач-психиатр может помочь будущему пастырю получить базовые знания, связанные со спецификой общения с этой категорией людей, ищущих помощи. У меня не было задачи изложить весь курс психиатрии, изложить его классическим образом, фундаментально и обстоятельно, как это делается в учебниках и руководствах для студентов медицинских вузов и врачей-психиатров.
Главная задача, которую я перед собой ставил в этой книге, — изложить основы психиатрии максимально доступным и понятным языком, с минимальным использованием медицинских терминов для священнослужителей и студентов православных богословских учреждений, для церковных служителей и для всех, кто интересуется данной проблемой. И поэтому священник является одним из первых, к кому люди приходят со своей бедой, он должен уметь дифференцировать, где психологическая, а где духовная проблема, которая нуждается в помощи именно священника, где сфера именно его компетенции и где сфера чисто медицинская, в которой священник один не справится. Об этом недавно на епархиальном собрании Московской епархии говорил Святейший Патриарх Кирилл. Священник не может брать на себя ответственность за такие случаи и обязательно должен обращаться за помощью к психиатру и направлять к нему людей, которые нуждаются именно в медицинской помощи.
При этом люди с психическими расстройствами, как никто другой, нуждаются в помощи и поддержке священника и церковной общины. И будет ли легче спасать свою душу, если психическое заболевание преодолеваешь? Или это не влияет на духовные проблемы? Эту тему одним из первых поднимал в своих проповедях митрополит Сурожский Антоний Блюм.
Можно процитировать слова ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева, который сказал, что человеку, который имеет душевную болезнь, не закрыты ни Царствие Божие, ни благодатная жизнь в Церкви. Это очень важный постулат, на который мы должны опираться. Отец Владимир потрясающе сформулировал задачу, стоящую перед священником в такой ситуации: священник должен набраться мужества и найти нужные слова, чтобы переадресовать больного человека к психиатру. Его задача, говорит отец Владимир, помочь больному человеку принять крест душевной болезни точно так же, как и крест любой другой болезни, принять его со смирением, научиться слушаться, научиться послушанию.
Если священник сможет найти эти слова, тогда будет все нормально. Если не сможет этого сделать, — тогда плохо будет этому больному человеку. Он не сможет справиться со своей болезнью, не сможет жить с ней спокойно, смириться и принять её. Якобы если человек обратился к врачу за психиатрической помощью, то его признают отверженным от общества.
В одном американском романе есть очень хороший пример: если у человека сломаны ноги, то ни у кого не возникает сомнения в том, что нужно идти к врачу-травматологу. При этом, если у человека возникает психическая проблема, сразу возникает сомнение в необходимости обращения к психиатру.
Стахия в сан пресвитера и своим Патриаршим Указом назначил его штатным священником храма Всемилостивого Спаса в Митине. В 2014 году назначен ответственным за строительство Крестовоздвиженского храма в Митине. В настоящее время несет общецерковное послушание референта Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Отец Стахий женат, воспитывает дочь и сына.
Стахия в сан пресвитера и своим Патриаршим Указом назначил его штатным священником храма Всемилостивого Спаса в Митине. В 2014 году назначен ответственным за строительство Крестовоздвиженского храма в Митине. В настоящее время несет общецерковное послушание референта Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Отец Стахий женат, воспитывает дочь и сына.
Священник Стахий Колотвин
И один, и другой понимали — они отреклись от Христа, они его предали, они его оставили одного. Но при этом Петр пошел и, покаявшись, потом пришел ко Христу и стал проповедовать Христа, а Иуда пошел и повесился, потому что он не видел для себя никакого развития. Поэтому главное, как ты к этому голосу совести прислушиваешься. Мария Карпова: Отец Стахий, а если вот представить, что, не знаю, вот если человек не знает, что такое те же 10 заповедей, что такое религиозные каноны, если с детства ему родители не рассказывали, что такое хорошо, а что такое плохо. Вот если представить, что человек вырос в таком вакууме, совесть в таком случае будет работать?
