Почему 8 марта называют праздником женщин древнейшей профессии? В России Международный женский день также начали отмечать за несколько лет до прихода к власти большевиков. 8 марта в России ежегодно празднуют сотни тысяч женщин. В России женский день впервые отметили в Петербурге 2 марта 1913 года научными чтениями (в присутствии 1,5 тысячи человек) о праве голоса для женщин, государственном обеспечении материнства и о дороговизне жизни.
История праздника 8 Марта и особенности отмечания
8 марта в России и многих других странах мира ежегодно отмечается Международный женский день (англ. Историки рассказали о том, кто принес женский день в Россию, откуда взялся обычай дарить мимозу и как 8 Марта стало предвестником Февральской революции. Она придумала учредить Международный женский день, который с годами утвердился в календаре на дате 8 марта.
Ищите женщину: как отмечали 8 Марта в XX веке
8 марта — один из немногих дореволюционных нерелигиозных праздников, сохранившихся в России до сего времени. В России "женский день" в первый раз состоялся 2 марта в 1913 году, случилось это в Петербурге, а в 1914 году его перенесли на 23 февраля (8 марта по новому стилю). В России в этом году 8 марта отмечает свой 110-летний юбилей. Отмечать Международный женский день 8 марта предложила германская активистка Клара Цеткин в 1910 году.
Кто придумал 8 Марта: история праздника
К этому времени относится и формирование традиции празднования 8 марта в школах. В это время появляются такие интересные моменты, как специальная школьная почта: девушки и юноши могли через почту показать свои любовные предпочтения, отправив записку или открытку. Для молодежи это было очень важно. Можно сказать, что формирование советского праздничного календаря завершается к 80-м годам. К этому времени наш календарь насчитывал уже десятки гражданских праздников, и 8 марта в их ряду стал одним из центральных. Следующий важный этап — это перестройка и 90-е годы. Праздник снова меняется, и в этот период из него совершенно уходит весь советский пафос; 8 марта полностью трансформируется в гендерный праздник, в женский день, каким мы его знаем сейчас. Причем праздник не просто входит в быт, а приобретает совершенно другую семантику. В городах, в селах происходит поздравление всех дам без исключения: новорожденных, девочек, девушек, бабушек. Им дарят подарки, в детских садах проходят утренники в честь мам, сестер и т.
Научные интересы Александры Фроловой лежат в области этнографического изучения русского народа, процессов развития праздничной культуры, этнокультурного облика русского человека и антропологии инвалидности: изучения инвалидности как социокультурного феномена в традиционном и современном обществах. Многие изменения праздника объясняются огромнейшей значимостью именно традиционного аграрного календаря русского народа. А надо сказать, что в этом календаре очень важны были дни весеннего, осеннего равноденствия, а также периоды летнего и зимнего солнцеворотов. С этим астрономическим явлением связаны ритмы смен времен года, и, как следствие, ритмичная смена повторяемых процессов жизнеобеспечения русского этноса. Календарные рубежи за время осмысления народом были сакрализированы циклом ритуалов, обрядов, праздников, а их значение было направлено на важнейшую для выживания любого этноса составляющую — это рождение нового поколения детей, воспроизводства всего того, что способствовало жизнедеятельности этноса, социума. И каждый из этих периодов, конечно, имел свою семантическую окраску. Праздники зимнего солнцеворота — Святки, Рождество и др. Исследователи определяли, что Святочный период — это период холостой молодежи, Масленица — женатой молодежи. Так вот 8 марта очень органично примкнул к подвижному календарному масленичному циклу молодоженов.
В итоге весь имеющийся семантический цикл сделал его гендерным праздником, выдвинув на первое место женщину. Вспомним праздник жен-мироносиц, все летние послепасхальные праздники, Троицу, праздники и обряды кумления, которые как раз и были направлены на женщину, женщины-именинницы и т. Весь цикл праздников наших предков был очень разумен и точно распределен. Кстати, советский период показал, насколько неудачны были эксперименты с праздниками, но, к счастью, разум этноса смог вернуть себе все те периоды и праздники, которые были отменены советской властью. Первые преобразования нашей культуры в советское время были направлены на то, чтобы лишить народ его традиционных обычаев, его любимейших праздников. Праздничное застолье в сельском доме 1971 г. Кельчемгора, Лешуконский р-н. Вы организовали немало этнографических экспедиций, объездили отдаленные уголки Архангельского Севера.
