Владимир Путин поручил представить предложения по изменению российской Стратегии научно-технологического развития, сообщается на сайте Кремля. Всероссийская научно-практическая конференция «Научно-технологическое развитие Российской Федерации: проблемы и перспективы» 24-25 мая 2023 г. На круглом столе «Научно-технологическое развитие регионов Российской Федерации: потенциал и стратегические ориентиры в современных условиях» директор Санкт-Петербургского научного фонда Юрий Снисаренко выступил с докладом, посвященным.
Список мероприятий в 2024 году
Как в России собираются преодолеть невосприимчивость экономики к инновациям | 10 августа 2023 года состоялось заседание Совета по приоритетному направлению «20в» Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации «Переход к персонализированной медицине. |
- Новости Национальной технологической инициативы | Научно-технологическая инфраструктура Российской Федерации. Центры коллективного пользования научным оборудованием и уникальные научные установки. |
Топ-5 открытий российской нaуки 2023 годa, которые могут изменить мир | Стратегия научно-технологического развития Российской 992.06 КБ. |
Том 15, выпуск 4/2020 | 22 313,4 млн. рублей. |
Топ-5 открытий российской нaуки 2023 годa, которые могут изменить мир
Цель форума: - стать реальной площадкой для выстраивания межрегиональных и международных кооперационных цепочек в целях импортозамещения и достижения технологического суверенитета на примере конкретных проектов, кейсов, технологических разработок; - определение роли и места регионов в реализации Стратегии научно-технологического развития РФ.
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Регион 23 апреля, 17:30 Медведев призвал создать новый прогноз научно-технологического развития России План научно-технологического развития России до 2030 года необходимо сформировать на совершенно новой основе. Такое мнение высказал зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев во время совещания президиума президентского Совета по науке и образованию. Заседание президиума Совета при Президенте РФ по науке и образованию.
Санкт-Петербург приходилось 54. На остальные 82 субъекта страны — 45. Прогноз Минэкономразвития России до 2030 г. Вариант инерционного импортно-ориентированного технологического развития. Вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности, соответствующий инновационному сценарию прогноза Минэкономразвития России.
В рамках этого варианта доля расходов повышается к 2030 г. Вариант лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях, который соответствует форсированному сценарию прогноза Минэкономразвития России. Подводя итог, можно сделать вывод, что научно-технический потенциал является наиболее значимым фактором роста конкурентоспособности экономики любой страны, а также условием обеспечения ее национальной безопасности. Сегодня наука играет ключевую роль в решении масштабных государственных задач. На протяжении ряда лет в России сохраняется устойчивая тенденция уменьшения общей численности ученых и научно-технического персонала, занятых исследованиями и разработками. Чтобы направить нашу страну на путь инновационного развития, необходимо, в первую очередь, восстанавливать наш научно-технический потенциал путем должного финансирования науки со стороны государства, а так же создавать условия для функционирования венчурного бизнеса, как важного механизма реализации инноваций. Литература: Указ Президента РФ от 01. Власова, Л.
Предстоит решить вопросы стратегического планирования в научно-технологической сфере на региональном и муниципальном уровнях, обеспечить необходимыми управленческими средствами функциональную взаимосвязь и скоординированное взаимодействие — в целях результативного а не формально-отчетного достижения общенациональных приоритетов — существующих различных и, надо признать, обособленных, разрозненных форм институтов научно-технологического развития и подготовки кадров, имея в виду как государственно-бюджетный, так и частнопредпринимательский сегмент. Важно «собрать» системную многоуровневую, межсекторальную модель организации научно-технологического развития, не полагаясь на эпизодический успех ручного управления и субъективные возможности привлечения новых источников в состав материально-финансовой базы конкретной территории. Требуются нестандартные подходы и решения. Важно провести не оперативно-тактическую, а кардинальную с учетом вызовов времени и видения стратегической перспективы перенастройку системы управления научно-технологическим развитием. На федеральном уровне принцип единства государственной научно-технической политики должен быть последовательно реализован и в функциональном, и в организационном плане, в том числе путем принципиального повышения уровня субъектности правительственной Комиссии по научно-технологическому развитию, наделения соответствующего органа управленческими, кадровыми, финансовыми полномочиями в сфере научно-технологического развития включая возможность давать задания в области НИОКР, предполагающие взаимодействие различных научных, образовательных и иных организаций независимо от формы собственности. Соответственно должен возрасти и статус Российской академии наук во взаимодействии с указанным органом , имея в виду не только экспертную составляющую, но и методическое руководство научно-технологической деятельностью. Необходимо выстроить четкую систему управления научно-технологическим развитием и на субфедеральном уровне, предполагающую как соподчинение в рамках единой государственной научно-технической политики, так и определенную самостоятельность, позволяющую учесть региональную специфику и системно увязать региональные государственные программы научно-технологического развития с ключевыми в том числе по вкладу в ВРП субъекта Российской Федерации , перспективными отраслями специализации экономики и стратегиями социально-экономического развития региона и федерального округа, отразить в соответствующих программах федеральные, региональные и частные инвестиции. Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию неоднократно обращался к проблемам развития научных территорий. В частности, решением комитета от 24 ноября 2022 г. Существующая же модель, замыкающая наукограды в муниципальной оболочке городского округа, искусственно препятствует сохранению и развитию научного потенциала с использованием современных конституционных возможностей организации системы публичной власти. В постановлении Государственной Думы от 1 февраля 2024 г. Несмотря на внимание, уделяемое научным территориям, и общее понимание их роли в реализации стратегических задач страны, нельзя не признать, что преобладающий взгляд на модель их развития, основанный на социально-инфраструктурном подходе т. Качественная городская среда благоприятствует науке, но не производит ее, и, более того, в своем формировании, развитии должна быть подчинена целеполаганию научно-технологического развития.
