Новости древнерусский календарь

Всё о летоисчислении по славянскому календарю, парящем орле, белом филине, иных знаках древнего зодиака. Гончарова «Обломов» Народные праздники на 2020 год Основные праздники по древнерусскому календарю и современные церковные праздники. В этой книге дан календарь русских ведических и народно-православных праздников, содержащий также сведения о культуре, древней истории и вере славян. Многие тысячи лет назад славяне уже знали, что в году 365,25 дней и их календарь не "убежал" и не "отстал" за тысячелетия ни на день (в отличие от юлианского и многих других).

СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.Какой год сейчас в разных странах мира.SLAVIC CALENDAR.#славянский календарь#

Всё больше информации появляется про гораздо более долгую историю славян, чем нам говорят об этом учёные и историки. К примеру, в 1944 году стало известно про славянский календарь Славяно-Арийские Веды , который насчитывает много тысяч лет сокрытого прошлого наших предков. Славяно-Арийский календарь имеет название Каляды Даръ, что означает подарок Коляды — Светлого Иерарха, который разработал календарь для наших предков. И если рассматривать истоки происхождения слова календарь, то этот вариант гораздо более реалистичный, чем нам преподносит официальная наука с историей.

В каждом четном месяце второй, четвертый и т. При этом 16-й год считался священным, в нем каждый месяц состоял из 41 дня. Это было сделано по аналогии с високосным годом, чтобы учесть «набежавшие» за 16 лет четыре дня.

Новый год предвещает физический и духовный рост Различия были и в длине недели. Она состояла из девяти дней по 16 часов, день длился до захода солнца. Названия дней во многом были похожи на современные.

Отличалась среда — в славянском календаре ее называли «тритейник» от слова «три» , суббота называлась «шестица» от слова «шесть» , воскресенье — «седмица» от слова «семь». Оставшиеся два дня носили названия «осьмица» ось земли, восьмой день и «неделя» нет дел, девятый день.

Степанов, Д. Святский, В. Шаур, В. Предлагаемый нами для использования в родноверческих общинах месяцеслов основан на их работах. Год у наших предков делился на месяцы.

Строго говоря, правильнее будет сказать «лето», а не «год», поскольку в древности понятие «год» означало не «период в 12 месяцев», как сейчас, а просто «промежуток времени» 6. Само слово «месяц» подразумевает привязку к фазам луны, месяц — это период времени от новолуния до новолуния. Святский пишет: «Луна с ее фазами легче всего давала возможность вести календарный счет по неделям и месяцам. Наши предки, увидев на небе в «начале нарождения месяца» молодой серп Луны или «новец», считали 165 часов, или, округло, семь суток до «нового перекроя» первой четверти , семь суток до «подполони» или «ущерба» полнолуния , семь суток до «ветхого перекроя» последней четверти и семь суток до «межей», т. Эти четыре недели вместе с «межами» или «межимесячьем» составляли 29 суток лунного месяца, которому придавалось особое название, смотря по хозяйственным, метеорологическим и фенологическим условиям протекавшего времени года» 7. Существуют прямые подтверждения наличия такого счёта времени у древних славян. В древнерусских источниках разделяются «книжные» месяцы юлианского календаря и «небесные» месяцы.

Так, например, летописец, описывая смерть тверского епископа Арсения в 1409 году, сообщает: «наставшу месяца марту по книжному день первый, а по лунному февраля 15, в пяток по заутрении» 9. Никоновская летопись датирует лунное затмение 10 марта 1476 года следующим образом: «месяца марта 10, а небесного февраля 15... Новгородский монах Кирик в 1136 году писал: «Весто да есть, яко въ единомъ лете кьнижных месяцевъ 12, а небесных Лунъ исходить 12 лун, а 13 лун исходить 11 день... Как известно, продолжительность солнечного года и двенадцати лунных месяцев не совпадает. По этой причине нашими Предками периодически вставлялся тринадцатый месяц. Сведения о нём сохранились у чехов: он назывался груднем и добавлялся раз в три года: «ve trech letech prebyva mesic pribytny, hruden, to trinacteho mesice nastani» 12. Названия месяцев Народный обычай донёс до нас большое количество славянских названий месяцев.

К примеру, чехословацкий лингвист В. Шаур приводит свыше двух сотен наименований. Тем не менее очевидно, что ко временам праславянской общности могут относиться лишь некоторые из них — те, которые присутствуют в разных славянских языках. Гусев приводит четырнадцать общеславянских названий мы приводим здесь их русские варианты : просинец, сечень, березень, цветень, травень, червень, липень, серпень, рюен, вересень, листопад, паздерник, грудень, студень. Кроме того, исследователь полагает, что древнерусские названия «сухий» и «изок» также относятся ко времени, предшествующему расселению славян, так как встречаются в разных и «неконтактных» славянских языках. Листопад приходился на вторую половину октября — первую половину ноября. Начало года Когда же начинался год у древних славян?

