Мюнхенская трагедия» — яркий пример истиной трагедии, которая скрыта не только в названии. Мюнхенская трагедия, получить информацию об авторе сценария и режиссере фильма.
Конец эпохи. «Манчестер Юнайтед»: Мюнхен 1958
64 года назад произошла Мюнхенская трагедия. Шестого февраля 1958 года в Мюнхене произошла авиакатастрофа, в которой разбился самолет Манчестер Юнайтед. Многие любители футбола, слышали о мюнхенской трагедии, как невероятно сильный и чемпионский состав Манчестера Юнайтед, разбился в авиакатастрофе. В составе «Манчестер Юнайтед» в главном еврокубковом матче 1968 года играли пережившие мюнхенскую трагедию Бобби Чарльтон и Билл Фоулкс. Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах! Спустя 10 лет после трагедии Мэтт Басби привел «Манчестер Юнайтед» к победе в Кубке чемпионов, на поле в составе команды вышли выжившие в мюнхенской катастрофе Бобби Чарльтон и Билл Фоулкс. ”Манчестер Юнайтед” снова разочаровал своих болельщиков.
Разбившиеся надежды "малышей Басби": 57 лет со дня мюнхенской авиакатастрофы
Но несмотря на это, "Мюнхенская трагедия" получилась вполне качественным фильмом и достойным внимания. В годовщину Мюнхенской трагедии представляет три уникальных взгляда на события 6-го февраля 1958 года. Фрэнк Тейлор, спортивный журналист, оказавшийся на борту самолета, оказался одним из немногих, кому посчастливилось остаться живыми после Мюнхенской трагедии. После трагедии Фоулкс стал капитаном «Манчестер Юнайтед», его предшественник на этом посту – Роджер Берн, погиб. 54 секунды на заснеженной взлётной полосе в Мюнхене изменили «Манчестер Юнайтед» навсегда.
Манчестер Юнайтед – Бёрнли – 1:1. Обзор матча и видео голов
Однако через 10 лет после трагедии выживший в катастрофе Басби привел новую команду «Манчестера» к победе в Кубке европейских чемпионов. 51 год назад самолет, на котором МЮ возвращался домой с матча Кубка Чемпионов, потерпел крушение в Мюнхене. На центральную площадь Манчестера вышли сотни люди, ожидая новостей о судьбе команды. «Бёрнли» на «Футбол 24». Прямой эфир пройдёт на телеканале «VK Видео», трансляция матча начнется 27 апреля 2024, в 17:00 (МСК). Годом раньше, в 1968-м, «Манчестер Юнайтед» сэра Мэтта Басби выиграл свой первый Кубок европейских чемпионов.
Как сложились судьбы футболистов, выживших в авиакатастрофе в Мюнхене. Трагедии «МЮ» — 63 года
Вопреки трагедии, молодой помощник тренера Джимми Мерфи проявил необычайное мужество и силу духа и по крупицам восстановил разрушенную практически до основания великую команду. Однако через 10 лет после трагедии выживший в катастрофе Басби привел новую команду «Манчестера» к победе в Кубке европейских чемпионов. В годовщину Мюнхенской трагедии представляет три уникальных взгляда на события 6-го февраля 1958 года. Мюнхенская трагедия (2011) смотреть онлайн трейлеры и описание, интересные факты и дополнительные материалы на сайте онлайн-кинотеатра Иви. "Манчестер Сити" разгромил мюнхенскую "Баварию" в четвертьфинальном матче Лиги Чемпионов. Мюнхенская трагедия (United, 2011) в онлайн-кинотеатре Okko.
Умер капитан «Манчестер Юнайтед», переживший авиакатастрофу
Вернулся в игру в марте, и с тех пор не останавливался. Забил несколько мячей, и благодаря этому, а еще из-за того, что все стали наблюдать за «Юнайтед», меня вызвали в сборную. Не успел оглянуться, как ощутил себя играющим на самом высоком уровне. Никто бы не позволили нам это сделать. Да и мы не собирались. Нам даже в голову не приходило, что тот момент мог стать началом конца для «Юнайтед»… История Харри Грегга.