Они доставали из шкафа самые лучшие наряды, из комодов — дефицитную косметику и дорогие духи, надевали свои любимые драгоценности. Выглядеть женственно и красиво, вот что было важно для них. Потому записывались туда заранее, чтобы сделать красивую стрижку или прическу, нарядный маникюр. Конечно, не все дамы относились так фанатично к этому дню. Очень многие предпочитали отпраздновать его дома, с семьей, любимыми детьми, родителями, мужем. Но одно было неизменным: 8 марта отмечали, причем с удовольствием, и считали его одним их самых приятных праздников. Подарки, которые могли порадовать женщин и безумная гонка мужчин за дефицитом Женский день отмечали всей страной. Многим казалось, что косметика и духи — это шаблонно. Да и достать такой презент во времена дефицита было непросто. Потому нередко в качестве подарка вручали новую сковородку или утюг. Полезные вещи, но не слишком подходящие для романтического презента. Некоторые, более креативнее мужчины, подходили к делу проще: они собирали для любимой продуктовый набор. Ведь в стране царил дефицит, и коробочка конфет «Птичье молоко», баночка икры или растворимого кофе, шампанское и даже вкусная твердокопченая колбаса шли на ура. Если с продуктами не складывалось, можно было достать колготки, импортный платок, парфюмерию, колечко или сережки. Все это очень радовало женщин, не слишком избалованных в плане покупок и привыкших к постоянной гонке за нужными товарами. Дети со своей стороны тоже вносили вклад в поздравления. Например, старшие могли помочь по хозяйству, или купить какой-то сувенир на сэкономленные карманные деньги. Малыши рисовали забавные открытки, мастерили поделки из бумаги и иных доступных материалов.
Активное участие в кампании празднования 8 марта принимало Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству Осоавиахим , проводившее собрания с трудящимися женщинами на тему угрозы вооруженного нападения Ф. В целях агитационно-вербовочной работы использовали 8 марта и местные комитеты РОКК, ставящие вопросы участия женщин в санитарной обороне страны и в поднятии ее санитарной культуры. Специально к 8 марта был организован показ фильмов, содержание которых было связано с бытом работниц и крестьянок и их общественной работой. Так, фильмы демонстрировали тяжелое положение женщины в дореволюционный период, раскрывали темы участия женщин в революционном движении и гражданской войне, призывали к борьбе с «нездоровыми» социальными явлениями Ф. Отметим также, что распространенным атрибутом мероприятий в День 8 марта были красные платки, вручаемые женщинам по случаю праздника Ф. В 1930-х гг. Международный женский день отмечался в обстановке популяризации идей укрепления обороноспособности страны, подведения итогов вовлечения женщин в социалистическое строительство и готовности к дальнейшей мобилизации женских трудящихся масс. В фонде Ленинградского горкома ВКП б сохранился стенографический отчет торжественного собрания ленинградских работниц 8 марта 1934 г. Угарова отмечалась героическая роль женщины в борьбе рабочего класса за создание нового общества Ф. С началом Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда подготовка и проведение Международного коммунистического женского дня осуществлялась под знаком широкой мобилизации трудящихся женщин на всемерную помощь Красной армии, фронту, на активное участие женщин в производстве, на замену мужского труда и обеспечение тыла. Одной из первостепенных задач ленинградской партийной организации в этот период становится использование 8 марта для разъяснения роли советской женщины в войне и мобилизации женских сил на поддержание чистоты и порядка в городе Ф. Среди характерных проблем, поднимаемых в рамках празднования 8 марта в послевоенные годы, были: усиление заботы о матери и ребенке, улучшение быта женщин, выдвижение их на руководящую работу, борьба женщин за мир, проведение смотров достижений в социалистическом строительстве и успехов в выполнении решений партийных съездов. В 1960 г. В связи с празднованием юбилея 200 передовых женщин Ленинграда и области были представлены к званию Героя Социалистического Труда и награждены орденами и медалями СССР. Международный женский день стал выходным праздничным днем. Однако по-прежнему этому дню посвящались торжественные собрания трудящихся, представителей партийных, советских и общественных организаций, в подготовительной работе были задействованы первичные партийные организации предприятий, учреждений и учебных заведений. О схеме организации и проведения праздника 8 марта в 1970-х — 1980-х гг. Необходимо отметить, что со временем политическая окраска Международного женского дня утратила свое значение. В наши дни 8 марта больше ассоциируется не с красными гвоздиками и красными косынками на голову, а с весенним солнышком, пестрыми букетами и подарками от коллег и любимых. Большинству современных женщин не понять причину недовольства, связанную с такими «недочетами» в проведении праздничных мероприятий, как «допущение танцев и даже буфета» во время торжеств.
