По данным Евангелий, Иисус воскрес в первый день недели. Воскресение Иисуса Христа — одно из наиболее известных событий, описанных в книгах Нового Завета. Вера в воскресение из мёртвых Иисуса является краеугольным камнем христианства.
«Днесь Вифания предвозвещает Воскресение Христа Жизнодавца, востанием Лазаревым ликовствующи»
Лазарева суббота 2024: история, традиции, что можно и нельзя делать, приметы | Ангел сказал Марии, что Иисуса в гробнице нет — он воскрес. |
Что делал праведный Лазарь после своего воскресения? | Воскрешение Иисусом Христом Лазаря вспоминается в субботу на 6-ой неделе Великого поста на утрени и Литургии. |
Вход Господень в Иерусалим | Но вот, Иисус Христос вошел в Иерусалим. |
Что известно о Пасхе: распятии, смерти и воскресении Иисуса Христа - Толк 08.04.2020 | Ангел сказал Марии, что Иисуса в гробнице нет — он воскрес. |
Воскрешение смердящего Лазаря: зачем устроили праздник Лазарева суббота - Российская газета | Иисус умер за наши грехи и воскрес,чтобы стать нашим Ходатаем перед Богом. |
Свидетельства о Воскресении Христа
В Пасху приветствовать друг друга следует словами: «Христос Воскресе!». "Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? На Пасху принято приветствовать знакомых словами «Христос Воскрес!», а на их приветствие отвечать: «Воистину воскрес!». Христиане верят, что Иисус Христос, приняв мученическую смерть, словно агнец из Ветхого Завета, взял на себя грехи человечества, а вера в Христа и его воскрешение даруют спасение и вечную жизнь [7].
Когда и сколько дней после Пасхи православные в 2023 году говорят «Христос Воскрес»
Считается, что Благодатный огонь сходит только по молитвам православного патриарха. Однако официальные представители церкви регулярно подчёркивают: «В Священном Писании сказано, что о часе том не знает никто, даже ангелы». Скептики считают схождение Благодатного огня мистификацией Православной церкви. Есть предположение, что появление огня — ловкий продуманный фокус. Христианская церковь официально никак не объясняет происхождение огня. Некоторые священники даже заявляют, что огонь является рукотворным, но становится священным в силу произнесённой над ним молитвы. Перед храмом зажигают большой костёр, а от его огня — Пасхал большую свечу , которую вносят в тёмный храм под гимн Exsultet. Этот гимн извещает верующих о воскрешении Христа. Сами верующие поочерёдно зажигают от Пасхала свои свечи. Перед Пасхой католики обязательно украшают дом цветными салфетками и цветами.
Пищу на Пасху заранее освящают. Трапезу начинают с крашеных освящённых яиц. Как правило, протестанты западноевропейских стран отмечают Пасху одновременно с католиками, российские — вместе с православными христианами. Единой даты Пасхи у протестантов нет из-за большого количества течений. В протестантских церквях на Пасху задействованы всё прихожане. Молодёжь разыгрывает театральные поздравления, дети читают стихи и поют песни. Пастор обращается к верующим с проповедью и заканчивает службу призывом к покаянию. Можно ли ходить на кладбище на Пасху В некоторых российских регионах принято на Пасху ходить не в храм, а на кладбище. С церковной точки зрения это неправильно.
Священнослужители объясняют: Пасха — праздник победы жизни над смертью, и радость от этого события стоит разделить с окружающими. На Пасху принято собираться всей семьёй за праздничным столом, а ещё ездить в гости. Как такового запрета ходить на кладбище нет. Но желательно делать всё же это не на Пасху, а на девятый день после Воскресения Христова — Радоницу родительский день , посвящённую поминовению усопших. Радоницу называют «пасхой мёртвых», потому что в этот день живые делятся пасхальной радостью со своими умершими близкими. Можно ли жениться на Пасху На Пасху не проводят венчания.