Стахий Колотвин: Обязательно. Собственно, тот пример, который я привел в начале уже про апостола Павла: он успокаивал христиан, у которых много было языческих родственников, первых христиан и говорил, что с христианина-то спрос больше. Спрос был по Евангелию. Человек, которому доступны часть божественного откровения, например, Ветхий Завет, с него тоже будет спрос, но спрос поменьше.
А если человек живет там в джунглях Амазонки, никогда о христианстве ничего не слышал или воспитывался в таком атеистическом обществе какого-то атеистического, коммунистического государства, каких в XX веке много появилось, то все равно этот естественный закон будет действовать, его будет спасать. Потому что он сможет отличить черное от белого. Даже если мы посмотрим в рамках традиционных для нашей страны религий, то увидим, что, например, для мусульманина может быть нормой в некоторых случаях наличие четырех жен.
Мы уделяем каждому совсем немного времени. Делается всё оперативно, потому что всё-таки у нас приход спального района, и большинство прихожан живут в нашем же районе Митино. Но поскольку наш приход всё-таки открыт для всех, то мы регулярно ездим и в Красногорск, и в Тушино. Смотришь — знакомые лица. Может, они у другого священника исповедуются, но всё равно ты их знаешь, ты им доверяешь. Причастить случайного человека, про которого не знаешь, что у него за душой, конечно, нельзя. А я говорю о тех, кто принёс своё покаяние по ходу Великого Поста, и в пасхальный период пожинает добрый плод.
Есть время каяться, пока Жених отнят, а сейчас время пасхальной радости. При таком блиц-объезде мы не исповедуем, потому что объезжаем только постоянных прихожан, которые исповедовались Великим Постом. Но и у них зачастую возникают конфликты на ровном месте с ближайшими родственниками от усталости, от сидения в четырех стенах, и им тоже охота поисповедоваться. Я им говорил: «Давайте дождёмся Отдания Пасхи, потому что тот, кто Постом исповедовался, на Пасху может спокойно причащаться». Так как строгие ограничительные меры продлены и после Отдания Пасхи, то, мы начали исповедовать по той схеме, которая была предложена митрополитом Тихоном в Псковской епархии: по бумажке и без контакта с епитрахилью. Можно сказать, что дать прочитать бумажку и отбежать — это не совсем правильно.
Этот человек, можно сказать, не нуждается в вас, ему важно, чтобы просто кто-то был рядом для антуража и его тирады выслушивал. Поэтому и мы должны не только молиться, а обязательно читать Священное Писание, потому что это обратная связь с Богом, Господь нам отвечает. В них уже заранее даны ответы на все наши вопросы. Другое дело, что порой ответы такие сложные для исполнения, что мы иногда в ступор впадаем. Господь в Евангелии говорит: попросил у тебя кто-то верхнюю одежду, отдай ему и рубашку. И это сложно исполнить. Но мы видим ориентир. Если мы не будем иметь ориентира, то даже полпути не пройдем. Если мы будем, находясь в чаще леса, знать куда идти, хотя чтобы выйти из этого леса, нам придется и поголодать, и в холоде побыть, и от волков на деревьях спасаться, но на второй-третий день мы дойдем до человеческого жилища и спасемся. Так и Евангелие мы читаем, видим, что там достаточно высокая планка задается, нам тяжело ее сразу исполнить, но мы в этом направлении идем. Кроме того, существует Исповедь, и можно вне богослужения подойти к священнику, договориться побеседовать, чтобы батюшка подсказал, как в вашей конкретной ситуации воспользоваться теми или иными евангельскими основаниями. Священник ничем не умнее, не мудрее и порой даже, увы, не благочестивее любого среднестатистического христианина, но профессиональная задача священника — нести слово Божие людям. Поэтому священник говорит: «Господь в Евангелии нам говорит так-то... Вот у вас такая-то ситуация; поскольку я вас знаю и уже не первый день вы у меня исповедуетесь, то я понимаю, что вам пока будет тяжело, вы сломаетесь, если буквально это исполните. Давайте некоторый компромиссный