Содержание
- Ежегодная конференция РИЭПП «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»
- Список мероприятий в 2024 году
- Заседание президиума комиссии по научно-технологическому развитию России
- Медведев призвал создать новый прогноз научно-технологического развития России
- Кому будет интересен портал
- ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ»
Список мероприятий в 2024 году
Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП) с 24 по 25 мая 2023 г. 3) разработка и развитие отечественного инженерного программного обеспечения: представление продуктов ведущих российских вендоров, презентация нового релиза Цифровой платформы CML-Bench®. Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ является ведущим научно-исследовательским центром страны в области агроинженерной науки, машинно-технологической модернизации сельского хозяйства страны, внедрения в. Д.Р. Белоусов, к.э.н. И.Э. Фролов, д.э.н. Презентация к готовящемуся докладу по Научно-технологическому развитию России. Уровень развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) является ключевым показателем технической конкурентоспособности страны на мировой арене. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года.
Архитектура неба
Путина — «Регионы наконец увидели себя в научной повестке». Цель форума: - стать реальной площадкой для выстраивания межрегиональных и международных кооперационных цепочек в целях импортозамещения и достижения технологического суверенитета на примере конкретных проектов, кейсов, технологических разработок; - определение роли и места регионов в реализации Стратегии научно-технологического развития РФ.
Среди них — разработки серийного оборудования безмасковой лазерной и электронно-лучевой литографии, а также сложной технологии ионной имплантации. Отмечу, что уже в следующем году мы рассчитываем получить наш литограф для топологии 350 нанометров. А к 2026 году — опытный образец литографа на 130 нанометров», — сообщил вице-премьер — глава Минпромторга. И уже второй раз мероприятие проходит на фоне серьёзных внешних вызовов. Санкции открыли уникальное окно возможностей для развития отечественных разработок. Российские компании стали быстро занимать освободившуюся нишу и строить собственную технологическую экосистему с опорой на научный и производственный потенциал», — отметил Дмитрий Чернышенко. По его словам, достижение амбициозной цели стратегии развития отрасли — доминирование российских производителей на внутреннем рынке — возможно. Принципиальная задача — не только создать конкурентоспособную радиоэлектронную продукцию, но и обеспечить гарантированный спрос на неё.
Зампред Правительства также поделился результатами развития рынка микроэлектроники в России. Реализуются якорные проекты по созданию перспективного технологического оборудования для выпуска полупроводников, строятся новые производственные площадки. Крупнейшие торговые компании трансформируются в торгово-промышленные холдинги. Это обеспечивает кратный рост частных инвестиций в разработки и производства», — подчеркнул вице-премьер. Он добавил, что Правительство продолжит оказывать меры поддержки отрасли. В фокусе особого внимания — образовательные программы и подготовка кадров. Так, на базе вузов и научных организаций Минобрнауки создаёт 67 лабораторий по направлению «Микроэлектроника». Вице-премьер рассказал о нацпрограмме «Экономика данных». Одна из ведущих ролей в ней отводится доверенной инфраструктуре на базе отечественной ЭКБ.
Открытие специальных молекул ДНК-аптамеров, узнающих исключительно злокачественные клетки мозга, должно помочь хирургам филигранно убирать большинство участков опухоли непосредственно в процессе операции. Неожиданные возможности феррита кобальта могут помочь в создании сверхбыстрой терагерцовой электроники Молодые ученые из МФТИ, МГУ, МИСИС и Курчатовского института впервые в мире показали, что феррит кобальта способен взаимодействовать с высокочастотным терагерцовым излучением и поглощать рекордные частоты в 350 ГГц. Открытие может лечь в основу приборов для быстрой мобильной связи и телемедицины. Что такое РНФ Российский научный фонд РНФ - это российская некоммерческая организация, которая осуществляет финансовую и организационную поддержку фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований посредством финансирования прошедших конкурсный отбор научных, научно-технических программ и проектов.