Именно Грегг стал одним из главных героев мюнхенской драмы. Выбравшись из-под обломков, Грегг, по его собственным воспоминаниям, бросился бежать от горящих обломков, но что-то заставило его вернуться. Прекрасно понимаю, что все могло быть по-другому, — вспоминал позже Грегг который, кстати, до сих пор жив — в октябре 2019-го ему исполнилось 87 лет. Когда пришел в себя там, в обломках самолета, на заснеженном взлетном поле, думал, что я мертв. По лицу текла кровь, боялся дотронуться до своей макушки — мне казалось, что ее просто нет.
И тут услышал плач маленького ребенка. Я сразу вспомнил, что видел, как маленькая девочка поднималась на самолет. Почти такая же малютка, как моя собственная дочь. Вот тут-то и сработал этот рычаг. Именно из-за этого бросился обратно в самолет, чтобы найти тех, кому удалось выжить в этих обломках.
Когда забрался туда, на глаза попалось детское пальтишко, и я снова вспомнил о своей малышке. Боялся поднимать его, боялся того, что мог там увидеть. Ребенка нашел под грудой обломков — при этом у нее, к счастью, была лишь ссадина над глазом… Гарри вытащил из ада и саму девочку, двухлетнюю Весну Лукич, и ее маму Веру. История Джеймса Тейна. В первые же дни после катастрофы немецкие авиационные власти сообщили, что борт не был готов к взлету, и вина таким образом ложится на командира экипажа Джеймса Тейна: «Самолет был покрыт слоем снега толщиной в 8 сантиметров, который надо было счистить перед вылетом.
Кроме того, на крыльях намерз лед». В Британии словно бы только того и ждали. На Тейна обрушилось волна ненависти, которой нет аналогов. Его травили в прессе, ему угрожали расправой по почте и лично, его 8-летняя дочь стала жертвой регулярных нападок в школе. Позиция официальных лиц была в лучшем случае нейтральной — ввиду нежелания портить дипломатические взаимоотношения с Германией.
В конце концов, авиакомпания British European Airways, искавшая пути для восстановления репутации, объявила об увольнении пилота. Мотив: капитан нарушил летный регламент, поменявшись местами с погибшим вторым пилотом Кеннетом Рейментом. Оставшийся в полной изоляции Тейн не раз требовал провести открытое расследование, но его словно бы не слышали. Не слышали до тех пор, пока премьер-министр страны Гарольд Уилсон, пришедший к власти в 1964 году, то есть через 6 лет после катастрофы, не оказал пилоту публичную поддержку: «С ним обошлись несправедливо». Свидетели подтвердили, что перед вылетом самолет был обработан химикатами, растопившими наледь.
Из-за катастрофы Юнайтед не смог полноценно вести борьбу за титул и Кубок европейских чемпионов, а мировой футбол потерял одну из самых талантливых и молодых команд в истории. Лишь спустя 10 лет манкунианцы стали обладателями самого престижного европейского кубка. А в составе блестали двое выживших в той страшной трагедии: Бобби Чарлтон и Билл Фоулкс. Кстати, Бобби перед полётом поменялся местами со своим одноклубником Томми Тейлором. Томми считал, что на месте будущего сэра сидеть безопаснее. Судьба решила иначе. Тейлор, считавшийся одним из лучших форвардом тех лет погиб на месте. Командира экипажа Джеймса Тейна, пережившего крушение, почти сразу уволили из авиакомпании.
