Гагаузы– тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные пределы Республики Молдова.
Государственные символы
- Мятежные гагаузы: что это за народ и почему они хотят войти в состав России - 12.03.2024 Украина.ру
- Islamsng.com
- Гагаузскую автономию пытаются отменить
- Гагаузы: что за нация и где они живут
- Навигация по записям
СЕВЕРООСЕТИНСКИЕ ГАГАУЗЫ
Сейчас впервые раскрывает журналистам подробности той встречи. Потому что на сегодняшний день власть Республики Молдова покупает российский же газ, но через офшорные компании, и для обычного жителя газ в разы дороже", — рассказывает Гуцул. Еще одна просьба лично российскому президенту — открыть российский рынок для сельхозпроизводителей Гагаузии. Закрыли его, к слову, прозападные политики в Кишиневе. В какую сторону они смотрят, красноречиво говорит и румынское гражданство Майи Санду, и последние заявления молдавского премьера. Теперь уже публично озвучивается идея унии — поглощения страны Румынией. Если это произойдет, Гагаузия обещает отделиться. Нам не нужна никакая Румыния, гагаузы не подписывались под это", — говорит Евгения Гуцул.
Астрахани Астраханской области; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Орел»; Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», ее региональные отделения и иные структурные подразделения; Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г.
S», «The Opposition Young Supporters» ; Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. Краснодара»; Межрегиональное объединение «Мужское государство»; Неформальное молодежное объединение «Н. Круглосуточная служба новостей.
Генеральный комиссариат полиции в начале мая 2023 года обвинил избирательный штаб партии "Шор" в получении денег от некой организованной преступной группы для подкупа избирателей. Полиция опубликовала записи телефонных разговоров предполагаемых активистов партии "Шор", якобы свидетельствующие о фактах подкупа. А в ее избирательном штабе были проведены обыски и задержания.
В своем первом заявлении после опубликованных ЦИК Гагаузии результатов Евгения Гуцул высказалась за восстановление отношений между Комратом и Кишиневом после прихода к власти проевропейской Партии действия и солидарности Майи Санду власти Гагаузии неоднократно обвиняли Кишинев в нарушении прав гагаузов, давлении на регион, введении цензуры на телевидении и в интернете. Евгения Гуцул также отметила, что выступает за укрепление отношений Гагаузии с Россией, назвав партию "Шор" "пророссийской". Среди первых шагов она намерена открыть представительство молдавского региона в Москве, а также провести переговоры о разблокировании экспорта сельхозпродукции в Россию, попавшей под запрет в августе 2022 г. После подведения итогов голосования 16 мая в ЦИК Гагаузии прибыли сотрудники молдавской полиции, которые изъяли избирательные списки и другие документы. Они проинформировали о заведенных уголовных делах по подозрению в незаконном финансировании избирательной кампании, подкупе избирателей, некорректном составлении избирательных списков и других нарушениях. Премьер-министр Молдавии Дорин Речан отказался от взаимодействия с новым руководителем Гагаузии. Действия центральных властей вызвало возмущение общественности - в Комрате начался стихийный митинг.
В тот же вечер депутаты Народного собрания Гагаузии на внеочередном заседании выразили поддержку Евгении Гуцул. Согласно избирательному кодексу Гагаузии, объявляет выборы состоявшимися, а кандидата - избранным главой автономии Апелляционная палата Комрата. После этого созывается заседание Народного собрания Гагаузии для принятия присяги и вступления в должность нового главы администрации. Заседание Апелляционной палаты Комрата назначено на 22 мая 2023 года.
Спустя некоторое время прошла и учредительная конференция.
Теперь члены общества собираются вместе, танцуют, поют, рассказывают друг другу семейные предания, которые сохранились от предков»,- пояснила директор моздокского Дома дружбы Любовь Прокопова. Сегодня самая большая проблема гагаузов, как и других жителей региона, безработица. В Сухотском и Нижнем Малгобеке нет промышленных предприятий, местный колхоз под тяжестью проводимых в стране реформ оказался в долговой яме и практически не работает. Люди живут за счет личных подсобных хозяйств, занимаются скотоводством и земледелием. Излишки сельскохозяйственной продукции продают на рынках Моздока.
Правда, власти помогают сельчанам решать социально-бытовые проблемы - недавно были газифицированы дома жителей этих сел. Приехавший из Молдавии в гости к армейскому другу Владимир Слав сказал ВК: «Я был приятно удивлен, когда узнал, что здесь проживают мои соотечественники. Побывал в местах их компактного проживания.
Что такое Гагаузия?
- Краткая история гагаузского народа - TuranToday
- Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами
- Гагаузия: свежие новости, последние события на сегодня - Новости
- Гагаузы: что за нация и где они живут
- Гагаузы — Википедия
- Конгаз - самое большое село в Европе. Что едят гагаузы, как выглядят их дома и подвалы
Гагаузы, кто они?
