О том как экономика РФ спаслась и чего ожидать от нее в ближайшем будущем, корреспонденту Общественной службы новостей рассказали ведущие эксперты в данной сфере. Риски перегрева экономики России: новости к утру 18 апреля. Новости всех промышленных отраслей России. Последние новости экономики России и мире.
Бюджет России тает на глазах: как правительство планирует удерживать экономику
"" публикует самые последние новости экономики и финансов в России и за рубежом. С экономической точки зрения, Россия может регулярно делать огромные государственные заказы, связанные с обороноспособностью страны и поддерживать экономику. В 2024 году стоит ожидать роста российской экономики, но не мирного договора между Россией и Украиной, полагает доктор экономических наук Владислав Иноземцев*. Статьи, экспертные оценки, разговоры об экономике и бизнесе в России и в мире.
Бюджет России тает на глазах: как правительство планирует удерживать экономику
Новости всех промышленных отраслей России. Почему Россия свернула не туда и что с этим делать. Почему я считаю, что экономика и фондовый рынок РФ начнёт трещать по швам и рушиться уже во 2-3 квартале. Экономика — самые актуальные и последние новости экономики и финансов в России и мире сегодня. РИА Новости выбрало 10 главных ожидаемых событий в экономике в 2024 году, которые будут иметь важные последствия как для развития страны в целом, так и для каждого человека. Последние главные новости из рубрики «Новости экономики».
Регистрация
- Преодоление кризисного спада, взлет ОПК и борьба с инфляцией. Подводим итоги 2023 года в экономике
- Рекомендованные новости
- Новости экономики России и мира сегодня
- Регионы РФ переводят на мобилизационную экономику: что это значит для россиян
- Плановая экономика и новая приватизация. Главное из выступления Набиуллиной на ПМЭФ-2023
- Поделиться
Дефолт, инфляция и падение рубля: чего ждать от коллапса экономики?
При явном усилении позиций ОПК такие отрасли, как, например, автомобилестроение, переживают трудные времена. Это достаточно высокий уровень роста, учитывая, что многие ведущие страны столкнулись в последние годы со хроническим снижением производительности. Банкирос рекомендует! Худшее, надо полагать, уже позади, и основные риски отечественная экономика уже испытала в 2022 году», — сообщил Смирнов.
Он считает, что подобные или более сильные шоки, как в 2022 году, теперь маловероятны. Так как нынешние пакеты санкций уже по большому счету исчерпаны.
Таким образом, наша экономика скорее всего лишится основного драйвера в виде бюджетного финансирования. В конце прошлой недели российский Минфин выступил с принципиально важным сообщением о своей бюджетной политике. При этом Минфин заявил, что текущий объем расходов федерального бюджета за шесть месяцев 2023 года составил 14,98 трлн руб. Ведь по факту в прошлом году бюджетные расходы превысили 31,19 трлн руб. Отсюда ясно, что на вторую половину 2023 года в казне осталось значительно меньше денег, чем было истрачено во втором полугодии 2022 года. А поскольку бюджетное финансирование пока было основным драйвером для экономики, то спад экономической активности да еще и на фоне ускоряющейся инфляции весьма вероятен. По его словам, при высокой зависимости экономики от госрасходов и при неизбежном цикле ужесточения денежно-кредитной политики от нашего Центробанка, во втором полугодии «может быть очень больно российской экономике».
А вслед за этим подтянутся и другие цены.
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.
Они приводят многочисленные примеры ущерба, причиненного экономическому потенциалу России. Здесь и утечка мозгов по причине исхода талантливых и компетентных специалистов, и мощный отток капитала, и утрата западных технологий и секретов производства, и вывод из страны прямых иностранных инвестиций, и утрата рублем статуса конвертируемой валюты, и ограничение доступа к мировым рынкам капитала, и потеря финансового благосостояния. По их мнению, совокупный эффект от санкций снижает долгосрочный потенциал развития России. Есть еще одно объяснение стойкости российской экономики.
