Когда Славянская Масленица в 2024 году. Масленица или Комоедица как правильно? Обычаи и обряды древнеславянской масленицы. Масленица-комоедица в парке исторической реконструкции Гардарика. Тел: +7 (351) 277-90-61. На самом деле этот праздник считается славянской версией привычной многим Масленицы. Другими словами, после принятия христианства Комоедицу заменили Масленицей. Праздник Комоедица был одним из самых важных для славян, а потому церковь так и не решилась искоренить его полностью из жизни людей. Именно комам, то есть медведям, отдавались первые блины на старославянскую Комоедицу, аналог нынешней Масленицы.
Откройте свой Мир!
Когда Славянская Масленица в 2024 году. Масленица или Комоедица как правильно? Обычаи и обряды древнеславянской масленицы. В XVI веке Масленица была принята Церковью взамен древней славянской Комоедицы. Главным днём в недельной Масленице является древнейший праздник — Комоедица. Комоедица. Это сейчас такое слово вспоминают только в отдалённых деревнях Белоруссии, а раньше комами называли медведей. У древних славян Масленица знаменовала собой встречу двух сезонов — зимы и весны, бегство холодов и пробуждение природы.
Масленица 2024 г.
В глубокой древности праздник Красногора-Масленицы носил также название Комоедицы, ибо после этого дня медведи начинали пробуждаться от спячки. Славянская Комоедица — это «предок» Масленицы. Комоедица, Масленица — одна из четырёх важных точек годового цикла. На самом деле этот праздник считается славянской версией привычной многим Масленицы. Другими словами, после принятия христианства Комоедицу заменили Масленицей. Корни празднования Масленицы уходят в славянское язычество, а оно опиралось на солнечный цикл.
Празднование Масленицы
- Комоедица в 2023 году, какого числа у православных, традиции и обряды
- Что такое узкая и широкая Масленица?
- Комоедица: в чем суть праздника и зачем угощать медведей блинами
- Масленица в 2024 году: Дни празднования, традиции и что делать в Масленичную неделю
- Как связаны Комоедица и Масленица?
Комоедица – Медвежий праздник славян
Славяне верили, что Морена заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом. По поверьям, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом. Каждую весну сражается с силами света, олицетворением которых является Ярило, чтобы как можно дольше продлить на Земле зиму. Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре на Масленицу. Эта версия, на первый взгляд, видится вполне подходящей для принятия ее за основную. Однако, подробное изучение вопроса показывает некоторую несостоятельность этой версии, поскольку до 15 в. Нет и упоминаний о культе этой богини. Об этом пишет сербский филолог, этнолингвист, литературовед, фольклорист Деян Айдачич в своей работе «Морана в представлениях славянский исследователей мифологии и некоторых славянских писателей».
Марцаны нет между бронзовыми идолами полабских славян, изготовленных ювелиром Якобом Шпонхольцeм в XVIII веке, и потому ее нет также в книге Андреаса Готлиба Маша о якобы найденных статуэтках Ретры — прильвицких идолах. В списках кумиров и идолов, которых уничтожали, согласно летописям восточных славян, нет упоминаний о Море, Маре или Морене как о богинях, которым поклонялись язычники». Впервые богиня с созвучным именем Марзана упомянута в хронике Яна Длугоша «Анналы, или хроники великих королей Польши», написанной в 1460 г. Длугош отождествляет Марзану с древнеримской Цецерой древнегреческой Деметрой , богиней урожая, плодородия и жатвы. Это сильно разнится с образом Мораны как богини смерти. Таковой она становится в 18 в. Позже Вацлав Ганка, чешский славист, поэт и деятель Чешского возрождения, в подделке «Краледворской рукописи», опубликованной в 1819 году, указывает Морену в некоторых местах — Морану как богиню смерти.
Во второй половине 19 века подделки Ганки были разоблачены, но именно благодаря его патриотическим фантазиям польская форма Марзана Марцана была вытеснена чешским Морена Морана. Так это закрепилось и в переводах на русский язык, также на Ганку ссылались русские исследователи. Русский фольклорист Александр Афанасьев в трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» 1865-1869 также напрямую связывает богиню смерти со сжиганием чучела на Масленицу, при этом полагает, что вместо имени забытой богини используется название народного праздника. Интересно, что у западных славян чучела Мораны не сжигали, а в основном топили в близлежащем болоте или другом водоеме. Примечательно, что Длугош, не ассоциируя Морану со смертью и увяданием, а, наоборот, отождествляя ее с плодородием и урожаем, отмечает, что поляки топили чучело в дни Великого поста. Русский публицист, поэт и филолог Андрей Кайсаров в своем труде «Мифология славянская и российская», увидевшем свет в начале 19 в. Тут Зивония, она же Зевана, согласно Длугошу — богиня охоты, которую он ассоциирует с римской Дианой.