Как известно, празднование нового года 1 января было введено Петром I, в летописях же встречаются два «стиля»: мартовский и сентябрьский. С сентябрьским всё просто — он привнесён из Византии. В монастырском уставе Новгородского Софийского Собора сказано: «начаток же сущих книг в первыя сентября месяца есть, в тот бо день начаток всего лета многих ради вин Греком мнится» 14. С мартовским же дела обстоят куда интереснее.

В этот день совершаются службы на всех кладбищах и погостах, на могилах и курганах наводятся чистота и порядок. Помимо Даров и Треб умершим родичам, на их последнем пристанище зажигаются священные огни свечи, лампады, огневицы. День Митры Спасителя — день почитания Бога Митры, который спас Роды Рассенов и Святорусов от засухи, даровал им воду и пищу и указал каким Родам в какие земли цветущие переселиться. За то, что Митра спас Роды, тёмные силы его приковали цепями к горам Кавказским и посылали диких птиц клевать его плоть. Митра три дня находился между Жизнью и Смертью. Она привела воинов к месту мучения Митры, где были разбиты тёмные силы, освободила от оков Митру, оживила его Силой своей Любви, после чего на Огненной Божественной Колеснице поднялась с Митрой в Небеса.

Отсюда появились легенды о том, что распятые Боги в третий день воскресают, так как на Кавказских горах был распят и Тарх Даждьбог, спасённый Лебедью Дживой. В Америке — был распят Кетсаткоатль и в третий день воскрес, спасённый женщиной. В Палестане распинали Исуса, который воскрес в третий день и об этом первая узнала Мария Магдалина. День Возрождения Тарха Даждьбога — он сражался с тёмными силами, они запросила пощады, перемирия и устроили пир. На пиру в питьё Тарху подсыпали Сонного Зелья, а когда он уснул, приковали его цепями к горам Кавказским, чтобы хищные птицы и звери терзали его плоть. Даждьбог, также, как и Митра был три дня прикован в Кавказским горам и находился между Жизнью и Смертью. Дни наречения — в месяц Элетъ, когда природа расцветает и на земле просыпаются все Природные Силы происходят обряды наречения имя, женихом и невестой, Жрецами, Волхвами, Князьями, Ханами, Витязями, Дружинниками и т. Даждьбог разрушил малую Луну Лелю и уничтожил тёмные силы, которые готовились к захвату Мидрарда нашей Земли. С той поры существует обычай на день Лели Небесной красить птичьи яйца и стукать их друг о друга. Разбившееся яйцо называют Яйцом Кощея, а целое — Силой Даждьбога.

В чем отличия славянский календарь от современного, кроме того что в нем было 9 месяцев в году

Ведантист. Древнерусская (Византийская) эра - История Земли и человечества Календарь древних славян был основан на 16-ричной системе счисления и делил продолжительные промежутки времени на Круги Жизни, каждый по 144 Лета (года), а Лето.
История календаря на Руси - История - от древности до наших дней В древнерусском календаре, до утверждения христианства, месяц назывался березозол, в народных месяцесловах также – снегогон, ручейник, водолей, первоцвет.
Карта сайта. Приложение представляет собой церковный календарь по новому и старому стилю с указанием Пасхи, великих и двунадесятых праздников.

Летоисчисление славянское: история

Ведь греческие летописцы использовали римский календарь, а воспитанники монастырей Киевской Руси – летоисчисление славянское. На Руси же, как уже сказано выше, до определенного времени использовали Славянский календарь от Сотворения мира, который также некоторые называют "византийским". В православном календаре есть несколько дат, связанных со святым Георгием Победоносцем.

Месяцы древнерусского календаря.

Савушкиной; 1991 , «Русский традиционный календарь» 2007. Но я постараюсь в своем комментарии сказать о наиболее важных, наиболее ярких моментах. Само слово «календарь» восходит к латинскому «calare» — выкликать: в Древнем Риме было принято громко провозглашать, оповещать народ о наступлении первого дня каждого месяца. В русском языке есть свое слово, почти синоним: Месяцеслов. У любого народа возникала потребность измерять время, как только осознавалась периодичность явлений природы смена дня и ночи, времен года. Наблюдения за фазами луны привели к возникновению лунного календаря, а за движением солнца — к солнечному, суточному от восхода до восхода или от заката до заката и годовому с его важнейшими точками — равноденствиями и солнцестояниями. Именно солнечный календарь оказался наиболее пригоден, полезен земледельцам, ибо в основе его — смена времен года, определяющая время подготовки земли к севу, сбор урожая. Понятно, что календарь не возник в какой-то один момент, у какого-то одного народа. Календари создавались в разные эпохи у разных народов, часто независимо друг от друга, хотя в результате культурных связей, обмена опытом и знаниями заимствовались принципы календарного определения времени. На протяжении веков календари уточнялись, развивались, дополнялись сведениями, актуальными для населения определенной эпохи.