Потому что в Гагаузии есть церковь, гагаузы — патриархальный, верующий народ. Гагаузию называли «охранным отрядом» Византии, этот народ сохранил веру под игом Османской империи. А глава Гагаузии, жители которой выступают за сближение с Россией, оказалась под колоссальным давлением. В Гагаузии 2 октября состоится съезд депутатов всех уровней, который обратится к России и Турции с просьбой защитить автономию от Румынии, которая, по сведениям гагаузов, может оккупировать. Гагаузы (самоназвание Gagauzlar) — тюркоязычный народ, который довольно компактно проживает на юге Молдавии в исторической области Буджак.
Молдавия все ближе к расколу: станет ли Гагаузия 90-м регионом России
Люди живут за счет личных подсобных хозяйств, занимаются скотоводством и земледелием. Излишки сельскохозяйственной продукции продают на рынках Моздока. Правда, власти помогают сельчанам решать социально-бытовые проблемы - недавно были газифицированы дома жителей этих сел. Приехавший из Молдавии в гости к армейскому другу Владимир Слав сказал ВК: «Я был приятно удивлен, когда узнал, что здесь проживают мои соотечественники. Побывал в местах их компактного проживания. К сожалению, многие из них не знают, что наш народ имеет свою автономию, национальные газеты. Настоящих гагаузов сегодня напоминают только представители старшего поколения, молодежь не говорит на языке предков. Думаю, что с созданием общества ситуация изменится в лучшую сторону.
Необходимо наладить контакты с исторической родиной, шире изучать родной язык.
Гагаузы относятся к алтайской семье народов. По языку гагаузы причисляются к огузо-булгарской группе юго-западного ареала распространения тюркских языков. Этногеническим стержнем гагаузов являются кочевые племена - узы, а правильнее огузы. Печенеги, огузы и куманы занимали степи между Аральским и Каспийским морем во второй половине первого тысячелетия н. После 975 года, когда царство Казара было разрушено русским князем Святославом, печенеги, узы и куманы мигрировали на запад, заняв территорию к северу от Черного моря территория нынешней Молдовы и Румынии до великого нашествия татар. В XI веке узы, как мигрирующие племена отмечены в письменных византийских источниках, когда они переправились через Дунай по некоторым источникам в 1065 г.
Именно в этих регионах огузы переходят к оседлому образу жизни, принимают православное христианство. Этническое смешивание огузов с другимиплеменами - печенегами, половцами, куманами дало прямых предков сегодняшних гагаузов. Профессор Педагогического Института имени И. Крянгэ в г. Кишиневе Д. Тодорогло вывел новую теорию в области этногенезии гагаузов. Согласно данной теории гагаузы происходят только от огузов узов , а именно от их ветви хагогузов.
Путем фонетических трансформаций: хагогуз? Хагогуз означает "настоящие огузы", то есть те из них, которые во время принятия ислама остались под старой языческой верой, перейдя впоследствии к христианству. Хагогузы покинули Центральную Азию и поселились к северу от Черного и Каспийского морей, между Волгой и Дунаем, основав впоследствии государственное формирование в зоне Каварны. Элемент присутствия печенегов и куманов является второстепенным в формировании гагаузской народности. Выше указанная теория была выдвинута Н. Баскаковым, М. Губогло и поддержана Х.
Кароглы проф. Университета из Азербайджана , сформулирована и детально аргументирована профессором Д. В XIII веке автономные формирования на территории Добруджи было государство известное как "Добружанское княжество" или "Узи эйялет" - первое государство гагаузского народа. Государство с центром в городе Корбуна просуществовало более двух веков и пало под ударом османских завоевателей в XV веке. Своего апогея государство гагаузов достигло во времена правления деспота Добротича годы правления 1354-1380 гг. После 1417 г. Народность же не пропала, они остались жить на прежней территории, говоря по-гагаузски и исповедуя христианство.
Даже будучи частью Османской Империи гагаузы обладали определенной независимостью, во многом благодаря своим этническим связям с турками, являясь потомками одного народа - огузов, общаясь на одном языке и обладая единой историей вплоть до XII-XIII веков. Часть гагаузов мигрировало в Россию через Дунай в 1750-1846 годах и поселилось в Южной Бессарабии. До 1807 года часть из них покидают Буджак под давлением царской России и переселяются в Крым, Приазовье и Ставрополье. В оставленных ими землях и появились задунайские переселенцы - гагаузы и болгары. Россия выделила задунайским переселенцам неосвоенные земли, определила ряд экономических и правовых льгот, создала условия для изучения русского языка и помогла им обосноваться на новых территориях. Одновременно этот край заселяли жители из Северной части Бессарабии, беглые крестьяне из внутренних губерний России, немецкие колонисты из Варшавского герцогства и других мест. Гагаузы обосновали селения Авдарма, Комрат, Конгаз, Томай, Чишмикиой и другие, располагавшиеся в основном в центральном Буджаке.