Мы забываем, что повседневная жизнь не всегда была столь благополучной и размеренной. Именно поэтому я иногда переношусь в тот же 1945 год, когда у нас не было ни раздевалок, ни трибун, а все вокруг лежало в руинах». Не читать газеты». Но я предпочитаю вспоминать исключительно о том, каким гениальным исполнителем был этот пацан». Порой могло показаться, что их у Джорджа штук шесть». В раздевалке я обращался к подопечным так: «Как только подвернется удобная возможность — пасуйте на Беста». Басби и Бест. Фото: skysports. Это и Дейв Макай, и Брайан Робсон. Но никто из них до уровня игры Эдвардса никак не дотягивал. Наверное, Дункан был единственным футболистом, находясь рядом с которым я ощущал себя каким-то мелким, незначительным». Просто я прекрасно знаю: мои форварды забьют противнику раза в два больше». Если же эта планка по каким-то причинам не покоряется — тогда мы ограничиваемся тем, что «МЮ» остается великолепным». Но я им ответил: «Мой рай — это «Манчестер».
Она выглядела смущенной, поэтому я снова спросил: "Где остальные уцелевшие? Она ответила: "Остальные? Нет никаких остальных, они все здесь. Только тогда мы осознали чудовищность произошедшего. Детей Басби больше не существовало". Дункан Эдвардс и Джонни Берри были смертельно ранены и боролись за свои жизни. Мэт Басби получил многочисленные ранения и был единственным служащим Клуба, кто выжил. Из четырех, боровшихся за свои жизни, выжили только двое. Три недели спустя, Дункан Эдвардс и Кенетт Рэймент скончались в больнице. Джимми Мерфи, друг Мэта Басби еще с военных времен, теперь был его ассистентом, а до этого был тренером сборной Уэльса. Он рассказывает: "Я всегда сидел рядом с Мэтом в его европейских путешествиях, но в тот раз я сделал то, о чем он меня попросил — не поехал с ним в Югославию. Честно говоря, я думал в тот момент гораздо больше о наших матчах, чем о матче в Югославии. Мы проходили в полуфинал, и это занимало все мои мысли, но мне не нравилось быть не с Мэтом". Джимми только что вернулся на Олд Траффорд из Уэльса, когда новости об авиакатастрофе застигли его: "Эльма Джордж, секретарь Мэта Басби сказала мне о том, что самолет разбился. Я не смог отреагировать. Он снова сказала мне. Я не мог понять и поверить.
Событие, изменившее историю «Манчестер Юнайтед». 65 лет со дня Мюнхенской трагедии
Вопреки трагедии, молодой помощник тренера Джимми Мерфи проявил необычайное мужество и силу духа и по крупицам восстановил разрушенную практически до основания великую команду….
В середине тайма атакующая активность "красных дьяволов" вновь снизилась. Правда, гости давненько не отмечались запоминающимися подходами к владениям Онаны. Для освежения полузащиты Компани на 73-й минуте выпустил со скамейки Гудмундссона вместо Ларсена. А на 79-й минуте счёт в матче всё-таки был открыт. Антони на чужой половине поля удачно перехватил поперечный пас Берге, убежал на рандеву с Муричем и хладнокровно использовал свой момент - 1:0.
Долгожданный первый гол для бразильца в нынешнем чемпионате. Думается, в "МЮ" ждали чуть большего от футболиста, купленного почти за 100 млн евро. Сразу после забитого мяча тен Хаг сделал ещё одну перестановку. Эриксена сменил Амрабат. Гости, естественно, сразу бросились отыгрываться. На 85-й минуте в штрафной манкунианцев случилась настоящая суматоха, которой мог воспользоваться Гудмундссон, но удар исландца удачно заблокировал Далот.
А следующий подход к чужим владениям со стороны команды Компани привёл к назначению пенальти в ворота "красных дьяволов". Онана после нерасчётливой скидки Каземиро не добрался до мяча и кулаком попал по голове Амдуни. Джон Брукс после просмотра видеоповтора указал на "точку". Одиннадцатиметровый хладнокровно реализовал Амдуни - 1:1. По совокупности созданных опасных моментов по ходу встречи "Бёрнли" заслужил свой забитый мяч. Последние минуты встречи получились весьма увлекательными.