Было принято, что службы в храме в светлый вторник посещают только женщины, а мужчины в это время помогают по хозяйству и управляются с детьми. Светлая среда "Хороводница", "Градовая" Девушки собирались группами и водили хороводы, пели песни, устраивали различные забавы и игры. Помимо этого, считалось, что если посадить саженцы в этот день, то рассада может погибнуть из-за града. Особенно важна среда для незамужних девушек. Они просят Бога о хорошем муже и семье. Также в этот день вспоминали умерших, но ни в коем случае нельзя было скорбеть. Для них оставляли открытыми двери, вывешивали полотенца на окна, чтобы усопшие могли навестить родных. Именно поэтому день называется "навским". Не постятся. Светлая пятница Прощеный день Вспоминают и почитают икону Божией Матери "Живоносный источник", освящают воду, которой верующие могут окроплять огороды, чтобы собрать в будущем хороший урожай. Принято отпускать обиды и прощать. Светлая суббота В храмах раздавали особый хлеб — артос. Этот кусочек весь год хранится дома около икон и дается понемногу заболевшему человеку. По словам этнографов, красный означает "прекрасный", "радостный", а горы почитались как священные места богослужебных обрядов. Церковное название праздника — Антипасха от греческого "вместо", можно перевести как "подобная Пасхе ".
Светлая суббота В храмах раздавали особый хлеб — артос. Этот кусочек весь год хранится дома около икон и дается понемногу заболевшему человеку. По словам этнографов, красный означает "прекрасный", "радостный", а горы почитались как священные места богослужебных обрядов. Церковное название праздника — Антипасха от греческого "вместо", можно перевести как "подобная Пасхе ". Этот день отмечается также радостно, как и само Светлое Воскресенье. Антипасха завершает пасхальные торжества, как бы заново обновляет праздник. На "Красную горку" многие стремились вступить в брак, поскольку, согласно церковным правилам, это первый день с начала Масленицы и Великого поста, когда можно венчаться. Есть примета, что если женишься на "Красную горку", брак будет счастливым и долгим. Снятое с креста тело обвили плащаницей и положили в пещере. Прежде Христос говорил о своем воскресении на третий день после окончания земной жизни, поэтому иудейские первосвященники попросили поставить на входе стражу — чтобы ученики не могли тайно вынести тело учителя. После субботнего покоя туда пришли жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сошел Ангел и отвалил от него камень. Произошло землетрясение: стража была повергнута в страх, а Ангел сказал женам, что Христос воскрес. Тогда же Он явился своим ученикам, и вскоре благую весть услышали во всем мире. Как проходит пасхальное богослужение Торжественное богослужение начинается в ночь на воскресенье, немного позже 23:00.
Торжественная процессия под римским небом стала воспоминанием входа Иисуса в Иерусалим два тысячелетия лет назад. В Каталонии букет из веток продается на небольших базарах, которые организовывают специально к этому дню. Букеты украшают сладостями и освящают, а потом хранят до следующей Пасхи. Каталонцы в этот день дарят друг другу пряники с изображением Христа. А в Испании в этот день принято надевать новую одежду или обувь. На улицах много людей в костюмах соответствующей тематики и с пальмовыми ветвями в руках. Французы называют этот праздник цветущей Пасхой или Пасхой с самшитом и освящают ветви оливы, самшита, розмарина, лавра, пальмы. Их прикрепляют к изголовью кровати, а потом окропляют ими тех, кто болеет. Жители Австрии и Германии освящают ветви орешника, бука, можжевельника. А в Греции Вербное воскресенье называют Воскресением Лазаря. В храмы несут лавр и ветви апельсиновых и лимонных деревьев. Потом ими украшают могилы близких. Так принято делать и в Болгарии. Бзоба от грузинского «бза» — самшит — так зовется Вербное воскресенье в Грузии. Правда, теперь колхидский самшит выращивают к этому празднику специально, поскольку растение под угрозой исчезновения. Именно его грузины освящают в храмах. Цахказард — «Украшенный цветами» — так в Армении называют Вербное воскресенье. А освящают верующие в это день ветви ивы и олив. В Сербии и Македонии особо празднуют Лазареву субботу. Это чем-то напоминает рождественские гуляния, когда компании людей ходят по домам. Девушки в этот день плетут венки и бросают их в реку. Отмечают Вербное воскресенье и в Индии. Здесь в католических храмах освящают пальмовые ветви, а потом раздают их людям.
ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
Чудо воскресения Лазаря из мертвых служит кульминацией всей предыдущей серии чудес, с помощью которых через Иисуса Христа была явлена Божия слава. Верующим важно знать, когда и сколько дней после Пасхи православн ые в 2023 году говорят «Христос Воскрес». Чудо воскресения Лазаря из мертвых служит кульминацией всей предыдущей серии чудес, с помощью которых через Иисуса Христа была явлена Божия слава. После того как Иисус Христос восстал из мертвых, воскресли и другие умершие праведники.