Тяжелым трудом переселенцам удалось превратить пустынную буджакскую степь в обжитый сельскохозяйственный район. В результате этих миграционных процессов, усилившихся очередной русско-турецкой войной 1806-1812 гг. Борьба гагаузов за свою свободу от притязаний молдавских бояр сразу же после переселения завершилась в декабре 1819 года Указом правительствующего сената России о предоставлении центральному Буджаку статуса иностранных колоний. Это фактически означало автономию для живущего здесь населения, значительную часть которого составили компактно расселенные гагаузы. В середине XIX в. В результате войны 1856 года называемой Крымской Юго-Западная оконечность Буджака южное Попрутье и селения нынешнего Вулканештского района, а также Болград, считавшийся центром бессарабских колоний отошла к княжеству Молдова. Это повлекло за собой вынужденную миграцию гагаузского населения в сегодняшние пределы Запорожской области Украины.
В результате последней русско-турецкой войны 1878 года эти территории вернулись к России в обмен на землинынешней румынской Добруджи. За исключением пятидневной независимости в 1906 году, когда в результате крестьянского восстания была объявлена Комратская республика, гагаузский народ находился под властью Российской империи, Румынии, Германии во время Второй Мировой Войны , Советского Союза. События 1917-1918 гг. По этой же причине, кстати, была сведена на нет возродившаяся в конце 1917 года в Бессарабии государственность молдавского народа. В условиях жесточайшей националистической дискриминации местного населения, и, прежде всего, гагаузов, румынскими властями в эти тяжелейшие годы, разумеется не могло быть и речи о восстановлении гагаузами своего права называться самобытным народом, уже не говоря о возможности реализовать свое право на самоопределение, на развитие своей письменности и своей национальной культуры. Не изменил эту ситуацию в отношении гагаузов и 1940 год, когда 2 августа была образована Молдавская ССР.
В степях остались небольшие участки степной растительности, представленной ковылем, типчаком, бородачом. Дикая природа включает в себя несколько сотен видов позвоночных. Беспозвоночных можно встретить немного реже. Среди млекопитающих наиболее крупными являются кабаны, а также барсук, белка, лиса, суслик, родинка, куница.
Птиц насчитывается более 200 видов. В лесах обитают жаворонки, чёрные и певчие дрозды, дятлы, соловьи, грачи и ушастые совы. В степях можно встретить перепелов, серую куропатку, степного орла, дрофу [15]. Экономика Экономика Гагаузии имеет агроиндустриальный характер. Темпы роста экономических показателей за последние годы характеризуют заметное оживление и стабилизацию после 10-летнего сокращения объёмов производства. Уровень экспорта продукции из Гагаузии ежегодно составляет 80-90 млн. Число экономических агентов из года в год увеличивается за счет стимулирования создания малых предприятий. Всего их в Автономии более 7000. В крупнотоварном сельскохозяйственном производстве занято около 100 предприятий и агрохозяйств, каждое из которых обрабатывает площадь более 500 га пашни. Общая площадь сельскохозяйственных угодий — 150 тыс.
Агропромышленный потенциал представлен 28 крупными перерабатывающими предприятиями. Регион известен своими качественными винами, шампанским, соками, персиками, грецким орехом. Активная внешнеэкономическая деятельность и льготы, создаваемые инвесторам, позволили за последние годы возродить швейное производство в городах Гагаузии.
До переселения в Бессарабию , гагаузы на Балканах придерживались болгарской и греческой православной церкви. После переселения в начале XIX века части населения гагаузов из территории южной Добруджи на территорию Бессарабии, гагаузы на новой территории вместе с остальными переселенцами перешли в лоно русской православной церкви.
Большинство гагаузов Молдавии в настоящее время исповедует православие. Также широко распространены протестантские общины: баптисты и пятидесятники. Другая часть гагаузов исповедует ислам суннитского толка. Браки Для гагаузов Молдавии было долгое время характерно преобладание моноэтничных браков: из 100 браков, заключенных в 1970 году, моноэтничными были 73, а из 100 браков, заключенных в 2003 году такими являлись 77 [19]. На 2018 год кол-во моноэтичных браков снизилось.
Всемирный конгресс гагаузов Гагаузы Конгресс гагаузов проводится раз в три года начиная с 2006 года в столице АТО «Гагаузия» городе Комрат. Он собирает гагаузов со всего мира. Расселение Первый официальный флаг гагаузов В Молдавии по данным переписи 2004 года проживало 147,5 тыс. Из них в Гагаузии — 127,8 тыс.