Финансовая поддержка осуществляется по десяти направлениям: математика, информатика и науки о системах, физика и науки о космосе, химия и науки о материалах, биология и науки о жизни, фундаментальные исследования для медицины, сельскохозяйственные науки, науки о Земле, гуманитарные и социальные науки и инженерные науки. Фонд был создан в 1991 г. Его генеральный директор — кандидат физико-математических наук Александр Хлунов , председатель попечительского совета — помощник президента Андрей Фурсенко. С 2015 года Фонд проводит экспертизу представлений на соискание президентской премии в области науки и инноваций для молодых ученых и Государственной премии в области науки и технологий.
В новом исследовании команда физиков и химиков обнаружила способность феррита кобальта взаимодействовать с высокочастотным терагерцовым электромагнитным излучением. В отличие от более дорогих и сложных в изготовлении современных материалов, использующихся для работы в субтерагерцовых частотах, принцип взаимодействия феррита кобальта с высокочастотным излучением основан на его способности резонансно поглощать частоты до рекордных сегодня 350 ГГц без приложения внешнего магнитного поля, а значит, не требовать использования сверхпроводящих магнитов и подачи большого тока. Проректор Московского института электронной техники Сергей Гаврилов считает, что появление нового перспективного материала станет отправной точкой для инициирования исследований в различных областях науки и техники. Необходимо будет разработать технологии промышленного синтеза материала, технологические процессы нанесения на полупроводниковые подложки больших диаметров, контрольно-измерительное оборудование для межоперационного контроля, добавил он.
Северцова РАН с участием иностранных ученых из 19 стран собрали около 3 млн записей о встречах c чужеродными видами организмов, опасных для экосистем и экономики России, что позволило выяснить, как они появлялись в прошлом с 1600 года , распространены сейчас и будут расселяться по стране. С помощью математических методов, основанных на глобальных климатических моделях, и ГИС-технологий ученые выяснили, что в условиях текущего климата больше всего чужеродных видов обитает в центральной части и на юге России. По прогнозам к концу века скорость их распространения увеличится от до четырёх до семи раз. Природоохранные организации могут использовать полученные данные для планирования мер по ограничению дальнейших инвазий.
Внедрение новых организмов в экосистемы — это нормальный эволюционный процесс, пояснил главный научный сотрудник Никитского ботанического сада Николай Ермаков. Но, как и показывают исследования под руководством Вароса Петросяна, если в естественных условиях он довольно постепенный и длительный, дающий аборигенным и пришлым видам время приспособиться друг к другу, человек значительно ускоряет эту миграцию, чем наносит вред не только окружающей среде, но и себе. Так, на территории России в 2007—2019 гг. Масштабный анализ генетических маркеров пшеницы и сои поменяет подход селекционеров к созданию новых сортов Ученые из Института цитологии и генетики СО РАН в результате поиска по более чем 20000 участкам генома нашли генетические маркеры пшеницы и сои, которые позволяют вырастить высокобелковые и устойчивые к погодным изменениям сорта.
Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна. В течение всего Десятилетия при поддержке государства будут проходить просветительские мероприятия с участием ведущих деятелей науки, запускаться образовательные платформы, конкурсы для всех желающих и многое другое.
Геннадий Красников принял участие в заседании Комиссии по научно-технологическому развитию страны
научно-технологическая и образовательная политика сегодня стала полноправным участником развития государства. Как подчеркнула сенатор, для Совета Федерации – палаты регионов вопрос включения субъектов РФ в решение важнейших задач научно-технологического развития имеет первостепенное значение. Программа является важнейшим инструментом реализации Стратегии научно-технологического развития, достижения национальных целей развития России, а также противодействия угрозам, определенным в Стратегии национальной безопасности. научно-технологическое развитие) - трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития России и обеспечения способности страны эффективно отвечать на большие вызовы.
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Научно-технологическая инфраструктура Российской Федерации. Центры коллективного пользования научным оборудованием и уникальные научные установки. Российским учёным в этом году пришлось быстро приспосабливаться к новым условиям и решать непредвиденные задачи, чтобы не останавливать развития отечественной науки. Главной темой стало научно-технологическое обеспечение решения стратегических задач Российской Федерации в Арктике. В 2023 году исполняется 16 лет Президентской инициативе «Стратегия развития наноиндустрии» и РОСНАНО. Реализован уникальный для российской экономики эксперимент по инвестированию в научно-технологическое развитие и.