Фактические данные, свидетельствующие о Воскресении Иисуса Христа
Построенное им на месте Голгофы колоссальное сооружение языческого храма Венеры, от которого ныне остались лишь плиты фундамента, должно было на веки запечатать память о месте, где воскрес Христос. Затем и духовенство и паства поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Что значит «Христос воскресе — Воистину воскресе»? Суть этой фразы-приветствия такова: приветствующий утверждает, что Иисус Христос воскрес из мертвых, а приветствуемый подтверждает: Он действительно воскрес.
История православной Пасхи
Чудо воскрешения Господа нашего Иисуса Христа воспевается ежегодно в праздновании Святой Пасхи. 27 апреля 2024 года – Лазарева суббота – праздник Воскрешения Господом Иисусом Христом праведного Лазаря Четверодневного. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Согласно Священному Писанию, Иисус Христос воскрес накануне еврейского праздника.
Что такое Пасха и в чём смысл главного христианского праздника. Простыми словами
Сестры послали сказать Ему: Господи! Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи!
Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; 11. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним. Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; 11. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
Петр и Иоанн побежали к гробнице. Иоанн прибежал первым, остановился и заглянул внутрь. И ему сразу же в глаза бросилось что-то странное: пелены, в которые был завернуто тело, остались на месте. Еще более странным было то, что они хранили форму тела. Но самого тела не было. Тут появился Петр.
Видимо, Иоанн бегал быстрее — и это одна из тех деталей, которые придают повествованию особый оттенок документальности. Затем они вошли в гробницу оба и увидели нечто показавшееся им совсем странным. На Иоанна это произвело сильнейшее впечатление: увидев это, он уверовал. Эти слова «и увидел, и уверовал» означают не просто, что он поверил в то, что сказала Мария. Достаточно было заглянуть в гробницу, чтобы увидеть, что тела там не было. Он поверил, что произошло что-то невероятное: было такое впечатление, что тело Иисуса как бы вышло из пелен, а они остались в том же положении, в каком были на теле. У Иоанна не было никакого сомнения, что он увидел чудо.
Наиболее очевидный вопрос, который вставал как пред Иоанном, так и перед любым другим человеком, был следующий: как получилось, что погребальные покровы остались в прежнем положении? Если бы здесь действовали грабители, то вряд ли бы, похитив тело, они ставили ценнейшие ткани и ароматические масла. Но даже если бы по какой-то необъяснимой причине они хотели похитить только тело, то для чего они опять свернули ткани? Ну, разве только для того, чтобы создать впечатление нетронутости гробницы? Но если бы они хотели создать такое впечатление, то они бы установили камень на место. Но здесь мы сталкиваемся еще с одним вопросом: каким образом грабитель отодвинул камень, когда там была стража? Ведь это нельзя было сделать незаметно.
А отваленный камень явно свидетельствовал о том, что гробница была потревожена. Это было прямое приглашение подойти и заглянуть внутрь. Если же здесь действовали не грабители, то кто бы это мог быть? Может быть, какие-то странные последователи Иисуса, которые пытались унести тело из-под носа стражников положить его в более безопасное место? Но если бы это были они, то они не стали бы держать это в секрете от других учеников. Они бы благовейно перезахоронили его, и рано или поздно все христиане узнали бы, где находится гробница. В любом случае мы должны как-то адресоваться к проблеме шума, который бы возник при откатывании камня от входа и, который не могла бы не услышать стража.
Вид погребальных покровов убедил Иоанна в том, что произошло чудо. Сначала он подумал: а что, если кто-то убрал тело и придал покровам такой вид, чтобы внушить людям, что произошло чудо? Но кто бы это мог быть? С моральной точки зрения этого не мог сделать никто из учеников Христа. С психологической точки зрения это было также невозможно, так как никто не ожидал Воскресения. А с практической точки зрения это было невозможно из-за стражи. И, наконец, подозревать власти, что они сделали что-то такое, что заставило бы людей думать о воскресении, — тоже совершенно абсурдно.