"Будем дружить с Россией". Новой главой Гагаузии стала Евгения Гуцул
Потому что в Гагаузии есть церковь, гагаузы — патриархальный, верующий народ. 83,8%, болгары - 4,9%, молдаване - 4,7%, русские - 3,2%, украинцы - 2,5%, другие - 0,9% (по результатам переписи населения 2014 года в Молдавии). Власти Гагаузии решили прорвать экономическую блокаду, устроенную правительством Молдавии. Автономное территориальное образование Гагаузия — на онлайн карте c фотографиями и планированием маршрутов. Другой вывод — титульным народом города Варна являлись гагаузы, так как на балканском полуострове тюркоязычными христианами являются только гагаузы. «Где живут гагаузы?» — давайте вспомним интересную видеозарисовку.
Гагаузия: последние новости
Русский язык для гагаузов — это пуповина, благодаря которой гагаузский народ выживает в современной Молдавии. Гагаузы – это тюркский народ христианского вероисповедания, проживающий в основном на территории исторической тюркской области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной. происхождение народа, где и как живут, фото. уникальный 200-тысячный тюркский народ, живущий в Молдавии и на юге Украины. Напомним, что население Гагаузии составляет около 135 тысяч человек и состоит в основном из тюркоязычных переселенцев с Балканского полуострова, однако русский язык по-прежнему считается там одним из официальных наряду с гагаузским и румынским. происхождение народа, где и как живут, фото.
Гагаузия ждёт русскую армию в Одессе, чтобы уйти из Молдавии
Сегодняшние гагаузы живут на юге страны, свято соблюдая свои многочисленные традиции. Во главе угла их обрядов стоит свадьба. Праздник обязательно проходит в доме невесты: старшие женщины заплетают девушке косу и наряжают в зелёное платье, украшая голову вместо фаты геранью, которая для гагаузов — символ чистоты и невинности. Торжество длится три дня с весёлыми танцами и песнями. Кстати, определить, замужняя женщина или нет, сколько у неё детей, можно по одежде: платье без рукавов, фартук, большой чёрный платок чемьберь поверх тонкого белого платка — всё это говорит о том, что женихам лучше держаться подальше, можно и на рассерженного мужа натолкнуться. Зелёный наряд невесты говорит собравшимся о плодородии, а натуральные красители голубого цвета преображают национальные костюмы и напоминают о бескрайних небесах буджакских степей. У мужчин на шее часто красуется символ-тотем — степной волк. В семьях до сих пор сохраняется строгий патриархат — место женщины на кухне.
Приготовить обед на большую семью и подать его на софру — круглый стол — задача не из лёгких. О кочевом прошлом гагаузов красноречиво говорят предметы быта: прочная простая посуда, деревянные тарелки и ложки и сусаки — специальные сосуды, где долго хранится вино или молоко.
История [ править править код ] В связи с тем, что на сегодняшний день не найдено исторических документов, датирующихся ранее XIX века, где бы упоминалось название гагаузского народа, история гагаузов до сих пор является предметом спора у историков. Ниже приведены основные предположения: XIII век 1259—1320 — период христианизации предков гагаузов на Балканском полуострове , оказавшейся возможным главным образом в результате многолетней миссионерской деятельности легендарного Сары Салтыка , который в различных балканских легендах отождествляется с такими христианскими святыми, как святой Георгий , святой Илья , святитель Николай , святой Симеон , святой Наум или святитель Спиридон. XIV век 1320—1347 — предки гагаузов находились в независимом болгарском Карвунском княжестве под предводительством тюркоязычного христианина кыпчакского происхождения Балык Бей. Карвунская земля Karvunum Terra находилась на северо-востоке сегодняшней Болгарии с центром в городе Карвуна. XIV век 1347—1400 — гагаузы в независимом болгарском Добруджанском княжестве под предводительством Добрича сына Балыка , а после него c 1386 года Иванко сын Добрича. Добруджа — ныне географическая область северо-восточной Болгарии и юго-восточной Румынии.
XIV—XIX век 1400—1812 — гагаузы внутри Османской империи , в той же Добрудже, территория которой в османских исторических документах упоминается под названием Уз Эйалети, что в переводе на русский значит «их родина или их семья». По статистике численности населения внутри Османской империи, датируемой 1597 годом, в г. Варна проживали: тюрки христиане — 582 дома, греки — 120 домов, копты — 31 дом. Так как по данной статистике болгар среди народов проживающих в Варне в 1597 году нет, следует вывод, что болгары начали заселять Варну относительно недавно.
Астрахани Астраханской области; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Орел»; Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», ее региональные отделения и иные структурные подразделения; Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. S», «The Opposition Young Supporters» ; Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. Краснодара»; Межрегиональное объединение «Мужское государство»; Неформальное молодежное объединение «Н.
Круглосуточная служба новостей.