Научно-технологическое развитие медицины Российской Федерации обсудят академики в Томске
Настоящая Стратегия направлена на научно-технологическое обеспечение реализации задач и национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в документах стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия: а научно-технологическое развитие Российской Федерации далее - научно-технологическое развитие - трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития России и обеспечения способности страны эффективно отвечать на большие вызовы; б большие вызовы - объективно требующая реакции со стороны государства совокупность проблем, угроз и возможностей, сложность и масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или реализованы исключительно за счет увеличения объема используемых ресурсов; в приоритеты научно-технологического развития - важнейшие направления научно-технологического развития, в рамках которых создаются и используются технологии, реализуются решения, наиболее эффективно отвечающие на большие вызовы и удовлетворяющие потребности отраслей экономики и общества. Эти направления в первоочередном порядке обеспечиваются кадровыми, инфраструктурными, информационными, финансовыми и иными ресурсами; г независимость государства - достижение Российской Федерацией самостоятельности в критически важных сферах жизнеобеспечения за счет высокой результативности научных исследований и разработок и путем практического применения полученных результатов; д конкурентоспособность государства - формирование преимуществ Российской Федерации в области научно-технологического развития и, как следствие, в социальной, культурной, образовательной и экономической областях, явных по отношению к другим государствам; е наукоемкая продукция - товары работы, услуги , производимые выполняемые, оказываемые на основе использования новых научных знаний и технологий, полученных в результате проведения научных исследований и разработок. Наукоемкая продукция включает в себя в том числе высокотехнологичную продукцию; ж наукоемкие технологии - технологии, основанные на современных результатах научных исследований и разработок. Наукоемкие технологии включают в себя в том числе сквозные и критические технологии; з квалифицированный заказчик - инициатор реализации научного, научно-технического проекта, обеспечивающий формирование научно-технического задания или размещение заказа на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и принимающий непосредственное участие в определении и согласовании требований к исполнителям такого проекта, его финансовом обеспечении, мониторинге реализации этого проекта, приемке его результатов и их внедрении в экономику страны. Для реализации настоящей Стратегии необходима консолидация усилий, предпринимаемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, научно-образовательным и предпринимательским сообществами, институтами гражданского общества, по созданию благоприятных условий для применения достижений науки и технологий в интересах социально-экономического и пространственного развития России. Научные и образовательные организации, промышленные предприятия, иные организации, непосредственно осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность и использующие результаты такой деятельности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и находящиеся в их распоряжении инструменты должны обеспечивать целостность и единство научно-технологического развития. Настоящая Стратегия является основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования в области научно-технологического развития, государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, стратегических и программных документов фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, институтов инновационного развития, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций компаний , публично-правовых компаний и иных организаций, созданных на основании федеральных законов.
Требования по правам на интеллектуальную собственность Если в процессе удовлетворения запроса возникают права на интеллектуальную собственность, следует обозначить требования по ним. Можно обозначить, какими правами интеллектуальной собственности должен обладать поставщик относительно запрашиваемой технологии или технологического решения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07. Отсутствие действующей программы энергосбережения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц ч. Также и несоблюдение сроков и порядка сдачи энергодеклараций влечет за собой штрафные санкции предусмотренные статьей 9. Энергетическое обследование и составление энергетического паспорта проводится в добровольном порядке ч. Узнать больше: Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности программа энергосбережения в 2024 г. Программа энергосбережения — требования законодательства в 2024 году В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.
В 2024 году программа энергосбережения на 2024-2026 годы второй 3-летний период должна соответствовать требованиям следующих нормативно-правовых актов: Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г.
Так формируется научный патриотизм, неотделимый от осознания социально-культурной и исторической общности, подкрепляемый особой психологической атмосферой и архитектурной средой. Утвержденная Президентом России в феврале 2024 г. Сама необходимость эффективного пространственного развития, в том числе путем преодоления социально-экономических территориальных диспропорций, рассматривается в числе наиболее значимых больших вызовов, на преодоление которых направлены все элементы Стратегии пп. Вместе с тем отдельно подчеркивается значение создания и развития передовой инфраструктуры исследований и разработок, включая установки класса «мегасайенс» в том числе путем установления специальных правовых режимов пп. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления включены в механизм реализации СНТР в частности, п.
