«Хова́нщина» — народная музыкальная драма (опера) Модеста Мусоргского в пяти действиях и шести картинах на собственное либретто, основанная на исторических событиях. Сегодня мы рассматриваем оперу М. П. Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина". Апогеем фестиваля стал показ оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в полной версии, протяженностью более трех часов.
ГТРК Тверь Видео Фестиваль имени М П Мусоргского завершила опера Хованщина
На родине Модеста Мусоргского 20 апреля пошел масштабный музыкальный фестиваль «Гений Места». Этап марафона приурочен к 185-летию со дня рождения композитора. Об этом сообщили в пресс-службе театра. Огромным театрам, таким как Большой и Мариинский, важно почитать родину Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова и Глинки», — рассказал художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев. Он отметил, что на родине Мусорского фестиваль «Гений места» проводится не в первый раз. Программа была насыщенной. На сцене Псковского академического театра драмы имени А.
Подзаголовок пьесы Светличного отсылает сразу к нескольким источникам: опере Владимира Раннева «Два акта», 2014 , книгам Умберто Эко «Пять эссе на темы этики», 1997 и Ричарда Тарускина «Мусоргский. Восемь эссе и эпилог», 1993. В «Расколе» современные исполнительские и композиционные техники сочетаются с практиками джазового музицирования, а расшифровки спектра колоколов Московского Кремля, сделанные Константином Сараджевым, — со ссылками на саундтрек к «Ивану Грозному» 1944 Сергея Эйзенштейна. Отправной точкой для размышлений над «Хованщиной» стала постановка оперы Мусоргского, осуществленная в 2007 году в Баварской опере Дмитрием Черняковым, которому автор мысленно посвящает партитуру «Раскола». Антон Светличный р. Окончил Ростовскую государственную консерваторию имени С.
Эта парижская постановка подверглась резкой критике Римского-Корсакова, обозвавшего действия композиторов, равно как и действия Дягилева, «вандализмом». Равель же показал себя как ярый защитник музыкальных идей Мусоргского, заявив, что они не нуждаются ни в каких улучшениях и самобытны сами по себе. Впрочем, и эта трактовка «Хованщины» не была достаточно удачной, вступая в противоречие с первоначальным замыслом Мусоргского. Коренной перелом в судьбе произведения можно связать с именем Д. Именно он создал полную партитуру оперы, основываясь на клавире П. Ламма и частично — на редакции Римского-Корсакова. Именно в этой оркестровке наиболее полно выражены идеи автора и именно она может считаться самой близкой к оригиналу. Шостакович выполнил эту работу в 1958 году, по отдельному заказу для киностудии «Мосфильм», а в 1959 году «Хованщина» впервые была транслирована по телевидению. Эта же оркестровка была взята Р. Тихомировым для постановки в 1960 году, на сцене академического Театра оперы и балета имени С. Дирижировал С. К большому сожалению, театр не смог открыть зрителю подлинного Мусоргского, так как при новой аранжировке местами оставили старый текст. Таким образом, «Хованщина» утратила заложенную изначально целостность, а интерпретация ее и вовсе осталась без изменений. В 1950 году «Хованщина» была поставлена в Москве, где заслужила Сталинскую премию, а через 10 лет, в 1960 году, добралась до Санкт-Петербурга. Настоящим прорывом в понимании драматургии Мусоргского стала постановка оперы Театром оперы и балета Белорусской ССР в 1971 году. Впервые она была показана как динамичная, настоящая народная драма, полная жизни и движения. В Вене «Хованщина» исполнялась в 1989 году, когда за дирижерским пультом стоял гений музыки К. Аббадо, а режиссером был А. Постановка была очень тепло принята публикой. В 1999 году в Саратове очередная постановка, в редакции Д. Шостаковича, дирижер — Ю. В ноябре 2014 года вновь состоялась постановка «Хованщины» в Вене, дирижер — американец Семен Бычков, театральный режиссер — Лев Додин. Пресса и оперные обозреватели очень неоднозначно восприняли постановку, наполненную странными образами и дикими технологическими решениями.