Общая численность гагаузов в мире 220 тыс. Надо сказать, что история гагаузского народа до настоящего времени мало изучена. Одна из научных гипотез полагает, что гагаузы — потомки средневековых тюркских кочевых племен печенегов, тюрок-огузов, половцев и других исчезнувших народов, волнами накатывающихся на юго-восточную Европу из южно-сибирских, среднеазиатских и прикаспийских степей. В процессе миграции, особенно после татарско-монгольского нашествия на Восточную Европу, предки гагаузов откочевали через северно-причерноморские степи в равнинные районы Северо-восточной Болгарии и нижнего Подунавья. Гагаузы относятся к индоевропейской семье народов. По языку гагаузы причисляются к огузо-булгарской группе юго-западного ареала распространения тюркских языков. Гагаузы — народ христианского вероисповедания, однако учитывая крепнущую экономическую и культурную связь Молдовы с Турцией, выражающиеся в том числе в усилении миграционных процессов в Европу и на Восток, некоторая часть населения, с том числе и гагаузы, принимает Ислам.
Абу Имран Асаад аль-Асари, талиб уль-ильм, который живет в Молдове и активно занимается призывом к Исламу и уже преуспел на этом поприще, склонив к принятию ислама несколько сотен молдаван. Официальная численность мусульман Молдовы около 1,5 тыс. Но, я думаю, эта цифра несколько занижена и не отражает реальной действительности. До недавнего времени ислам в Молдове не был признан на официальном уровне, из-за чего правоохранительные органы Молдовы препятствовали проведению коллективных молитв и подобных мероприятий. Мусульманская община Кишинева впервые пыталась пройти регистрацию в 2000 г. Впоследствии верующие обращались в судебные органы Молдовы и в Международный суд по правам человека в Страсбурге. Молдова - единственная из стран СНГ, в которойИслам не был признан официально. В середине марта 2011 года Министерство юстиции Молдовы легализовало Ислам и зарегистрировало Исламскую лигу, которая стала первой в Молдове официальной религиозной организацией мусульман. К сожалению, это радостное для местных мусульман событие было впоследствии омрачено тем, что стало поводом для различных, прежде всего политических, спекуляций на настроениях населения, а также нагнетания паники и межконфессионального напряжения.
Страна трех городов и двадцати девяти сел
Однако, по всей видимости, в этих сообщениях содержится ошибка, поскольку в России сегодня насчитывается 89 регионов. Так что будем считать, что Гагаузия может претендовать на другую круглую цифру — 90. Интересно, что сама Гуцул в интервью РИА Новостям заявляла , что «предпосылок для выхода Гагаузии из Молдовы нет, противоречия с Кишиневом лежат в политической плоскости и будут решены с приходом к власти в республике новых ответственных политиков». Мятежная республика на карте Фото: Соцсети Напомним, что население Гагаузии составляет около 135 тысяч человек и состоит в основном из тюркоязычных переселенцев с Балканского полуострова, однако русский язык по-прежнему считается там одним из официальных наряду с гагаузским и румынским. Самым же любопытным фактом является то, что Гагаузия, как и Приднестровье, граничит с Одесской областью Украины, так что в случае успешного для России развития СВО, обе эти автономии получат хороший шанс на отделение от Молдавии и присоединение к России. Кишинев идет по стопам Киева Примерно по тому же сценарию развиваются события в другой молдавской автономии — Приднестровье. Как уже сообщали «Новые Известия», власти этой республики пожаловались России на то, что Молдавия «развязывает против них экономическую войну», намеренно создавая предпосылки для многомиллионного дефицита бюджета.
Не менее драматическая история у другого экспоната — сильно изношенной пары ботинок. Спустя годы он принес их в наш музей как самое дорогое, что есть у него в жизни», - рассказывает сотрудница музея. Послевоенные годы тоже были для гагаузов тяжелыми, как и для других народов Союза. Из-за голода гибли целые семьи и из 5000 осталось только 2200», - говорит на видео гид. Тем не менее, советское время здесь вспоминают с позитивом - графики роста экономики и герои труда, которыми наравне с мужчинами становились и женщины - трактористки и шахтерки. Одна из них выглядит очень похожей на президента России. Как живут гагаузы сейчас В музее посмотрели на примерный интерьер гагаузского дома столетней давности, а вот чтобы увидеть реальный гагаузский дом, а не макет, напросились в гости. Скромная бабушка живет и содержит хозяйство одна. Домов, как и обычно у молдаван, два, большой для гостей и маленький - для экономной жизни. В обоих идеальный порядок, а подвал так вообще сказка.
Нас не отпускали, пока не попробовали все сорта вина.
Охрана труда Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz. Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.
Обязательное условие — отказ от гражданства Молдовы и, соответственно, выписка с предыдущего места жительства. Мы, не задумываясь, это сделали», — рассказывает Светлана. Светлана и Николай понимали, что российское гражданство позволит им работать легально и быть вместе, быть настоящей семьей. Там все так же не хватает рабочих мест. В России молдавских гастарбайтеров меньше не стало, только теперь они с российскими паспортами», — говорит Николай. Надежда и Петр Куюжуклу Сын Николая и Светланы Петр, студент четвертого курса Рославльского железнодорожного техникума, далее планирует стать машинистом и получить высшее образование. В перспективности выбранной специальности Петр не сомневается. Но его планы на будущее в скором времени будут прерваны службой в армии.
