Сверхзвуковые беспилотники Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс» были разработаны в СССР для активации вражеской системы ПВО и в 80-х годах производились на Харьковском авиационном заводе. В случае с комплексом «Стриж», при проектировании беспилотного самолета-разведчика, первоначально речь шла о создании двухрежимного летательного аппарата. В семидесятых годах советская промышленность разработала и довела до принятия на вооружение беспилотные летательные аппараты тяжелого класса Ту-143 «Рейс» и Ту-141 «Стриж». Киевский режим попытался атаковать беспилотником Ту-141 "Стриж" в ударном исполнении, но его система навигации была выведена из строя комплексом РЭБ "Поле-21", который расположен в Тульской области. Предварительно установлена цель вчерашней атаки беспилотника Ту-141 «Стриж», который сбила ПВО в Дзержинском районе Калужской области, — это нефтеперерабатывающий «Первый завод».
Военкор Коц: Ту-141 «Стриж» не могли запустить по аэродромам России с ее территории
Рассказ о советском БПЛА «Стриж», истории его создания, эволюции беспилотников, созданных в ОКБ А.Н. Туполева, конструкции Ту-141, его основных тактико-технических характеристиках и практическом применении. В случае с комплексом «Стриж», при проектировании беспилотного самолета-разведчика, первоначально речь шла о создании двухрежимного летательного аппарата. Один из таких аппаратов упал в районе Румынии, другой Ту-141 «Стриж» разбился под Загребом в Хорватии.
В Крыму упал запущенный с территории Украины беспилотник Ту-141
вооружения, специальная военная операция, украина, бпла, Ту-141, стриж Пуск беспилотного летательного аппарата Ту-141. Киевский режим попытался атаковать российскую территорию с помощью беспилотника Ту-141 "Стриж" в ударном исполнении, заявило Министерство обороны в РИА Новости, 27.03.2023. Киевский режим попытался атаковать беспилотником Ту-141 "Стриж" в ударном исполнении, но его система навигации была выведена из строя комплексом РЭБ "Поле-21", который расположен в Тульской области. Им оказался аппарат Ту-141 «Стриж». Об этом сообщил источник в экстренных службах. Известно, что беспилотник принадлежал Вооруженным силам Украины.
С упавшим в Тульской области беспилотником «Стриж» Украина готовила экологическую катастрофу
При крушении аппарата она сдетонировала в земляной воронке — пострадало несколько автомобилей, жертв среди местного населения нет. Для начала проведем сверку на местности. Существуют веские основания утверждать, что географический центр Европейского континента находится на территории Украины. К такому выводу пришли советские исследователи, после Второй мировой войны проводившие соответствующие расчеты. Они подтвердили утверждение географов Австро-Венгерской империи о том, центр Европы располагается в селе Дилово на реке Тиса. Там в 1887 году были установлены историческая отметка и большой камень. Согласно картам современной Украины, Дилово находится в Раховском уезде Закарпатской области, неподалеку от румынской границы. Несколько сотен километров дорог в направлении на юго-восток приведут к поселку городского типа Рауховка в Березовском районе Одесской области. Там расположена единственная в мире воинская часть, эксплуатирующая комплексы оперативно-тактического назначения ВР-2 с БЛА Ту-141 «Стриж».
Именно в Рауховке находится база 321-й отдельной эскадрильи беспилотных самолетов-разведчиков ВСУ. Военнослужащие этой части принимали участие в так называемой антитеррористической операции АТО в Донбассе в составе межвидовой группировки ВСУ. Начиная с 2014 года отмечались единичные случаи запусков «Стрижей» для проведения воздушной разведки территории, контролируемой ополченцами Донецкой и Луганской народных республик. Более активно здесь применялись меньшие по размеру Ту-143 комплекса «Рейс», а в последние пару лет — гораздо более современные «Байрактары», поставленные Турцией. По взлетной массе они отличаются в 4,5 раза 5,5 т для «Стрижа» и 1,23 т для «Рейса». По дальности различие еще сильнее: Ту-141 способен пролететь расстояние около 1000 км, Ту-143 — лишь 180. Первый способен продержаться в воздухе более часа, второй — всего-навсего 13 минут. Связывает два типа БЛА происхождение: оба разрабатывались в советское время конструкторским бюро Андрея Николаевича Туполева.