Для меня всё это было в первый раз — оказаться на большой сцене. Благодаря этому я смогла из простого хориста перевоплотиться в хориста — оперного артиста. Новым ощущением для меня стало взаимодействие на сцене с дирижёром, другими участниками хора и спектакля, оркестром и, самое главное, — зрителем! Перед выходом на сцену я не волновалась, но волнение появилось с осознанием того, что у нас есть один шанс для правильного исполнения, и спетого уже не перепоешь, как это было на репетициях. Было заметно, как волновались солисты. Для кого-то это было впервые. Этот опыт мне понравился, но я думаю, что это не для меня: для такой работы буквально нужно жить театром. Хотелось знать, что происходит на сцене, и каждую свободную от игры минутку я поглядывала туда. Обстановка в яме мне показалась интересной: ничего не видно, кроме дирижёра, светящегося пульта и краешка сцены. Наблюдая за работой дирижёра, который управлял двумя коллективами одновременно, я убедилась, что это очень сложно. Последние репетиции были достаточно продуктивными, с каждым разом всё было лучше и лучше.
Характеристика первого действия
- На новой сцене Мариинского театра представят «Хованщину» — к 185-летию Модеста Мусоргского
- «Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского
- Под знаком стрельцов: Гергиев и Мариинка привезли в Москву «Хованщину» | Статьи | Известия
- В Астрахани прошла грандиозная премьера оперы “Хованщина”
- Наши партнеры
М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание
Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года. Отправной точкой для размышлений над «Хованщиной» стала постановка оперы Мусоргского, осуществленная в 2007 году в Баварской опере Дмитрием Черняковым, которому автор мысленно посвящает партитуру «Раскола». Снимок в открытие статьи: сцена из оперы композитора Модеста Мусоргского «Хованщина» в постановке режиссера Александра Лазарева на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко/ Фото: Дмитрий Лекай/Коммерсантъ. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы.
В Астрахани представили оперу «Хованщина»
Проект рассчитан на людей разных вкусов, интересов, специальностей. Данную оперу отличают эпичность, историчность и духовно-нравственная напряженность. Знакомство с традициями русской культуры посредством постановок оперных спектаклей в «живых» декорациях занимают особое место в культурной жизни региона. Уникальность проекта заключается в его жизненности-живой связи событий XVII века с современностью. Эти события, получившие название Хованщина, напоминают нам о необходимости сплоченности общества, о необходимости ставить государственные интересы выше собственных амбиций. Цель Приобщение населения к русской классической музыке и развитие интереса к истории России у детей и молодежи, способствование единству и сплоченности нации Задачи Определение постановочной группы и участников проекта, согласование проекта постановки спектакля.
Работа над постановкой спектакля изготовление декораций, костюмов, бутафории в соответствии с утвержденными эскизами, световое решение постановки, работа режиссера, разучивание партий солистами, хором и оркестром Привлечение волонтеров Премьерный показ оперы М. Этот политический водоворот аккумулировался, отражался в искусстве того времени. Два основных общественно-политических вопроса — крестьянский и вопрос самодержавия в России — в это пореформенное время становились все более значимыми, злободневными. Серьезными сдвигами в идейной жизни общества становятся 60-70-е годы XIX столетия. Многие произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры, созданы во второй половине XIX века.
В искусстве наступила эпоха критического реализма, который становится основным художественным направлением того времени.
Совсем другой звук, который, кстати, доносится далеко за пределы кремлёвских стен. Да и театральные законы и приёмы работают по-иному. Всё намного масштабнее. Над такой глобальной постановкой работали более 600 человек. К астраханским артистам присоединился государственный хор Республики Калмыкия, а также студенты Астраханского колледжа искусств и музыкального колледжа. Для исполнения главных партий приглашены именитые оперные голоса из известных театров России. Так же считают и зрители.
Было заметно, как волновались солисты. Для кого-то это было впервые. Этот опыт мне понравился, но я думаю, что это не для меня: для такой работы буквально нужно жить театром. Хотелось знать, что происходит на сцене, и каждую свободную от игры минутку я поглядывала туда. Обстановка в яме мне показалась интересной: ничего не видно, кроме дирижёра, светящегося пульта и краешка сцены. Наблюдая за работой дирижёра, который управлял двумя коллективами одновременно, я убедилась, что это очень сложно. Последние репетиции были достаточно продуктивными, с каждым разом всё было лучше и лучше. На выступлении были погрешности, но я думаю, что опера собралась в единое целое. Люди, которые поделились с нами своим мнением о премьере «Хованщины» — это малая часть коллектива, благодаря которому прозвучало произведение. Да, это всего лишь студенческая постановка, однако участники постарались выложиться на полную и показали неплохие результаты. Желаем всем дальнейших успехов и плодотворного творческого развития!