Ничья не устраивала обе команды, и мы увидели игру на встречных курсах. Уже в компенсированное время для хозяев случилось неприятное событие. Мактоминей получил травму, и тен Хагу пришлось делать обратную замену. Скотта срочно поменял Маунт. Лучшая возможность вырвать победу в концовке была у "Бёрнли". Одобер нанёс хороший удар с близкого расстояния, который ногой парировал Онана.
Уже за пределами регламентированных шести добавленных минут манкунианцы неплохо огрызнулись, однако после выстрела Дьялло из-за штрафной мяч угодил в голову Бруну, а с выстрелом Антони с подбора уверенно справился Мурич.
Мы зашли в самолет, но уже никто не играл в карты … Я положил колоду в карман и откинулся назад в ожидании третьей попытки. Я сидел примерно в середине самолета рядом с окном. Дэвид Пегг встал и сказал: «Мне не нравится здесь, здесь не безопасно» и ушел назад к остальным игрокам. Я видел, как Фрэнк Свифт тоже ушел назад. Остальные сидели неподалеку от меня». Капитаны обсуждали проблему с техническим служащим аэропорта, и в 15-03 609 ZULU начал третью попытку. Капитан Тейн так описывает ее: «Я сказал Кену, что нам исправили двигатели, и что я контролирую дроссели. Кен открыл их на 28 позиций.
Двигатели работали устойчиво, и мы тронулись вперед. Он продолжал открывать дроссели, я помогал ему, пока они не стали полностью открыты. Он сказал: «Полный вперед! Он закрыл дроссели. Я взглянул на спидометр и увидел цифру 105 и она была нестабильна. Когда она добралась до отметки 117, я сказал в рацию: «Велосити 1! Наш полет в опасности! Внезапно скорость упала до 112, а затем до 105. Кен закричал: «Боже!
Мы не справляемся! Я взглянул вперед и увидел снег, дом и дерево рядом с аэродромом». Самолет задел дом, который сразу загорелся. В его центре лежало то, что совсем недавно было его серединой. Фюзеляжем задело дерево. Взорвались, находившиеся рядом с домом бочки с горючим. Билл Фоулкс помнит все это: «Задняя часть самолета просто пропала. Я выбежал так быстро, как смог. Я просто бежал и бежал.
Затем я развернулся и осознал, что самолет не будет взрываться и вернулся. На той дистанции я мог видеть горящие остатки самолета. Я побежал назад. Роджер Берн был пристегнут к своему креслу, Бобби Чарльтон лежал неподвижно в другом сиденье. Затем появился Гари Грегг и мы начали искать тех, кому еще можно было помочь». Два одноклубника помогли Мэту Басби, который был тяжело ранен, Бобби Чарльтон поднялся и пошел помогать нам. Всех раненых отвезли в больницу Rechts de Isar в Мюнхене. Это было за день до того, как мы осознали величину трагедии. Мы зашли в палату и увидели Мэта Басби с кислородной маской, и Дункана Эдвардса, который был очень тяжело ранен, и Бобби Чарльтона с перевязанной головой, Джеки Бланчфлауэра с перевязанной рукой и порезанным лицом.
Альберт Сканлон лежал с закрытыми глазами. Я поговорил с медсестрой и она сказала, что у Дункана больше шансов выжить, чем у Джонни… Мы подошли к постели Фрэнка Тейлора — он был единственным журналистом в палате. Он спросил, не хотим ли мы выпить с ним пива.
Дополняя друг друга, пара форвардов совершала голевые подвиги из матча в матч. Всего тренер молодёжной команды и ближайший помощник Джимми Мерфи передал Басби трёх нападающих, восемь полузащитников и одного защитника. К сожалению, жизнь многих из них оборвалась в окрестностях мюнхенского аэропорта. В начале сезона команда завоевала Суперкубок Англии, разгромив «Астон Виллу» со счётом 4—0. До трагедии «Манчестер Юнайтед» находился в верхней части турнирной таблицы Первого дивизиона, вышел в полуфинал Кубка европейских чемпионов и пробился в 5 раунд Кубка Англии. Судьба — злодейка. Авиакатастрофа рейса ВЕ609 и её причины После трагедии легко строить предположения, находить «эффект бабочки» в сложившихся событиях, но судьба как будто подводила «Манчестер Юнайтед» к этому злополучному дню.