вариант. Например, рубашку отдайте, а от верхней одежды отдайте только половину. То есть шарфик снимите и отдайте, а в шапке еще походите. А как вам дадут годовую премию и вы сможете себе новую шапку купить, отдайте просящему и шапку». Понятно, это ординарный пример. Что касается вопроса о том, как преуспеть в добре, как к нему приблизиться, Господь нам дает уникальный совет: «Я — путь, истина и жизнь». То есть если мы становимся похожи на Христа, то уже двигаемся к этому добру, этот путь истинный. Мы находим истину, и это становится всей нашей жизнью, которая не заканчивается в бренном теле оно все равно умрет, рано или поздно , а продолжится в вечности. Поэтому мы должны прежде всего ориентироваться на фигуру Христа, чтобы знать, Каким был Христос. Мы читаем Священное Писание. Тут удивительным образом ваши два вопроса переплетаются. Чтобы понять, как Священное Писание претворять в жизнь, мы читаем и апостольские послания. Это тоже часть Священного Писания, но в них апостолы, которые проповедовали Евангелие, первым христианам отвечают на их недоумение: как слова Христа совместить с жизнью. Мы берем и читаем творения святых отцов. И мы уже понимаем некоторое руководство. Это пункт номер один. И важен после этого пункт номер два: делать какие-то шаги. Если мы все знаем правильно, а в нашу жизнь Евангелие никак не претворяется, то добра мы не достигнем. Абсолютное добро — только Господь, весь мир лежит во зле, все равно мы будем допускать ошибки, но мы не должны сдаваться. Вот у нас есть Евангелие — ориентир. Сбились с этого ориентира, почитали Евангелие, помолились — Господь исправил, покаялись на Исповеди, что сбились с этого пути к возрастанию добра в нашей душе, — исправились. Или, наоборот, все прочитали, сделали, но порой мы можем вести себя как котик, которому открывают дверь, когда он царапается: он, вместо того чтобы заходить, сидит и смотрит. Опасно, чтобы мы ему подражали. Котики — милые животные, но здесь они, извините за выражение, «тормозят». И если мы видим, где добро, то не должны себя удерживать. Порой кажется и мир нам диктует : ты сделал добро, тебя никто не поблагодарит, вмешался во что-то — только себе проблем прибавил, помог кому-то — тебе на шею сели. Конечно, надо подходить ко всему с рассудительностью, но все равно не стоит себя в добре ограничивать. Лучше те самые ограничительные силы пустить на ограничение зла и грехов в нашей душе и в наших поступках. Такой вопрос: «Сыну 16 лет, снял нательный крест и сказал, что больше в Бога не верит. С детства причащали, ходили в храм, активно участвовали в мероприятиях воскресной школы. Что нам делать? Почему так происходит? Может, это не исправить задним числом, но как профилактика...
Там познакомился со своей будущей женой, и через год мы обвенчались. Венчание, свадьбу, медовый месяц — всё устроили в Италии. В Бразилии справить свадьбу не так просто: нужно собрать всех родственников, друзей, знакомых и даже малознакомых — сотни гостей! Это очень дорого, у нас не было таких денег. Поэтому мы всё сделали скромнее: обвенчались в римском православном храме Святой великомученицы Екатерины. Через два года у нас родилась дочка Аннушка, сейчас ей уже шесть лет. А в ноябре 2014 года родился сын Серафим. Я иногда говорю, что у меня нет русских предков, зато есть русские потомки. Доброе приглашение отца Стахия Во время моего зарубежного служения жена очень тосковала по родине. Она уехала с маленькой Аннушкой на два месяца в Москву. А когда родился Серафим, уехала с детьми уже на пять месяцев. В общем, я понял, что нам было бы лучше жить в России. И когда приехал в Москву, познакомился со священником Стахием Колотвиным, он учился вместе с моей матушкой в Свято-Тихоновском университете. Он пригласил меня служить в его храме. В итоге наша семья оказалась наконец в Москве. Приняли меня здесь очень хорошо. Я бываю на родине. И вот, когда в июне этого года навещал маму и папу, вдруг ощутил, что мой дом в России. Наш храм не так давно начал строиться, приход невелик.