Они протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат. Кто же вышел на улицы Нью-Йорка — текстильщицы или проститутки? Интересно, что в тогдашней прессе не было ни одной заметки о такой забастовке. А историки выяснили, что 8 марта 1857 года — было воскресеньем. Весьма странно устраивать забастовки в выходной. В 1910 году на форуме женщин в Копенгагене немецкая коммунистка Клара Цеткин призвала мир учредить «международный женский день 8 марта». Она имела в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, и тем самым «обращать внимание общественности на свои проблемы». Изначально праздник назывался «международный день солидарности женщин в борьбе за свои права». Дата 8 марта была подведена под ту самую забастовку текстильщиц, которой на самом деле никогда не было.
Марш пустых кастрюль и протест текстильщиц: что мы празднуем 8 марта?
8 марта стало официальным праздником в России в 1921 году. Как женские протестные акции привели к появлению Международного женского дня и почему он стал отмечаться 8 марта. В России впервые 8 Марта стали праздновать в Петербурге в 1913 году. Мы расскажем, как появился Международный женский день и почему его празднуют 8 марта. Любимый весенний праздник, женский день, отмечается в России 8 марта.
8 Марта через призму фактов и истории
Международный женский день посвящён прекрасной половине человечества, но ещё не так давно поздравляли с ним несколько иначе. Историки рассказали о том, кто принес женский день в Россию, откуда взялся обычай дарить мимозу и как 8 Марта стало предвестником Февральской революции. Получается, что когда европейские братья по Интернационалу отмечали 8 марта, в России этот день назывался 23-м февраля. В 1914 году ряд стран отметили Женский день более единодушно и как раз 8 марта (причина банальна — было воскресенье). В 1921 г. принято решение отмечать Международный женский день 8 марта, чтобы удостоить чести всех женщин, участвовавших в революции.
Марш пустых кастрюль и протест текстильщиц: что мы празднуем 8 марта?
Проблема назревала давно, но до 1917 года в России столь массовых требований, колонн суфражисток на улице не было в мире этот процесс начался раньше. Но огонь революции уже разгорался, охватывал все фронты, и женщины не могли уже оставаться в стороне. Февральская активность женщин, их напористость, появление смелых лозунгов например, «Место женщины в Учредительном собрании» привели к вынужденной реакции Временного правительства. Оно под натиском народных волнений уравняло женщин и мужчин в избирательных правах. Интересно, что в России это случилось даже раньше, чем в Британии и Франции. А когда к власти пришли Советы, женщины обрели право на гуманный восьмичасовой рабочий день, пособие по беременности и другие, прежде практически немыслимые социальные гарантии. И эти действия со стороны властей постепенно лишили смысла протестное движение. Так, день, важный для всех женщин, постепенно превратился в праздник, больше похожий на День матери. Сегодня 8 Марта считается Международным женским днем, и история его создания снова выходит на первый план.
Международные организации каждый год выбирают актуальную тему повестки и позиционируют этот день как напоминание о важности соблюдения прав, о борьбе с теми уязвимыми личностными, социальными, профессиональными моментами, с которыми сталкиваются женщины по всему миру. В России в этот день различные сообщества феминисток стараются проводить акции и иные мероприятия, напоминающие об исторической подоплеке праздника. За рубежом Сама дата появилась благодаря социалистическому движению. В феврале 1909 года нью-йоркские женщины вышли на улицы и потребовали равенства зарплат и избирательного права для себя. Уже через год на женской конференции в Копенгагене Клара Цеткин и Роза Люксембург посчитали, что нужен особый день — праздник, продвигающий равноправие и суфражистские идеи. Клара Цеткин — убежденная немецкая коммунистка с этим движением, что интересно, ее познакомил муж, русский эмигрант Осип Цеткин. Долгое время Клара жила в изгнании, во Франции в большей степени. Там она и стала ведущим идеологом международного женского движения.