Кстати, если в Гагаузии каждый второй молодой человек пытается увильнуть от службы, то российские гагаузы, как оказалось, «не косят» от армии. За последние три года уже отслужили трое ребят-гагаузов из деревни Липки, еще двое, Петр и его друг Иван, достигли призывного возраста и уже гадают, в какие войска будут призваны. Николай и Светлана считают, что в России у их детей будет хорошее и перспективное будущее, ради этого они и переехали сюда жить. По данным последней переписи населения 2010 г. И большинство из них — 9 732 — предпочитают жить в городах — 9 732, в сельской местности же проживают 3 958 человек. Анна Узун Семья Узун — это еще одна семья гагаузов, переехавших в российскую глубинку, в деревню Липки, из Казаклии. Анатолий и Анна понимали, что из-за отсутствия достойно оплачиваемой работы на родине Анатолию придется регулярно ездить на заработки в Россию. Но и в Гагаузии своего будущего не видели. Колхоз в Казаклии развалили на мелкие крестьянские хозяйства, все предприятия, которые в советское время считались передовыми и приносили стабильный доход, перестали функционировать.
Работы практически не было, а если и находилась, то зарплату платили раз в несколько месяцев. Мы решили переехать в Россию. Толя уже бывал в Липках неоднократно, здесь жили его родственники — семья Марии и Николая Кавалжи. Они были первыми гагаузами, переехавшими в деревню Липки в 1983 году. Мы понимали, что будем тут не одни», — рассказывает Анна Узун. Анна и Анатолий воспитывают двоих детей, сына Диму 12 лет и дочь Кристину 7 лет. Получив материнский капитал и оформив ипотечный кредит, семья купила квартиру в Смоленске. Но менять деревенскую жизнь на городскую не собирается. Квартиру в Смоленске пока сдаем.
Переезжать туда совсем не хочется. Нам лучше быть поближе к природе, иметь свое хозяйство, огород. В общем, есть чем заняться. Когда дети вырастут, возможно, переедут в город. А мы точно нет», - говорит Анна. Детство Димы и Кристины проходит в живописной русской деревне с гагаузским колоритом. Войдя в дом семьи Узун, сразу бросаются в глаза домотканые ковры, привезенные из Казаклии, что создает особый уют. В семье между собой чаще говорят на гагаузском. Дима свободно владеет гагаузским, Кристина все понимает, но очень мало говорит.
Мы считаем, что они должны знать свои корни и традиции. К примеру, на Новый год дети ходят колядовать. Зайдя во двор к русским, они поют колядки на русском языке, а у гагаузов на гагаузском», — рассказывает Анна. Но больше всего «гагаузского», конечно же, на кухне. В Липках в каждом доме, где живут гагаузы, всегда угостят чем-нибудь из национальной кухни: «гёзлемя», «катлама» и «кыырма», «суанны», «саарма», гагаузские соленья — «туршу». Гагаузская кухня. Российские гагаузы не потеряли своей национальной идентичности и самобытности. Здесь хранят культурные ценности и традиции гагаузов. Здесь говорят на чистом гагаузском.
Их этому не учили.
Православные турки
- История - Портал Гагаузии
- Страна трех городов и двадцати девяти сел
- Что такое Гагаузия?
- Москва дала Гагаузии финансовую независимость от Кишинева
Конгаз - самое большое село в Европе. Что едят гагаузы, как выглядят их дома и подвалы
83,8%, болгары - 4,9%, молдаване - 4,7%, русские - 3,2%, украинцы - 2,5%, другие - 0,9% (по результатам переписи населения 2014 года в Молдавии). Гагаузы (самоназвание Gagauzlar) — тюркоязычный народ, который довольно компактно проживает на юге Молдавии в исторической области Буджак. Так как гагаузы уже тысячу лет живут оседлой жизнью земледельцев, у них особенные обряды, связанные с этим культом, рассказала Ирина Константинова.
Гуцул обвинила власти Молдавии в обнищании народа
Её подвязывали передником. Голову украшали небольшим белым шарфом, который накрывали чёрным или пёстрым крупным платком. Традиционный гагаузский мужской костюм состоял из рубахи и штанов. В качестве пояса использовали красный кушак. Летом голову покрывали короткополой шляпой, зимой надевали меховой колпак. Пастухи в холодное время носили шубы из овечьей шерсти мехом внутрь.
Они остались христианами, а принципы этой религии остаются господствующими и в наши дни. Но, что интересно, христианские обычаи тесно переплелись с языческими обрядами, причём это можно заметить и в наше время. Одним из любимейших праздников гагаузов стал День Святого Николая. Обязательными блюдами становятся в этот день заливное и пшеничная каша с рыбой. Именно эти угощения считаются своеобразными жертвоприношениями Николаю.
Одним из самых ценных подарков для гагаузов остаётся изображение волка или любой другой «волчий» предмет. Издавна у этого народа существовал культ волка, причём он сохранился до сих пор. Путешественники, побывавшие на их родине, рассказывают, что этот народ крайне доброжелателен, а его гостеприимство не знает границ. Но гордятся гагаузы не этими качествами, а своей стойкостью, благодаря которой сумели сохранить религию и культуру.
Важно отметить, что гагаузы имеют свои особенности в культуре и вероисповедании. Большинство гагаузов исповедуют православие, однако существуют и такие, кто придерживается ислама. Гагаузы известны своими художественными и ремесленными традициями. Их народный костюм, вышивка и украшения являются выразительными символами гагаузской культуры. Сегодня гагаузы сохраняют свою идентичность и продолжают развиваться как национальное сообщество. Они организуют различные фестивали, мероприятия и культурные мероприятия, чтобы сохранить и передать свою культуру следующим поколениям.
Уникальная культура и традиции Язык гагаузов относится к отдельной группе тюркских языков и является одной из основных составляющих их культуры.
В ней говорилось, что Молдавское княжество "принимает их как братьев и единоверцев". Утверждалось, что молдавское правительство не только сохранит за ними все привилегии и права, которыми они пользовались под правлением Российской империи, но значительно их расширит. В прокламации говорилось, что в новом отечестве задунайские переселенцы "найдут справедливость и защиту... Однако по истечении трехлетнего срока льготы задунайских переселенцев, данные им царским правительством, стали отменяться властями Молдавского княжества. Его правители увеличили налоги, ввели новые трудовые повинности и латиницу. Церковь и верующие были разобщены. Одна часть приходов, оторванных от Кишиневско-Хотинской епархии, была подчинена Галацкой, а другая - Хушской епископии. По отношению к гагаузам и болгарам, оставшимся в южной части Буджака, была предпринята попытка введения рекрутской повинности 1860 г. Намерения правительства Молдавского княжества во главе с М.
Когэлничану 1818-1891 гг. По утверждению молдавского историка И. Анцупова, в 1860-1862 гг. Титоров "Българите в Бесарабия", София, 1903, с. На территории, контролируемой русскими властями, осели лишь немногим более тысячи человек. По разрешению царя в 1861 году 300 гагаузских и болгарских семей получили право поселиться в пределах России. Им полагалась денежная помощь в размере 125 рублей на одну семью. Вопрос этот носил политический, а не экономический характер. В приграничной полосе Буджака, контролируемой царской Россией, выходцы из "Бессарабского участка" в 1861 г. На место бежавших из "Бессарабского участка" людей приходили крестьяне из Добруджи, припрутских сел Бессарабии, из Молдовы и Валахии, пишет И.
Время стабилизации движения гагаузского и болгарского населения в пределах царской России совпало с процессом дальнейшего развития капитализма и проведения реформ, наиболее важной из которых была крестьянская реформа. Она была осуществлена в разное время в районах, расположенных на левом берегу Днестра, и северной части Бессарабии, находившейся под юрисдикцией России. В левобережных районах, являвшихся составной частью Херсонской губернии, реформа была проведена на основе "Манифеста об отмене крепостного права" и "Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", подписанных императором Александром II 19 февраля 1861 г. Эти положения не коснулись основной массы крестьян Бессарабии, в том числе гагаузов и болгар. Они юридически считались свободными - в этом была специфика Бессарабии. В Бессарабии на положении крепостных была лишь часть цыган 11,5 тыс. Для их раскрепощения в 1861 г. Цыгане были освобождены от крепостной зависимости, но в течение двух лет они не имели права переходить от одного помещика к другому без согласия своего бывшего хозяина. В России были осуществлены и другие реформы - земская и судебная 1864 г. Хотя они в Бессарабии и были проведены позже, но все они касались и жизни гагаузов.
В крае без его "Бессарабского участка" в 1869 г. Бессарабское земство являлось одним из самых реакционных в России. Негативные последствия деятельности земских учреждений выборных органов местного самоуправления, ведавших вопросами просвещения, здравоохранения, строительства дорог, местной торговли, ис-пытали на себе задунайские переселенцы. Земства полностью контролировались государственной властью. Выборы в губернские и местные учреждения проводились не на основе всеобщего избирательного права, а на принципах имущественного ценза и куриальной структуры выборов гласных. Из 28 членов всех уездных управ Бессарабии было 18 помещиков, 4 чиновника, 1 купец и крестьянина. В губернском земском собрании из 53 "гласных" были 41 помещик и всего 4 крестьянина. Осуществление земской реформы в Бессарабии затянулось до 1869 г. Судебная реформа в Бессарабии также была проведена в 1869 г. Учрежденный окружной суд 2-го разряда входил в состав Одесской судебной палаты.
В городах и уездах были созданы мировые суды, которые избирались земскими собраниями. Для участковых мировых судей апелляционной инстанцией был создан съезд мировых судей округа для Бессарабского окружного суда - Одесская судебная палата. Учреждалась адвокатура. Судопроизводство велось на русском языке. На территории Бессарабии без "Бессарабского участка" городская реформа была осуществлена на основе городского положения от 16 июня 1870 г. В крае начали открываться городские думы. Несмотря на то, что реформы 60-70-х годов сохранили значительные феодальные признаки, их проведение способствовало развитию капиталистических отношений в Бессарабии. В целом эти реформы, касавшиеся и гагаузов, означали продвижение царской России по новому пути развития. Военные реформы в Российской империи в 60-70-х годах также были вызваны отменой крепостного права и развитием капиталистических отношений, которые требовали создания новой армии, оснащенной новейшей по тем временам военной техникой. Несостоятельность армии такой огромной империи, как царская Россия, вскрыло позорное ее поражение в Крымской войне 1853-1856 гг.
Преобразования русской армии про-водились военным министром 1861-1881 гг. Милютиным, известным своими либеральными взглядами. В земельном вопросе он был сторонником крестьян, полагая, что таким образом их можно привлечь на сторону правительства. Введение всеобщей воинской повинности 1874 г. Обязательная воинская повинность встревожила задунайских переселенцев, которые после присоединения Бессарабии к России на 50 лет освобождались от призыва в армию. Недовольство выражали крестьяне всех уездов Бессарабии, но особенно остро оно проявилось в гагаузских и болгарских селах. Открытые протесты имели место в Комрате, Кирсово, Кубее. И все же гагаузы и болгары оказались вынужденными выполнять закон о всеобщей воинской повинности. Первый призыв на действительную военную службу проходил с 1 ноября по 14 декабря 1874 г. По данным Центрального исторического архива, в различные рода войск Одесского военного округа было направлено 112 гагаузов и болгар, представлявших третье поколение задунайских переселенцев, родившихся на бессарабской земле.
В следующем году было призвано 156 человек. Призыв в армию гагаузов и болгар - самой здоровой рабочей силы Буджака - отрицательно сказывался на состоянии хозяй-ства тех крестьян, сыновья которых надолго отвлекались от сельского труда. В целом положение задунайских колонистов в Буджаке стало ухудшаться. Сокращались размеры плодородных земельных участков, приходившихся на одну семью. Расчленение гагаузов 1856-1878 гг. Тем временем близился день воссоединения бессарабских гагаузов и болгар. Это произошло 13 июля 1878 г. Однако гагаузы продолжали оставаться расчлененным этносом. И после балканских войн 1913 г. В условиях режимов четырех государств царской России, Болгарии, Румынии и Греции их судьбы все больше расходились.
Шел постоянный насильственный процесс их ассимиляции. Парадоксально, но факт: до 1897 года в статистических отчетах царской России этноним "гагаузы" не значился. Они все еще проходили, как "болгары", или просто "православные". Хотя, как отмечал впервые открывший гагаузов на территории Бессарабии русский ученый, статистик, этнограф, библиограф, академик П. Кеппен 1793-1864 гг. Однако в его по-следующем сочинении "Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России", СПб, 1861 г. В 1854 г. Это определение надолго вошло в официальную государственную демографическую статистику царской России. Поэтому в переписи населения 29 января 1897 г. По тем временам это составляло 2,9 процента населения края.
Из них в Бендерском уезде было 27612 человек, Измаильском - 17759, Аккерманском - 10 419 человек. На основе исследования материалов Всеобщей переписи населения 1897 г. Берг 1876- 1950 гг. По его словам, гагаузы "весьма религиозны", побывавшие в Иерусалиме и в Афоне - Ф.
Но мы не должны забывать, какие деньги вкладываются в СМИ. Из каждого утюга идёт информация, что Майя Санду глава кишиневского марионеточного режима. EADaily за демократию, а Путин — плохой, Россия — агрессор. Идеологическая машина заточена так, чтобы вообще другую точку зрения не доносить. Почему это сложно делать в Гагаузии?
Потому что в Гагаузии есть церковь, гагаузы — патриархальный, верующий народ. Русская православная церковь здесь играет не последнюю роль. Жалко, что Россия не агитирует детей из Гагаузии, чтобы они приезжали учиться в Россию. Потому что дети, которые уехали учиться в Турцию, даже принимают мусульманство. Погружение в русский мир идёт не только через русский язык, но и через православие. Очень важно, что около российского патриарха появился гагауз — патриарший архидиакон, отец Константин Константин Барган. Он создал Фонд гагаузского наследия.