Получается довольно интересный обряд — через потопление чучел богинь плодородия и охоты люди пытались избавиться от болезней и смерти. Возможно, отчасти в этом и кроется поздняя трансформация Морены из богини плодородия в богиню смерти. А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие — Масленицу. Тем не менее, как было отмечено выше, древние славяне не знали культа Морены, и вся эта обрядность, вероятно, возникла в средневековье. Возможно, тому были предпосылки в более ранних культах языческих богов, но в каких именно вряд ли сейчас возможно доподлинно установить. Каковым бы не было происхождение первого упоминания Морены у Длугоша, версия со сжиганием на Масленицу чучела богини смерти прочно укрепилась в обществе благодаря трудам разных авторов, некоторые из них перечислены выше. Версия эта нашла свой отклик и в современности.
Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти. Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности. Вплоть до того, что местами чучело отсутствует совершенно, а вместо него жгут костры. Так происходило, например, в Новгородской губернии в конце 19 — начале 20 века, где костры были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически. При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела. В Воронежской же губернии жгли и костры и чучела. В целом разжигание огня на Масленицу и сжигание в нем чего-либо — повсеместно распространенный обычай.
Могли сжигать наряженное в ветхие одежды чучело или просто бросать в костер старые вещи. Подобные ритуальные костры разжигали и тюрки-язычники на праздник Новруз — день весеннего равноденствия. Эта традиция сохранилась у тюркских народов до сих пор, а Новруз, как и Масленица превратился из религиозного в народный праздник. Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов. С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце. Афанасьев полагал, что само название «Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его.
Масло в данном случае служило символом достатка, сулило богатый и сытый новый год. Эта версия выглядит не слишком убедительной, поскольку традиционные русские блины в большинстве областей несколько отличались от тех блинов, что есть сейчас. Блины пекли не из пшеничной муки, поэтому они были темными и размером были меньше, приблизительно как оладьи. Размер был обусловлен тем, что пекли блины в печи, а не жарили на сковороде, как это делают сейчас. Маленькие и темные блины вряд ли можно назвать достойным олицетворением Ярилы. А те блины, что мы знаем, появились в России гораздо позже, вероятно в петровскую эпоху или позже, и именовались блинами на немецкий манер. Есть другая версия появления блинов на масленичном столе, которая выглядит более достоверной.
Одной из обрядовых сторон Масленицы было почитание духов предков и поминовение умерших. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом — в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. В Масленице наблюдается определенный пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои, скачки и т. Считалось, что поедание большого количества поминальных яств приносит определенную помощь умершим в потустороннем мире. Пятая часть всех блюд на столе посвящалась умершим, а первый испеченный на праздник блин клали на чердачное слуховое окошко — «угостить покойников». Но блины были не повсеместной традицией.
Где-то их не было вовсе, а где-то они были основным блюдом на столе. Интересно, что и сейчас блины считаются одним из главных поминальных блюд в некоторых областях России, а кое-где блином даже закрывают лицо усопшего. По мнению некоторых исследователей, язычники на Масленицу заключали помолвки, а в более древнюю эпоху — браки. Это также относят к культу плодородия, который таким образом распространялся не только на землю и животных, но и на людей. С появлением христианства Масленица начала терять свою языческую сакрализацию. Православная Церковь усердно боролось с язычеством и для этого пошла проверенным путем, христианизировав Масленицу. Поскольку время празднования 21 марта выпадало на Великий пост, а веселые гуляния и объедение никак не согласовывались с пониманием поста, то Масленицу перенесли на Сырную седмицу — последнюю подготовительную неделю перед началом поста.
Употребление на Сырной седмице любой скоромной пищи, кроме мясной, вполне согласовывалось с поеданием блинов и других яств праздничного стола. Была уменьшена также и продолжительность праздника до одной недели. Тогда же, вероятно, утвердились «тематические» дни недели масленичной недели в той форме, что дошли до нас: встреча, заигрыши, лакомка, разгуляй, тещины вечерки, золовкины посиделки, проводы. Неделю была разделена на узкую с понедельника по среду и широкую с четверга по воскресенье Масленицу, что, предположительно, является отголосками двухнедельного празднования. Масленица христианская. Христианская версия происхождения Масленицы не рассматривает ее как христианизированный языческий праздник, и определяет Масленицу как чисто христианскую традицию подготовки к Великому посту. Масленица отождествляется с Сырной седмицей мясопустом — последней подготовительной неделей перед началом Великого поста.
Сырной она именуется потому, что, согласно уставу, на этой неделе уже не вкушается мясная пища, но дозволяются молоко, яйца и рыба.
Христианская "масленница" совершенно не имеет никакого библейского или сакрального смысла, это только календарная "неделя перед началом Великого поста". Тогда как языческая Комедица - это по сути языческий праздник Нового года. Значение его огромно. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В эти дни считатось, что олицетворение солнца-мальчика Коляда становится солнцем-юношей Ярилой. Он въезжает в деревни на белом коне, являя собой весеннюю страсть и молодецкую удаль. Именно в его честь славяне пекли пресные лепёшки, а затем и блины. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества Рейтинг.