Ведь именно они обеспечили тщательную охрану гробницы, чтобы избежать этой возможности. Исключив все неверные объяснения, Иоанн и Петр остались с одним возможным объяснением: тело прошло через погребальные покровы. Но что это означало? И где был теперь Иисус? С этими вопросами они и покинули гробницу, видимо решив, что дальнейшее пребывание там им уже ничего не даст. Однако, как показали последующие события, они были не правы. Свидетели явления Христа То, что гробница оказалась пустой, исключительно важно: если бы она не оказалась пустой, то нельзя было бы говорить о Воскресении.
Но нужно подчеркнуть, что первохристиане не просто утверждали, что гробница оказалась пустой. Гораздо важнее было то, что они в течение сорока дней, до его вознесения, несколько раз подряд встречались с воскресшим Христом. Они видели его, разговаривали с ним, касались его, ели вместе с ним. Именно это вдохновляло их действовать и придавало им смелости в проповедовании христианской Благой вести миру. Более того, когда апостолы начали публично проповедовать Евангелие, тот факт, что они были личными свидетелями этих явлений воскресшего Христа, послужил существенной частью Евангелия. Приведем примеры. Петр в Иерусалиме.
Вскоре после Пятидесятницы во второй своей самой значимой речи, записанной Лукой, Петр сказал: « А начальника жизни убили; сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели» Петр в Кесарии. Впервые провозглашая христианскую Благую весть не-иудеям, Петр сказал Корнилию, римскому сотнику, что он и другие люди «…с Ним ели и пили, по воскресении его из мертвых» Павел в Антиохии Писидийской. В своей важнейшей речи в синагоге Павел сказал о Христе: «Когда же исполнители все написанное о нем, то, снявши с древа, положили его во гроб. Но Бог воскресил его из мертвых; Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели его пред народом» А когда Павел записывает краткую, но исчерпывающую формулировку Благой вести, то он включает в нее сведения об отдельных явлениях Христа в качестве важнейшей составляющей: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которые вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам приял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по день, по Писанию, и что он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как извергу» Критерии свидетельства по Юму Юм, как мы видели, приводит несколько критериев, которые он считает важными для оценки силы свидетельства, в частности число и характер свидетелей и способ, которым они излагают свои показания. Критерий 1. Число свидетелей Из списка Павла, а также из Евангелий и деяний апостолов нам известно, что в течение сорока дней, разделявших его Воскресение и Вознесение, Христос являлся более пятистам людям.
Двадцатью годами позже, в середине 50-х гг. И их можно было, по-видимому, расспросить о событиях, которые они наблюдали. Следовательно, на протяжении первого этапа роста христианской церкви не было недостатка в свидетелях, которые могли сообщить о своих встречах с Христом. Но дело не только в числе свидетелей, которые действительно видели воскресшего Христа. Дело также и в том, что это были очень разные люди, которым он являлся в самых разнообразных ситуациях. Например, он предстал перед группой в одиннадцать человек, находившейся в закрытой комнате; женщине, которая была одна в саду; нескольким рыбакам в море; двум путникам на дороге; еще двум путникам на горе. Именно это разнообразие людей и характеров является аргументом против описания этих встреч как галлюцинаций.
Неадекватность концепции объяснений событий как галлюцинаций Согласно этой концепции явления Христа являются психическими феноменами, подобными галлюцинациям. Сторонники этой концепции заявляют, что ученики «видели» нечто, но их видение было не объективно реальным, а, скорее всего, происходило у них в сознании. Однако данные из области медицинской психологии свидетельствуют против подобного объяснения. Галлюцинации обычно наблюдаются у людей определенного темперамента, наделенных живым воображением. Тогда как среди учеников Христа были люди разных профессий, требующих самых разных качеств. Матфей был сборщиком налогов, упрямым и трезвым; Петр и его товарищи — рыбаками, смелыми и выносливыми; Петр и его товарищи — рыбаками, смелыми и выносливыми; Фома — закоренелым скептиком и проч. Этих людей трудно отнести к тем, кто подвержен галлюцинациям.
Галлюцинации обычно связан с ожидаемыми событиями. Так, философ Уильям Лейн Крейг говорит, что «поскольку галлюцинация — это просто проекция сознания, то она не может содержать в себе чего-то такого, чего бы ранее в сознании не было». Но, как мы уже говорили выше, никто из учеников после его смерти на кресте не ожидал увидеть его опять. Вместо ожидания его Воскресения у них в сознании были страх, сомнение и неопределенность, то есть для соответствующих галлюцинаций у них не было психологических предпосылок. Галлюцинации обычно происходят в течение относительно продолжительного времени. В это время человек испытывает то больше галлюцинаций, то меньше. Но явления Христа происходили часто в течение сорока дней, а затем внезапно прекратились.