За три года до этого, в апреле 1955 года, УЕФА основала Кубок Европейских чемпионов, в котором должны были принимать участие победители национальных первенств континента. Так решил секретарь Футбольной лиги Англии Алан Хардекер. Он объяснил это «заботой об английском футболе». Но уже на следующий год чемпионом Англии стал «Манчестер Юнайтед». Путём подключения административного ресурса клуб попал в сетку Кубка европейских чемпионов, где дошёл до полуфинала, в котором уступил «Реалу». Из-за возросшего количества матчей существенно повысилось и количество авиаперелётов. Дома манкунианцы одолели сербов со счётом 2—1, а в гостях сыграли вничью 3—3, что позволило англичанам пройти в полуфинал, где они должны были встретиться с «Миланом». После матча в Белграде «Манчестер Юнайтед» должен был вернуться на Туманный Альбион чартерным рейсом BE609, чтобы успеть на очередной матч чемпионата Англии против лидирующего «Вулверхэмптона». Авиалайнер Airspeed AS. Остановка в Германии была необходима для дозаправки.
Объём топливных баков воздушного судна не позволял произвести прямой перелёт до Манчестера. После этого не верьте в судьбоносную предопределённость. После дозаправки в Мюнхене второй пилот воздушного судна Кенет Реймет получил разрешение на взлёт в 14:31. Пилоты дважды пытались взлететь, но оба раза из-за нестабильной работы двигателей начало полёта откладывалось. Командир корабля Джеймс Тейн так вспоминал те события: Кен открыл дроссели, которые были между нами, в позицию «полностью открыты», и мы синхронно нажали на необходимые рычаги, открыв заслонки до конца. Я скомандовал: «Полный вперёд! Они работали очень неровно. Самолёт уже начал разгоняться, но Кен нажал на тормоз.
Откройте свой Мир!
Чарльтон завершил карьеру в 1980 году, а затем перешел в совет директоров «МЮ». Удивительная преданность клубу. Но в 1958 году жизнь Бобби могла оборваться. Мюнхенская трагедия 1958 года На момент ужасной катастрофы Чарльтону исполнилось всего 20 лет, он стал одним из самых молодых футболистов «Юнайтед».
Команда возвращалась в Манчестер из Белграда и остановилась для дозаправки в Мюнхене. После двух неудачных попыток набрать высоту самолет врезался во взлетно-посадочную полосу, в результате чего погибли 23 человека. Чарльтон был последним выжившим, которого нашли.
Игрок оказался пристегнутым к своему креслу, когда его обнаружили неподалеку от обломков самолета. Чарльтон отделался глубоким порез головы и его доставили в больницу. Когда Бобби проснулся на следующий день, то услышал список погибших.
Англичанин ужаснулся, ведь восемь из них — товарищи по команде, а трое, Эдди Коулман, Дэвид Пегг и Томми Тейлор, близкие друзья. Через месяц после катастрофы Чарльтон уже мог выйти на поле, но футболист всерьез задумывался о том, чтобы завершить карьеру. Во многих отношениях я стал частью того ужаса, но в то же время — отстраненным участником.
Изначально виновником крушения лайнера признали командира рейса Джеймса Тейна, который якобы приступил к взлету, не позаботившись об удалении льда с консолей крыла. Однако позже было установлено, что самолет упал из-за большого количества снега на взлетной полосе, из-за чего воздушное судно не смогло подняться в воздух. В церемонии смогут принять участие все желающие, почтить память жертв авиакатастрофы также приглашены сотрудники клуба и специальные гости, среди которых будут члены семей погибших. В 15:04 по местному времени будет проведена минута молчания, затем слово будет предоставлено директорам клуба сэру Алексу Фергюсону, Майклу Эделсону и Эдварду Вудворду.