Этот политический водоворот аккумулировался, отражался в искусстве того времени. Два основных общественно-политических вопроса — крестьянский и вопрос самодержавия в России — в это пореформенное время становились все более значимыми, злободневными. Серьезными сдвигами в идейной жизни общества становятся 60-70-е годы XIX столетия. Многие произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры, созданы во второй половине XIX века. В искусстве наступила эпоха критического реализма, который становится основным художественным направлением того времени. Мусоргский являлся ярким представителем "Могучей кучки", целью этого творческого союза было сохранение русской самобытности в культуре и в музыке в частности. При всем своем реализме и честном изложении событий истории страны, Мусоргскому всегда был противен дух революции. Эпоха Мусоргского имела примечательные особенности, позволяющие осуществить в художественном произведении условности хронологии происходящего. Опера «Хованщина» — редчайший случай в истории музыки, когда результатом глубокого научного исследования становится произведение искусства. Поставив данный спектакль, будет осуществлена попытка показать посредством искусства существующие параллели между историческими событиями прошлого и современностью. Хованщина-это звено в цепи исторических событий второй половины XIX века, для которой характерна борьба за власть между Милославскими и Нарышкиными. Вовлечение в эту борьбу стрелецкого войска сделало ее кровавой.
Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО
Мусоргский начал работу над оперой летом 1872 года, когда еще не был полностью завершен «Борис Годунов». В Московском музыкальном академическом театре имени Станиславского и Немировича-Данченко — опера Мусоргского «Хованщина». 2022 2 сентября оперой М. П. Мусоргского "Хованщина", осуществление проекта стало возможным благодаря национальному проекту. В минувшую субботу на Соборной площади Астраханского кремля состоялось открытие II Международного фестиваля классической музыки OperaFirst 2022 и показ оперы Мусоргского «Хованщина».
Северо-Осетинский информационный портал «REGION15.RU».
Основной сюжет разворачивается в Москве во время стрелецких бунтов 17 века. Начальник стрелецких войск князь Хованский и претендент на трон князь Голицын пытаются заключить союз перед лицом новой силы в лице молодого царевича Петра. Сюжет не имеет книжного первоисточника, а либретто по историческим документам создано самим Мусоргским, страстно увлеченным русской историей. Впервые «Хованщина» была исполнена 9 февраля 1886 года силами Музыкально-драматического кружка любителей в Зале Кононова, в Санкт-Петербурге. Премьера в Мариинском театре состоялась 7 ноября 1911 года благодаря активному участию Фёдора Шаляпина.
Правда, иногда на фоне феноменального оркестра, хотелось от певцов большей харизмы и личностного посыла. И надо заметить, что мариинцы Владимир Ванеев Хованский и Станислав Трофимов Досифей в этом спектакле смотрелись органичнее москвичей - Дмитрия Ульянова Хованский , Владислава Попова Досифей , Ксении Дудниковой Марфа , души которых, казалось, стремились скинуть эффектные, но все же анахроничные одеяния и парики... Кстати, уже давно в планах Большого значится премьерная постановка "Хованщины", которую должен осуществить всемирно известный английский режиссер Саймон Монтегю Макберни. Но то пандемия, то и общественные события поставили этот проект на паузу пока ориентировочно до 2026 года. Между тем В эти же дни на Новой сцене Мариинки была показана другая знаменитая опера Мусоргского, уже в постановке Большого театра - "Борис Годунов" также в режиссуре Леонида Баратова и в сценографии Федора Федоровского, но 1948 года при участии мариинских хора, оркестра и части солистов за дирижерским пультом - Алексей Богорад. Главной звездой этих гастролей стал Ильдар Абдразаков в образе русского самодержца.
Досифей не только фанатик-старообрядец, но и человек большого сердца, в чьей душе находят отклик страдания народа. Рядом с ним Марфа-раскольница, с ее глубоким душевным чувством, непреклонной честностью и непримиримостью ко лжи и обману, один из самых поэтических образов Мусоргского. Все они раскрыты во всей полноте своих жизненных проявлений с той удивительной правдивостью, которая так свойственна Мусоргскому. Хованский и Досифей — разные люди. Но их объединяет приверженность к «святой старине», враждебность к новому, что несут России петровские реформы. Пользуясь своим влиянием на стрельцов и раскольников, они пытаются задержать шествие нового. Однако «хованщина» так назван в опере стрелецкий мятеж находит свой бесславный конец, в горящем скиту гибнут Досифей и верные ему раскольники. Над русской землей всходит заря новой жизни, символически воплощенная в музыке знаменитого вступления к опере «Рассвет на Москве-реке». Конечно, содержание «Хованщины» шире и многообразнее этого схематического изложения.