Никто из учеников никогда не переживал подобного опыта впоследствии. Единственным исключением был Павел, который сообщает, что однажды встретил воскресшего Христа. Но это был последний случай. Подобные опыты также не походи на обычные галлюцинации. Трудно представить себе, чтобы пятьсот человек, которые видели Христа одновременно, пережили опыт галлюцинации. Галлюцинации не могли бы привести к вере в Воскресение. Объяснительная сила концепции галлюцинации существенно ограничена: она относится только к явлениям Христа, тогда как факт пустой гробницы остается необъясненным.
Однако сколько бы галлюцинаций ни испытывали ученики Христа, они никогда не смогли бы проповедовать Воскресение в Иерусалиме, если бы гробница не оказалась пустой! Критерий 2. Непротиворечивость рассказов свидетелей Если судейские показания нескольких свидетелей какого-то события совпадают практически во всех подробностях, то любой судья, по-видимому, сделает вывод о том, что свидетели как-то между собой связаны и не исключено, что они договорились между собой, чтобы ввести суд в заблуждение. С другой стороны, если показания независимых свидетелей совершенно не совпадают, то они тоже не представляют никакой пользы для суда. От независимых показаний требуется согласие по основным моментам и наличие таких расхождений, которые можно было бы объяснить различием позиций, с которых наблюдалось событие, и проч. Описания второстепенных деталей могут различаться, но при наличии более подробной информации эти описания можно свести в одну общую картину. Кое-какие детали могут остаться необъясненными, но их можно объяснить при получении дополнительных сведений.
Однако эти неясные детали не должны относиться к главным обстоятельствам дела. Работа историка похожа на работу юриста. Историк не проигнорирует разные описания одного и того же события только потому, что они отличаются друг от друга второстепенными сведениями. В действительности, это справедливо даже для тех случаев, когда некоторые сведения противоречат друг другу. Так, существует два описания похода Ганнибала через Альпы с целью нападения на Рим. Хотя они отличаются друг от друга многими подробностями, ни один ученый не сомневается в истинности главного содержания этого исторического эпизода, то есть в том, что Ганнибал действительно перешел Альпы, чтобы нанести удар по Риму. Применив эти принципы анализа к повествованиям о Воскресении, мы видим, что Евангелия совпадают в основных деталях.
В этих повествованиях имеется некое ядро: Иосиф из Аримафеи положил тело Иисуса Христа в гробницу; небольшая группа или группы женщин, последовательниц Христа, пришла к гробнице ранним утром в первый день недели и обнаружила, что гробница пуста. Эти люди и ученики Христа впоследствии неоднократно встречали его при разных обстоятельствах. Что же касается второстепенных деталей, то они существенно различаются. Например, Матфей сообщает нам, что Мария Магдалина пришла к гробнице на рассвете, тогда как Иоанн говорит, что она пришла туда, «когда было еще темно». Эти сообщения можно легко связать в единое целое: Мария могла выйти из дому, когда было еще темно, но подошла к гробнице, когда уже светало. Кроме того, при реконструировании событий важно осознавать, что в той или иной форме в событиях, связанных со смертью Христа и Его Воскресением, участвовали разные женщины. Группа, в которую входила Мария Магдалина, «другая Мария» и Саломея, пришла к гробнице первой.
Подойдя к гробнице, они увидели, что гробница пуста. Мария побежала обратно в город, чтобы сказать об этом Петру и Иоанну. В ее отсутствие Иоанна возможно, вместе с Сусанной , которые вышли из дворца Хасмонеев, пришли к гробнице по другой дороге. Им пришлось войти в город через другие ворота, поэтому они не встретили Марию Магдалину. Эти четыре женщины вошли в гробницу, где им сказали, чтобы они вернулись обратно в город и рассказали о том, что произошло, ученикам Христа. А поскольку в Иерусалиме множество узких улочек, то они не встретили Петра и Иоанна, которые бежали к гробнице вместе с Марией Магдалиной. Иоанн и Петр, прибежав к гробнице, увидели погребальные пелены, свидетельствующие о том, что Иисус воскрес.