Заключается оно в том, что Путин перевел ее на военные рельсы. Военный бюджет за 2023 год удвоился и составил более ста миллиардов долларов, то есть треть от общего объема государственных расходов. Прежде технократы из министерства финансов и Центробанка спасали экономику от финансовых кризисов, борясь с инфляцией, создавая валютные резервы и ограничивая дополнительные расходы. Путин более оптимистичен в своих оценках. Выступая недавно в Туле, являющейся центром российской военной промышленности, он сообщил о том, что, согласно оценкам Всемирного банка, российская экономика обошла всю Европу за исключением двух стран по показателю ВВП по паритету покупательной способности. Президент России считает, что, если конфликт на Украине затянется, он получит преимущества, так как западным демократиям труднее сохранять свою приверженность избранному курсу.
Регионы РФ переводят на мобилизационную экономику: что это значит для россиян
В этом случае фактический размер дефицита может в 3-4 раза превысить прогнозный и составить 9-10 трлн руб. При таком сценарии развития событий правительству придется еще активнее использовать средства Фонда национального благосостояния ФНБ , а также усилить политику внутренних заимствований. Не исключено, что Минфину даже придется прибегнуть к такому болезненному приему, как бюджетный секвестр, который предполагает пересмотр определенных расходных статей с целью их сокращения. Учитывая нынешнюю ситуацию с валютными поступлениями, скорее всего, ЦБ и дальше будет продолжать политику ослабления курса рубля.
На данный момент это является одним из главных рычагов по компенсации падения нефтяных доходов, в связи с чем уже скоро мы можем увидеть доллар по 80, а то и по 85 рублей. Параллельно с этим будет наблюдаться рост процентных ставок, что может иметь весьма заметные последствия для рядового населения. Но самое интересное может начаться после того, как в ЦБ примут окончательное решение о дополнительной денежной эмиссии, которая активно обсуждается в последние месяцы.
Проведена она может быть не в обычной форме, а в виде запуска цифрового рубля, который может частично появиться в обращении уже в самое ближайшее время. Впрочем, есть немало экспертов, которые оценивают перспективы российской экономики довольно оптимистично. Их прогнозы базируются на том, что в ближайшие месяцы рост бюджетного дефицита замедлится и его итоговое годовое значение превысит плановое не больше чем в 2 раза.
Но за жизнь будущих поколений, за детей и внуков реально тревожно, потому что наследство они могут получить, мягко говоря, своеобразное. А все будущие проблемы и ранее закладывались, в основном, в последние годы. И встает в полный рост не вопрос выживания — человек ко всему приспосабливается и может выжить в любых условиях. Здесь вопрос исторических перспектив, которые пока абсолютно неочевидны. Реальность на самом деле совершенно иная. Самое главное, конечно, что не случилось плохого, но это не значит, что все проблемы отпали сами собой. Они просто перенесены на ближайшее, среднесрочное или отдаленное будущее», — отметил политолог. По его мнению, проблемы усугубляются на фоне имитации политической жизни.
Давайте обсуждать, зарегистрируют или нет Андрея Богданова на выборах в президенты, уйдет Михаил Мишустин — не уйдет, кто будет вице-премьер и так далее. Принципиально ничего не поменяется, даже если произойдут отдельные кадровые перестановки. Четно говоря, не верю в серьезную перезагрузку системы. Люди с возрастом становятся все более и более консервативными. А поскольку все определяет президент, есть привычная для него конфигурация: зачем ломать то, что работает…» — считает Калачев. Эксперт таже полагает, что повестка развития вообще не является приоритетом для власти, есть только геополитические амбиции. В общем, есть ситуативное реагирование и надежда на русский «авось». Вот «авось» на самом деле — это мне кажется ключевое.