На момент встречи с активистками из Штатов Цеткин уже была главной по правам женщин в Европе — как в идеологическом смысле, так и в масштабах популярности. И свою борьбу Клара не бросала до конца жизни. При нацистском режиме Цеткин оказалась в новом изгнании. Умерла она в Советском Союзе, похоронена у Кремлевской стены. Дата праздника, инициированного западными активистками, время от времени смещалась но в пределах одного месяца. Закрепилась же дата 8 Марта на конференции в Копенгагене. Впервые в 1914 году этот праздник одновременно отмечался сразу в 8 странах, среди которых США, Швейцария, Британия. ООН с 1975 года признала 8 Марта Международным женским днем.
Она предложила странам любой день в году определить Днем борьбы за женские права. И многие страны решили, что этим днем будет традиционное 8 Марта. Сегодня люди стараются не просто знакомиться с происхождением праздника, узнавать, в честь кого названы улицы их городов те же Цеткин и Люксембург , но и принимать участие в практической реализации идей праздника. По сути, в этот день не так правильно дарить цветы и дежурить на кухне, как участвовать в мероприятиях по защите женских прав.
Впервые день солидарности женщин в борьбе за равные с мужчинами экономические и политические права был проведен 19 марта 1911 года: в Австро-Венгрии, Германии, Дании и Швейцарии состоялись митинги, в которых приняли участие свыше одного миллиона женщин и мужчин. В 1912 году праздник прошел в тех же странах, но уже 12 мая. В 1913 году этот день отмечали: 2 марта — во Франции, 9 марта — в Австро-Венгрии, Швейцарии и Голландии, 12 марта — в Германии. В том же году, 2 марта 17 февраля по старому стилю , женский день был проведен в России — в Санкт-Петербурге. Как писал «Петербургский листок», «17 февраля состоялся впервые организованный по иностранным примерам женский день. Как и за границей, день был устроен главным образом представителями рабочих организаций. Никаких выступлений на улицах не было… в большом зале Калашниковской хлебной биржи… собралось более тысячи представительниц рабочих слоев столицы… Было оглашено заявление… о необходимости предоставления женщине политических и социальных прав». Традиция проведения праздника 8 марта 23 февраля по старому стилю стала укрепляться повсеместно после того, как в 1914 году женщины Австро-Венгрии, Германии, Дании, Нидерландов, Швейцарии, России, США и ряда других стран провели митинги протеста либо солидарности именно в этот день. Принято считать, что дата была выбрана в память о крупных акциях протеста работающих женщин за свои права, состоявшихся в этот день в 1857 и 1908 годах в Нью-Йорке США.
А надо сказать, что в этом календаре очень важны были дни весеннего, осеннего равноденствия, а также периоды летнего и зимнего солнцеворотов. С этим астрономическим явлением связаны ритмы смен времен года, и, как следствие, ритмичная смена повторяемых процессов жизнеобеспечения русского этноса. Календарные рубежи за время осмысления народом были сакрализированы циклом ритуалов, обрядов, праздников, а их значение было направлено на важнейшую для выживания любого этноса составляющую — это рождение нового поколения детей, воспроизводства всего того, что способствовало жизнедеятельности этноса, социума. И каждый из этих периодов, конечно, имел свою семантическую окраску. Праздники зимнего солнцеворота — Святки, Рождество и др. Исследователи определяли, что Святочный период — это период холостой молодежи, Масленица — женатой молодежи. Так вот 8 марта очень органично примкнул к подвижному календарному масленичному циклу молодоженов. В итоге весь имеющийся семантический цикл сделал его гендерным праздником, выдвинув на первое место женщину. Вспомним праздник жен-мироносиц, все летние послепасхальные праздники, Троицу, праздники и обряды кумления, которые как раз и были направлены на женщину, женщины-именинницы и т. Весь цикл праздников наших предков был очень разумен и точно распределен. Кстати, советский период показал, насколько неудачны были эксперименты с праздниками, но, к счастью, разум этноса смог вернуть себе все те периоды и праздники, которые были отменены советской властью. Первые преобразования нашей культуры в советское время были направлены на то, чтобы лишить народ его традиционных обычаев, его любимейших праздников. Праздничное застолье в сельском доме 1971 г. Кельчемгора, Лешуконский р-н. Вы организовали немало этнографических экспедиций, объездили отдаленные уголки Архангельского Севера. Какая из экспедиций вам запомнилась больше всего? Еще в студенческие годы, почти 30 лет назад, я попала на Русский Север. Это была детская этнографическая экспедиция, где мы занимались сбором игр. Поездку организовывал подмосковный Дом творчества, вместе с его представителями мы поехали в Сурский сельсовет — это территория бывшего монастыря Иоанна Кронштадтского, Пинежский район Архангельской области — очень отдаленное место. Я вспоминаю, как долго мы туда добирались и насколько потрясающей была эта экспедиция. К счастью, нам повезло и с погодой, и с героями. Там я впервые познакомилась с удивительными людьми из села Сура. То была моя проба пера, первые мои этнологические сборы информации и первые фантастические закаты на Севере. Это было время белых ночей, небо было невероятного сиреневого цвета… когда я увидела это небо, то по-настоящему и навсегда влюбилась в Русский Север. Вспоминаю, как мы с подругой решили: все, заканчиваем университет и идем преподавать в Сурскую школу. Даже озвучили свою идею одному из наших информаторов, удивительной бабушке, а она, как сейчас помню, посмотрела на нас и сказала: «Девки, зимой-то тут посидите! Собеседница, конечно, немного остудила наш пыл, но я с тех пор твердо решила связать свою жизнь с Севером.