Многое в том процессе обуславливалось хозяйственной деятельностью, осмыслением законов природы, развитием науки, господствующим мировоззрением и пр. Календари и до сих пор развиваются и до сих пор существуют разные календари у разных народов в разных частях света. Что касается славянского календаря, то, насколько нам позволяют судить источники летописные, археологические, архаические обряды и т. Например, календарь, запечатленный на поверхности кувшина IV в. Ромашки Киевской области, охватывает период с апреля по август. Календарь X в. Объясняется это достаточно архаичным представлением о том, что время не непрерывно и идет в разные периоды с разной скоростью. В народном сознании время, меняя интенсивность протекания от сезона к сезону, от начала суток или года к их завершению, в моменты высшего напряжения и наибольшего спада солнечной энергии останавливается. Соответственно, после уборки урожая, прекращения всех сельскохозяйственных работ в поле, на огороде, окончания пастбищного сезона, наступал неопределенный период: природа «засыпала» и счет времени кончался.

Русский календарь в основном держится на земледелии: это календарь, который подстраивался под землепашцев. Практически вся наша культура, и не только традиционная, а во многом и профессиональная, классическая русская культура сохраняет или в разной мере отражает мировоззрение земледельца. У нас вообще всё, что связано с урожаем, имеет корни, связанные и с человеком, — то есть с чем-то живым. Само слово «урожай» содержит в себе понятие «роды».

Присутствие костра в общине можно сравнить с нынешней наряженной ёлкой, пришедшей в Россию с принятием христианства. Огонь — обязательный атрибут крупных праздников у древних славян. Источник: Pinterest Особое место в обрядах дохристианских славян занимали святки, также длившиеся 12 дней. Их смысл немного поменялся с принятием на Руси христианства. Яркий пример можно увидеть в известном произведении Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Переходный период конца декабря — начала января соотносился у славян с повышенной активностью нечистой силы.

Граница между земным и потусторонним мирами стиралась, и жители деревни предпринимали значительные усилия, чтобы предохранить свой дом от пагубного влияния нечисти. Обереги размещались в бане или прихожей, которые считались «воротами» в потусторонний мир. Всё хозяйство обходили вместе с «магическими вещами», чаще всего вениками или помелом, дабы защитить дом и скот от разгула нечистой силы. После этого скот выпускали на улицу, предварительно разместив во дворе кормушки. Пока животные трапезничали, хозяева обходили их по кругу три раза, после чего перебрасывали через них топор крест-накрест. Сохранение домашнего скота в сохранности — основа жизни общины, поэтому их безопасности уделялось повышенное внимание. Домовой — один из самых известных представителей нечистой силы. Источник: Wikimedia Commons Новогодние гадания Неотъемлемой частью новогоднего праздника были гадания. Человек всегда стремится узнать о своём будущем, о том, что ждёт его в новом году. А кто, как не нечистая сила, выходящая в наш мир в Новый год, может помочь в этом?

О его значительности для славян свидетельствует и то, что культ Георгия Победоносца был очень распространенным у всех славянских племен. Кроме того, в разные времена и Киев, и Москва, и множество других старинных славянских городов изображали на гербе этого святого. Интересно, что история святого Георгия популярна не только у православных и католиков, но и у мусульман. Структура древнеславянского календаря Древнеславянский календарь один полный оборот Земли вокруг Солнца именует не годом, а летом. Оно состоит из трех сезонов: оусень осень , зима и весна. Каждый сезон включал 3 месяца по 40-41 дней в каждом. Неделя в те времена состояла из 9 дней, а сутки — из 16 часов. Минут и секунд у славян не было, зато были части, доли, мгновения, миги, сиги и сантиги. Сложно даже представить, какого уровня должны были быть технологии, если названия для столь малых промежутков времени существовали. Годы в этой системе мерились не десятилетиями и столетиями, как сегодня, а 144-летними циклами: по 16 лет на каждое из 9 созвездий Сварожьего Круга.

Каждый обычный год от сотворения мира в Звездном Храме состоял из 365 дней. А вот високосный 16-й год насчитывал целых 369 дней каждый месяц в нем состоял из 41 дня. Новый год у древних славян В отличие от современного календаря, в котором Новый год наступает в средине зимы, летоисчисление славянское считало началом года осень. Хотя в этом вопросе мнения историков расходятся. Большинство ученых полагают, что изначально Новый год был в день осеннего равноденствия, что помогало более точно настраивать календарь славянам от сотворения мира в Звездном Храме. Однако с принятием христианства согласно византийской традиции, начало нового года пытались перенесли на первый месяц весны. В результате параллельно существовало не только два календаря, но и две традиции отмечать Новый год: в марте как у римлян и в сентябре как в Византии и у славян. Месяцы у древних славян Первый месяц древнеславянского девятимесячного календаря назывался Рамхат начало 20-23 сентября , за ним следовали зимние месяцы Айлет 31 октября — 3 ноября , Бэйлет 10-13 декабря и Гэйлет 20-23 января. Весенние месяцы назывались Дайлет 1-4 марта , Эйлет 11-14 апреля и Вэйлет 21-24 мая. После начиналась оусень состоящая из месяцев Хэйлета 1-4 июля и Тайлета 10-13 августа.