Могут встать вопросы: «Что планирует делать государство с этой денежной массой? Хочет ли государство предложить какой-то инструмент инвестирования? Например, ту же потребкооперацию. Причем, если все это будет делаться под гарантией государства, это будет интересный вариант и большое оживление нашего фондового рынка. Как эти трансформации в данных секторах экономики могут повлиять на благополучие республики? Что в одном месте убудет, в другом прибудет. Можно назвать плюсы для того же «КАМАЗа»: ушли поставщики из недружественных стран, рынок в какой-то степени стал более свободным для того, чтобы «КАМАЗу» заполнить его своей продукцией.
Но, с другой стороны, уменьшилась возможность по покупке определенных комплектующих для производства автомобилей, оборудования, станков. Это затормозит предполагаемый сценарий импортозамещения. То же самое и по добыче нефти, нефтепереработке. Определенные продукты завозились из-за рубежа по импорту, а что-то мы сами отправляли на экспорт. И тут две задачи — как сделать так, чтобы мы сами производили то, что завозили по импорту, и чтобы то, что мы поставляли по импорту в один сектор, направить, например, на Восток или Юг. Поэтому логистика сейчас должна быть отработана по-новому. Будет определенный спад на этапе налаживания этих цепочек.
Но перспектива здесь есть для того, чтобы стабилизировать ситуацию, конечно, с большими издержками, это неизбежно. Как будет выстраиваться это межбюджетное отношение регионов и центра сейчас, учитывая дефицитный бюджет РФ? Есть регионы-доноры, есть регионы-получатели финансовых средств. Согласно последней статистике, в республике было собрано налоговых платежей на сумму около 900 млрд рублей — В общегосударственном масштабе достаточно странно выглядело бы, если в Татарстане учителя получали один уровень зарплаты, а в Чувашии, например, в два раза меньше. Как раз на это и направлен процесс выравнивания бюджетных ресурсов — обеспечить примерно сопоставимые условия жизни для всех граждан России. Другое дело, что есть отдельные программы. Где-то необходимо применить навыки лоббизма, настойчивость, чтобы получить финансирование на конкретные вещи.
Например, мы проводили спортивные мероприятия и получили на это средства из центра. С одной стороны, в этих условиях возможности центра не сокращаются для этих трансфертов, но с другой — надо работать над тем, чтобы какие-то особо актуальные вещи для республики, которые выгодны для России в целом, у нас в Татарстане реализовывались. Федеральные программы могут быть совершенно разные, и надо обязательно в них входить и получать финансирование. В любом случае страна развивается, ресурсы у нее есть на сегодняшний день. Сейчас задана такая динамика, которую будет трудно остановить просто так. Затянуть пояса или нет — каждый смотрит, исходя из своих целей и задач. У всех разные проблемы: кто-то не знает, куда деть миллиард, а кто-то не знает, как перебиться с получки до получки.
Ответом на который стали серьёзные ограничения на движение капитала со стороны ЦБ. Английский экономист Уильям Филлипс 1914 — 1975 предполагал, что существует обратная связь между безработицей и уровнем зарплат; позже экономисты распространили эту логику на общий уровень цен. Когда безработица падает ниже определённого уровня, высокая занятость провоцируют рост цен. Таким образом предлагалось регулировать уровень инфляции через уровень безработицы и наоборот. Позже кривая Филлипса подвергалась серьёзной критике. В настоящее время экономистами обычно признаётся определённая зависимость между ситуацией на рынке труда и инфляцией, однако попытки вывести строгую и неизменную функцию такого рода окончились неудачей. Что делать? Вводные замечания. Первоначальные действия Правительства были направлены на сокращение вмешательства государственного сектора и предоставление мнимой свободы бизнесу.
Отчасти это совпало с реальностью — реальные частные инвестиции, с учётом сезонности, упали заметно меньше ожидаемого, что привело к оптимистичному пересмотру годовых темпов падения экономики. В сторону повышения регулярно пересматривались и планы по бюджетным расходам. С точки зрения некоторых консервативных экономистов, государство и правда ограничено в денежных средствах и потому вынуждено оптимизировать расходы в период кризиса. Мы уверены, что этот тезис попросту неверен для современной российской экономики и её финансовой системы. Предлагаемые нами меры основаны на следующих принципах: Деньги есть. Необходимо осознавать разницу между реальными и финансовыми ресурсами. Заявления вроде «денег нет, но вы держитесь» заведомо ложны в монетарно суверенной стране. У Российской Федерации всегда есть доступ к бесконечному запасу рублей — мы их печатаем. Фискальная политика ограничена лишь доступностью реальных ресурсов: работоспособного населения, накопленного реального капитала и инфраструктуры.