В Исполнительном комитете Коминтерна Клара возглавляла Международный женский секретариат. Когда в Германии и других европейских государствах стали популярными идеи нацизма и фашизма, Клара Цеткин активно против них выступала. В результате в женском движении Германии был раскол после 1917 года на социалистическое и коммунистическое направления. Второе возглавила как раз Клара, которая «увела с собой» и Женский день 8 марта. А социалистки с 1926 года отмечали свой, но с плавающей датой. При этом, как отмечают летописцы движения за права женщин, оба крыла — и коммунистическое, и социалистическое, — в то время вели непримиримую борьбу за одинаковый список благ: снижение цен на продукты питания, за повсеместное кормление школьников горячими обедами, а также — за разрешение абортов. Так было до прихода к власти германских национал-социалистов в 1933-м. После прихода к власти Гитлера и его партии, Клара Цеткин вынуждена была эмигрировать в Советский Союз, где умерла в этом же 1933-м году, была кремирована, и прах её захоронен у кремлёвской стены. А гитлеровцы ловко заменили Женский день на семейный День матери, который праздновали до памятного 1945 года. А в 1948-м в Западной Германии снова стали отмечать День матери, в то время как в Восточной — опять праздновали Международный женский день. На следующий год после Второй международной социалистической женской конференции, принявшей вышеупомянутое историческое решение, 19 марта в Австро-Венгерской империи, Австралии, Германии, Дании и Швейцарии прошли первые акции Женского дня. Они имели большой успех у женщин-социалисток и коммунисток. В 1912 году митинговали 12 мая; в 1913 — в Российской империи и Франции 2 марта, в Австро-Венгрии, Швейцарской Конфедерации и Голландии — 9 марта, а в Германии — 12-го. В здании Калашниковской хлебной биржи в Санкт-Петербурге собралось около полутора тысяч митингующих. Они обсуждали вопросы о введении государственного обеспечения материнства в связи с дороговизной жизни, а также об избирательных правах женщин. В том же 1914-м в Российской империи членами Российской социал-демократической рабочей партией большевиков 8 марта был выпущен первый выпуск журнала для женщин — «Работница». В Российской империи лишь во время революции 1905 года стало возможным движение, имевшее целью уравнять женщин в политических правах с мужчинами. Здесь это явление стали называть «женским освободительными движением». Стали возникать женские объединения, по сути — политические, такие как Союз равноправия женщин и Женская прогрессивная партия в 1905-м, Лига равноправия женщин в 1907 и т. Но и эта тема потребует от нас отдельной и весьма ёмкой статьи, чтобы обрисовать хотя бы в общих чертах политическое движение за равноправие женщин и улучшение их жизни. Но с какой стороны не подходили бы мы к этой проблематике, будет ясно: начиная с 1913 года Женский день в России непосредственно связан был с борьбой женщин за политические и социально-экономические права. Последовавшие Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции в России, Вторая мировая война на десятилетия отложили Женский день как праздник. Но протестовать продолжали, в том числе и против войны, от которой страдали все, но в значительной мере — женщины и дети. И всё-таки Женский день продолжали отмечать. В советских республиках, возникших на просторах России, после Октябрьской революции 1917 года в этот день женщины собирались на митинги, демонстрации, проводили различные мероприятия политического характера, было принято женщин награждать грамотами и разными наградами.