Они покинули гробницу. А Мария Магдалина замешкались, и тут она увидела Иисуса. Затем она присоединилась к другим людям, которые находились в Иерусалимском доме. Итак, женщин попросили сообщить о произошедших событиях апостолам. До этого момента о них знали только двое — Иоанн и Петр. Остальным девяти, которые, по-видимому, провели ночь в Вифании, еще предстояло о них узнать. В это время группа женщин, в которую входили, вероятно, «другая Мария» и Саломея, отправилась в Вифанию.
На своем пути они тоже встретили Иисуса. Остановимся еще на одном очевидном различии между разными описаниями событий. Речь идет о том, что в Евангелии от Луки сказано, что Иисус явился одиннадцати, тогда как в описании Иоанна, которое, по-видимому, относится к тому же самому событию, говорится, что Фома не присутствовал при этом событии, то есть в действительности там было только десять учеников. Однако это расхождение не обязательно трактовать как противоречие, поскольку, когда Лука говорит об одиннадцати, то он, возможно, имеет в виду учеников как группу в целом.
Когда Лазарь заболел и умер, ему было около 30 лет. Евангелие не раскрывает других подробностей жизни праведного Лазаря, сведения о них мы черпаем из Предания. Такое умолчание заставило исследователей искать косвенные свидетельства. Например, неоднократные упоминания о том, что Спаситель любил Лазаря Ин 11:3, 5, 36 , некоторые трактуют как указание на то, что он, а не святой Иоанн Богослов был неназванным любимым учеником Господа Ин 13:23—26; 19:25—27 и др.
Другие исследователи видят Лазаря в безымянном юноше, последовавшем за Иисусом и Его учениками в Гефсиманию и оставившем свой плащ в руках воинов, пришедших арестовать Христа Мк 14:51—52. В Евангелии мы можем прочесть не только об этом Лазаре — реальном друге Христа, но и о вымышленном Лазаре — персонаже притчи. В притче последний противопоставляется богачу, который «Царствия небесного не наследует». Интересно, что из всех героев притч только Лазарь назван по имени. Вероятно, чтобы это имя запомнилось и в будущем было соотнесено с чудом воскресения, пишет богослов XIX века митрополит Антоний Храповицкий. Чудо, совершенное Христом в последние дни Его земной жизни, должно быть соотнесено с притчей, которую Он раньше рассказывал. Примиряется ли наше сердце с безнадежным ответом Авраама богачу, жалеющему о своих братьях: «Аще Моисея и пророков не послушают и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры»? Рисунки Рембрандта на тему воскрешения святого Лазаря.
Художественный музей в Амстердаме, www. И вот, они подтвердились». Подтверждение мы находим в Евангелии от Иоанна. Почему так? Разве это чудо не заслуживает многократного описания?
А Христос помолился и возгласил: «Лазарь, выйди вон! В Писании говорится, что многие, видевшие это чудо, уверовали во Иисуса Христа, а фарисеи «c этого дня положили убить Его». После своего воскресения Лазарь прожил еще около 30 лет. По преданию, после Воскресения Христа Лазарь из-за гонений покинул Иудею.
Он поселился на Кипре и впоследствии стал епископом. Что можно делать 27 апреля 2024 года? Нужно идти в храм на службу. Во время молитвы необходимо очистить мысли и с благостью на душе встретить Вербное воскресенье. Принято запасаться вербными ветвями, чтобы освятить их на следующий день в церкви.
Что произошло с Иисусом Христом после смерти?
На второй день после своей смерти т. Спаситель также открыл путь на небеса для тех, кто уверовал в него. О сошествии Христа в ад верующие вспоминают на богослужениях в последнюю неделю перед Пасхой Страсти Христовы. Иконография В византийской и древнерусской иконографии не изображается сам момент воскрешения, описания которого нет в новозаветных текстах. Для православной традиции каноническим является сюжет, связанный с сошествием Христа в ад и освобождением душ праведников и первых людей. Именно он отражает суть христианского учения о победе над смертью. Пасхальные иконы условно делят на три типа: "Анастасис", "Сошествие во ад" и "Воскресение Христово".