При наличии незанятых реальных ресурсов что для капиталистической экономики является правилом, а отнюдь не исключением государство имеет возможность «покупать» такие ресурсы — создавать рабочие места и поддерживать производство государственными заказами. Курс на процветание. Стабильность должна быть приятным последствием, а не приоритетом здоровой экономической политики. Приоритетами должны стать благополучие населения, сбалансированное с экологической точки зрения использование природных ресурсов и обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого. Придерживаясь прежнего курса на стабильность, страна рискует оказаться на новой, существенно более низкой и пологой траектории долгосрочного роста. Не только экономика. Экономические меры по природе своей ограничены. Данный текст не претендует на звание политической программы — перед вами скорее набор механизмов, доступных заинтересованным политическим силам. Прогрессивные преобразования в экономике невозможны без сопутствующих преобразований в обществе и политике.
Авторский коллектив с сожалением признаёт, что неограниченные финансовые ресурсы бесполезны в отсутствие функционирующего политического аппарата, активных граждан и видения будущего, которое мы стремимся создать. Не Zаменим. Представленные ниже меры не помогут преодолеть последствия санкций: такого железного занавеса не выдержала бы ни одна страна. Риторика полного и оперативного импортозамещения изначально являлась скорее оптимистичной бравадой, чем руководством к действию, а сейчас и вовсе осталась в прошлом. Наша задача в том, чтобы избежать худшего при текущих ограничениях, а также способствовать скорейшему восстановлению после окончания военного конфликта. Терять больше нечего. Мы не утверждаем, что знаем, как выглядит идеальная экономика. Однако сегодняшняя ситуация требует радикальных экспериментов и нестандартных подходов; кризисы стирают грань между теорией и практикой. Заимствуя фразу у иностранных коллег, нам остаётся лишь переходить реку, нащупывая камни.
Данный текст стремится дать представление о некоторых инструментах, доступных в рамках подобного подхода. При желании Страна, которая выпускает собственную валюту, собирает налоги в собственной валюте и не обязуется обменивать свою валюту на товары или другие валюты по фиксированному курсу обладает монетарным суверенитетом. Греция и остальные страны Еврозоны не являются монетарно суверенными, так как не контролируют выпуск евро, в то время как Иордания и Ирак отказались от монетарного суверенитета в пользу привязки своей валюты к доллару США. Французские колонии в Западной Африке обрели де-юре суверенитет в процессе деколонизации, однако остались монетарными колониями: восемь стран продолжают пользоваться франком КФА, чей выпуск контролируется казначейством Франции. Подробнее Дэн Сяопин 1904 — 1997 , сменивший экономический курс Китая, сравнивал реформы с переходом реки вброд по шатким камням. Государственный аппарат полагался на экспериментальные проверки, поощрял смелые разработки и, нарабатывая опыт, масштабировал удачные открытия. Далеко не все предприниматели ощутили на себе обещанное снижение административного давления. Растущие военные расходы отчасти выполняют эту задачу, не допуская слишком большого спада ВВП. Основные идеи 1.
Требование сбалансированности бюджета — это нонсенс. Чтобы расти и инвестировать, коммерческие компании занимают деньги на финансовых рынках. Наращивание долга может создать для них риски, но в той мере, в какой долговое финансирование «оправдано и разумно», оно не вызывает возражений. Точно так же ни у кого не вызывает возражений потребительское и ипотечное кредитование домохозяйств. Та же логика полностью применима для государства. Дефицитное финансирование — это норма растущей экономики. Кредит — драйвер роста. Даже если вы придерживаетесь очень консервативных взглядов, стоит иметь в виду, что у любого субъекта в экономике есть текущие и капитальные расходы, первые в норме финансируются из текущих поступлений, вторые — через долг. Это укладывается в рамки ответственного финансового поведения и справедливо как для частного, так и для государственного сектора.
Дефицит бюджета — это не страшно. Вопрос в том, как он используется. Контрциклическая бюджетная политика. Госсектор имеет существенное отличие от частного — у него по крайней мере по умолчанию нет цели извлекать прибыль. Это означает, что государство может проявлять хозяйственную активность там, где частный сектор видит убытки или низкие доходы. К сожалению, далеко не всегда высокие прибыли или их отсутствие служат симптомом общественной полезности или бесполезности той или иной деятельности. В контексте макроэкономики это связано в первую очередь с периодическими спадами и подъёмами деловой активности. Бизнес-циклы — неизменный спутник капиталистической экономики, не говоря уже о возникающих время от времени крахах и кризисах. Это стабилизирует экономический рост и способствует долгосрочному развитию.
В России же, несмотря на наличие определённых механизмов такой контрциклической политики, фактически действовала проциклическая фискальная политика из-за совмещения принципов бюджетной сбалансированности и бюджетного правила см. Сопутствовать новым фискальным подходам должно и изменение налоговой политики. Прогрессивная шкала налогообложения — это не только вопрос социальной справедливости, но и эффективной контрциклической политики особенно в части корпоративных налогов. Таким образом, они и станут определять экономический рост, служить «якорем» в контрциклической политике и будут корректироваться вниз или вверх с учётом инфляционного давления по итогам трёхлетних бюджетных периодов. Денежно-кредитная политика как поддержка фискальной. Контрциклическая фискальная политика должна сопровождаться мягкой денежно-кредитной политикой. Последняя должна быть направлена на управление обменным курсом колебания цен на мировом рынке и валютного курса — основной источник инфляции в экономике и контроль движения капитала для стабилизации платёжного баланса. Финансовые рынки с характерными для них быстрыми движениями капитала часто являются источником дестабилизации в экономике. Контроль капитала и общественный контроль над финансовым сектором не являются чем-то из ряда вон выходящим — они были нормой в развитом мире в середине XX века и сейчас постепенно получают второе дыхание.
Гарантированная занятость и реформа рынка труда. Российский рынок труда весьма отсталый на фоне западных экономик. Стабильно низкие показатели безработицы создают обманчиво оптимистичное впечатление. На деле это симптом серьёзных институциональных проблем: подстройка к экономическим спадам у предприятий идёт не столько через увольнения, сколько через сокращение премий в зарплате, и наоборот. Это создаёт почву для непотизма и низовой коррупции и затрудняет развитие механизмов эффективной конкуренции. Способ решения проблемы лежит в повышении социальной защищённости наиболее уязвимых групп трудящихся, поощрении независимых профсоюзов и реформе трудовых отношений в целом. Экономика — это не только проценты. Идеи о том, что главный ориентир и цель развития это формальные метрики экономического роста или капитализации биржевого рынка, кажутся нам вредным пережитком неолиберальной эпохи. Сейчас во многих развитых странах, ведущих международных организациях вроде ООН, широко обсуждается понятие устойчивого развития.
Полагается, что итогом государственной деятельности должно стать устранение хотя бы части экологических угроз и проблем, борьба с голодом, неравенством и отсутствием доступа к социальным благам, реализация проектов социальной направленности. Мы можем лишь согласиться и подчеркнуть важность социальной составляющей. Как показывает российский опыт, в отсутствии функционирующих политических институтов, активного гражданского общества, гуманизации системы управления, едва ли можно говорить о чём-то устойчивом и долгосрочном. Технократический подход, жертвующий благополучием, солидарностью и равенством в угоду впечатляющей статистике — верный путь к общественной катастрофе. Ниже мы подробнее остановимся на некоторых из упомянутых макроэкономических предложений. Добавим, что это лишь несколько элементов, пусть и довольно важных, из набора необходимых реформ. Неолиберализм — неформальное название совокупности экономических мер и практик, получивших распространение в середине 1970-х годов. Руководящим принципом выступала дерегуляция, поощрение рыночной конкуренции, "ответственная бюджетная политика" и ослабление позиций профсоюзов. Что делать сейчас 0.
Остановить войну. Отказ от приоритета денежно-кредитной политики перед фискальной. Низкая и стабильная ставка улучшает инвестиционный климат и позволяет предприятиям расширять горизонт планирования, а необходимую подстройку экономики возможно осуществлять прямыми фискальными, административными и отраслевыми мерами. Высокие ставки призваны удерживать в стране капитал, тем самым поддерживая курс рубля. Если ставки по рублёвым счетам существенно превышают ставки по валютным, население будет держать сбережения внутри страны. Иностранные инвесторы, заинтересованные высокой доходностью, станут выкупать обязательства в рублях, поддерживая валютный курс. В условиях закрытого счёта капитала высокие ставки бесполезны. Население не может вывести сбережения в валюту, иностранные инвесторы не могут продать рублёвые облигации, а отечественные компании не могут уйти в зарубежные активы. Неоправданно высокие ставки могут спровоцировать кризис ликвидности для местного бизнеса, усугубляя экономическую депрессию.
Расширить трансферты беднейшим слоям населения. До начала военных действий в необходимых товарах, в том числе продовольственных, отказывал себе практически каждый второй россиянин. Каждый четвёртый ребёнок жил за чертой бедности, следующей беднейшей группой были пенсионеры. В таких условиях большая часть социальных пособий тратится на коммунальные услуги, медикаменты и продукты российского производства. Повышение пособий и пенсий не повлечёт кратного инфляционного давления: местные предприятия, прежде всего пищевые, способны нарастить предложение в ответ на стабильно повышенный спрос. Увеличение пособий — более эффективная мера для борьбы с инфляцией чем заморозка цен. Заморозка цен по природе регрессивна: она расширяет покупательную способность всего населения в условиях неравномерного падения доходов. Увеличение пособий стабилизирует внутренний рынок сбыта в период потери значимой части экспортных рынков. Устойчивый рост внутреннего рынка создаст рабочие места, повысит выпуск и снизит колебания цен.
Необходимо также пересмотреть критерии осуществления платежей: значительно упростить процедуру получения пособия по безработице, увеличить его максимальный размер и длительность получения выплат. Параллельно следует поэтапно увеличивать минимальный размер оплаты труда, наряду с внедрением комплексной программы гарантированной занятости. Гарантировать общественные работы. Массовая безработица привела бы к гуманитарной катастрофе. Высадка деревьев, очистка водоёмов и реставрация зданий не заменят сотни тысяч потерянных рабочих мест, но могут смягчить удар в краткосрочном периоде. Гарантируя временную и достойно оплачиваемую работу каждому желающему, муниципальные власти могут предотвратить маргинализацию безработного населения, улучшить городскую среду для всех граждан и наладить цепочки взаимопомощи. Критично важна реализация программы именно на муниципальном, а не федеральном уровне.
Все новости в рубрике «Экономика»
- Экономика и бизнес
- Регионы РФ переводят на мобилизационную экономику: что это значит для россиян
- Названы десять главных ожиданий в российской экономике в 2024 году
- Названы десять главных ожиданий в российской экономике в 2024 году
- Экономика – последние новости
- Экономика: главные новости в России и мире | Парламентская газета
Новости экономики и финансов
«Новости Экономики» — главные новости экономики сегодня на страницах новостного сайта Свежие новости экономики и ситуации на финансовых рынках в России и Мире. Читайте последние новости на экономические темы в ленте новостей на сайте Санкции не только не смогли подорвать экономику России, но и создали для нее новые стимулы, отметил в эфире радио Sputnik сенатор Андрей гически важная для нашей страны продукция должна производиться в России, в этом направлении сделан. Загрузить еще новости. ДатаВыбрать дату. Подписаться на новости.