Организационно-правовой механизм реализации научно-технологического развития страны эволюционирует с учетом меняющихся условий и задач, выстраивается вертикаль управления в сфере государственной научно-технической политики. Предстоит решить вопросы стратегического планирования в научно-технологической сфере на региональном и муниципальном уровнях, обеспечить необходимыми управленческими средствами функциональную взаимосвязь и скоординированное взаимодействие — в целях результативного а не формально-отчетного достижения общенациональных приоритетов — существующих различных и, надо признать, обособленных, разрозненных форм институтов научно-технологического развития и подготовки кадров, имея в виду как государственно-бюджетный, так и частнопредпринимательский сегмент. Важно «собрать» системную многоуровневую, межсекторальную модель организации научно-технологического развития, не полагаясь на эпизодический успех ручного управления и субъективные возможности привлечения новых источников в состав материально-финансовой базы конкретной территории. Требуются нестандартные подходы и решения. Важно провести не оперативно-тактическую, а кардинальную с учетом вызовов времени и видения стратегической перспективы перенастройку системы управления научно-технологическим развитием. На федеральном уровне принцип единства государственной научно-технической политики должен быть последовательно реализован и в функциональном, и в организационном плане, в том числе путем принципиального повышения уровня субъектности правительственной Комиссии по научно-технологическому развитию, наделения соответствующего органа управленческими, кадровыми, финансовыми полномочиями в сфере научно-технологического развития включая возможность давать задания в области НИОКР, предполагающие взаимодействие различных научных, образовательных и иных организаций независимо от формы собственности.
Соответственно должен возрасти и статус Российской академии наук во взаимодействии с указанным органом , имея в виду не только экспертную составляющую, но и методическое руководство научно-технологической деятельностью. Необходимо выстроить четкую систему управления научно-технологическим развитием и на субфедеральном уровне, предполагающую как соподчинение в рамках единой государственной научно-технической политики, так и определенную самостоятельность, позволяющую учесть региональную специфику и системно увязать региональные государственные программы научно-технологического развития с ключевыми в том числе по вкладу в ВРП субъекта Российской Федерации , перспективными отраслями специализации экономики и стратегиями социально-экономического развития региона и федерального округа, отразить в соответствующих программах федеральные, региональные и частные инвестиции.
Наука — территория — развитие
На первом круглом столе, соорганизатором которого выступила Ассоциация развития аддитивных технологий, участники во главе с модератором Ольгой Оспенниковой обсудили необходимость масштабирования аддитивных технологий в российскую промышленность, в том числе в машиностроение, изготовление медицинского оборудования и медицинских изделий. Представители ведущих российских предприятий представили проекты, реализуемые в области аддитивного производства. Генеральный директор АО «Центр технологической компетенции аддитивных технологий» Алексей Мазалов рассказал об опыте применения комплексного реверс-инжиниринга и аддитивных технологий в научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы НИОКТР. Как отметил директор по технологическому развитию Росатома Андрей Шевченко на этом круглом столе и пленарном заседании Технопрома, массовое внедрение аддитивных технологий даст мощный импульс для развития промышленности и экономики всей страны. Росатом активно развивает это направление: почти завершена разработка комплексной научно-технической программы по аддитивным технологиям, которая в скором времени будет передана в Правительство на утверждение. По его словам, она почти в два раза больше комплексной научно-технической программы КНТП полного инновационного цикла «Новые композиционные материалы» утверждена Правительством в июле этого года , предусматривающей создание передовых технологий производства композиционных материалов и изделий из них: от научно-исследовательской работы до производства. Эффективным инструментом может стать и создание региональных центров аддитивного производства общего доступа на базе ключевых вузов, федеральных и технических университетов, где можно будет готовить нужные кадры и выполнять коммерческие заказы индустриальных партнеров. В его контур включены 11 высших учебных заведений и одно дошкольное учебное заведение, заключены 6 соглашений о намерениях по созданию Центров, еще 6 прорабатываются. Среди целей проекта — подготовка кадров для работы на отечественном оборудовании. Сейчас у нас стоит задача по замещению импортных FDM-принтеров на отечественные, которые мы разработали и производим», — отметила директор по управлению персоналом «Русатом-Аддитивные технологии» Светлана Фомина.
Второй круглый стол посвятили новому направлению Дорожной карты «Цифровое материаловедение». Участники обсудили возможные стандарты, формирование единой базы данных и вычислительную инфраструктуру, которые необходимы для успешного внедрения и развития принципиально нового направления дорожной карты. По словам Алексея Дуба, оно поможет существенно ускорить разработку и оптимизировать затраты на внедрение материалов в промышленность: от энергетики и авиастроения до микроэлектроники. Он также представил возможный путь разработки новых материалов и технологий нового поколения на основе цифровых технологий. Духова в рамках выполняемых работ просчитали несколько тысяч вариантов разных материалов, чтобы оптимизировать конструкцию для оболочки твэлов. Если бы мы пошли традиционным путем, мы бы никогда этого не сделали. Пришло время сделать этот инструмент системообразующим, без него дорожная карта по новым материалам и веществам не сможет двигаться с нужной скоростью», — подчеркнул значимость направления Алексей Дуб. Высокую значимость этого направления подтвердили и ведущие эксперты, среди которых вице-президент Российской академии наук Сергей Алдошин, руководитель проекта МГТУ им. Мы заинтересованы, чтобы эта роль укреплялась, а мы берем на себя обязательства развивать те объединения и подтягивать в эту работу те научные группы, которые в этом заинтересованы.