Легче мне не становилось, я ведь по-прежнему был футболистом. И решил, что если хочу, чтобы все вернулось на круги своя, то мне и самому надо вести себя как обычно. Так что как только голова зажила, уже был на поле. Футбол действовал лучше всякой терапии. Вернулся в игру в марте, и с тех пор не останавливался. Забил несколько мячей, и благодаря этому, а еще из-за того, что все стали наблюдать за «Юнайтед», меня вызвали в сборную.
Не успел оглянуться, как ощутил себя играющим на самом высоком уровне. Никто бы не позволили нам это сделать. Да и мы не собирались. Нам даже в голову не приходило, что тот момент мог стать началом конца для «Юнайтед»… История Харри Грегга. Именно Грегг стал одним из главных героев мюнхенской драмы. Выбравшись из-под обломков, Грегг, по его собственным воспоминаниям, бросился бежать от горящих обломков, но что-то заставило его вернуться.
Прекрасно понимаю, что все могло быть по-другому, — вспоминал позже Грегг который, кстати, до сих пор жив — в октябре 2019-го ему исполнилось 87 лет. Когда пришел в себя там, в обломках самолета, на заснеженном взлетном поле, думал, что я мертв. По лицу текла кровь, боялся дотронуться до своей макушки — мне казалось, что ее просто нет. И тут услышал плач маленького ребенка. Я сразу вспомнил, что видел, как маленькая девочка поднималась на самолет. Почти такая же малютка, как моя собственная дочь.
Вот тут-то и сработал этот рычаг. Именно из-за этого бросился обратно в самолет, чтобы найти тех, кому удалось выжить в этих обломках. Когда забрался туда, на глаза попалось детское пальтишко, и я снова вспомнил о своей малышке. Боялся поднимать его, боялся того, что мог там увидеть. Ребенка нашел под грудой обломков — при этом у нее, к счастью, была лишь ссадина над глазом… Гарри вытащил из ада и саму девочку, двухлетнюю Весну Лукич, и ее маму Веру. История Джеймса Тейна.
В первые же дни после катастрофы немецкие авиационные власти сообщили, что борт не был готов к взлету, и вина таким образом ложится на командира экипажа Джеймса Тейна: «Самолет был покрыт слоем снега толщиной в 8 сантиметров, который надо было счистить перед вылетом. Кроме того, на крыльях намерз лед». В Британии словно бы только того и ждали.
Обе команды также выйдут на поле в черных нарукавных повязках. Манчестерский мемориальный фонд Мюнхена, который традиционно проводит церемонию в Мюнхене, также с сожалением отменил мероприятие. Вместо этого они организуют возложение венков от имени всех болельщиков «манкунианцев». Напомним, что 6 февраля 1958 года после дозаправки в аэропорту Мюнхена разбился чартерный самолет с 44 пассажирами. В результате аварии погибли 23 человека, среди которых оказалось 8 игроков «Манчестер Юнайтед» и три представителя клуба.
Читайте также
- кадры из фильма >>
- Воспоминания о Мюнхене / МАНЧЕСТЕР ЮНАЙТЕД в России / Manchester United Fan Zone
- Трагедия Манчестера: 65 лет назад разбился самолет с игроками «МЮ» - МК
- Авиакатастрофа в Мюнхене 6 февраля 1958 года — Википедия
Событие, изменившее историю «Манчестер Юнайтед». 65 лет со дня Мюнхенской трагедии
Но Зоммер не бездействовал, и он тоже принял на себя удары своих товарищей по команде. Его работа также создавала проблемы, с которыми мюнхенцев приходилось сталкиваться в штрафной площади — розыгрыш мяча иногда вызывал у них панику. Тем не менее, им все же удалось забить гол, несмотря на весь этот хаос. Центральный защитник Дайо Упамекано допустил непростительную потерю у своих ворот, но Грилиш тут же запустил в прорыв Холанда, который неожиданно проявил себя в сопровождении и отлично навесил на Бернарду Силву, а португалец уже головой забил. Однако Холанд не остался без гола, когда получил скидку от Джона Стоунза на свободное место в штрафной площади и легко расправился с Зоммером. И именно вратарь «Баварии» спас команду от большего поражения, ведь в концовке Родри был очень близок к дублю. Даже поражение от «Манчестера» со счетом 0:3 — неудача для «Баварии».