Имеют схожую аэродинамическую компоновку: треугольное крыло малого размаха у Ту-141 — около 4 м, Ту-143 — 2,24 м , оперение только вертикальное. Взлет при помощи порохового ускорителя с пусковой установки на колесной платформе, посадка — при помощи парашюта. Маршевая силовая установка представлена одним турбореактивным двигателем, в случае Ту-141 — типа КР-17 тягой 2 т, Ту-143 — ТР3—117. Количество циклов использования полностью сохраняемого летательного аппарата требуется лишь новый стартовый ускоритель — пять, что было нормально для 70-х годов прошлого века, а сегодня считается смехотворно малым. Харьковский авиационный завод осуществлял сборку БЛА типа Ту-141.
В 2014-м на Украине начались работы по модернизации беспилотников, но они касались исключительно разведывательных характеристик. Однако переоборудование дронов под использование датчиков GPS производилось, скорее всего, уже тогда. По словам экспертов, после небольшой доработки "Стрижи" и "Рейсы" превращается из "разведчиков" в "террористов". Он должен был возить фотоаппаратуру. Плюс у него стоял старый советский маршрутизатор, который тоже весит немало. Современные технологии позволяют разместить авиационную аппаратуру меньшего веса. Это блок GPS. Всё остальное они заполняют взрывчатым веществом, — отмечает военный эксперт Алексей Леонков. По некоторым данным, с 2015 года в программе по модернизации Ту-141 и Ту-143 участвуют представители американских компаний Raytheon и Lockheed Martin. Системами GPS украинские беспилотники сначала оборудовали из готовых поставляемых комплектов, а с 2022 года модернизация, предположительно, проходит на Харьковском авиационном заводе при активном участии специалистов из США. По предварительным данным, там могло находиться около 50 модернизированных "Стрижей" и "Рейсов". Сколько на Украине беспилотников "Стриж" По словам военного эксперта Алексея Леонкова, помимо "тестирования" российской ПВО Киев ставит перед собой задачу по совершенствованию управления своими беспилотниками.
Самолётом владеет компания «Стриж Авиа». Координатыпропавшего воздушного судна неизвестны. На борту находятся три человека, из них один пассажир.
Об этом сообщало Минобороны РФ. На Украине после развала Советского Союза осталось 90—100 беспилотников, из них примерно 36—40 Ту-141 и 60—64 Ту-143. Несмотря на то что эти беспилотники на некоторое время сняли с вооружения, они остались на полковых складах в Хмельницком и на авиационном заводе в Харькове. Ту-143 Поскольку эти беспилотники производились на Харьковском авиационном заводе, у Украины сохранилось преимущество в их эксплуатации и модернизации, ведь чертежи и техническая документация остались там, как и специалисты, которые могли эксплуатировать, обслуживать и модернизировать эти летательные аппараты. Поэтому в 2015 году Украина решила снять их с хранения и модифицировать для использования в качестве ударных беспилотников, установив на борт снаряд калибра 152 мм или авиабомбу ОФАБ-100-120 из арсенала украинских самолетов Су-27, МиГ-29. По состоянию на 2017 год, чтобы уменьшить вероятное отклонение от цели, исходная автономная инерциальная навигационная система была дополнена коммерческой системой GPS, предназначенной для точной коррекции курса.
Удар по аэродрому в Энгельсе был нанесен советским БПЛА Ту-141 «Стриж»
Военный аналитик Алексей Живов заявил об уязвимости России в случае со взрывом беспилотника Ту-141 «Стриж» в Тульской области. ВСУ переделали беспилотник Ту-141 «Стриж» Фото: Владимир Жабриков © Рассказ о советском БПЛА «Стриж», истории его создания, эволюции беспилотников, созданных в ОКБ А.Н. Туполева, конструкции Ту-141, его основных тактико-технических характеристиках и практическом применении. Военное ведомство подтвердило появившиеся накануне сообщения, что 26 марта над Киреевском взорвался БПЛА Ту-141 «Стриж». Ту-141 — околозвуковой беспилотник с крейсерской скоростью примерно тысяча километров в час и дальностью полета в районе тысячи километров. Эксперт рассказал об опасности украинского беспилотника Ту-141 «Стриж», который накануне был уничтожен средствами российской противовоздушной обороны в Брянской области.
Комплекс «Поле-21» под Тулой вывел из строя украинский беспилотник Ту-141 «Стриж» со взрывчаткой
Впрочем, в марте 2022 г. Он предусматривал установку на БПЛА нештатной боевой части большой массы. После этого Ту-141 превращается в крылатую ракету невысокой точности, но с достаточно большой дальностью полета. Крушение Ту-141 в Загребе 20 марта 2022 года в ходе вторжения России на Украину один из Ту-141 тип 2, произведённый между 1983 и 1989 годами, разбился в столице Хорватии г. Беспилотник вошёл в воздушное пространство Хорватии из Венгрии[10], куда прилетел из Румынии.