Если это будет необходимо, мы задействуем венчурное финансирование тех результатов, которые будут рождаться в этой работе, чтобы поддерживать их как самостоятельные технологии. Такие возможности за первое полугодие у нас сформированы в пределах нескольких десятков миллиардов рублей», — отметил Вадим Медведев. Участники дискуссии сошлись во мнении, что успешное развитие и внедрение цифрового материаловедения невозможно без систематизации данных в этой области знаний, разработки концептуальной схемы, соответствующего понятийного аппарата и структуры терминологических стандартов — так называемой онтологии и последующей интеграции с уже разработанными онтологиями в области материаловедения.
И главными героями в решении этой задачи должны стать малые технологические компании, научные центры и исследовательские коллективы, которые не ограничены корпоративными рамками и способны разработать что-то интересное с технологической точки зрения. Какой должна быть философия научно-технологического развития, дающего возможность зарождения прорывных инноваций в компаниях ранних стадий, обсудят участники дискуссии.
Цель форума: - стать реальной площадкой для выстраивания межрегиональных и международных кооперационных цепочек в целях импортозамещения и достижения технологического суверенитета на примере конкретных проектов, кейсов, технологических разработок; - определение роли и места регионов в реализации Стратегии научно-технологического развития РФ.
Совместные научные исследования университетов и коммерческих компаний приводят к ощутимым инновационным результатам, таким как новые или улучшенные продукты или процессы, а также нематериальные результаты, которые укрепляют внутренние возможности фирм и тем самым косвенно увеличивают их инновационный потенциал, отмечают М.
МакКелви и Д. Льюнгберг [10]. Каулфилд и Ю.
Огбогу, в свою очередь, полагают, что растущий акцент только на коммерциализации университетских исследований может оказывать необоснованное давление на исследователей и искажать реалии, перспективы и результаты научных исследований [11]. Кроме этого, в ряде работ обосновывается необходимость регулирующей роли организаций-посредников в сотрудничестве академического сектора, университетов и промышленности, что имеет практическое значение для правительства при формировании государственной научно-технической политики по повышению качества и эффективности сотрудничества между вузами, научными учреждениями и организациями реального сектора экономики [12]. Представляется, что в России роль таких организаций-посредников могут сыграть институты развития, советы и рабочие группы, созданные при Минобрнау- ки России и других ведомствах в рамках решения прикладных научно-исследовательских задач.
Саналиевал и соавт. При этом Е. Гони и У Ф.
Малони приходят к выводу, что в странах с низким уровнем результативности научных исследований и разработок крайне важны социальные и экономические факторы, дополняющие НИОКТР, включая качество образования и научной инфраструктуры, общие характеристики национальной инновационной системы, а также деловую активность коммерческого сектора [14]. Браун, Г. Мартинссон и Б.
Петерсен, в свою очередь, акцентируют внимание на том, что прозрачные правила финансового рынка улучшают стандарты бухгалтерского учета и усиливают исполнение контрактов, что в сочетании с более строгими мерами правовой защиты интеллектуальной собственности оказывает значительное положительное влияние на НИОКТР в высокотехнологичных отраслях [15]. В то же время, как и следовало предположить, универсальные способы вывода сектора НИОКТР отдельных стран на высокий уровень развития с использованием единой системы оценочных показателей отсутствуют. Так, например, авторы другого исследования отмечают, что использование такого индикатора, как прирост объемов НИОКТР, в сопоставлении с темпами прироста ВВП в качестве оценочной метрики только в некоторых странах привело к решению поставленных научных задач [16].
Следует отметить, что в рамках подготовки новой редакции государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации от 31. Разработка предложений по совершенствованию системы государственного управления сектором НИОКТР в России проводилась на основе системного подхода и структурно-функционального метода. Предметом исследования реализуемых инструментов и механизмов государственной научно-технической политики послужили норматив- ные правовые акты, регламентирующие действующие правила реализации научно-технической деятельности в Российской Федерации.
Это отражает ориентацию научно-технической политики на финансовую поддержку научного проекта на всех стадиях развития. Отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе ВЗИР имеет негативный тренд; в 2019 г. Наибольшую долю во ВЗИР 1 134,8 млрд руб.
В настоящее время Россия удерживает 6-ю позицию в международном рейтинге по количеству исследователей в эквиваленте полной занятости. В России в 2019 г. Место Российской Федерации по удельному весу в общем числе статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, в изданиях, индексируемых в международных базах данных, позволяет оценить представленность, в первую очередь, фундаментальных исследований на мировом уровне, вовлеченность российской науки в мировую, а также способность фундаментальной науки отвечать на большие вызовы в долгосрочной перспективе.