В ней рассказано о душевной драме Марфы, обманувшейся в своей любви к князю Андрею Хованскому, о сложных дворцовых интригах, в которых замешан князь Голицын, при всем своем «западничестве» также являющийся приверженцем старого. Самое же главное высказано композитором в замечательных народных сценах. Они поражают богатством и жизненностью зарисовок, правдой раскрытия народных характеров. Здесь с особенной силой раскрывается дар композитора-психолога, воплощающего в своей музыке тончайшие черты и широкие движения народных масс. Мусоргский глубоко и тонко сумел показать трагедию обманутого в своих надеждах народа. Один из главных узлов драматургического конфликта находится во втором действии, где в начале слышится архаическая песня раскольников.
Первая профессиональная постановка «Хованщины» состоялась в Русской частной опере Саввы Мамонтова в 1897 году. На сцене Мариинского театра опера была поставлена в 1911 году, а в Большом — в 1912 году. Действующие лица М. Мусоргский изобразил в своем произведении те исторические личности, на которых, по его мнению, были завязаны разыгравшиеся драматические события. А также он ввел собирательные персонажи, необходимые для изображения исторической обстановки. К главным действующим лицам оперы относятся те, кто играл ключевые роли в политических событиях. Среди них есть и реальные исторические личности, и персонажи, скорее всего, относящиеся к собирательным: князь Иван Хованский — начальник Стрелецкого приказа; боярин Шакловитый, по доносу которого был казнен Хованский; князь Василий Голицын — фаворит царевны Софьи; Досифей — предводитель раскольников. Второстепенные персонажи в опере Мусоргского по большей части задействованы в разработке романтической линии сюжета. Здесь также есть и реальные, и собирательные личности: князь Андрей Хованский — сын Ивана Хованского; Марфа — раскольница, прежняя возлюбленная князя Андрея; Эмма — немка, новая возлюбленная князя Андрея; подьячий. Кроме них, в произведении присутствуют приближенный князя Голицына Варсонофьев, пастор, стрелец Кузька и другие стрельцы, раскольница Сусанна и другие раскольники, крепостные князя Хованского, московские пришлые люди, народ. Краткое содержание События происходят в Москве во время стрелецких бунтов 1682 и последующих годов. Мусоргский объединил в сюжете своей драмы события трех бунтов: 1682, 1689 и 1698 годов. Композиция «Хованщины» Мусоргского в кратком содержании проявляется наличием двух линий: рядом политических государственных событий и романтическими переживаниями героев. Часто эти линии пересекаются, что придает особую напряженность сюжету. В первом действии оперы события начинаются после первого бунта стрельцов, когда фактической правительницей в стране стала царевна Софья, а князь Иван Хованский был назначен начальником Стрелецкого приказа. На Красной площади среди народа, потрясенного событиями произошедшего бунта, боярин Шакловитый диктует подьячему донос на Ивана Хованского, якобы вынашивающего план захвата власти.
В Астрахани фестиваль Opera First открыли оперой «Хованщина»
В Казани, в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, впервые за всю историю его существования была дана опера Мусоргского «Хованщина». Видео Опера «Хованщина» ского.*. В Московском музыкальном академическом театре имени Станиславского и Немировича-Данченко — опера Мусоргского «Хованщина». В минувшую субботу на Соборной площади Астраханского кремля состоялось открытие II Международного фестиваля классической музыки OperaFirst 2022 и показ оперы Мусоргского «Хованщина». В Московском музыкальном академическом театре имени Станиславского и Немировича-Данченко — опера Мусоргского «Хованщина». Опера «Хованщина» звучала в концертном исполнении, но даже в таком сдержанном варианте производила колоссальное впечатление.
Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров
Как известно, Мусоргский не успел закончить "Хованщину" и партитуры оперы практически не существует, отчего опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов. В минувшую субботу на Соборной площади Астраханского кремля состоялось открытие II Международного фестиваля классической музыки OperaFirst 2022 и показ оперы Мусоргского «Хованщина». Когда праздновалось 200-летие Петра I, Модест Петрович Мусоргский начал работу над оперой «Хованщина».
Краткие сведения
- «Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского
- Читайте также
- Что еще почитать
- Очерки, статьи, рецензии, анонсы, заметки
- Саид Гафуров о премьере новой постановки знаменитой оперы Модеста Мусоргского
Хованщина (опера)
Опера "Хованщина" ЗАКРЫТИЕ 50-ГО ФЕСТИВАЛЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ ИМЕНИ М. П. МУСОРГСКОГО И Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА. В Пскове впервые прозвучала легендарная опера Мусоргского «Хованщина» в исполнении артистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В письмах Мусоргского первое упоминание работы над «Хованщиной» датируется летом 1872 года, хотя по мнению музыковедов он мог задумать новую оперу раньше. Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года.