А следующий, осенний месяц Рамхат был началом Нового года. С принятием христианства вместо римских, дали славянские названия месяцам. С установлением нового календаря Петром I месяцам вернули латинские наименования. Они остались и в современном русском языке, в то время как братские народы сохранили или вернули привычные славянские названия месяцев. Достоверно неизвестно, как они назывались с приходом христианства до реформы Петра I, однако, есть несколько вариантов, реконструированных благодаря фольклору различных славянских народов. Неделя у славян Вопрос о количестве дней в неделе до реформы Петра I остается спорным и по сей день. Многие утверждают, что их и было 7 — отсюда и сохранившиеся названия во всех славянских языках. Однако, если вдуматься в слова из «Конька-Горбунка», то становится удивительным, как в тексте 1834-го упоминается такой день недели как «осьмица», которая предшествует другому дню — «неделе». Получается, что воспоминания о девятидневной неделе остались в памяти славян, а значит изначально дней всего было 9. Как вычислить год по древнеславянскому календарю?

Сегодня многие славяне пытаются вернуться к традициям предков, в том числе и к их календарю.

Уже все знают, что есть память генетическая, передающаяся через гены или ДНК. Например, ученые установили, что в момент смерти человек становится на несколько граммов легче. Предположили, что в этот момент тело человека покидает душа — своего рода «программное обеспечение» личности. Древние люди точно знали больше, чем мы сейчас. Некоторые историки заявили, что русские люди много веков назад уже жили не только при социализме, но и при коммунизме.

Несколько тысячелетий назад на русской земле произошла страшная битва и жители Тартарии или Руси в той битве, видимо, проиграли. Некоторые исследователи говорят, что против наших предков было применено какое-то очень сильное оружие, а ударов таким оружием по нашей древней Руси было нанесено несколько. До сих пор человечество не может восстановиться от этих ударов атомным или каким другим сильнейшим оружием. Не только древняя Русь была захвачена, а весь шар земной. Но до наших дней дошли здания и сооружения, которые сейчас называют античными. Но вот интересно, подобные здания есть по всей планете, значит уровень развития цивилизации тогда был в несколько порядков выше, чем сейчас.

Например, нашей цивилизации до сих пор не по силам технология строительства колонн Исаакиевского собора, Александрийского столпа в Санкт-Петербурге. Наши архитекторы и скульпторы не могут повторить технологию воссоздания атлантов 5-6 метров высотой, римские акведуки, «мраморную вуаль». Не могут в этом помочь наши ни станки с ЧПУ, ни самые современные режущие инструменты. Но жители современной России люди начинают медленно потихоньку просыпаться, не удалось западным цивилизациям полностью убить душу русского народа.

Коляды Даръ. Древнерусский, Славяно-Арийский календарь

Разбираемся в истории российских календарей: от древнерусского лунного до советской «непрерывной недели». В Древней Руси до принятия христианства, т.е. до конца X века, счет времени велся по сезонам года. Достоверно известно, что и языческий юлианский, и позднее григорианский календари утвердились благодаря существованию в древности Римской империи. Ведь греческие летописцы использовали римский календарь, а воспитанники монастырей Киевской Руси – летоисчисление славянское.

Летоисчисление и история календаря на Руси.

Убрали тритейник и осьмицу. Хотя в последствии тритейник превратился в среду, а седьмица и неделя слились в единый день — воскресенье. Традиция отдыха в этот день так и осталась. Это подтверждается и тем, что в некоторых источниках говорится о том, что отдыхали на Руси в 3, 7 и 9 день недели. То есть как раз в седьмицу и неделю, которые слились в воскресенье. Некоторые умельцы до сих пор делают славянские календари с летоисчислением от СМЗХ. Сейчас, напомню, идет 7530 год.

То есть на момент крещения Киева шёл 6496 год от СМЗХ, а Ледовое побоище на Чудском озере было в 6750 году от СМХЗ, хотя сейчас на уроках истории мы учим совершенно другие даты: 988 и 1242 год соответственно. Лишь указом Петра I Россия окончательно перешла на юлианский позже — григорианский календарь с летоисчислением от Рождества Христова. Новый год стал отмечаться первого января, а не 22 сентября, как раньше, в день осеннего равноденствия. Думаю, не лишним будет обратить внимание на то, что несмотря на принятие христианства и введенный позже юлианский календарь, многое по-прежнему у нас связано с тем древним календарем. Например, "ушедших" поминают на 9-ый и 40-ой дни, то есть в конце недели и в конце месяца. Если было интересно, то не забывайте ставить лайк, делать репост и подписываться.

Будет ещё третья часть про время — раньше у славян было в сутках не 24 часа, а 16.

В сутках славяне насчитывали 16 часов, столько же их было и в Круге лет. В него входило 15 простых Лет и еще одно, которое именовали священным. В Сварожьем круге, по которому двигалось Солнце, также насчитывали 16 Чертогов, через них и проходило Ярило. В этих Небесных Чертогах были сосредоточены звёзды, созвездия и Солнца. А еще из Сварожьего Круга души людей попадали на землю. Вместо веков, которые длятся ровно 100 лет, славяне считали Круги жизни, которые длились 144 лета. Это был минимальный срок жизни человека.