Реализация ряда мероприятий, в т. Источник: Word Bank. Наибольшее количество научных статей в 2019 г.
Тематика существенной доли российских публикаций соответствует мировым трендам. Так, лидирующим по числу научных публикаций российских авторов являются направления «Естественные и точные науки», а также «Техника и технологии» по данным Web of Science и Scopus. Однако по таким приоритетным направлениям, как «Сельскохозяйственные науки» и «Медицинские науки и общественное здравоохранение», публикационная активность России проигрывает на фоне других стран.
Уровень изобретательской активности российских авторов в сравнении с другими странами характеризует показатель «Место Российской Федерации по удельному весу в общем числе заявок на получение патента на изобретение, поданных в мире по областям, определяемых приоритетами научно-технологического развития». В период 2017-2019 гг. Наибольшее число заявок на изобретения было выявлено в направлениях «Гражданское строительство» 1 918 заявок , «Измерения» 2 395 заявок , а также в направлении «Медицинские технологии», которое в 2019 г.
Нестабильная динамика патентной активности в России во многом обусловлена низким уровнем IP-грамотности участников экономической деятельности, проблемой обеспеченности кадрами сферы интеллектуальной собственности, недостаточным развитием инструментов стимулирования изобретательской активности ученых и трансфера РИД. В сравнении с другими странами Российская Федерации по числу заявок на получение патента на изобретение в 2017 г. Общее количество учреждений, осуществляющих научную деятельность в России в 2019 г.
За первое полугодие 2020 г. В отношении 34 научных учреждений приняты приказы о реорганизации, до конца 2020 г. В 2020 г.
В 18 научных организациях, подведомственных Минобрнауки России, работает от 1 000 до 2 600 чел. Таким образом, распределение сотрудников по научным организациям не является гармоничным: среднее количество работников составляет 257 чел. Научно-технологическое развитие Российской Федерации, ориентированное на достижение ответов на большие вызовы, формирует новую роль науки и технологий как основополагающего элемента решения ключевых национальных и глобальных вопросов, обеспечения возможности прогнозировать происходящие в мире изменения, учитывать внутренние тенденции, ожидания и потребности российского общества, своевременно распознавать большие вызовы и эффективно отвечать на них.
В последние годы в ходе реализации государственной научно-технической политики наметился ряд позитивных сдвигов по развитию сектора НИОКТР, но вместе с тем многие вопросы и задачи остаются нерешенными и требуют внимания с учетом необходимости купирования последующих негативных трендов. На данный момент и на перспективу ключевые негативные тенденции, риски и угрозы, сдерживающие решение задач Российской Федерации в сфере науки и технологий и препятствующие обеспечению национальной безопасности, можно разделить на две группы: организационно-экономические внутренние и глобально-технологические внешние. К первой группе относятся следующие вызовы и угрозы.
Непрекращающееся отставание в темпах роста и уровне развития сферы НИОКТР от ведущих стран мира с потерей лидерства в традиционных высокотехнологичных отраслях. Зарубежные страны приобретают все большую способность создавать технологии, намного превосходящие российские аналоги, включая разработки в отраслях с преимущественным ранее присутствием российских компаний космической промышленности, судостроении, авиастроении, производстве оптики и лазеров , в корне меняя устоявшиеся рынки и становясь на них основными бенефициарами. Раз- 6 План реструктуризации научных организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации 14.
Глобализация космической индустрии, развитие космического туризма, инновации американских компаний SpaceX и Virgin Galactic, запуск новых инициатив стран с крупнейшими бюджетами в данном сегменте - все это создает серьезный вызов для России, в т. Отсутствие в России необходимой критической массы финансового обеспечения НИОКТР, необходимой для достижения практически значимых результатов при «добровольно-принудительном характере внебюджетного финансирования. Низкое ресурсное обеспечение сектора НИОКТР в сравнении со странами-лидерами при широком перечне приоритетов и сложном характере вызовов создает реальную угрозу «распыления» средств на науку [17] и отсутствие необходимой критической денежной массы для создания передовых НИОКТР.
Соотношение внебюджетного финансирования и государственных расходов на науку по состоянию на 2018 г. Программы инновационного развития у российского бизнес-сектора и госкорпораций имеют скорее «добровольно-принудительный» характер в силу административного влияния курирующих ведомств, что способствует укреплению в экономической практике феномена т. Бизнесу в России выгоднее покупать готовые зарубежные технологии, чем вкладывать собственные существенные средства в высокорискованные научные проекты.