В то же время следует также отметить, что беспилотник "Стриж" имеет некоторые преимущества перед обычными летательными аппаратами, используемыми в военных операциях. В частности, он обладает высокой маневренностью, способностью вести дальнюю разведку и оставаться незамеченным в воздухе. На вопрос почему же беспилотник "Стриж" был не обнаружен радарами, специалист Живов ответил, что это со специальной системой подавления радиоволн, поэтому они не видны в устройствах слежения, таких как радары.
В частности, он обладает высокой маневренностью, способностью вести дальнюю разведку и оставаться незамеченным в воздухе. На вопрос почему же беспилотник "Стриж" был не обнаружен радарами, специалист Живов ответил, что это со специальной системой подавления радиоволн, поэтому они не видны в устройствах слежения, таких как радары.
Тогда повреждений и пострадавших не было. Но когда 14 сентября «Стриж» сбили на Ставрополье у села Кендже-Кулак Туркменского района, были ранены 5 человек. Крайний случай произошел сегодня на аэродромах Дягилево под Резанью и Энгельс под Саратовом. Там трое военнослужащих-техников погибли, а ещё четверо получили ранения.
Комплекс «Поле-21» под Тулой вывел из строя украинский беспилотник Ту-141 «Стриж» со взрывчаткой
Это серьезная инженерная работа, не просто так на коленке сделаешь, бомбу положишь. То есть, предприятие, которое должно работать, это делать. Почему до сих пор функционирует? Непонятно»,заявил Сивков.
Интересно то, что удар по энергетической инфраструктуре Украины вечером 5 декабря никак не мог быть ответом на удар по аэродромам — подготовка к вылетам продолжается несколько часов. Скорее уж украинская атака должна была сорвать вылет самолётов стратегической авиации.
Телеграм-канал Аtomic cherry пишет: «В Российской Федерации больше нет аэродромов, инфраструктура которых подходила бы для обслуживания самолетов такого класса на регулярной основе. Есть ряд аэродромов, способных принимать стратегические бомбардировщики на дозаправку, но не обеспечивать их функционирование в течение длительного времени — поэтому рассредоточить самолеты физически невозможно. Предполётное обслуживание, например, Ту-160 занимает в общей сложности несколько суток, требует большого количества квалифицированного персонала и специализированного оборудования. В советское время это не доставляло больших сложностей, но …для современной России массовая организация подобных процессов слишком сложна и дорогостояща. Более того, вкладывать ресурсы в расширение инфраструктуры стратегической авиации никогда не планировалось по причине полного отсутствия целесообразности.
Российская стратегическая авиация — это в первую очередь элемент престижа, она давно не является полноценным военным инструментом. Это набор глубоко устаревших самолетов и не менее устаревших авиационных вооружений, созданных под доктрины и задачи, реализация которых невозможна вот уже более 30 лет как по ряду объективных причин. Потому и ущерб от нанесения этого удара находится преимущественно в сфере престижа. Тут, правда, есть много вопросов. Кроме того, модернизированные БПЛА снабжённые, например, аппаратурой GPS могли лететь на малой высоте, что ещё более осложняет их обнаружение и поражение.
По состоянию на 2017 год, чтобы уменьшить вероятное отклонение от цели, исходная автономная инерциальная навигационная система была дополнена коммерческой системой GPS, предназначенной для точной коррекции курса. А вот модифицированные беспилотники Ту-141 оказались гораздо более опасными и более эффективными, даже чем современные беспилотники, поставляемые НАТО. Несмотря на создание постоянных помех GPS вокруг стратегических объектов, таких как военные аэродромы «Энгельс», 26 декабря украинский беспилотник долетел до авиабазы в Энгельсе и был сбит, по заявлению Минобороны РФ, в непосредственной близости к аэродрому. При этом осколками беспилотника были убиты трое военнослужащих. Почему это произошло? Низковысотная траектория полета Ту-141 была запрограммирована таким образом, чтобы избежать зоны действия российских зенитных батарей.
В некоторых случаях «Стрижи» достигают своих целей, как было в Туапсе, где попадание пришлось на нефтебазу, а в некоторых падают из-за разных причин — внешних препятствий или ошибок наведения. Но сегодняшний удар больше похож на «прощупывание» ПВО и оценку того, насколько далеко сможет пролететь Ту-141 от Украины незамеченным. Массовое производство реактивных беспилотников Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс» было остановлено с распадом Советского союза. В период с 1978 по 1989 годы на предприятии в Харькове было выпущено 152 единицы «Стрижей», значительная часть которых оказалась на Украине. Судя по данным открытых источников, с начала боевых действий ВСУ использовали 29 реактивных БЛА Ту-141, один из которых долетел даже до хорватского Загреба. Еще несколько единиц украинские формирования применили в 2014 году на Донбассе. Украинские формирования весьма трепетно относятся к их задействованию, в отличие от тех же китайских Mugin-5. Это позволяет предположить, что количество Ту-141 ограничено, и их берегут на особый случай.