Каждое лето содержало 9 месяцев сороковников , состоящих из 40 или 41 дня, в неделе было 9 дней, а сезонов — всего три: Оусень; Зима; Весна. Такая система обоснована тем, что каждые шестнадцать лет орбита Земли Мидгарда становится длиннее из-за влияния других планет, а Лето удлиняется на четверо суток. Также цикл связан с древними событиями. Считается, что переселение Родов Великой Расы из Даарии в Рассению длилось около 15 лет, а последнее, шестнадцатое, было потрачено на освоение новых земель и восхваление богов. В честь этого события 8 апреля по современному стилю праздновался славянский аналог Пасхи — Праздник Пасхеть. После принятия христианского вероисповедания, многие языческие праздники и обряды были объявлены незаконными и оказались под церковным запретом. Но часть из них всё же до конца искоренить не удалось, поэтому их заменили на православные, например Праздник Плодородия превратился в Вербное Воскресенье.

Потому как чуть ли не в каждой деревне был свой собственный календарь и свое летоисчисление. Вот и попробуй тут управлять империей.

Юлианский календарь стал активно вводиться на нашей территории в добровольно-принудительном порядке с момента крещения Руси. Самое смешное, что из-за разницы во временных отсчетах, даже это грандиозное событие сегодня невозможно точно датировать - то ли 988-й, то ли 990-й, то ли даже 991-й год от Рождества Христова. Приживалось нововведение плохо. Но люди жили как минимум по двум календарям. В государственном смысле - по новому, а в житейском - когда сеять, когда жать - заглядывали в свой старый календарь. В какой именно? Об этом будет чуть ниже. Церковные и светские власти не устраивало то, что народ праздники отмечал по обоим календарям, но больше всего не устраивала путаница, которую создавали летописцы, ведь русские летописцы использовали даты старого, славянского календаря, а приглашенные греки-летописцы использовали даты из нового календаря, где Новолетие отсчитывалось от первого весеннего полнолуния. Чтобы как-то упорядочить несогласованность нового календаря, в Лето 6856 эту страшную цифру мы объясним позже 1348 г.

Еще разок вспомним про Григорианский календарь. Когда же он к нам пришел? В Лето 7208 1699 Петр Первый издал указ об упразднении всех старых календарей, которые одновременно существовали на Русских землях, и ввёл западноевропейский календарь от Рождества Христова, при этом он перенёс начало календаря Новолетие со Дня Осеннего Равноденствия у Славян-Староверов и 1 сентября у христиан на 1 Генваря, и обозначил начальную дату — 1700 год: «Поелику в России считают Новолетие по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новолетие повсеместно с 1 Генваря Лета 1700 от Рождества Христова. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым Годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия.

Переход от славянского календаря к юлианскому С приходом христианства на Русь, неделя стала короче на два дня. Церковники очень быстро стали продвигать реформы во всех сферах жизни человека, в том числе и в календаре. Так им не приходилось пересчитывать дни, на которые приходятся христианские праздники. Убрали тритейник и осьмицу.

Хотя в последствии тритейник превратился в среду, а седьмица и неделя слились в единый день — воскресенье. Традиция отдыха в этот день так и осталась. Это подтверждается и тем, что в некоторых источниках говорится о том, что отдыхали на Руси в 3, 7 и 9 день недели. То есть как раз в седьмицу и неделю, которые слились в воскресенье. Некоторые умельцы до сих пор делают славянские календари с летоисчислением от СМЗХ. Сейчас, напомню, идет 7530 год. То есть на момент крещения Киева шёл 6496 год от СМЗХ, а Ледовое побоище на Чудском озере было в 6750 году от СМХЗ, хотя сейчас на уроках истории мы учим совершенно другие даты: 988 и 1242 год соответственно. Лишь указом Петра I Россия окончательно перешла на юлианский позже — григорианский календарь с летоисчислением от Рождества Христова.

Новый год стал отмечаться первого января, а не 22 сентября, как раньше, в день осеннего равноденствия. Думаю, не лишним будет обратить внимание на то, что несмотря на принятие христианства и введенный позже юлианский календарь, многое по-прежнему у нас связано с тем древним календарем.

Почему на Руси вели летоисчисление от 5508 года? Куда делись 5 тысяч лет истории?

Ведь греческие летописцы использовали римский календарь, а воспитанники монастырей Киевской Руси – летоисчисление славянское. официальное и исконно русское, то есть можно сразу увидеть, какая дата какой соответствует по традиции. В календаре отмечены особые даты и. Ведь греческие летописцы использовали римский календарь, а воспитанники монастырей Киевской Руси – летоисчисление славянское. Русское царство вплоть до семнадцатого столетия летоисчисление вело, согласно славянскому календарю, начиная от 5508 г. до нашей эры. Здесь можно рассмотреть в деталях и скачать в большом разрешении приРодный календарь славянских праздников на 2024 год. Но календарь важен не только буднями, его всегда украшают веселые праздники.