Это будет трудно исправить в ответном матче, и теперь они фавориты на проигрыш. Ответный матч турнира состоится 19 апреля в Мюнхене. В противостоянии двух встреч победитель выходит в полуфинал, а проигравший отправляется домой. Но этот португальский клуб доставил миланцам немало хлопот, а Лиссабон в этом сезоне выглядел еще круче. Кроме того, команда Симоне Индзаги в последнее время явно сбавила обороты и набрала лишь четыре очка в шести матчах чемпионата Италии, откатившись на пятое место.
В качестве официальной причины катастрофы британские власти назвали скопления тающего снега на взлётно-посадочной полосе, из-за которых Elizabethan не смог набрать необходимую для взлёта скорость. Джеймс Тейн, уволенный из British European Airways вскоре после катастрофы, ушёл в отставку и вернулся на свою птицеводческую ферму в Беркшире. Он скончался от инфаркта в августе 1975 года в возрасте 54 лет. Последствия катастрофы[ править править код ] Непосредственно в авиакатастрофе погибло 20 человек, включая 7 игроков «Манчестер Юнайтед». В самой больнице 21 февраля от полученных ранений умер Дункан Эдвардс [19]. Последним 23-м погибшим стал второй пилот Кеннет Реймент , умерший 15 марта. Джонни Берри и Джеки Бланчфлауэр из-за полученных травм никогда больше не играли в футбол [53]. Мэтт Басби был тяжело ранен и оставался в больнице на протяжении двух месяцев, в течение которых дважды проходил обряд церковного помазания [54]. После того как Басби был выписан из больницы, он отправился на реабилитацию в швейцарский Интерлакен. В то время он считал, что полностью завершил с футболом, но однажды его жена Джин сказала ему: «Знаешь, Мэтт, парни хотят, чтобы ты вернулся» [55]. Эта фраза вывела Басби из депрессии, и он вернулся в Манчестер, посетив финальный матч Кубка Англии 1958 года [55]. Мерфи не поехал в Белград, так как находился в Кардиффе , где он в то время работал с национальной сборной Уэльса. Мерфи собрал команду из игроков резервного и молодёжного состава клуба, и в первом матче после авиакатастрофы они обыграли « Шеффилд Уэнсдей » со счётом 3:0. Из-за потери стольких футболистов «Юнайтед» вынужден был приобрести им на замену опытных игроков. В тренерском штабе клуба также произошли изменения, так как в авиакатастрофе погибли секретарь клуба Уолтер Крикмер и тренеры Том Карри и Берт Уолли [58]. Вратарь «Юнайтед» Лес Олив , бывший игроком на момент катастрофы, завершил карьеру и сменил Крикмера на посту клубного секретаря [58]. Другой экс-вратарь клуба, Джек Кромптон , вошёл в тренерский штаб команды, после того, как председатель «Юнайтед» Гарольд Хардман договорился о его переходе с руководством « Лутон Таун » [58]. После катастрофы «Юнайтед» выиграл лишь один матч в чемпионате, из-за чего вылетел из чемпионской гонки и занял лишь девятое место по итогам сезона [59]. Через десять лет после трагедии, в 1968 году, «Юнайтед» выиграл Кубок европейских чемпионов , обыграв в финальном матче португальскую « Бенфику ». Из числа выживших в авиакатастрофе в том матче сыграли только двое: Бобби Чарльтон и Билл Фоулкс [61]. Стадион «Олд Траффорд»[ править править код ] Мемориальная доска на стадионе « Олд Траффорд », посвящённая памяти погибших футболистов в 1958 году Первые памятные знаки, посвящённые памяти погибших игроков и тренеров «Манчестер Юнайтед», появились на стадионе « Олд Траффорд » 25 февраля 1960 года. Первой из них была табличка с контурами стадиона и изображением зелёного футбольного газона, на которой были также указаны имена и фамилии погибших. Над табличкой были расположены вырезанные из тикового дерева футболист и болельщик со склонёнными головами по обе стороны от венка в центре и футбольного мяча с датой «1958».
Ее слова шумели у меня в голове. Она ушла, а я пошел в свой офис. Я был в прострации и начал плакать". На следующий день Джимми Мерфи вылетел в Мюнхен и застыл от того, что увидел там: "Мэт был в кислородной маске и он сказал мне: "keep the flag flying". Дункан узнал меня. Это было ужасно, ужасно! Ради наших погибших товарищей мы обязаны это сделать! Душой команды стал ее капитан Бобби Чарльтон. В 1965 году манкунианцы вновь стали чемпионами Англии, а в 1968 они выполнили свое обещание. По пути к финалу они выиграли у мадридского "Реала". Причем после победы в домашнем матче они в ответной игре уступали после первого тайма со счетом 1:3. Но во втором тайме "Манчестер" сравнял счет, а последний и решающий гол забил защитник Билл Фоулкс, который плакал после игры. В финале англичан ждала португальская "Бенфика" с блистательным Эйсебио. После основного времени была ничья 1:1 — на гол Чарльтона ответил Граса. После финального свистка трое выживших в Мюнхене взялись за руки в центре поля, и весь стадион игра проходила в Лондоне последовал их примеру. Бобби Чарльтон потом писал: "Мне стало жутко легко. Клятва выполнена, я выполнил обещание перед моими погибшими товарищами.
Провел за «МЮ» 150 матчей, забил 28 мячей. Томас Тейлор, нападающий, 26 лет. Обладатель выдающейся статистики: 138 забитых мячей в 210 матчей на профессиональном уровне, в том числе 16 — в 19 играх за сборную. Король «второго этажа» рост — 193 см. Уильям Уилан, нападающий, 22 года. Провел 4 мачта в составе сборной Ирландии. Его именем назван один из автомобильных мостов в Дублине. Тренеры Герберт Уолли, 44 года. Старший тренер. В 1932—1946 годах выступал за «МЮ» 38 матчей. Томас Карри, 63 года. Лучшие годы игровой карьеры провел в «Ньюкасле». В системе «МЮ» отработал тренером 24 года. Уолтер Крикмер, 58 лет. В прошлом — вратарь сборной Англии 19 матчей и «Манчестер Сити». Один из трех лучших вратарей в истории английского футбола наряду с Гордоном Бэнксом и Питером Шилтоном. Выдержки из интервью Чарльтона британскому журналисту Стюарту Матисону 2008. В салоне не умолкали разговоры, постоянно звучали шутки, слышались взрывы смеха, а наши картежники уже крепко взялись за дело… Наши попытки взлететь в Мюнхене сильно отличались от того, к чему мы привыкли, потому что жутко валил снег, и вся взлетная полоса была в слякоти. Во время третьей попытки мы все ехали и ехали, и мне показалось, что это слишком долго. И тут я понял, что сейчас произойдет. Кажется, это поняли и остальные. Все в салоне замолчали. В иллюминатор я увидел забор, в который мы врезались через секунду. Он просто упал, и стало понятно, что будет дальше. Мы просто постарались пригнуться и я, если честно, ничего больше не помню, только страшный скрежет. И никаких криков… Почему это случилось? Может, мотор отказал?