Иконография образа "Анастасис" сложилась к Х веку: на иконах изображен Христос, стоящий на двух преломленных створках адских ворот, в окружении душ, которых он вывел из преисподней. В XI веке в западноевропейском искусстве возникло изображение "Сошествие во ад", на котором Спаситель спускается в черную бездну, протягивая руки людям, находящимся там. Реже встречается другой тип иконы - "Воскресение Христово", заимствованный из западноевропейской традиции XIV века. На ней изображен Христос, выходящий со знаменем в руке из открытой погребальной пещеры.
Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них…» [И. При море Тивериадском, «…когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус».
Никто из них «…не смел спросить Его: кто Ты? По дороге в селение Эммаус Он шел с учениками, глаза которых «…были удержаны, так что они не узнали Его». А позже «…открылись у них глаза, и они узнали Его» [Л. Важно подчеркнуть, что чудесные свойства появились и у тела Спасителя, способного возноситься на Небо и спускаться на Землю, мгновенно перемещаться по земле на любые расстояния, становиться невидимым, проникать через препятствия. Такому преображению телесной оболочки трудно было поверить даже апостолам, и Христу потребовалось доказывать материальность Своего тела, вложив персты Фомы в рану, «…ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» [Л. Перечисленные качества не нужны Иисусу на Небе в сидении «одесную Бога».
Не требовались они и для сорока дней пребывания на Земле. Тем более не нужны они для финального пришествия в величии славы. Их предназначение — сугубо прикладное, технологическое: для незаметного наблюдения за повседневным поведением людей, коррекции их действий, наказания, поощрения. И все это — в режиме невидимости, незаметно помогая человечеству в строительстве Царства Божия на Земле. Иисус Христос четко говорил о цели своего первого пришествия на землю: «…благовествовать я должен Царствие Божие, ибо на то я послан» [Л. Этим открывается новая эпоха существования человечества: «Закон и пророки — до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется…» [Л.
Земную локализацию своего Царства Иисус подтверждает многократно. Сутью второго пришествия Христа является помощь землянам в строительстве Его Царства. Такую «тренерскую» функцию Всевышний выполнить не мог, здесь требовалась помощь Сына, которого Он наделил соответствующими новой ситуации способностями. Это открытие позволяет утверждать — глубоко ошибается тот, кто считает, что Иисус не выполнил своего обещания о Втором Пришествии при жизни апостолов. По этому поводу Он недвусмысленно говорил: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» [Мк. Если же Он не пришел, значит — обманул?
Господь не обманул и вернулся к верующим, но как незаметно пестующий их Наставник, невидимо присутствующий на Земле. Евангелист Марк прямо указывает на Его дальнейшее участие в земной жизни апостолов и учеников, что пошли они по миру с проповедями «…при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» [Мк. Русский ученый-хирург Н. Пирогов писал: «Учиться и жить есть одно и то же». Вся жизнь человека — это непрерывное обучение через телесное, душевное и духовное совершенствование себя и своего окружения. В таком трудном деле Христос действует как постоянно находящийся рядом Учитель.
Используя педагогическую технологию имитации критических ситуаций, Христос предстает в разных лицах, проверяя праведность поведения людей. Так, в Судный День Он станет благодарить праведных, по правую руку от Него, за оказанную Ему помощь, «…ибо алкал Я и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» [Мф. Праведники изумятся, поскольку не видели в этих людях Христа [Мф. Но Он был — в преображенном виде. А неправедным, по левую руку, Он скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Не оказавшие помощь в перечисленных ситуациях неправедные тоже удивятся, ибо и они не узнали Его [Мф.
Но Он был — в образах страждущих. Распространено мнение, что Царство Божие должно прийти сразу по всей планете. В действительности же Христос избрал другую тактику — постепенного наращивания территории «не от мира сего». Первый зафиксированный на Земле божественный «островок» — создание локального Христова царства среди двенадцати апостолов: «Не бойся, малое племя! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» [Л. О втором «островке» говорит евангелист Лука в Деяниях апостолов, описывая появление в Иерусалиме через их миссионерские действия христианских общин, где все «…верующие были вместе и имели все общее.
И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, и хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к церкви» [Деяния 2:47]. Увеличение суммарной площади землян, стремящихся жить по Божеским законам, происходит с разных точек планеты, с многочисленных плацдармов разной величины. Подобным образом заживает обожженная кожа человеческого тела с островков здоровой ткани. Возможность локального здоровья в больном организме многократно научно обоснована.
Распространение Царства Божия может осуществляться двумя способами: добровольным и насильственным.
Ну что же ты, Сын Божий? Сходи с креста, или ты не есть мессия! Яви мне чудо, которое подвластно только Богу, - проревел разбойник. Ты грешен, сын мой. За свою жизнь ты грабил, убивал и насиловал. Я не могу спасти твоё тело, но могу спасти душу. Покайся сейчас, я прощу тебя. Используй свой последний шанс. В ответ на это Гестас лишь грязно выругался.
Бог оставил людей давным-давно, а ты лишь лжец, который желает присвоить себе деяния Его». В ответ на эту реплику Иисус лишь улыбнулся. Но беседа не закончилась злыми словами. Услышав высказывание Гестаса, Дисмас вдруг вскликнул: - Верую, Господи! Верую в тебя, в свет твой, всем сердцем верую! Прости меня, прости, Боже, ибо грешен я. Много дел злых совершил я за жизнь свою, и понимаю, что недостоин прощения… - Достаточно, сын мой. Я услышал слова твои, идущие от чистого сердца. Я прощаю тебя. И будешь ты первым человеком, который попадёт в Рай.
Разбойник в ответ лишь расплакался. Данный диалог я привёл в несколько вольной трактовке, так как текст Писания очень сложно воспринимается современным человеком. Впрочем, могу уверить Вас в одном: смысл беседы остался неизменным, а некоторые реплики «участников» приведены в оригинале. Ад или Рай? Интересно, что с момента Гнева Божьего, врата Рая были закрыты для смертных. То есть все умирающие люди «автоматически» попадали в Ад. Иного посмертия не было ни у кого. Иисус был ниспослан на землю как последний шанс, данный человечеству, чтобы исправить это. Однако, сплошь и рядом люди лицемерили, притворялись, что уверовали. Однако, те несколько учеников Иисуса, а также раскаявшийся Дисмас показали Богу, что не все души людские черны как ночь.
Человечество заблудилось в собственных грехах, и не было того света, который мог бы направить людей на Путь Истинный. Но как же быть со Словом Божьим? Иисус пообещал Дисмасу, что тот станет первым человеком, попавшим в Рай, но… Врата Рая мог пройти только человек крещённый, коим обычный разбойник, конечно же, не являлся. Возможно, это прозвучит кощунственно, но более точной фразы я подобрать попросту не могу. Как известно, крестины положено проводить в «Крови Божьей», которую заменяет святая вода. Помните, какая жидкость полилась из раны, нанесённой безымянным легионером Иисусу? Именно вода, смешанная с маслом. Достоверных сведений о том, как именно произошло крещение Дисмаса, мне найти так и не удалось. Очевидно, что каким-то образом «Кровь Божья» попала на тело разбойника, но вот каким именно, в Писании не поясняется. На мой взгляд, имеют место быть два варианта развития событий: Вариант первый К телу распятых слетались вороны.
Да, они не трогали Иисуса, но, согласно всё тому же Писанию, последние слова Гестаса слишком дорого ему обошлись - падальщики в ту же секунду выклевали глаза разбойнику. Думаю, пора сделать ещё одно лирическое отступление.
Было принято, что службы в храме в светлый вторник посещают только женщины, а мужчины в это время помогают по хозяйству и управляются с детьми. Светлая среда "Хороводница", "Градовая" Девушки собирались группами и водили хороводы, пели песни, устраивали различные забавы и игры. Помимо этого, считалось, что если посадить саженцы в этот день, то рассада может погибнуть из-за града. Особенно важна среда для незамужних девушек. Они просят Бога о хорошем муже и семье.
Также в этот день вспоминали умерших, но ни в коем случае нельзя было скорбеть. Для них оставляли открытыми двери, вывешивали полотенца на окна, чтобы усопшие могли навестить родных. Именно поэтому день называется "навским". Не постятся. Светлая пятница Прощеный день Вспоминают и почитают икону Божией Матери "Живоносный источник", освящают воду, которой верующие могут окроплять огороды, чтобы собрать в будущем хороший урожай. Принято отпускать обиды и прощать. Светлая суббота В храмах раздавали особый хлеб — артос.
Этот кусочек весь год хранится дома около икон и дается понемногу заболевшему человеку. По словам этнографов, красный означает "прекрасный", "радостный", а горы почитались как священные места богослужебных обрядов. Церковное название праздника — Антипасха от греческого "вместо", можно перевести как "подобная Пасхе ".