С новым, 7530 годом: Как велось летоисчисление в России до Петра I

В настоящее время мы пользуемся датировкой лет от Рождества Христова и Григорианским календарём – Самые лучшие и интересные новости по теме: Календари, славяне. Но календарь важен не только буднями, его всегда украшают веселые праздники. Пронизанный мудростью предков и отголосками древних обычаев, славянский народный календарь олицетворяет собой удивительное путешествие по золотому кругу года.

Месяцы древнерусского календаря.

Каждое Лето занимало 365,25 дней. Этот же период использовали и египтяне, а потом и в юлианском календаре, но они ввели вековую систему, то есть считали столетиями, и в этом их ошибка. К 1582 году юлианский календарь убежал аж на 10 дней, а сейчас даже на 13 дней. Потому что использовалась вековая система, то есть 100 лет. На самом деле календарная система не вписывается в десятичную, поэтому периодичность не вековая, а круговая, то есть 15 Лет идут по 365 дней, а 16-ое Лето 369 дней. Вроде бы примерно тоже самое? У христиан каждый четвёртый год високосный, и у славян добавляется 4 дня на 16 лет. Но у нас нет столетних годов так называемых, поэтому вся система уравнивается. Поэтому кому мы должны верить?

Тем, кто старше.

Столярова, эти три исторические записи имеют «текстуальное совпадение» с соответствующими статьями летописных сводов НПЛ. При этом выясняется, что эти записи вносят ясность в летописные известия, в которых наблюдается некоторая непоследовательность в имянаречении архиепископа Ильи и его брата Гавриила. Данные Син. Ситуацию разъясняют исторические записи Студийского Устава. Теперь становиться понятным, почему в летописных известиях архиепископ фигурирует то под именем Илья, то под именем Иоанн. Это косвенным образом подтверждает догадку Л. Вторая группа месяцесловных отсылок летописи, имеющих разночтения с СПК, позволяет обнаружить следы более архаичного Устава Константинопольского или Устава Великой Церкви , который к моменту создания рукописи уже вышел из употребления.

Так, в статье 6896 г. Отмеченный здесь преподобный Пахомий Великий 7 мая поминается только в соответствии с Константинопольским уставом. В СПК его память приходится на 15 мая. Нами отмечено несколько календарей, в которых память святого Пахомия приходится на 7 мая — это Евангелие 1-й половины XIV в. Лосева приводит еще в нескольких месяцесловов, где святой Пахомий поминается 7 мая, самый поздний из них датируется началом XV в. Однако возможен и другой вариант — в распоряжении летописца был месяцеслов «смешанного» типа, содержащий праздники и Устава великой Церкви, и Студийского устава. Лосева пишет о подобного рода практике[17]. Третья группа разночтений летописных месяцесловных датировок, имеющих разночтения с СПК.

Это месяцесловные отсылки, которые мы условно назвали «проложными». Дело в том, что в отдельных статьях использованные летописцем месяцесловные отсылки встречаются под данными числами только в богослужебных книгах определенного типа Прологах, Минеях и др. Стабильность их содержания «обусловлена обязательной привязкой к праздникам соответствующих песнопений»[18]. Такого рода разночтения нами отмечены в статье 6695 г. В святцах наблюдается некоторый разнобой в дне поминовения персидских мучеников, одним из которых был и Варахисий. В одних днем его поминовения является 29 марта, в других 28 марта. Так, в Супральской рукописи[19] и Минее служебной на март 1369 г. Правда, в двух последних источниках из всех мучеников персидских назван только Иона.

В сводном месяцеслове, составленном О. Лосевой, названы лишь те источники, в которых память этих мучеников отмечается 28 марта[22]. Как пишет архиеп. Сергий Спасский , в древних месяцесловах нет единства в дне, когда пострадали эти угодники, в одних пишется, что они пострадали 27 марта, в других — 29 марта, а кроме того, он отмечает, что «по актам у Ассемани… они пострадали 29 декабря»[23]. Не имея возможности исследовать все те источники, с которыми работал архиеп. Сергий, выводы можно делать лишь на основании изученных нами рукописей около 40 источников. Тем не менее, наблюдается некоторая закономерность.