Живов сообщил, что «Стрижи» со взрывчаткой могут представлять реальную угрозу
Есть ряд аэродромов, способных принимать стратегические бомбардировщики на дозаправку, но не обеспечивать их функционирование в течение длительного времени — поэтому рассредоточить самолеты физически невозможно. Предполётное обслуживание, например, Ту-160 занимает в общей сложности несколько суток, требует большого количества квалифицированного персонала и специализированного оборудования. В советское время это не доставляло больших сложностей, но …для современной России массовая организация подобных процессов слишком сложна и дорогостояща. Более того, вкладывать ресурсы в расширение инфраструктуры стратегической авиации никогда не планировалось по причине полного отсутствия целесообразности. Российская стратегическая авиация — это в первую очередь элемент престижа, она давно не является полноценным военным инструментом. Это набор глубоко устаревших самолетов и не менее устаревших авиационных вооружений, созданных под доктрины и задачи, реализация которых невозможна вот уже более 30 лет как по ряду объективных причин. Потому и ущерб от нанесения этого удара находится преимущественно в сфере престижа.
Тут, правда, есть много вопросов. Кроме того, модернизированные БПЛА снабжённые, например, аппаратурой GPS могли лететь на малой высоте, что ещё более осложняет их обнаружение и поражение. Во-вторых, несмотря на печальный опыт ударов противника по российским аэродромам в Сирии, Крыму и на территории Украины, меры по рассредоточению, маскировке и защите самолётов стратегической авиации предприняты не были. Несмотря на требования устава. Тут, в общем, работают те же негативные факторы, что и во всей российской армии.
ФОТО Министерство обороны РФ официально признало атаку украинских дронов на российские военные аэродромы в глубоком тылу.
В результате атаки повреждены стратегические ракетоносцы Ту-195 иТу-22М3. В результате падения и взрыва на российских аэродромах обломков украинских БПЛА была незначительно повреждена обшивка корпуса двух самолетов», - заявил официальный представитель Министерства обороны РФ Игорь Конашенков. По данным российского военкора Александра Коца, атака на российские аэродромы была совершена советскими БПЛА Ту-141 «Стриж», которые имеют дальность полета 1000 км.
По словам экспертов, у ВСУ есть определённый план и варьирование тактики для применения таких дронов.
В атаке на Тулу, скорее всего, было ручное управление, — отмечает военный эксперт Алексей Леонков. Ту-141 "Стриж" и Ту-143 "Рейс": характеристики, скорость, дальность полёта Ту-141 "Стриж" и Ту-143 "Рейс" — многоразовые советские оперативно-тактические беспилотники, разработанные в КБ Туполева в 70-х. У них разные габариты, дальность действия, полезная нагрузка. Изначально дроны предназначались для разведки позиций вероятного противника.
В 2014-м на Украине начались работы по модернизации беспилотников, но они касались исключительно разведывательных характеристик. Однако переоборудование дронов под использование датчиков GPS производилось, скорее всего, уже тогда. По словам экспертов, после небольшой доработки "Стрижи" и "Рейсы" превращается из "разведчиков" в "террористов". Он должен был возить фотоаппаратуру.
Плюс у него стоял старый советский маршрутизатор, который тоже весит немало. Современные технологии позволяют разместить авиационную аппаратуру меньшего веса. Это блок GPS.
Атакованный город находится в 40 км от Тулы. Пострадали трое граждан России. Куда летел беспилотник, который может нести на борту до 100 кг взрывчатки, а также, откуда он был запущен — доподлинно неизвестно.
Регистрация
- Поделиться
- Эксперт Сивков оценил количество оставшихся у Украины реактивных беспилотников Ту-141 «Стриж» »
- Стала известна цель БПЛА Ту-141 «Стриж» в Дзержинском районе Калужской области
- Пятый пункт для взрывного «Стрижа» / Вооружения / Независимая газета
Интервью президента
- Полет «Стрижа»: О новом дальнобойном оружии Украины и том, как ему противостоять
- История создания
- Стриж – последние новости
- Кто превратил советский Ту-141 в беспилотник-камикадзе - Hi-Tech