Также, Комоедицы переводят как «праздник поедания комов» - особых блинов, посвященных священному медведю. Традиции и обряды Комоедицы Комоедица — один из главнейших славянских праздников, ее очень ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. Работать в эти дни запрещалось, люди отдыхали: штурмовали ледовые городки, где пряталось чучело Марены; устраивали кулачные бои, причем бились по-настоящему, до крови.
Пролитая кровь — это тоже была жертва богам и будущему урожаю. Но особо примечателен последний день праздника. Последний день праздника В праздничное утро люди шли на капище.
Возле него и на перекрестках дорог сыпали зерно. Это для духов нави, которые в облике сорок его ели и не мешали праздновать. Накрывали стол на столе обязательно должна быть скатерть.
Кушали блины, кисель, мед и квас. Угощение делилось на несколько частей, обычно пять. Причем пятую часть отдавали духам предков: Честные наши родители!
Вот для вашей души блинок К капищу везли чучело Марены его делали из соломы и крепили на шест. Во время этого действа, народ становился вдоль дороги, кланялись ему. Славили богов и предков, возжигали огонь.
Каковым бы не было происхождение первого упоминания Морены у Длугоша, версия со сжиганием на Масленицу чучела богини смерти прочно укрепилась в обществе благодаря трудам разных авторов, некоторые из них перечислены выше. Версия эта нашла свой отклик и в современности. Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти. Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности. Вплоть до того, что местами чучело отсутствует совершенно, а вместо него жгут костры. Так происходило, например, в Новгородской губернии в конце 19 — начале 20 века, где костры были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически. При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела. В Воронежской же губернии жгли и костры и чучела. В целом разжигание огня на Масленицу и сжигание в нем чего-либо — повсеместно распространенный обычай. Могли сжигать наряженное в ветхие одежды чучело или просто бросать в костер старые вещи.
Подобные ритуальные костры разжигали и тюрки-язычники на праздник Новруз — день весеннего равноденствия. Эта традиция сохранилась у тюркских народов до сих пор, а Новруз, как и Масленица превратился из религиозного в народный праздник. Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов. С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце. Афанасьев полагал, что само название «Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Масло в данном случае служило символом достатка, сулило богатый и сытый новый год. Эта версия выглядит не слишком убедительной, поскольку традиционные русские блины в большинстве областей несколько отличались от тех блинов, что есть сейчас. Блины пекли не из пшеничной муки, поэтому они были темными и размером были меньше, приблизительно как оладьи. Размер был обусловлен тем, что пекли блины в печи, а не жарили на сковороде, как это делают сейчас.
Маленькие и темные блины вряд ли можно назвать достойным олицетворением Ярилы. А те блины, что мы знаем, появились в России гораздо позже, вероятно в петровскую эпоху или позже, и именовались блинами на немецкий манер. Есть другая версия появления блинов на масленичном столе, которая выглядит более достоверной. Одной из обрядовых сторон Масленицы было почитание духов предков и поминовение умерших. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом — в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. В Масленице наблюдается определенный пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои, скачки и т. Считалось, что поедание большого количества поминальных яств приносит определенную помощь умершим в потустороннем мире. Пятая часть всех блюд на столе посвящалась умершим, а первый испеченный на праздник блин клали на чердачное слуховое окошко — «угостить покойников». Но блины были не повсеместной традицией.
Где-то их не было вовсе, а где-то они были основным блюдом на столе. Интересно, что и сейчас блины считаются одним из главных поминальных блюд в некоторых областях России, а кое-где блином даже закрывают лицо усопшего. По мнению некоторых исследователей, язычники на Масленицу заключали помолвки, а в более древнюю эпоху — браки. Это также относят к культу плодородия, который таким образом распространялся не только на землю и животных, но и на людей. С появлением христианства Масленица начала терять свою языческую сакрализацию. Православная Церковь усердно боролось с язычеством и для этого пошла проверенным путем, христианизировав Масленицу. Поскольку время празднования 21 марта выпадало на Великий пост, а веселые гуляния и объедение никак не согласовывались с пониманием поста, то Масленицу перенесли на Сырную седмицу — последнюю подготовительную неделю перед началом поста. Употребление на Сырной седмице любой скоромной пищи, кроме мясной, вполне согласовывалось с поеданием блинов и других яств праздничного стола. Была уменьшена также и продолжительность праздника до одной недели. Тогда же, вероятно, утвердились «тематические» дни недели масленичной недели в той форме, что дошли до нас: встреча, заигрыши, лакомка, разгуляй, тещины вечерки, золовкины посиделки, проводы.
Неделю была разделена на узкую с понедельника по среду и широкую с четверга по воскресенье Масленицу, что, предположительно, является отголосками двухнедельного празднования. Масленица христианская. Христианская версия происхождения Масленицы не рассматривает ее как христианизированный языческий праздник, и определяет Масленицу как чисто христианскую традицию подготовки к Великому посту. Масленица отождествляется с Сырной седмицей мясопустом — последней подготовительной неделей перед началом Великого поста. Сырной она именуется потому, что, согласно уставу, на этой неделе уже не вкушается мясная пища, но дозволяются молоко, яйца и рыба. Следует особо рассмотреть саму традицию подготовки к Великому посту. Для этого необходимо проследить историю развития самого Великого поста. Первоначально Пасхальный пост длился всего один или два дня, был установлен апостолами по заповеди Христа о посте в тот день, когда отнимется Жених Мф. О таком посте писал священномученик Ириней Лионский: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих — даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи». В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней Пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще семь дней.