Также можно попросить желаемого у Живы — просто расскажите свои надежды и мечты кукушке, она донесет их до Богини и прокует ей о вас. Также в этот древний языческий праздник славяне обменивались подарками-оберегами с дорогими и близкими им по духу людьми. Летние славянские праздники и обряды Языческие и славянские праздники в июне 1 июня Духов день или начало Русальей недели Духов день начинается с первого дня лета и продолжается всю неделю, называемую Русальей. С этого дня Марена выпускает погостить умерших предков в Явь, а их Потомки приглашают их в свои дома, раскладывая по углам березовые ветки, символизирующие Родовые связи. Однако вместе с ними активируются и не упокоенные, самоубивщиеся и утопившиеся люди. Чаще всего это женщины и Русалки. Вода в это время наиболее активно принимает и проводит энергию Прави, Силави и Яви. С помощью нее можно выздороветь, навести порчу или же что-то узнать. В качестве треб на берега рек приносили одежду и рушники для русальих детей, а чтобы духи не смогли проникнуть в тело, носили обереги с Одолень-травой. В этот день совершаются многие обряды — ведь сила такого периода очень большая. Собранные на Купало травы имеют большую ценность. Ярый огонь костра очищает людей, а вода смывает с них все горести и болезни. Пир, игры да хороводы с обрядами продолжаются с зари до зари. Это славянский веселый и жизнерадостный праздник, символом которого на весь год остаются обереги с Одолень-травой, Цветком Папоротника и Коло Года. В каждом доме начинали заготавливаться целебные банные веники и проводилась ритуальная топка бань для чистки родных — пропаривания, и последующей зарядки — восстановления здоровья при окунании в открытые водоемы. В день Аграфены Купальницы, как и на других святках, девушки всех возрастов ходили со славлениями и прошениями преподнести подарки: славянскую верхнюю одежду, рубахи с вышивкой , украшения из серебра с обережной символикой. Языческие и славянские праздники в июле 3 июля — День памяти князя Святослава День славления князя Святослава Игоревича около 942—972. У славян в этот день было принято проводить ритуальные поединки, воинские посвящения и славить Перуна. Святослав, Великий князь Киевский, — сын Игоря и Ольги, в значительной мере правившей при сыне государством до своей смерти в 969 году , поскольку князь все время проводил в военных походах. Святослав вошел в историю Древней Руси, как яркий пример воинской доблести. Его речь перед последним решающим боем с византийцами под Доростолом — свидетельство высокого понимания значения воинской чести в древнерусском обществе: «Не посрамим Земли Русской, ляжем тут костьми. Мертвые сраму не имут. Если побежим, осрамим себя. Станем же крепко. Если моя голова ляжет, промышляйте о себе». Дружинники ему отвечали: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои головы сложим». В отличие от своих предшественников, сохранявших скандинавские традиции, Святослав был первым славянским русским князем. Поэтому и приносятся требы и славления Велесу, как покровителю земледелия и скотоводства. Также в этот день величали и Алатырь, а Велеса просили пододвинуть его на время и дать душам своих предков пройти в Навь и обрести там свой покой. Чиры Велеса в этот славянский летний праздник наносились на его кумиры, а также личные и домашние амулеты-обереги. Также в этот день приносятся требы в Священном Огне. В такую дату все мужчины освящали свое оружие, чтобы оно служило верой и правдой хозяину, было острым, а также вызывали дождь после длительной засухи для спасения полей и урожай. Перуну приносились жертвы и просто щедрые требы к алтарю с кумиром и символом: выпечка, хлеб, квас. Надетая с благословлением Бога секира Перуна или другой славянский талисман охраняли владельца на чужбине и в трудных ситуациях. Это она дарит людям плодородную влагу во время грозы, тогда как Перун посылает на землю молнии. Хотя и саму Додолу иногда называют Богиней-Молнией, но всё же просят её не о суровом буйстве стихии, а о дождях, очищающих землю и наполняющих её живительной влагой. Чурами отмечали границы своих владений — на межах. Таким Чурам приносят требы в виде растительной пищи, молока, блинов и прочих продуктов. Языческие и славянские праздники в августе 1 августа Медовый Спас Накануне праздника в каждом доме хозяйки собирали букет из растений — «маковейный цветок», каждая зелень в букете имеет значение оберега. Второе название этого праздника — Медовый Спас, в этот день пасечники по традиции приступали к сбору мёда. Считалось, что с этого дня пчёлы больше не собирают мёд, и соты в ульях наполняются до краёв. На столах в капище раскладывались собранные плоды, волхвы приносили Матери земле благодарность за плодородие и освещали фрукты и овощи. До этого дня необходимо было закончить все основные работы, связанные с уборкой урожая и перейти к севу озимых. А до того, как Мать-Земля уснёт, нужно было поблагодарить её за подаренный урожай. Жрецы в эти дни проводили ритуалы благодарения Земли. В Хлебный Спас пеклись хлеба из муки нового урожая. Тесто на караваи замешивали старшие женщины в роду, заговаривая одновременно всех домочадцев на здоровье 21 августа День Стрибога Это славянский праздник в честь Стрибога, повелителя ветра и управляющего смерчами и стихийными бедствиями Бога. В этот день приносят требы для заверения своего уважения: лоскутки, зерно или хлеб и просят снисхождения — хорошего урожая в следующем году и целых крыш над головой. Стрибог является родным братом Перуна и держит в своем кулаке семьдесят семь ветров, живя на острове-Буяне. Именно поэтому предки верят — он может донести просьбу или желание Родным Богам и наказать обидчиков, где бы они не находились. Осенние славянские праздники и обряды Языческие и славянские праздники в сентябре 2 сентября День памяти князя Олега Князь Русский Олег сделал много для своего народа: заключил договор с Византией и наладил торговые пути с беспошлинным сбытом, объединил разрозненные славянские Роды в Единый — Киевскую Русь, дал достойное воспитание сыну Рюрика Игорю, и прибил свой щит как символ победы на ворота Царьграда. Вещий Олег погиб по вине своего коня, как и предсказывали это мудрые Жрецы. Как бы он не старался изменить ход судьбы, это было невозможно.