Ситуация в ведущих инновационных странах диаметрально противоположная. В России до сих пор не создана устойчивая система мотивации предпринимательского сектора, научных организаций и вузов к системным инвестициям в НИОКТР, увеличиваются риски появления у данной системы признаков системы классического типа, изменить которые в текущей надстройке государственного управления станет практически невозможно. Недостаточный масштаб или отсутствие в России крупных бизнес-структур в секторе высоких технологий.
Данная проблема характеризуется низкими показателями инновационной активности крупных российских корпораций и организаций реального сектора экономики, что существенно сдерживает развитие 7 Карибов А. Социальное партнерство бизнеса и власти в регионе: монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2015.
В силу сдерживающих внутренних экономических факторов, включая ощутимую долю в экономике сырьевых компаний, использующих готовые зарубежные технологии, низкий уровень кооперации научного, образовательного и предпринимательского секторов и нехватку кадров, разорванности цепочки производств взаимодополняющих друг друга компаний крупного, среднего, малого бизнеса и стартапов, а также слабого развития системы трансфера технологий формируется еще один системный внутренний вызов, при том что есть основания считать его долгосрочным. Вызов сопряжен с рисками дальнейшего отставания России в конкурентной борьбе на мировых высокотехнологических, в т. Даже принимая во внимание наличие в России сильной инженерной и математической школ и компетенций в сфере IT, а также ряда технологически продвинутых и экономически успешных инновационных компаний Лаборатория Касперско-го, Яндекс, IPG Photonics, ABBYY, NT-MDT , их масштаб и ресурсные возможности несопоставимы с зарубежными конкурентами, при том что ресурсы для резкого технологического рывка и роста ограничены.
Одной из причин является отсутствие комплексных государственных кадровых программ, предусматривающих сотрудничество частных компаний как крупных, так и средних с научно-образовательным сектором. Кроме того, вузовская подготовка по ряду перспективных научных дисциплин, а также механизмы подготовки технического персонала высокой квалификации практически полностью отсутствует. Ко второй группе вызовов - вызовам глобального масштаба, оказывающим принципиальное влияние на решение задач научно-технологического развития, - следует отнести ограничения по участию в создании конкурентоспособных на мировом уровне передовых технологий.
Отставание в сфере передовых цифровых технологий. Развитие технологий искусственного интеллекта, блокчейна, ки-бербезопасности и иных решений формирует принципиально новые условия социально-экономического развития в мире - от возможности автоматизации научно-технологических изысканий до перестройки всей системы управления экономикой. Искусственный интеллект Значительный рост числа публикаций в мире в области искусственного интеллекта далее - ИИ наблюдается начиная с 2002 г.
Наибольшее количество публикаций по направлению ИИ приходится на Китай: доля этой страны в общемировом объеме в период с 2015 по 2019 гг. Вклад российских исследователей в общемировой объем публикаций в области ИИ в 2019 г.
Что сделано в России за полгода: заводы, техника, наука, достижения
Росстат — Наука, инновации и технологии | 25 мая 2022 года пройдет ежегодная конференция РИЭПП «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». |
Государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» - подробнее | Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (по категориям; по субъектам Российской Федерации, движение персонала) (с 2000 г.). |
Рейтинг регионов по научно-технологическому развитию – итоги 2022 г. | Инфографика | РИА Рейтинг | организовать презентацию и. |
Том 15, выпуск 4/2020 | 14 сентября первый заместитель генерального директора Денис Толстых принял участие в рабочем совещании ТПП РФ и Министерства экономического развития Российской Федерации с презентацией грантовой программы «доращивания» технологических компаний под. |
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Конференция «Актуальные проблемы механики» – одно из важнейших научных мероприятий, направленное на обмен опытом между российскими учеными из различных областей механики и смежных наук и представителями промышленности, генерацию новых компетенций. НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес». Исследование проблем и противоречий научно-технологического развития в регионах РФ показало, что активному вовлечению научно-технического потенциала российских регионов в решение задач технологической независимости препятствует ряд барьеров. Опубликована видеозапись круглого стола «Научно-технологическое развитие Российской Федерации: проблемы и перспективы» Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП). В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко, председателя Комиссии по научно-технологическому развитию Российской Федерации от 11 апреля 2023 года №ДЧ-П28-5139 30 мая 2022 года прошла II. 28. Целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.
Медведев призвал создать новый прогноз научно-технологического развития России
Мишустин: у РФ есть все, чтобы вернуть статус научно-технологической державы. Научно-технологическая инфраструктура Российской Федерации. Центры коллективного пользования научным оборудованием и уникальные научные установки. Научно-технологическое развитие судостроительной отрасли. Создание и функционирование в Российской Федерации Центра космической погоды Росгидромета для нужд международной аэронавигации в рамках ИКАО. Опубликованы указы президента «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» и «О стратегических целях и задачах развития Российского научного фонда на период до 2030 года».