В дальнейшем длительность поста еще более увеличивалась, это обусловливалось стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе. Таким образом, в Древней Церкви Великий пост мог длиться три, шесть, семь или даже восемь недель. В итоге закрепился 40-дневный пост. Однако, в Древних Восточных Церквях, в частности, у еретиков-монофизитов, где наиболее авторитетным стал восьминедельный пост, появилась практика предварительных малых постов перед началом Великого поста. Яковитская монофизитская Церковь совершала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур. Православным ответом было установление сплошной седмицы после Недели о мытаре и фарисее, а позже — Сырной седмицы. Существует версия, что Сырная седмица или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году — как особое дополнительное покаянное время. Об этом повествует Никифор Каллист Ксанфопул XIV век в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав.
В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю эту неделю вкушали только хлеб и воду. Следовательно, Сырная седмица появилась при святителе Никифоре Константинопольском в начале IX века как противовес ересям. Таким образом, установление Сырной седмицы было не просто желанием исключить мясную пищу из рациона накануне поста, но, в первую очередь, было рациональным ответом на еретические практики. К тому же и богослужения Сырной седмицы получили свои особенности, свойственные постному уставу. Так, в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, в эти дни на богослужении произносится молитва прп. Ефрема Сирина с коленопреклонением. Последняя подготовительная неделя перед началом поста заканчивается воспоминанием изгнания Адама из рая, что было следствием его грехопадения. Об этом поется и читается на вечерни и утрени воскресного дня. В песнопениях говорится, что греховное состояние человечества подобно состоянию изгнанного из Рая Адама. Перед началом Великого поста, подготавливая к нему, Православная церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам.
Также этот день именуется Прощенным воскресением. В храмах совершается особый Чин прощения.
Когда сыр в масле катается? Как в Самарской области встречают весну
Наши предки считали, что таким нехитрым способом можно привлечь обновления в жизнь. Почему говорят "широкая Масленица"? Широкой Масленицей называют остальные дни блинной недели — с четверга по воскресенье в 2024-м — с 14 по 17 марта. Главные гулянья проходят как раз в этот период, когда нужно забыть про домашние заботы и дела. Кульминацией праздника станет последний день Масленицы, 17 марта, совпадающий с православным Прощёным воскресеньем. Что означает каждый день Масленичной недели? У каждого дня весёлого праздника Масленицы своё значение и чёткие традиции, которые передались нам от древних славян. Дело в том, что у праздника, который отмечали ещё древние славяне, есть чёткие традиции. Безусловно, сейчас они не соблюдаются в полной мере, но значение дней Масленицы народ хранит, передаёт из поколения в поколение.
Что делают в понедельник Масленицы? Понедельник — первый день Масленой недели — называют Встречей, в него принято делать горки изо льда. Согласно примете, чем дальше сани покатятся при спуске с горки, тем лучше будет качество урожая. Конечно же, в понедельник Масленицы начинается приготовление блинчиков. Первый нужно обязательно отдать бездомному. Ещё сегодня важно смастерить и выставить на улицу чучело Масленицы, которое сжигают в воскресенье. Что делают во вторник Масленицы? Вторник Масленицы величают Заигрышем.
В этот день устраивают весёлые игры, а ещё много гуляют на свежем воздухе, катаются на каруселях и санях. Как отмечают Масленицу в среду?
Коровы начинали давать молоко, из которого можно было сбить масло, именно весной. Из-за своей ценности этот продукт стал обязательным атрибутом такого важного праздника, как проводы зимы и встреча весны.
Третья версия связана с приходом христианства. Праздничные дни выпадают на неделю перед Великим постом — в это время нельзя есть мясо, но можно молочные продукты. Считается, что свое название Масленица получила потому, что люди пекли блины и обильно поливали их маслом. За семь дней Масленицы люди хотели успеть не только наесться впрок перед Великим постом, но и вдоволь повеселиться.
Поэтому они строили снежные крепости, горки и катки, ходили в гости друг к другу, катались на санях, а также гуляли и пели песни. Во время гуляний совершали различные ритуалы, которые помогали «убить» зиму и привлечь хороший урожай, задобрив красавицу-весну. Одна из популярных традиций — сжигание соломенного чучела, которое тоже называли Масленицей. В первые дни масленичной недели его встречали и задабривали, а в последний день — сжигали на большом костре.
Пепел чучела закапывали на полях, чтобы там вырос хороший урожай. Со временем традиции потеряли языческое значение, хоть и сохранились до наших времен. Например, сжигание чучела осталось символом проводов зимы и прихода весны, а не жертвой ради плодородия земель и хорошего урожая. Еще один атрибут Масленицы, который сохранился до наших дней — блины.
Раньше это угощение готовили, чтобы поминать усопших, затем оно стало символизировать солнце. Сейчас тоже пекут блины, чтобы поминать предков, но на Масленицу для большинства это просто вкусное угощение Масленицу празднуют не только в России и странах СНГ. У каждого дня Сырной седмицы были свои традиции и ритуалы, которые люди строго соблюдали. Многие сохранились до сих пор.
Традиции Масленичной недели 1. Понедельник: встреча. В первый день или даже накануне заканчивали строить снежные крепости и горы, сбивать качели и балаганы, а также делать чучело уходящей Зимы.
Так чем же все таки отличался тот праздник от нынешнего? Во первых, отличия в датах. И это не просто цифры. Язычество в своих расчетах всегда опирается на солнечный цикл, так как солнце у многих народов являлось не только верховным божеством, но и вообще символом Света, Добра, Любви. Поэтому основные праздники проходят в дни солнечной активности, так Комоедица "масленница" - праздновалась в день весеннего равноденствия, когда день становится равен ночи и со следующих суток начинается постепенное увеличение дневного света. Христианская традиция в свою очередь использует лунный календарь - поэтому многие ее праздники с плавающими датами зависят именно от лунных циклов, что в древности вообще было бы расценено как служение темным силам ночи... Второе - названия.
Праздник стал именоваться "Масленица" лишь с XVI века, когда был включен в церковные праздники и по времени "сдвинут" ближе к началу года из-за наличия у христиан Великого поста, которому церковная Масленица сырная седмица предшествует. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы.
В этот день зажигается огромное огневище костёр , в которое каждый присутствующий на празднике кладёт маленькую куколку, сделанную из соломы, на которую наговариваются пожелания счастья, радости, хорошего урожая и т. Вместе с куклой в огонь кладутся блины и зёрна просо, овёс для произрастания обильной пищи для домашней скотины , чтобы Боги даровали обильный урожай. Проводятся народные гуляния и прыжки через отдельное не жертвенное огневище, чтобы очистить свою Душу и телеса. Водятся хороводы, игрища и т. Славяно-Арии не празднуют т. Вот в лютом и морозном феврале по христиански и начинается Весна… Христианский лунный календарь не есть наше Наследие Предков, ни есть наша славяно-арийская Традиция, потому как Наши славяно-арийские Праздники ориентированы на Яр-Солнце, на Солнечный цикл, а посему настоящая древняя славяно-арийская Масленица приходит после того, когда день становится равен ночи, то есть после весеннего Равноденствия. В это время — славяне, провожая Зиму встречают Весну. Праздники Красногор и Масленица — это время, когда пробуждается Природа, приходит Весна и вновь рождённое Солнышко — дитя Коляды Зимнее Солнцестояние , пройдя через Зиму, крепнет и становится юношей Ярилой-Солнцем Весеннее Равноденствие.
Посему, некоторые славяно-арийские Рода считают праздник Весны — Красногор Новолетием, когда наступает новое Лето «год».
Комоедица – Медвежий праздник славян
И, в XVI веке Масленица (сырная седмица) была принята Церковью взамен запрещённой славянской Комоедицы. В середине XVIII века российский историк Василий Татищев заявил, что Масленица родилась из древнеславянского ритуала Комоедица. Когда день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Солнце-дитя Хорс становится юношей Ярилой (21 березня), славяне празднуют Комоедицу.
Комоедица – Медвежий праздник славян
Примечательно, что пекут в этот день не блины, а комы. Они так же имеют круглую форму, но состоят из 3 видов муки: овсяной, гороховой, ячменной. Конечно, комоедицы в Белоруссии не несут религиозного смысла. Это народные гуляния для веселья и привлечения туристов. Традиции комоедицы Большая часть знакома современникам и совпадает с масленичными. Печь блины, лепешки, пироги круглой формы.
Устраивать массовые гуляния. Соревнования в силе и ловкости, кулачные бои. Сжигание чучела. Некоторые для нынешнего поколения в диковинку. Почитание духов предков, рассыпание для них зерна на перекрестках.
Оставление пятой части угощений со стола для умерших предков. Поклонение языческим богам. Скатывание с холмов горящего колеса. Хороводы, прыжки через костер. Прославление молодоженов тех, кто поженился в этом году.
Их поздравляли, желали здоровья и здоровых деток. Что можно есть? Ответ будет различным для православных и атеистов.
Зима ушла, природа воскресла, земля впитала последний снег и готова была к новому плодородному году. А так как для крестьян урожай был главной ценностью, то наши предки старались помочь земле набраться сил для обильных урожаев. Масленица на Руси была своего рода литургией, только в роли бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву. Продолжение рода.
Плодородие земли отражалось и в тех, кто жил на ней. Круговорот жизни... Культ предков. Очередная попытка славян поближе рассмотреть тайну жизни и смерти. Наши предки верили, что покойные, чье тело находится в земле, а душа в краю мертвых, могли влиять на плодородие земли. Именно поэтому нужно было задобрить духов. Поминальные действа включали в себя жертвоприношения, траурный плач и обильные трапезы, в которых, по верованиям предков, принимали участие и сами покойники.
Название праздника Стоит отметить, что помимо встречи весны, в этот день наши предки славили Медвежьего бога. С самого утра, еще до завтрака все с песнями и плясками шли в лес, там раскладывали на пеньках «блинные жертвы». Это был дар великому Медовому зверю. А уже потом начиналось веселье и пиршество.
К празднику готовили не только блины, но и пироги, печенье, овсяный кисель, мед, квас и закуски. Пятую часть угощения на Комоедицу отдавали предкам. Эту еду ставили на открытое место возле священного огня.
Славянская Комоедица была широким народным гуляньем: люди устраивали пиршества, играли, состязались в силе и езде на лошадях. Кроме того, на Комоедицу сжигали соломенное чучело Что было запрещено на Комоедицу В праздник не стоит отказываться от лакомств и блинов. Считается, что первый съеденный блинчик может дать здоровье на целый год. Нельзя есть мясные продукты и переедать. Нельзя ругаться, ссориться, конфликтовать и злословить.
Никакой религии на нашей Родине не было. Было почитание русских великих предков, которые являлись детьми Богов. Такими же детьми являемся и мы — современные русские люди. Поэтому нам не нужно ходить в церкви, мечети и синагоги. У каждого из нас есть дома семейные фотографии: наши предки — это и есть наши настоящие боги. Его возраст оценивается учёными в 7 — 8 тысяч лет. Это один из древнейших русских праздников. Сегодня день почитания Медвежьего бога: принесение жертвы великому Медовому зверю. Двадцать третьего сухыя 24 марта , когда день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега, Славяне отмечают Комоедицы. Утром спешат на капище Утром люди торопятся на капище, на высокое место, где подсохла земля.
Первый блин – комам: что такое Комоедица и чем она отличается от Масленицы
Красногор, Масленица (Комоедица) | Корни празднования Масленицы уходят в славянское язычество, а оно опиралось на солнечный цикл. |
Комоедица в 2023 году, какого числа у православных, традиции и обряды | Комоедица-Масленица — это не просто празднование дня солнцеворота, а целая череда праздничных дней, которые сопровождались многочисленными традициями. |
Масленица — не то же, что неоязыческая «комоедица»: мнение | Есть мнение, что предшественницей известной нам Масленицы была Комоедица, а Велес в данном случае был Комом – медвежьим богом. |
История блинов
- Масленица славянский праздник
- Комментарии (0)
- Птички из теста
- Комоедица: в чем суть праздника и зачем угощать медведей блинами
- Комоедица 2024: что за праздник, когда отмечать и причём тут медведь
- Традиция печь блины на Масленицу – символика и история блюда — 21.02.2023 — Статьи на РЕН ТВ
Масленица - языческий праздник?
Комоедица. Славянская Масленица и встреча Весеннего Солнца | языческого праздника древних славян - друидов (волхвов). |
Telegram: Contact @diakon_Maslov | Древнейший славянский праздник Комоедица считают прародительницей Масленицы — самого вкусного и веселого торжества. |
Славянская Масленица (Комоедица) — празднуется в ближайшее полнолуние к Весеннему равноденствию... | языческого праздника древних славян - друидов (волхвов). |
Комоедица — славянский праздник Масленицы — обряды и обычаи | Масленица-Комоедица была долгожданным и радостным праздником, означавшим, что суровая зима более не властна над миром. |
Что такое Комоедица и чем она отличается от Масленицы | В XVI веке Сырная седмица (Масленица) была принята Церковью взамен запрещенной славянской Комоедицы. |
Когда сыр в масле катается? Как в Самарской области встречают весну
Наши предки считали, что таким нехитрым способом можно привлечь обновления в жизнь. Почему говорят "широкая Масленица"? Широкой Масленицей называют остальные дни блинной недели — с четверга по воскресенье в 2024-м — с 14 по 17 марта. Главные гулянья проходят как раз в этот период, когда нужно забыть про домашние заботы и дела. Кульминацией праздника станет последний день Масленицы, 17 марта, совпадающий с православным Прощёным воскресеньем. Что означает каждый день Масленичной недели? У каждого дня весёлого праздника Масленицы своё значение и чёткие традиции, которые передались нам от древних славян. Дело в том, что у праздника, который отмечали ещё древние славяне, есть чёткие традиции. Безусловно, сейчас они не соблюдаются в полной мере, но значение дней Масленицы народ хранит, передаёт из поколения в поколение. Что делают в понедельник Масленицы? Понедельник — первый день Масленой недели — называют Встречей, в него принято делать горки изо льда.
Согласно примете, чем дальше сани покатятся при спуске с горки, тем лучше будет качество урожая. Конечно же, в понедельник Масленицы начинается приготовление блинчиков. Первый нужно обязательно отдать бездомному. Ещё сегодня важно смастерить и выставить на улицу чучело Масленицы, которое сжигают в воскресенье. Что делают во вторник Масленицы? Вторник Масленицы величают Заигрышем. В этот день устраивают весёлые игры, а ещё много гуляют на свежем воздухе, катаются на каруселях и санях. Как отмечают Масленицу в среду?
Именно в его честь славяне пекли пресные лепёшки, а затем и блины. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Древние славяне называли медведя комом. Отсюда и название праздника Комоедица. Мало кто знает эту пословицу в полном варианте. Но первую фразу «Первый блин комом» знает каждый. И применение этой фразы имеет теперь отрицательный смысл, хотя изначальный не имеет никакого отношения к плохо испечённому блину. Комы-медведи — одни из основных символов праздника, поэтому он и называется в их честь. Ведь именно пробудившиеся от зимней спячки медведи олицетворяли раньше приход весны. И первый блин по пословице как раз и предназначался медведям в качестве подношения и уважения к правителю лесов. Тем самым славяне зазывали приход весны. Пекли блины самые старшие женщины в роду, а затем относили в лес. Мужчины, тем временем, строили снежную крепость и подготавливали место для игрищ.
Начертайте Руны их на Саньтиях и на камениях в Капищах и Святилищах ваших, дабы помнили Потомки ваши о временах тяжких, что принесет Река Времени, на волнах скоротечных своих... Сие Великое Предназначение надлежит исполнить, Вам, и потомкам вашим, чтобы правильно сбылось все, предначертанное Великим Рамхой, на поверхности сияющих волн Реки Времени, и за исполнением коего наблюдает Числобог... Теперь не поленитесь, и сравните с теми кознями, которые плетут против Девы-Царицы современные Силы Тьмы, описанные в первой части. Вот это событие вы сегодня «проедаете и просыпаете», уважаемые славяне. А через вас и весь Мир — Мир-град Земля. Заключительные строки «Русских Вед». Невеселая встанет година, и поднимется птица Обида, вступит девой на матушку Землю, лебедиными крыльями всплещет и прогонит годы обилья. Вы начнете ковать крамолу, и про малое молвить - большое! И придут языци неверные и прольют они вашу кровушку за неправду и беззаконие. Я на вас напущу стаи черных птиц, у которых клювы железные, и начнут те птицы летать, клевать. Вы нигде от птиц тех не скроетесь! Поспешите вы на могилы - ко усопшим своим родителям, и попросите их, чтоб пустили вас - вас не пустят к себе усопшие!
Предположительно, отсюда пошла поговорка «первый блин комам» то есть медведям. К празднику готовили не только блины, но и пироги, печенье, овсяный кисель, мед, квас и закуски. Пятую часть угощения на Комоедицу отдавали предкам. Эту еду ставили на открытое место возле священного огня. Славянская Комоедица была широким народным гуляньем: люди устраивали пиршества, играли, состязались в силе и езде на лошадях. Кроме того, на Комоедицу сжигали соломенное чучело Что было запрещено на Комоедицу В праздник не стоит отказываться от лакомств и блинов. Считается, что первый съеденный блинчик может дать здоровье на целый год. Нельзя есть мясные продукты и переедать. Нельзя ругаться, ссориться, конфликтовать и злословить.
Славянская масленица - традиции и обычаи праздника
На самом деле этот праздник считается славянской версией привычной многим Масленицы. Другими словами, после принятия христианства Комоедицу заменили Масленицей. «»: масленичная неделя в 2024 году продлится с 11 по 17 марта. день весеннего равноденствия.
РУСКАЯ МАСЛЕНИЦА ИЛИ КАК ФАЛЬСИФИЦИРОВАЛИ ВЕДИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК
Что такое Комоедица, значение Славянской Масленицы - Когда праздник Славянской Масленицы — Комоедицы в 2021 году - Существовала ли Масленица. Отсюда другое название Масленицы — Комоедица и правильное звучание поговорки «первый блин — комам», не имеющей ничего общего с неумелостью хозяйки. Масленица, Комоедица, Проводы Зимы могут оказаться просто льдинками, повисшими в пустоте. Славянская Масленица (Комоедица) — празднуется в ближайшее полнолуние к Весеннему равноденствию. Что такое Комоедица, значение Славянской Масленицы - Когда праздник Славянской Масленицы — Комоедицы в 2021 году - Существовала ли Масленица.
Комоедица — встреча весны. Славянские традиции
Прошу прощения, у тех кто, не вкладывая особого смысла во временные даты, просто гуляет толпой и жарит домашние блинчики. Попрошу прощения у всех, кто развлекался, пировал, думая, что празднует Великую Славянскую Встречу Весны в феврале. Потому - что собираюсь испортить вам ощущения от чувства исполненого долга. Это весёлое поедание блинов в феврале-начале марта, не славянский праздник весны. Скорее всего печальный обряд-ритуал подстроенный под христианские каноны. Все эти гуляния — большая неправда. Гуляния, затеваемые перед великим христианским постом, предшествующим Пасхе — это вынужденная кривда, как всякая полуправда, попытка совместить древнее ведичество язычество и христианство. Ведь еще в пятнадцатом веке, в соответствии со своим природным календарем, славяне праздновали приход Весны не зависимо от плавающей даты христианской Пасхи связанной с лунным календарем , а строго двадцать первого - двадцать второго марта, в дни весеннего Солнечного Равноденствия.
Вот это и был настоящий праздник Масленицы, славянский праздник Солнца а не Лунная Пасха. Так праздновали много, много и много раз. Праздник исчислялся Солнечным Коловоротом, в день, когда просыпалась Мать сыра-Земля, когда спускался к ней молодой и огненный Ярило — образ нашего Солнце. Это дни, когда в Явь приходили одни Боги и уходили другие. Который был официальным до 19 века, и традиционная Православная церковь не могла его искоренить. По традиции в этот день чествовали Солнце, как главное божество Славянской мифологии — Ярило. По Славянскому летоисчеслению многих родов именно этот день был началом нового года, поэтому считалось, что этот день нужно отмечать по особенному.
Все одевали свои лучшие наряды и устраивали посиделки с песнями и угощениями в самой большой избе села. В этот день возбранялись любые работы по хозяйству. Скотину по возможности выгоняли на солнышко. Считалось, что если в этот день светит солнце, то и год будет хорош для урожая. По этому дню говорили какой будет май. Если вначале светит солнце, а потом небо затягивало тучами и начинал идти снег, то говорили «Ярило, поманил, да обманул в мае вначале тепло будет, а потом снега бойся! Забылин ещё в 19 веке: "Масленичная неделя так же называлась "Сырной неделей", потому что в это время русские готовят «сырные» блюда - из яиц и молока масло, творог, сыр.
Все это не что иное, как народные традиции отмечания Масленицы. Повсеместно празднование Масленицы несло элементы карнавала переодевания, ношение масок, праздничные шествия с огнем, песни, развлечения, шутки, эротически окрашенные игры и изобилие еды. Да и само латинское слово карнавал означает прощание с мясом carnaval - сarne vale , а понятие карнавала четко закреплено за Масленицей - периодом перед началом Великого поста. Русская Масленица У древних восточных славян Комоедица, Комоедицы праздник - предшественник современной Масленицы выпадала не на февраль, как в более теплых регионах Европы, а на весеннее равноденствие 21 марта.
Вероятно, это было связано с более суровыми погодными условиями и более поздним приходом тепла. Как и в западной Европе, праздник наступления нового земледельческого года знаменовался у восточных славян весельем, разжиганием костров, состязаниями, играми, катанием с гор, походами ряженых, кулачными боями, непрестанным хождением в гости с обильными трапезами. В последний день праздничной недели сжигали чучело Марены-зимы Марена, или Морена - богиня царства мертвых и богиня плодородия в древнеславянских поверьях , провожая зиму и уничтожая вместе с ней все плохое, отжившее и ненужное, и приветствовали приход Живы-весны, которая спускалась на землю из Сварги - небесного царства богов. Современная Масленица В современной российской традиции Масленица по православному календарю выпадает на февраль или март.
Комоедицу реабилитировали и дали ей неделю перед Великим постом. Потому что народ не желал терять свои обычаи. А так мы праздновали Масленицу в нашем детском саду приобщая детей к народным традициям Публикации по теме: А у нас — Масленица! В нашем детском саду радостно и весело, с широким размахом прошло празднование Масленицы. Дети и взрослые приняли активное участие в этом. Презентация на тему «Сагаалган» Сагаалган — это новый год по лунному календарю.
Вторник: заигрыши. Во второй день праздничной недели традиционно устраивали смотрины, на которых женихи выбирали невест и сватались к ним.
Если семьи договаривались о браке, то свадьбу играли сразу после Пасхи. Среда: лакомка. В этот день столы ломились от угощений. По традиции, зять ходил в гости к теще на блины, которые она приготовила. При этом у каждой семьи рецепт блинов был свой — он передавался исключительно по женской линии. Для приготовления этого блюда использовали разные виды муки, от пшеничной до кукурузной, а в тесто могли добавлять все что угодно, даже картофель или манную крупу. Четверг: разгул. Когда начиналась широкая Масленица, люди прекращали все хозяйственные работы и приступали к настоящим торжествам.
Они гуляли, водили хороводы, пели колядки, катались на санях, устраивали битвы на кулаках, играли в снежки, а также жгли костры и прыгали через них. При этом главным развлечением первого дня широкой Масленицы считали штурм и захват снежных крепостей. Пятница: тещины вечерки. Второй день широкой Масленицы проводили с семьей. В этот раз в гости к зятю приходила уже теща, а не наоборот. Суббота: золовкины посиделки. Этот день посвящали родственникам мужа. Молодые невестки приглашали в гости сестер своих мужей, а также других их родственников.
Воскресенье: Прощеное воскресенье. В последний день масленичной недели люди просили прощения друг у друга за все обиды, которые нанесли за год. Обратите внимание, что эта традиция сохранилась до сих пор.