Как известно, празднование нового года 1 января было введено Петром I, в летописях же встречаются два «стиля»: мартовский и сентябрьский. С сентябрьским всё просто — он привнесён из Византии. В монастырском уставе Новгородского Софийского Собора сказано: «начаток же сущих книг в первыя сентября месяца есть, в тот бо день начаток всего лета многих ради вин Греком мнится» 14. С мартовским же дела обстоят куда интереснее. Святский пишет: «Н. Степанов выдвинул новую гипотезу о характере нашего древнелетописного счисления. Он говорит: «Тени наших летописцев давно и настойчиво протестуют против сложившегося мнения о счислении годов в древней Руси с 1 марта; оне с красноречивым молчанием выбрасывают со страниц дошедших до нас памятников ряд дат, наглядно противоречащих сложившемуся у историков взгляду». Этот исследователь... С принятием христианства и началом летописного периода наше время счисление стало равнодействующей чисто-русского и византийского счета времени, и может быть названо лунно-солнечным, при чем за начало года считалось воскресенье между 1-й и 2-й неделями Великого поста при Пасхе более поздней и Вербное воскресенье при Пасхе более ранней. Ввиду того, что Пасха празднуется в некоторой зависимости от лунных фаз, начало года было близко к полнолунию. Степанов даже думал, что в древнерусском национальном календаре за начало года принималось полнолуние фенологической весны. Свою гипотезу автор строит на целом ряде мест из наших летописей, во многом, действительно, подтверждающих его соображения. Выражения наших летописцев: «настанущу лета мартом месяцем», «в лето 6645 настанущю в 7 марта» были бы совершенно непонятны, если бы год начинался с 1 марта. Но они понятны, если годы начинались иногда в феврале, иногда в марте, в разные его числа. Иногда у летописцев события, датированные первыми числами марта, поставлены в конце данного года. Или, наоборот, год начинается описанием событий совершающихся в течение большого промежутка времени и затем встречается дата одного из первых чисел марта — ясно, что год начался в феврале... Таким образом, древне-летописный год не имел определенного твердого начала по юлианскому календарю и начало его колебалось по числам марта, февраля и даже апреля. Степанов называет такой стиль circa-мартовским» 15. Эта теория Н. Степанова весьма любопытна: хотя circa-мартовский стиль и зависит от христианской Пасхи, он, по-видимому, всё же имеет славянское происхождение. Правда, следует отметить, что начало лета а, значит, и нового цикла из двенадцати либо тринадцати месяцев у славян вряд ли могло быть приурочено к полнолунию: само слово «новолуние», «новец» указывает на начало нового месяца 16. По мнению Д. Святского, год у славян начинался с первого числа то есть, по-видимому, с новолуния месяца «сухого», приблизительно соответствовавшего марту юлианского календаря 17. Другую версию выдвинул В. Он считал, что начало года у древних славян приходилось на первое новолуние после зимнего солнцестояния: «мы принимаем точку зрения В. Чичерова о том, что начало аграрного года у древних славян приходилось на зимнее солнцестояние. Смысл зимней святочной обрядности у всех славян указывает на то, что именно с периодом, следовавшим за зимним солнцестоянием, были связаны религиозные представления, магические обряды и практические заботы земледельца о предстоящем цикле сельскохозяйственных работ. Само название месяца, на который приходилась эта обрядность «просинец» , отражает наблюдение о переходе от темноты к свету, а тем самым — от зимы к лету. Теоретически лунно-солнечный календарь, разумеется, мог начинаться и с летнего солнцестояния, и с весеннего равноденствия, но исключительное значение святочной обрядности, зачинающей аграрный год, и то обстоятельство, что «просинец» — единственное праславянское название месяца в календарной номенклатуре, связанное с постоянным астрономическим явлением, а не с неустойчивыми сезонными явлениями в области флоры или фауны, побуждает нас начинать исчисление месяцев славянского лунно-солнечного календаря именно с этого месяца» 18. При этом, согласно В.

Славянский календарь, символы на Руси

Полезные статьи о славянском народе, культуре, традициях и религии. Вот, собственно, и путь, по которому древнерусский календарь попал на юг, после чего некоторые историки стали считать его «римским изобретением». Главная» Уроки Асгарда» Звёзды и Земли» Славянский календарь: месяц 40 дней, неделя 9 дней. Славянский календарь богат на различные праздники, отражающие древние славянские обычаи и верования. Календарь Немного истории: как создавался славянский родноверческий календарь, которым мы сейчас пользуемся.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий